Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, по которым страховые компании могут не платить, если им не показали машину после аварии
- Автор фото: из архива «МОЁ!».
Поправки в закон об ОСАГО вступили в силу с 4 июля. Главное изменение связано с тем, что отныне страховщик вправе не рассматривать заявление о страховой выплате, если потерпевший в ДТП не предоставил повреждённое транспортное средство на осмотр в страховую компанию.
Содержание
- 1 Что делать при ДТП
- 2 Вс разъяснил процедуру осмотра автомобиля после дтп
- 3 Что делать с машиной после ДТП
- 4 Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
- 4.1 Что это такое
- 4.2 Когда нужна
- 4.3 Кем может проводиться
- 4.4 Осмотр машины после дорожно-транспортного происшествия по закону
- 4.5 Когда страховщик организовывает проверку
- 4.6 Обращение к эксперту
- 4.7 Как выбрать компанию
- 4.8 Как заказать услуги, нужно ли подписывать договор
- 4.9 Какие документы нужны для проведения процедуры
- 4.10 Этапы экспертизы
- 4.11 Обязательные условия
- 4.12 Результаты
- 4.13 Из чего складывается стоимость оценки
- 4.14 Средние цены по городам РФ
Что это значит?
После того как потерпевший в ДТП (или его представитель) предоставляют в страховую компанию необходимый пакет документов и заявление о страховой выплате, у страховщика есть 5 рабочих дней, в течение которых он должен организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу повреждённого транспортного средства.
Везти автомобиль в страховую компанию не обязательно. Достаточно уведомить страховщика о местонахождении транспортного средства после ДТП, и представители страховой компании должны сами приехать на место осмотра в течение оговоренных законом пяти дней.
Если потерпевший до того, как страховая компания проведёт осмотр/экспертизу его автомобиля, самостоятельно обратится в независимую техническую экспертизу, её результаты просто не будут учитываться при расчёте выплаты по ОСАГО.
Зачем это делается?
Справедливости ради, необходимость предоставления транспортного средства в страховую компанию существовала и до этого. Однако никаких санкций за невыполнение данного требования в законе не было. Этим пользовались так называемые автоюристы.
Как правило, представители таких частных контор прибывают на место ДТП раньше гаишников и предлагают потерпевшему решить за него все проблемы со страховой компанией, а то и сразу выкупают у него право требования (конечно же, по заниженной цене).
— Многие автомобилисты подписывают договоры, не читая, прямо на месте ДТП, — рассказывает председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай КИСЕЛЁВ. — Суть работы автоюристов сводилась к тому, чтобы страховая компания отказала в выплате.
После чего её втягивали в судебный процесс. Отказать в удовлетворении такого иска практически невозможно, поэтому наряду со страховой выплатой автоюристы без труда взыскивали в свою пользу неустойки, штрафы, судебные издержки.
А железобетонным основанием для отказа в выплате до последнего времени являлось не предоставление автомобиля на осмотр в страховую компанию.
Теперь же, с введением поправок в закон об ОСАГО, страховая компания имеет законное право просто не рассматривать такие заявления, а значит, основания для подачи в суд на страховщиков у автоюристов больше нет.
Ранее пострадавшие (читайте — представляющие их интересы автоюристы) могли не показывать автомобиль страховщикам, а потом, в суде, предоставлять результаты независимой автоэкспертизы, которым у суда не было оснований не доверять. Сам автомобиль к тому времени уже мог быть отремонтирован, и у страховщика не было возможности проверить повреждения. Теперь же этот номер уже не пройдёт.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) не скрывают, что данные поправки в закон об ОСАГО были подготовлены и пролоббированы страховщиками — именно в интересах борьбы с автоюристами. В 2015 году, по оценкам РСА, автоюристы отсудили у страховщиков около 10 млрд руб. В I квартале 2016 года четверть выплат по ОСАГО — 8,7 млрд руб. — пришлась на решения судов.
В каких случаях независимую экспертизу делать всё-таки можно?
1. Обратиться к независимому эксперту после того, как страховая компания уже насчитала вам ущерб, однако вы не согласны с данной суммой.
Кстати, с 4 июля срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии потерпевшего увеличен с 5 до 10 календарных дней.
Однако, как уверяют эксперты, сейчас случаев, когда владелец машины не соглашается с суммой, назначенной страховой, становится всё меньше.
— Сейчас действует единая методика подсчёта ущерба, — поясняет представитель Федерации автовладельцев России Максим ЕДРЫШОВ. — Есть большой справочник, там прописана стоимость каждой запчасти. Что страховая, что независимая экспертиза должны насчитать одну сумму.
2.
