Цель разделения предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Цель разделения предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации осуществляется в ст. 71—73 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 71 к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. Все эти полномочия но предметному признаку могут быть объединены в группы.

В сфере государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие.

В социально-экономической сфере к ведению Российской Федерации отнесены определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, национального развития России и другие вопросы. К ведению Российской Федерации отнесены также: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, вопросы формирования и деятельности федеральных экономических служб, включая федеральные банки. Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Российской Федерацией.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие вопросы.

Вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.

К таким же вопросам отнесены: организация и функционирование правоохранительных органов, метеорологической службы, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации, а также следующие отрасли законодательства: уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает сферу совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов.

По предметам совместного ведения могут издаваться федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов РФ, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование вопросов совместного ведения требуют не жесткой централизации, а лишь законодательного установления основ со стороны федеральных органов государственной власти.

Назовем некоторые вопросы совместного ведения в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

В области экономики и социального развития к совместному ведению отнесены: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В Конституции РФ не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 73 Конституции РФ

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации но предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

  • 1. Какие принципы положены в основу российского федерализма?
  • 2. Какова цель разделения предметов ведения и полномочий на исключительные и совместные?
  • 3. Назовите вопросы исключительного ведения Российской Федерации.
  • 4. Какие нормативные акты могут приниматься по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов?

Источник: https://studme.org/149432/pravo/razgranichenie_predmetov_vedeniya_polnomochiy_federalnymi_organami_gosudarstvennoy_vlasti_organami_gos

Конспект лекции: Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ

Цель разделения предметов ведения и полномочий

Конспект лекции: Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ

Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ (ст. 71), предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

К исключительному ведению РФ относится:

1) В области государственного строительства:

  • – принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
  • – федеративное устройство и территория РФ;
  • – регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – гражданство в РФ;
  • – регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • – установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • – формирование федеральных органов государственной власти;
  • – судоустройство, прокуратура;
  • – уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
  • – амнистия и помилование;
  • – гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
  • – правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  • – федеральное коллизионное право;
  • – установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития РФ;
  • – федеральная государственная служба;
  • – государственные награды и почетные звания РФ;

2) В экономической, социальной, культурной областях

    :
  • – федеральная государственная собственность и управление ею;
  • – установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития РФ;
  • – установление правовых основ единого рынка;
  • – финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
  • – федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • – федеральный бюджет;
  • – федеральные налоги и сборы;
  • – федеральные фонды регионального развития;
  • – федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
  • – федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь;
  • – деятельность в космосе;
  • – метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
  • – геодезия и картография;
  • – наименования географических объектов;
  • – официальный статистический и бухгалтерский учет;

3) В области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета:

  • – внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;
  • – вопросы войны и мира;
  • – внешнеэкономические отношения РФ;
  • – оборона и безопасность;
  • – оборонное производство;
  • – определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

По предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находиться:

1) В области государственного строительства:

  • – обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;
  • – защита прав и свобод человека и гражданина;
  • – защита прав национальных меньшинств;
  • – установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • – обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • – режим пограничных зон;
  • – административное, административно-процессуальное законодательство;
  • – кадры судебных и правоохранительных органов;
  • – адвокатура, нотариат;
  • – координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ;

2) В экономической, социальной, культурной областях:

  • – вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
  • – разграничение государственной собственности;
  • – природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;

  • – охрана памятников истории и культуры;
  • – общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • – координация вопросов здравоохранения;
  • – защита семьи, материнства, отцовства и детства;
  • – социальная зашита, включая социальное обеспечение;
  • – осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • – установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  • – трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории).

Порядок принятия ФЗ по предметам совместного ведения, устанавливается ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ».

В соответствии с данным законом по вопросам, отнесенным Конституцией к предметам совместного ведения, издаются:

  • 1) ФЗ, определяющие основы (основные принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • 2) ФЗ, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

Закон также определяет правовой режим договоров и соглашений.

