Имею ли я право проживать с моим сыном, если моя мать выписала и выгнала меня из дома?

Лето у Елены (по просьбе героини имя изменено) выдалось противоречивым. Предвкушение приятных материнских хлопот было омрачено сразу несколькими новостями.

Когда Елена переживала последние месяцы беременности, мать прислала ей иск о выселении из родительского дома, а спустя время муж подал на развод и заявил, что жить с ней под одной крышей больше не намерен.

Вместо того чтобы полностью отдаться уходу за ребенком, девушка попала в круговорот судов. Итог вышел печальный.

Елена принимает нас в современно оформленной просторной квартире, принадлежащей мужу: он уехал в командировку и разрешил ей пожить здесь. В иные времена девушка с двухмесячной дочкой Ксенией ютится у подруги.

По теплому полу вальяжно разгуливает пушистый белый кот, на кухонном столе гостеприимно расставлена выпечка, возле телевизора стоит шуточное свидетельство о браке, подписанное в Таиланде.

Не верится, что этот созданный уют — лишь прошлое двух супругов.

«Мои отношения с мамой не складывались с переходного возраста. Были моменты, когда она меня просто выгоняла из дома»

— Мои отношения с мамой не складывались с переходного возраста, — Елена вспоминает детство, раскладывая документы. — Были моменты, когда она меня просто выгоняла из дома.

Приходилось звать на помощь милицию, показывать паспорт и доказывать, что живу я именно здесь. Порой домой я могла попасть только так.

Сестре было попроще: она была младше и всегда беспрекословно исполняла веления матери.

Мама была очень набожной, заставляла нас ходить в церковь. Будила нас в шесть утра, чтобы мы успели помолиться перед школой. Если я не просыпалась, она выливала на меня стакан холодной воды.

Когда я стала студенткой, то установила в комнате замок. С мамой питались отдельно, хотя своего дохода у меня не было. Она же могла без разрешения взять мои продукты.

На третьем курсе я уехала с парнем отдыхать, а по приезде обнаружила, что замок на двери моей комнаты сломан, вещи выставлены в коридор, а в комнате живут квартиранты. После этого дома я была с перерывами: то жила у парня, то возвращалась к маме. Каждый раз восстанавливать справедливость приходилось с милицией.

Окончательно девушка выпорхнула из родительского гнезда, которое никак нельзя назвать теплым, когда нашла серьезного молодого человека. Сперва влюбленные вместе снимали жилье, затем парень построил квартиру, и они расписались.

— Съехала от мамы в 2012 году, когда жить с ней стало совсем невыносимо. Снимали с парнем квартиру, порой возвращалась назад к маме, когда с ним ругались, а чуть позже вышла замуж. Так получилось, что муж построил квартиру без моего участия. Если бы к моменту строительства мы расписались, кредит бы он взял на невыгодных условиях. Поженились мы уже после получения ключей.

Возвращаясь к теме родителей, Елена отмечает: квартира у мамы большая, четырехкомнатная. Родители построили ее в 1990-х годах, еще будучи в браке. После развода там остались жить Елена с матерью и сестрой.

— Папа сделал жест доброй воли, не подал на раздел имущества, оставил квартиру нам. Сейчас у него другая семья, и с нашими проблемами иметь дело он не хочет.

Напасти стали случаться одна за другой летом нынешнего года. Девушка вынашивала долгожданного ребенка. За два месяца до родов она получила иск о признании утратившей право пользования жилым помещением и выселении.

— Я тогда просила, чтобы она меня не трогала, ведь и без нее было нелегко лежать на сохранении. Но выписываться я была не намерена: почему сестра остается, а меня мама хочет выгнать? Я до сих пор не знаю причину… Возможно, для того, чтобы продать квартиру?

«Да, мы ругались, но я не думала, что дело дойдет до развода»

Примерно одновременно с этим муж Елены подал на развод, так как жить с ней больше был не намерен. Это стало для молодой мамы шокирующим сюрпризом.

