Арбитражные суды субъектов рф их состав и полномочия

Разрешать экономические споры – это полномочия арбитражных судов, где компетенция является совокупностью правил, позволяющих очертить круг дел, подходящих под это ведомство. Принадлежность конкретного дела к определённому арбитражному суду рассматривается в судебной системе Российской Федерации.

Полномочия

Арбитражных судов в нашей стране – несколько уровней, поэтому их работу нужно рассматривать поступенчато. Первый вид – арбитражный суд отдельного субъекта РФ. Его работа разделена по семи пунктам.

1. Дела рассматриваются в самой первой инстанции, но только те, которые подпадают под его ведомство. Исключения составляют дела, отнесённые к компетенциям Верховного Суда, специализированных или окружных арбитражных судов.

2. Этот пункт, входивший в полномочия арбитражных судов, исключён. В Арбитражно-процессуальном кодексе указаны поправки и изменения.

3. Повторно рассматривает уже принятые и вступившие в силу судебные решения по новым открывшимся обстоятельствам.

4. Делает запрос в Конституционный суд РФ относительно проверки закона, который уже применён или который подлежит применению в деле, рассматривающемся в любой инстанции.

5. В полномочия арбитражных судов входит и судебная практика, её изучение и обобщение.

6. А также подготовка предложений для совершенствования законов и других правовых нормативных актов.

7. Арбитражным судом субъектов проводится анализ судебной статистики.

Поле деятельности и функции

Орган, который занимается рассмотрением споров, любым образом касающихся профессионального участия в гражданском обороте (например, предпринимательской деятельности), многих категорий споров, относящихся к его компетенции, которые устанавливает Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. Им же чётко определены и полномочия арбитражных судов РФ.

Функциями их являются следующие.

1. Разрешать споры, которые возникают при предпринимательской и любой другой экономической деятельности.

2. Вести статистический учёт и осуществлять анализ статистических данных о собственной деятельности.

3. Предупреждать нарушения закона в сфере экономики.

4. Устанавливать и реализовывать международные связи и контакты в законном порядке.

Осуществление задач

Все вышеперечисленные задачи (функции) суд осуществляет присущими ему способами. Выполнению их помогают полномочия арбитражных судов РФ, которые указаны в законодательстве.

Именно для осуществления поставленных задач на каждом уровне арбитражные суды наделены собственными и присущими только конкретной ступени полномочиями. Самое существенное значение имеет точное определение компетенции в отношении того или иного дела, правильное установление подведомственности и подсудности его данному арбитражному суду.

Нарушение этих правил может повлечь за собой отмену принятых судом решений. Статьи 27-33 Арбитражно-процессуального кодекса РФ существуют для определения подведомственности. Здесь прежде всего учитывается характер спорных правоотношений и субъекты рассматриваемого дела.

Подведомственными арбитражным судам являются дела, относящиеся к экономическим спорам, которые возникают между такими субъектами, как юридические лица, в том числе предприниматели, не образовавшие юридического лица, находящиеся в статусе индивидуального предпринимателя.

Подведомственность

Спор является экономическим, если возникает на почве конкретного гражданского, административного, земельного, таможенного, налогового, финансового или другого правоотношения, а поводом является то или иное имущество или имущественные права, а также выполняемые работы или оказываемые услуги. Подведомственность дел имеет характер специальный относительно круга дел, которые рассматривает суд общей юрисдикции в рамках гражданского судопроизводства.

Полномочия арбитражного суда субъекта РФ распространяются только на те дела, которые непосредственно относятся к его подведомственности.

Порядок искового производства получают и другие случаи, если они предусмотрены федеральными законами или Арбитражно-процессуальным кодексом, судом рассматриваются не только индивидуальные предприниматели и юридические лица, но и организации, и отдельные граждане.

Арбитражный суд в субъектах РФ

Основным звеном в системе стали арбитражные суды субъектов, первая ступень. Субъектами являются автономные округа и области, города федерального значения, республики, края, области. Один арбитражный суд может действовать на территории сразу нескольких субъектов, и создаются они посредством федерального закона.

Расстояния между городами и весями РФ очень велики, что создаёт многие трудности в реализации своего права на защиту в суде для участников судопроизводства. Поэтому образование постоянных судебных присутствий на местах, вне основного местоположения арбитражного суда, но наделённых теми же полномочиями, было очень целесообразным.

Структура

В структуре арбитражного суда каждого субъекта РФ работает президиум с судебной коллегией, которая рассматривает споры, возникающие из правоотношений гражданских и других, а также вторая судебная коллегия, рассматривающая споры в административных правоотношениях.

В его президиуме – председатель, заместители, председатели составов суда и судьи (которые утверждены на пленуме Высшего арбитражного суда и работают в президиуме только два года, далее могут быть переназначены вновь). Полномочия арбитражных судов субъектов были перечислены выше.

В округах

Окружные арбитражные суды проверяют как кассационная инстанция законность судебных решений, уже вступивших в силу в субъектах РФ и апелляционных судах.

Полномочия арбитражного суда округа установлены федеральными законами.

Также окружные суды могут действовать в первой инстанции, если рассматривают заявления о компенсации нарушений прав судопроизводства в определённые сроки или нарушений прав исполнения судебных решений.

В арбитражные суды округа входят президиум и две судебные коллегии, рассматривающие споры гражданских или других и административных правоотношений. Состав, структура, полномочия арбитражных судов округа, а также их деятельность определяются специальной главой федерального закона.

