Административное право

Авторы: Н.Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО, од­на из функ­цио­наль­ных от­рас­лей пуб­лич­но­го пра­ва пра­во­вых сис­тем со­вре­мен­ных ци­ви­ли­зо­ван­ных стран; со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих об­ществ. от­но­ше­ния в сфе­ре гос. управ­ле­ния, т. е. ис­пол­ни­тель­ной и рас­по­ря­ди­тель­ной дея­тель­но­сти гос.

ор­га­нов и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния при осу­ще­ст­в­ле­нии ими пуб­лич­но-вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Пред­ме­том А. п. яв­ля­ют­ся об­ществ. от­но­ше­ния, скла­ды­ваю­щие­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях гражд. об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва в про­цес­се дея­тель­но­сти пре­им. ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и иных гос.

ор­га­нов, а так­же ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, гос.

и му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих при осу­ще­ст­в­ле­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ох­ра­няе­мых за­ко­ном прав и ин­те­ре­сов хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов в це­лях обес­пе­че­ния без­опасно­сти лич­но­сти, об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва, ох­ра­ны об­ществ. по­ряд­ка, всех форм соб­ст­вен­но­сти, реа­ли­за­ции внеш­не­по­ли­тич.

и внеш­не­эко­но­мич. функ­ций го­су­дар­ст­ва и обо­ро­ны стра­ны. К пред­ме­ту А. п. от­но­сят­ся и те об­ществ. от­ноше­ния, ко­то­рые скла­ды­ва­ют­ся в ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-юрис­дикц. дея­тель­но­сти ор­га­нов пра­во­су­дия (про­из­вод­ст­во по де­лам об адм. пра­во­на­ру­ше­ни­ях).

Осо­бен­ность ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых от­но­ше­ний со­сто­ит в том, что од­ной из сто­рон та­ко­го пра­во­от­но­ше­ния все­гда яв­ля­ет­ся ор­ган (долж­но­ст­ное ли­цо) пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, об­ла­даю­щий оп­ре­де­лён­ны­ми го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми.

А. п. – срав­ни­тель­но мо­ло­дая от­расль пра­ва. В стра­нах Зап. Ев­ро­пы и в Рос­сии А. п. воз­ник­ло в 19 в. на ба­зе по­лицей­ско­го пра­ва, оп­ре­де­ляв­ше­го внут­рен­нее управ­ле­ние в го­су­дар­ст­ве и на­прав­лен­но­го в осн. на ох­ра­ну об­ществ. по­ряд­ка.

По­ли­цей­ское пра­во фор­ми­ро­ва­лось в эпо­ху аб­со­лю­тиз­ма, ко­гда го­су­дар­ст­во ус­та­нав­ли­ва­ло обя­за­тель­ные пред­пи­са­ния для гра­ж­дан и обес­пе­чи­вало функ­ции по­ли­цей­ско­го над­зо­ра в це­лях «упо­ря­до­че­ния жиз­ни, бла­го­сос­тоя­ния и об­ще­ст­вен­ной нрав­ст­вен­но­сти».

Ин­сти­ту­ты А. п.

как от­рас­ли пуб­лич­но­го пра­ва, нор­мы ко­то­рой рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли дея­тель­ность пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, и осо­бый су­деб­ный кон­троль за пра­во­мер­но­стью её дей­ст­вий и ре­ше­ний фор­ми­ро­ва­лись под влия­нием ли­бе­раль­ных идей о ро­ли го­су­дар­ст­ва, про­воз­гла­ше­ния прин­ци­па при­ори­те­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Ро­ди­ной А. п. счи­та­ет­ся Фран­ция. Бо­лее ран­не­му фор­ми­ро­ва­нию адм. за­ко­но­да­тель­ст­ва в этой стра­не спо­соб­ст­во­ва­ла док­три­на, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ор­га­ны управ­ле­ния долж­ны быть бе­зо­го­во­роч­но от­де­ле­ны от су­дов.

