Вероятность того, что рано или поздно в своей жизни вы будете привлечены к административной ответственности, достаточно высока.
И часто дело не в том, что вы сознательно что-то нарушите, многие административные проступки совершаются по неосторожности, невнимательности, да и просто вследствие того, что вы не знаете о каком-либо запрете или обязанности.
Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, являетесь участником дорожного движения, то шансы назначения вам административного наказания кратно возрастают. По этой причине знать, что можно сделать в целях смягчения административной ответственности, полезно практически каждому.
Хотя Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП) предусматривает различные виды ответственности, самым распространенным является назначение административного штрафа.
По этой причине в статье речь пойдет именно о том, как попытаться уменьшить размер штрафа или вовсе избежать его назначения.
Кроме того, будет рассматриваться ситуация, когда Вы в принципе согласны с тем фактом, что правонарушение совершили (признаете вину) и административный орган не допускал нарушений при оформлении протокола (постановления) и при иных процедурах.
Иными словами, речь о такой ситуации, когда Вы понимаете неизбежность наказания и согласны с ним, а ваша задача — сделать его минимальным. Отрицание факта проступка, своей вины, наличие нарушений порядка привлечения к ответственности со стороны административного органа — это совершенно иная правовая ситуация, требующая иных решений.
1. Итак, первый из вариантов уменьшения ответственности возможен в том случае, если за совершение правонарушения предусмотрено назначение не только штрафа, но и более мягкого наказания — предупреждения.
К слову, в нашей правовой культуре предупреждение, вообще, как наказание и не воспринимается и, вероятнее всего, именно по этой причине количество правонарушений, за совершение которых возможно такое наказание, не так уж велико.
Между тем предупреждение, если вам его назначили, все же мера ответственности и его применение, равно как и другого административного наказания, влечет соответствующие правовые последствия.
Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.
Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое наказание.
Итак, если статьей КоАП предусмотрена альтернатива штрафу в виде предупреждения, то судья или иной орган, уполномоченный на рассмотрение дела, придя к выводу о том, что правонарушение вы совершили, решает — какой же вид наказания назначить.
Соответственно, ваша задача состоит в следующем: убедить его в том, что предупреждения вполне достаточно.
Обращаю ваше внимание, что если факт совершения нарушения и вашу вину должен доказывать административный орган, то подтверждать обстоятельства, исходя из которых можно назначить более мягкое наказание — исключительно ваша забота и устраняться от этого не стоит.
Судья и иной орган при решении вопроса о наказании обязан в силу п. 2 ст. 4.1 КоАП учесть следующие факты:характер совершенного административного правонарушения,личность виновного (только для физических лиц),его имущественное положение,обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, рассматривающее дело лицо учитывает, что административное наказание должно достичь своих целей — являть собой меру ответственности за содеянное и предупреждать совершение новых нарушений. Нельзя назначать такое наказание, которое будет носить неоправданно карательный характер.
Что такое характер правонарушения, который учитывается прежде всего? Это фактические обстоятельства его совершения: что и каким именно образом вы нарушили, умышленно или по неосторожности, повлекло нарушение какие — либо последствия, их степень, и в итоге — насколько оно опасно для общественного порядка.
В этой связи надо иметь в виду, что законом (п. 2 ст. 3.
4 КоАП) прямо запрещено применение предупреждения в тех случаях, когда причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникла угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также если причинен имущественный ущерб.
Кроме того, назначение предупреждения возможно лишь в том случае, если правонарушение совершено впервые (речь идет именно о таком же или однородном правонарушении, а не правонарушении вообще).
Если указанных препятствий для назначения предупреждения нет, возможно обратить внимание лица, решающего вопрос о вашей ответственности, на такие факты (конечно, если они имеются): формальный характер нарушенного запрета, неумышленная форма вины, отсутствие негативных последствий нарушения или их минимальный характер.
Применительно к личности виновного — необходимо убеждать рассматривающее дело лицо в своей законопослушности, положительных характеристиках, по возможности представить соответствующие документы.
Применительно к имущественному положению — необходимо представление доказательств (именно доказательств, а не просто ваших объяснений), призванных убедить, что вы, образно говоря, и так еле еле сводите концы с концами, например, имеете иждивенцев, кредиты (для юридических лиц — отсутствие прибыли или минимальный размер таковой) и что оплата штрафа (даже в рассрочку!) существенно ухудшит ваше материальное положение (у вас не будет средств на покупку необходимых лекарств или лечение, организация испытает затруднения при выплате заработной платы и налогов и т.п.) Еще раз подчеркну — все, что связано с имущественным положением должно быть чем-то объективно подтверждено, вплоть до расчета ваших доходов и расходов, просто «крокодиловы слезы» на тему «мне нечем будет кормить детей» не помогут.
