Администрация города отказывается засыпать дорогу

Как добиться ремонта дороги в своём городе

Администрация города отказывается засыпать дорогу

Любая дорога кому‑то принадлежит, и за её состояние отвечает владелец. В городе это муниципальная собственность, поэтому ремонтом занимаются городские власти.

Дорога у торгового центра, скорее всего, находится под контролем его владельца, поэтому латать её должна администрация. Во дворе — это придомовая территория или муниципальные владения.

В зависимости от собственника, ремонтировать эти участки должна либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо городские власти.

Не так важно, кто собственник дороги. Главное, что любую дорогу можно отремонтировать.

На какие проблемы можно жаловаться

Состояние дорог регламентирует ГОСТ . В нём записаны допустимые требования к полотну, обочинам, велодорожкам и другим элементам инфраструктуры. Если есть отклонения от нормативов, их обязаны устранить. В случае с дорогами нарушениями являются такие условия:

  • Ямы длиннее 15 см (представьте сторублёвую купюру), шире 60 см (две длины листа А4) и глубже 5 см (высота банковской карточки).
  • Выбоины меньшего размера, но на участке дороги протяжённостью от 100 м.
  • Волны глубиной больше 3 см на магистральных улицах и больше 5 см на улицах местного значения.
  • Колеи глубиной 2–3 см в зависимости от категории дороги. Колею более 5 см устраняют с помощью капитального ремонта.
  • Занижены или завышены больше чем на 1 см рельсы, железнодорожные пути, решётки ливнестоков и люки колодцев.

Эти нарушения должны устранить за 1–14 дней в зависимости от проблемы и загруженности дороги. Например, яму на автомагистрали, которая проходит через весь город, необходимо ликвидировать за день, а на велодорожке или в жилой застройке — за 12 дней.

Раньше действовал ГОСТ Р 50597‑93, но сейчас он неактуален. Нужно ориентироваться на новый ГОСТ Р 50597‑2017. Он не предусматривает отклонения от установленных параметров дорожного покрытия, о чём говорит пункт 5.2.4: «Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений».

Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской юридической службы

Куда обращаться

Существует немало сервисов, принимающих обращения граждан. Это и государственные сайты, и интернет‑ресурсы активистов.

Администрация города

Первый способ — написать обращение в местную администрацию или в управление благоустройства вашего города. Зайдите на официальный сайт населённого пункта и найдите раздел «Обращения». К письму прикрепите фотографии и укажите точный адрес проблемного места. Ждать отклика придётся примерно 33 дня: три занимает регистрация обращения, 30 даётся на ответ.

Однако это не самый действенный способ. Вам могут написать, что яма не найдена, денег нет или ремонт этого участка не запланирован.

Часто чиновники даже не пытаются пошевелить пальцем: они привыкли к безнаказанности, поэтому никто ничего не делает. Зачем суетиться, если тебе ничего не грозит за бездействие? А человек верит в чудо, что от одной бумажки все чиновники сразу бросятся работать. Но это не так.

Владимир Костров, организатор «РосЯма Липецк»

Сайты активистов

Эффективнее написать обращение через сервисы активистов. Один из популярных — «РосЯма».

Он автоматически формирует письмо по тем данным, которые вы вводите, и отправляет их в ГИБДД. К обращению лучше приложить фотографии и отметить на карте место, о котором идёт речь, чтобы сотрудник инспекции смог его найти. Перед подачей информации нужно зарегистрироваться на сайте, чтобы вы могли получить ответ на электронную почту.

В некоторых городах есть сообщества активистов, например «Красивый Петербург», «Красивый Липецк», «Красивый Киров». На их сайтах можно пожаловаться не только на дороги, но и на другие проблемы: разбитый тротуар, несанкционированную свалку или парковку на газоне.

Ресурс автоматически формирует сообщение и отправляет его ответственному муниципальному органу, но не в ГИБДД. И в этом минус: вам могут прислать отписку.

Если обращение подействовало и дорогу отремонтировали, измените статус жалобы на сайте и похвастайтесь успехом в соцсетях. Необходимые работы могут быть выполнены не лучшим образом, но это всё равно победа.

Сайт ГИБДД

За безопасностью на дорогах следит ГИБДД, поэтому самый эффективный способ — обратиться напрямую туда. Сделать это можно через официальный сайт. При этом неважно, кому принадлежит и где находится дорога: во дворе, на парковке или на центральной улице города.

После получения обращения сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли проблема. Если да — выдаёт собственнику дороги предписание на ремонт. Его должны выполнить в течение 1–14 дней согласно ГОСТу. Шаблоны заявлений можете скачать здесь, в шапке не забудьте поменять регион на свой.

У сайта ГИБДД есть особенность: в поле «Текст обращения» нельзя вставлять скопированный текст. Таким образом ведомство пресекает массовое отправление сообщений путём копипасты.

Мы обошли эту систему и стали прикладывать вместе с фотографиями текст обращения в вордовском документе, а в самом поле писать короткую фразу: «Прошу рассмотреть моё заявление (заявление и фотографии правонарушения прилагаются в файлах)».

Желательно делать обращение в формате Word 97–2003, чтобы в ГИБДД смогли его открыть и прочитать.

Владимир Костров

Если видите, что где‑то нет люка или есть опасные ямы, из‑за которых может произойти авария, сообщайте о них сразу по телефону в дежурную часть ГИБДД, чтобы ответственные сотрудники быстрее приняли меры. Возможно, этим обращением вы предотвратите ДТП или спасёте чью‑то жизнь, а не только добьётесь ремонта дороги.

Что делать, если прислали отписку, а дорогу не отремонтировали

Активисты движения «Красивый Липецк» подсчитали, что в среднем устраняются проблемы по 20–25% обращений, а в остальных случаях они получают отговорки. Сервис «РосЯма» даёт примерно такую же статистику. Но это не повод опускать руки.

Шаг 1. Обратиться второй раз

Если первое письмо не сработало, напишите ещё раз. Привлеките соседей, друзей и коллег — пусть каждый отправит обращение о проблеме. Чем больше их будет, тем больше вероятность, что муниципальные власти начнут что‑то предпринимать.

