Авторское право на дизайн

Как оформить регистрацию авторского права на дизайн в Украине

На территории Украины авторы художественных произведений имеют право оформить и зарегистрировать созданные произведения в качестве объектов авторского права.

На практике чаще всего в качестве художественных произведений регистрируют:— дизайн логотипа;— картины;— эскизы, рисунки;— дизайн формы изделий;— любые другие художественные произведения.

  1. Цена и срок регистрации авторского права на дизайн в Украине.

Минимальная цена оформления и государственной регистрации авторского права на дизайн в Украине и оформление Свидетельства Украины о регистрации авторского права.

Государственные пошлины Услуги патентной фирмы
Для физических лиц 63, 75 грн. от 1300 грн.
Для юридических лиц 187,0 грн. 3000 грн.

Минимальная цена государственной регистрации договоров о распоряжении авторскими правами на  дизайн, картину, эскиз, логотип в Украине

Государственные пошлины Услуги патеннтой фирмы
Для физических лиц 72, 25 грн. от 1800 грн.
Для юридических лиц 195, 5 грн.  3500 грн.

Срок оформления и регистрации авторского права на художественное произведение составляет: от 2 до 3 месяцев от даты подачи заявки в Государственную службу интеллектуальной собственности Украины. По окончанию регистрации Вы получаете «Свидетельство о регистрации авторского права на произведение» — государственный охранный документ, выданный Государственной службой интеллектуальной собственности Украины.

  1. Как оформить и зарегистрировать авторское право надизайн в Украине.

Для того, чтобы оформить и получить Свидетельство Украины об охране авторского права на дизайн Вы можете обратиться в нашу патентную фирму «Єдність» в городе Киеве (на любой указанный email или в телефонном режиме), и мы в течении одного дня предоставим Вам перечень необходимой документации для того, чтобы мы для Вас могли осуществить эту процедуру.

Предварительно для начала процедуры регистрации Вам необходимо подготовить:— художественное произведение в электронном виде;— ФИО, адрес, дату рождения автора картины, эскиза, рисунка, дизайна;— определенно и четко сформулировать название произведения;— сообщить дату создания художественного произведения;— подготовить краткое описание (реферат) произведения (не более нескольких предложений).

Государственная регистрация авторского права осуществляется в течение 2-3 месяцев. Свидетельство об охране авторских прав на литературу выдает Государственная служба интеллектуальной собственности Украины (Киев).

Оформить и зарегистрировать авторское право на дизайн, картину, эскиз, логотип в Украине может осуществить:— автор-художник, дизайнер (физическое лицо);— группа соавторов-художников (физические лица);

— юридическое лицо, в случае, если автор-художник, дизайнер (авторы) являются сотрудниками этого юридического лица, и создали данное художественное произведение в рамках своих служебных обязанностей именно для этого юридического лица – работодателя. Такая регистрация авторского права называется «служебное произведение».

Для оформления регистрации авторского права на дизайн в Украине Вы можете обратиться к Патентной фирмы «Єдність»,  и на основании предоставленных Вами данных, документов и информации, специалисты Патентной фирмы «Єдність» подготовят все необходимые документы для оформления и регистрации дизайна, картины, эскиза, логотипа и осуществят для Вас такую регистрацию в Государственной службе интеллектуальной собственности Украины.
Контакты и консультации по вопросам регистрации и защите авторских прав на Вы можете получить по телефонам:Сухарев Станислав, патентный поверенный, магистр по интеллектуальной собственности

patent@unite.ua

+ 38 044 259 83 05+ 38 067 209 78 89 Наталья Сухарева, специалист по регистрации авторского права

info@unite.ua

patentpravo777@gmail.com+ 38 067 538 39 98Патентна фірма «Єдність»Киев, Украина 

P.S. Вы можете задать любые вопросы, касающиеся процедуры, цены, порядка регистрации авторского права на дизайн, по указанным телефонам или по электронной почте. Первичные и текущие устные консультации по данному вопросу Вы получите бесплатно.

Источник: https://unite.ua/kak_oformit_registratsiyu_avtorskogo_prava_na_dizayn_v_ukraine/

Может ли украинский дизайнер защитить свои творения от копирования и продажи подделок?

