Есв что это за налог

По единому социальному взносу было много не сильно отличающихся друг то друга вопросов. Ответы на них мы скомпоновали в одну общую краткую консультацию, которую предлагаем предпринимателям.

08 июля 2010 года  Верховной Радой был принят Закон №  2464-17 . “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” (далее по тексту – Закон).

Основные положения Закона вступили в силу с 1 января 2011 г .

3.1.

Что же такое Единый социальный взнос и чем он отличается от ранее существовавших взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования?

Единый социальный взнос является альтернативой уплате пенсионных взносов и взносов во все соцфонды (фонд по временной потере трудоспособности, фонд занятости и фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). Единый взнос не входит в систему налогообложения, а налоговое законодательство не регулирует порядок его начисления, расчета и уплаты.

Оплата единого социального взноса производится в Пенсионный фонд.

Для перечисления взносов в органах Госказначейства  открыты внебюджетные счета, которые предприниматели могут получить в своих  местных пенсионных фондах по месту регистрации.

Задачи, функции, права, обязанности Пенсионного фонда и его территориальных органов, а также порядок осуществления госнадзора по сбору и ведению учета единого взноса определены в разделе IV нового Закона.

Содержание

3.2.Плательщики единого социального взноса и их учет

Исчерпывающий перечень плательщиков единого социального взноса определен ст. 4 Закона. А если говорить о тех лицах, для кого предназначена консультация, то в соответствии с Законом,  плательщиками  единого социального взноса  являются (выборочно):

  • все работодатели – юрлица, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам ;
  • физические лица – предприниматели, в частности те, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
  • физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта);
  • физические лица – предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, и члены семей этих лиц, принимают участие в осуществлении ими предпринимательской деятельности;

Учет плательщиков будет вестись путем согласования (информирования) с фондами соцстраха и внесения соответствующих сведений в специальный реестр, а это значит, что их ликвидация не предвидится.

Устанавливается пропорциональное распределение уплаченных сумм, а также финансовых санкций, по видам общеобязательного соцстрахования, большая часть которых будет идти на пенсионное страхование.

Максимальная величина базы начисления единого взноса рассчитывается из дохода, равного пятнадцати прожиточным минимумам для трудоспособных лиц .

3.3.Ставки  единого социального взноса

Сам единый взнос для большей части плательщиков устанавливается в процентах в зависимости от классов профессионального риска производства.

Ставка начисления единого соцвзноса колеблется от 36,76% базы начисления единого взноса (1-й класс профессионального риска производства) до 49,7% (67-й класс риска производства), что соответствует сумме размеров ранее действовавших взносов. 

Есть ряд плательщиков, для которых установлены специальные ставки, среди которых

  • бюджетные учреждения (36,3%);
  • плательщики, использующие труд наемных рабочих – членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-надзиратели) и бортоператоры, выполняющие спецработы в полетах (45,96%);
  • субъекты, оплачивающие труд физлиц по гражданско-правовым договорам (34,7% вознаграждения по такому договору) и др.

Кроме того, Кабинет министров Украины должен утвердить Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый взнос.

Величина  единого взноса для предпринмателей -“упрощенцев” определена в  п. 3 ст.

7 Закона . Она не должна быть  более максимальной величины базы начисления  единого взноса,  установленной Законом   и не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо.

3.4.Сроки уплаты единого социального взноса  и штрафные санкции

Основным базовым периодом для уплаты единого соцвзноса определен календарный месяц . Срок уплаты – не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом . Единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика .

В случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса к плательщику применяются финансовые санкции, а виновные должностные лица несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

К плательщику единого взноса могут быть применены следующие штрафные санкции:

  • в случае уклонения от взятия на учет или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины “О государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей” (N 755-IV от 15.05.2003 г.) – штраф в размере 10 нмдг (170 грн.);
  • за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса – штраф в размере 10% своевременно неуплаченных сумм;
  • за доначисление органами ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного единого взноса – штраф в размере 5% указанной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначисленна такая сумма, но не более чем 50% суммы доначисленного единого взноса;
  • за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности – штраф в размере 10 нмдг (170 грн.);
  • за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется единый взнос, – штраф в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн.);
  • за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовые платежи), – штраф в размере 10% таких неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм.