— Да, мы ругались, но я не думала, что дело дойдет до развода. Нам дали три месяца на примирение, недавно этот срок подошел к концу. На последнем заседании он был непреклонен, сделал вывод, что наши дороги разошлись… Хотя он был не против ребенка и даже готов забрать его себе. Он принципиально не хочет жить именно со мной. Говорит, чтобы я переезжала к матери.

Так и получается, что, когда я дома, мы живем с ним в разных комнатах. Порой находиться в квартире с ребенком невозможно: бывший муж приводит друзей, они шумят.

Я обратилась в суд с заявлением о том, что нахожусь на последних месяцах беременности и мне тяжело ходить и присутствовать на заседаниях как физически, так и психологически. Мне ответили, что в таком случае необходимо прислать своего представителя.

На предварительном заседании без моего присутствия было вынесено решение запретить отделу гражданства и миграции прописывать в маминой квартире моего ребенка.

Я тут же подала жалобу в вышестоящую инстанцию о незаконности решения, ведь, если ребенок не имеет регистрации и места жительства, я не смогу собрать документы на получение пособия, обращаться в поликлинику, встать на очередь в детский сад.

Справедливость, с точки зрения Елены, отчасти восторжествовала, когда Минский городской суд отменил это решение и дочку Ксению все же удалось зарегистрировать в квартире мамы.

— После этого дело опять отправили в прежний суд и к прежнему судье, от которого я не имела права отказываться. Теперь уже встал вопрос о выселении нас с ребенком: мать подала ходатайство с просьбой признать и меня, и ребенка утратившими право пользования жилыми помещениями, потому что ребенок не вселился и не жил в квартире.

Однако я неоднократно говорила в суде, что я просто физически не имела возможности попасть в квартиру, потому что мама меняла замки. Последний раз она поменяла замок, когда я находилась в роддоме. Недавно она привезла мои личные вещи, находившиеся в той квартире, оставила в подъезде дома, где живет муж, позвонила и сказала их забрать.

Елена старается держаться, но несколько раз смахивает слезы с глаз. В соседней комнате начинает плакать ребенок, и она бежит его успокаивать. Кот наблюдает за картиной слегка отстраненно, маленькая Ксения же, наоборот, с диким интересом.

— 15 ноября суд принял решение о нашем выселении. Мотивационная часть весьма противоречивая, — продолжает Елена, указывая пальцем на решение суда и находя свои доводы по каждому абзацу.

— Сперва написано, что нет доказательств того, что с матерью у меня сложились неприязненные отношения. Но в этом же документе это утверждение опровергается.

Все это время я оплачивала часть коммунальных услуг. Соответственно, почему я не имею права пользоваться этой квартирой? Да, я там не жила — во-первых, потому что вышла замуж, во-вторых, потому что не имела возможности попасть в квартиру мамы. Но произошла такая ситуация, что муж подал на развод…

Спустя год после окончания института папа подарил мне квартиру, но я в ней не жила. Папа оформил на меня дарственную, чтобы избежать внимания налоговой. На данный момент никаких квартир на меня не оформлено. Я являюсь лишь собственником участка, на котором раньше был ветхий дом. Он находится в Смолевичском районе. Мы с мужем планировали в будущем построить на участке дом.

Есть все необходимые документы, подтверждающие, что постройка на участке непригодна для проживания. Судья поступил странно: если он выписывает нас с дочкой от матери, он должен убедиться, что в постройке можно жить.

Никто не съездил и не посмотрел состояние этого так называемого дома. Ему было 125 лет, летом убрали от него остатки, мусор.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет $4200 — этих денег не хватит даже на покупку комнаты.

Зато две недели назад, когда я жила у подруги, к нам пришли из ближайшей школы с целью проверки жилищных условий. Увидели, что я о ребенке забочусь, живу в «двушке» у подруги, и отметили это в акте обследования, переданном в суд.

