Исполнение контракта по 44 ФЗ, если заказчик игнорирует акты

В соответствии с частью 3 статьи 94 Федерального закона от № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44), Заказчик обязан провести экспертизу для проверки представленных контрагентом результатов на их соответствие условиям контракта.

Что делать, если Заказчиком недобросовестно исполняется указанная обязанность? Как Поставщики могут защитить свои права в случае, если они не согласны с экспертным заключением? Ответим в статье на эти вопросы

Как проводится экспертиза?

Закон позволяет избирать способ проведения экспертизы. Согласно положениям части 3 статьи 94 ФЗ № 44, Заказчик может провести экспертизу самостоятельно, или с помощью привлеченных экспертов, а также экспертных организаций.

1. Внешняя экспертиза

Для проведения внешней экспертизы приглашаются компании, ИП или частнопрактикующие специалисты, обладающие специальными познаниями в определенной области. 

Согласно части 8 статьи 41 ФЗ № 44, если экспертиза связана со специальными испытаниями, исследованиями, выполнением работ и оказанием услуг, к экспертам, привлекаемым Заказчиком, выдвигаются специальные требования (членство в СРО, аккредитация и т.д.). 
Заключение экспертной организации или эксперта должно отвечать требованиям действующего законодательства, быть обоснованным и объективным. При нарушении указанного правила, эксперт привлекается к ответственности.

Важно отметить, что в некоторых случаях привлечение экспертов или экспертных организаций не право, а обязанность Заказчика.

Так, профессиональные эксперты привлекаются, если закупка проводится у единственного Поставщика, за исключением случаев, прямо предусмотренных частью 4 статьи 94 ФЗ № 44.

За неисполнение указанной обязанности Заказчик может быть привлечен к административной ответственности:

Пример: Постановление Вологодского областного суда от 11.10.

2018 N 4А-691/2018 
Суд привлек руководителя контрактной службы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд УФСИН к административной ответственности по части 8 статьи 7.

32 КоАП, в связи с тем, что он не исполнил обязанность по привлечению экспертов, (экспертных организаций) к проведению экспертизы поставленных товаров, при закупке у единственного Поставщика.

2. Экспертиза «своими силами
Порядок проведения внутренней экспертизы определяется локальным актом Заказчика. Обязательное наличие заключения и его форма при проведении экспертизы «своими силами» законом не предусмотрены. Заказчику достаточно оформить акт сдачи-приемки за подписью уполномоченных сотрудников.

Если экспертиза проводится силами Заказчика, и приемочная комиссия пришла к выводу о том, что товар, услуга или работа не соответствуют условиям контракта, Поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Внутренняя экспертиза во всех смыслах выгоднее для Заказчика, поэтому она проводится чаще, чем внешняя. Избрать такой способ Заказчик не вправе только в случаях, прямо установленных законом.

В отличие от четко регламентированной процедуры внешней экспертизы, строгих требований к внутренней экспертизе закон не устанавливает. В связи с этим у Поставщика могут возникнуть вопросы относительно добросовестности ее проведения, полномочий и компетентности участвующей в ней лиц. Однако, судебная практика показывает, что отменить результаты такой экспертизы не просто. 

Пример: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.09.

2018 N Ф07-11130/2018 по делу N А42-7716/2017
Поставщик обратился в суд с иском к Заказчику об обязании принять товар. Судами первой и апелляционной инстанции в иске было отказано.

Поставщик обратился в суд с кассационной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. 

Поставщик ссылался на тот факт, что поставил товар надлежащего качества, имеющиеся в материалах дела доказательства этого не опровергают. В частности, по мнению Поставщика, не должны приниматься во внимание данные в суде пояснения специалиста, который является работником ответчика.

Суд установил, что по итогам проведения электронного аукциона Заказчиком и Поставщиком был заключен договор, по условиям которого Поставщик обязался поставить товар, а Заказчик – принять и оплатить его. Согласно положениям договора, Заказчик производит приемку товара, в процессе которой обязан провести экспертизу. 

Во исполнение обязательств исполнитель поставил товар, что подтверждается товарно-транспортными накладными.

Заказчик провел экспертизу товара, на основании произведенных специалистом Заказчика расчетов был сделан вывод о несоответствии качества товара требованиям нормативных документов.

