Авторы: Н.Г. Салищева
АДМИНИСТРАТИ́ВНОЕ ПРА́ВО, одна из функциональных отраслей публичного права правовых систем современных цивилизованных стран; совокупность правовых норм, регулирующих обществ. отношения в сфере гос. управления, т. е. исполнительной и распорядительной деятельности гос.
органов и органов местного самоуправления при осуществлении ими публично-властных полномочий. Предметом А. п. являются обществ. отношения, складывающиеся во взаимоотношениях гражд. общества и государства в процессе деятельности преим. органов исполнительной власти и иных гос.
органов, а также исполнительных органов местного самоуправления, гос.
и муниципальных служащих при осуществлении прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом прав и интересов хозяйствующих субъектов в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства, охраны обществ. порядка, всех форм собственности, реализации внешнеполитич.
и внешнеэкономич. функций государства и обороны страны. К предмету А. п. относятся и те обществ. отношения, которые складываются в административно-юрисдикц. деятельности органов правосудия (производство по делам об адм. правонарушениях).
Особенность административно-правовых отношений состоит в том, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо) публичной администрации, обладающий определёнными государственно-властными полномочиями.
А. п. – сравнительно молодая отрасль права. В странах Зап. Европы и в России А. п. возникло в 19 в. на базе полицейского права, определявшего внутреннее управление в государстве и направленного в осн. на охрану обществ. порядка.
Полицейское право формировалось в эпоху абсолютизма, когда государство устанавливало обязательные предписания для граждан и обеспечивало функции полицейского надзора в целях «упорядочения жизни, благосостояния и общественной нравственности».
Институты А. п.
как отрасли публичного права, нормы которой регламентировали деятельность публичной администрации, и особый судебный контроль за правомерностью её действий и решений формировались под влиянием либеральных идей о роли государства, провозглашения принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина. Родиной А. п. считается Франция. Более раннему формированию адм. законодательства в этой стране способствовала доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов.
Содержание
Административное право в России
В дореволюц. России А. п. развивалось как продолжение полицейского права. Институциональное оформление административно-политич. законодательства проходило по двум направлениям – обеспечение «безопасности» и обеспечение «благочиния». Нормы А. п.
, обеспечивающие «безопасность», регламентировали систему и организацию политич. и общеуголовного сыска, систему контроля за передвижением подданных в стране, цензуру печати, вопросы организации полицейской службы (см. Полиция) и т. п. Нормы А. п.
, регламентирующие вопросы обеспечения «благосостояния», включали контроль за врачебным и строительным делом, охрану природы, ресурсов, попечение о престарелых, вопросы обучения и др. Дальнейшее развитие А. п. во многом было связано с разработкой Свода законов Рос.
империи, включившего раздел об адм. законодательстве, с изданием многочисленных царских указов.
Система административно-правовых норм, сложившаяся до 1917, в ходе революц. событий была подвергнута основат. ревизии. В годы сов. власти А. п. развивалось нестабильно, его нормы не были систематизированы.
В совр. условиях А. п. – одна из ведущих отраслей правовой системы РФ, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере гос. управления, регламентирует гос.
службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражд. общества, в т. ч. устанавливает такие административно-правовые режимы (гос. регистрация, сертификация продукции, лицензирование отд.
видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и т. п.
Особая задача административно-правового регулирования – создать правовые барьеры бюрократич. проявлениям и коррупции в гос. аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.
Нормы А. п. России, как и др. стран, не подверглись общей кодификации. В осн. кодифицированы нормы об адм. ответственности и процедуре её применения (Кодекс РФ об адм. правонарушениях). Частично кодифицированы нормы А. п.
в Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ и в отраслевых федеральных законах в сфере охраны здоровья граждан, культуры, образования, социального обеспечения, в сфере обороны и безопасности.
Одна из особенностей А. п. РФ состоит в том, что эта отрасль права совмещает функции регулирования, управления, организации, контроля с юрисдикц. функциями (см. Административная юрисдикция).
В систему А. п. входят правовые институты, нормы которых регулируют обществ.
отношения, характерные для всех сфер и отраслей деятельности публичной администрации (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, гос.
служба, административно-правовой статус коммерч. и некоммерч. организаций, административная ответственность, адм. процедуры, административная юстиция). Эти институты составляют общую часть А. п.
Правовые институты, нормы которых регулируют управленч. отношения в сферах экономики, социально-культурной жизни, охраны обществ. и гос. безопасности, обороны, внешних сношений, юстиции, составляют особенную часть А. п.
