ФЗ-144 определяет методы осуществления оперативно-розыскной деятельности государственными службами. Необходимость организации проведения вышеуказанных мероприятий обусловлена в первую очередь своевременным выявлением и раскрытием преступлений.
Содержание
- 0.1 Описание закона
- 0.2 Последние изменения
- 0.3 Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
- 0.4 Оперативно-розыскные органы
- 1 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»
- 2 Фз 144 об оперативно-розыскной деятельности (в редакции 2018 года): виды орм, характеристика и комментарии, надзор за исполнением
- 2.1 Федеральный Закон 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия
- 2.2 Виды ОРМ в ОРД
- 2.3 Статья 2 ФЗ 144
- 2.4 Статья 5 ФЗ 144
- 2.5 Статья 6 ФЗ 144
- 2.6 Статья 7 ФЗ 144
- 2.7 Статья 8 ФЗ 144
- 2.8 Статья 9 ФЗ 144
- 2.9 Статья 10 ФЗ 144
- 2.10 Ст. 11 ФЗ 144
- 2.11 Ст. 12 ФЗ 144
- 2.12 Ст. 13 ФЗ 144
- 2.13 Ст. 14 ФЗ 144
- 2.14 Ст. 15 ФЗ 144
- 2.15 Ст. 17 ФЗ 144
- 2.16 Ст. 21 ФЗ 144
- 2.17 Проверочная закупка по закону об ОРД
- 2.18 Постановление о проведении проверочной закупки, образец, бланк
- 2.19 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
- 2.20 Как заверяется судебное постановление на проведение ОРМ
- 2.21 Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий образец
- 2.22 Закон о оперативно-розыскной деятельности ФСБ
- 2.23 Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД
- 3 Закон об ОРД в новой редакции
Описание закона
Федеральный закон был принят 12 августа 1995 года. Оглашая его, законодатель поставил своей задачей определить содержание ОРД на подконтрольных Российской Федерации территориях и зафиксировать гарантии при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
ФЗ разделен на шесть глав:
- в первой главе законодатель описал общие положения, согласно которым специальные подразделения госорганов должны выявлять, предупреждать и пресекать преступления;
- во второй главе приводятся правила проведения розыскных мероприятий, полномочия сотрудников, основания их деятельности, процедура мероприятий, сохранение информации и иных охраняемых законом сведений;
- в третьей главе ФЗ дает перечень органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, утверждены их обязанности, права и гарантии их социальной защиты;
- четвертая глава излагает, какие действия вправе совершать лица при содействии оперативно-розыскным мероприятиям, детально отображена социальная защита таких граждан;
- пятая глава состоит целиком из экономической стороны ОРД, если конкретнее — источники и сущность финансирования;
- в шестой главе перечислены органы, совершающие надзор за оперативно-розыскной деятельностью и изложен процесс вступления настоящего ФЗ в законную силу.
Далее ознакомимся с последними внесенными в ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» поправками.
Последние изменения
Последние значительные изменения, датируемые 2015-2016 гг., коснулись нескольких статей в ФЗ-144.
Так, в статью 4 (поправка 2015 г.) был добавлен абзац по организации проведения органами оперативно-розыскных мероприятий.
Статью 6 (поправка 2016 г.) законодатель пополнил таким видом контроля, как прослушивание телефонных разговоров в организациях. Оперативно-розыскная деятельность по этой редакции ФЗ отныне включает получение различной компьютерной информации.
Согласно поправкам (2016 г.) к статье 8, органами могут проводиться розыскные мероприятия, ограничивающие права гражданина на основании судебного постановления. Законодатель подчеркивает, что в рамках проведения такой деятельности может быть получена компьютерная информация.
В статье 13 (поправка 2016 г.) из списка организаций, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, убраны органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упоминание о них исключено и из части 1 статьи 4.
Статья 18 (поправка от 2015 г.) была значительно исправлена. Законодатель конкретизировал, что период сотрудничества с органами засчитывается гражданину в страховой стаж. Кроме того, порядок передачи сведений о сотрудничестве определяет руководитель государственного органа, с которым имел дело гражданин.
Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!
Стоит отметить, что последние изменения были внесены в ФЗ в июле 2016 года. Скачать закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в последней редакции можно по ссылке.
Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.
В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:
- принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
- несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
- принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
- принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
- принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
- принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.
Оперативно-розыскные органы
Статьей 13 ФЗ-144 предусмотрены следующие органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность:
- ФСИН;
- ФСБ;
- ОВД Российской Федерации;
- Органы исполнительной власти в области государственной охраны;
- Служба внешней разведки РФ (СВР);
- Таможенные органы РФ;
В заключении хотелось бы отметить, что государство нацеливается на усовершенствование данного ФЗ по причине повышения террористической угрозы. Тенденция по последним поправкам говорит, что инструментарий оперативно-розыскной деятельности пополнился технологиями считывания компьютерной информации и органы принялись активно противодействовать кибер-преступности.
Задать вопрос юристу
По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!
Источник: http://pfgfx.ru/pravo/fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti.html
144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»
Действующий ФЗ-144 содержит основные аспекты оперативно-розыскной деятельности РФ. Также обеспечивает проведение законных мероприятий в оперативно-розыскной области.
Скачать ФЗ-144
Настоящий Федеральный закон №144 содержит 6 глав и 23 статьи. Некоторые из них претерпели изменения 6 июня 2016 года. Чтобы проанализировать действующие статьи с дополнениями, поправками и изменениями, скачайте его по следующей ссылке.
Последние изменения, внесенные в закон 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»
Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:
- Органу дознания;
- Дознавателю ОРД;
- Прокурору;
- Следователю;
- В судебную инстанцию.
В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:
Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:
- телеграфные;
- почтовые отправления;
- иные сообщения.
Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.
Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.
Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:
- Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
- Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.
Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:
- действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
- гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.
Ознакомьтесь ФЗ об охране труда
Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.
Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:
- Гражданство;
- Национальность;
- Место пребывания;
- Социальное положение;
- Принадлежность к обществу;
- Политические убеждения и отношение к религии.
Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:
- Разрешается анализировать тайную переписку;
- Прослушивать телефоны;
- Почтовые сообщения;
- Телеграфные переговоры.
Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:
- Прослушивать телефонные переговоры;
- Перехватывать переписку;
- Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.
Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.
Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.
Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.
Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.
Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:
- Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
- Органы внутренних дел РФ.
Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.
Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.
Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:
- Предметы;
- Документы;
- Материалы;
- Письменные и электронные уведомления.
Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.
Скачать полный перечень статей Федерального закона №144 можете по следующей ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/144-fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/
Фз 144 об оперативно-розыскной деятельности (в редакции 2018 года): виды орм, характеристика и комментарии, надзор за исполнением
Государственная Дума принимает в области ОРД массу нормативных правовых актов, среди которых и ФЗ 144. В российской федерации предоставление той или иной информации о гражданах и организациях, дача характеристик в рамках проведения уголовных действий не должно нарушать конституционные права граждан. Это и регламентировано ФЗ. Разберёмся подробнее с некоторыми его положениями.
Федеральный Закон 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия
Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.
Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.
Перед ОРД стоят следующие задачи:
- Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
- Розыск преступников.
- Добывание необходимой для следствия информации и др.
При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.
Виды ОРМ в ОРД
Под ОРМ понимаются «оперативно розыскные мероприятия». Именно они и проводятся при оперативно-розыскной деятельности. ОРМ может проводить только лицо, имеющее соответствующий правовой статус. Такие полномочия отданы следователю, лицам, осуществляющим прокурорскую деятельность и др.
ОРМ бывают таких видов:
- Опрос.
- Поучение справок.
- Наблюдение.
- Выявление личности.
- Обследование вещей и предметов.
- Обследование зданий и сооружений.
- Прослушка телефонов и просмотр сообщений и др.
Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно, внесением поправок в вышеуказанный федеральный закон.
Статья 2 ФЗ 144
Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.
Статья 5 ФЗ 144
Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина.
В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы.
Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.
Статья 6 ФЗ 144
Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.
Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.
Статья 7 ФЗ 144
Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.
Статья 8 ФЗ 144
Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.
Статья 9 ФЗ 144
Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.
Статья 10 ФЗ 144
Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.
Ст. 11 ФЗ 144
Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.
Ст. 12 ФЗ 144
Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.
Ст. 13 ФЗ 144
В этой статье перечислены органы, которые имеют право осуществлять ОРД. К таковым относятся:
- МВД.