При наличии отягчающих вину обстоятельств (они перечислены в ст. 4.3 КоАП) на применение предупреждения рассчитывать не стоит. Если их нет — обратите внимание судьи (иного органа) на это обстоятельство, свидетельствующее о возможности назначения вам более мягкого наказания.
Применительно к обстоятельствам, смягчающим вину (указаны в ст. 4.2 КоАП РФ), если они есть, постарайтесь представить максимум подтверждающих доказательств. Если вы возместили ущерб — подтвердите, если устранили нарушение — представьте документы об этом, если у вас малолетний ребенок — приобщите копию свидетельства о рождении и т.п.
Наконец, применительно к соразмерности и пресечению дальнейших нарушений стоит указать, что штраф будет слишком серьезным и непосильным наказанием (особенно если его сумма немаленькая), а получив предупреждение вы никогда больше не совершите аналогичный проступок (особенно правильный довод, если нарушение совершено в связи с незнанием закона или добросовестным заблуждением относительно порядка его исполнения).
Вот пример для иллюстрации того, как это работает — выдержка из постановления седьмого арбитражного апелляционного арбитражного суда по делу № А82-23902/2017 о правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных лицензией)
Источник: https://kaliningradadvocate.ru/2018/05/21/administrativnaya-otvetstvennost-snizhenie-shtrafa/
Содержание
- 1 Схема защиты от привлечения к административной ответственности
- 2 Как избежать административной ответственности?
- 3 Что делать, если ввезли товар в ЕАЭС с нарушениями — советы юриста
- 4 Вопросы ответственности за нарушение таможенного законодательства | Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Схема защиты от привлечения к административной ответственности
СХЕМА ЗАЩИТЫ ОТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ
Это не стоит оценивать как уклонение от положеннойпо закону ответственности. Это надо оценивать как помощь для тех, кого пытаютсянезаконно привлечь к административной ответственности…И для тех, кого законнопривлекают…Ведь, к примеру, законно взыскиваемые налоги можно уменьшить иливообще законно избежать их уплаты. Так и здесь…
Я не призываю съедать протокол, я хочу рассказать о ЗАКОННЫХспособах уклонения от административной ответственности, которые выражаются вТОЧНОМ использовании норм закона и использовании неисполнения этих нормдолжностными лицами…
При этом напоминаю, что за уклонение от административнойответственности, если при этом не совершается правонарушение, нет НИКАКОЙответственности…
Существует 2 схемы защиты:
А) Доказать,что как такого административного нарушения вообще не было, т.е. установить, неимеется ли обстоятельств, указанных в статье 227 КоАП, которые исключаютпроизводство по делам административных правонарушений.
Это :
1) отсутствие СОБЫТИЯ правонарушения ;
2) отсутствие СОСТАВА правонарушения ;
3) невменяемость лица, совершившего правонарушение;
4) действие лица в состоянии крайней необходимости;
5) действие лица в состоянии необходимой обороны;
6) издание акта , УСТРАНЯЮЩЕГО применение административного взыскания;
7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взыскания ;
8) наличие ПО ТОМУ ЖЕ ФАКТУ привлечения лица к административнойответственности:
– ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм.взыскания ;
– НЕОТМЕНЕННОГОпостановления О ПРЕКРАЩЕНИИ дела об адм. правонарушении;
– наличие по данному факту уголовного дела.
Итак , остановимся поподробнее накаждом пункте :
1) Отсутствия СОБЫТИЯозначает отсутствие вообще каких бы то ни было доказательств, подтверждающихсам факт административного правонарушения (например, Вас остановилинспектор, проверил документы, талон ТО и, не зная, к чему еще придраться,наказывает Вас за то, что Вы якобы были не пристегнуты…Вы можете смелоутверждать, что отсутствовало СОБЫТИЕ правонарушения! При обжаловании фактапревышения скорости Вы также можете ссылаться на отсутствие СОБЫТИЯ(подчеркиваю, события!, а не состава) правонарушения, в виду отсутствия вообще каких бы то ни было доказательств(ну, за исключением измерения скорости с помощью видеокамер).При этомссылаетесь на ст.227, которая исключает производство по деламадм.правонарушений при отсутствии СОБЫТИЯ правонарушения…
2) Отсутствие СОСТАВА означает, что, хотяправонарушение и БЫЛО (обращаю внимание на отличие от СОБЫТИЯ – его не было!),в этом событии ОТСУТСТВУЮТ ПРИЗНАКИ, которые образуют в своей совокупностиСОСТАВ правонарушения.
Подробнее про состав можно прочитать на странице : http://avtojulia.narod.ru/sostav.htm.
Хочу лишь напомнить, что составправонарушения является не просто какой-то теорией или чем-то формальным !!! Знаниесостава правонарушения очень важно для правильного определения в конечномсчете, является деяние правонарушением или нет .