Если в течение оговоренных законом 5 рабочих дней со дня обращения потерпевшего страховая компания не организовала осмотр автомобиля, ничто не мешает автомобилисту самостоятельно обратиться в независимую автоэкспертизу и использовать её результаты для получения выплаты. О проведении осмотра желательно (хотя и необязательно) уведомить страховую компанию, отправив в её адрес телеграмму с уведомлением о месте и времени проведения осмотра повреждённого авто.
Источник: https://moe-online.ru/news/pomozhem-razobratsya/346559
Что делать при ДТП
При ДТП нужно не устраивать истерики, а действовать четко по схеме:
- Включить аварийную сигнализацию.
- Установить знак аварийной остановки (не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов).
- Убедиться, что с вами, пассажирами, а также с людьми в другой машине все в порядке. Даже при подозрении на травмы немедленно вызывайте «скорую помощь» и полицию. При необходимости окажите первую медицинскую помощь. При наличии пострадавших передвигать автомобили нельзя!
2
А если пострадавших нет?
Нужно понять, как сильно пострадало «железо». Если повреждения минимальны, в аварии участвовало лишь два автомобиля и все согласны с обстоятельствами ДТП, то можно воспользоваться так называемым «Европротоколом» и оформить бланк извещения о ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.
Правда, «Европротокол» можно использовать лишь при небольших ДТП, когда сумма ущерба «невиновного» автомобиля составляет менее 100 тысяч рублей (если вы являетесь виновником аварии и соглашаетесь на «Европротокол», то знайте — потерпевшая сторона может позднее потребовать с вас компенсации, если ремонт будет стоить больше).
Правда, если авария произошла в Москве или Петербурге (и их областях), то можно увеличить эту сумму до 400 тысяч при оформлении аварии через специапльное приложение «ДТП.Европротокол»
Еще раз! «Европротоколом» (то есть «совсем без гаишников») можно воспользоваться при соблюдении ВСЕХ изложенных ниже пунктов:
- сумма повреждений у «невиновного» автомобиля менее 100 000 рублей (если ДТП было в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье или Ленинградской области, то до 400 тысяч рублей при фиксации аварии через мобильное приложение РСА «ДТП.Европротокол»;
- все согласны со ВСЕМИ обстоятельствами аварии;
- не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
- в ДТП участвовало два транспортных средства (включая машины с прицепами);
- оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис).
ВАЖНО: если у вас оформлен полис каско, а страхования компания требует справки из ГИБДД, то обращаться в полицию придется в любом случае.
Формально сейчас можно оформлять «Европротокол» и при наличии разногласий между водителями. Правда, мы настоятельно не рекомендуем этого делать.
Если же вы решитесь, то помните – самостоятельно оформлять аварию при наличии разногласий можно лишь при фиксировании «происшествии с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО».
Для этого можно воспользоваться мобильным приложением РСА «ДТП.Европротокол». Правда, помните – если вы претендуете на сумму от 100 до 400 тысяч, то разногласий между водителями быть не должно.
3
Можно ли оформить «Европротокол», если одна из машин зарегистрирована не в РФ?
Можно.
Но только если ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности («Зеленая карта»), а также при соблюдении остальных требований для оформления документов о ДТП без участия полиции.
Если участники пришли к согласию оформить ДТП без участия полиции, и потерпевшей стороной является гражданин России, то извещение о ДТП должно быть оформлено на бланке, выданном российским страховщиком (бланк, напечатанный на русском языке).
4
А если повреждения серьезные? Да и с ГИБДД как-то надежнее…
В этом случае вы должны позвонить в полицию. С мобильного телефона проще всего по номеру 112. Он хорош тем, что работает, даже когда на счету закончились деньги или SIM-карта заблокирована. Кроме того, можно позвонить и на привычный номер 02. Однако для этого с мобильного телефона придется набрать +8 — код города — 02.
А в будущем будьте готовы к тому, что набирать придется не 02, а 102 — по приказу Минкомсвязи в России уже начался переход на трехзначные номера экстренных служб. Кстати, в Белоруссии, Украине и Казахстане уже действует номер 102.
Сейчас при отсутствии пострадавших, как правило, ждать инспектора не нужно. Сотрудник полиции по телефону скажет вам, куда проехать для оформления ДТП. Хотя вы можете настоять на том, чтобы он приехал лично.
5
То есть, мы просто уезжаем с места аварии и сами едем в отделение?
Совершенно верно. Мало того, если вы не уберете машины с дороги (а это предписывают ПДД), то вас могут даже оштрафовать на 1000 рублей за «невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП, участником которого он являлся».
Однако уезжать с места аварии можно лишь при отсутствии пострадавших и после звонка в полицию (или если вы воспользовались «Европротоколом»).
Если же вы «просто так» уедете, то это может быть квалифицировано как «оставление места ДТП» (лишение прав до полутора лет или арест на 15 суток).