Мы делаем второй шаг и продолжаем обращаться с заявлениями до получения результата. Если получил отписку — направляешь повторное обращение в ГИБДД и одновременно пишешь в прокуратуру. За 2018 год я отправил 140 заявлений и несколько десятков жалоб, а в 2015‑м — больше 300.

Владимир Костров

Важно, чтобы ГИБДД работала по закону. Выезжающий на место сотрудник должен не только составить предписание о ремонте проблемного участка, но и возбудить дело об административном правонарушении. Если это происходит, должностному лицу грозит штраф 50–100 тысяч рублей — так у городских властей появляется гораздо больше мотивации ремонтировать дороги.

Шаг 2. Обратитесь в прокуратуру

Если яму не устраняют, а ГИБДД не возбуждает дело, нужно обращаться в прокуратуру. Она подаст исковое заявление в суд, который обяжет подрядчика сделать ремонт. Однако срабатывает это не всегда. Иногда прокуроры не хотят портить отношения с городскими чиновниками и стараются замять проблему.

Шаг 3. Напишите жалобу в МВД РФ и Прокуратуру РФ

Последняя стадия — жалоба в МВД России на несоблюдение закона сотрудниками ГИБДД или в Прокуратуру РФ на бездействие регионального прокурора. Первое обращение федеральное ведомство пересылает на уровень региона, так что оно тоже может не подействовать. Во второй раз жалобу начнут рассматривать — и тогда ждите решения проблемы.

Жалоба липецких активистов на сотрудников ГИБДД Липецкой области. После сотен таких обращений удалось добиться возбуждения административных дел. Сумма выписанных штрафов в адрес собственников дорог в 2018 году составила 29,4 миллиона рублей

Что запомнить

  1. Хорошие дороги — требование безопасности дорожного движения.
  2. Любую дорогу должны отремонтировать в срок 1–14 дней безо всяких отговорок.
  3. Если приходит отписка — нужно отправлять обращения повторно, пока проблему не решат.
  4. Молчание — знак согласия с разбитыми дорогами.
  5. Стоит подключать к делу друзей и знакомых. Если хотя бы 5% автомобилистов начнут требовать порядка, то ГИБДД утонет в горах бумаги. Им станет проще устранять проблемы не дожидаясь обращений.

Источник: https://lifehacker.ru/remont-dorog/

Дорога без конца: как благоустраивают Курск

Администрация города отказывается засыпать дорогу

Современный вид Курска во многом продиктован планом, утвержденным еще Екатериной II: по улицам, когда-то рассчитанным на проезд пары карет, теперь в несколько рядов следуют автомобили.

А претензии горожан всё те же — непролазная грязь и темнота. С 2017 года регионы России получают федеральное финансирование на благоустройство.

Почему куряне десятилетиями ждут реконструкции дорог и дождутся ли — разбирались «Известия».

20 лет по ухабам

Жители трех десятков улиц и переулков на северо-западной окраине Курска, где проживает более 7 тыс. человек, уже два десятилетия ждут появления асфальтированной дороги. Расстояние проблемного участка — 2,1 км.

Частный сектор начал здесь строиться еще в 1990-е годы. Появился он как продолжение проспекта Дружбы, где есть и асфальтированная дорога, и тротуары, и остановки.

Если отправиться дальше, миновав последние очаги цивилизации, магазин, заправку и автомойку, попадаешь в дореволюционный город — грунтовая дорога состоит из ям и ухабов.

В зависимости от сезона здесь можно наблюдать либо лужи и грязь, либо подсохшие ямы, объехать которые сможет далеко не каждый автомобиль и не каждый опытный водитель. Лучше всего сюда приезжать зимой — есть шанс проехать по утрамбованной заснеженной дороге.

Этого момента жители частного сектора ждут как спасения: и гостей не стыдно пригласить, и самим проще выехать. Общественный транспорт сюда не ходит, таксисты тоже ехать отказываются — себе дороже. Бабушки и дедушки не рискуют брать к себе в гости внуков, если те болеют. Далеко не факт, что в случае необходимости сюда проедет «скорая помощь».

Соседские войны

В ожидании наступления цивилизации в районе разворачиваются настоящие маневренные войны. Кое-какие временные дороги в частном секторе имеются — жители периодически засыпают ямы битым кирпичом или нанимают грейдер, который их слегка разравнивает. И как только подобные улучшения случаются, появляются и недовольные — те, кто не хочет терпеть проезжающих под окнами соседей.

Так, обитатели 5-го Кленового переулка нынешней осенью перекопали проезжую часть экскаватором, чтобы по их дороге, укрепленной благодаря усилиям активистов и депутатов, никто не мог проехать. Правда, оборону держали недолго — препятствие пришлось ликвидировать.

По словам Романа Данилова, местного активиста и председателя территориального общественного самоуправления, жители параллельной проспекту Дружбы Фетовской улицы засыпают ее строительным мусором, а зимой сооружают невероятных размеров сугробы — всё для того, чтобы не позволить соседям проехать по их более качественной дороге.

Ждите ответа

Между тем сторонники цивилизованного решения проблемы строчат запросы в администрации города, области и президента, писали даже на «прямую линию» главе государства. В основном все ответы сводились к тому, что работы непременно будут начаты, как только появятся средства. Надежда забрезжила на горизонте в конце 2017 года.

«Сегодня проект этой дороги, все материалы отправлены для отбора в Министерство строительства и ЖКХ, мы участвуем в этом отборе, — сообщил 2 ноября 2017 года глава города Курска Николай Овчаров.

— Надеюсь, что получим федеральную поддержку, чтобы начать строительство этой дороги. Стоимость ее около 600 млн рублей».

О том, что деньги будут выделены, курский мэр говорил и в марте 2018 года, однако очередное лето жители частного сектора прожили по-старому.

Новая надежда возникла с приходом нового губернатора. «Нам не нужно проспекты, можно двухполоску, туда и обратно, — настаивал активист Роман Данилов, попавший на прием к врио губернатора Курской области Роману Старовойту. — Нам нужно просто привезти-отвезти детей в садик, вывезти стариков. Нам нужен просто общественный транспорт».

Выяснилось, что Курская агломерация вошла в состав городов, которым направят дополнительное финансирование из федерального бюджета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На следующий год будет выделено 720 млн рублей.

