Каждый автолюбитель знает: нельзя садиться за руль без полиса ОСАГО. Это предписано законом. Разберемся, что это такое и как работает.
ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть если по вине владельца полиса ОСАГО случилось ДТП, платить пострадавшим будет не он, а его страховая компания.
Содержание
- 0.1 Зачем нужен полис ОСАГО
- 0.2 Какие документы нужны для оформления полиса
- 0.3 Как купить полис ОСАГО, не выходя из дома
- 0.4 Как не купить фальшивый полис ОСАГО
- 0.5 Сколько стоит ОСАГО
- 0.6 Что делать, если случилось ДТП
- 0.7 К кому обращаться за возмещением по осаго
- 0.8 Как возмещают ущерб
- 0.9 Можно ли выбрать автосервис самому
- 0.10 Получить деньги можно в следующих случаях:
- 0.11 Что делать, если качество ремонта не устраивает
- 0.12 Куда жаловаться в случае проблем
- 1 Виновник ДТП заплатит дважды
- 2 Вместо денег по страховке – ремонт авто
- 3 Что делать, если сделан некачественный ремонт по ОСАГО или КАСКО: подробная инструкция
Зачем нужен полис ОСАГО
Если кратко, ОСАГО защищает вас от непредвиденных трат в случае ДТП:
- Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания за вас возместит ущерб имуществу и здоровью пострадавших. Ремонтировать свой автомобиль придется самостоятельно (если вы не приобрели заранее полис автокаско).
- Если разбили вашу машину, её ремонт оплатит страховая компания виновника аварии.
- Если в аварии виновны оба водителя, страховые компании заплатят обоим – обычно возмещают половину нанесенного ущерба. В спорных случаях степень ответственности каждого участника ДТП и соотношение выплат определяет суд.
Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Если восстановление авто обойдется дороже, пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП доплатить разницу между фактическим ущербом и страховым возмещением.
Чтобы свести к минимуму риск денежных потерь, в дополнение к ОСАГО вы можете купить полис ДСАГО – добровольной автогражданской ответственности
Покрытие по такому полису может быть гораздо выше – хоть до 30 млн рублей. В этом случае, даже если по вашей вине сильно пострадает очень дорогой автомобиль, вам не придется оплачивать его ремонт.
Какие документы нужны для оформления полиса
По закону нужны следующие документы:
- паспорт или иной удостоверяющий личность документ – для физического лица;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица – для юридического лица;
- ПТС или другой документ о регистрации транспортного средства – свидетельство о регистрации, технический паспорт или технический талон;
- водительское удостоверение или его копия – для всех, кто будет управлять транспортным средством;
- диагностическая карта транспортного средства, которая подтверждает его соответствие обязательным требованиям безопасности;
- заявление на страхование.
Как купить полис ОСАГО, не выходя из дома
Электронный полис ОСАГО – удобная альтернатива привычному бумажному. Список компаний, у которых можно приобрести полис онлайн, вы найдете на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
Электронный полис достаточно распечатать и возить с собой. По серии и номеру сотрудник ГИБДД может проверить актуальность полиса через горячую линию или информационную базу РСА. Вы и сами можете заглянуть в эту базу, если потребуется.
Если нужен полис на бланке строгой отчетности, вы можете получить его в офисе страховщика или по почте за небольшую дополнительную плату.
Как не купить фальшивый полис ОСАГО
- Проверьте лицензию
Проверить, имеет ли компания лицензию на ОСАГО, можно на сайте Банка России. Скачайте таблицу «Субъекты страхового дела», найдите там нужную компанию и сверьтесь.
Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью Справочника участников финансового рынка (официальная информация Банка России).
Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена.
- Покупайте в надежном месте
Приобретайте полис в офисе продаж или на официальном сайте лицензированной страховой компании.
Переходите по ссылкам на официальные сайты страховщиков с сайта РСА.
Полис в бумажном виде также можно приобрести у страхового агента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте договор страхового агента со страховщиком.
- Проверьте полис
С 1 января 2018 года на каждом полисе на бумажном бланке должен быть QR-код в правом верхнем углу. Это дополнительная защита от подделки.
Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины.
Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис – он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине.