Более подробные консультации по начислению и уплате единого социального взноса предприниматели могут получить у бухгалтеров, обслуживающих их финансово-хозяйственную деятельность

Источник: http://rfpp.dn.ua/voprosy-i-otvety/nalogi-sbory-i-inye-platezhi/item/73-chto-takoe-edinyj-socialnyj-vznos.html

Новый налог на зарплаты: как украинцы будут платить ЕСВ и поможет ли он наполнить Пенсионный фонд


Empresarioweb

В Украине сейчас около 12 миллионов пенсионеров. Дефицит Пенсионного фонда составляет 39,3%. Необходимые суммы изымают из госбюджета, что бьет по украинской экономике.

Эксперты подсчитали, что в следующем году на пенсии дополнительно пойдет треть доходов госбюджета. А в 2019 нас еще ждет рост соцвыплат.

С 1 января увеличат пенсии военным, а с 1 марта пересчитают выплаты из-за роста зарплаты и инфляции.

Ситуация была бы проще, если бы не огромные суммы, которые ежегодно уходят на обслуживание внешнего долга. Чтобы выплатить пенсии, Украине придется либо снизить финансирование армии, либо расходы на медицину и образование, которые и так невелики. Поэтому главный финансовый источник видят в Едином социальном взносе.

Правительство 14 ноября утвердило законопроект об изменении шкалы Единого социального взноса и теперь предстоит его рассмотрение в Верховной Раде. Дополнительное налогообложение, предусмотренное этим законом, должно покрыть часть дефицита бюджета, привести к детенизации зарплат и защитить права наемных работников.

Массовая минималка

На предприятиях активно используют различные схемы уклонения от уплаты налогов. Среди прочих – доплата “в конверте”, которой грешат, по данным министра соцполитики Андрея Ревы, около 20,3 тысяч предприятий. Они официально начисляют сотрудникам только “минималку”. По документам ее получает 3,8 миллиона работников, устроенных в частном секторе, и 800 тысяч – в бюджетных организациях.

Официальным минимумом ограничивается даже зарплата руководства предприятий. По Украине это 84,2 тысяч руководителей, а в столице их 20,3 тысяч. Причем за два года тенденция только ухудшилась: руководителей, которые получают зарплаты в 4 тысячи гривен, стало в два раза больше.

Можно ли “дать по рукам” тем, кто начисляет только минималки? Безусловно, нет. Формально требования государства выполняются. Сначала нужно доказать, что предприниматели массово получают зарплаты “в конвертах”.

А для этого нужно сравнить расходы с зарплатами. Нужно проверять, нет ли у человека скрытых доходов, которые позволили бы ему жить не по официальным средствам. Но драгоценного времени на это нет, ведь ситуация с пенсиями критична.

Денег не хватает уже сейчас.

Новый законопроект решает эту проблему. Согласно ему, руководители предприятий должны уплачивать ЕСВ исходя из зарплаты в размере, как минимум, двух минималок. Например, в следующем году минималка будет установлена на уровне 4200 гривен в месяц. Если даже руководитель будет получать эту сумму, ЕСВ он заплатит все равно с 8400 гривен.

В законе прописано, что размер зарплаты должен учитывать квалификацию сотрудника, степень его ответственности, условия, в которых он трудится, его профессионально-деловые качества. Таким образом, будут оценивать, правильную ли зарплату получает работник, не занизили ли ему выплаты. Заниматься этим будут проверяющие. Если зарплата меньше необходимого, они могут потребовать доплаты ЕСВ.

Рева считает, что эта норма поможет “влить” в бюджет дополнительные 3,4 миллиарда. Но все зависит от проверяющих, если они ответственно подойдут к работе, денег можно получить намного больше.