«В следующем году начнем первый этап строительства дороги на Дружбе, — заверил Роман Старовойт. — Федеральный бюджет предусматривает большие объемы средств на курскую агломерацию. Мы произведем замену очередности ремонта улиц. За счет федеральных средств сделаем. А средства городского и областного бюджета перенаправим на строительство проспекта Дружбы».

Спустя неделю после приема Старовойт отправился на проспект Дружбы вместе с мэром Николаем Овчаровым. «Я обещал, что приеду и посмотрю своими глазами, — пояснил врио губернатора Курской области. — А за это время Николай Овчаров подготовил конкретные предложения: что можно сделать уже в следующем году. Мы договорились и согласовали поэтапное решение проблемы.

В следующем году будет реализовано строительство первой очереди уличной дорожной сети. Предусматриваются дороги для параллельного движения и подъезда к частным жилым домам. И тротуар с каждой стороны, чтобы можно было безопасно с детьми пройти вдоль дороги. Будут предусмотрены элементы благоустройства, в том числе электроосвещения.

Надеюсь, к концу следующего года здесь уже будет возможность проехать».

Переход в никуда

Пока решаются проблемы с автомобильными дорогами, пешие горожане пытаются найти рациональное объяснение тому факту, что и для них передвижение по городу удобнее не становится.

Надо признать, что дорожные службы Курска не скупятся на зебры, но ведут они зачастую в никуда.

На Масловке, заасфальтированной около четырех лет назад, переход нарисован словно бы в издевку над пешеходами, ведь ни с одной стороны этой узкой улицы нет тротуара.

— Никто по этому переходу не ходит, потому что все идут по дороге, а где тут еще идти? — пожимает плечами местный житель Евгений Барков.

В то же время на улице Студенческой один из пешеходных переходов решили ликвидировать, хотя подходы к нему были сделаны на совесть.

Теперь подходящие к дороге тротуары перекрыли забором, чтобы всем было ясно: идти здесь нельзя. Куда деться людям, которые выходят из автобуса на остановке, — большой вопрос.

До ближайшего перехода идти больше 100 м по незаасфальтированному островку безопасности.

Светофоры на переходах курянам очень нравятся: таймер и звуковой сигнал помогают ориентироваться и слабовидящим горожанам, и людям без проблем со зрением. Но что делать, если уже через пять секунд после начала движения пешеходов появляется сигнал о том, что пора освобождать переход?

В ГИБДД «Известиям» пояснили, что длительность сигнала светофора продиктована интенсивностью движения. Если больше времени отвести пешеходам, автомобили будут попадать в масштабные заторы. Есть объяснение и для ликвидированного пешеходного перехода — он находился близко к аналогичному, и делать две остановки в движении на протяжении буквально 120 м неправильно.

В департаменте транспорта, связи и дорожного хозяйства «Известиям» рассказали, что получили предписание ГИБДД убрать переход как необеспечивающий безопасность пешеходов — на этом участке дороги случались наезды на людей.

Одно из любимых мест семейного отдыха курян — цирк. В 1996 году старое здание сгорело, и долгие 15 лет город довольствовался лишь приезжими шапито.

Новое здание, отвечающее современным стандартам, с пандусами на крыльце, открыли семь лет назад. На площади со скамейками, фонтаном и памятникам клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину с удовольствием гуляют и дети, и взрослые.

Но вот пройти от цирка к одной из двух остановок общественного транспорта можно только через парковку.

Пешеходы и машины мешают друг другу, а стоять в ожидании зеленого сигнала светофора здесь просто негде: в дождливую погоду есть вариант встать в лужу или надеяться, что проезжающий транспорт не окатит водой с головы до ног. А когда нужный свет наконец загорается, надо успеть перебежать трехполосную дорогу за 10 секунд.

«Для меня это просто мучение, — рассказала «Известиям» курянка Светлана Бартенева. — Я вынуждена нести пятилетнюю дочь на руках, а сына-первоклассника держать за руку и буквально бегом перебегать с ними этот участок дороги.

Конечно, водители с пониманием относятся и всегда пропускают нас, даже если мы замешкались и нам уже горит красный. Но ведь и мы вначале теряем время, пока водители завершают поворот, не успевая притормозить перед нами.

Приходится смотреть в оба».

Новые дороги, старые проблемы

За последние 10 лет в городе выросло два новых микрорайона: проспект, названный в честь скульптора-курянина Вячеслава Клыкова, и проспект, названный именем руководителя строительной организации — Анатолия Дериглазова.

Проспект Клыкова соединил между собой две части города, которые ранее сообщались с помощью всего лишь одной дороги. При строительстве, видимо, не учли этого факта, так что всего через несколько лет четырехполосную дорогу пришлось расширять.

Все лето 2017 года жители, заселившиеся в новые многоэтажки, терпели дискомфорт, связанный с реконструкцией дороги, переносом остановок и пешеходных переходов.

Заторов стало меньше, однако во дворы по-прежнему лучше не заезжать без крайней необходимости — узкие проезды и тротуары вдоль 17-этажных домов заставлены автомобилями.

«Мы как можно быстрее стараемся выехать из двора, потому что там находиться дискомфортно», — говорит местная жительница Яна Авдеева. Женщина везет в коляске маленького сына и постоянно оглядывается, чтобы не попасть под колеса автомобиля.

При строительстве проспекта Дериглазова многие ошибки учли: дворы попросторнее и места для проезда побольше, здесь даже есть аллея для прогулок. Но дороги почти не приспособлены для пешеходов. Для автомобилистов всюду стоят ограничения скорости до 40 км/ч и знаки пешеходных переходов, но специальная разметка на дорожном полотне отсутствует.

Всё бы ничего, все почти привыкли, если бы не одна особенность: на дороге нет освещения. Даже со скоростью 40 км/ч в темное время суток ехать здесь опасно, ведь пешехода в темной одежде увидеть практически невозможно.

Как оказалось, проблема в том, что проспект находился в областной собственности и администрация города ничего сделать с ним не могла.

«К сожалению, если мы будем там делать какие-то работы, то это будет нецелевое использование бюджетных средств, — пояснял еще три года назад глава города Николай Овчаров.

— Поэтому сегодня мы работаем с дорожным управлением, для того чтобы обустроить эту дорогу или вообще передать ее в муниципальную собственность».