По своей структуре состав административного правонарушениясостоит из четырех составляющих:
1) объект — соответствующие общественные отношения,на нормальное функционирование которых посягает правонарушение ,
2) oбъективнаясторона — конкретные действия, нарушающие установленные правила,
3) субъект — конкретное вменяемое физическое лицо,достигшее 16 лет,
4) субъективная сторона — отношение лица к совершенномуим деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности.
С точки зрения защиты можноподчеркнуть тот факт, что при производстве по делам соответствующие должностныелица в подавляющем своем большинстве не мотивируют должным образом, а то ивовсе не отражают субъективную сторону состава правонарушения (этим,кстати, грешат и многие обвинительные заключения по уголовным делам). А междупрочим, если умысел, к примеру, был направлен не на то, что вменяется в вину,то речь должна идти или об освобождении от ответственности или опереквалификации действий!
Пример : водитель привлекаетсяза нарушение ПДД по ч.2 ст.115 за несоблюдение требований дорожных знаков.
Входе рассмотрения дела выясняется (по жалобе водителя в суд на незаконнуюустановку дорожного знака), что знак «Въезд запрещен», который игнорировалводитель, установлен с нарушением действующих правил, то есть самовольно. – Нетобъективной стороны нарушения, поскольку действия водителя не нарушаютУСТАНОВЛЕННЫЕ правила.
3,4, 5) Вопросы возраста,невменяемости, состояния крайней необходимости и необходимой обороны вопросовне вызывают. Например: Вас несмогут наказать за пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречногодвижения, если это совершено для предотвращения ДТП (даже если Вам этотолько показалось).
Еще пример : привлекаетсяконкретное лицо за конкретное правонарушение, но при рассмотрении делаобозревается его паспорт – 16 лет есть. Но само правонарушение он совершил за 2дня до его 16-летия . – Нет субъекта правонарушения.
6) Если принят новый акт, смягчающий ответственность,то производство по делу продолжается, но вид и размер взыскания определяются поэтому акту.
7) ИСТЕЧЕНИЕ СРОКОВ наложения административного взысканияопределяется ст.38 КоАП, которая устанавливает что взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со днясовершения правонарушения. Важнейшим также является указание п.7 ст.
227КоАП, что если срок давности, установленный ст.38, истек к моменту рассмотрениядела об административном нарушении, то это исключает производство по делу.
Верховный суд прямо отмечает правильность прекращения дела в связи с истечениемсрока наложения административного взыскания по п.7 ст.227 (БВС.1997. №10.стр.3-4)
8) НАЛИЧИЕ ПО ТОМУ ЖЕ ФАКТУ привлечения лица кадминистративной ответственности ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении адм. взыскания
Малозначительность правонарушения
Есть еще одна возможность избежать ответственности, это ст. 22 КоАП, которая предоставляетвозможность уполномоченному органу, должностному лицу освободить нарушителя отадминистративной ответственности и ограничиться замечанием в случae, если совершенноеправонарушение малозначительно.
Здесь все зависит от усмотрения этого уполномоченногооргана, должностного лица, поскольку закон в этом вопросе не носит обязывающегохарактера. Конечно, правильнее было бы зать, что все здесь зависит от фактамалозначительности совершенного правонарушения.
Но дело в том, что законом неопределены признаки этой малозначительности. На практике следует исходить изтого, что малозначительным будет нарушение, которое не повлекло сколь-либоощутимого ущерба интересам государства, общества, граждан.
Но при этомследует учитывать обстоятельства нарушения и личность виновного.
Следует отличать устное замечание, о возможности которогоговорит ст. 22, от предупреждения.
Первое вообще не является административнымвзысканием, не влечет никаких юридических последствий для нарушителя.
Предупреждение же относится к административным взысканиям и фиксируется поустановленной форме. Оно может выступить в ряде случаев отягчающим(квалифицирующим) признаком при повторности нарушения.
Второй путь защиты
НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Это когда невозможно доказать, что правонарушения не было,говоря юридически : деяние квалифицировано как административное правонарушение…
Тогда надо искать нарушение порядка процессуальногопроизводства…Вспомним статью 50 Конституции РФ:
«…2. При осуществлении правосудия недопускается использование доказательств, полученных с нарушением федеральногозакона.
Источник: http://gai.net.ru/g94/g941/g94101.html
Как избежать административной ответственности?
В этой статье, как уже понятно из её заголовка, пойдет речь о том, как юридическому лицу избежать административной ответственности.
Мы не берем здесь случаи, когда события административного правонарушения нет, и проверяющие ошиблись, то есть выписали штраф за мнимое правонарушение. В этом случае всем понятно, что надо доказывать факт того, что правонарушения никакого нет.
У нас речь о том, когда событие правонарушения есть, но от ответственности хочется отвертеться. Как же это сделать?