Административное право в России

В до­ре­во­люц. Рос­сии А. п. раз­ви­ва­лось как про­дол­же­ние по­ли­цей­ско­го пра­ва. Ин­сти­ту­цио­наль­ное оформ­ле­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-по­ли­тич. за­ко­но­да­тель­ст­ва про­хо­ди­ло по двум направлениям – обес­пе­че­ние «безо­пас­но­сти» и обес­пе­че­ние «бла­го­чи­ния». Нор­мы А. п.

, обес­пе­чи­ваю­щие «безо­пас­ность», рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли сис­те­му и ор­га­ни­за­цию по­ли­тич. и об­ще­уго­лов­но­го сыс­ка, сис­те­му кон­тро­ля за пе­ре­дви­же­ни­ем под­дан­ных в стра­не, цен­зу­ру пе­ча­ти, во­про­сы ор­га­ни­за­ции по­ли­цей­ской служ­бы (см. По­ли­ция) и т. п. Нор­мы А. п.

, рег­ла­мен­ти­рую­щие во­про­сы обес­пе­че­ния «бла­госос­тоя­ния», вклю­ча­ли кон­троль за вра­чеб­ным и строи­тель­ным де­лом, ох­ра­ну при­ро­ды, ре­сур­сов, по­пе­че­ние о пре­ста­ре­лых, во­про­сы обу­че­ния и др. Даль­ней­шее раз­ви­тие А. п. во мно­гом бы­ло свя­за­но с раз­ра­бот­кой Сво­да за­ко­нов Рос.

им­пе­рии, вклю­чив­ше­го раз­дел об адм. за­ко­но­да­тель­ст­ве, с из­да­ни­ем мно­го­чис­лен­ных цар­ских ука­зов.

Сис­те­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых норм, сло­жив­шая­ся до 1917, в хо­де ре­во­люц. со­бы­тий бы­ла под­верг­ну­та ос­но­ват. ре­ви­зии. В го­ды сов. вла­сти А. п. раз­ви­ва­лось не­ста­биль­но, его нор­мы не бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны.

В совр. ус­ло­ви­ях А. п. – од­на из ве­дущих от­рас­лей пра­во­вой сис­те­мы РФ, обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вую за­щи­ту прав гра­ж­дан и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре гос. управ­ле­ния, рег­ла­мен­ти­ру­ет гос.

служ­бу и её ре­фор­ми­ро­ва­ние, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вые взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва с ин­сти­ту­та­ми гражд. об­ще­ст­ва, в т. ч. ус­та­нав­ли­ва­ет та­кие ад­ми­ни­ст­ратив­но-пра­во­вые ре­жи­мы (гос. ре­ги­стра­ция, сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции, ли­цен­зи­ро­ва­ние отд.

ви­дов дея­тель­ности, кон­троль и над­зор), ко­то­рые долж­ны спо­соб­ст­во­вать раз­витию пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и тру­до­вой ак­тив­но­сти в сфе­ре хо­зяй­ст­ва, раз­ви­тию куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и т. п.

Осо­бая за­да­ча ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­вово­го ре­гу­ли­ро­ва­ния – соз­дать пра­во­вые барь­е­ры бю­ро­кра­тич. про­яв­ле­ни­ям и кор­руп­ции в гос. ап­па­ра­те, по­вы­сить от­вет­ст­вен­ность чи­нов­ни­ков за вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на них функ­ций.

Нор­мы А. п. Рос­сии, как и др. стран, не под­верг­лись об­щей ко­ди­фи­ка­ции. В осн. ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы об адм. от­вет­ст­вен­но­сти и про­це­ду­ре её при­ме­не­ния (Ко­декс РФ об адм. пра­во­на­ру­ше­ниях). Час­тич­но ко­ди­фи­ци­ро­ва­ны нор­мы А. п.