Миллионные зарплаты

По действующим правилам, если вы получаете больше 56 тысяч гривен в месяц, база налогообложения для вас не меняется. Это максимальная база начисления ЕСВ. Говоря простым языком, не важно, 57 тысяч или несколько миллионов – вы платите в казну одинаковую сумму, а именно 12 286 гривен.

Максимальную базу начисления ЕСВ используют, чтобы призвать больше фирм отказаться от оплаты в конвертах. Но с этой нормой связана еще одна схема, которая приводит к тенизации зарплат.

Руководители часто оформляют зарплаты с шестью нулями на подставных людей. Так государству платят намного меньше денег, чем, если бы с каждой средней зарплаты ЕСВ оплачивали отдельно. Огромный оклад может получать не просто подставное лицо, а сотрудник с инвалидностью – тогда ставка ЕСВ еще и становится льготной и составляет от 5 до 8%.

В таких схемах фигурируют тысячи людей с инвалидностью. Деньги, которые получает подставной человек, делят на других сотрудников, которым официально платят “минималку”. Сегодня в Украине максимальную базу начисления ЕСВ превысили уже почти 51 тысяча частников и 6,3 тысяч бюджетников.

“Чтобы прикрыть эту схему и отбелить фонд зарплат, в Украине пытались снизить ЕСВ. Размер взносов уменьшили в 2016 году. Но помогло это только частично. Снижение налогов серьезно повлияло бы на тенизацию только если бы ставки опустились так сильно, что на пенсии не хватило бы. Не помогли и огромные штрафы за неуплату налогов. Любые попытки улучшить социальные стандарты убивает инфляция и девальвация национальной валюты”, – считает экономист Алексей Кущ.

Поэтому правительство решило обратиться к другим средствам.

Источник: https://newsone.ua/articles/economics/novyj-naloh-na-zarplaty-kak-ukraintsy-budut-platit-esv-i-pomozhet-li-on-napolnit-pensionnyj-fond.html

Есн в 2019 году

Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.

Есн в 2019 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 6 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют социальным налогом. К тому же есть вероятность, что в 2019-м его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов.

Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых.

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году

Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:

  • взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
  • отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
  • платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
  • платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.

За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.

При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В 2018 году вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой.

В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.

Особенности расчетов для ИП

Сколько процентов ЕСН в 2019 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов.

Во-первых, они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования.

 В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.

Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.

Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.

Основные изменения по ЕСН 

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ.

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:

  • серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
  • неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
  • несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по форс-мажорным обстоятельствам.

Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и форс-мажоры: техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.

Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.

Тарифы страховых взносов в 2019 году

В ПФР на обязательное пенсионное страхование В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) В ФФОМС на ОМС
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы С суммы превышения установленной предельной величины базы С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы С суммы превышения установленной предельной величины базы 5,1%
22% 10% 2,9% Не начисляются

Пониженные тарифы страховых взносов в 2018 году

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб.

Источник: https://tbis.ru/nalogi/esn

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2018 год

Ставка единого налога для первой группы устанавливаются в процентах (до 10%) к размеру прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января 2018 года.

Ставка единого налога для второй группы устанавливаются в процентах (до 20%) к размеру минимальной зарплаты (МЗП) для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января 2018 года.

Ставки единого налога не меняются с начала года, до декабря 2018 года, это касается единщиков первой и второй группы.

Размер ставки единого налога в 2018 году:

  • для первой группы 10% ПМ176,20 в месяц, (2 114,40 грн в год);
  • для второй группы 20% МЗП744,60 в месяц, (8 935,20 грн в год);
  • для третьей группы 5% от дохода (макс. 250 тыс грн в год).

Сроки уплаты и отчетности по единому налогу в 2018 году

I и II группа III группа
Уплата единого налога каждый месяц, до 20 числа текущего месяца каждый квартал в рамках 50 дней после окончания квартала
Отчеты по единому налогу раз в год, в течение 60 календарных дней после окончания года ежеквартально, в течении 40 календарных дней после окончания квартала

Ставки и сроки уплаты единого социального взноса (ЕСВ) в 2018 году

I, II и IIIгруппа
Уплата ЕСВ ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом
Отчеты по ЕСВ один раз в год, до 10 февраля

Нередко банки, по каким то причинам, задерживают платежи, поэтому лучше уплачивать налоги за несколько дней до конечного срока.