Последний вариант и был реализован в апреле этого года, дорога теперь принадлежит городу, однако обещанная реконструкция на ней до сих пор не началась. В октябре жители проспекта подписали петицию с требованием привести в порядок его инфраструктуру. Однако им придется подождать еще.

«Всех волнует дорога на Дериглазова, — отметил заместитель главы города Курска Сергей Малахов. — Мы уже проводим конкурсные процедуры на определение подрядчика. В муниципальном бюджете мы нашли немного денежных средств, для того чтобы начать первую очередь реконструкции этой дороги».

На сайте госзакупок размещен тендер на проведение работ, предусматривающих устройство заездных карманов с остановочными площадками, тротуаров и сети наружного освещения автомобильной дороги. Планируемым сроком окончания контракта обозначен декабрь 2020 года.

Источник: https://iz.ru/812057/elena-ilina/doroga-bez-kontca-kak-blagoustraivaiut-kursk

«Как после ковровой бомбардировки»: волгоградцы внесли на народную карту убитых дорог 60 отметок

Администрация города отказывается засыпать дорогу

18 марта 11:04

Первая отметка на нашей карте будет в Центральном районе на улице Пархоменко.

Фото, которые мы публикуем сейчас, мы отправили в пресс-службу администрации Волгограда ровно неделю назад с вопросом: «Когда планируют отремонтировать улицу Пархоменко?».

Спустя неделю мы не получили ответа. Сотрудник пресс-службы, у которого этот вопрос был «в работе», сегодня отвечать на звонки не стал. Мы все же ждем. 

Волгоградскими фотографиями можно смело иллюстрировать лексические словари. Слово «бездорожье» с такой картинкой даже не обязательно объяснять 

Мария Часовитина 

Пархоменко во всей своей красе. Тут даже пешеходам не место 

Мария Часовитина

Волгоградские водители — самые оптимистичные. Другие бы давно побросали свои машины

Мария Часовитина

Был чемпионат — и не стало. Он, как и дороги Волгограда, непостоянен 

Мария Часовитина

18 марта 11:48

Первые две отметки есть (мы долго подбирали вид иконки, три волнистые линии нам показались очень похожими на дороги Волгограда). Едем дальше. На WhatsApp у нас уже около 10 красочных сообщений. Спасибо за отклик, дорогие читатели!

18 марта 12:01

Автор видео: Александр Касаев 

Это очаровательный волгоградский закат и менее очаровательная дорога на улице Фадеева в Красноармейском районе Волгограда.

— Улица Фадеева в границах улицы Бахтурова и 50 лет Октября, — говорит Александр Касаев. — Это по сути подъезд к парку «Юбилейный», который так пиарят местные чиновники. В сущности все дороги Красноармейского района, кроме продольных магистралей — Лазоревой, проспекта Героев Сталинграда и 40 лет ВЛКСМ, убиты. Пересечение дорог с трамвайными путями не выдерживает никакой критики. 

18 марта 12:16

На что могут вдохновить дороги Волгограда горожан? На вот такое эпичное видео. Автор Александр Касаев, говорит: «Это не Чернобыль», и уточняет, что в главных ролях — улицы Караванная и 2-я Караванная в Красноармейском районе. 

18 марта 12:19

Вот так сейчас выглядит карта. Застреваем местами, но едем дальше. Попутно отвечаем на вопрос: «Как долго будете вести онлайн? Я по пути с работы сфотографирую». Отвечаем — до последнего вашего сообщения, то есть сегодняшним днем вряд ли ограничимся. Не торопитесь — смотрите внимательнее под колеса. 

18 марта 12:34

Убитые дороги Волгограда — это очень часто и «наследство», достающееся горожанам после коммунальных раскопок. 

— Самый настоящий ужас на улице Островского в Центральном районе Волгограда, — говорит волгоградец Иван Бацунов. — Во дворе ЦУМа у гостиницы «Старый Сталинград», там же детские художественная и музыкальная школы, прокладывали пластиковые трубы, и после этого вообще очень тяжело ездить стало. Песок, которым засыпали траншеи, просел давным давно.

18 марта 12:38

— Вся Верхняя Судоверфь — одна большая яма, — сообщают жители Красноармейского района. — Плюс еще и гадюшник. Дворников вообще нет.

Уважаемые читатели, напоминаем, что вечером мы подготовим список для мэрии, поэтому называйте, пожалуйста, конкретные улицы. Так будет удобнее нам и понятнее чиновникам. Наш номер все тот же — +7 917 840–00–50. 

18 марта 12:41

— Двор по адресу проспект Ленина, дома 85 и 87, не ремонтировался со времён постройки, — уверены волгоградцы. — Дороги там не делали никогда. 

18 марта 12:44

Подъем от заправки «Лукойла» до офиса «Концессий водоснабжения» и Федеральной службы судебных приставов — головная боль тысяч волгоградцев. Ямы именно этой дороги горожане недавно подарили одной из названных компаний.

— Ездить невозможно. Ямы такие, что цепляешь дном машины, — говорит автор фотографий Михаил Мельников. 

Так в Волгограде выглядит дорога, которая ведет к судебным приставам 

Михаил Мельников

18 марта 13:10

А это улица Богданова в Советском районе Волгограда. Тут свой набор ям. Все разбитые дороги города-героя похожи друг на друга, как братья-близнецы.

Ремонта на Богданова не было очень давно, поэтому ямы тут растут безнаказанно

Юрий Григорьев 

— Вот такая яма у нас на Богданова, — говорит Юрий Григорьев. — Будете проезжать мимо домов № 25, 28 и 30, будьте осторожными.

Под толщей воды разглядеть реальную опасность очень сложно 

Юрий Григорьев 

18 марта 13:18

18 марта 13:19

С коллективной просьбой в адрес администрации Волгограда обращаются жильцы улицы Кузнецова в Краснооктябрьском районе. По словам волгоградцев, водители маршрутки № 43 прозвали их дорогу «минным полем». 

— Очень просим от имени многих жильцов и пассажиров: пусть наконец-то займутся улицей им. Кузнецова, — пишут читатели V1.RU. — Просто кошмар. Хотя бы засыпали ямы…

18 марта 13:32

Источник: https://v1.ru/text/transport/66020383/

Как добиться ремонта дороги с помощью 2-3-х листов бумаги? Очень просто!