Перед тем, как разъехаться, необходимо произвести фото- или видеозапись места ДТП, знаков, наличия светофоров, объектов инфраструктуры, записать фамилии и номера телефонов очевидцев происшествия (если они есть). Очень поможет и видеорегистратор. А еще позвоните в свою страховую компанию и сообщите о ДТП.
ВНИМАНИЕ: Если вы вызываете эвакуатор для транспортировки поврежденного автомобиля, то обязательно возьмите у водителя все необходимые квитанции и чеки. Возможно, эти траты вам позже удастся вернуть (если вас признают пострадавшим в аварии или если вы застрахованы по полису каско).
6
Как правильно фотографировать место ДТП?
- общий план места происшествия;
- следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
- оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин. Если возможно — с VIN номером;
- поврежденные детали ТС;
- дорожные знаки, разметку и прочее (а равно и отсутствие таковых). Фото должны быть привязаны к инфраструктуре/месту происшествия.
7
Как себя вести при оформлении протокола?
Не будьте пассивны. От того, что инспектор напишет в бумагах, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность.
Постарайтесь донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.
Если вы не согласны с мнением инспектора, то отразите свою точку зрения в протоколе! И не бойтесь писать — если не хватит свободного места, то укажите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».
В документах должны быть отражены следующие обстоятельства ДТП:
- Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то надо их измерить (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
- Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
- Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
- Особенности дороги (уклоны и прочее).
- Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.
Все ваши слова лучше всего подтвердить фото или видеозаписью (об этом тоже укажите в протоколе).
Если разобраться в обстоятельствах аварии на месте не удалось, то все участники ДТП должны будут явиться в отдел дознания ГИБДД для рассмотрения материалов дела — в народе эту процедуру обычно называют «разбор». Именно там сотрудник ГИБДД изучит все документы, опросит водителей и свидетелей (если они есть) и вынесет решение по делу.
Стоит обратить внимание, что ГИБДД устанавливает исключительно факт нарушения водителем правил. Но не занимается выяснением причинно-следственных связей между каким-то событием и аварией.
Например, что ДТП произошло из-за большой ямы на дороге (в этом случае инспектор лишь фиксирует все обстоятельства ДТП, характер дорожного полотна и указывает, что выбоина могла быть «сопутствующим фактором» ДТП).
Также в ГИБДД не выясняют степени виновности водителя в аварии — последнее важно при так называемой «обоюдке», когда в ДТП виноваты оба водителя. Последние вопросы необходимо решать уже в суде.
На «разбор» вы имеете полное право пригласить адвоката. И если ДТП было серьезным, то «Авто Mail.ru» настоятельно советует это сделать — потраченные на юриста деньги могут затем с лихвой окупиться.
В группе «разбора» вам очень пригодятся записи с видеорегистратора, которые могут легко доказать вашу позицию. Однако если на регистраторе видно, что вы нарушили ПДД, то показывать запись не обязательно. Согласно 51-й статье Конституции России, «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Вы имеете полное право требовать проведения экспертизы, приобщения к делу тех или иных документов, вызова свидетелей и так далее (например, вы можете требовать запроса справок о состоянии освещения или дорожного полотна).
Если результаты «разбора» вас не устраивают, то вы имеете право в течение 10 дней его обжаловать. Снова считаете решение неправомочным? Тогда добро пожаловать в суд.
После того, как вы всё пережили и получили от сотрудников ГИБДД необходимые справки, вам необходимо написать заявление в страховую компанию (если вы виновник аварии и у вас нет полиса каско, то страховая не нужна — в этом случае можете заниматься ремонтом поврежденного ТС). Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с момента ДТП (если вы имеете полис каско, то сроки могут быть иными). На рассмотрение дела, проведение экспертизы и выплату денег страховой компании дается 30 дней.
Внимание! При оформлении аварии без сотрудников ГИБДД участники ДТП обязаны уведомить об этом страховую компанию в течение пяти дней! В противном случае страховщики могут отказать в выплате, либо даже предъявить вам регрессный иск.
10
Авария случилась. Кому я должен показывать потом машину?
Согласно новой редакции закона об ОСАГО от 4 июля 2016 года потерпевший обязан представить поврежденное транспортное средство на осмотр страховщику, задача которого — в течение 5 рабочих дней организовать осмотр и/или независимую техническую экспертизу поврежденного транспортного средства. А теперь — самое главное: если владелец пострадавшей машины не предоставит её на осмотр страховщику, то он не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу. Результаты последней просто не будут приняты для определения размера страховой выплаты.
В случае непредставления транспортного средства на осмотр страховщику последний вправе вернуть без рассмотрения заявление.
Правда, потерпевшему дадут второй шанс, разрешив повторно направить страховщику заявление, но — только при «соблюдении предусмотренных законом об ОСАГО процедур».