Я в шоке, что нас с ребенком выписали. Не знаю, что делать дальше. Уповаю на апелляцию, надеюсь доказать, что нас с ребенком фактически выселяют на улицу. В мотивировочном решении нигде не указано, какое место жительства для ребенка определил суд. Сейчас муж в командировке, и я живу у него в квартире. Иногда живу у подруги. А что делать дальше?

Собираюсь обжаловать решение суда. Вся жизнь в исках, отзывах, жалобах, документах и судах. А мне нужно кормить ребенка, за которым я частенько прошу присматривать подругу.

Мать Елены: «Я с дочерью не конфликтую, пусть приходит, помиримся. У нее есть деньги, чтобы купить собственную квартиру»

Мать Елены убеждена, что дочь на улице не останется и у нее есть все возможности для самостоятельного решения жилищного вопроса:

— Вы видели мотивировочную часть? Там все написано. Елена не жила у меня больше 10 лет. На вопрос о том, почему она не выписывается, она ответила, что не хочет менять поликлинику и все в таком роде. У нее было три квартиры по порядочку, сейчас есть своя квартира, которую они с мужем построили. И что теперь? Я защищаю свое имущество — имею на это право. Зачем мне за нее платить квартплату?

Я с ней не ругалась, а просто подала в суд. Я с дочерью не конфликтую, пусть приходит, помиримся, подружимся. Это смешно. Готова ли я принять ее у себя жить? Зачем, если у нее есть своя квартира? Суд постановил ей жить в своей квартире. Разводятся? Пусть поделят жилплощадь. И у нее есть деньги, чтобы купить собственную квартиру.

Почему она не обращается к папе, который уже подарил ей одну квартиру? Пусть еще одну подарит. У них хорошие отношения, она у него на даче всегда гостит. И проблем у нее нет никаких. Пусть живет, растит ребеночка, пусть внучка растет здоровенькая.

Нелегкую семейную ситуацию прокомментировал юрист Сергей Зикрацкий:

— Поскольку я не участвовал в процессе и не видел всех документов по делу, не могу комментировать дело в деталях. Замечу, что статья 157 Жилищного кодекса Республики Беларусь на самом деле дает право в судебном порядке требовать выселения тех лиц, которые не имеют доли в квартире и фактически выбыли для проживания в другое место жительства.

Также обращаю внимание, что в соответствии со статьей 35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Поэтому без согласия Елены брак с отцом ее ребенка расторгнут быть не может.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: https://realt.onliner.by/2016/12/05/drama-yank

Жилищный кодекс – глава 5. права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан

Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.3. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.4. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.5. По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.6. Бывший член семьи собственника, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 настоящей статьи, имеет права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные частями 2 – 4 настоящей статьи.7. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Источник: https://www.gilkodeks.ru/vskodeks/gilkodeksru/zhk-glava5.html

Регистрация (прописка) граждан в г. Минске. Часть 2. Сколько метров нужно для регистрации (прописки) граждан и многое другое

В предыдущей статье «Регистрация (прописка) граждан в г. Минске. Часть 1.» я рассказал об общих положениях регистрации (прописки) граждан.

Теперь же коснусь частных практических моментов.

1. Для того, чтобы зарегистрироваться (прописаться) в квартире в г. Минске, нужно, чтобы обеспеченность общей площадью квартиры была бы не менее 20 квадратных метров на одного человека.

Т.е., если у вас квартира общей площадью 63 квадратных метров, то вы можете зарегистрировать в ней только 3 человек. Запомните, не жилой площади, а именно общей.

Правда, из этого правила есть исключения.

А именно, данное ограничение регистрации не распространяется на регистрацию по месту жительства в г. Минске:

1)    гражданина — по месту нахождения жилого помещения, находящегося в его собственности. Т.е., если у вас имеется квартира, то не важно, сколько человек в ней зарегистрировано – вы как собственник в любом случае сможете в нее зарегистрироваться  (прописаться);

2)    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — по месту нахождения закрепленных за ними жилых помещений;

3)    супруга (супруги) — по месту жительства супруги (супруга);

4)    несовершеннолетних — по месту жительства их родителей;

5)    совершеннолетних детей — по месту жительства родителей;

6)    родителей — по месту жительства детей;

7)    совершеннолетних граждан, над которыми установлены опека или попечительство, — по месту жительства опекунов или попечителей;

8)    несовершеннолетних родных братьев и сестер, не имеющих родителей, и совершеннолетних нетрудоспособных родных братьев и сестер, не имеющих семей и родителей, — по месту жительства родных брата или сестры.