Администрация города отказывается засыпать дорогу
    Многие не верят, что добиться ремонта дороги можно при помощи всего 2-3-х листов бумаги. Мы сейчас разберемся почему они в это не верят и как на самом деле это можно сделать…

    Буквально на прошлой неделе мы получили несколько совершенно похожих вопросов от жителей нескольких районов частного сектора – они просили нашей помощи, т.к. дороги на их улицах разбиты, а на их неоднократные обращения никто не реагирует и никаких мер не принимает.

Пару сообщений мы получили в группе “РосЯма Липецк”, а одно пришло по электронной почте на адрес группы rosyama48@gmail.com

    Вот так выглядит одна из этих дорог:Отличные почти лунные кратеры! Хотя по закону должна быть нормальная ровная земная дорога.    При этом жители утверждают, что неоднократно обращались в администрацию с просьбами ремонта. Видимо в наших администрациях все посты захватили пришельцы, которым эти лунные кратеры напоминают их родной инопланетный бардак, потому что другого объяснения их бездействия нет. Соответственно обращаться в администрацию абсолютно бессмысленно, это все равно что спрашивать козла кто всю капусту на огороде съел! Козел все равно не сознается и ничего полезного вам не сделает, т.к. козел думает только о себе…

    Администрацию не нужно просить о ремонте, от администрации нужно требовать ремонта, т.к. любая администрация и любой мэр обязаны учитывать мнение горожан и выполнять их законные требования.

    Вопросы содержания дорог общего пользования, а так же обеспечения безопасности дорожного движения регулируются федеральными законами.

Поэтому в данной ситуации мы имеем дело с нарушением федеральных законов. Соответственно обращаться нужно в прокуратуру, т.к. именно она занимается надзором за соблюдением законов.

И именно прокуратура обязана устранять беззаконие, творимое администрацией.

    Т.к. у нас нет столько свободного времени, чтобы самим объезжать все улицы города, мы создали несколько шаблонов заявлений в облпрокуратуру, чтобы каждый горожанин мог воспользоваться одним из них и либо отправить личное заявление, либо вместе со своими соседями собрать подписи и отправить коллективное заявление Прокурору области:

1) Личное заявление – https://docs.google.

com/document/d/11dT7ze0p_msxX39XBrWdcbLadNefDf9RACRKSoodLiw/edit – это заявление может заполнить любой гражданин (житель Липецкой области или житель любой другой области), который просто проезжал по нашим дорогам и увидел повреждения на них. При этом не важно в каком районе города (или области) Вы живете.Таким образом Вы можете заявить о повреждениях любой дороги, по которой Вам приходится ездить.

2) Коллективное заявление – https://docs.google.com/document/d/1IzLYwtKlJXi1W_pki2pHGBphVJMZ1zuOqQHjMG1ptgA/edit – это заявление идеально подходит для дорог частного сектора, т.к.

жители обычно все друг друга знают и собрать 15-20 подписей соседей для них не проблема. Хотя, точно так же, это заявление можно использовать и в любом жилом массиве города, т.к.

если дороги реально разбиты, то найти среди соседей 5-10 человек, готовых подписать это заявление, тоже не проблема.

    В этом заявлении 3 листа бумаги, в шапке указываете от жителей какой улицы (можно указать 2-3 улицы), далее в тексте указываете название улицы (можно несколько смежных улиц), дорога которой разбита, в пункте 3 указываете полностью ФИО и адрес (индекс, город, улицу, дом, квартиру) человека, которому должны прислать ответ, и в таблице собираете несколько подписей жителей улицы (не обязательно заполнять все строки, хотя чем больше жителей подпишут – тем лучше).

    При этом жители одной улицы вполне могут подписать заявления по другим улицам, т.к. это дороги одного района, тем более если это смежные улицы, по которым приходится ездить всем жителям. Т.е.

в одном заявлении можно указать либо одну конкретную улицу, либо несколько смежных улиц – смотрите сами как будет удобнее, чтобы не подписывать 10 заявлений, можно собрать все улицы района в 3-4 заявления.

ВАЖНО: Не нужно запрашивать у нас права на изменение шаблона заявлений. Вы можете скачать себе эти шаблоны через меню “Файл / Скачать как…“, и затем редактировать полученные файлы.

    Все заявления нужно делать в 2-х экземплярах, заполнять и подписывать так же нужно оба экземпляра, чтобы у вас на руках оставался один комплект, т.к. он пригодится в дальнейшем.

    В этих шаблонах уже прописаны все ссылки на федеральные законы и ГОСТы, которые регулируют вопросы содержания дорог и ответственность местной власти. Т.е. это законные требования, которые обязательны к исполнению.

Достаточно заполнить свои данные в шапке, указать в тексте заявления названия улиц, дороги которых разбиты или повреждены, и подписать его или собрать подписи соседей.

Таким образом всего 2-3 листа бумаги с законными требованиями заставят прокуроров проверить состояние этих дорог и либо по-хорошему обязать администрацию провести ремонт, либо в судебном порядке обязать провести ремонт.

В некоторых случаях наши прокуроры тоже страдают слепотой и делают вид, что проблем на дороге нет, но это очень легко опровергается повторным заявлением на бестолковый ответ прокурора (шаблон такого заявления у нас тоже скоро появится, т.к. мы уже получили несколько ответов от “слепых” прокуроров).

    Поэтому, если прокуроры (под нашим и Вашим пристальным надзором) все-таки подают иски в суд, и суд выносит решение о ремонте дороги (т.е. администрация обязана привести дорогу в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93), то за неисполнение решения суда ответственным лицам администрации (самой администрации, ДепТранса или МУ УГС – пока не очень важно!) грозит уголовная ответственность. Вот на что способны 2-3 листа бумаги с законными требованиями! Так что всем, кто пытается ныть о том, что законы у нас в стране не работают, предлагаем для начала самим попробовать этот вариант в деле, а потом уже ныть, если уж очень хочется именно поныть… Законы в стране есть, законы достаточно хорошие и работающие. Просто нужно добиваться соблюдения этих законов. Вот и весь секрет!    Да, ремонта разбитых дорог приходится именно добиваться! Но это вполне реально и ничего невозможного здесь нет. Так что берите на вооружение эти шаблоны, заполняйте заявления и отправляйте в прокуратуру. Их легко можно переделать под любой другой город/район/область, достаточно исправить всего несколько строк.

