Что требуется для подачи в суд на судебного пристава?

Оспаривание действий судебных приставов — исполнителей по КАС РФ: метаморфозы подсудности

Что требуется для подачи в суд на судебного пристава?

В ходе исполнительного производства достаточно часто возникает необходимость в оспаривании действий (бездействия) и решений судебного пристава — исполнителя. О проблемах определения подсудности таких дел, с которыми могут столкнуться административные истцы, читайте в материале.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан арбитражным судом либо когда требования исполнительных документов контрольно-надзорных органов адресованы организации или предпринимателю (п. 2 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве). Во всех остальных случаях оспаривание действий (бездействия) и решений судебного пристава — исполнителя осуществляется путем обращения в суд общей юрисдикции.

Проблемы определения подсудности до принятия КАС РФ

До 15 сентября 2015 г., когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, подсудность таких споров устанавливалась п. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, в силу которого постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) могли быть оспорены в суде, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Надо отметить, что использованная законодателем формулировка была не совсем удачна, поскольку судебные приставы одного районного подразделения на практике территориально могут находиться (соответственно, исполнять обязанности) в другом административном районе (например, Октябрьский районный отдел г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области территориально находится в Кировском районе г. Екатеринбурга).

Подобная ситуация была даже предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ применительно к ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, которая устанавливала по существу аналогичные правила определения подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей.

Так, в Определении от 17.07.2014 № 1601-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Поварова В. В.

на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 441 ГПК РФ и частью 1 статьи 128 Федерального закона „Об исполнительном производстве“» Конституционный суд РФ, поддержав свою правовую позицию, изложенную еще в 2006 г.1, разъяснил, что «из содержания ст.

24— 27 ГПК РФ, к которым отсылает ч. 2 ст.

254 данного Кодекса, следует, что такого рода дела относятся к подсудности районного суда, осуществляющего свою деятельность в пределах судебного района, на территории которого непосредственно находятся и выполняют функции по исполнению судебных актов и актов других органов судебные приставы — исполнители, объединенные в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов».

В пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.

2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» также было прямо указано, что заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя подаются в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные должностные лица.

С учетом правовой позиции КС РФ и ВС РФ в целом судам и участникам исполнительного производства был понятен общий принцип определения подсудности таких споров: действия приставов определенного районного подразделения обжалуются в суд соответствующего района.

Кроме того, поскольку закон устанавливал достаточно определенное (не вариативное) правило определения подсудности, было понятно, как определять компетентный суд и для обжалования решений, действий (бездействия) судебных приставов — исполнителей межрайонных подразделений УФССП РФ (например, межрайонного отдела по исполнению особых производств), а также должностных лиц самого Управления ФССП РФ по субъекту РФ.

Надо отметить также, что п. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве в указанной редакции более трех месяцев действовал параллельно с нормами КАС РФ, и эта норма закона была изменена только Федеральным законом от 30.12.2015 № 425-ФЗ.

Новый Кодекс — новые правила

С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, который в том числе установил специальные правила определения подсудности дел об оспаривании действий (решений) судебных приставов — исполнителей в случае, когда такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 22 КАС РФ).

По общему правилу ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к должностному лицу (которым является судебный пристав — исполнитель) подается в суд по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Представляется, что общий принцип определения подсудности такой же, что и в Законе об исполнительном производстве: действия приставов определенного районного подразделения обжалуются в суд соответствующего района. Если бы законодатель на этом остановился, правила определения подсудности по этой категории дел были бы достаточно простые и определенные.

Однако законодатель счел необходимым уточнить правила определения подсудности на случай, когда место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо. В этом случае в соответствии с ч. 2 ст. 22 КАС РФ необходимо обращаться в суд:

  • того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации, или
  • того района, на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.

В данном случае необходимо отметить две системные проблемы, которые затрудняют применение этого правила.

Во-первых, ч. 2 ст. 22 КАС РФ установлено вариативное правило определения подсудности — без указания, кто (заявитель или суд) вправе выбирать соответствующий вариант. Необходимо отметить, что ст.

22 КАС РФ предусматривает не альтернативную подсудность (подсудность по выбору административного истца). Правила подсудности административных дел по выбору административного истца установлены иной нормой — ст.

24 КАС РФ.