Примечание

Среди многих других есть и полномочие на признание (или непризнание) решений иностранных судов относительно споров, возникших во время совершения предпринимательской деятельности. Помимо этого, проверками судебных решений занимаются и арбитражные апелляционные суды.

Полномочия, порядок образования и деятельность их весьма схожи с таковыми у окружных судов. Они таким же образом вершат административное судопроизводство, возникшее из административных или других экономических споров относительно предпринимательских мероприятий.

Полномочия этого судебного органа весьма широки. С его помощью разрешаются экономические споры и многие другие дела в пределах установленных Конституцией компетенций. Здесь осуществляются предусмотренные федеральными законами процессуальные формы судебного надзора относительно деятельности нижестоящих арбитражных судов, здесь разъясняются вопросы судебной практики.

Всю судебную систему возглавляет Высший арбитражный суд. Состав, полномочия его определены Конституцией РФ. В составе – являющиеся проверяющими судами федеральные окружные арбитражные суды (всего десять), а также все республиканские, краевые, областные и тому подобные арбитражные суды.

Функции

Здесь рассматриваются дела определённого плана.

В качестве суда первой инстанции Высший арбитражный суд может признавать недействительными ненормативные акты президента, палат парламента, Правительства РФ, которые не соответствуют Конституции и законам, нарушают интересы и права организаций и отдельных граждан; рассматривает экономические споры между РФ и её субъектом, а также и тяжбы между отдельными субъектами.

Как орган надзорный Высший арбитражный суд наблюдает и выносит решения относительно протестов на вступившие в силу решения арбитражных судов и относительно открывшихся новых обстоятельств по принятым им и вступившим в силу судебным актам. Имеет право законодательной инициативы не только Верховный Суд России, но и Высший арбитражный суд. Структура, полномочия определяются законами Конституции РФ.

Предпринимателям

В арбитражных судах рассматриваются порядком особого производства различные дела о фактах, имеющих значение для создания, изменения и прекращения права граждан и организаций в предпринимательской сфере и другой экономической деятельности.

Например, оспаривание правовых актов, касающихся налогообложения, валютного контроля и регулирования, а также таможенного регулирования, контроля за экспортом, прав патентных и на селекционные достижения, топологии микросхем, ноу-хау, антимонопольного регулирования, а также деятельности банковской, аудиторской, страховой, оценочной.

Здесь же можно продолжать этот список достаточно долго, поскольку арбитражные суды дела рассматривают самые разнообразные – от использования энергии атома и финансирования терроризма до касающихся долевого строительства или регулирования цен ЖКХ.

В арбитражном суде предприниматель может оспорить ненормативные правовые акты, решения и действия, которые касаются его личных прав и законных интересов, то есть привлечь к ответственности государственные органы любой ступени – как местные, так и федеральные.

Уровни

Состав ВАС РФ следующий: пленум, президиум и две судебных коллегии – по спорам гражданских и административных отношений. Это верхняя ступень судебной системы. Далее федеральные окружные арбитражные суды, которые в кассационной инстанции проверяют законность уже вступивших в силу решений судов в субъектах РФ.

Остальные их функции были перечислены выше. Апелляционные арбитражные суды – второй уровень системы. Здесь проверяют обоснованность и законность ещё не вступивших в силу судебных решений в субъектах РФ.

Они также функционируют в составе президиума и двух судебных коллегий – по гражданским и административным правоотношениям.

А в первой инстанции все подведомственные дела рассматривает арбитражный суд определённого субъекта РФ, кроме тех дел, которые находятся в компетенции Высшего арбитражного суда. На первом уровне находится 81 учреждение, имеющее к тому же в отдалённых местах собственные и наделённые полномочиями судебные присутствия.

Структура таких учреждений определяется выполняемыми функциями и объёмом работы. Процесс судебных тяжб достаточно длителен и трудоёмок, здесь необходимы специальные знания и навыки.

А вот структуру судебных органов необходимо знать, чтобы каждый предприниматель чётко определял свои возможности обжалования решений первой инстанции.

Устройство арбитражного суда

Внутренней структурой являются:

1. Пленум Высшего арбитражного суда.

2. Президиум.

3. Судебная коллегия по гражданским и иным спорам.

4. Судебная коллегия, рассматривающая административные споры.

У каждого учреждения имеется собственный аппарат, осуществляющий приём входящих документов, помощь судьям в подготовке дел к заседаниям, удостоверение копий актов, а также и их выдачу, проверку оплаты государственной пошлины, рассылку документов и многие другие обязанности. Во внутренней структуре арбитражного суда присутствуют канцелярия, экспедиция, судебные отделения (для судей, помощников, специалистов, секретарей), судебные составы с председателями, отдел приставов и многое другое.

Источник: https://FB.ru/article/280210/polnomochiya-arbitrajnyih-sudov-razlichnyih-urovney

Состав и полномочия арбитражного суда субъекта РФ

Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

Состав арбитражного суда субъекта Российской Федерации

В соответствии со ст. 35 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» в арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации действует в составе:

  1. председателя суда;
  2. заместителей председателя;
  3. председателей судебных составов;
  4. судей.

Судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации неоднократно.

Полномочия президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

  1. утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  2. рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  3. рассматривает вопросы судебной практики.

Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации

В соответствии со ст. 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

  1. рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  3. обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  4. изучает и обобщает судебную практику;
  5. подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  6. анализирует судебную статистику.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sostav-i-polnomochiya-arbitrazhnogo-suda-subekta-rf