- В некоторых случаях есть событие правонарушения, но нет вины правонарушителя.Статья 2.1. КоАП РФ гласит: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». То есть, если у Вас не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то Вы не виновны. Нет вины – нет штрафа.
Поясним на примере. Есть в КоАП РФ такая статья 15.25 и в ней часть 4. В этой части установлена ответственность за то, что иностранный контрагент (не резидент)вовремя не перечисляет Вам деньги по международному контракту.
Статья прямо скажем бред на бреде, мало того, что Ваш партнер нарушает договорные условия,так за это ещё и штраф от родного государства. Наверное, из-за таких статей нашу Думу прозвали ГосДурой. Но факт в том, что статья есть, и есть ответственность.
Предположим, контрагент нарушил срок оплаты поставленных товаров.
В этом случае Вы можете предъявите проверяющим те претензии и требования об оплате товара, которые Вы посылали иностранному партнеру.
Если у Вас будут доказательства их отправки, то значит можно будет сказать, что всё, что от Вас завесило Вы сделали, на партнера иначе повлиять не можете, а, следовательно, и соблюсти данную норму не могли.
Вот и получается, событие административного правонарушения есть, а вины нет.
Для лучшей иллюстрации данного тезиса приведу в качестве ещё одного примера не давнее решение Арбитражного суда города Москвы. Кому интересно номер дела А41-14189/14.
Управляющие компании, а так же товарищества собственников жилья несут ответственность за нарушения ими правил содержания многоквартирных домов, ст. 7.22 КоАП РФ.Управляющую организацию оштрафовали на 40 000 рублей.
В вентиляционном канале дома произошел засор, жители сообщили об этом в Управляющую организацию,но продолжительное время неполадка не была устранена, в результате чего Компания была привлечена к административной ответственности.
В суде юристы ответчика указали, что семья, проживающая в квартире 98, техников не пускала,из-за чего вовремя устранить засор не удалось. Все остальные действия, в частности в других квартирах, предпринимались своевременно, о чем были составлены соответствующие Акты.
Разумеется, факт обращения к собственникам квартиры 98 тоже был документально зафиксирован. Результатом дела стала констатация того факта, что вины в действиях Управляющей организации нет, а следовательно и к административной ответственности привлечь её нельзя.
- Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии привлекаемого к административной ответственности лица и без его надлежащего уведомления.Отсутствие надлежащего уведомления стороны административного процесса – часто встречающееся на практике нарушение, которое ведет к отмене Постановления о привлечении к административной ответственности. Административные органы«прокалываются» на том, что сообщают о необходимости явиться для составления протокола по телефону, направляют факс с уведомлением о дате составления протокола, но забывают сохранить отчет об отправке факса, отправляют уведомление простым (не заказным) письмом (естественно доказать факт отправки и получения письма они в этом случае не могут). А иногда направляют и заказным письмом, и даже с уведомлением, но за 2 дня до составления протокола, то есть так, что письмо просто ну никак не может дойти за это время до адресата. А бывают и такие курьезные случае, когда юридическое лицо направляет в административный орган своего представителя, как правило юриста, для составления протокола, только в доверенности забывает прописать ряд полномочий,в частности на подписании протокола, дачи пояснений, а «проверяющее лицо» это не замечает, как итог, существенное нарушение, ведущее к закрытию дела по административному правонарушению.
- Малозначительность административного правонарушения. Виновное лицо не привлекается к административной ответственности, если правонарушение носит малозначительный характер.
Малозначительность правонарушения имеет место тогда, когда правонарушение неоспоримо есть, весь его состав формально присутствует, но его совершение не повлекло никаких значимых общественно опасных последствий. Государственные органы по этому основанию от ответственности никогда не освобождают, а вот суды часто идут навстречу правонарушителям. Приведу два примера из судебной практики.
Как известно, акционерные общества при создании обязаны в течении 30 дней с момента своей регистрации направить в Центральный Банк РФ решение и отчета о выпуске акций, нарушение этого срока ведет к штрафу в 500 000 рублей (ст. 15.17 КоАП РФ).
ЗАО “ОйлТрансСинтез”такое правонарушение совершило, но было освобождено от ответственности судом,так как это нарушение не представляет угрозы охраняемым общественным интересам с учетом того, что ЗАО работать на рынке не начало, имеет всего одного единственного акционера, чьи права никак нарушены быть не могли.
Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 рублей за нарушение срока подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции.
Общество опоздало со сдачей отчетности на 1 день и получило 50 000 рублей штрафа.
Указывая на малозначительность совершенного правонарушения, арбитражный суд отметил, что нарушение в 1 день государству и гражданам ущерба не причинило, направленность на совершение правонарушения отсутствовала. От штрафа Общество отбилось.
Малозначительность понятие растяжимое, как ещё говорят, «оценочное», поэтому очень важно найти юриста, который смог бы убедить судью, вызвать у последнего «сочувствие» к проблемам организации.