- ФСБ.
- Таможня.
- ФСИН.
- Служба внешней разведки.
Никакие иные должностные лица других органов, которые не указаны выше, не имеют права на проведение подобного рода мероприятий.
Ст. 14 ФЗ 144
Здесь предусмотрены обязанности вышеуказанных органов. К таковым, прежде всего, относятся соблюдение конституционных прав человека, четкое выполнение требований законодательства, исполнение всех необходимых действий, фиксация и доведение до сведения уполномоченных должностных лиц информации о ходе проведения ОРМ.
Ст. 15 ФЗ 144
В этой статье раскрываются права органов, имеющих возможность проводить ОРД. К таким правам относятся право на проведение ОРМ, фиксация результатов, доступ к предметам, зданиям и сооружениям и необходимой информации и др.
Ст. 17 ФЗ 144
В этой статье указывается необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Для этого отдельные лица могут привлекаться в качестве понятых, свидетелей или подставных лиц. При этом, права граждан не должны быть ущемлены или нарушены.
Ст. 21 ФЗ 144
Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД.
Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др.
должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор.
Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.
Проверочная закупка по закону об ОРД
Проверочная закупка регулируется статьей шестой вышеуказанного закона. Это такого рода мероприятие, направленное на выявление точек продаж незаконной и опасной продукции для последующего пресечения этих действий.
Как правило, проверочная закупка осуществляется для выявления торговцев контрафактным алкоголем, наркотиками, оружием и др. основания для проверочной закупки указываются в постановлении конкретного должногстного лица, его издавшего.
Постановление о проведении проверочной закупки, образец, бланк
Скачать образец и бланк постановления можно здесь.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основанием для проведения таких мероприятий может стать уже имеющееся в производстве уголовное дело, сообщение о готовящемся или совершенном преступлении от посторонних лиц, поручение следователя или же дознавателя.
Понятие, список и перечень конкретных оперативных розыскных мероприятий уже рассматривались выше.
Как заверяется судебное постановление на проведение ОРМ
Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.
Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.
Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий образец
Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий можно скачать по данной ссылке. ⇐
Закон о оперативно-розыскной деятельности ФСБ
Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности. Это прямо указано в перечне органов, которые наделены компетенцией на проведение ОРД.
Так как деятельность ФСБ является довольно специфической, то проведение некоторых из оперативных розыскных мероприятий могут регулироваться отдельными законодательными актами, защищаемыми как государственная тайна.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД
Этот вопрос освещался ранее. Стоит отметить, что прокуроры могут осуществлять надзор путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок.
Также деятельность органов, осуществляющих оперативные розыскные мероприятия, может проверяться по заявлению граждан.
На основании выявленных нарушений прокурором выносится акт, в котором указано, что необходимо немедленно прекратить неправомерную деятельность.
Источник: https://rusfz.ru/fz-144-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti-poslednej-redaktsii-vidy-orm-harakteristika-i-kommentarii-nadzor-za-ispolneniem
Закон об ОРД в новой редакции
ФЗ 144 об оперативно — розыскной деятельности регулирует деятельность всех государственных и не только органов, проводящих оперативные или розыскные мероприятия. Условия, требования, способы и виды деятельности, полномочия и список уполномоченных органов представлены в этом законе.
Суть ФЗ 144
Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.
Общие положения ФЗ 144:
- Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
- Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
- Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.
Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:
Структура 144 Федерального Закона:
- В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
- Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
- В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
- В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
- В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
- В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.
Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.
Последние поправки
Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2016 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».
ознакомьтесь с основными положениями закона о запрете табакокурения по ссылке:
Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.
В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.
Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:
- Опросы;
- Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
- Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
- Проведение экспериментов;
- Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
- Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
- Наблюдение и отождествление личности;
- Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.
В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.
ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.
В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций.
Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе.
Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.
В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д.
Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д.
Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.
Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:
- Органы внутренних дел Российской Федерации;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- Федеральная служба безопасности;
- Внешняя разведка РФ;
- Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
- Таможенный орган.
Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.
В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.
Скачать закон об ОРД в новой редакции
Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.
Скачать Федеральный закон 144 «Об оперативно — розыскной деятельности» Российской Федерации можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://lawlinks.ru/144-fz-ob-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/