в Зе­мель­ном, Вод­ном, Лес­ном, Воз­душ­ном, Гра­до­строи­тель­ном ко­дек­сах РФ и в от­рас­ле­вых фе­де­раль­ных за­ко­нах в сфе­ре ох­ра­ны здо­ро­вья гра­ж­дан, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, в сфе­ре обо­ро­ны и безо­пас­но­сти.

Од­на из осо­бен­но­стей А. п. РФ со­сто­ит в том, что эта от­расль пра­ва со­вме­ща­ет функ­ции ре­гу­ли­ро­ва­ния, управ­ления, ор­га­ни­за­ции, кон­тро­ля с юрис­дикц. функ­ция­ми (см. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юрис­дик­ция).

В сис­те­му А. п. вхо­дят пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют об­ществ.

от­но­ше­ния, ха­рак­тер­ные для всех сфер и от­рас­лей дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус гра­ж­дан, сис­те­ма, струк­ту­ра и пол­но­мо­чия ор­га­нов испол­ни­тель­ной вла­сти, гос.

служ­ба, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вой ста­тус ком­мерч. и не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ций, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность, адм. про­це­ду­ры, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция). Эти ин­сти­ту­ты со­став­ля­ют об­щую часть А. п.

Пра­во­вые ин­сти­ту­ты, нор­мы ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют управ­ленч. от­но­ше­ния в сфе­рах эко­но­ми­ки, со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни, ох­ра­ны об­ществ. и гос. безо­пас­но­сти, обо­ро­ны, внеш­них сно­ше­ний, юс­ти­ции, со­став­ля­ют осо­бен­ную часть А. п.

А. п. опи­ра­ет­ся на нор­мы и прин­ципы кон­сти­туц. пра­ва, оп­ре­де­ляю­щие пра­во­вую ба­зу дея­тель­но­сти ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, реа­ли­за­ции и за­щи­ты прав гра­ж­дан в сфе­ре дея­тель­ности пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. Нор­мы адм.

и гражд. пра­ва за­час­тую взаи­мо­дей­ст­ву­ют в про­цес­се ре­гу­ли­ро­ва­ния иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти и др. гражд. пра­во­вых от­но­ше­ний, ко­гда дей­ст­ву­ют со­вме­ст­но пред­пи­са­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра (по­ря­док гос.

ре­ги­ст­ра­ции юри­дич. лиц, вы­да­чи ли­цен­зий на отд. ви­ды пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, пра­ви­ла ан­ти­мо­но­поль­но­го за­коно­да­тель­ст­ва и др.) и нор­мы гражд. пра­ва, ре­гу­ли­рую­щие иму­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, пра­ва и обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков гражд. обо­ро­та и т. п.

От­но­ше­ния, ре­гу­ли­руе­мые нор­ма­ми зе­мель­но­го, тру­до­во­го, фи­нан­со­во­го, эко­ло­ги­че­ско­го, ин­фор­ма­ци­он­но­го пра­ва, не­ред­ко за­щи­ща­ют­ся при по­мо­щи ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вых форм и ме­то­дов, пу­тём при­ме­не­ния мер адм. при­ну­ж­де­ния, в т. ч. мер адм.

от­вет­ст­вен­но­сти.

Нор­мы А. п., в осо­бен­но­сти ре­гу­ли­рую­щие адм. от­вет­ст­вен­ность, тес­но со­при­ка­са­ют­ся с уго­лов­ным пра­вом, по­сколь­ку в со­ста­вах адм.

пра­во­на­ру­ше­ния и пре­сту­п­ле­ния не­ред­ко об­на­ру­жи­ва­ют­ся сход­ные эле­мен­ты (напр., мел­кое хули­ган­ст­во и ху­ли­ган­ст­во).

Дек­ри­ми­на­ли­за­ция уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, как пра­ви­ло, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём ус­та­нов­ле­ния адм. от­вет­ст­вен­но­сти за со­от­вет­ст­вую­щие пра­во­на­ру­ше­ния.