Заказчик составил акт приемки, в котором указал на ненадлежащее качество товара, отказался от приемки и направил Поставщику претензию о несоответствии поставленного товара спецификации, с требованием заменить некачественный товар на качественный.

Полагая, что Заказчик неправомерно уклоняется от приемки товара, Поставщик направил в его адрес досудебную претензию с требованием принять и оплатить товар. Претензия была оставлена без удовлетворения, после чего дело перешло на рассмотрение в суд.

По мнению Поставщика, покупатель неправомерно уклоняется от приемки и оплаты товара. В обоснование своей позиции Поставщик ссылался, в том числе, и на тот факт, что судами неправомерно приняты доказательства Заказчика в виде заключения специалиста, являющегося его работником. Также Поставщик ходатайствовал о назначении экспертизы судом.

 
Рассмотрев дело, суд кассационной инстанции оставил без изменения решения предыдущих судов и разъяснил, что как положениями ФЗ № 44, так и положениями заключенного между сторонами договора допускается проведение экспертизы силами Заказчика. Доказательств несоответствия товара установленным в Договоре требованиям Заказчик не представил.

Довод Поставщика о назначении судом экспертизы был отклонен.

Какие действия предпринять при несогласии с результатами экспертизы?

Спор с Заказчиком часто удается решить в досудебном порядке. При этом важно понимать, что если Поставщиком не отрицаются недостатки товара, их можно устранить и произвести повторную приемку.

Если Заказчик не принимает товар ненадлежащего качества, при этом Поставщик игнорирует требование об устранении недостатков, Заказчик вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе (если это предусмотрено договором).

При расторжении контракта Заказчиком, сведения о Поставщике могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков, что повлечет неблагоприятные последствия. 

Если Поставщик уверен в качестве товара, имеет смысл самостоятельно провести независимую экспертизу качества поставленного товара и его соответствия требованиям, установленным техническим заданием.

При получении положительного результата экспертизы, в адрес Заказчика направляется требование о приемке и оплате товара. К требованию прилагаются результаты экспертизы.

 
Если по истечении срока рассмотрения претензии, установленного законом или контрактом, Заказчик не ответил, или отказался принять товар, Поставщик может обратиться в арбитражный суд с иском.

В суде можно ходатайствовать о назначении независимой экспертизы. Новым исследованием могут быть как опровергнуты, так и подтверждены результаты экспертизы, проведенной Заказчиком.

Суд может назначить дополнительную экспертизу даже при наличии заключения профессионального эксперта, поскольку такое заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наряду с другими доказательствами.

Судебная практика показывает, что суды должны назначать повторные/дополнительные экспертизы в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта.

Пример: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2018 N Ф07-934/2018 по делу N А56-76858/2016

Заказчик сообщил Подрядчику о том, что выполненные работы имеют очень низкое качество, в связи с чем не могут быть приняты и оплачены.

Не согласившись с решением Заказчика, Подрядчик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности за выполненные работы по контракту, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту, незаконно удерживаемых денежных средств.

Заказчик представил суду заключение экспертной организации, в котором эксперты пришли к выводам о несоответствии выполненных Подрядчиком работ по объему и качеству, условиям контракта.

При наличии заключения экспертизы, проведенной Заказчиком, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу по ходатайству Поставщика, так как для выяснения вопроса об объеме и качестве работ требуются специальные познания. Оценив имеющиеся доказательства, в том числе и заключение судебной экспертизы (подтвердившей наличие недостатков), суд первой инстанции решил, что выполненные работы подлежат частичной оплате.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Подрядчика в части взыскания задолженности в полном объеме. 

Однако кассационная инстанция разъяснила, что апелляция не согласилась с выводами судебной экспертизы, и, не обладая специальными познаниями, сделала выводы об исполнении Подрядчиком обязательств по Контракту в полном объеме и соответствующим качеством.

При этом апелляционный суд не поставил на обсуждение сторон вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Поскольку выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета всех имеющихся в деле доказательств, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд. 

Окончательные результат разбирательства еще не ясен, но уже можно предположить, что оплата выполненных Подрядчиком работ будет произведена, по крайней мере частично.

Таким образом, при несогласии с экспертным заключением, Подрядчику необходимо проявить активную позицию. Для получения положительного результата, важно принять меры для решения спора в досудебном порядке. Если дело переходит на рассмотрение в суд, защитить права помогут документальные доказательства добросовестного исполнения обязательств и ходатайство о проведении независимой экспертизы.

