В белорусских деревнях более 30 тыс. домов признаны ветхими и свыше 10 тыс. – пустующими. Появятся ли на этих участках хозяева? Решению этого вопроса будет способствовать новый Указ «О пустующих и ветхих домах».
Ожидается, что с его принятием усовершенствуется порядок вовлечения этой недвижимости в оборот, сократятся затраты при продаже, уменьшится бумажный документооборот.
Подробнее о нововведениях рассказала заместитель начальника управления – начальник отдела правового обеспечения земельных отношений, геодезии и картографии юридического управления Государственного комитета по имуществу Антонина Торбина.
Прямая продажа
Новый указ распространяет свое действие на всю территорию Беларуси, а не только на сельскую местность, как это предусматривал утративший силу Указ № 100. При этом предлагаются различные варианты вовлечения в оборот пустующих и ветхих домов, признанных коммунальной собственностью.
Появилась возможность их прямой продажи. Соответствующие предложения по отдельным объектам будут публиковаться на сайтах местных исполкомов. Если в течение 30 дней заявление на покупку подаст только один человек, с ним будет заключен договор купли-продажи.
Проведение аукциона предусмотрено при поступлении нескольких заявлений. При этом возможность прямой продажи предоставляется на всей территории страны, за исключением областных центров и Минска.
Облисполкомы будут вправе определять с учетом интересов государства и местных условий другие населенные пункты, на территории которых жилые дома будут отчуждаться только по результатам аукционов.
«Возможность организации прямой продажи предоставляется с учетом спроса на недвижимость и с целью снижения затрат, ведь на организацию аукциона требуются определенные денежные средства, которые возмещает победитель аукциона», – отметила Антонина Торбина.
Земельный участок в обмен на снос
Впервые у граждан появилась возможность получить земельный участок, не выкупая пустующий или ветхий дом, на котором он расположен. Но это при условии самостоятельного сноса такого дома либо финансирования подобных работ.
Участок можно получить без проведения аукциона на всей территории страны, за исключением областных центров.
В таких городах участки могут быть предоставлены без аукциона только состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам, и в Минске – только состоящим на учете многодетным семьям.
В каком случае дом признается пустующим или ветхим
Для выявления таких домов специальные комиссии при местных исполкомах будут дважды в год осматривать недвижимость на соответствующих территориях. Указом расширен состав этих комиссий и детально регламентирован порядок их работы.
Ранее были установлены более жесткие условия для признания жилых домов пустующими – необходимость проживания в них владельцев не менее месяца в течение каждого года на протяжении трех лет.
«Теперь не будут признаваться пустующими дома, в которых лица, имеющие право владения и пользования ими, проживали в течение последних трех лет хотя бы один день. Пустующие дома будут определять комиссии при визуальном осмотре.
Если установят очевидное отсутствие жильцов на протяжении длительного времени, будет проверяться наличие оплаты коммунальных платежей, расхода электроэнергии, – пояснила Антонина Торбина.
– В составе комиссий будут и представители органов внутренних дел, которые опросят соседей, приезжали ли в дом собственники или другие лица, имеющие право владения и пользования жилым домом. Материалы опроса, фотографии будут прилагаться к заключению комиссии.
На основании проверки всех обстоятельств местные исполкомы будут принимать решение о включении дома в реестр пустующих домов».
Уведомления о намерении использовать жилой дом для проживания теперь можно подавать в местный исполком не только лично, но и обычным письмом, по электронной почте, факсу – любым доступным способом.
При этом такое уведомление может подать не только собственник, но и другие лица, имеющие право владения и пользования жилым домом, при представлении подтверждающих документов.
Подав уведомление, владелец дома обязуется содержать земельный участок в надлежащем состоянии.
К ветхим предыдущий указ относил все дома, признанные непригодными для проживания, в которых граждане, имеющие право пользования ими, не проживали в течение года и не принимали мер к их восстановлению. Согласно действующему законодательству, комиссии будут работать только с аварийными и грозящими обвалом домами, доведенными до такого состояния бесхозяйственными действиями собственника.
«Состояние дома будет оцениваться на основании визуального осмотра. В состав комиссий войдут представители организаций, способные определить соответствие дома критериям, позволяющим отнести его аварийному или грозящему обвалом.