Ис­точ­ни­ки А. п.: Кон­сти­ту­ция РФ, кон­сти­ту­ции и ус­та­вы субъ­ек­тов РФ, фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные, фе­де­раль­ные за­ко­ны и за­ко­но­дат.

ак­ты субъ­ек­тов РФ; нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­ст­ва РФ и фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ, ор­га­нов ме­ст­но­го само­управ­ле­ния, осу­ще­ст­в­ляю­щих го­су­дар­ст­вен­но-вла­ст­ные пол­но­мо­чия; ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния. Осо­бый ис­точ­ник А. п. – нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­во­вых до­го­во­ров РФ, об­щие прин­ци­пы и нор­мы ме­ж­ду­нар. пра­ва как со­став­ная часть пра­во­вой сис­те­мы РФ.

Административное право в зарубежных странах

Во Фран­ции А. п. фор­ми­ро­ва­лось в свя­зи с соз­да­ни­ем в нач. 19 в. адм. су­дов и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной юс­ти­ции как ин­сти­ту­та су­деб­но­го кон­тро­ля за гос. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей. Франц. сис­те­ма А. п. бы­ла вос­при­ня­та ря­дом ев­роп. стран, и к кон. 19 в.

сфор­ми­ро­ва­лась кон­ти­нен­таль­ная сис­те­ма А. п. Её це­лью яви­лось за­ко­но­дат. ре­гу­ли­ро­ва­ние управ­ленч. струк­тур и адм. про­це­дур. За­да­ча А. п.

со­сто­ит как в за­щи­те ин­ди­ви­дуу­ма от не­пра­во­мер­ных дей­ст­вий пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, так и в обес­пе­че­нии эф­фек­тив­ной дея­тель­но­сти ор­га­нов гос. управ­ле­ния (ис­пол­ни­тель­ной вла­сти). В ка­че­ст­ве пред­ме­та ре­гули­ро­ва­ния здесь вы­сту­па­ют об­ществ.

от­но­ше­ния в сфе­ре оп­ре­де­ле­ния струк­ту­ры, функ­ций и ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти ор­га­нов пуб­лич­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и пуб­лич­ных уч­ре­ж­де­ний, адм. ак­ты, адм. про­це­ду­ры, пуб­лич­ная служ­ба, адм. юрис­дик­ция и адм. юс­ти­ция. А. п.

стран кон­ти­нен­таль­ной сис­те­мы рег­ла­мен­ти­ру­ет пре­ж­де все­го ор­га­ни­за­цию сис­те­мы ор­га­нов гос. управ­ле­ния, их взаи­мо­от­но­ше­ния, внут­рен­нюю струк­ту­ру и пра­во­вой ста­тус. Кро­ме то­го, нор­мы А. п. ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния ме­ж­ду адм. уч­ре­ж­де­ния­ми и отд. гра­ж­да­на­ми.

В анг­ло­сак­сон­ских стра­нах (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США) А. п. ста­ло са­мо­сто­ят. от­рас­лью позд­нее. Дол­гое вре­мя в Ве­ли­ко­бри­та­нии в от­но­ше­нии ор­га­нов уп­рав­ле­ния при­ме­ня­лись нор­мы об­ще­го пра­ва (com­mon law). С рас­ши­ре­ни­ем гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку и др. сфе­ры об­ществ. жиз­ни раз­ви­ва­лась адм.

дея­тель­ность и ук­ре­п­лял­ся ап­па­рат адм. вла­сти. Этот про­цесс со­про­во­ж­дал­ся по­яв­ле­ни­ем спе­ци­фич. норм, от­но­ся­щих­ся толь­ко к дея­тель­но­сти ор­га­нов управ­ления.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вое нор­мо­твор­че­ст­во со­сре­до­то­чи­лось на вы­работ­ке про­цес­су­аль­ных га­ран­тий прав ча­ст­ных лиц про­тив про­из­воль­ных дей­ст­вий гос. ор­га­нов. Осн. це­лью А. п. бы­ла про­воз­гла­ше­на за­щи­та ин­те­ре­сов ча­ст­ных лиц от про­из­во­ла со сто­ро­ны ад­ми­ни­ст­ра­ции. А. п.

