Имею ли я права жить в том месте,где прописан мой ребенок?

Новый порядок регистрации места проживания уже окрестили реформой, но так ли это?

В рамках расширения полномочий органов местного самоуправления и оптимизации предоставления административных услуг в Украине изменился порядок регистрации места проживания.

Некоторые парламентарии и аналитики подают эти изменения под соусом с названием реформа.

Так ли это? Действительно ли мы осуществили реформу регистрации места проживания украинцев? Стали ли мы ближе к цивилизованному миру по осуществлению аналогичной административной процедуры? Попытаемся сейчас вместе разобраться.

С апреля этого года вступили в силу изменения в Закон Украины “О свободе передвижения и свободный выбор местожительства в Украине”, которым парламентарии изменили процедуру регистрации места жительства.

Отныне гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, которые постоянно или временно проживают в Украине, обязаны зарегистрировать свое новое место проживания на протяжении тридцати календарных дней после снятия с регистрации предыдущего места жительства.

Родители должны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка на протяжении первых трех месяцев от дня регистрации рождения. Регистрация места проживания новорожденных может также осуществляться через органы соцзащиты и ЗАГСы.

Раньше срок регистрации для всех категорий составлял десять дней и только через органы миграционной службы.

Регистрация места проживания теперь будет осуществляться одновременно со снятием с предыдущего места жительства. То есть сниматься с регистрации или, по-простому выписываться, для новой регистрации не нужно, все можно сделать в рамках одной процедуры. Действовать можно самому или через доверенное лицо.

Ранее же, нужно было сначала сняться с регистрации, и только после получения талона о снятии с регистрации на руки, подавать документы в новом месте. А если расстояние между старым жильем и новым было существенным, то это превращалось в проблему.

Теперь орган регистрации самостоятельно уведомляет орган регистрации предыдущего места проживания – и то очень удобно.

Блоги Антон Бойко

Рассмотрим перечень документов, который необходимо теперь подавать для такой процедуры. С целью регистрации лицо или его представитель подает в орган регистрации через центр предоставления административных услуг, следующие документы:

– письменное заявление о регистрации (и о снятии с регистрации предыдущего места, если необходимо две процедуры провести);

– документ, в какой вносятся ведомости о месте жительства (паспорт, документ о пребывании в Украине, иные документы). Если ребенок не достиг шестнадцатилетнего возраста, подается свидетельство о рождении;

–  квитанцию об уплате административного сбора;

– документы, которые подтверждают право на проживание в жилье (право собственности, право аренды или согласие собственника);

– военный билет или приписное удостоверение (для граждан, которые подлежат взятию на военный учет или находятся на военном учете).

Иные документы требовать запрещено. Если сравнивать с предыдущим порядком, из списка документов убрали талон о снятии с регистрации.

Стоимость процедуры (размер административного сбора) увеличилась с 0,85 гривен до 12 гривен на сегодняшний момент и привязана к минимальной заработной плате (0,0085 от размера минимальной зарплаты). Срок проведения процедуры сократился до одного дня.

Регистрация и снятие с регистрации места проживания осуществляется органом регистрации, к которому относятся исполнительный орган сельского, поселкового или городского совета, сельский голова на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на которую распространяются полномочия соответствующего сельского, поселкового или городского совета. Документы подаются через административные центры, что, в принципе, очень удобно.

Блоги Антон Бойко

Таким образом, у граждан больше нет нужды обращаться в Государственную миграционную службу, и они могут получить эту услугу максимально близко к своему новому месту жительства и гораздо быстрее. Ведь теперь указанную процедуру можно получить даже в сельской местности, где есть исполнительный орган или сельский голова.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

Что касается ответственности за проживание без регистрации места проживания.

Ранее, если человек в течение 10 дней не зарегистрировался по новому адресу проживания – была предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 17 до 51 гривны. Сейчас же – только предупреждение. Штраф отменили.