    Мы уже добились подачи прокуратурой Октябрьского района г.Липецка исков в суд по 5-ти участкам с разбитыми дорогами – 3 участка ул.Стаханова и 2 участка ул.Папина. Вот для примера один из 5-ти ответов (по ул.Стаханова):

    При этом один из участков ул.Стаханова уже отремонтировали (от пр-та “60 лет СССР” до ул.Водопьянова), а по второму участку (от пр-та “60 лет СССР” до ул.

Катукова) на сайте госзакупок уже заявлен контракт на ремонт (http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=6660200).

Более подробно вся эта история с нашими заявлениями описана вот здесь – http://a-agni.livejournal.com/17411.html

    Никакие ответы администраций о том, что у них нет денег на ремонт и т.д., никому не интересны, и суд не имеет права принимать эти ответы как обоснование беззакония, т.к. ни в одном законе нет разрешения не исполнять федеральные законы по подобным причинам.

    Нашему примеру уже последовали жители нескольких районов Липецка.

В частности таким образом оформлены и отправлены в облпрокуратуру заявления по разбитым дорогам Вишневого переулка (личное заявление), ул.Московской (коллективное заявление), местного проезда с ул.

Минской до ул.Городовикова (коллективное заявление), ул.Сенной, Рядового переулка, ул.Смоленской (коллективное заявление).

    Хотите добиться ремонта дорог? Заполняйте заявления и отправляйте в прокуратуру – ничего сложного тут нет! Если сами не пользуетесь компьютером и не знаете как скачать или распечатать эти заявления, то попросите помощи у друзей/знакомых/родственников, которые работают с компьютером – вся информация открыта и доступна всем без ограничений. Рассказывайте о ней, делитесь ссылками, пользуйтесь сами и приобщайте окружающих – мы сами способны заставить этих безответственных чиновников наводить порядок в нашем городе, т.к. это именно наш город, а не город бездушных мэров и неповоротливых безответственных чинуш! Если они не хотят соблюдать законы РФ, значит им нечего делать в администрации и других государственных учреждениях. Их обязанность – заботиться об удобстве горожан и делать нашу жизнь в городе лучше и удобнее, а не решать свои личные проблемы за наш счет! Не хотят работать – пусть идут ко всем чертям и не морочат людям голову пустой болтовней и безответственными обещаниями.

    Куда и каким образом отправлять эти заявления? Мы сделали шаблоны для отправки Прокурору Липецкой области. Адрес областной прокуратуры: 398000, г.Липецк, ул.Зегеля, 25.

    Самый простой способ – отнести заявление лично. При этом вы несете два экземпляра заявления и на вашем комплекте вам ставят отметку о приеме.
    Можно отправить заявление почтой, желательно отправлять заказным письмом с уведомлением о доставке, такое письмо стоит примерно 50-100 рублей.
    Если заявлений несколько, то мы в таком случае отправляем их ценным письмом с описью, одно такое письмо стоит примерно 50-100 рублей (сумма зависит от веса конверта, причем если письмо тяжелее 200 грамм, то это уже ценная бандероль, которая почему-то стоит дешевле ценного письма почти в половину!). Для заполнения описи можно использовать вот этот файл – https://docs.google.com/file/d/0B9NwqZCUH87YbnUyUmUyZnY3N/edit, его надо скачать себе на компьютер и открыть (для этого у вас на компьютере должна быть установлена программа для работы с электронными таблицами “MS Excel” или ее аналог). В этом файле заполняются значения только в желтых ячейках левой части, которые автоматически переносятся в правую часть таблицы. Указываете улицы и границы этих улиц (если заявление касается участка улицы), меняете количество листов в зависимости от заявления (2 в личном, 3 в коллективном), затем указываете общий итог предметов (листов всех заявлений) и сумму ценности. В данной форме можно заполнить до 8-ми строк, т.е. можно отправить одним письмом максимум 8 заявлений (вполне достаточное количество!). Можно заполнить меньше 8-ми, если у вас получилось меньше 8-ми заявлений – никаких проблем нет. Печатаете Опись, ставите ФИО/подпись в графе Отправитель на 2-х экземплярах. Для большого количества заявлений лучше взять большой конверт. В незапечатанном виде несете заявления (в одном экземпляре) и 2 экземпляра Описи на почту. Почтальон сверяет (или не сверяет!) количество листов по описи, ставит на описи свою подпись и штамп и один экземпляр описи вкладывает в конверт вместе с заявлениями, а второй экземпляр описи возвращает вам вместе с квитанцией об оплате.    Вот так это выглядит (в этом случае как раз и получилась ценная бандероль стоимостью 49.81 руб., это без учета конверта):

ВАЖНО: Сейчас действует новая форма описи, найти ее и даже заполнить можно на сайте Почты России.

    Вот таким довольно простым способом вы можете добиться ремонта дорог у себя на районе или в любой части города. Пока еще есть время, можно успеть что-то сделать до конца этого сезона, т.к. в сентябре-октябре дорожные работы еще можно проводить. Правда в бюджете почти не осталось денег, т.к.

наши бестолковые чиновники потратили огромное их количество на ремонт дорог, которые вполне еще могли обойтись без капитального ремонта стоимостью в несколько десятков миллионов рублей! Так что не ждите милости от нашей бестолковой “власти”, а требуйте от нее соблюдения своих законных прав и интересов.

Защищайте свои права, повышайте свою правовую грамотность и не позволяйте безнаказанно творить беззаконие вокруг себя. Весь этот бардак возможен только с молчаливого согласия горожан!

    Мы продолжим наглядно и доступно рассказывать о различных вариантах защиты своих прав в разных сферах нашей жизни – вопросы ЖКХ, борьба с нарушителями ПДД, городское благоустройство и т.д. Так что следите за новостями, делитесь информацией с окружающими…

    Есть интерес к этой теме? Тогда присоединяйтесь к нашим группам:

группа ВКонтакте – “Гражданская оборона” (https://.com/civildefense48)
группа в Одноклассниках – “Гражданская оборона” (http://www.odnoklassniki.ru/group/51260059353160)
сообщество в ЖЖ  – “Гражданская оборона”

Источник: https://civildefense48.livejournal.com/1045.html

Строительство и ремонт дорог в Нижегородской области

Администрация города отказывается засыпать дорогу

Шибаршин Андрей Викторович

1.Сообщите, пожалуйста, есть ли в планах строительство монолитного моста через реку Оку в г. Павлово и в продолжении моста поднятие затопляемой дороги г. Павлово-р.п.Тумботино?