В уже упоминавшемся примере с Октябрьским районным отделом г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области, который находится в Кировском районе г. Екатеринбурга, действия судебных приставов — исполнителей, очевидно, можно оспаривать как в Октябрьском районном суде г.

Екатеринбурга (на территорию этого района распространяются полномочия судебных приставов — исполнителей), так и в Кировском районном суде г.

Екатеринбурга (на территории которого фактически находятся, то есть исполняют свои обязанности должностные лица данного отдела УФССП по Свердловской области).

Во-вторых, если понятие «территория, на которую распространяются полномочия указанных органов» установлено законодательством и понятно как участникам исполнительного производства, так и судам, то содержание понятия «территория, на которой исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо» можно толковать двояко. Законодатель, видимо, исходил из того, что это территория (обычно — в месте нахождения должника), на которой судебный пристав — исполнитель осуществляет исполнительные действия в отношении должника и его имущества.

Но очевидно, что, находясь в соответствующем помещении отдела УФССП РФ, судебный пристав — исполнитель также исполняет свои обязанности. В частности, именно в помещении отдела судебный пристав — исполнитель принимает вызванные им стороны исполнительного производства (их представителей) в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Также в помещении отдела судебным приставом выносится подавляющее большинство постановлений, в том числе постановление о возбуждении исполнительного производства, именно в помещении отдела УФССП судебным приставом — исполнителем производится зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств (подп. 16.1 п. 1 ст.

64 Закона об исполнительном производстве) и т. д.

Актуальность проблемы определения подсудности в случае несовпадения территории, на которую распространяется компетенция судебного пристава — исполнителя, с местом нахождения соответствующего отдела УФССП иллюстрирует судебная практика.

Так, определением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя было возвращено административное исковое заявление организации к судебному приставу — исполнителю Промышленного районного отдела судебных приставов г. Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю, поскольку адрес административного ответчика территориально подпадает под юрисдикцию Ленинского районного суда г. Ставрополя.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/336043/

Выиграть – не значит взыскать! Эффективное сопровождение на стадии исполнительного производства

Что требуется для подачи в суд на судебного пристава?

Юлия Сорокина

Партнер Международной юридической группы KDS Legal

специально для ГАРАНТ.РУ

Как говорил Бенджамин Франклин, кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники. И это действительно так, поскольку процент должников, исполняющих свои обязательства в добровольном порядке, не велик.

Поэтому рано или поздно любая компания сталкивается с ситуацией, когда взыскать денежные средства либо обязать должника выполнить требование неимущественного характера возможно только в случае обращения с иском в суд.

И, казалось бы, какие могут быть сложности после того, как суд выигран и решение, вынесенное судом, вступило в законную силу?! Тем не менее на практике часто возникают ситуации, когда должник не спешит платить по счетам, а, наоборот, различными способами пытается уклониться от исполнения решения суда.

И на этом этапе кредитору необходимо понимать все нюансы, связанные с исполнительным производством.

Что же такое исполнительное производство? Если говорить по-простому, то это действия, направленные на принудительное исполнение исполнительных документов.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) предусматривает 11 видов исполнительных документов, среди которых: исполнительные листы; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; исполнительная надпись нотариуса; запрос центрального органа о розыске ребенка; исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств (ст. 12).

Куда можно предъявить исполнительный документ к исполнению?

Исполнительный документ можно предъявить к исполнению в:

  • ФССП России или в ее структурное подразделение;
  • банк или иную кредитную организацию;
  • организации или иному лицу, которое выплачивает должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи;
  • в финансовый орган (например, Минфин России, Казначейство России).

Но даже после того, как исполнительный документ предъявлен к исполнению в тот или иной орган, не стоит сидеть сложа руки.

Афоризм о разнице между капиталом и трудом как нельзя лучше описывает, почему необходимо быть активным взыскателем: “Если ты одалживаешь кому-нибудь деньги – это капитал, если ты пытаешься получить их назад – это труд”.

Так вот, для возврата денежных средств или исполнения требований не имущественного характера придется потрудиться.

Для начала необходимо правильно определить куда нужно предъявить исполнительный документ к исполнению.

Например, если в исполнительном документе содержится требования неимущественного характера, то такой исполнительный документ подается исключительно в ФССП России или ее структурное подразделение.