А. п. опирается на нормы и принципы конституц. права, определяющие правовую базу деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, реализации и защиты прав граждан в сфере деятельности публичной администрации. Нормы адм.
и гражд. права зачастую взаимодействуют в процессе регулирования имущественных отношений, отношений собственности и др. гражд. правовых отношений, когда действуют совместно предписания административно-правового характера (порядок гос.
регистрации юридич. лиц, выдачи лицензий на отд. виды предпринимательской деятельности, правила антимонопольного законодательства и др.) и нормы гражд. права, регулирующие имущественные отношения, права и обязанности участников гражд. оборота и т. п.
Отношения, регулируемые нормами земельного, трудового, финансового, экологического, информационного права, нередко защищаются при помощи административно-правовых форм и методов, путём применения мер адм. принуждения, в т. ч. мер адм.
ответственности.
Нормы А. п., в особенности регулирующие адм. ответственность, тесно соприкасаются с уголовным правом, поскольку в составах адм.
правонарушения и преступления нередко обнаруживаются сходные элементы (напр., мелкое хулиганство и хулиганство).
Декриминализация уголовной ответственности, как правило, осуществляется путём установления адм. ответственности за соответствующие правонарушения.
Источники А. п.: Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, федеральные конституционные, федеральные законы и законодат.
акты субъектов РФ; нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих государственно-властные полномочия; административные договоры и соглашения. Особый источник А. п. – нормы междунар. правовых договоров РФ, общие принципы и нормы междунар. права как составная часть правовой системы РФ.
Административное право в зарубежных странах
Во Франции А. п. формировалось в связи с созданием в нач. 19 в. адм. судов и административной юстиции как института судебного контроля за гос. администрацией. Франц. система А. п. была воспринята рядом европ. стран, и к кон. 19 в.
сформировалась континентальная система А. п. Её целью явилось законодат. регулирование управленч. структур и адм. процедур. Задача А. п.
состоит как в защите индивидуума от неправомерных действий публичной администрации, так и в обеспечении эффективной деятельности органов гос. управления (исполнительной власти). В качестве предмета регулирования здесь выступают обществ.
отношения в сфере определения структуры, функций и организации деятельности органов публичной администрации и публичных учреждений, адм. акты, адм. процедуры, публичная служба, адм. юрисдикция и адм. юстиция. А. п.
стран континентальной системы регламентирует прежде всего организацию системы органов гос. управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, нормы А. п. регулируют отношения между адм. учреждениями и отд. гражданами.
В англосаксонских странах (Великобритания, США) А. п. стало самостоят. отраслью позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права (common law). С расширением гос. вмешательства в экономику и др. сферы обществ. жизни развивалась адм.
деятельность и укреплялся аппарат адм. власти. Этот процесс сопровождался появлением специфич. норм, относящихся только к деятельности органов управления.
Административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий гос. органов. Осн. целью А. п. была провозглашена защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации. А. п.
определяет жёсткие рамки деятельности публичной администрации в целях ограничения форм и методов властного воздействия государства на общество и отд. лиц и с этой целью детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и адм. органов.
Поэтому вопросы процедуры в англосаксонском А. п. являются доминирующими. Организацию и структуру гос. аппарата А. п. регламентирует лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания юридич. помощи частным лицам.
Источник: https://bigenc.ru/law/text/1801031
1. Административное право как отрасль российского права
Административноеправо является одной из основныхпубличных отраслей права и предназначено,прежде всего, для регулированияуправленческих отношений в сфередеятельности органов исполнительнойвласти (государственного и местногосамоуправления).
Административно-правовыенормы регулируют также управленческиеотношения в процессе деятельности иныхформ осуществления государственнойвласти (законодательной, судебной), ихобслуживающих аппаратов, в сфередеятельности института президентстваи обслуживающих его структур, а такжев аппаратах прокуратуры, государственногоконтроля.
Военного управления, аппаратахЦИК РФ, счетной палаты и иных государственныхорганах. А также управленческие отношения.
Возникающие в сфере негосударственногоуправления, направленные в связи сосуществлением общественными объединенияминекоторых функций государственногоуправления (ДНД, товарищеские суды,комиссии по делам несовершеннолетнихи защите их прав и др.).
Административноеправо как понятийная категория означаетпрежде всего государственно-управленческоеправо как публичную отрасль, так какобъектом регулирования его норм и правилявляются управленческие отношения,возникающие между властными и подвластнымисубъектами права.
Инициативнойстороной в административно-правовыхотношениях, как правило, выступаетсубъект управления, обладающийгосударственно-властными полномочиямипо отношению к субъекту управления,обладающему правомочиями, то есть правомтребовать соблюдения, исполнения изащиты своих прав, свобод и законныхинтересов.