2. Ранее, если вы являлись собственником доли в квартире (комнаты), для регистрации (прописки) на свою долю своего супруга, детей, родителей и пр. требовалось согласие собственника другой доли.

Теперь такое согласие не требуется.

3. До принятия нового указа о регистрации, осужденные выписывались в места лишения свободы и за ними резервировалось право пользования в квартире.

Сейчас осужденные не выписываются из квартиры (не снимаются с регистрационного учета) при помещении в места лишения свободы. В МЛС их лишь временно прописывают (регистрируют по месту пребывания).

4. Напомню, что гражданин РБ, постоянно проживающий на территории Беларуси, обязан иметь постоянную прописку (должен быть зарегистрирован по месту жительства). И снимают с регистрационного учета (выписывают), как правило, только в том случае, если гражданин поменял место жительства (зарегистрировался по другому месту жительства).

Снимают с регистрационного учета (выписывают) «в никуда», «в воздух», только в следующих случаях:

  • изменения в результате усыновления (удочерения) места жительства, а также фамилии, собственного имени и (или) отчества (если таковое имеется) несовершеннолетнего — на основании сообщения органа опеки и попечительства о необходимости снятия с регистрационного учета несовершеннолетнего;
  • смерти — на основании списков умерших и документов, удостоверяющих их личность (при их наличии), поступивших из органов, регистрирующих акты гражданского состояния, либо свидетельства о смерти;
  • объявления гражданина умершим — на основании копии (выписки из) вступившего в законную силу соответствующего решения суда;
  • выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим либо не приобретшим право пользования жилым помещением — на основании копии (выписки из) вступившего в законную силу решения суда о выселении из занимаемого жилого помещения, либо расторжении, признании недействительным гражданско-правового договора, на основании которого была произведена регистрация, либо признании гражданина утратившим или не приобретшим право пользования жилым помещением, либо сообщения прокурора о вынесении постановления о выселении из жилого помещения, грозящего обвалом;
  • обнаружения несоответствия документов, послуживших основанием для регистрации гражданина по месту жительства, требованиям законодательства, неправомерных действий должностных лиц органа регистрации при решении вопроса о регистрации гражданина по месту жительства — на основании соответствующих документов, представленных органом регистрации или иными государственными органами и подтверждающих наличие указанных нарушений, в том числе копии (выписки из) вступившего в законную силу соответствующего решения суда;
  • аннулирования разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства — на основании сообщения органа внутренних дел о принятии соответствующего решения или копии (выписки из) вступившего в законную силу соответствующего решения суда;
  • осуждения к пожизненному заключению — на основании копии (выписки из) вступившего в законную силу приговора суда;
  • выдачи паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь — на основании уведомления органа внутренних дел, либо дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь, либо главного консульского управления Министерства иностранных дел о выдаче паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
  • прекращения гражданства Республики Беларусь — на основании уведомления органа внутренних дел, либо дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь, либо главного консульского управления Министерства иностранных дел о вынесении заключения об определении принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь, о регистрации утраты лицом гражданства Республики Беларусь или указа Президента Республики Беларусь о выходе лица из гражданства Республики Беларусь.

C уважением, Павел Астапеня

сайта

Источник: http://past.by/konsultacii-po-nedvizhimosti/registraciya-propiska-grazhdan-v-g-minske-chast-2-skolko-metrov-nuzhno-dlya-registracii-propiski-grazhdan-i-mnogoe-drugoe.html

Защищаем права ребенка в школе

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/