Либо, если речь идет об обращении взыскания на средства бюджетной системы, то в этом случае необходимо обращаться только в соответствующий финансовый орган.

В случае наличия информации по банковским счетам должника, а тем более в случае наличия инсайдерской информации о наличии денежных средств на указанных банковских счетах, рекомендую предъявлять исполнительный лист в банк.

Если о банковских счетах должника ничего не известно, то при наличии у взыскателя исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению взыскатель вправе обратиться в любой территориальный налоговый орган по месту своего нахождения с заявлением о представлении этих сведений. Срок предоставления таких сведений – 7 дней со дня получения запроса.

И вот информация о банковских счетах должника получена, но что требуется для предъявления исполнительного листа в банк?

Порядок предъявления исполнительного листа в банк или иную кредитную организацию помимо Закона об исполнительном производстве регулируется Положением Центрального Банка РФ от 10 апреля 2006 г. № 285-П “О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями”.

Для предъявления исполнительного листа в банк потребуется: заявление, оригинал исполнительного листа и доверенность на представителя при необходимости.

Требования к заявлению изложены в ст. 8 Закона об исполнительном производстве. В нем необходимо указать:

1

реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить денежные средства;

2

Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или пребывания, ИНН (при наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина;

3

наименование, ИНН или код иностранной организации, ОГРН, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица.

Банк или иная кредитная организация должна незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств и в течение 3-х дней со дня их исполнения проинформировать взыскателя.

В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа или сомнений в достоверности сведений, банк или иная кредитная организация вправе для их проверки задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на 7 дней. При проведении указанной проверки банк или кредитная организация незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.

Неисполнения банком требования, содержащегося в исполнительном документе, влечет наложение административного штрафа в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб. (п. 2 ст. 17.14 КоАП).

При наличии сведений о месте работы должника – физического лица исполнительный документ о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен лицом, сопровождающим исполнение, в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 Закона об исполнительном производстве).

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление. В случае предъявления исполнительного документа через представителя – доверенность на представителя.

Требования, предъявляемые к заявлению, аналогичны требованиям, которые предъявляются к заявлению, направляемому в банк.

Что касается предъявления исполнительного документа в финансовый орган, то среди прочих документов к заявлению необходимо приложить копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ с отметкой о вступлении его в законную силу. Не представление копии судебного акта является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.

Самым распространенным способом является предъявление исполнительного документа к взысканию в ФССП России.

Когда стоит обращаться в службу судебных приставов?

  • когда у вас отсутствуют сведения о банковских счетах должника;
  • когда в отношении должника уже возбуждено несколько исполнительных производств;
  • когда в исполнительном документе речь идет о требованиях неимущественного характера.

В соответствии со ст. 30, ст. 33 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы подаются взыскателем в территориальный отдел ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Если должник – физическое лицо, то по месту жительства, месту пребывания или местонахождению имущества должника.

Если должник – организация, то по юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Предъявление исполнительного документа не по месту совершения исполнительных действий является одним из оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, потому нужно быть предельно внимательным.

Пакет документов для предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов-исполнителей стандартный: заявление, оригинал исполнительного документа, доверенность, если нужна.

Требования, предъявляемые к заявлению также стандартны, но помимо общих требований, в заявлении может содержаться также ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений на выезд за пределы РФ.

Как можно повлиять на то, чтобы судебный пристав-исполнитель исполнял свои должностные обязанности?

1

Обязательно предоставляйте все имеющиеся о должнике сведения. Это ускорит процесс исполнения исполнительного документа.

2

В случае если судебный пристав-исполнитель бездействует, для начала рекомендую подать заявление об ознакомлении с материалами дела. Как минимум, если судебный пристав-исполнитель еще не сформировал дело, то данное заявление, определенно, напомнит ему о необходимости совершения определенных действий.

3

После того как вы ознакомитесь с материалами дела можно обжаловать действия/бездействия судебного пристава-исполнителя.

Если судебный пристав-исполнитель бездействует, либо совершает действия, противоречащие законодательству, можно и нужно их обжаловать. Срок для обжалования составляет 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. 4-5 ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса, ч. 4-5 ст. 10 Кодекса административного судопроизводства, ч. 4-5 ст. 6.1 Арбитражного процессуального кодекса).