ЕСВ с 1 января 2018 года:

  • Единый социальный взнос (ЕСВ) уплачивается в размере – 22 % размера МЗП за месяц., которая составляет 3723 грн., с января 2018 года);
  • минимальная сумма Единого социального взноса (ЕСВ) равна 819,06 грн. в месяц.;
  • плательщики единого налога 1 группы, платят ЕСВ за себя в этом году на общих основаниях, в размере 819,06 грн. в месяц;
  • плательщики единого налога 2 и 3 группы, платят ЕСВ за себя в размере 819,06 грн. в месяц;;
  • физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения, а также самозанятые лица в не зависимости от наличия дохода, платят не менее 819,06 грн. в месяц, в обязательном порядке;
  • минимальный страховой взнос за наемного работника с 1 января равен 819,06 грн. Минимальная сумма налогов с МЗП – 1545,58 грн. в месяц;
  • предприниматели на едином налоге и на общей системе – инвалиды и пенсионеры по возрасту, могут НЕ ПЛАТИТЬ ЕСВ «за себя».

Обратите внимание! С января 2018 года, ЕСВ в размере не менее 819,06 грн. в месяц, предприниматели на общей системе налогообложения, а также самозанятые лица, вынуждены платить даже при отсутствии дохода.

Ставки налогов для предпринимателей на 2018 год

1. ФЛП на 1 группе 176,20 819,06
2. ФЛП на 2 группа 744,60 819,06
3. ФЛП на 3 группа без НДС 5% 819,06
4. ФЛП на 3 группа с НДС 3%+НДС 819,06
5. При отсутствии дохода Не менее 819,06
6. При доходе менее 3723 грн. в месяц Не менее 819,06
7. При доходе более 3723 грн. в месяц Не менее 819,06, но не более 12285,90 до конца 2018 года

Ставки ЕСВ, МЗП и прожиточный минимум на 2018 год

База начислений с 01.01 по 30.06 с 01.07 по 30.11 с 01.12
Размер минимальной заработной платы (МЗП) 3 723 грн.
Размер прожиточного минимума (ПМ) для трудоспособных лиц, грн. 1762 1841 1921
Максимальный размер базы начисления ЕСВ (15 х МЗП с этого года), грн. 55845
МАКСИмальный размер ЕСВ (22% от максимальной базы) оплачивается добровольно по желанию плательщика единого налога, грн. 12 285,90
МИНИмальный размер ЕСВ (22% от минимальной зарплаты) 819,06 грн.

Календарь плательщика единого налога

до 19.01.18 Уплата за январь (176,20 грн. или 744,60 грн.) Уплата за ІV кв. 2017 год

Источник: http://www.buhuslugi.com.ua/ru/articles/738-kalendar-platelshchika-edinogo-naloga-i-esv-na-2018-god.html

Единый социальный взнос: начисление и ставки

Вопрос о едином социальном страховании не беспокоит, пожалуй, только ленивого. Ведь о том, сколько и зачем мы платим государству из своих честно заработанных денег, должен знать каждый уважающий себя гражданин. Этот вопрос мы и рассмотрим в статье ниже, основываясь на действующих нормативно-правовых актах.

Что такое ЕСВ, и каких операций он касается

Единый социальный взнос представляет собой фискальное взыскание, которое применяется в случае осуществления гражданско-правовых и трудовых отношений. Как правило, данное бремя налагается только на выплаты в пользу физических лиц, хотя имеются некоторые исключения, о которых мы поговорим несколько позднее.

К гражданско-правовым отношениям, которых касается взыскание единого социального взноса, относятся оказываемые субъектами услуги, выполнение работ различного характера (не запрещенных законодательно), соблюдение материальной стороны при осуществлении некоторых пунктов авторских договоренностей. При этом начисление обязательств по ЕСВ не касается индивидуальных предпринимателей, осуществляющих идентичную деятельность.