Защита от подделок и копирования в мире моды с помощью интеллектуальных прав — дело непростое, но и не безнадежное, уверяет старший юрист AstapovLawyers Илларион Томаров.

беда для дизайнера, придумавшего модную вещь (одежду, аксессуар) – мгновенное появление дешевых и некачественных подделок. В итоге дизайнер не просто лишается дохода, но и теряет репутацию в лице потенциальных потребителей.

Защита интеллектуальной собственности для мира моды это не просто обязательное условие, это жизненно важная необходимость. Как бы странно это не звучало, но традиционные виды охраны результатов творческого труда и способы защиты интеллектуальных прав в индустрии моды не работают.

Вначале расскажем об этих попытках, а далее – о тех способах, которые все же могут реально защитить дизайнера от подделок.

Существуют три традиционных формы, в которых защищаются объекты индустрии моды:

(1) торговые марки;

(2) произведения (объекты авторского права);

(3) промышленные образцы.

Туфли Лабутена как торговая марка

В индустрии моды торговые марки совпадают с именами модельеров, которые они зарегистрировали в разных вариантах, чтобы наносить на одежду и аксессуары, рекламировать и т.д. Мировые гиганты моды вкладывают огромные деньги, чтобы их товарный знак вызывал у потребителей желание заплатить больше, но получить взамен гарантию качества и символ принадлежности к кругу избранных.

Примитивная подделка копирует все, включая торговую марку – имя модельера. Иногда торговую марку могут изменить так, чтобы она имела сходство с оригиналом. И наконец, возможен вариант копирования изделия без чужой торговой марки или с нанесением своего знака – это самый сложный вариант для препятствования распространению подделок.

Иногда регистрируют доминирующий элемент своей стиля, который узнаваем потребителем также хорошо, как торговая марка. Например, характерный узор сумок Louis Vuitton или знаменитая клетка Burberry. Но даже наличие такой сильной охраны слабо препятствует количеству китайских подделок этих известных брендов которыми заполнены улицы не только Украины, но и европейских столиц.

Примером может быть случай с красной подошвой женских туфель от Кристиан Лабутен, который пытался запретить копирование этого элемента обуви Ив Сен Лорану. Дело в том, что Лабутен еще в 2008 году зарегистрировал торговую марку в США, охрана которой касалась красного цвета лакированной подошвы для женских модных туфель.

В 2011 году Лабутен предъявил иск к Ив Сен Лорану обвиняя последнего в нарушении прав на упомянутую торговую марку, тем самым получая конкурентное преимущество.

Юристам Лабутена удалось доказать, что благодаря известности этого элемента, который стал своеобразной подписью его стиля, красный цвет для женских туфель приобрел самостоятельное «вторичное значение» и стал ассоциироваться у потребителей с именем Лабутена.

Тем не менее, суд принял во внимание, что Ив Сен Лоран выпускал женские туфли полностью красного цвета, тогда как Лабутен узнаваем благодаря контрасту между красной подошвой и верхом другого цвета, потому отказал в удовлетворении иска. В Испании суд тоже отказал Лабутену в аналогичном иске против Zara.

Наоборот, успешным оказался иск Gucci против Guess, в котором суд обязал последних выплатить истцу почти 5 млн долларов за нарушение прав на торговые марки. Эта сумма равна доходу, полученном Guess при изготовлении и продаже обуви, на которой незаконно размещены несколько знаков, сходных с торговыми марками Gucci (логотип с двумя буквами «G»).

Если поддельные вещи продаются в Украине, но шьют за ее пределами, то судиться можно только с продавцом подделок. Перспективы такого иска нужно оценивать в каждом конкретном деле, но иногда, если подделка воспроизводит торговую марку, более эффективным может быть обращение в правоохранительные органы – у них есть полномочия арестовать продукцию и временно закрыть склад и магазин.

Одежда – чтобы носить, а не смотреть в музее

Попытки воспользоваться авторским правом как способом защиты произведений моды, к сожалению, не увенчались успехом. Причина в том, что суды разграничили одежду от произведений искусства при помощи утилитарного критерия – цели использования.