Местный исполком будет подавать заявление в суд о выкупе такого дома или продаже с публичных торгов, если после направления уведомлений собственник не приступил к его восстановлению, не обратился за получением разрешения на реконструкцию и не согласен снести его», – рассказала Антонина Торбина.
Минимальные сроки восстановления или сноса домов продлеваются до года. При этом если у собственника были уважительные причины, препятствовавшие в восстановлении дома, то о них можно уведомить исполком, и этот срок может быть продлен.
Максимальная защита интересов собственников
В новом указе прописан механизм возможного возврата собственнику пустующего либо ветхого жилого дома, уже переданного в коммунальную собственность.
Если собственник не подал уведомление в исполком и у него были на это уважительные причины, не известные местному исполкому, то этот дом должен быть ему возвращен (решение принимает суд).
В указе также предусмотрена возможность выплаты за счет средств местных бюджетов компенсации, если дом снесли, либо выплаты денег, вырученных от продажи дома, если дом был отчужден.
Новый документ сохранил базовые подходы прежнего указа, показавшие свою эффективность. Вместе с тем он расширяет возможности вовлечения ветхих и пустующих домов в оборот, оставляя собственникам большие возможности для сохранения имущества.
Справочно
С основными положениями Указа № 357 можно ознакомиться здесь.
Вера СЕРГЕЕВА, БЕЛТА
Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/september/30311/
Содержание
- 1 Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания
- 2 Аварийный дом: получение жилья при расселении, процедура, права граждан | Правоведус
- 2.1 Аварийное жилье: варианты расселения жильцов
- 2.2 Как определяется рыночная стоимость ветхого жилья
- 2.3 Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров
- 2.4 Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий
- 2.5 Переселение жильцов на время проведения ремонтно-восстановительных работ
- 3 Как признать дом аварийным и добиться его расселения?
- 4 Признание дома аварийным
Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами исполнительной власти, государственными гражданскими служащими органа государственной власти в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или иным уполномоченным лицом в соответствии с законом и учредительными документами (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба может быть подана заявителем:
При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга — Администрации (адрес официального сайта указан в приложении № 1), посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), Портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт‑Петербурге».
При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ.
При поступлении жалобы подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) обеспечивает ее передачу в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в органе исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
Жалоба на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
Жалобы на решения, принятые руководителем органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 № 14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.
Жалоба должна содержать:
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба, поступившая в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
В случае обжалования отказа органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах:
- отказывает в удовлетворении жалобы.
При удовлетворении жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с нормативными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Порядок обжалования решения по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга (191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга; E‑mail: ukog@gov.spb.ru; телефон: 576‑70‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.
Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.
Источник: https://gu.spb.ru/188675/
Извлечение из ДОКЛАДА на семинаре для представителей местных Советов депутатов и местных исполнительных комитетов Гродненской области
Ветхие, пустующие дома на сельских улицах – неприглядная сторона современной деревни. Все это, как правило, чья-то собственность, кем-то построенная, кем-то приобретенная по договору, кем-то полученная в наследство.
Собственники жилых домов обязаны самостоятельно следить и заботиться о своем имуществе, содержать свои жилые дома в порядке, речь идет и о фасадах и о соблюдении санитарных и технических норм, и о благоустройстве своих территорий, в пределах установленного землепользования.
Но как показывает практика, не все из них понимают и знают о своих обязанностях, не знают об ответственности, которая сегодня, на уровне административной, предусмотрена за неисполнение или ненадлежащее исполнение правомочий собственника, землепользователя, а соответственно содержат свое имущество бесхозяйственно.
Более того, не все стремятся оформить документально свои права.
В связи с тем, что у нас государство очень серьезно относится к вопросам наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов, законодательно закреплен комплекс мер, который направлен на сокращение количества пустующих и ветхих домов в сельской местности, а также на стимулирование нерадивых собственников к тому, чтобы они надлежащим образом содержали свое недвижимое имущество, использовали его по назначению.
Сельскими, поселковыми, районными исполкомами проводится определенная работа по обращению в коммунальную собственность пустующих и ветхих домов с последующим решением судьбы домов, однако, как показывают проверки контролирующих органов, не всегда такая работа основывается на регламентированной законодательством процедуре.
Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок учета пустующих и ветхих домов в сельской местности, а также порядок обращения таких домов в собственность соответствующих административно-территориальных единиц (коммунальную собственность):
Указ Президента Республики Беларусь от 23.02.2012 № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности» (далее – Указ №100);
Положение о порядке опубликования сведений о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 № 559;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2006 № 433 «Об утверждении формы регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, и Положения о порядке ведения регистра учета пустующих домов, находящихся в сельской местности».
Для правильного применения указанных нормативных документов, необходимо понимать и знать значение таких правовых категорий как «государственная собственность», «бесхозяйное имущество», «собственник», «лица имеющие право пользования» и т.д., которые содержатся в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК), Жилищном кодексе Республики Беларусь (далее – ЖК), в Кодексе Республики Беларусь о земле.
Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц) (п. 1 ст. 215 ГК).
Право коммунальной собственности возникает как по общим основаниям возникновения права собственности: строительство, приобретение и т.д., так и по специальным основаниям.
Так, например, в коммунальную собственность поступает бесхозяйное недвижимое имущество (ст. 226ГК), недвижимое имущество, признанное выморочным (ст. 1039 ГК), и др.
Основные положения, предусматривающие общее понятие бесхозяйных вещей и регулирующие порядок их учета и обращения в коммунальную собственность изложены в ст. 226 ГК.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 226 ГК).
При этом не следует смешивать понятие «бесхозяйное имущество» с бесхозяйственно содержащимся имуществом, когда собственник не принимает надлежащих мер к его сохранению.
Общий порядок и особенности рассмотрения гражданских дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь урегулирован ст.ст.
379, 380 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
То есть, как для признания недвижимого имущества бесхозяйным, так и для признания наследственного имущества выморочным гражданским законодательством предусмотрен всегда судебный порядок.
Пунктом 3 ст. 226 ГК предусмотрено также общее правило о том, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганизациями по государственной регистрации по заявлению соответствующего государственного органа, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Согласно же Указу № 100 пустующие и ветхие дома в сельской местности не подлежат постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в территориальных организациях по государственной регистрации, а для сноса, например, ветхого жилого дома не всегда требуется решение суда.
Источник: http://just.grodno.by/actual/404-vethie-pustuyuschie-doma.html
Аварийный дом: получение жилья при расселении, процедура, права граждан | Правоведус
Что такое ветхое и аварийное жилье? Кто может претендовать на получение новой жилплощади вследствие признания помещения непригодным для проживания? Какой порядок действий для признания жилья ветхим/аварийным и расселения граждан-собственников? Об этом читайте в нашей статье.
Одной из важнейших задач в жилищной политике российского государства является – переселение собственников жилых помещений, признанных ветхими или аварийными. Порядок действия по расселению граждан из ветхого жилья регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, а также, ст. 32 Жилищного кодекса РФ и утвержденными программами в каждом отдельном регионе, действующими в рамках Постановления Правительства №1743.
Стоит отметить, что ветхое и аварийное жилье – понятия различимые, в частности:
- ветхое жилье – объекты, износ которых составляет не менее 70% в кирпичных строениях и не меньше 65% – в деревянных, здания не соответствуют требованиям действующих санитарных и эксплуатационных норм, хотя основная конструкция не несет собой угрозу разрушения;
- аварийное жилье – объекты, износ которых составляет от 70 до 100%; здания имеют сильно поврежденные несущие конструкции, что влечет за собой опасность для жизни и здоровья граждан.
Жилье признается ветхим специальной комиссией, в которую входят специалисты отдела архитектуры и градостроительства, жилищной инспекции, специалисты отдела коммунального хозяйства и благоустройства.
Процесс оценки жилья на несоответствие требованиям и стандартам инициируется на основании личного обращения граждан и государственных структур от лица форм самоуправления.
Результат проведенного исследования несущих стен, перекрытий и коммуникационных сетей выдается на руки всем проживающим в помещении лицам.