Но если в течение года, будет повторно, уже после предупреждения, зафиксировано проживание без регистрации, все тот же штраф – от 17 до 51 гривны.

Упрощение процедуры регистрации – это однозначно позитивный шаг, так как от регистрации места проживания зависит право на медицинское обслуживание, предоставление социальной помощи при рождении ребенка, регистрации места проживания ребенка, получение идентификационного кода налогоплательщика, обслуживание физических лиц-предпринимателей в налоговых органах, назначение пенсии и так далее. И следующим шагом, я считаю, должно обязательно стать еще большее усовершенствование системы.

Хотя если мы обратимся к зарубежному опыту, то тут нет одного заведомо правильного алгоритма аналогичной процедуры. В некоторых странах регистрация может быть добровольной. То есть не человек закрепляется за каким-то определенным местом, а он как бы сообщает государственным органам, где его можно найти, в случае чего.

В Греции, к примеру, учет граждан ведется по месту основной работы.  Во Франции и Великобритании, добровольный учет места проживания ведется исходя из данных, указываемых лицом, при оплате коммунальных услуг.

В США данные места проживания фиксируются органами социального обеспечения, путем внесения данных в базу системы налогообложения, на основании которого гражданину выплачивается пенсия, взимаются налоги. Или, к примеру, учет может вестись департаментом транспортных средств, который выдает водительские удостоверения и регистрирует транспортные средства.

Адрес места жительства указывается в водительских правах гражданина, а при смене места жительства следует обратиться в указанную организацию для выдачи нового удостоверения с новым адресом.

У каждого государства свои методы учета граждан.

Система регистрации в нашей стране могла бы выглядеть более современной путем электронного декларирования места проживания, чтобы за 10 минут можно было отсканировать необходимые документы, заполнить обязательные формы на сайте центра административных услуг, совершить онлайн оплату и провести регистрацию. Тогда изменения смело можно было бы назвать реформой. 

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на  и следите за обновлениями раздела!

Источник: https://tsn.ua/ru/blogi/themes/law/novye-pravila-propiski-chto-izmenitsya-dlya-ukraincev-675391.html

Регистр народонаселения

  • имя и фамилию, данные о рождении (дата и место рождения), пол, личный код, гражданство, данные местожительства, дополнительные адреса, контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты), семейное положение (холост/не замужем, в браке, вдовец/вдова, в разводе); данные родителей, супруга(-и) и детей лица, в том числе данные о праве попечительства; данные опеки; данные об ограничении дееспособности; данные о смерти (дата и место смерти); высший уровень полученного образования, а также внесенные на основании показаний данные о национальности, родном языке и высшем уровне полученного образования.

Также в регистр ннародонаселения вносятся о перечисленных документах:

  • удостоверяющий личность документ; документ, подтверждающий семейное положение; документ об изменении данных (местожительства, дополнительных адресов, контактных данных, адреса места пребывания, высшего уровня полученного образования, а также внесенных на основании показаний данных о национальности, родном языке и высшем уровне полученного образования.); решение суда; документ, изменяющий гражданство Эстонии; документ, подтверждающий основание для законного пребывания в стране, документ, подтверждающий присвоение личного кода, сообщение лица о своих данных, сообщение лица, выдающего цифровое удостоверение личности э-резидента, об э-резидентстве.

Помимо личных данных, регистр народонаселения содержит данные об обработке данных регистра, например, время внесения в регистр, а также лиц, вносящих или запрашивающих данные.

Данные регистра народонаселения хранятся бессрочно. Если внесенные в регистр данные теряют свою актуальность, например, изменяется семейное положение человека или человек умирает, то они переносятся в архив регистра народонаселения.

Доступ к данным регистра народонаселения

Совершеннолетнее лицо имеет право доступа ко всем своим данным, данными своих несовершеннолетних детей и подопечных, а также к предусмотренным частью 1 статьи 20 Закона о регистре народонаселения данным умершего супруга, за исключением данных, помогающих ведению регистра народонаселения (коды, связанные с программным обеспечением и классификаторами, перечни, помогающие проводить производства, и отсканированные  документы).