- Как правило, привлечение виновного лица к административной ответственности происходит в ходе плановых и внеплановых проверок. Следовательно, нарушение проверяющими процедуры проведения проверки является основанием для отмены Постановления о привлечении к административной ответственности. Кажется, что проверка в ходе государственного или муниципального контроля и административное дело не связаны друг с другом – однако это не так, орган, проводящий проверку,может привлечь Вас к административной ответственности только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Поэтому Вы можете легко разрушить в суде административное дело, если проверяющие допустили в своей работе ниже перечисленные ошибки:
- привлечение к административной ответственности произошло в ходе плановой проверки, которая не была указана в плане проведения проверок, размещенном в сети Интернет (на сайте соответствующего государственного органа);
- Вы не были уведомлены о начале плановой проверки за 3 рабочих дня до её начала.При этом важно подчеркнуть такое уведомление, это не звонок по телефону, а копия соответствующего приказа или распоряжения о начале проверки, врученная Вам под роспись или направленная заказным письмом с почтовым уведомлением. Что касается внеплановой проверки, то срок для уведомления по ней меньше – 24 часа до её начала;
- любые основания, позволяющие признать начало внеплановой проверки незаконным,например, проверка была начата по заявлению неустановленного лица (неизвестен адрес места жительства «жалобщика» или его фамилия, имя, отчество), отсутствует согласование о начале проверки с органами прокуратуры, отсутствует Приказ руководителя или его зама о начале проверки, и так далее;
- нарушены сроки проведения проверки, иначе говоря, проверка «затянулась» больше чем положено;
- после окончания проверки Вами не был получен Акт проверки или он получен несвоевременно и другие процедурные нарушения.
Компетентные органы очень часто имеют проколы в своей работе, которые мы указали выше, и их вполне можно на этой поймать. Объем нашей статьи не позволяет указать всевозможные основания, связанные с процедурой проверкой, а их на самом деле намного больше.
К примеру, судебная практика признает существенным нарушение мне уведомление филиала организации о начале проверки (если проводится проверка деятельности филиала), даже если сама организация, по основному юридическому адресу, была своевременна и надлежащим образом уведомлена.
Разумеется, такие тонкости чиновника зачастую не знают или о них забывают.
- Ошибки административного органа при квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. Например, Роспотребнадзор оштрафовал ООО, имеющую столовую, по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правили гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Однако совершенное в столовой правонарушение квалифицируется по другой статьей КоАП РФ (ст. 6.6. КоАП РФ) – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. Результат неправильной квалификации совершенного административного правонарушения – признание Постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
- Наконец, в практике нашей юридической фирмы были и такие курьезные случаи,когда административный орган привлекал к административной ответственности за нарушение уже отмененных правил и норм.Например, по делу А68-4674/2013, которое вели наши юристы, администрация гор.Тулы указала ООО «МТрейд» на нарушение последним пункта 8.2.2. Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, в то время, когда этот пункт был признан недействительным Решением Арбитражного суда Тульской области. В другом деле, в Арбитражном суде Тульской области, МЧС считало возможным привлекать к административной ответственности за нарушение Правил противопожарной безопасности, которые в момент их нарушения, ещё не вступили в законную силу.
В любом случае, Вам стоит помнить, Постановление о привлечении к административной ответственности необходимо оспаривать в течение 10 дней с момента его получения. Поэтому юридическую фирму или адвоката надо искать очень оперативно.
https://www.youtube.com/watch?v=E6jsyIppjjs
По целому ряду статей КоАП РФ, административные органы обращаются в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, в этом случае юридическую фирму можно поискать подольше, так как времени на такие поиски достаточно.
Но в любом случае, не дерзайте выступать в суде самостоятельно, без юридической помощи квалифицированного специалиста, так как в административных делах очень много разных тонкостей. Впрочем, в этом Вы наверно уже убедились из нашей статьи.
юрист «Правового бюро «ТРИБУН» Миронов А.В.
Источник: https://www.jurist-tula.ru/newsart/articles/izbezhat_otvetstvennosti/
Что делать, если ввезли товар в ЕАЭС с нарушениями — советы юриста
Фото с сайта bramy.ru
Привлечение к административной ответственности на таможне во время ввоза товара в Беларусь и другие страны ЕАЭС часто бывает для предпринимателей неожиданностью.
О том, чего не следует забывать, пересекая границу, и как грамотно вести себя во время разбирательства, если уж до него дошло, — рассказывает адвокат адвокатского бюро REVERA, кандидат юридических наук Владимир Ангельский.
— Предпринимателей часто привлекают к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства по незнанию или ошибке.
Владимир Ангельский
Адвокат компании REVERA, кандидат юридических наук
Несоблюдение каких процедур и незнание каких нюансов может привести к привлечению к административной ответственности, как вести себя во время процесса, чтобы не усугубить ситуацию, — я расскажу далее.