Судебная практика указала на то, что функциональные элементы не подлежат защите авторским правом.

Другими словами, одежда слишком практична, чтобы быть произведением, потому что практически невозможно отделить само произведение от одежды как материального воплощения.

Исключения – это самостоятельные выразительные орнаменты и узоры вроде той же клетки Burberry, которые скорее превратятся в торговую марку.

Американские суды указали, что нельзя дать небольшой группе дизайнеров монополию на формообразующие элементы одежды: воротники, манжеты, рукава, крой платья. За редким исключением тяжело обозначить разницу между пиратским дизайном и элементом глобального тренда, потому авторское право включает дизайнеру «зеленый свет»: копировать друг друга законно. Главное – наносить свою торговую марку.

Такие иски за копирование внешнего вида обуви подавали Александр Макуин к Стивену Маддену и Баленсиага к тому же Стивену Маддену, но получить решение в свою пользу у истцов не вышло.

Промышленный круг, он же – замкнутый

Промышленный образец максимально точно соответствует объекту охраны в индустрии моды – это зрительный образ изделия, который характеризируется такими признаками как состав и количество композиционных элементов, их форма, взаимное размещение, пропорции и симметрия, материал, фактура, колорит, целью которого является удовлетворение эстетических потребностей.

В это определение легко укладываются пальто, платье, пиджак, рубашка, обувь и сумочки. Защитить патентом можно как изделие в целом, так и отдельные его элементы – воротник, карман, капюшон, застежку, пуговицу и т.д.

Но реальность превращает эти ожидания в замкнутый круг: вначале нужно подать заявку на получение патента на промышленный образец – изображение модели одежды, который будет получен через полгода – как раз к тому моменту, когда будет готова новая коллекция; но в период, пока вы подали заявку, но не получили патент, успевают появится подделки; чтобы бороться с ними, вам нужен патент, который пока еще не выдан; с выходом новой коллекции нужно подавать заявки на уже новые промышленные образцы и так по кругу.

Промышленные образцы могут быть эффективным способом борьбы с подделками и их продавцами, если получить патент за два – три месяца после подачи заявки. Но мода требует сезонного обновления и к моменту выхода новой коллекции именно ее начнут подделывать, а защитить ее пока нечем.

Зачем охранять то, что незарегистрировано

К счастью мы не первые, кто осознали бесполезность традиционных способов защиты и потому можем позаимствовать у европейских стран два рабочих механизма защиты от подделок в индустрии моды:

(1) незарегистрированные промышленные образцы;

(2) борьба с онлайн торговлей подделками при непосредственном участии крупных торговых онлайн площадок.

Незарегистрированные промышленные образцы (далее – НПО) охраняются без каких-либо формальностей на территории стран Евросоюза с 2002 года. Условия охраны НПО: объект стал открытым для доступа на территории хотя бы одной из стран ЕС и его раскрытие адресовано аудитории, которая непосредственно связана с таким видом объекта дизайна.

Срок охраны НПО – 3 года со дня, когда он стал впервые раскрыт публике. Права на НПО принадлежат лицу, которое впервые открыло доступ к нему (например провело открытый показ моделей во время недели моды).

Год тому назад в Европейском суде справедливости, в рамках иска Karen Millen к крупному европейскому ритейлеру одежды, представитель государства разъяснил, что индивидуальный характер дизайна определяется по общему впечатлению, которое он производит на потребителя, но не по соединению разных элементов более ранних дизайнов, либо нет – и этого достаточно для запрета третьим лицам копировать этот дизайн.

В рамках реформы системы охраны интеллектуальных прав в Украине в парламент подан законопроект, которым предлагается ввести охрану для незарегистрированных промышленных образцов и в Украине. Условия охраны очень похожи на европейские, потому остается приветствовать инициативу, которая способна упростить защиту от подделок в индустрии моды.

Опыт Франции как пример синергии торговцев и правообладателей

Путем длительных переговоров между правообладателями и площадками электронной торговли во Франции достигнуто соглашение по введению ряда технических мер борьбы с онлайн торговлей подделками:

(1) установить фильтры в виде ключевых слов, которые указывают на подделку, размещенную тем или иным продавцом;

(2) постоянный анализ профилей продавцов с целью блокирования и удаления тех, кто продолжает торговать подделками;

(3) установление личности продавцов, дабы облегчить начало судебных процессов.