В соответствии с Постановлением №47 жилье признается ветхим по следующим критериям:
- естественный износ несущих стен и перекрытий, составляющий не менее 65-70%, не может быть восстановлен даже при проведении капитального ремонта (осыпание отдельных частей конструкций, гниение деревянных элементов);
- недостаточный уровень поступления электро- и водоснабжения, приводящие в результате к техногенным авариям;
- износ конструкций стал причиной возникновения бактериологической и химической угрозы, а также других негативных последствий для жизни и здоровья граждан.
После проведения оценки комиссией составляется заключение о том, что данное помещение не может быть восстановлено для полноценной эксплуатации даже после проведения крупномаштабных ремонтных работ. Чаще всего ветхими домами признаются жилые помещения, амортизационный ресурс которых составляет более 70 лет.
Рассчитывать на расселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут следующие категории граждан:
- владельцы муниципального жилья, признанного аварийным, либо их правопреемники, проживающие в жилом помещении на основании договора соцнайма, заключенного с местной администрацией много лет назад;
- собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности, находящихся в муниципальном многоквартирном доме или собственники частных домов, чьи владения располагаются на муниципальной земле;
- владельцы комнат в коммунальных квартирах и общежитиях, являющихся также муниципальной собственностью.
Аварийное жилье: варианты расселения жильцов
В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий. Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре.
Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).
Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания.
На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.
Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.
Как определяется рыночная стоимость ветхого жилья
Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.
В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:
- рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу;
- расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;
- расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления;
- расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды.
Важно! Если владелец не согласен с размером назначенной денежной компенсации, данный вопрос может быть рассмотрен в судебном порядке. В случае выбора владельцем ветхого жилья альтернативного варианта квартиры, компенсация засчитывается в качестве оплаты за новое жилье.
Если рассчитанной компенсации недостаточно для полной оплаты нового жилья, допускается установление долевой собственности между физическим лицом и муниципальным образованием (то есть часть жилого помещения предоставляется в пользование по договору социального найма).
Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров
Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.
В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье.
Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.
Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий
Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания.
Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1. Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания. 2.
Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам.
3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг:
- копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире;
- проект реконструкции помещения;
- документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания;
- иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении.
4. Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи.
5. Вынесение соответствующего решения комиссией:
- жилое помещение пригодно для проживания;
- существует необходимость в проведении капитального ремонта;
- данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке;
- жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов;
- аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт;
- дом признается аварийным и подлежит сносу.
На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения.
Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.
В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.
Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:
- частный;
- государственный;
- муниципальный.
Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации:
1. Предоставление равноценного жилого помещения.
Данная мера возможна, если выселяется собственник. Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат.
2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма.
Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования. Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении. Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным. В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.
3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения. Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд.
В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд. В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения.
Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.
Переселение жильцов на время проведения ремонтно-восстановительных работ
Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания. В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ).
Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.
Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.
Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/housing/avariynyy-dom-poluchenie-zhilya-pri-rasselenii/
Как признать дом аварийным и добиться его расселения?
2017-09-11T15:16+0300
2017-09-11T15:39+0300
https://realty.ria.ru/20170911/408920029.html
Как признать дом аварийным и добиться его расселения?
https://cdn24.img.ria.ru/images/realty/40891/99/408919921_0:300:3107:2048_1036x0_80_0_0_93989d6f119cfc36fcde441b67c5acca.jpg
Недвижимость РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png
Недвижимость РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png
11 сентября 2017, 15:39
11 сентября 2017, 15:39
Когда дом находится не в лучшем состоянии, многие надеются получить новые квартиры, воспользовавшись программой расселения ветхого и аварийного жилья. Кто реально может претендовать на это и как действовать в случае, если что-то пошло не по плану, сайту “РИА Недвижимость” рассказали эксперты общественной организации НП “ЖКХ Контроль”.
Органы государственной власти (региональные и федеральные органы, представители министерств и ведомств) обязаны расселить аварийный дом по решению межведомственной комиссии в случае, если являются собственниками данного дома.
Орган местного самоуправления отвечает за переселение в качестве одного из собственников, владеющего муниципальными программами и в качестве органа, учредившего межведомственную комиссию и обязанного оказать собственникам содействие в сносе аварийного жилья, а также переселить в новое жилье граждан, проживающих в квартирах по договору социального найма.