Административноеправо как отрасль права – это совокупностьнорм, правил поведения, установленныхили санкционированных государством,его уполномоченными органами власти,должностными лицами, обеспеченныхмерами государственного принуждения,в целях регулирования управленческихотношений, возникающих в сфере деятельностиорганов исполнительной власти,государственного управления, а такжев деятельности иных государственныхорганов власти и их аппаратов, вдеятельности негосударственныхорганизаций, уполномоченных в законномпорядке осуществлять управленческиефункции.
Административноеправо как отрасль законодательства –это совокупность юридических норм иправил, регулирующих поведение субъектовправоотношений в процессе осуществленияими прав и обязанностей в сфередеятельности органов исполнительнойвласти (государственной и местногосамоуправления), государственногоуправления, их должностных лиц и отношенияуправленческого характера, возникающихпри реализации других форм государственнойвласти: законодательной, институтапрезидентуры, судебной, органовпрокуратуры РФ, счетной палаты РФ,центрального банка России и др.
2. Предмет, метод и система административного права
Предметотрасли АП – управленческие отношения,возникающие в процессе реализациигосударственно-властных функций и задачдля достижения целей административно-правовогорегулирования органами исполнительнойвласти, государственного управления иих уполномоченными должностными лицами.Кроме того, нормами административногоправа охраняются общественные отношения,регулируемые другими отраслями права,например земельного, горного, водного,финансового, таможенного, налогового,муниципального, жилищного и др.
ОбъектомАП являются также административно-процедурныеи другие организационно-правовыеотношения в сфере деятельности аппаратовисполнительной власти, государственногоуправления, а также внутриорганизационныеуправленческие отношения в аппаратах,обслуживающих институт Президента,органы законодательной власти, суда,прокуратуры, Счетной палаты, Центральнойизбирательной комиссии и др.
Еслисильно сужать предмет отрасли права,то сама отрасль обедняется, многоетеряет; если расширять границы предметадо границ объекта, то можно утратитьсамостоятельность предмета самойотрасли права, так как она смыкается спредметами других отраслей права.
Административныйметод – это властный метод, осуществляемыйот имени государства органамиисполнительной власти, государственногоуправления и их уполномоченнымидолжностными лицами, гарантируется иобеспечивается его реализациягосударственными мерами убеждения ипринуждения. В определенных случаяхзаконодательством этот властный методможет делегироваться иным негосударственныморганам на основании и в порядке,определенных законом (например, ДНД длядоставления правонарушителя и составленияадминистративного протокола).
Кромеадминистративного (властного) методав административном праве широкоиспользуются методы административно-договорные,например заключение контракта опрохождении военной службы или инойспециализированной службы в государственныхорганах.
Во время заключенияадминистративного договора действуетпринцип равноправия сторон, когда жедоговор о контрактной службе подписансторонами, то в действие вступаютадминистративные методы.
Однако естьисключение, когда заключается равноправныйадминистративный договор между органамиисполнительной власти субъектов РФ илимежду органом исполнительной властисубъекта РФ и федеральным органомисполнительной власти.
Вадминистративном праве используютсяи методы стимулирования управленческойдеятельности, различные поощрения(моральные и материальные), налоговыельготы и др. Значительно реже используютсяметоды административного принуждения,так как это дорогостоящие методы и невсегда эффективные.
Методы государственногоуправления и регулирования в новыхэкономических условиях претерпеваютсерьезные изменения в соответствии сусловиями и действиями факторов внешнейсреды, уровня правосознания граждан идолжностных лиц государства как субъектовадминистративно-правовых отношений.
Системаотрасли административного права – этосовокупность норм, правил административногоправа, взаимосвязанных и взаимозависимыхи образующих специфическоеинформационно-правовое единство,обеспечивающее эффективное правовоерегулирование управленческих отношенийв сфере деятельности органов исполнительнойвласти, государственного управления,а также отношений в сфере управленческойдеятельности, осуществляемой другимиорганами государственной власти и ихобслуживающими аппаратами и инымиуполномоченными законом субъектамиадминистративного права.
Системаотрасли административного права включаетв себя две основные подсистемы – Общуюи Особенную части, которые, в своюочередь, можно подразделить и на меньшиеподсистемы.
Общаячасть:
- Государственное управление, исполнительные органы власти;
- АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
- Субъекты административного права;
- Формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
- Административное правонарушение и административная ответственность;
- Административная юрисдикция;
- Административный процесс и виды административного производства;
- Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Особеннаячасть:
- Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений;
- Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;
- Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
- Административно-правовое регулирование в иных сферах.