Также стороны упростили процедуру защиты интеллектуальных прав путем ведения простого уведомления о продаже поддельных товаров, а также наказания для продавцов подделок в виде временного запрета торговать (на 6 месяцев) или удаления его аккаунта на торговой площадке и блокирование перерегистрации.

Защита от подделок и копирования в мире моды с помощью интеллектуальных прав – дело не простое, но и не безнадежное.

Главное – многоступенчатая и продуманная система приобретения авторских прав и регистрации торговых марок и промышленных образцов.

Если же дизайнер продает свои коллекции в Европе, то прогноз гораздо более оптимистичный – можно воспользоваться такими передовыми юридическими методами как НПО и блокирование продавцов подделок на онлайн площадках.

Источник публикации delo.ua

Если вам понравилась публикация — поделитесь ею в соц.сетях, а также подпишитесь на новые статьи нашего блога.

    Мітки: авторське право, способи захисту, торговельні марки     

   Записи из рубрики “Інтелектуальна власність”

Источник: http://www.legalshift.com.ua/?p=206

Вещи, которые каждый дизайнер должен знать об интеллектуальной собственности и нарушении авторских прав

Как дизайнер, все вокруг вдохновляет. Вы можете посетить новый город и найти вдохновение в своей уникальной архитектуре или в живописи, скульптуре или другом произведении искусства.

И тогда вы можете подражать художникам за этими работами в своих собственных проектах. В вакууме нет ничего, включая ваши проекты. Но есть линия между тем, чтобы быть вдохновленным другой работой и плагиатом.

Эта линия называется нарушением авторских прав.

Как графический дизайнер, вы должны точно знать, где рисовать линию между тем, чтобы позволить чужой работе вдохновлять вас и просто копировать ее.

Другая область, где линия становится действительно размытой, — это когда вы имеете дело с пародиями. Пародии — забава, они забавные и часто, дизайнеры создают их в почтении к работам, которые им нравятся.

Но даже благие намерения пародии могут нарушать авторские права первоначальных авторов, и это может нанести вам немного неприятностей.

Spaceballs — классический пример пародии, спуфирующей любимую франшизу фильма через Brooksfilms.

Прежде чем мы сможем действительно понять, когда и как вы можете сделать вдохновение или пародировать часть вашего дизайна, давайте рассмотрим несколько важных терминов, чтобы знать и понимать.

Ничто оригинальное, что кто-либо создает, является их интеллектуальной собственностью, если оно защищено законом.

Это означает, что когда вы рисуете картинку, пишите песню, изобретаете лучшее колесо, создаете персонажа, создаете тему WordPress или называете продукт, ваше творение является вашей интеллектуальной собственностью, пока вы не продадите свои права собственности клиенту. Интеллектуальная собственность может также включать инновации и выражения открытий.

Единственное исключение — это соглашение о найме на работу. Если вы являетесь штатным сотрудником, проекты, которые вы создаете как часть своей работы, являются интеллектуальной собственностью вашего работодателя, а не вашей собственной.

Когда что-то является вашей интеллектуальной собственностью, вы имеете исключительное право использовать, изменять и получать прибыль от этого. Вы также имеете право лицензировать свою работу другим по своему усмотрению.

Проще говоря, если вы напишете роман о персонаже по имени Maryanne the Magic Mongoose, другой автор не сможет написать свое продолжение, Maryanne The Magic Mongoose делает пироги с маршмалловым без вас, лицензируя для них характер и концепцию.

Если вы его сделали, это ваше, если вы его не продадите.

Интеллектуальная собственность юридически защищена четырьмя способами:

  • Авторское право: Это обычно используется для художественных и литературных произведений.
  • Патент : Патенты используются для защиты инноваций, изобретений и новых технических решений существующих трудностей.
  • Товарный знак: Товарные знаки используются для различения товаров и услуг отдельных компаний от тех, которые предоставляются другими компаниями. Лозунги, талисманы, названия компаний и другие бренды защищены товарными знаками.
  • Торговые секреты: Конкретные стратегии и бизнес-методы могут стать юридически защищенной интеллектуальной собственностью в соответствии с Законом о единой торговой тайне.