Стоит помнить, что бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Законодательство предусматривает два порядка обжалования:

  1. внесудебный порядок – в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу. По общему правилу жалоба на действия или бездействие сотрудника ФССП подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель;
  2. судебный порядок – в зависимости от оснований жалоба подается либо в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ, либо в суд общей юрисдикции в порядке главы 22 КАС РФ.

Государственная пошлина по таким делам не уплачивается.

Учитывая, что на 1 судебного пристава приходится порядка 2500-5000 дел в год, то ожидать чудес не стоит. Поэтому, рекомендую занимать активную позицию взыскателя и привлекать квалифицированных специалистов для эффективного сопровождения на стадии исполнительного производства. Ведь не зря говорят, что под лежащий камень вода не течет.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/sorokina/1183138/

Взыскание убытков с ФССП России

Что требуется для подачи в суд на судебного пристава?

Незаконности действий или бездействия пристава для взыскания убытков мало – необходимо, чтобы они привели к конкретному негативному последствию.

Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист

Одной из самых сложных категорий юридических дел является взыскание убытков. Под убытками в Гражданском кодексе РФ понимается либо утрата, повреждение какого-либо имущества (реальный ущерб), либо неполученные лицом доходы, которые оно должно было получить, если бы не произошло незаконного действия (упущенная выгода).

В связи с этим законодательство предусматривает повышенный стандарт доказывания по делам о взыскании убытков, а суды удовлетворяют такие иски крайне редко и только при наличии бесспорных обстоятельств.

Еще тяжелее в настоящее время, в условиях экономического кризиса и внешнеполитических санкций, обстоит дело в случаях взыскания убытков с государства.

С другой стороны, вызывает недовольство работа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), которая в силу большой загруженности и проблем с сотрудниками в определенных случаях не может обеспечить качественное ведение исполнительного производства, что приводит к риску возникновения убытков у взыскателя или должника.

При появлении этого риска и причинении убытков действиями или бездействием сотрудников ФССП России обстоятельный сбор доказательств и правильное выстраивание позиции в суде могут существенно повысить шансы на удовлетворение иска и возмещение убытков за счет казны Российской Федерации.

В каких случаях можно рассчитывать на компенсацию убытков?

Несмотря на простоту законодательного определения категории убытков, не каждый случай причинения вреда или неполучения денежных средств в рамках исполнительного производства может считаться убытками.

Наверное, самым распространенным заблуждением является мнение о том, что невзысканная судебным приставом-исполнителем задолженность должника, у которого не обнаружено имущества, является убытками взыскателя.

В этом примере пристав-исполнитель действовал в рамках закона и не смог взыскать задолженность в силу объективных причин, что не является основанием для взыскания убытков.

Для того чтобы действие или бездействие пристава были признаны основанием для взыскания убытков, они должны отвечать признаку незаконности, т.е. должны быть совершены:

  • в противоречие конкретным нормам закона. Судебный пристав-исполнитель должен нарушить определенную норму закона, предусмотренный ею порядок проведения исполнительного действия или меры принудительного исполнения. Например, пристав не наложил арест на имущество должника или наложил арест на то имущество, которое не подлежит реализации, или сформировал запрет на распоряжение имуществом с ошибкой, что повлекло за собой сокрытие имущества;
  • несвоевременно либо преждевременно. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», одним из принципов исполнительного производства является своевременность исполнительных действий и мер принудительного исполнения. Согласно данному принципу, пристав-исполнитель должен накладывать аресты на имущество и денежные средства должника, как только ему станет достоверно известно об их наличии, дабы предотвратить их сокрытие недобросовестным должником.

Информация о принадлежности должнику того или иного имущества считается достоверной, если она получена либо от государственного регистрационного органа (ГИБДД, Росреестр, Ростехнадзор, ФНС) или банка, либо от взыскателя (при условии предоставления последним соответствующих доказательств – фотографий, видеозаписей, копий документов).

Если с момента получения таких сведений пристав-исполнитель допустил серьезную задержку и имущество было арестовано уже после выбытия из обладания должника (автомобиль продан, денежные средства «ушли» с банковского счета), то такой арест является недействительным, а действия пристава – совершенными несвоевременно.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель может необоснованно обратить взыскание на имущество должника (например, после того как получил достоверную информацию о погашении долга должником напрямую взыскателю или еще не узнал, принадлежит ли должнику конкретное имущество).