Кстати, срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии потерпевшего отныне увеличен до 10 календарных дней вместо прежних 5.
11
То есть независимые экспертизы отменяются? Как так?
Нет. Независимые экспертизы остаются. Просто сначала машину должна увидеть страховая компания. А уже затем вы можете обращаться к другим экспертам. И если последние насчитают вам больше, то вы имеете все шансы получить со страховой более крупную сумму.
12
Что делать, если виновник ДТП скрылся или у него нет полиса ОСАГО?
Если пострадало только «железо», то по полису ОСАГО вы компенсации не получите.
Если же нанесен вред жизни и здоровью, то можно рассчитывать на компенсационные выплаты от «Российского союза автостраховщиков».
Чтобы получить компенсационную выплату, нужно обратиться в информационный центр РСА, страховую организацию, являющуюся действительным членом РСА, непосредственно в РСА, его представительства в Федеральных округах, заполнить заявление установленного образца и приложить к нему все необходимые документы.
13
Где получить компенсацию после ДТП
Если в аварии пострадало только два автомобиля, в ДТП не пострадали люди, а оба водителя имели действующие полисы ОСАГО, то за компенсацией необходимо обращаться в «свою» страховую компанию, в которой вы покупали полис.
Если эти условия не соблюдаются (в аварии участвовало большее двух транспортных средств, один из участников не застрахован по ОСАГО или есть пострадавшие), то обращаться за выплатой необходимо в страховую компанию виновника ДТП или в суд.
Источник: https://auto.mail.ru/info/ru/chto_delat_pri_dtp/
Вс разъяснил процедуру осмотра автомобиля после дтп
Очень интересное разъяснение для пострадавших в аварии автолюбителей дал Верховный суд, когда пересматривал одно стандартное дело. Точнее – денежный спор автовладельца со страховщиками.
Таких конфликтных выяснений отношений у нас последнее время – очень много. Большинство из них не доходят до суда. А из дошедших далеко не каждое в итоге добирается до высшей судебной инстанции страны, которая разъясняет, в первую очередь самим судьям, как надо правильно разрешать такие споры.
Итак, стандартная ситуация – ДТП с участием нескольких машин. Одно из авто, за рулем которого была женщина, серьезно пострадало. Виновным в столкновении ГИБДД признала одного из водителей, который своим поведением на дороге и “собрал” несколько автомобилей.
Страховая компания заплатила даме за ремонт машины. Но – минимально. Остальное ей пришлось выкладывать из кармана. Женщина обратилась в суд с иском к страховщикам и виновнику аварии с требованием компенсировать потраченное.
Районный суд, получив иск, написал женщине, что дело ее оставляет без рассмотрения, так как дамой “не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора”. А еще женщине написали, что если она такой порядок выполнит, то может снова обращаться в суд.
Эти ключевые слова – про несоблюдение досудебного порядка рассмотрения дела – частый аргумент судов, когда они выносят решение не рассматривать какой-либо спор.
Про необходимость соблюдения досудебного порядка сказано в 222 статье Гражданского процессуального кодекса.
Если перевести формулировку этой статьи на наш конкретный случай, то дама отказалась предоставлять машину на осмотр независимым экспертам, которых такими назвали страховщики. В суде женщина пояснила, что как только отремонтировала машину, тут же ее и продала. Ну, раз так, решил суд, то иск останется без рассмотрения.
После такого решения районного суда женщина пошла по судебной лестнице дальше и выше. Кассационная инстанция решение районного суда отменила и вновь отправила дело в районный суд.
Но следом за ней решение о возвращении дела на новое рассмотрение отменила надзорная инстанция и сказала: в районном суде все решили правильно и этот вердикт надо оставить.
У пострадавшей автоледи выбора не осталось. Машину вернуть в прежний вид невозможно, да и она давно стала собственностью других людей. А без осмотра “независимых экспертов” в суде с ней и разговаривать не хотели.
Последней надеждой оказался Верховный суд.
И тут женщина поняла, что правильно боролась, потому как Судебная коллегия по гражданским делам ВС претензии истицы посчитала справедливыми и главное – законными.
Ну а что же тогда делать с несоблюдением порядка урегулирования спора и с 222 статьей Гражданского процессуального кодекса?
А на это Верховный суд заявил следующее. Согласно 222 статье ГПК суд вправе оставить заявление без рассмотрения, но в строго определенных случаях. Если истцом не соблюден порядок, “установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотрен договором сторон досудебный порядок разрешения спора.”
Верховный суд делает вывод: представление автомобиля на осмотр страховщику не является досудебным порядком урегулирования спора, как об этом пишет 222 статья ГПК.
По закону осмотр поврежденного автомобиля осуществляется вне зависимости от возникновения спора между владельцем и страховщиком. Это просто обязательная процедура.
И получая свои копейки от страховщиков, женщина это уже делала.