В Соединенных Штатах каждый дизайнер автоматически владеет авторскими правами на свою работу, за исключением ситуаций, связанных с работой по найму, упомянутых выше.

Нет необходимости регистрировать авторское право в Управлении по патентам и товарным знакам США, так как необходимо получить защиту от патентования концепции. Однако авторское право может быть зарегистрировано в Бюро по защите авторских прав США.

Если вы хотите подать иск о нарушении авторских прав, вам сначала необходимо зарегистрировать свое авторское право.

Вам также не нужно регистрировать товарный знак, чтобы использовать его исключительно, но, как правило, это хорошая идея. Таким образом, название вашей компании и все другие бренды признаются как ваши, насколько они доступны в Соединенных Штатах. Чтобы защитить свой брендинг за границей, вам необходимо зарегистрировать свой товарный знак в каждой стране, где вы работаете.

Ваша интеллектуальная собственность принадлежит вам для защиты. Design by Dexterous “для защиты того, что вы собираете.

Для наших целей мы будем в основном говорить об авторских правах и товарных знаках.

Имейте в виду, что эти определения ориентированы на США, поэтому, если вы работаете за пределами Соединенных Штатов, законы, применимые к вашей работе и их сфере действия, могут быть совершенно разными.

Для конкретных юридических консультаций обсудите свою ситуацию с местным юристом по интеллектуальной собственности.

Защита дизайна авторским правом или патентом

Понятие произведений дизайна часто смешивается с понятием промышленного образца.

Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы» понимает под промышленным образцом художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, причем под таким изделием понимается предмет промышленного или кустарного производства.

Критериями промышленного образца являются новизна (неизвестность в мире до даты подачи заявки на получение патента на промышленный образец) и оригинальность, то есть творческий характер особенностей изделия.

К промышленным образцам можно отнести практически все окружающие нас предметы: ковры, одежду, наборы мебели, посуды, светильники, люстры, торговые и остановочные павильоны в качестве малых архитектурных форм, всевозможные строительные конструкции, интерьер в качестве архитектурного и художественного оформления помещения, внешний вид тракторов, газовых плит и т.д.

Отмечая, что рассматриваемые понятия очень близки по смыслу, остановимся на том, что мировая практика пошла по пути защиты произведения дизайна в качестве объектов промышленной собственности. Такая защита предусматривает получение охранного документа – патента на промышленный образец. Наличие патента наделяет его обладателя исключительными правами на данное изделие.

Исключительные права означают, что обладатель патента может использовать данное изделие по своему усмотрению, запрещая или разрешая такое использование другим. Причем важно заметить, что система охраны промышленных образцов за рубежом находится в постоянном развитии, приводя законодательство в соответствие с окружающей нас действительностью.

Процедура получения охранного документа на данный объект промышленной собственности постоянно упрощается. Например, государства Европейского Союза получили возможность защищать промышленный образец одновременно во всех странах-участницах по установленной единой процедуре. Также важной особенностью данной системы является тот факт, что на промышленный образец можно получить охрану без выполнения каких-либо формальностей, связанных с его регистрацией. Этот подход весьма уместен для быстро устаревающих изделий, век которых на рынке достаточно недолог (предметы мебели, посуда, модная одежда, рисунки тканей, ковров и т.д.)

Законодательство Республики Беларусь также стремится к упрощению процедуры получения патента на промышленные образцы. Доказательства можно отыскать в новом Патентном законе, который отменяет проведение экспертизы по существу. Патент на промышленный образец выдается под ответственность заявителя, а время его получения значительно сократилось с 2 лет до 2-3 месяцев. Такой патент в настоящее время получить очень легко. Следует сказать, однако, что авторы привыкли считать, что патент можно и нужно получать на внешний вид прибора, машины, не придавая значения другим окружающим нас предметам, имеющим более важное значение на рынке. Взаимосвязь с таким заблуждением прослеживается путем изучения обыкновенной статистики: за последние годы наблюдается довольно небольшое количество заявок на промышленные образцы (исчисляется десятками). В то же время заявок на изобретения на порядок больше. Несмотря на то, что в Республике Беларусь создан эффективный механизм защиты прав на интеллектуальную собственность в лице Судебной коллегии по патентным делам при Верховном Суде, судебная практика также не может похвастаться широким кругом рассматриваемых споров о промышленных образцах. Проходило только два процесса, связанных с промышленными образцами, и они касались именно нарушения третьими лицами патентов на приборы.