Договоры заключаются между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий.

Соглашения заключаются между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

Вне предметов ведения РФ, предметов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Источник: https://allsummary.ru/368-principy-razgranicheniya-predmetov-vedeniya-i-polnomochiy-mezhdu-organami-gosudarstvennoy-vlasti-rf-i-sub-ektov-rf.html

27. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её

Цель разделения предметов ведения и полномочий

субъектами.

Разграничениепредметов ведения между Федерацией иее субъектами является одним из принциповфедерализма и означает разделение кругавопросов, которые решает государство(круга государственных функций), навопросы, по которым решения правомочнапринимать Федерация, и вопросы, покоторым решения правомочны приниматьсубъекты Федерации.

Конституция РФустанавливает предметы исключительноговедения Российской Федерации (ст. 71),предметы совместного ведения РоссийскойФедерации и субъектов РоссийскойФедерации (ст. 72).

Статья 73 КонституцииРФ закрепляет, что вне пределов веденияРоссийской Федерации и полномочийРоссийской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерациии субъектов Российской Федерациисубъекты Российской Федерации обладаютвсей полнотой государственной власти.

По предметам веденияРоссийской Федерации принимаютсяфедеральные конституционные законы ифедеральные законы, имеющие прямоедействие на всей территории РоссийскойФедерации.

Законы и иныенормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации не могут противоречитьфедеральным законам, принятым попредметам ведения Российской Федерациии предметам совместного ведения. Вслучае противоречия между федеральнымзаконом и иным актом, изданным в РоссийскойФедерации, действует федеральный закон.

По предметамсовместного ведения Российской Федерациии ее субъектов издаются федеральныезаконы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативные правовыеакты субъектов РФ. В случае отсутствияфедерального закона действует законсубъекта РФ (на соответствующейтерритории).

Порядок принятияфедеральных законов по предметамсовместного ведения, а также основныепринципы и порядок разграниченияпредметов ведения и полномочий призаключении договоров и соглашений междуфедеральными органами государственнойвласти и органами государственнойвласти субъектов Федерации устанавливаетсяФедеральным законом от 24 июня 1999 г. «Опринципах и порядке разграниченияпредметов ведения и полномочий междуорганами государственной властиРоссийской Федерации и органамигосударственной власти субъектовРоссийской Федерации

В соответствии сданным законом по вопросам, отнесеннымКонституцией к предметам совместноговедения, издаются:

1) федеральныезаконы, определяющие основы (основныепринципы) правового регулирования,включая принципы разграничения полномочиймежду федеральными органами государственнойвласти и органами государственнойвласти субъектов РФ;

2) федеральныезаконы, направленные на реализациюполномочий федеральных органовгосударственной власти.

До принятияфедеральных законов по вопросам,отнесенным к предметам совместноговедения, субъекты РФ вправе осуществлятьпо таким вопросам собственное правовоерегулирование. После принятиясоответствующего федерального законазаконы и иные нормативные правовые актысубъектов РФ приводятся в соответствиес принятым федеральным законом.

Закон такжеопределяет правовой режим договоров исоглашений.

Договоры заключаются междуорганами государственной власти РФ иорганами государственной властисубъектов РФ по вопросам разграниченияпредметов ведения и полномочий.

Соглашениязаключаются между федеральными органамиисполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов РФ опередаче друг другу осуществления частисвоих полномочий.

Договор может бытьзаключен:

1) при прямом указаниив федеральном законе по предметусовместного ведения на допустимостьзаключения договора по данному предметусовместного ведения;

2) при отсутствиифедерального закона по предметусовместного ведения — с условиемприведения такого договора в соответствиес федеральным законом по данному предметусовместного ведения после принятиятакого федерального закона.

Предметами договорамогут быть: конкретизация предметовведения и полномочий, установленныеКонституцией и федеральными законами;условия и порядок осуществленияразграниченных договором полномочий;формы взаимодействия и сотрудничествапри исполнении положений договора; иныеположения, связанные с исполнениемположений договора.