Повод привлечь к ответственности
Беларусь наряду с Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией является страной-участницей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на всей территории которого действует Таможенный кодекс ЕАЭС. Чаще всего к административной ответственности во время ввоза товаров в страны ЕАЭС привлекают за:
- Неуплату или неполную уплату в установленный срок таможенного платежа, иных сборов и пошлин. Обстоятельств, при которых юрлицо не уплатило или не полностью уплатило таможенный платеж, сбор, пошлину, много. Например:
- Не заявлены достоверные сведения о товаре, в том числе его таможенная стоимость
- Недостоверно указаны сведения о стране происхождения товаров
- Неправомерно использованы льготы по уплате таможенных платежей
Чтобы не допустить ошибок, нужно правильно толковать и применять соответствующее право ЕАЭС и национальное законодательство.
- За недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Часто в СМИ мелькает информация, что в очередной раз предприниматель пытался ввезти на территорию ЕАЭС товар, не указанный в товаросопроводительных документах (например, запчасти к сельскохозяйственной технике). Это и есть недекларирование. В связи с изменением законодательства Беларуси с начала 2018 года все чаще по этой статье к административной ответственности привлекаются перевозчики, в том числе иностранные. Избежать этого можно, тщательно сверяя товар с сопроводительными документами до его опломбировки и отправки.
- За перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне определенных законодательством мест или в неустановленное время работы таможенных органов.
- За перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу ЕАЭС с использованием тайников либо других способов сокрытия товара. Например, если вы пересекли границу на транспортном средстве в неположенном месте или скрыли товары в шинах, топливных емкостях транспортного средства и т.д.. Здесь может быть только один совет: не делать тайников и не пытаться иными незаконными способами переместить товары через границу — это чревато серьезными последствиями.
- За несоблюдение порядка таможенного транзита. Таможенный транзит — процедура, при которой товары перевозятся через границу без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
- За недоставку, передачу без разрешения таможенного органа либо утрату сопроводительных документов на товары, которые находятся под таможенным контролем.
- За непредставление в установленный срок декларации или ее отсутствие. Это самое «безобидное» и наиболее часто встречающееся административное таможенное правонарушение. Чтобы не быть привлеченным к административной ответственности по ст. 11.44 КоАП, следует помнить, что статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров или их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.
Административные взыскания по перечисленным составам административных правонарушений различные: от предупреждения до штрафа в размере до 30% от стоимости предмета административного правонарушения и конфискации. Практика показывает, что такие взыскания могут привести компанию к тяжелому финансовому положению и даже к банкротству.
О том, как следует вести себя, если ответственность все же наступила и дело дошло до суда, — я расскажу далее.
Фото с сайта rg.ru
Как вести себя во время процесса
1. Будьте активным участником административного процесса
Возбуждение в отношении предпринимателя или компании дела об административном правонарушении значит, что вам придется как-то на эту ситуацию реагировать. И вы можете занять две противоположных позиции:
1. Со всем согласиться, ничего не делать и надеяться на снисходительность должностного лица, рассматривающего дело.
2. Вы также имеете право:
- Представлять доказательства своей невиновности и правоты. Это могут быть любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, которые позволят вам убедить суд в вашей правоте
- Заявлять отводы и ходатайства. Например, просить об отстранении судьи вы можете в том случае, если он лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе текущего дела
- Иметь представителя, если вы не готовы самостоятельно представлять свои интересы, у вас есть право воспользоваться услугами адвоката
2. Проверьте компетенцию тех, кто принимает процессуальные решения
Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники таможенных органов и их заместители. В остальных случаях на рассмотрение таких дел имеет право только суд.
Например: по ч. 9 ст. 13.
6 КоАП (неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа, иных сборов и пошлин) таможенный орган вправе как составить протокол об административном правонарушении, так и рассмотреть дело об административном правонарушении.
А вот по 3 частям ст. 14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование) таможенные органы вправе только составлять протоколы об административных правонарушениях, а дела об административных правонарушениях уполномочен рассматривать суд.
Если так окажется, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, то это будет основанием для отмены постановления об административном правонарушении.
3. Всегда знакомьтесь с материалами дела об административном правонарушении.
В соответствии с процессуальным законодательством, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению по своему ходатайству, делать выписки из них с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов.
Ознакомление с материалами дела поможет вам понять, в чем конкретно таможенный орган видит правонарушение и какими доказательствами это подтверждается. Это поможет сформировать свою позицию, самостоятельно оценить имеющиеся доказательства, подготовить контраргументы.
4. Особенно внимательно читайте протокол об административном правонарушении. В процессуальном законодательстве есть ряд требований к его форме и содержанию. В том числе протокол должен содержать время, место и обстоятельства совершения правонарушения с указанием на часть статьи.