оп­ре­де­ля­ет жё­ст­кие рам­ки дея­тель­но­сти пуб­лич­ной ад­ми­нист­ра­ции в це­лях ог­ра­ни­че­ния форм и ме­то­дов вла­ст­но­го воз­дей­ст­вия го­су­дар­ст­ва на об­ще­ст­во и отд. лиц и с этой це­лью де­таль­но ре­гу­ли­ру­ет прак­ти­че­ски все ас­пек­ты от­но­ше­ний ча­ст­ных лиц и адм. ор­га­нов.

По­это­му во­про­сы про­це­ду­ры в анг­ло­сак­сон­ском А. п. яв­ля­ют­ся до­ми­ни­рую­щи­ми. Ор­га­ни­за­цию и струк­ту­ру гос. ап­па­ра­та А. п. рег­ла­мен­ти­ру­ет лишь в той ме­ре, в ка­кой это не­об­хо­ди­мо для ока­за­ния юри­дич. по­мо­щи ча­ст­ным ли­цам.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/1801031

1. Административное право как отрасль российского права

Административноеправо является одной из основныхпубличных отраслей права и предназначено,прежде всего, для регулированияуправленческих отношений в сфередеятельности органов исполнительнойвласти (государственного и местногосамоуправления).

Административно-правовыенормы регулируют также управленческиеотношения в процессе деятельности иныхформ осуществления государственнойвласти (законодательной, судебной), ихобслуживающих аппаратов, в сфередеятельности института президентстваи обслуживающих его структур, а такжев аппаратах прокуратуры, государственногоконтроля.

Военного управления, аппаратахЦИК РФ, счетной палаты и иных государственныхорганах. А также управленческие отношения.

Возникающие в сфере негосударственногоуправления, направленные в связи сосуществлением общественными объединенияминекоторых функций государственногоуправления (ДНД, товарищеские суды,комиссии по делам несовершеннолетнихи защите их прав и др.).

Административноеправо как понятийная категория означаетпрежде всего государственно-управленческоеправо как публичную отрасль, так какобъектом регулирования его норм и правилявляются управленческие отношения,возникающие между властными и подвластнымисубъектами права.

Инициативнойстороной в административно-правовыхотношениях, как правило, выступаетсубъект управления, обладающийгосударственно-властными полномочиямипо отношению к субъекту управления,обладающему правомочиями, то есть правомтребовать соблюдения, исполнения изащиты своих прав, свобод и законныхинтересов.

Административноеправо как отрасль права – это совокупностьнорм, правил поведения, установленныхили санкционированных государством,его уполномоченными органами власти,должностными лицами, обеспеченныхмерами государственного принуждения,в целях регулирования управленческихотношений, возникающих в сфере деятельностиорганов исполнительной власти,государственного управления, а такжев деятельности иных государственныхорганов власти и их аппаратов, вдеятельности негосударственныхорганизаций, уполномоченных в законномпорядке осуществлять управленческиефункции.

Административноеправо как отрасль законодательства –это совокупность юридических норм иправил, регулирующих поведение субъектовправоотношений в процессе осуществленияими прав и обязанностей в сфередеятельности органов исполнительнойвласти (государственной и местногосамоуправления), государственногоуправления, их должностных лиц и отношенияуправленческого характера, возникающихпри реализации других форм государственнойвласти: законодательной, институтапрезидентуры, судебной, органовпрокуратуры РФ, счетной палаты РФ,центрального банка России и др.