2.Сообщите, пожалуйста, о планах и сроках по строительству объездной дороги д. Галибиха в Воскресенском районе. Весь транспорт с большой скоростью проносится по д. Галибиха и по следующим деревням.

3.Осенью 2013 года сделали новую дорогу от г. Павлово до с Абабково, но осталась не отремонтирована дорога от с. Абабково до поворота на дорогу р.п.Ворсма — г. Горбатов, до поворота к гипсовому заводу «Сен-Гобен», она разбита полностью, не объехать.

4. В 2013 году осенью была отремонтирована дорога г. Павлово-д.Меленки-с.Вареж-д.Кряжи, дорога вышла хорошая, местами полностью было заменено дорожное покрытие, но там, где был ямочный ремонт, не все ямы заделаны, есть очень большие. Но не отремонтировали совершенно начало этой дороги от г. Павлово до дороги с. Таремское-д.Крюки.

Так же дорога с. Таремское-д.Крюки, связывающая федеральную трассу (поворот между д. Молявино и с. Таремское (Павловский район) с вышеуказанной дорогой Павлово-Кряжи, которая существует более 30 лет и ни разу не ремонтировалась, сейчас по этой дороге ездить даже опасно, можно повредить днище автомобиля, но она позволяет не заезжая в г. Павлово, попасть на дорогу Павлово-Кряжи.

5. Просим помощи в решении вопроса:

1) с поднятием в селе Вареж Павловского района автомобильно-пешеходного моста через р.

Реут и поднятием дороги к этому мосту от улицы Речной до улицы Лесная к домам, расположенным на улице Лесная, они находятся обособлено от деревни в 700 метрах, но находятся в черте населенного пункта.

Весной 2012 (и в 2013) года был паводок, затопило полностью мост и большую часть дороги вдоль реки Оки на месяц, вследствие чего люди были фактически на месяц «отрезаны от внешнего мира»,

2) построить альтернативную дорогу. Параллельно этой дороге выше от реки на 100 метров существует грунтовая дорога-улица со строящимися домами, там нужна дорога с твердым покрытием, т.к. после дождя невозможно по ней проехать из-за глины. Но и на эту дорогу невозможно попасть без поднятия моста в случае затопления.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам администрации муниципального района и должна финансироваться за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение о поднятии дорог в с. Вареж направлено по принадлежности вопроса для рассмотрения и ответа в администрацию Павловского района Нижегородской области.

Дорожная деятельность в Нижегородской области осуществляется за счет средств регионального дорожного фонда в соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы Нижегородской области до 2016 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 25.10.2013 № 773.

Основными источниками формирования дорожного фонда являются средства от акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и иных поступлений в бюджет области.

За счет средств дорожного фонда Нижегородской области в первоочередном порядке ремонтируются автодороги с интенсивным автомобильным движением, составляющие опорную сеть, по которым проходят основные транспортные потоки.

На сегодняшний день за счет средств областного дорожного фонда осуществляется финансирование строительства крупных социально значимых объектов: обход города Нижнего Новгорода (3-я очередь, 1-й пусковой комплекс), мостовой переход через р. Волгу на автомобильной дороге (22 ОП РЗ 22Р-0159) Н. Новгород — Шахунья — Киров.

В приоритетном порядке осуществляется строительство подъездов к сельским населенным пунктам Нижегородской области, не имеющим связи с сетью дорог общего пользования. В настоящее время в регионе более 1700 населенных пунктов не обеспечены круглогодичной транспортной связью по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования.

На основании изложенного, в условиях ограниченного бюджетного финансирования дорожной деятельности в Нижегородской области, осуществить строительство объездной дороги д. Галибиха в Воскресенском районе, строительство моста через р. Оку в г. Павлово, а также выполнить ремонт, указанных в Ваших обращениях автомобильных дорог в Павловском районе, не представляется возможным.

Вместе с тем сообщаем, что автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в областной собственности, будут поддерживаться в проезжем состоянии за счет средств, предусмотренных на их содержание. На дороге Ворсма — Горбатов в настоящее время ООО «Сен-Гобен Строительная продукция Рус» выполняется капитальный ремонт моста через р.

Кишма и участка дороги между заводом и карьером.

Источник: https://www.government-nnov.ru/?id=140965

Как граждане ремонтируют дороги, когда государство не может или не хочет этого делать

Администрация города отказывается засыпать дорогу

В конце прошлого года Марий Эл взволновала новость о том, что жители улицы Садовой в селе Семеновка решили не ждать, когда власти выделят деньги на ремонт дорог и сами засыпали ямы.

Инициатором дорожного ремонта стала группа территориального общественного самоуправления “Садовый”.

Мы поговорили с председателем ТОСа Леонидом ШЕСТАКОВЫМ об этом начинании и об их работе в целом в непростых экономических условиях.

– Леонид Леонидович, сколько существует ТОС?Сколько людей участвует в его деятельности?

– С осени 2013 года. Идею нам подало Семёновское территориальное управление администрации Йошкар-Олы. Я проходил мимо, меня и выбрали председателем.А в прошлом году мыпоменяли комитет ТОС, так как там были люди, работавшие без желания. Сейчас у нас только те, кто хотят построить водопровод и дорогу.

На собрания приходят человек 25-30, на наши субботники – до 10. Ходят одни и те же люди, так как большинству ничего не нужно. Мы и водопровод до сих пор не построили, потому что многие в основном обеспеченные жители района не хотят вкладываться: они надеются, что кто-то, когда-то им сделает.

А если кто-то отказывается принять участие в строительстве водопровода, то расходы на его прокладку возрастут, так как стоимость напрямую зависит от количества участников. Эта проблема возникла ещё в 50-х годах, когда строился район. Были разработаны и подписаны все документы, но из-за отсутствия средств не ничего построили.

Можно с уверенностью сказать, что XXI век у нас ещё не наступил.

– Расскажите подробнее, какими делами занимается ТОС?