Также стоит отметить, что в этом перечне имеется некое исключение. Единого социального взноса не коснутся затраты, возмещенные физическому лицу при выполнении тех или иных работ в том случае, если последнее понесло их по своей инициативе.

Единый социальный взнос в Украине, Российской Федерации и прочих странах имеет схожие черты и особенности, несмотря на разницу изложения ключевых его позиций в основных нормативно-правовых актах. Согласно действующему законодательству РФ, субъектами-плательщиками ЕСВ являются:

  • любые физические лица, индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации, осуществляющие различного рода выплаты в пользу ФЛ;
  • адвокаты и нотариусы, осуществляющие свою деятельность согласно всем действующим государственным нормам.

Также стоит обратить внимание на особую категорию единых социальных взносов, которые называются пенсионными. Их плательщиками в бюджетную казну являются все те же нотариусы и адвокаты, индивидуальные предприниматели и те субъекты хозяйствования, которые по каким-либо причинам осуществляют денежные перечисления в пользу ФЛ.

С чего взимается единый социальный налог

Порядок исчисления ЕСВ до безобразия прост. Налоговой базой в данном случае является суммарный объем денежных средств, выплаченных в пользу физических лиц.

При этом начисление единого социального взноса осуществляется вне зависимости от того, в какой мере были оплачены товары или услуги ФЛ. Исключение составляет лишь перечень позиций, указанных в ст. 236 действующего Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом законодательно рекомендуется осуществлять начисление единожды в месяц по каждому субъекту индивидуально методом нарастающего итога.

Если речь идет о гражданско-правовых отношениях с физическим лицом, то сумма взыскания единого социального взноса также включает в себя скрытые налоги (зачастую это акцизные сборы и НДС).

Если вознаграждения в пользу ФЛ осуществляются в натуральном выражении, то базой для налогообложения является стоимость рассматриваемого товара по среднерыночной цене на дату, равную дню выплаты.

Исключения из правил

При этом, как уже отмечалось ранее, единый социальный взнос не взимается с ряда выплат. К таким относятся следующие:

  1. Различного рода пособия, перечень которых регулируется действующим законодательством РФ (среди них пенсии по старости и инвалидности, помощь по беременности и родам, матерям-одиночкам, многодетным семьям и прочие).
  2. Компенсации по возмещению понесенного физического ущерба (материальные выплаты по потере трудоспособности, предоставление жилья, продовольственных товаров, оказание услуг).
  3. Материальная помощь от предприятия семье умершего работника, выплаты пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
  4. Предоставление услуг на льготной основе лицам-инвалидам.
  5. Оплата за трудовую деятельность, регулируемую договорами гражданско-правового характера.
  6. Любые денежные возмещения, относящиеся к исполнению условий договоров как добровольного, так и обязательного страхования (имущественного и личного).

Период учета и выплаты

Единый взнос на социальное страхование регулируется действующим законодательством, а именно НК РФ. В частности сроки начисления и выплаты ЕСВ рассмотрены в ст. 240 данного нормативно-правового акта.

В качестве налогового периода по этому фискальному обязательству принято считать один календарный год, при этом отчитываться перед государственными органами за порядок его исчисления необходимо ежеквартально.

Размер единого социального взноса также может меняться лишь в новом периоде.

Несмотря на установленный срок в 365 (366) дней, действующее законодательство не исключает авансовых платежей по ЕСВ как минимум раз в три месяца. Хотя это и не обязательно, все зависит от объема начисленной базы налогообложения.

В том случае, если субъект хозяйствования осуществил свою регистрацию в течение года, то для него отчетный период будет составлять не 12 месяцев, а ровно столько, сколько осталось до 1 января. Однако если предприятие создано в декабре, то для него такой датой будет конец следующего за текущим года.