2. Предмет, метод и система административного права

Предметотрасли АП – управленческие отношения,возникающие в процессе реализациигосударственно-властных функций и задачдля достижения целей административно-правовогорегулирования органами исполнительнойвласти, государственного управления иих уполномоченными должностными лицами.Кроме того, нормами административногоправа охраняются общественные отношения,регулируемые другими отраслями права,например земельного, горного, водного,финансового, таможенного, налогового,муниципального, жилищного и др.

ОбъектомАП являются также административно-процедурныеи другие организационно-правовыеотношения в сфере деятельности аппаратовисполнительной власти, государственногоуправления, а также внутриорганизационныеуправленческие отношения в аппаратах,обслуживающих институт Президента,органы законодательной власти, суда,прокуратуры, Счетной палаты, Центральнойизбирательной комиссии и др.

Еслисильно сужать предмет отрасли права,то сама отрасль обедняется, многоетеряет; если расширять границы предметадо границ объекта, то можно утратитьсамостоятельность предмета самойотрасли права, так как она смыкается спредметами других отраслей права.

Административныйметод – это властный метод, осуществляемыйот имени государства органамиисполнительной власти, государственногоуправления и их уполномоченнымидолжностными лицами, гарантируется иобеспечивается его реализациягосударственными мерами убеждения ипринуждения. В определенных случаяхзаконодательством этот властный методможет делегироваться иным негосударственныморганам на основании и в порядке,определенных законом (например, ДНД длядоставления правонарушителя и составленияадминистративного протокола).

Кромеадминистративного (властного) методав административном праве широкоиспользуются методы административно-договорные,например заключение контракта опрохождении военной службы или инойспециализированной службы в государственныхорганах.

Во время заключенияадминистративного договора действуетпринцип равноправия сторон, когда жедоговор о контрактной службе подписансторонами, то в действие вступаютадминистративные методы.

Однако естьисключение, когда заключается равноправныйадминистративный договор между органамиисполнительной власти субъектов РФ илимежду органом исполнительной властисубъекта РФ и федеральным органомисполнительной власти.

Вадминистративном праве используютсяи методы стимулирования управленческойдеятельности, различные поощрения(моральные и материальные), налоговыельготы и др. Значительно реже используютсяметоды административного принуждения,так как это дорогостоящие методы и невсегда эффективные.

Методы государственногоуправления и регулирования в новыхэкономических условиях претерпеваютсерьезные изменения в соответствии сусловиями и действиями факторов внешнейсреды, уровня правосознания граждан идолжностных лиц государства как субъектовадминистративно-правовых отношений.

Системаотрасли административного права – этосовокупность норм, правил административногоправа, взаимосвязанных и взаимозависимыхи образующих специфическоеинформационно-правовое единство,обеспечивающее эффективное правовоерегулирование управленческих отношенийв сфере деятельности органов исполнительнойвласти, государственного управления,а также отношений в сфере управленческойдеятельности, осуществляемой другимиорганами государственной власти и ихобслуживающими аппаратами и инымиуполномоченными законом субъектамиадминистративного права.

Системаотрасли административного права включаетв себя две основные подсистемы – Общуюи Особенную части, которые, в своюочередь, можно подразделить и на меньшиеподсистемы.

Общаячасть:

  • Государственное управление, исполнительные органы власти;
  • АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  • Субъекты административного права;
  • Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  • Административное правонарушение и административная ответственность;
  • Административная юрисдикция;
  • Административный процесс и виды административного производства;
  • Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особеннаячасть:

  • Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
  • Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
  • Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
  • Административно-правовое регулирование в иных сферах.
  • Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/5641956/

(PDF) Административное право: Учебная программа

РОС С И ЙС К И Й

1 »7 – ■ ‘ Т ~ – ) но вы й

УН И ВЕРСИТ Е Т

ВОЛОКОЛАМСКИЙ ФИЛИАЛ

Т.Э. ЗУЛЬФУГАРЗАДЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Учебная программа

МОСКВА

2007

Составитель: Зульфугарзаде Теймур Эльдарович – к.ю.н., доцент

кафедры общих гуманитарных и юридических дисциплин Волоколамского

филиала Российского Нового университета (РосНОУ)

Административное право: Учебная программа / Сост. Т.З. Зульфугарзаде. —

М.: Волоколамский филиал Российского Нового университета, 2007. — 31 с.