– Наша мотивация – благоустроить район в меру своих сил.

Раньше на спуске с плотины у нашей местной речки была аварийная лестница. Мы же построили на её месте путепровод. Для удобства мам с колясками и людей с ограниченными возможностями путепровод оборудован пандусом. На его строительство мы выиграли грант в 350000 рублей в прошлом году.

Конкурсы на получение грантов ежегодно проводит йошкар-олинская городская администрация. Мы хотели получить самый большой грант, так как только на эту сумму можно было рискнуть построить путепровод, и нам повезло. Проект и все необходимые документы готовили за свой счёт по условиям конкурса.

Часть средств, помимо гранта, на этот проект ТОС собирал со своих членов, в том числе с пенсионеров. Лично мне пришлось часть денег взять из семейного бюджета, что не очень правильно.

Я разместил объявления и на соседних улицах, Медицинской и 8 марта, с просьбой принять участие в строительстве путепровода, так как он обезопасит движение детей к 21 школе и садику, но меня не услышали.

Сейчас в городе 49 ТОСов. Рост же их количества увеличивает конкуренцию за гранты и уменьшает наши шансы на их получение, но мы всё равно продолжим работу для решения наших задач. У нас пять улиц, все тупиковые и на каждой свои проблемы. Две улицы упираются в плотину, ещё одна идёт вдоль неё.

Благодаря руководителю Семёновской территориальной администрации Петру Семёнову и депутату Государственного собрания Республики Марий Эл Евгению Романову мы сделали у плотины деревянную лестницу, а в прошлом году её покрасили.

Они на собственные средства нашли рабочих и договаривались с предприятиями, чтобы те подвезли доски. Ещё на одной тупиковой улице мы установили старые освободившиеся лестницы и приварили к ним поручни. Теперь там безопасный спуск к плотине.

Также мы провели два субботника в прошлом году, где убирали территорию плотины от мусора, который любезно предоставляют нам отдыхающая молодёжь.

– Как же вы стали ремонтировать дорогу?

Каждый год пишем пожелания администрации – что надо в нашем районе построить и отремонтировать. Ямочный ремонт дорог мы указывали в таких пожеланиях всегда.

Часто беседуя с соседями, мы пришли к выводу, что если своими силами осенью не подремонтируем улицу, вывоз твёрдых бытовых отходов у нас прекратиться, а ямы будут как на улице Тельмана, по которой не всегда можно проехать. В частном секторе все улицы «убиты».

ТОСа у них нет – никто из местных жителей не проявляет инициативы, и местным жителям всё равно, какие у них дороги. В начинании нас поддержал сосед Николай и привёз пятнадцатикубовый КамАЗ щебня.

Мы собрали деньги и заказали трактор, развезли щебень по ямам и аккуратно разложили лопатами. На параллельную улицу местный житель привез битый кирпич на Газели, которым и был осуществлён ямочный ремонт.

– А мэрия как-то координирует вашу деятельность?

– На общем собрании ТОС мы обсуждаем первоочередные задачи местного значения, а затем идём в Семёновское территориальное управление для согласования плана работ на год. В мэрии мы тоже задаем свои вопросы, и их решение зависит от финансов. Нашу работу не координируют, а чаще оценивают и в конце года особо отличившимся ТОСам дают премии и благодарности.

– Поясните, какие главные трудности в вашей работе?

– В конце декабря 2016 года принят городской бюджет. Мы гадаем: выделят ли средства на наши нужды, или, как обычно, останемся без водопровода, освещения и дороги.

У нас все работают на общественных началах. Как председатель ТОСа я имею только расходы с этой должности. Трудностей много, но есть и плюсы.

Зимой раньше дороги чистили только перед выборами, а сейчас после каждого снегопада, вывозиться мусор.

– Какие проблемы вы хотите решить в ближайшее время?

– В этом году мы в первую очередь хотим построить водопровод в нашем районе. Нам никак не могут выделить деньги на проект его прокладки. Планируем собирать деньги с жителей на него.

Наши шансы ухудшаются, так как в этом году бюджет города урезали. Каким будет проект, зависит от финансирования – будет ли помогать государство или расчёт будет делаться только на собственные средства.

Но он, так или иначе, будет осуществлён.

В 2017 есть желание принять участите в новом конкурсе мэрии на получение грантов и осветить путь, который идёт по путепроводу – в тёмное время суток по нему идут дети из школы! Сейчас родители встречают детей здесь с фонариками. Но только проект освещения путепровода стоит 31000 рублей. Опять их брать с наших жителей? Почему бы директору 21 школы не подсуетиться?

P.S. В администрации Йошкар-Олы сообщили, что в 2014 году выполнен ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог села Семёновка по улицам: Гагарина, Комсомольская, Молодёжная, деревня Игнатьево 10980 квадратных метра.

В 2016 году выполнен ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги села Нолька общей площадью 10547 квадратных метра, выполнено строительство дороги в щебне в деревне Апшакбеляк общей площадью 11049 квадратных метра.

МУП «Город» выполнил работы:
– в 2015 году на ремонт улиц Молодёжная, Интернатская общей площадью 3658 квадратных метров.

– в 2016 году посыпаны щебнем и гранулятом улица Каштановая, переулок Советский, улицы Молодёжная, Гагарина, Интернатская, Льва Толстого, улицы деревень Савино, Кельмаково, Шоя-Кузнецово.

Проведено грейдирование (выравнивание покрытия, которому придается необходимый уклон, чтобы не скапливалась вода) дорог в деревнях Апшакбеляк, Савино, Нолька, в селе Семёновка по улице Авиации и в переулке Советский.

Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» сообщило, что к 24 июня 2016 года не осуществляло планового капитального ремонта федеральных дорог в Семёновском территориальном управлении, так как не подступил срок. Осуществлён обход на участке Йошкар-Ола километр 27+460 км. 33+000. На него было выделено 43263000 рублей. Тогда же был отремонтирован путепровод на этом участке за 24767565 рублей.

Алексей Серёгин

Фотографии предоставлены Леонидом Шестаковым

Источник: https://www.7x7-journal.ru/posts/2017/02/02/kak-grazhdane-remontiruyut-dorogi-kogda-gosudarstvo-ne-mozhet-ili-ne-hochet-etogo-delat

Абсолютное право
Добавить комментарий