Соответствующие данные, в  том числе выписки из регистра, выдают городские и волостные управы и уполномоченный обработчик регистра народонаселения Центр инфотехнологий и развития Министерства внутренних дел (SMIT). Также со своими данными можно ознакомиться посредством э-услуг регистра народонаселения на государственном портале eesti.ee.

Доступ к имеющимся в регистре народонаселения данным для выполнения общественной задачи и в случае оправданного интереса имеют как учреждения, так и физические и юридические лица.

Получить доступ к данным регистра народонаселения можно следующими способами:

  • посредством слоя обмена данными (X-tee);
  • через процессуальное программное обеспечение регистра народонаселения;
  • через безопасную веб-среду;
  • путем передачи данных через безопасную сеть обмена данными;
  • в зашифрованном виде на электронном носителе информации, в зашифрованном виде по электронной почте, заказным письмом по почте или путем личной передачи на бумаге или на электронном носителе информации.

Каждый совершеннолетний человек имеет право получать информацию о внесенных в регистр народонаселения данных относительно себя самого, его несовершеннолетних детей и подопечных.

Соответствующие данные, в том числе выписки из регистра, выдают городские и волостные управы и уполномоченный обработчик регистра народонаселения Центр инфотехнологий и развития Министерства внутренних дел (SMIT).

Также с данными можно ознакомиться, воспользовавшись э-услугами регистра народонаселения на государственном портале eesti.ee.

Ограничения доступа

Каждый человек имеет право установить в регистре народонаселения ограничение доступа к своим личным данным и связанным с ними данным для обработки с целью исследований или рекламы. Человек может назначить срок ограничения доступа к данным и то, к каким данным (места жительства или места пребывания) он хочет ограничить доступ.

Для установления ограничения доступа следует подать подписанное заявление (807.61 КБ, PDF) уполномоченному обработчику регистра народонаселения SMIT, который находится в Таллинне по адресу Мяэалузе 2/2, 12618 Таллинн.

Заявление можно подать на месте, по почте или по электронной почте на адрес abi@rahvastikuregister.ee. Также заявление можно подать местному самоуправлению, которое, в свою очередь, передаст его уполномоченному обработчику.

Данные с ограничением доступа регистр народонаселения может выдавать только для выполнения общественных задач, то есть в случаях, когда данные нужны государству, самоуправлению либо физическому или юридическому лицу для выполнения задач, возложенных на них законом или другим правовым актом.

На основании оправданного интереса данные с ограничением доступа физическим и юридическим лицам не выдаются.

Защита данных регистра народонаселения

Использование данных регистра народонаселения происходит в соответствии с установленным Законом о регистре народонаселения и Законом о защите личных данных. Защиту данных контролируют Инспекция по защите данных и Министерство внутренних дел в качестве ответственного обработчика. При ведении регистра народонаселения обеспечивается защита частной жизни людей.

Обработчики данных регистра народонаселения обязаны держать в тайне ставшие им известными в ходе выполнения рабочих обязанностей данные регистра народонаселения и информацию относительно организации защиты данных. Обязанность хранения тайны продолжает действовать и после окончания трудовых или служебных отношений.

Проверка и исправление данных регистра народонаселения

Совершеннолетнее лицо имеет право знакомиться со своими данными, имеющимися в регистре народонаселения. Право на просмотр данных несовершеннолетнего ребенка имеют его родители или опекуны, в случае совершеннолетнего лица с ограниченной дееспособностью – его опекуны.

Получить доступ к своим данным, внесенным в регистр народонаселения, можно, воспользовавшись э-услугами регистра народонаселения через портал eesti.

ee, идентифицировав свою личность с помощью ID-карты или через интернет-банк.

Также доступ к данным обеспечивает уездная, городская или волостная управа  либо уполномоченный обработчик регистра SMIT на основании заявления человека.