Однако одной лишь незаконности действий или бездействия пристава мало, необходимо, чтобы они привели к конкретному негативному последствию для той или иной стороны исполнительного производства.

То есть должна существовать причинно-следственная связь между конкретным убытком и конкретным незаконным действием или бездействием сотрудника ФССП России.

Из сложившихся обстоятельств должно ясно и прямо следовать, что если бы пристав-исполнитель совершил действие своевременно и в соответствии с законом, то убытки бы не наступили: имущество осталось бы у должника, «замороженное» арестом для последующей реализации.

Например, пристав получил из Пенсионного фонда России информацию о трудоустройстве должника, за которым не зарегистрировано какого-либо иного имущества, но не обратил взыскание на заработную плату последнего.

В итоге должник получал заработную плату и тратил ее по своему усмотрению, не погашая долг.

В таком случае существует прямая причинная связь между незаконным бездействием пристава (не наложил арест) и причиненным убытком (часть заработной платы не была взыскана и, следовательно, не досталась кредитору).

В связи с этим при обдумывании шансов взыскания убытков с ФССП России необходимо задать себе проверочный вопрос: если бы пристав сделал все правильно, возникла ли бы подобная ситуация?

Важно! Стоит отметить, что убытками, которые причинили судебные приставы, является также пропажа или уничтожение арестованного имущества, вызванные халатностью назначенного приставом ответственного хранителя указанного имущества, если последним не являлся взыскатель или должник.

В подобных ситуациях ответственный хранитель будет обязан возместить убытки, взысканные с ФССП России, уже самой службе в порядке регресса. При таких обстоятельствах истцу необходимо доказать только факт утраты арестованного имущества (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16.04.

2013 №ВАС-17450/12).

Взыскание убытков в суде

Если сложившаяся ситуация отвечает всем описанным признакам (которые вместе образуют состав убытков), то следует обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании убытков, причиненных сотрудниками ФССП России. В рамках судебного производства задачей истца будет являться доказывание незаконного характера действий приставов, факта причинения вреда и причинно-следственной связи между ними.

Между тем, в случае если сроки для обжалования действий пристава не истекли, лицо может сначала обратиться в суд с заявлением или административным иском о признании указанных действий незаконными.

В таком случае вынесенный и вступивший в законную силу судебный акт по данному вопросу будет обладать преюдициальной силой для последующего дела о взыскании убытков, то есть в рамках него уже не надо будет доказывать незаконность действий сотрудников ФССП России.

Важно знать, что ответчиком по иску о взыскании убытков будет являться Российская Федерация в лице ФССП России, а не самостоятельно ФССП России или, тем более, не районный отдел приставов (п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Следовательно, иск необходимо подавать в арбитражный суд по месту нахождения центрального аппарата службы судебных приставов (107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 16/5, стр. 1) – то есть в Арбитражный суд города Москвы. Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, соблюдение досудебного претензионного порядка по данной категории споров не требуется.

Может быть полезно. Для ситуаций, когда истец, которому были причинены убытки, находится или проживает вне столичного округа и не имеет возможности принять участие в процессе, существует «процессуальная хитрость».

Заключается она в том, что наряду с Российской Федерацией в лице ФССП России в качестве соответчика можно указать Управление ФССП по региону, в котором работает сотрудник службы, непосредственно причинивший ущерб.

В таком случае у истца появится возможность выбора суда по местонахождению одного из ответчиков и иск можно будет подать по месту нахождения «домашнего» Управления ФССП в удобном для истца регионе. В последующем суд попросту откажет в удовлетворении иска в отношении такого ответчика и удовлетворит иск в отношении «правильного» ответчика.

В качестве третьих лиц в иске необходимо указать судебного пристава-исполнителя, совершившего незаконное действие или бездействие, противоположную истцу сторону исполнительного производства (взыскателя или должника), а также Федеральное казначейство РФ.

В тексте иска необходимо точно указать конкретные обстоятельства дела, уделив особое внимание доказательствам и разбить текст на части, посвященные отдельным элементам состава убытков (факт наступления ущерба, незаконность действия/бездействия, причинно-следственная связь между ними).