Пенсионное обеспечение

Как уже говорилось выше, единый социальный взнос в качестве фискального института также представлен особой категорией – пенсионным налогообложением. Этот вовсе не значит, что данные обязательства уплачиваются исключительно в ПФ, нет.

Субъекты хозяйствования в данном случае, как и в прочих, осуществляют гражданско-правовые отношения с фискальными органами, ну а последние, в свою очередь, уже предоставляют все необходимые данные в Пенсионный фонд, что регулируется процедурой, описанной в НК РФ.

При этом ПФ дает обратную связь обособленным фискальным органам в качестве закрытой информации о доходах физических лиц, которая содержится в персонифицированных лицевых счетах. Таким образом, осуществляется механизм контроля и взаимодействия между уполномоченными организациями с целью снижения процента укрытий от уплаты обязательств.

Особенности исчисления при расчетах с юридическими лицами

Как уже говорилось выше, единый социальный взнос в качестве фискального обязательства касается только тех субъектов хозяйствования, которые ведут расчеты с физическими лицами.

Но что же в таком случае делать индивидуальным предпринимателям, желающим позаботиться о своем будущем? Ведь единый социальный налог (взнос) – это государственная гарантия остаться хотя бы с минимальным доходом на старости лет или по причине неожиданной утери трудоспособности.

Для этого и разработана специальная статья 244 действующего НК РФ. В ней содержится свод рекомендаций индивидуальным предпринимателям.

Нормативно-правовой акт гласит, что в данном случае при регистрации субъекта хозяйствования, собственник в течение пятидневного срока обязан подать данные в фискальные органы о предполагаемом доходе, который и будет служить в качестве базы налогообложения под ЕСВ.

Далее, в установленный законодательно срок осуществляется авансовый платеж, который по окончании отчетного периода будет рассмотрен фискальными органами.

Единый социальный налог (страховые взносы) от несчастных случаев

Еще одна категория ЕСВ, на которую следует обратить особое внимание, поскольку она является наиболее комплексной и сложной в исчислении.

Интересно, что базой для данного фискального обязательства являются все выплаты сотрудникам предприятия, вне зависимости от их стажа работы и формы трудоустройства.

Иными словами, оклад внештатных сотрудников также должен облагаться ЕСВ от несчастных случаев.

Но при этом эксперты утверждают, что вопрос исчисления именно этого фискального обязательства довольно спорный.

Поскольку законодательно прописано, что базой является весь доход любого трудоустроенного работника (пусть даже и внештатного).

А это значит, что любого рода поощрения, натуральные вознаграждения в товарной форме также могут стать подоплекой для выплат при наступлении этого самого страхового случая? Но вопрос остается риторическим.

Тарификация социальных налогов

Ставки единого социального взноса регулируются Федеральным законодательством, а именно ЗРФ № 125.

Вопрос тарификации на практике довольно сложный и комплексный, поскольку некоторые категории профессий имеют повышенный риск возникновения несчастных случаев, например.

Также немаловажную роль при установлении фискальных коэффициентов играет принадлежность деятельности к той или иной экономической категории.

Что же касается самих налогоплательщиков, то в законодательно установленном порядке они обязуются ежегодно в течение первого квартала передать в фискальные органы справку, содержащую информацию об основном виде деятельности субъекта хозяйствования. Это поможет избежать дальнейших недоразумений с погашением возникших бюджетных обязательств, а также позволит получить консультацию квалифицированных специалистов относительно тарификации ЕСВ касательно окладов конкретных сотрудников.

Источник: https://FB.ru/article/218252/edinyiy-sotsialnyiy-vznos-nachislenie-i-stavki

Предприниматели и единый социальный взнос (ЕСВ) – Укрправо

Отношения предпринимателей (ФО-П) с единым социальным взносом (далее – ЕСВ) или, как привыкли говорить: «платежами в Пенсионный фонд», складывались очень тяжело и непросто. В результате этого у предпринимателей сформировалась парадигма поведения, согласно которой платить ЕСВ априори не нужно – «платят только дураки». 

Однако это в корне неправильно, и сегодня я постараюсь рассказать, почему.