Найдя в данных ошибку, человек может сообщить о ней уполномоченному обработчику регистра SMIT, в том числе воспользовавшись э-услугами регистра народонаселения через портал eesti.

ee, идентифицировав свою личность с помощью ID-карты или через интернет-банк.

Также, в зависимости от обнаруженной в данных ошибки, можно известить о ней волостную или городскую управу по месту жительства или уездную управу.

Если человек желает изменить внесенные в регистр народонаселения данные о гражданском состоянии относительно самого себя, своих несовершеннолетних детей или подопечных, то он должен подать заявление в местному самоуправлению уездного центра.

Внесенные в регистр народонаселения данные местожительства обычно меняет местное самоуправление. В исключительных случаях данные может изменить и уполномоченный обработчик регистра народонаселения.

Данные местожительства меняются на основании извещения о местожительстве, по инициативе единицы местного самоуправления, по требованию собственника помещения, на основании решения суда или решения комиссии по арендным спорам, при изменении адреса в системе адресных данных, в предусмотренном Законом о консульской службе порядке на основании  сообщения лица при постоянном или преимущественном проживании в иностранном государстве, на основании данных, полученных от учреждения иностранного государства.

Внесение личных данных в регистр народонаселения

Данные регистра народонаселения постоянно обновляются при регистрации происходящих с человеком событий или выдаче документов в государственных или муниципальных учреждениях.

Основными лицами, вносящими данные, являются уездные управы и учреждения местных самоуправлений, а также иностранные представительства Эстонии, суды, Департамент полиции и погранохраны  и другие государственные учреждения.

Внесение данных в регистр народонаселения происходит с помощью специального программного обеспечения сразу при регистрации события (рождение, смерть, брак, развод, местожительство и т.д.) или при выдаче документа (удостоверение личности, паспорт, вид на жительство и т.д.).

К примеру, при регистрации рождения ребенка в регистре народонаселения появляется запись о новом родившемся человеке, и эта запись содержит его имя и фамилию, пол, личный код, дату и место рождения, данные родителей, право попечительства родителей, местожительство и в определенных случаях гражданство.

В то же время есть данные, которые для внесения в регистр народонаселения может представить только сам человек лично.

Такими данными, помимо собираемых со статистической целью данных о родном языке лица, о национальности и высшем уровне полученного образования, являются данные местожительства человека, основанием для ввода или изменения которых служит представленное человеком извещение о местожительстве.

При регистрации рождения ребенка в качестве местожительства ребенка  автоматически вносится адрес его матери, имеющийся в регистре народонаселения.

Личный код

Граждане Европейского союза, желающие переехать в Эстонию или получить право на проживание в Эстонии, должны подать ходатайство в городскую или волостную управу для получения личного кода и извещение о местожительстве для регистрации местожительства. Для этого они должны лично явиться в городскую или волостную управу по месту жительства. Ходатайство о личном коде несовершеннолетнего ребенка или подопечного и извещение о местожительстве может подать родитель или опекун.

Для регистрации местожительства следует представить:

  • извещение о местожительстве;
  • удостоверяющий личность документ;
  • в случае с ребенком оформленный надлежащим образом документ, подтверждающий рождение;
  • согласие второго родителя на регистрацию местожительства;
  • гражданин государства – члена Европейского союза, Европейского экономического пространства, не являющийся гражданином Эстонии, а также гражданин Швейцарской Конфедерации (далее все вместе называемые «гражданин ЕС») в возрасте не моложе 15 лет имеет право самостоятельно совершать процессуальные действия (в т. ч. регистрировать свое местожительство). Расширение административной дееспособности на несовершеннолетнего гражданина ЕС для регистрации местожительства вытекает из взаимодействия Закона о гражданах Европейского союза и Закона о регистре народонаселения.

Если гражданин Европейского союза переезжает из Эстонии в другую страну, он должен представить регистру народонаселения новое извещение о местожительстве или сообщить время выезда из Эстонии при первичной регистрации местожительства.