К исковому заявлению, помимо обязательных документов (квитанция об уплате госпошлины, почтовые квитанции о направлении иска указанным в нем лицам, выписки ЕГРЮЛ в отношении истца и ответчика/ответчиков), необходимо приложить:

  • копию постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • документы, подтверждающие незаконность действия/бездействия пристава (постановление пристава, сведения о содержании и дате получения приставом достоверной информации об имуществе должника, судебный акт о признании действия или бездействия пристава незаконным);
  • свидетельства возникновения у истца убытков (документы о продаже имущества, банковские выписки о перечислении неарестованных денежных средств, сведения о полученной должником заработной плате и т.д.);
  • расчет причиненного ущерба (в случае невозможности полного расчета – примерный (Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2917 №39-КГ17-11).

Наконец, в ходе производства в суде необходимо также доказать, что причиненный ущерб является окончательным и не может быть устраним каким-либо другим путем.

Для взыскателя должна быть потеряна возможность взыскания задолженности с должника (Обзор практики рассмотрения споров, связанных с возмещением вреда (убытков), причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, ФАС Уральского округа от 04.07.2003 №7). Это означает, что:

  • в рамках исполнительного производства получены сведения об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание;
  • исполнительное производство окончено в связи с отсутствием у должника имущества или невозможностью его обнаружения (п. 3 или п. 4 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • должник объявлен банкротом и взыскатель не сможет получить погашение долга в рамках дела о банкротстве.

Таким образом, если у должника есть имущество, за счет которого взыскатель может удовлетворить свои требования, то суд может отказать во взыскании убытков, мотивировав свое решение риском «двойного» получения взыскателем как суммы убытков от государства, так и суммы долга от должника.

Что касается должника, то для него должна быть утеряна возможность возврата незаконно арестованного и реализованного у него имущества или взысканных денежных средств. В качестве доказательств таких обстоятельств могут быть использованы ответы сотрудников ФССП России или судебные акты, содержащие отказ в возврате имущества.

Куда предъявить исполнительный лист?

Итак, все доказательства представлены и судом вынесено положительное решение по иску. С государства в пользу истца взысканы убытки и выдан исполнительный лист.

Возникает вопрос: куда предъявить исполнительный лист? В ту же ФССП России, которая будет обязана перечислить истцу денежные средства? Или у ФССП России есть счета в банке, в который можно отдать лист? Ответы на эти вопросы будут отрицательными.

Согласно п. 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.

2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», ущерб, взысканный с Российской Федерации в лице ФССП России, подлежит возмещению за счет государственной казны. В соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, данные исполнительные листы направляются в Министерство финансов РФ (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9).

Помните, что помимо исполнительного листа в Министерство финансов РФ необходимо направить:

  • заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, с отметкой о вступлении в законную силу;
  • заявление о взыскании с указанием реквизитов для перечисления денежных средств.

Источник: статья Анатолия Зазулина, INTELLECT, в газете «Наше право» в мае 2019 г.

Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

исполнение решений, коллекторские услуги, коммерческие споры, коммерческое право

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/vzyskanie_ubytkov_s_fssp_rossii/

Как написать исковое заявление в суд на судебного пристава + пример административного иска (жалоба в суд) на действия бездействия пристава исполнителя

Что требуется для подачи в суд на судебного пристава?

Как происходит обжалование действий судебного пристава исполнителя? Многие знают, что получить для себя положительное судебное решение является только половиной дела. Далее важно как можно оперативнее начать исполнение решения суда.

Этим будут заниматься сотрудник специализированного учреждение – пристав. И если он ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, то его бездействие может стать поводом для обжалования.

Как пишется административное заявление на судебного пристава исполнителя в суд читайте в нашей статье.  А также предлагаем образец административного искового заявления на действия бездействия судебного пристава исполнителя. Итак по порядку.

Есть несколько способов оспорить, как то или иное действие, так и бездействие судебного пристава. В первую очередь, это подача жалобы, адресованной непосредственному начальству чиновника.

В ней нужно указать все данные об исполнительном производстве, а также написать о том, какие конкретно пункты законодательства упустил из внимания судебный пристав.