Старший юрисконсульт, адвокат ООО «Центр правового обслуживания» Прокопенко Максим Михайлович

+7 (812) 603-45-25 (доб. 110) cpo4@pravorf.ru

Источник: https://pravorf.ru/analytics/ekspertiza_ispolneniya_kontrakta_po_44_fz.php

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Статья актуальна на 1 июля 2019

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441,7тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Отчет об исполнении контракта по 44 ФЗ: как правильно подготовить и заполнить

Одно из требований закона № 44-ФЗ – составление отчета об исполнении контракта (или о результатах отдельного этапа исполнения) (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Эти сведения направляются в ЕИС в определенный законом срок. Однако это требование распространяется не на все контракты. Подробности читайте в статье.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Кто и в каких случаях готовит отчет

Заказчик обязан размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). В этой же норме определены случаи, когда отчет составлять не требуется.

Например, к ним отнесено проведение закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть, заказчику не нужно составлять отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб.

, если такой контракт заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Отчет необходимо подготовить в следующих случаях:

  1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке (утвердил подписанный приемочной комиссией документ). Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта (этап — период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств).
  2. Контракт был расторгнут.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта готовится согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее — Положение). Готовит отчет об исполнении контракта, включая в него сведения из контракта и документов о приемке, работник контрактной службы или контрактный управляющий (п.4. Положения). 

Подробнее о другой отчетности, которую должен составлять заказчик, читайте в статье «Отчетность заказчика по контракту».

Как и в какие сроки разместить отчет в ЕИС

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС (п. 6 Положения). На практике для размещения отчета заказчику необходимо заполнить форму, предусмотренную интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы. 

Срок размещения отчета в ЕИС составляет семь рабочих дней со дня наступления одного из случаев (п. 3 Положения):

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа исполнения;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания заказчиком документа о приемке;
  • расторжения контракта, установленного соглашением сторон о расторжении;
  • вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта;
  • вступления в силу решения исполнителя или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Дата составления отчета — дата его размещения в ЕИС (п. 6 Положения).

Разместить отчет (и приложений к нему) можно следующими способами в ЕИС (п. 10 Положения):

  1. Электронный вид (файлы, обеспечивающие возможность их сохранения, а также поиска и копирования произвольного фрагмента текста);
  2. Графический вид (файлы с графическим образом оригинала документа).

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он подписывается руководителем контрактной службы либо контрактным управляющим заказчика и не размещается в ЕИС (п. п. 6, 11 Положения). Датой составления таких отчетов является дата подписания отчета руководителем контрактной службы или контрактным управляющим заказчика (абз. 2 п. 6 Положения).

Важно! К срокам по размещению отчета необходимо подойти со всей ответственностью. Для должностного лица за несвоевременное размещение отчета предусмотрен штраф в размере 15 тыс. руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ), а за его неразмещение — 50 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Документы, прилагаемые к отчетуоб исполнении контракта

С отчетом размещаются следующие документы: (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (если заказчик для проведения экспертизы привлекал экспертов, экспертные организации);
  • документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • иные документы, определенные законодательством РФ.

Вопрос: необходимо ли  крепить к отчету об исполнении контракта платежные поручения?

Ответ: Нет. Прикреплять к отчету платежные поручения не требуется. В ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень приложений к отчету об исполнении контракта.

К ним относятся заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если для этого заказчик привлек экспертов, экспертные организации, и документ о приемке таких результатов.

Следовательно, документы, подтверждающие исполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к данному отчету. Следует учесть, что в отчете заказчик указывает реквизиты этих документов (пп. «в» п. 26 Положения). Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 07.07.2014 N 02-02-06/32616.

Как заполнить отчет

Порядок заполнения отчета установлен в разделе II Положения и в Письме Минэкономразвития России от 17 июня 2014 г. № Д28-1008.

Отчет содержит информацию (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ)

  •  об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, проведенная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику);
  • о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта;
  • о санкциях, которые применены по причине нарушения условий контракта или неисполнения;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе исполнения.

Начиная с 2017 года в отчет включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику.

Если контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения, то отчет необходимо формировать нарастающим итогом с начала года, в котором исполняется отдельный этап, на дату его исполнения (п. 7 Положения).

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1482