С подачей данных о находящемся в иностранном государстве местожительстве заканчивается его срочное право на проживание в Эстонии. Чтобы прекратить действие ID-карты, гражданин Европейского союза должен обратиться в Департамент полиции и погранохраны.

Все документы должны быть на эстонском, русском или английском языке. Если документы переведены, перевод должен быть сделан присяжным переводчиком или заверен нотариально. Документ иностранного государства должен быть легализован или снабжен апостилем, если международный договор не требует иного.

С регистрацией местожительства гражданин Европейского союза автоматически получает право на проживание в Эстонии сроком на пять лет. Для получения ID-карты, подтверждающей право на проживание, человеку следует после регистрации местожительства обратиться в Департамент полиции и погранохраны.

Если по прошествии пяти лет находящееся в Эстонии местожительство гражданина Европейского союза по-прежнему зарегистрировано в Эстонии, его срочное право на проживание продлевается автоматически еще на пять лет. В то же время у него возникает право ходатайствовать о постоянном праве на проживание в Эстонии. Для этого следует обратиться в Департамент полиции и погранохраны.

Если гражданин Европейского союза переезжает из Эстонии в другую страну, он должен представить регистру народонаселения новое извещение о местожительстве.

С подачей данных о находящемся в иностранном государстве местожительстве заканчивается его срочное право на проживание в Эстонии.

Чтобы прекратить действие ID-карты, гражданин Европейского союза должен обратиться в Департамент полиции и погранохраны.

Источник: https://www.siseministeerium.ee/ru/registr-narodonaseleniya

Место жительства и пребывания

Рассказываем, чем регистрация отличается от прописки, зачем и где нужно регистрироваться и что будет, если этого не сделать

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Сегодня регистрация — дело совсем несложное, однако имеет немало тонкостей.

О том, чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, — в карточках «РБК-Недвижимости».

«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях».

В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее).

Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе.

Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки.

Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

В 1974 году ввели правило, согласно которому гражданин, покидающий свое место жительства более чем на полтора месяца, должен перед отъездом выписаться с жилплощади, подтвердив ее наличие на новом месте. Выписаться и прописаться человек обязан был в течение трех дней.

Постоянная регистрация Чем она отличается от прописки

В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что институт прописки ограничивает право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Еще три года ушло на обсуждение этой темы.

Отменили прописку только в октябре 1993 года, когда вступил в силу Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Прописку заменила регистрация по месту жительства или, как ее еще называют, постоянная регистрация.

Главное отличие регистрации от прописки заключается в том, что она носит уведомительный характер. То есть гражданин России не обязан спрашивать разрешения властей на проживание в том или ином месте — он имеет право сам выбирать место жительства. Но он должен уведомить государство о том, где живет.

Эта регистрация — бессрочная, информация о ней заносится в паспорт в виде штампа. Поэтому до сих пор постоянную регистрацию многие по привычке называют пропиской. Зарегистрироваться постоянно можно либо на собственной жилплощади, либо на чужой, но с разрешения владельца помещения.

Временная регистрация Что это такое

По сути, это регистрация по месту пребывания. Ее нужно оформить, если гражданин намерен пробыть в каком-либо населенном пункте более 90 дней. При этом человек не теряет свою регистрацию по постоянному месту проживания.

Временная регистрация оформляется на определенный срок. Сейчас законом предусмотрен период от 90 суток до 60 месяцев (пяти лет). Она не отмечается в паспорте, вместо этого гражданину выдается на руки свидетельство с указанием адреса регистрации.

Необходимость Зачем вообще нужна регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.

), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Помещения Везде ли можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях).

Временная регистрация возможна также в апартаментных комплексах, гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Дачи Можно ли там зарегистрироваться по месту жительства

Да, с 1 января 2019 года это стало возможным. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности.

В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей.

В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна).