Рецензенты:

Давыдов Геннадий Павлович – Заслуженный юрист России, заве

дующий кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического фа

культета РосНОУ, к.ю.н., д.п.н., профессор

Сачкова Людмила Ивановна – заведующая кафедрой общих гумани

тарных и юридических дисциплин Волоколамского филиала РосНОУ, к.и.н.,

доцент

Одобрено кафедрой государственно-правовых дисциплин юриди

ческого факультета РосНОУ

Рекомендовано научно-методическим советом для студентов Россий

ского Нового университета

© Т.Э. Зульфугарзаде, сост., 2007

© РосНОУ, 2007

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины,

её место в учебном процессе……………………………………………………………..4

2. Тематический план изучения дисциплины…………………………………………6

3. Организационно-методические данные

учебной дисциплины…………………………………………………………………………7

4. учебной дисциплины…………………………………………………….. 8

5. Рекомендуемая литература……………………………………………………………… 17

Основная…………………………………………………………………………………………..17

Дополнительная………………………………………………………………………………..17

Нормативные правовые акты………………………………………………………….. 17

6. Планы практических (семинарских) занятий

………………………………………………..

18

7. Рекомендации по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям…………………………………………………………………..25

8. Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………………26

9. Примерные темы курсовых (дипломных) работ………………………………..30

4

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цель изучения дисциплины “Административное право Российской

Федерации” состоит в усвоении студентами комплекса знаний об основных

положениях административного права, норм права, административно

процессуальной и административно-исполнительной деятельности субъектов

административного права.

1.2. Задачами курса “Административное право Российской Федерации”

являются:

• изучение студентами административного права как отрасли права и ме

ханизма, и административно-правового регулирования общественных

отношений в сфере исполнительной власти и управления;

• ознакомление студентов с системой органов исполнительной власти и

государственного управления, формами и методам их деятельности,

способами обеспечения законности и дисциплины в управлении;

• приобретение студентами знаний законодательства об административ

ных правонарушениях, навыков и умений правильного его толкования

и применения в деятельности органов управления;

• овладение студентами навыками и умениями применения норм права в

конкретных ситуациях административно-юрисдикционной деятельно

сти правоохранительных органов.

Курс “Административное право Российской Федерации” базируется на

основных положениях теории государства и права, конституционного и уго

ловного права, истории права и государства, экономики, социологии, поли

тологии. данной программы и ее структура предполагают глубо

кое изучение Конституции РФ, законодательных актов России и субъектов

РФ.

Курс рассчитан на 408 и изучается в течение двух семестров.

30

9. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ

1. Управление как объект административно-правового регулирования.

Исполнительная власть.

2. Административное право как отрасль права.

3. Административное право как наука.

4. Механизм административно-правового регулирования.

5. Административно-правовой статус гражданина.

6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без

гражданства.

7. Органы исполнительной власти Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления в Российской Федерации.

9. Общественные и другие негосударственные организации как субъекты

административного права РФ.

10. Предприятия и некоммерческие организации как субъекты админист

ративного права РФ.

11. Правовой статус и компетенция государственных и муниципальных

служащих в РФ.

12. Формы государственного управления. Административно-правовые ак

ты.

13. Административно-правовой режим.

14. Методы государственного управления.

15. Административное принуждение.

16. Административное правонарушение.

17. Административная ответственность.

18. Административное наказание.

19. Административный процесс.

20. Производство по делам об административных правонарушениях.

21. Законность в сфере государственного управления.

Источник: https://www.researchgate.net/publication/283443234_Administrativnoe_pravo_Ucebnaa_programma