Кстати, и по тому же закону о страховании транспорта осмотр нужен исключительно для выяснения “обстоятельств причинения вреда и определения размера ущерба, который надо возмещать”.
Кроме того, сказал Верховный суд, женщина предъявила “денежные” претензии не только к страховщикам, но и к отдельному гражданину – виновнику аварии.
А районный суд этого просто не заметил и оставил весь иск без рассмотрения. Что было совершенно неправильно и незаконно.
Страхование
В последнее время Верховный суд все чаще встает на сторону автовладельца, что может только радовать.
Так, например, в данном случае хозяйка машины вообще не обязана была предоставлять автомобиль на осмотр. Согласно последним решениям Верховного суда, деньги, потраченные на ремонт автомобиля, подтвержденные счетами из компании, которая восстанавливала машину, страховая компания должна была компенсировать.
В случаях, когда речь идет о выплатах по добровольному страхованию КАСКО, у страховщика, согласно решению того же Верховного суда, еще больше обязанностей. Он должен компенсировать ремонт без учета износа.
Для ОСАГО учет износа прописан в законе. Кроме того, страховщик по добровольным видам страхования должен оплачивать еще и утрату товарной стоимости.
Понятно, что после капитального ремонта автомобиля, он сильно теряет в цене.
Подобные вердикты главного суда страны, вынесенные в пользу граждан, но против страховщиков, заставляют последних все громче требовать повышения цены полиса.
На сегодняшний день страховщики уже обратились с жалостливыми письмами куда только можно. Они написали в правительство, министерство финансов и в Государственную думу. В этих письмах страховщики расписывают особенности финансовых потоков в страховом бизнесе. По их словам, в страховом бизнесе не может применяться стандартная схема “товар-деньги-товар”.
Здесь вложения, то есть плата за страховку окупаются годами. Так за аварию, которая была сегодня, им, может быть, придется платить через несколько лет. Поэтому тариф на ОСАГО надо увеличить. Что касается ОСАГО не всегда тех сумм, которые выплачивает страховая компания, хватает на полноценный ремонт.
В этом случае никто не отнимал у автовладельца права предъявить претензии не только страховщику, но и владельцу машины, по вине которого был нанесен ущерб. И, как показывает практика, суды в большинстве своем выносят решения именно в пользу пострадавшего автовладельца.
Напомним, что самая “популярная” причина аварий на наших дорогах – несоответствие скорости дорожным условиям. Зачастую действительно водители не учитывают образование наледи под колесами или неожиданно возникшие лужи.
Но чаще всего под эту категорию списываются все аварии,
по которым сложно установить их причину. Из-за ошибок в выборе скорости в прошлом году произошло почти 58 тысяч аварий. На втором месте – аварии по причине недостатков улично-дорожной сети. В прошлом году – почти 43 тысячи ДТП .
Кстати
Есть два закона, которые касаются проблемы пострадавшей женщины. Это Закон “Об организации страхового дела в РФ” от 1992 года и принятый десять лет спустя Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
В обоих законах просто нет требований о досудебном порядке урегулирования споров.
В законе о страховке машин сказано, что страховщик вправе отказаться платить целиком или частично, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков произведены до осмотра независимой экспертизы и не позволяет “достоверно установить наличие страхового случая или размер убытков по ОСАГО”.
Источник: https://rg.ru/2013/03/04/prozedura-site.html
Что делать с машиной после ДТП
Что делать с машиной после ДТП
Что делать с машиной после ДТП
Когда нужно и не нужно вызывать ГИБДД, кто должен эвакуировать пострадавший автомобиль, какому страховщику звонить и когда приступать к ремонту машины. Инструкцию опубликовал Autonews.ru.
Любая авария создает стрессовую ситуацию, в которой теряются даже опытные автомобилисты. Не все знают, что именно делать и куда звонить, как оформлять документы для страховой компании и куда везти разбитый автомобиль. Хотя ошибки при оформлении могут дорого обойтись.
Действия сразу после аварии
В первую очередь нужно понять, есть ли пострадавшие и кому из них в первую очередь требуется медицинская помощь.
Даже при незначительных внешне травмах рекомендуется вместе с ГИБДД вызывать скорую помощь, поскольку именно врачи могут наиболее адекватно оценить состояниt побывавших в ДТП.
Потом нужно выставить аварийные знаки и, по возможности, организовать безопасный объезд места аварии. Передвигать автомобили нельзя, как и трогать разбросанные обломки. Кроме того, нужно найти свидетелей и запросить их контактные данные.
Обязательно нужно сфотографировать разбитые машины с разных ракурсов и все повреждения по-отдельности. На фотографиях должны быть видны уличные ориентиры и, желательно, адресные таблички.