Без прописки Может ли у человека вообще не быть постоянной регистрации

Такие ситуации возможны. Например, если человек продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5c484a7e9a7947720c6dddb9

В детский сад без регистрации и смс

В сентябре 2017 года моя сестра переехала в другой город и захотела отдать ребенка в детский сад.

Владислав Култаев

юрист и дядя

Хозяин съемной квартиры отказался оформлять сестре и мужу с дочкой временную регистрацию, а без нее ребенка принимать в детский сад не хотели. Но нам удалось настоять на своем.

Сначала расскажу, как все работает в теории. Чтобы ребенка добавили в очередь, нужно подать соответствующее заявление. Это можно сделать лично или через интернет.

К заявлению нужно приложить:

  1. Копию паспорта.
  2. Копию свидетельства о рождении ребенка или другого документа, подтверждающего родство.
  3. Копию свидетельства о регистрации по месту жительства, если оно есть.

Это закрытый список документов — больше никаких требовать не могут.

Если хочется, чтобы ребенок ходил в определенный детский сад, можно попробовать подать заявление прямо туда. Но чтобы заявление приняли, на момент подачи заявления в этом саду должны быть свободные места, а так бывает редко.

Проверить заполненность групп обычному человеку не получится — можно только посмотреть свое место в общей очереди, если ребенка в нее записали.

Поэтому если в детском саду отказали, то придется подавать заявление в МФЦ или управление образования.

Шаблон заявления выдают на месте, иногда его даже помогают заполнить. Можно также заранее скачать его из интернета и заполнить. Строгой формы для шаблона в законе нет, поэтому на местах они могут немного различаться.

Типовой шаблон заявления на добавление ребенка в очередь в детский сад. Создайте копию документа, заполните и распечатайте

Чтобы подать заявление через сайт госуслуг, сначала придется подтвердить учетную запись.

Это можно сделать в центрах обслуживания — ближайшие показываются на сайте.

Клиенты Тинькофф-банка, Сбербанка и Почта-банка могут также подтвердить свою личность через личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение.

Срок рассмотрения электронной заявки через госуслуги зависит от региона. Например, в Москве это обещают сделать за один день, а в Краснодаре — за 45. Ответ появляется в личном кабинете, а на электронную почту присылают письмо с уведомлением.

Если придет отказ, в нем должна быть указана причина. Если это ошибки в документах или чего-то не хватает, самый простой путь — все исправить и подать заявление заново. Но если вы несогласны с причиной отказа, его можно обжаловать.

Жалобу надо писать в свободной форме на имя руководителя госоргана, который обрабатывал заявление: обычно это местное управление образования. Подать жалобу можно лично, прямо в управлении, или через МФЦ, а можно по электронной почте или через сайт госуслуг.

Доступные варианты тоже зависят от региона.

Срок оказания услуги пишут на первом экране. В Анапе, куда переехала сестра, ответ обещают в день подачи заявления

Когда сестра записывала ребенка в очередь, она еще не знала, что это можно сделать через интернет. Поэтому сначала она попыталась это сделать в местном МФЦ. Сотрудник посмотрел документы и отказался принимать заявку из-за отсутствия регистрации.

Это было странно само по себе: сотрудники МФЦ не оценивают ситуацию с правовой точки зрения, они должны просто принять заявку — или не принять, если что-то оформлено не так или не хватает документов. Но свидетельство о регистрации не входит в список обязательных документов для добавления ребенка в очередь в детский сад. Поэтому отказывать сестре не имели права.

Когда сестра указала на этот факт, заявление у нее все-таки приняли. Но при этом добавили, что все равно придет отказ, потому что в местные детские сады принимают только детей местных жителей.

Поэтому мы полезли изучать, что насчет регистрации говорит закон.