ЕСВ и ФО-П плательщики единого налога

Когда-то, на заре времен, когда деревья были большими, а единый налог только появился, платить ЕСВ действительно было не нужно, т.к. взносы в Пенсионный фонд входили в состав самого единого налога.

Однако потом правительство решило, что «В зоопарке тигру мяса не докладывают», и попыталось своим постановлением (а не законом, как положено) обязать предпринимателей-единщиков доплачивать разницу между той долей взносов в пенсионный фонд, которая входила в состав единого налога, и суммой взносов, рассчитанной из размера минимальной заработной платы.

Результатом этого был большой и шумный скандал с протестами, и постановление достаточно быстро отменили.

Отменить-то отменили, но вместо него почти сразу приняли Закон, которым и обязали ФОПов-единщиков доплачивать эту разницу, но было поздно, у предпринимателей в голове уже успело отложиться: «взносы в пенсионный для единщиков – это глупости и выдумки правительства, их платить не нужно».

Еще через полгода вступил в действие Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), единый налог перестал делиться между пенсионным и другими фондами/бюджетами, закон о доплате разницы тоже частично отменили, но вместо него приняли другой – Закон Украины от 8 июля 2010 года №2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (Закон України «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування»), который вступил в действие с 1 января 2011 года (далее – Закон №2464).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона №2464 «Платниками єдиного внеску є:… фізичні особи – підприємці, в тому числі ті, які обрали спрощену систему оподаткування…».

В свою очередь пункт 3 части 1 статьи 7 Закона №2464 четко определил сумму ЕСВ, которую необходимо уплачивать каждый месяц: «Єдиний внесок нараховується:…для платників, зазначених у пункті 4 частини першої статті 4 цього Закону, які обрали спрощену систему оподаткування, – на суми, що визначаються такими платниками самостійно… При цьому сума єдиного внеску не може бути меншою за розмір мінімального страхового внеску за кожну особу».

Минимальный страховой взнос, согласно статье 1 Закона №2464, это «…сума єдиного внеску, що визначається розрахунково як добуток мінімального розміру заробітної плати на розмір внеску, встановлений законом на місяць, за який нараховується заробітна плата (дохід), та підлягає сплаті щомісяця».

Согласно части 11 статьи 8 Закона №2464, для предпринимателей, в том числе для плательщиков единого налога, ЕСВ установлен в размере 34,7%, ну, а абзац 3 части 8 статьи 9 Закона №2464 четко определил, что плательщики единого налога уплачивают ЕСВ поквартально – до 20 числа месяца следующего за кварталом, за который уплачивается ЕСВ.

Все четко и понятно.
Начиная с января 2011 года все предприниматели – плательщики единого налога обязаны ежеквартально уплачивать ЕСВ в размере минимального страхового взноса и наличие или отсутствие при этом финансово-хозяйственной деятельности, наличие прибыли или убытков, на обязанность уплатить этот взнос никоим образом не влияет.

Однако, как показывает практика, большинство плательщиков единого налога эту норму игнорируют, особенно этим грешат ФО-П, которые торгуют на рынках.

У одних отложились в памяти события 2009 – 2010 годов с качелями по уплате взносов в пенсионный фонд (нужно/ненужно), другие считают, что раз они не ходили в Пенсионный, чтобы стать на учет, то и взносы платить не нужно (забывая при этом, что уже много лет Пенсионный фонд сверяется с налоговой и автоматом берет на учет тех, кто не пришел сам), а кто-то, не удосужившись почитать закон или хотя бы статьи в интернете, слушает советы первых и вторых: «Да не нужно ничего платить в Пенсионный! Фигня все это! Я уже 10 лет торгую и ничего не плачу!!». Вот только кто за такие советы будет потом отвечать?

Во что же это может вылиться?На сегодня картина выглядит примерно так, общая сумма ЕСВ составляет:– за 2011 год – 4010,30 грн.– за 2012 год – 4572,42 грн.– за 2013 год – 4800,76 грн.

Итого 13383,48 грн.