Если же пострадавших нет, а повреждения автомобилей можно оценить, как незначительные, лучше обойтись европротоколом, заполнив стандартные бланки. Сотрудников полиции в этом случае вызывать не надо, но оба участника ДТП должны уведомить о событии свои страховые компании.
Также имеет смысл написать взаимные расписки об отсутствии претензий — в дальнейшем они могут подтвердить факт того, что участники не оставили место аварии без ее оформления.
В какую страховую звонить
С 2014 г. в России действует схема прямого возмещения убытков, когда за компенсацией нужно обращаться в “свою” компанию, где автомобилист купил полис ОСАГО. Именно ее эксперты проведут оценку машины и предложат варианты ремонта, либо денежную выплату, если ремонт невозможен.
В компанию нужно будет предоставить извещение о ДТП, документы на машину и полис ОСАГО, а также заявление на выплату страхового возмещения. Если нет возможности приехать лично, документы нужно отправить по почте. В итоге выплату производит своя страховая компания, которая потом взыскивает ущерб с компании виновника.
Куда везти разбитый автомобиль
Страховая компания должна получить все документы и произвести осмотр автомобиля в течение пяти дней, но самостоятельно отвозить машину на стоянку страховщика не обязательно. Эксперт страховой компании может сам приехать на место ДТП, либо по адресу, который пострадавший укажет в заявлении при подаче документов в страховую компанию.
Оплачивать услуги эвакуатора придется из своего кармана, но потом эти деньги можно будет получить с виновника ДТП или у своего страховщика, если это предусмотрено договором.
Если же после ДТП водитель или его близкие не могут забрать разбитый автомобиль, ГИБДД отправит его на одну из своих спецстоянок, откуда машину впоследствии можно будет увезти при предъявлении комплекта документов.
Когда нужна независимая экспертиза
Если пострадавший не согласен с выплатами или объемами ремонта, он вправе заказать независимую экспертизу. Эксперт оценит наличие видимых и скрытых повреждений, стоимости ремонта и запасных частей. Кроме того, эксперт пригодится, если страховщик некачественно отремонтирует машину.
Опираясь на данные экспертизы, можно предъявить страховой компании требование о доработке или обратиться в суд. Также экспертиза пригодится в случае судебной тяжбы с виновником ДТП, если у него не было полиса, либо ущерб оказался больше установленного законом об ОСАГО лимита выплат.
Когда начинать ремонт
До тех пор, пока не проведена оценка повреждений, начинать ремонт нельзя. Не стоит ехать в сервис и после получения калькуляции, если она кажется автовладельцу заниженной.
При несогласии с оценкой страховщика могут понадобиться дополнительные экспертизы, которые на отремонтированном автомобиле провести невозможно. Не исключено, что дело в итоге может дойти до суда.
Даже если выплаченная сумма выглядит правдоподобной, все чеки и документы из сервиса и магазинов запчастей нужно сохранить на случай, если реальные затраты превысят смету, предложенную страховой компанией.
Чинить или продавать
Страховая компания может отремонтировать автомобиль, либо выплатить его стоимость на момент аварии с учетом износа, если ремонт не имеет смысла. Годные остатки машины в таком случае придется отдать страховщику. В случае ремонта за свой счет все зависит от калькуляции работ. Не исключено, что выгоднее будет продать разбитый автомобиль на запчасти, чем чинить и выставлять на рынок.
Эксплуатационные характеристики машины после восстановительного ремонта напрямую зависят от качества сделанных работ. Хороший сервисный центр возьмется за починку только если сможет гарантировать качество работ и беспроблемную эксплуатацию в дальнейшем. Кроме того, сервисная станция дает гарантию на свои работы.
При ремонте за свой счет есть соблазн сделать работы максимально дешево для последующей продажи, но некачественно отремонтированный автомобиль не будет цениться на вторичном рынке, а если новый владелец впоследствии обнаружит недостатки, это может стать поводом для судебного иска.
Как утилизировать автомобиль
Если машина не подлежит восстановлению и не имеет ценности на рынке запчастей, ее придется утилизировать. Для этого нужно будет обратиться в ГИБДД с заявлением на утилизацию, причем предоставлять автомобиль на осмотр не нужно.
А вот документы и номерные знаки привезти в отделение ГИБДД придется. После внесения изменений продать машину будет уже невозможно.
Снятый с учета автомобиль придется везти к месту утилизации на эвакуаторе даже если он все еще способен передвигаться своим ходом.
Источник: https://komiinform.ru/news/186042
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО
ОСАГО является страховкой гражданской ответственности автомобилиста и в России обеспечивает компенсацию пострадавшей стороне расходов на ремонт машины в случае дорожно-транспортного происшествия.
Для определения суммы компенсации и проводится независимая экспертиза ОСАГО после ДТП.