- Главным образующим звеном единого предмета административно-правового регулирования является управленческаяприрода отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.
Источник: https://studfile.net/preview/5641956/
(PDF) Административное право: Учебная программа
РОС С И ЙС К И Й
1 »7 – ■ ‘ Т ~ – ) но вы й
УН И ВЕРСИТ Е Т
ВОЛОКОЛАМСКИЙ ФИЛИАЛ
Т.Э. ЗУЛЬФУГАРЗАДЕ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебная программа
МОСКВА
2007
Составитель: Зульфугарзаде Теймур Эльдарович – к.ю.н., доцент
кафедры общих гуманитарных и юридических дисциплин Волоколамского
филиала Российского Нового университета (РосНОУ)
Административное право: Учебная программа / Сост. Т.З. Зульфугарзаде. —
М.: Волоколамский филиал Российского Нового университета, 2007. — 31 с.
Рецензенты:
Давыдов Геннадий Павлович – Заслуженный юрист России, заве
дующий кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического фа
культета РосНОУ, к.ю.н., д.п.н., профессор
Сачкова Людмила Ивановна – заведующая кафедрой общих гумани
тарных и юридических дисциплин Волоколамского филиала РосНОУ, к.и.н.,
доцент
Одобрено кафедрой государственно-правовых дисциплин юриди
ческого факультета РосНОУ
Рекомендовано научно-методическим советом для студентов Россий
ского Нового университета
© Т.Э. Зульфугарзаде, сост., 2007
© РосНОУ, 2007
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины,
её место в учебном процессе……………………………………………………………..4
2. Тематический план изучения дисциплины…………………………………………6
3. Организационно-методические данные
учебной дисциплины…………………………………………………………………………7
4. учебной дисциплины…………………………………………………….. 8
5. Рекомендуемая литература……………………………………………………………… 17
Основная…………………………………………………………………………………………..17
Дополнительная………………………………………………………………………………..17
Нормативные правовые акты………………………………………………………….. 17
6. Планы практических (семинарских) занятий
………………………………………………..
18
7. Рекомендации по подготовке к практическим
(семинарским) занятиям…………………………………………………………………..25
8. Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………………26
9. Примерные темы курсовых (дипломных) работ………………………………..30
4
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель изучения дисциплины “Административное право Российской
Федерации” состоит в усвоении студентами комплекса знаний об основных
положениях административного права, норм права, административно
процессуальной и административно-исполнительной деятельности субъектов
административного права.
1.2. Задачами курса “Административное право Российской Федерации”
являются:
• изучение студентами административного права как отрасли права и ме
ханизма, и административно-правового регулирования общественных
отношений в сфере исполнительной власти и управления;
• ознакомление студентов с системой органов исполнительной власти и
государственного управления, формами и методам их деятельности,
способами обеспечения законности и дисциплины в управлении;
• приобретение студентами знаний законодательства об административ
ных правонарушениях, навыков и умений правильного его толкования
и применения в деятельности органов управления;
• овладение студентами навыками и умениями применения норм права в
конкретных ситуациях административно-юрисдикционной деятельно
сти правоохранительных органов.
Курс “Административное право Российской Федерации” базируется на
основных положениях теории государства и права, конституционного и уго
ловного права, истории права и государства, экономики, социологии, поли
тологии. данной программы и ее структура предполагают глубо
кое изучение Конституции РФ, законодательных актов России и субъектов
РФ.
Курс рассчитан на 408 и изучается в течение двух семестров.
30
9. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ
1. Управление как объект административно-правового регулирования.
Исполнительная власть.
2. Административное право как отрасль права.
3. Административное право как наука.
4. Механизм административно-правового регулирования.
5. Административно-правовой статус гражданина.
6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
гражданства.
7. Органы исполнительной власти Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления в Российской Федерации.
9. Общественные и другие негосударственные организации как субъекты
административного права РФ.
10. Предприятия и некоммерческие организации как субъекты админист
ративного права РФ.
11. Правовой статус и компетенция государственных и муниципальных
служащих в РФ.
12. Формы государственного управления. Административно-правовые ак
ты.
13. Административно-правовой режим.
14. Методы государственного управления.
15. Административное принуждение.
16. Административное правонарушение.
17. Административная ответственность.
18. Административное наказание.
19. Административный процесс.
20. Производство по делам об административных правонарушениях.
21. Законность в сфере государственного управления.
Источник: https://www.researchgate.net/publication/283443234_Administrativnoe_pravo_Ucebnaa_programma