Завершать жалобу должна конкретная просьба о том, как ускорить исполнительное производство или защитить свои права, как стороне, иным способом.

Поступившее обращение рассматривается на протяжении десяти дней. За этим должно последовать постановление с указанием мер, которые будут приняты в дальнейшем.

Если никаких реальных мер принято не было, эффективным методом защиты прав будет жалоба на пристава в прокуратуру.

Действие, бездействие судебного пристава, вправе обжаловать все стороны исполнительного производства.

Например, предметом обращения могут быть:

  • нарушение процедуры тех или иных исполнительных действий;
  • применение ареста к чужим вещам;
  • бездействие в розыске должника и его имущества.

К сказанному можно добавить что действенный метод имеет и жалоба в суд на судебных приставов. На данный момент этот процессуальный документ именуется как административный иск на судебного пристава.

Об особенностях  обжалования действий судебного пристава исполнителя по КАС РФ расскажем подробнее, буквально через пару абзацев.

Административное заявление на действия пристава – исполнителя и обращение в суд

Если нарекания в адрес судебного пристава связаны с исполнительным листом, то поставить под сомнение его действия или бездействие также можно, обратившись в суд. Это правило применимо как по отношению к гражданскому, так и арбитражному судопроизводству.

При этом важно соблюсти сроки для обращения в суд с соответствующими претензиями.

Когда за оформление исполнительного листа отвечал районный или арбитражный суд, то обжалование действий или бездействия судебных приставов возможно в течение трех месяцев, когда заявитель получил информацию о соответствующих фактах.

Отличаются и формы обращения в суд. Если поводом для обжалования действий пристава стал исполнительный лист, выданный районным судом, то подается административное исковое заявление.

Когда исполнительный лист подписан арбитражным судом, то подается заявление о признании действий пристава неправомерными. В любом случае, обжалование действий или бездействия пристава не требует внесения госпошлины.

Можно ли обжаловать действия пристава

Как и любые государственные служащие, судебные приставы умышленно, либо в силу своей некомпетентности допускают просчеты в  работе. Они могут затрагивать как интересы должника, так и взыскателя.

В связи с этим у заинтересованной стороны возникает проблема, как обжаловать неправомерные действия, или наоборот, бездействие судебного пристава?

Существующее законодательство позволяет оспорить те или иные шаги судебного пристава двумя способами.

Первый заключается в подаче жалобы на имя непосредственного начальника исполнителя. На ее подготовку и оформление отводится 10 дней с того момента, когда гражданам и предприятиям стало известно о нарушении своих прав.

Например, вы обратились с заявлением о розыске имущества должника, а пристав бездействует.

Если претензии обоснованы, то по результатам рассмотрения жалобы выносится постановление, в котором будет указано, какие меры надлежит принять для восстановления прав заявителя.

Однако существует и второй вариант, при котором те или иные поступки или бездействие пристава можно обжаловать в суде.

Обжалование бездействия судебного пристава исполнителя в суде

Как оформить для суда претензии к судебному приставу?

Независимо от того, в какой форме следует обращение к суду: в виде административного иска или заявления о признании действий неправомерными, жалоба в суд на судебных приставов должна иметь примерно следующую структуру.

Вначале пишутся наименование суда, а также все данные о сторонах исполнительного производства по алиментам.

После этого следует название документа (административный иск или заявление), а также его предмет. Основную часть следует начинать с описания обстоятельств, которые легли в основу исполнительного производства (ссылка на судебное решение, его суть, а также реквизиты ИЛ).

Дальше нужно изложить, какие действия или бездействие судебных приставов ставятся под сомнение. Свои претензии следует при этом подкрепить нормами законодательства об исполнительном производстве.

В заключительной части документа стоит указать свои требования к суду, а также перечень приложений. Не следует забывать и о дате и подписи заявителя.

Как обжаловать действия судебного пристава в судебном порядке

Когда должник не планирует исполнять судебное решение или подчиняться условиям иного документа, необходимо обратиться в отдел ССП, по месту его нахождения.

Руководствуясь рычагами, предусмотренными законодательством, они осуществляют действия по восстановлению прав взыскателя.

Причем это может касаться не только взыскания долга, но и выселения из квартиры, восстановления на работе, а также защиты иных прав.