Более подробно о процедуре, особенностях оценки ущерба и правах владельца автомобиля в процессе данной экспертизе читайте в нашем материале.
Что это такое
Независимая экспертиза (далее НЭ) применяется для определения ущерба, причиненного автомобилю после ДТП, с последующим расчетом выплаты по полису ОСАГО. Поскольку она независимая, к осмотру машины привлекают специалиста со стороны, никак не связанного со страховой.
Сама процедура оценки состоит из двух основных этапов:
- осмотра с фотографированием, видеосъемкой;
- подготовки документов, которые объективно отразят стоимость ремонта для приведения автомобиля к виду, который имел место до произошедшего дорожного происшествия.
Экспертиза с учетом стоимости авто, цены деталей и износа, объема работ позволит конкретизировать и обосновать сумму на ремонт. Такая оценка будет гораздо более справедливой и честной.
Когда нужна
Независимая экспертиза не считается обязательной, к ней прибегают автомобилисты, недовольные суммой компенсации после оценки ущерба самой страховой.
По данным РСА, лишь за 2016 год независимые эксперты и правозащитники отсудили у страховых около 10 млрд рублей недоплаченных гражданам средств. Из-за того, что рекомендованные страховой техники эксперты работают на занижение суммы компенсации, и возникла НЭ, как способ владельца пострадавшего автомобиля защитить права перед страховой.
Независимая профессиональная экспертиза дополнительно оплачивается автомобилистом со своего кармана. Однако участники споров со страховыми фирмами готовы идти на дополнительные расходы, если назначенная сумма компенсации существенно занижена по сравнению с реальной.
Приведем пример, когда НЭ позволяет получить достойную компенсацию: в аварию попал очень редкий автомобиль, который в России не продают. Страховая фирма попытается снизить сумму, чтобы она была сопоставимой с другими, более распространенными моделями этой же марки.
Однако цена на запчасти для эксклюзива будет дороже в несколько раз. И только независимый эксперт найдет реальную стоимость детали, где бы она ни продавалась.
Кем может проводиться
Независимая оценка ущерба по ОСАГО является четко регламентированной законом операцией.
В соответствии с Приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» от 22 сентября 2016 года, проводить экспертизу имеют право только аттестованные МАК Министерства транспорта РФ граждане Российской Федерации, имеющие профильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование, включенный в государственный реестр.
Осмотр машины после дорожно-транспортного происшествия по закону
После того, как ДТП было оформлено, гражданин, требующий компенсации, должен обратиться в страховую компанию. Фирма, которая выдала полис, начинает расследование обстоятельств дорожного происшествия.
Когда страховщик организовывает проверку
В течение пяти дней после обращения клиента страховая должна организовать оценку ущерба. Как правило, для проведения процедуры привлекается специалист, с которым у СК существуют договорные отношения.
Несмотря на то, что оценка должна быть объективной, не секрет, что страховые и оценщики находят легальные возможности снизить стоимость ущерба искусственным путем.
Обращение к эксперту
Законодательство дает пострадавшей стороне право обратиться за НЭ в любое время, в том числе до посещения страховой компании.
Некоторые автолюбители сначала ожидают заключения от оценщика страховой фирмы, другие даже не дожидаясь вердикта проводят оценку с привлечением независимого специалиста.
Чтобы избежать лишних конфликтов, юристы напоминают о необходимости уведомить страховую о месте и времени проведения заказанной НЭ.
Как выбрать компанию
Чтобы получить тот объективный результат, на который рассчитывает автолюбитель, он должен тщательно выбирать экспертную компанию для проведения экспертизы. Следует:
- обратить внимание на репутацию компании;
- почитать о ней отзывы в Сети;
- посмотреть, как долго она работает на рынке, застрахована ли ее ответственность за ошибки в оценке.
Необходимо помнить, что хотя бы один эксперт компании должен входить в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ (и именно он получает право проводить оценку), а сама компания должна быть членом в СРО по оценке. Автолюбитель имеет полное право попросить документы перед заключением договоренности, чтобы убедиться в юридической чистоте фирмы.
Дополнительно у эксперта просят примеры его экспертиз и судебных решений, спрашивают опыт работы, дату прохождения курсов профессиональной подготовки. Важно, чтобы оценщик прошел комиссию Министерства транспорта. Небольшое интервью с оценщиком обезопасит автолюбитель от проведения некачественной экспертизы, которая ударит по карману заказчика.
Помимо экспертных компания некоторые оценщики ведут предпринимательскую деятельность и законно проводят деятельность по оценку ущерба. Однако проверить компанию на благонадежность все-таки легче.
Как заказать услуги, нужно ли подписывать договор
- Если автолюбитель решил прибегнуть к помощи НЭ, он должен выбрать одну из компаний, предоставляющих такие услуги, и приехать в офис (необязательно на пострадавшем автомобиле).