Соглашение можетбыть заключено на основании федеральногозакона по предметам совместного веденияили договора.

Предметами соглашениямогут быть: передача осуществлениячасти полномочий; условия и порядокпередачи осуществления части полномочий;материально-финансовая основа передачиосуществления части полномочий; формывзаимодействия и сотрудничества приисполнении положений соглашения; иныевопросы, связанные с исполнениемположений договора.

В случае возникновенияспоров, связанных с разграничениемпредметов ведения и полномочий, передачейосуществления части полномочий онирешаются путем переговоров и использованияиных согласительных процедур, в томчисле путем создания согласительныхкомиссий. В случае недостижения согласияспоры, связанные с разграничениемпредметов ведения, полномочий передачейорганами исполнительной власти другдругу осуществления части своихполномочий, передаются на рассмотрениеКонституционного Суда РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/6212210/page:21/

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами

Цель разделения предметов ведения и полномочий

ГЛАВНАЯ > Вернуться

Административное и муниципальное право

Правильная ссылка на статью:

Куракин А.В., Карпухин Д.В., Попова Н.Ф. — Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами // Административное и муниципальное право. – 2018. – № 11. – С. 19 – 35. DOI: 10.7256/2454-0595.2018.11.28228 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28228

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами

Куракин Алексей Валентинович доктор юридических наук профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49 Kurakin Aleksei Valentinovich Doctor of Law professor of the Department of Administrative and Information Law at Financial University under the Government of the Russian Federation 125993, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. 125993, Moskva, Leningradskii, 49
kurakinaleksey@gmail.com
Другие публикации этого автора  
Карпухин Дмитрий Вячеславович кандидат исторических наук доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 55 Karpukhin Dmitrii Vyacheslavovich PhD in History Associate Professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of administrative and information law 123456, Russia, Moscow, Leningradskiy prospect, 49
dimak7571@mail.ru
Другие публикации этого автора  
Попова Наталья Федоровна доктор юридических наук профессор, кафедра Департамент правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве России 119571, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 49, 49 Popova Natal'ya Fedorovna Doctor of Law professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity at Financial University under the Government of the Russian Federation 119571, Russia, Moscow oblast', g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49, 49
nfpopova51@mail.ru

Аннотация.

Предметом статьи являются правовые нормы, содержащиеся в Конституции Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», устанавливающие базовые исходные начала разграничения предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также механизмы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ с целью определение перспектив совершенствования приёмов юридической техники структурирования исходных положений, зафиксированных в рассматриваемом законодательстве. Методологическую основу статьи составили формально-логический, интерпретационный, логический, компаративистский методы исследования.Формально-юридический, логический и интерпретационный методы использовались при анализе конкретного содержания правовых предписаний, касающихся вопросов структурирования принципов разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Новизна статьи заключается в предложенной авторами формулировки принципов, вытекающих из положений и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в формулировании конкретных предложений по совершенствованию указанного Федерального закона для четкого разграничения принципов от правовых механизмов, связанных с детальным регулированием порядка формирования и деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

Ключевые слова: Конституция, Основной закон, Публичная власть, Национально-территориальное образования, Административно-территориальное образование, Федерализм, Законность, Финансовое обеспечение, Передача полномочий, Делегирование полномочий

DOI:

10.7256/2454-0595.2018.11.28228

Дата направления в редакцию:

04-12-2018

Дата рецензирования:

Источник: http://www.e-notabene.ru/pm/article_28228.html

033

Цель разделения предметов ведения и полномочий

33. Разграничение предметов ведения и полномочий в РФ.

1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.

Такое разграничение является одним из конституционных принципов федерализма (статья 5). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, другими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративный договор

– Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации 31 марта 1992 года подписан Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением Татарстана и Чеченской республики) и включён в действовавшую Конституцию Российской Федерации – России.

Конституция РФ, принятая всенародным анием 12 декабря 1993 года, иначе, чем Федеративный договор разграничила предметы ведения РФ (статья 71), совместного ведения (статья 72) и ведения субъектов РФ (статья 73).