Если таможенный орган составил протокол о правонарушении, который не соответствует предъявляемым к нему требованиям, например, не содержит описание этого правонарушения или не подписан уполномоченным лицом, то вы вправе об этом заявить суду, должностному лицу органа, ведущего административный процесс.
При установлении таких нарушений дело об административном правонарушении возвращается на доработку.
5. Не забывайте представлять доказательства, которые подтверждают вашу позицию и/или имеют значение для смягчения ответственности.
Если вы добровольно возместили или устранили причиненный вред или исполнили возложенную на вас обязанность, за неисполнение которой налагается административное взыскание, — это может быть основанием для освобождения от административной ответственности.
Фото с сайта kp.by
6. Заявляйте должностному лицу таможни, суду несколько позиций. В зависимости от избранной позиции, вы можете просить должностное лицо, ведущее административный процесс или суд:
- О прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения
- Об освобождении от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность
- Об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым правам и интересам
- О минимизации административного взыскания
7. Устраните неоплату или неполную оплату в определенный срок — таким образом вы еще сможете избежать административной ответственности.
Если размер неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей менее 1% от сумм таможенных платежей за календарный год и вы устранили недоплату не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки — нарушение не будет являться административным и не повлечет финансовых потерь.
8. При определенных условиях штраф может быть уменьшен в 2 раза. Например, если вы добровольно возместили причиненный вред или исполнили возложенную на вас обязанность, за неисполнение которой налагается административное взыскание.
При отсутствии отягчающих обстоятельств административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в 2 раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части КоАП минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в 2 раза.
9. Не останавливайтесь, если вы проиграли. Если дело об административном правонарушении завершилось не в вашу пользу и вы не согласны с этим, у вас есть возможность обжаловать постановление независимо от того, вступило оно в силу или нет.
Чтобы добиться отмены или изменения постановления, необходимо доказать, что при рассмотрении дела имели место односторонность, неполнота, необъективное исследование обстоятельств, были существенно нарушены требования ПиКоАП или неправильно применены нормы, устанавливающие административную ответственность, либо назначенное административное взыскание не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
10. Помните о возможности быть освобожденным от административного взыскания. В Беларуси работает Межведомственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.
Чтобы комиссия занялась вашим вопросом, к ней нужно обратиться с ходатайством об освобождении от административного взыскания.
Оно должно содержать необходимые документы: годовой бухгалтерский (финансовый) баланс, справку о основных экономических показателях организации и др.
11. Попросите об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа.
Если у вас, например, в текущем месяце недостаточно денег, но через некоторое время наступят сроки исполнения обязательств вашими контрагентами, и вы без ущерба для операционной деятельности организации сможете уплатить штраф, можно просить об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о наложении административного взыскания в суд. При наличии оснований она может быть вам предоставлена сроком до 6 месяцев.
Практика показывает, что если с самого начала административного процесса твердо отстаивать свою правоту, в том числе принять все возможные меры по выработке своей линии защиты, то вам удастся либо вовсе избежать административной ответственности, либо минимизировать размер административного взыскания таким образом, что его уплата не станет серьезным препятствием для повседневной деятельности организации.
Источник: https://probusiness.io/law/6268-chto-delat-esli-vvezli-tovar-v-eaes-s-narusheniyami-sovety-yurista.html
Вопросы ответственности за нарушение таможенного законодательства | Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
В соответствии со статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) одной из функций таможенных органов является предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений.
На основании статьи 354 ТК ЕАЭС таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов.
В силу статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях таможенные органы уполномочены законом осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 – 231, а также статьями 328-1 и 333-1 (в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: по частям 2 и 3 статьи 9.21, статьям 11.26, 11.44, части 4 статьи 12.
17, статье 12.23, частям 1 – 3 статьи 12.27, статье 12.29, частям 1 и 3 статьи 12.30, части 9 статьи 13.6, статьям 13.10, 13.11, 14.1 – 14.16, 16.10, части 2 статьи 17.11, частям 1 и 4 статьи 18.20, части 1 статьи 18.42, статьям 18.
43 (в части управления тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном законодательством, или с нарушением условий, определенных в таком разрешении, или отклонения от маршрута, указанного в этом разрешении), статьям 23.1 – 23.
5, 23.16, частям 1 и 2 статьи 23.23, статьям 23.32, статьям 24.3 – 24.6.
При рассмотрении фактов нарушений таможенного законодательства Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь последовательно проводится работа по обеспечению единых подходов таможенных органов при разграничении фактов совершения неумышленных ошибочных действий, незначительных проступков, не влекущих ущерба экономике республики и фактов незаконного перемещения товаров.