Прием детей в государственные или муниципальные образовательные организации регулирует закон «Об образовании». Список причин, по которым ребенка могут не принять в детский сад, перечислен в пункте 4 статьи 67:

  1. В детском саду нет мест.
  2. В детском саду углубленно изучают какие-то предметы, поэтому детей принимают по конкурсу.
  3. Детский сад — специальное образовательное учреждение Министерства иностранных дел.

Что касается отсутствия мест в детских садах, то заявление подается на постановку в очередь. Нет мест сейчас — ладно, сообщите, когда появятся.

Понятное дело, чаще всего мест на всех не хватает. Бывает, что суды на местах говорят, что это не нарушает ничьи права. Но свежие выводы Верховного суда помогут добиться справедливости тем семьям, которым очень нужно попасть в садик. Возможно, придется походить по судам. А может, все решит уверенное упоминание аргументов.

Чтобы правильно говорить с чиновниками и знать, как настоять на своем, можно еще посмотреть видеоролик. Адвокат Дмитрий Гриц рассказывает, какими правами обладают родители и как добиться результата без конфликта.

Раз в МФЦ заявление на добавление ребенка в очередь у нас все-таки приняли, можно было спокойно ждать результата. Но мы решили подстраховаться и подать такое же заявление еще и в управление муниципального образования: закон не запрещает подавать его в две инстанции. Мы вооружились новоприобретенным знанием законов о дошкольном образовании и отправились на встречу с чиновниками.

Но замначальника управления все равно отказалась нам помочь. Она заявила, что без регистрации по месту жительства принять ребенка в сад невозможно: мол, закон привязывает детей и их родителей к месту регистрации. И административный регламент по постановке ребенка в очередь в детский сад никак, ну никак не разрешает обойти это ограничение.

Насчет детских садов и регистрации даже есть готовое решение Верховного суда. В 2016 году жительница Ростова-на-Дону обжаловала в суде положение местного регламента, которое привязывало очередь в детский сад к регистрации. Суд встал на ее сторону и заявил, что такое положение регламента — дискриминирующее.

После этих споров у нас все-таки приняли заявление — но, как и в МФЦ, предупредили, что без регистрации его не одобрят.

Через пять дней после визита в управление образования сестра зашла на муниципальный сайт Краснодарского края и авторизовалась по номеру, который выдали в МФЦ. Там она обнаружила ребенка — на 99-й позиции в очереди на место в детском саду.

В этот детский сад теперь ходит моя племянница

  1. Отсутствие регистрации по месту жительства не мешает ребенку получать бесплатное дошкольное образование — а это как раз про детский сад.
  2. Ребенка могут не принять в детский сад, только если там нет мест, есть конкурс или если это спецучреждение Министерства иностранных дел.
  3. Записать ребенка в детский сад проще всего через интернет: на сайте госуслуг или муниципальных учреждений.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/priem-rebenka/

На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда. Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью». Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело.

 Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.

То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.

Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

 Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах.

 И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом. Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона. Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать.

Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки. Сам сдал — сам забрал.

Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.

Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав. И никаких других действий им не приписывается.

А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.

Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет. В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.

Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы. А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией.

Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью».

О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день. Но бывает, что не предупреждают. Например, если у них нет контактов семьи. Или просто не посчитали нужным. Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас. Тогда выходят, конечно, с полицией.

Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты.

С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка. И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени.

 Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.

Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом.

При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.

Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой.

Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы. В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет.

Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. 

в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части. На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу.

А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит. И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда.

На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю. То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями.

А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод. Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей.

В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

И даже тут всегда могут быть варианты. Может, ребенка к бабушке пока отвести. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи.

Почему ребенок становится зачастую дважды жертвой?

Надо менять законодательство. Чтобы не перестраховываться, не принимать решения на глазок. Чтобы мы могли защищать ребенка (а это обязательно надо делать), не травмируя его лишний раз ради этой защиты.

Записал Александр Борзенко

Источник: https://meduza.io/feature/2017/01/26/na-chto-imeyut-pravo-sotrudniki-opeki-iz-za-chego-oni-mogut-zabrat-detey