Действие большинства положений Федеративного договора перекрыто Конституцией РФ, в случае несоответствия Федеративного договора и других договоров между органами государственной власти РФ и её субъектов действуют положения Конституции РФ.

Договоры и соглашения подписываются уполномоченными представителями РФ и субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ” (1999) и рассматриваются в Совете Федерации, в законодательных (представительных) органах субъекта РФ. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий подписываются уполномоченными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ на основании федеральных законов или при их отсутствии с условием последующего приведения в соответствие с федеральным законом после его принятия. Предметом договора могут быть конкретизация предметов ведения и полномочий, условия и порядок их осуществления, вопросы взаимодействия. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по соглашениям передавать друг другу осуществление части полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, соглашения подписываются на основании федеральных законов или договоров. Договоры и соглашения не могут перераспределять предметы ведения, установленные Конституцией РФ, в случае противоречия договоров и соглашений Конституции РФ и федеральным законам действуют положения Конституции РФ и федеральных законов.

2. Предметы ведения РФ.

В соответствии со статьёй 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

  1. принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  5. федеральная государственная собственность и управление ею;
  6. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  7. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  8. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  9. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  10. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  11. внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  12. оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  13. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  14. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно – процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  15. федеральное коллизионное право;
  16. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  17. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  18. федеральная государственная служба.

3. Предметы совместного ведения.

В соответствии со статьёй 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  1. обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  4. разграничение государственной собственности;
  5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
  6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  11. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Эти положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

4. Предметы ведения субъектов РФ.

В соответствии со статьёй 73 Конституции РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

5. Законодательство (статья 74 Конституции РФ).

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (а также в соответствии с ними – подзаконные правовые акты), причём федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (а также в соответствии с ними – подзаконные правовые акты) и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ и совместного ведения, в случае противоречия действует федеральный закон.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам ведения субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Данное положение не вполне согласуется с верховенством Конституции РФ и федерального закона, но федеральные законы по вопросам ведения субъектов РФ принимаются крайне редко, например, в тех случаях, когда отсутствие надлежащего законодательства субъектов РФ приводит к нарушениям прав граждан.

Используются технологии uCoz

Источник: http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/033.htm

§ 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными

Цель разделения предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации

Тема 19. Конституционные основы федерального устройства

осуществляется в статьях 71 — 73 Конституции Российской Федерации. Вопросы разграничения полномочий более детально регулируются Федеральным законом от 24.06.99 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. Все эти полномочия по предметному признаку могут быть объединены в группы.

В области государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие предметы.

В социально-экономической сфере к ведению Федерации отнесено определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России и другие вопросы.

К ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.

Федеральные фонды регионального развития, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Федерацией в целом.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны

2158

Разграничение предметов ведения и полномочий

239

страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие.

К ведению Российской Федерации отнесены вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся вопросы правоохранительных органов, метеорологии, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Статья 72 Конституции России устанавливает сферу совместной компетенции Федерации и субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов.

По этим вопросам могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации.

Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования определенной части со стороны федеральных органов государственной власти.

Назовем некоторые вопросы совместного ведения в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Федерации федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав

Тема 19. Конституционные основы федерального устройства

национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

В области экономики и социального развития к совместному ведению отнесены:

– разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами;

– природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

– общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

– координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

– осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

– установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

Контрольные вопросы

• Какие принципы положены в основу российского федерализма?

240

Разграничение предметов ведения и полномочий

241

Какова цель разделения предметов ведения и полномочий на исключительные и совместные? Каким образом осуществляется правовое регулирование вопросов разной компетенции? Какие нормативные правовые акты могут регулировать разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами? Какова роль договоров и соглашений в вопросах разграничения компетенции?

Источник: https://texts.news/pravovedenie-knigi/razgranichenie-predmetov-vedeniya-polnomochiy.html

Абсолютное право
Добавить комментарий