Общие критерии квалификации ошибочных действий согласовываются с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Верховным судом Республики Беларусь и закрепляются Решениями Коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
Лицо, совершившее правонарушение, соответствующее установленным критериям освобождается от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь ведется работа по совершенствованию единых подходов к определению малозначительности правонарушений и квалификации нарушений, по которым таможенные органы уполномочены на ведение административного процесса.
С учетом изменений административного и таможенного законодательства скорректированы ранее принятые решения коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по данным вопросам.
Решением Коллегии Государственного таможенного комитета от 04 июля 2018 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 04 июля 2018 г.
№ 248-ОД) определены критерии малозначительности при выявлении фактов неуплаты либо неполной уплаты в установленный срок таможенных платежей обязанным лицом.
Решением коллегии Государственного таможенного комитета от 28 декабря 2012 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 28 декабря 2012 года № 544-ОД) закреплены единые подходы к правоприменительной практике по административным делам при обнаружении должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного декларирования товаров неточностей в транспортных и (или) коммерческих документах в рамках реализации инвестиционных договоров.
Решением Коллегии Государственного таможенного комитета от 2 мая 2013 года (приказ ГТК Республики Беларусь от 03.05.2013 г. № 164-ОД) определены подходы к признанию деяния малозначительным при недекларировании белорусских рублей и (или) иностранной валюты физическими лицами при пересечении таможенной границы Таможенного союза.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, физическое или юридическое лицо, в случае несогласия с принятым в отношении него решением, в том числе вынесенным должностным лицом таможенного органа, имеет право на его обжалование.
При наличии у субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности или у физического лица намерения обжаловать то или иное действие или решение таможенного органа для защиты своих законных прав и интересов, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат законодательству, либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, прежде всего необходимо четко определить, какие именно действия или решения таможенного органа подлежат обжалованию.
Так, если обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) должностного лица таможенного органа, принятые (осуществленные) им при совершении таможенных операций, то их обжалование должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 358 ТК ЕАЭС и главой 3 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Если обжалованию подлежат действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, то их обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 7 (далее – ПИКоАП).
Если обжалованию подлежит вынесенное судом или органом, ведущим административный процесс постановление по делу об административном правонарушении, то его обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном главой 12 ПИКоАП.
Для каждого из указанных выше обжалуемых действий и решений таможенных органов, законом установлен конкретный порядок их обжалования. Жалобы на действия и решения должностных лиц, поданные в нарушение установленного порядка не рассматриваются.
Обращаем внимание, что с 31.01.2018 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2018 года № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон).
Данным Законом внесены существенные изменения в административное и административно-процессуальное законодательство, смягчающие, а в отдельных случаях и устраняющие ответственность субъектов хозяйствования и их должностных лиц за совершенные ими деяния.
Абзацем пятым статьи 5.5 КоАП «Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением» установлено, что не является административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих
дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза – неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.
В связи с чем, у субъекта хозяйствования на которого возложена обязанность по уплате таможенных платежей есть возможность избежать установленную законом ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, то есть за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 9 статьи 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа».
Существенно изменилась санкция статьи, предусматривающей административную ответственность за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие (статья 11.44 КоАП «Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации»).
За совершение указанного правонарушения устранена ответственность юридического лица, субъектом административной ответственности в настоящее время является только физическое лицо. Также, санкция указанной статьи КоАП дополнена административным взысканием в виде предупреждения, и исключен нижний предел штрафа.
В соответствии с Законом, в санкциях части 4 статьи 12.17, частей 5-7, 9 и 11 статьи 12.23, части 1 статьи 12.30, частей 1 и 2 статьи 14.2, статей 14.3, 14.4, частей 1 и 3 статьи 14.5, частей 1 и 2 статьи 14.7 КоАП исключается дополнительный вид административного взыскания – конфискация.
Обращаем внимание, что физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.
При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как индивидуальный предприниматель при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода; 5) сумма дохода превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП
предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части КоАП предусмотрена обязательная конфискация.
Привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.
С 29 октября 2018 года вступили в силу изменения в административное законодательство, предусматривающее возможность вынесения административного взыскания в виде предупреждения за несвоевременную либо неполную уплату платежей (часть 9 статьи 13.6 КоАП), а также предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату иных сборов и пошлин,взимаемых таможенными органами.
С 18 февраля 2019 года вступили в силу изменения в административное законодательство исключающие ответственность при непризнании таможенным органом сертификатов о происхождении товаров, ранее послуживших основанием для освобождения либо уменьшения размера таможенных платежей (примечание 5 к статье 13.6 КоАП).
С 19 июля 2019 года вступили изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь по статье 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей», а именно увеличен с двух тысяч до трех тысяч базовых, установленный на день совершения преступления, порог признания уклонения от уплаты таможенных платежей крупным размером.
Источник: http://www.customs.gov.by/ru/voprosy_otvetstvennosty-ru/