Правила обращения в суд

Для того, чтобы обжаловать действия судебного пристава через орган правосудия нужно помнить о нескольких правилах.

Нужно точно определить суд, куда следует обращаться с соответствующим заявлением, кроме того такой иск подается по правилам главы 28 Кодекса об административном судопроизводстве.

Так, если исполнительный лист выдал районный суд, то обращаться нужно в соответствующий судебный орган по месту нахождения приставов.

В отношении дел, рассмотренных арбитражными судами, существуют такие же правила с одной поправкой на то, что заявление для обжалования действий приставов подается в суд вынесший решение ( ст. 128 № 229-ФЗ).

Кроме того, следует не забывать о сроках для подачи соответствующего заявления.

Если оно подается в районный суд, то на это заинтересованной статье отводится 10 дней, с момента когда заявитель узнал о своих нарушенных правах. Применительно к арбитражному процессу эти сроки более длительные и составляют 3 месяца.

Однако в любом случае заявление по поводу действий приставов не требует оплаты госпошлины.

административного искового заявления

Ниже мы приводим образец заявления по поводу обжалования действий или бездействия судебного пристава. Его можно взять за основу для обращения в суд любой юрисдикции. Итак, документ начинается с указания суда, а также информации о взыскателе и должнике.

После этого следует описать обстоятельства, в связи с которыми выдан исполнительный лист (реквизиты судебных решений, а также иные сведения).

Далее необходимо сослаться на факт открытия исполнительного производства с указанием номера и даты соответствующего постановления.

В следующем блоке документа должно идти описание того, в чем же именно заключается неправомерность действий или бездействия пристава. Свою позицию в этой части следует подкрепить нормами законодательства об исполнительном производстве.

Завершающая часть должна содержать просьбу восстановить тем или иным образом нарушенные права. Кроме того, к заявлению могут быть приложены и документы, подтверждающие позицию той или иной стороны.

Примерный образец административного иска можно скачать ниже.

Образец административного иска в суд на действия бездействия пристава

Балашихинский городской суд Московской области
143903, г. Балашиха-3, Московский пр., д. 1

Истец: Александрова Н. В.
г. Балашиха, ул. Мира 87 кв.17

Ответчик: Судебный пристав-исполнитель
ОСП по г. Балашиха
Петрова О.К.

Административное исковое заявление
о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя

На основании постановления судебного пристава ОСП по г. Балашиха УФССП по Московской области Петровой О.К. от 06 апреля 2016 года было возбуждено исполнительное производство № 692355/16/74031-ИП.

Основанием для инициирования производства явился исполнительный лист мирового суда № 2 – 9088/2015 от 12 ноября 2015 года о взыскании с должника Дегтярева Виктора Владимировича в пользу Александрова Николая Васильевича денежной суммы в размере 29120 (двадцать девять тысяч сто двадцать) рублей.

В соответствии со ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее: Закон),  задачей пристава является правильное и своевременное исполнение судебных актов. А одним из его принципов – своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного воздействия на должника.

Общий срок принудительного исполнения требований взыскателя установлен в два месяца со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 Закона).

Однако, до настоящего времени приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Балашиха УФССП по Московской области Петровой О. К. взыскание по указанному исполнительному листу не произведено.

Заявитель Александров А. В. считает, что судебный пристав-исполнитель ОСП г. Балашиха УФССП Московской области Петрова О. К. никаких фактических мер по исполнению решения суда не предпринимает, ограничиваясь формальными отписками в ответ на жалобы и обращения.

В добровольном порядке должник Дегтярев А. В. требования по исполнительному листу Балашихинского городского суда № 2 – 9088/2015 от 01 марта 2016 года выполнять не желает, повестки не получает, на связь с приставом никаким образом не выходит.

Данные обстоятельства, в соответствии с ч. 2 ст. 68 Закона, являются основанием для применения мер принудительного исполнения, в числе которых пристав вправе обратить взыскание на имущество должника (ч. 3 ст. 68 Закона). Обращение взыскания на имущество должника включает его изъятие и принудительную реализацию, либо передачу заявителю (ч. 1 ст. 69 Закона).

Источник: https://sud-isk.ru/isp-protvo/zayavlenie-v-sud-na-sudebnogo-pristava.html

Абсолютное право
Добавить комментарий