Однако именно такие изделия, как посуда, мебель, печатная продукция, одежда и др. с точки зрения получения выгоды от их присутствия на потребительском рынке целесообразно защищать патентами.

Затрагивая зарубежную судебную практику, можно убедиться, что часто рассматриваются иски о нарушении прав именно на такие промышленные образцы, как оконный профиль (Великобритания, истец – «Скоулз виндоуз лтд.», производитель окон, ответчик – «Магнет, лтд.

»), рисунок ковра (истец – «Стодарт интернэшнл ПЛК», ответчик «Эдлшо бут энд К?»), свитер (истец – дизайнер Ширин Гилд, ответчик – Эскандер, лтд энд эназе»)

Помимо защиты в качестве объекта промышленной собственности, произведения дизайна можно защитить авторским правом. В чем же состоит такая защита? Закон об авторском праве Республики Беларусь в числе прочих объектов своей охраны рассматривает также произведения декоративно-прикладного искусства, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, которые смело можно отнести к произведениям дизайна. Прежде всего отметим, что объекты авторского права защищаются законом в силу своего создания, то есть для получения защиты не требуется выполнения каких-либо формальностей, связанных с выдачей государственного охранного документа. В таких странах, как Россия, Украина, Соединенные Штаты можно получить свидетельство о депонировании объекта авторского права, что будет являться лишним доказательством авторства на данный объект. В Республике Беларусь такой процедуры не предусмотрено, поэтому автор должен позаботиться о заключении авторского договора, в котором были бы предусмотрены все условия, связанные с использованием объекта и передачей прав на него. Такой договор должен быть заключен очень грамотно, чтобы избежать для автора неудобных для него ситуаций. Очевидно, что защита произведений дизайна в рамках промышленной собственности имеет свои преимущества. Во-первых, наличие охранного документа – патента наделяет правообладателя исключительными правами на данное произведение, что позволяет ему и только ему использовать объект на рынке сбыта. Во-вторых, патент на промышленный образец является весомым доказательством авторства в суде при возникновении коллизий. В-третьих, значительно сократились сроки выдачи патента (как указывалось выше, вся процедура занимает всего 3 месяца), что, несомненно, имеет значение при патентовании быстро сменяющихся на рынке объектов.  Искренне верим, что белорусские авторы оценят привилегии защиты своих трудов в рамках интеллектуальной собственности, что окажет им весьма существенную поддержку при использовании произведений на рынке 

Источник: https://www.gnp.by/articles/zashhita-dizajna-avtorskim-pravom-ili-patentom.html

Интересные дела, касающиеся защиты авторских прав на дизайн

Результаты интеллектуальной деятельности являются объектом гражданских прав. Один из видов интеллектуальной деятельности — это произведения искусства, в это понятие входит дизайн одежды. А права на произведения искусства — это авторские права. Значит, если человек создал дизайн одежды, то он становится обладателем авторских прав.

Авторские права — это исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование. Подобные права охраняются бессрочно. Но исчисление срока действия авторского права на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Гражданин (или юр лицо), обладающий исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности, может использовать свои достижения по своему усмотрению, главное закон не нарушать. И также он может распоряжаться правом на результаты интеллектуальной деятельности, если иное не предусмотрено законом.

Защищается же авторское право вне зависимости от того были ли обнародованы эти результаты или нет. И также важно, чтобы результат авторских прав был выражен в объективной форме. Это может быть не только готовое платье, это может быть эскиз или же публично выраженная идея.

В РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации (регистрация осуществляется по желанию). То есть, если я создам платье с узором, которого раньше не было, для защиты своих прав в России мне нет необходимости регистрировать этот узор.

Также авторские права могут распространяться на часть произведений. Например, если я создам картину, на которой будет изображено много разных предметов, а дизайнер возьмёт один из предметов на моей картине и перенесёт их на своё платье, это уже будет нарушением моих авторских прав.

За границей же дизайн также является объектом гражданских прав. Правда, за границей дизайн одежды защищается не только авторскими правами, но и патентом. Но есть нюансы.

Например,  в США свой дизайн возможно защитить только с помощью патента (как и в Канаде и Индии). Во Франции и Германии возможно защищать свои права с помощью авторских прав и патента одновременно.

А вот в Италии, Великобритании подобного не допускается: защита прав осуществляется только исходя из авторских прав ИЛИ патента.

Сейчас я бы хотела рассказать о некоторых интересных делах, касающихся защиты авторских прав на дизайн.

Moschino против уличного художника Джозефа Тирни

Дизайнер итальянской марки Moschino Джереми Скотт всегда одевает своих друзей на красные дорожки. Так, в августе 2015 года подруга Джереми, певица Кэти Перри, надела платье из коллекции осень-зима 2016 итальянской марки на ежегодный Бал института костюма.

Уличный художник Джозеф Тирни увидел парный выход певицы и дизайнера, заметил свой рисунок на платье и подал в суд за нарушение авторских прав. В прошлом художник сотрудничал с Converse, adidas и Disney, но никаких соглашений с Moschino не заключал.

Особенно художника обидело, что платье попало в список «худших нарядов знаменитостей», а его псевдоним Rime используется почти в каждой вещи из той коллекции Скотта.

Управление итальянской марки сообщило, что не будет давать комментарии, пока судебное разбирательство не будет закончено.

Christian Louboutin против Saint Laurent

В апреле 2011 года Christian Louboutin подали в суд на французскую марку Saint Laurent Paris (тогда еще Yves Saint Laurent) за использование красного цвета на подошвах туфель.

Марка Кристиана Лубутена тем и прославилась, что выпустила туфли с красной подошвой в 1992 году, а в 2008-м зарегистрировала торговую марку. Подав на Saint Laurent Paris в суд, Лубутен попросил не менее 1 миллиона долларов компенсации.

Французский модный дом делает монохромные туфли с 70-х годов, поэтому представители никак не отреагировали на иск, дождавшись решения суда. Суд постановил, что цвет подошвы не может являться основанием для нарушения. 

Авторские права на татуировку

Виктор Уитмилл, татуировщик, создавший знаменитую татуировку Майка Тайсона, в 2011 году перед выходом на экраны фильма «Мальчишник в Вегасе 2» обратился в суд с иском к кинокомпании WarnerBros. о нарушении его авторских прав в отношении знаменитой татуировки. По сюжету фильма один из главных героев, Стю, делает себе татуировку, аналогичную тату Майка Тайсона.

По утверждению Виктора Уитмилла, после создания татуировки Тайсону, он зарегистрировал права на дизайн татуировки и показ ее в фильме без его разрешения нарушил его авторские права. В суде Уитмилл требовал отложения старта выхода картины в прокат и компенсации.

В рамках судебного разбирательства студия пыталась заявлять, что копирование татуировки было пародией, но судья с этим не согласился. В итоге стороны пришли к мировому соглашению, Уитмилл получил компенсацию, а татуировка героя фильма Стю не была видоизменена.

В аналогичной ситуации оказались и создатели знаменитой видеоигры NBA 2K, которые наносили на виртуальных героев различные татуировки. Группа татуировщиков, которые создали татуировки, используемые в видеоигре, подали иск о защите авторских прав.

Однако в данном случае суд отказал в признании факта нарушения, одной из причин чего стал факт того, что татуировщики подали заявку на охрану дизайна уже после выхода видеоигры.

Им, однако, удалось получить определенную денежную сумму в качестве компенсации потери дохода.

Нилова Полина 

Источник: https://sobesednik.ru/beauty/20190629-interesnye-dela-kasayushiesya-zashity-avtorskih-prav-na-dizajn