Органы государственного жилищного надзора, прокуратуры, Роспотребнадзора, как правило, входят в муниципальные ведомственные комиссии.
Госжилинспекция и Роспотребнадзор могут понуждать органы местного самоуправления осуществлять переселение, опираясь на заключения о санитарно-эпидемиологическом и техническом состоянии дома.
Прокуратура следит за реализацией решений, принятых на основании федерального закона.
Во-первых, надо понять, когда дом был признан аварийным и в какую программу включен.
Если дом признан аварийным до 01 января 2012 года то, скорее всего, он попадает в программу переселения из аварийного жилья, которую софинансирует Фонд содействия реформированию ЖКХ, однако он может быть включен в другие программы, финансируемые из федерального/субъектового или местного бюджета.
Что касается домов, переселяемых по программе “Фонда ЖКХ”, то ваш дом должен быть в перечне расселяемых и об этом можно узнать на сайте.
Также на вашем доме должна быть табличка с указанием срока и места переселения. Если срок вашего переселения подходит, а вас не переселяют, вам необходимо обратится в администрацию муниципального образования для получения необходимой информации. Также вы можете обратиться и в сам Фонд ЖКХ.
Если ваш дом включен в какую-либо иную программу, вам необходимо также уточнить данную информацию в администрации муниципального образования.
На основании полученного заключения комиссии соответствующий орган власти в течение 30 дней издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ снос аварийного дома – это обязанность собственников, которые должны сделать это за свои деньги.
На практике обязательство по переселению аварийных домов чаще всего принимают на себя органы местного самоуправления (тем более что в большинстве домов имеются муниципальные квартиры и муниципалитет является полноправным собственником наряду с физическими лицами). Если у вас и ваших соседей сформирован участок земли под домом и она представляет определенную ценность, то вы можете ее продать или заключить инвестиционный контракт с застройщиком на строительство нового дома самостоятельно.
С заявлением в муниципальную межведомственную комиссию может обратиться любой собственник или наниматель.
К заявлению прилагается выписка из Росреестра (подтверждающая право собственности на помещение в доме), или договор социального найма, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Также правом обращения в данную комиссию обладают органы государственного жилищного надзора или прокуратуры. В этом случае именно на них ложится обязанность по проведению специализированной экспертизы. Таким образом, обращение в данные органы позволяет собственникам сэкономить деньги.
Однако принятие решения о проведении технической экспертизы собственники помещений МКД принимают общем собрании и осуществляют за свой счет.
Если ваш дом построен много лет назад, в нем протекает крыша и просел фундамент, то обычно дом называют ветхим. Это бытовой термин, означающий высокую степень износа. Однако ни методики определения “ветхости”, ни юридических последствий присвоение этого термина не несет.
Иное дело понятие “аварийный”. Это определение предполагает, что дом не просто старый, но жить в нем опасно для жизни. При этом аварийность может стать следствием не только высокого износа, но и запредельного уровня шума, наличия в материалах дома сверхнормативной концентрации вредных веществ и другие факторы, влияющие на жизнь и здоровье.
Признание дома аварийным осуществляется межведомственной комиссией при муниципальном образовании на основании (см. постановление правительства РФ РФ № 47от 28.01.2006).
В состав комиссии входят представители органов местного самоуправления, представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также другие специалисты.
Собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
ЗаконодательствоАварийные домаЖильеРоссияF.A.Q. – ПолезноеПолезное
Источник: https://realty.ria.ru/20170911/408920029.html
Признание дома аварийным
В настоящее время огромное количество жилого фонда, построенного пятьдесят — сто лет назад, находится в очень плачевном состоянии и требует не проведения ремонта, а расселения и сноса аварийного жилья.
К сожалению, местные органы власти не успевают расселять такое огромное число аварийных домов вследствие ограниченности бюджета и длительного строительства новых домов.
Государственные и муниципальные органы власти зачастую не торопятся признавать такое жилье подлежащим сносу. Подобная ситуация носит угрозу для жизни и здоровья проживающих граждан.
Поэтому жильцы дома сами вправе инициировать процесс объявления жилья ветхим и подлежащим сносу.