- На первом этапе оценщик предложит клиенту подписать договор на проведение оценки.
Этот обязательное условие – отношения между владельцев авто и представителем экспертной компании необходимо узаконить соответствующим договором.
- Далее стороны сделки согласовывают детали оценки, где и когда будет проведена оценка, придется ли доплачивать за выезд эксперта, сроки подготовки отчета и другое.
Какие документы нужны для проведения процедуры
Для экономии времени следует сразу подготовить документы, которые придется продемонстрировать оценщику в момент подписания договора:
- паспорт транспортного средства;
- свидетельство о его регистрации;
- паспорт владельца автомобиля;
- справку об аварии из ГИБДД;
- схема аварии и протокол осмотра места столкновения;
- фотографии с места происшествия (если имеются).
С документов снимаются копии, после этого оригиналы отдаются владельцу.
Этапы экспертизы
Если между оценщиком и владельцем пострадавшего автомобиля подписан договор, можно начинать проводить оценку. Состоит она из нескольких этапов, которые необходимы для признания оценки состоявшейся:
- Визуальный осмотр.Оценщик приезжает на указанное место с фото- или видеоаппаратурой и осматривает автомобиль, периодически фиксируя увиденное. На этом этапе эксперт идентифицирует автомобиль, сравнивает номера и проверяет комплектацию транспортного средства. Присутствие автолюбителя обязательно, ведь он сможет указать оценщику на важные детали и ответить на его вопросы.
- Составление акта по итогу осмотра. Акт о внутренних и внешних повреждениях – еще не вывод оценщика. Это промежуточный документ, однако его подписание обязательно как экспертом, так и клиентом. Если во время осмотра на месте присутствует представитель страховой компании – он тоже должен поставить свою подпись.
- Формулировка выводов. Проводится после осмотра автомобиля на основе акта о повреждениях и других заметках оценщика. Цель – выяснить, какие ремонтные работы придется провести, чтобы автомобиль вернулся в прежнее состояние.
- Выполнение расчетов. Эксперт у себя в кабинете проводит расчет, уточняет стоимость запчастей и работ, составляя отчет, который должен соответствовать закону «Об оценочной деятельности в РФ №135-ФЗ» и нормам оценки ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3.
- Предоставление отчета об оценке в письменном виде в страховую компанию.
Обязательные условия
Обязательные условия проведения экспертизы – наличие автомобиля, владельца авто и страховщика, имеющего достаточный уровень квалификации. Однако речь идет о проверке, в которой заинтересована и страховая компания.
По закону владелец авто должен в обязательном порядке известить страховую о месте и времени проведения экспертизы. Сделать это можно через телеграмму или заказное письмо, но не позже чем за пять дней до проведения оценки.
Результаты
У страховой компании после предоставления отчета НЭ будет два варианта: либо принять отчет и выплатить необходимую сумму пострадавшему лицу, либо попытаться оспорить указанную сумму. Однако страховые поступают так не часто, ведь им придется в процессе подачи иска аргументировать свое несогласие с предоставленными данными.
После подачи отчета по НЭ, алгоритм выплаты остается прежним, полноценный финансовый транш компенсации страховая компания должна выплатить владельцу ТС в течение 20 рабочих дней.
Из чего складывается стоимость оценки
Расценки на экспертизу после ДТП варьируются от компании к компании, но в целом всегда складываются с одинаковых опций:
- Во-первых, компании закладывают в сумму оценки выезд эксперта на место, где необходимо оценить машину (500-1000 рублей). На этом пункте можно сэкономить, если пострадавшее авто на ходу, тогда имеет смысл подогнать его на ближайший к оценочной компании автосервис.
- Во-вторых, оплачивается оформление акта обследования авто, того самого документа, который стороны подписывают сразу после осмотра (до 1 000 рублей).Цена варьируется в зависимости от количества повреждений.
- В-третьих, придется заплатить за расчет стоимости авто (3000-8000 рублей). Отдельно эксперты просят оплатить претензии в адрес страхового бюро и сопровождение дела для тех клиентов, кому необходимы такие услуги.
Средние цены по городам РФ
Москва | 4 000 – 5 000 рублей |
Московский регион | 3 000 – 3 500 рублей |
Санкт-Петербург | 2 500 – 3 500 рублей |
Красноярск | 4 000 – 4 300 рублей |
Самара | 2 300 – 2 700 рублей |
Казань | 2 500 – 4 000 рублей |
Екатеринбург | 2 800 – 3 200 рублей |
Уфа | 3 300 – 3 600 рублей |
Иркутск | 2 000 – 3 000 рублей |
Калининград | 2 300 – 2 500 рублей |
Следующая
Источник: https://strahovanie.guru/osago/deystviya-pri-dtp-po-osago/nezavisimaya-ekspertiza.html