Рассмотрим процедуру признания дома аварийным и когда дом признается непригодным для проживания, а также переселение из аварийного приватизированного жилья.
|
Порядок и сроки объявления дома ветхим и подлежащим сносу четко определены жилищным законодательством РФ.
Важно! Если вы являетесь хозяином жилья в многоквартирном аварийном доме, то вправе обратиться с заявлением об объявлении дома или жилого помещения аварийным.
Такое заявление направляется в межведомственную комиссию по оценке соответствия дома, требованиям установленным законодательством РФ.
Заявление составляется в свободной форме и направляется в комиссию в письменной форме путем личного вручения в канцелярию или путем почтового отправления, также существует возможность отправления заявления через Портал Госуслуг или в электронной форме, подписанной электронной подписью.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- заключение специализированной организации;
- заявления, жалобы, иные письма по факту неудовлетворительного состояния жилого дома (по желанию заявителя);
- копии документов о праве собственности (по желанию).
Межведомственная комиссия сама вправе запрашивать технические, кадастровые и документы о собственности на помещение (дом) посредством межведомственного взаимодействия.
Комиссия исследует направленные документы в течение 30 календарных дней с даты их предоставления и выносит решение об объявлении дома аварийным, проведении реконструкции или о дополнительном обследовании жилой недвижимости.
В случае если вы не можете согласиться с принятым комиссией решением, его необходимо обжаловать в судебную инстанцию.
Куда обратиться чтобы дом признали аварийным?
Как уже было указано выше, для объявления дома ветхим заявителю следует обратиться в межведомственную комиссию по оценке соответствия дома требованиям, установленным законодательством РФ.
Межведомственная комиссия создается из сотрудников жилищной инспекции, Роспотребнадзора, администрации, МЧС и прочих причастных организаций.
Последствия признания дома аварийным
Многие жильцы аварийных домов задаются вопросом: дом признан аварийным что дальше?
Последствия для собственников и нанимателей значительно разнятся. Если дом признан аварийным, а квартира приватизирована, то после принятия решения об объявлении дома ветхим и подлежащим сносу информация о таком решении доводятся до заявителя, а затем до всех собственников помещений в доме с требованием произвести снос дома за счет средств собственников.
Если в обусловленный срок собственники не примут решение о сносе дома за счет личных средств, то местная администрация издает решение об изымании участка для местных нужд и направляет соглашение об изъятии помещения для местных нужд.
Важно! В случае если собственник в течение трех месяцев с момента вручения соглашения, не подписывает его, муниципалитет вправе направить в суд иск о выселении собственника с представлением ему равноценного помещения.
Предварительное уведомление о предстоящем выселении также предусмотрено и для нанимателя. Местная администрация направляет письменное сообщение о расторжении договора социального найма и новый договор социального найма в отношении новой недвижимости, т.к при сносе происходит предоставление нового жилья взамен ветхого.
Задать вопрос юристу
Процент износа дома для признания его аварийным
Чтоб добиться признания дома аварийным и получить новое жилье, необходимо изучить признаки аварийного жилья. Основным показателем для объявления дома аварийным является не процент износа, а общее состояние дома, сохранность его несущих конструкций и микроклимата дома.
Согласно жилищному законодательству причинами для объявления помещения неподходящим для жилья является существование обнаруженных вредных факторов среды обитания человека, которые препятствуют обеспечению безопасности жизни и здоровья жильцов вследствие:
- ухудшения по причине физического износа в ходе использования здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных параметров, влекущих уменьшение до недопустимой степени надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- перемена окружающей среды и параметров микроклимата жилой недвижимости, являющейся препятствием для обеспечения соблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части наличия потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Важно! То есть, количественный показатель процента износа в указанном случае не имеет значения. Комиссия объявляет дом аварийным на основании экспертного заключения, где отражено состояние технических элементов здания и заключение относительно пригодности недвижимости для проживания.
В данной статье мы исследовали нюансы объявления жилого помещения аварийным и негодным для жилья, в том числе порядок, основания и сроки такого признания.
Скачать образец заявления о признании дома аварийным
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.
Задать вопрос юристу
Источник: https://pravoman.ru/utilities/emergency-housing/priznanie-doma-avarijnym/