Сколько стоит ОСАГО
Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа и различных коэффициентов. При этом учитываются:
- тип транспортного средства – грузовое или легковое;
- кто собственник – физическое или юридическое лицо;
- регион;
- возраст и водительский стаж водителя.
На тариф также влияют мощность машины, количество аварий, в которых был виноват покупатель полиса, и другие факторы. Подробнее о том, как формируется стоимость полиса и как можно проверить правильность расчета самостоятельно, можно прочитать в статье «Как рассчитывают цену полиса ОСАГО».
Что делать, если случилось ДТП
Все участники аварии должны заполнить извещения о ДТП и передать их в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней. Если офиса вашего страховщика поблизости нет, вы можете передать извещение его представителям в регионе, где произошло ДТП.
Но прежде чем приступать к оформлению европротокола, определите, возможно ли это в вашем случае.
К кому обращаться за возмещением по осаго
- Если в аварии пострадали только транспортные средства и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, вы можете подать заявление о страховом возмещении своему страховщику.
- Если в аварии пострадали люди, заявление нужно подавать в страховую компанию виновника ДТП.
- Если у вашего страховщика отозвана лицензия, подавайте заявление в страховую компанию виновника аварии.
- Если и у его страховщика отозвана лицензия, вы можете получить возмещение по ОСАГО в РСА
Страховщик обязан рассмотреть заявление о страховом возмещении в течение 20 рабочих дней.
Если за этот срок страховщик не выдал направление на ремонт, он должен будет заплатить вам неустойку – 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.
Как возмещают ущерб
С апреля 2017 года по закону об ОСАГО приоритетная форма возмещения ущерба – восстановительный ремонт. Страховщики отправляют пострадавшие легковые автомобили россиян на свои партнерские станции технического обслуживания (СТО). Если у вас новый автомобиль – не старше двух лет, вас направят к официальному дилеру вашей марки.
- Без учета износаПри восстановительном ремонте, в отличие от денежной выплаты, страховая компания не учитывает износ деталей и агрегатов. На ваш автомобиль поставят только новые запчасти.
- Гарантия качестваМинимальный гарантийный срок на ремонт автомобиля – 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы – 12 месяцев.
- Фиксированный срокПредельный срок ремонта – 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО. За нарушение сроков ремонта страховщик заплатит вам неустойку – 0,5% от суммы страхового возмещения.
Можно ли выбрать автосервис самому
Вы можете выбрать любой автосервис из списка страховщика в радиусе 50 км от вашего дома или места аварии. Сделать выбор можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.
Страховщик обязан публиковать на своем сайте актуальный список партнерских СТО с адресами, марками обслуживаемых автомобилей и примерными сроками ремонта.
Если вы хотите отремонтировать автомобиль в автосервисе, с которым у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении укажите полное наименование выбранной СТО, ее адрес и платежные реквизиты, чтобы страховщик мог перевести ей оплату за ремонт.
Получить деньги можно в следующих случаях:
- В списке страховой компании нет СТО недалеко – в пределах 50 км – от вашего дома или места аварии. И вы не согласны на транспортировку автомобиля за счет страховой компании в удаленный автосервис.
- Автомобиль новый, а в списке страховой компании нет официального дилера нужной марки.
- Страховая компания не может направить машину на ремонт на СТО, выбранную при заключении договора.
- Ущерб от ДТП превышает 400 тысяч рублей, и потерпевший не согласен доплачивать за ремонт на СТО страховщика.
- Машина не подлежит восстановлению.
- Владелец поврежденного автомобиля – инвалид.
- Владелец погиб или получил сильные травмы. Деньги могут получить близкие: супруг, родители или дети.
- Все участники ДТП признаны виновными и не согласны сами доплачивать за ремонт. Автовладелец и страховая компания заключили соглашение о возмещении ущерба деньгами.
Что делать, если качество ремонта не устраивает
Во время гарантийного срока вы можете написать заявление страховщику с требованием исправить недостатки. Эксперт страховой компании обязан осмотреть ваш автомобиль в течение 5 дней и отправить на ремонт, если информация о недостатках подтвердится.
Куда жаловаться в случае проблем
Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России .
Источник: https://fincult.info/article/osago/
Виновник ДТП заплатит дважды
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Возмещение «на бис»
В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.
В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.
Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.
В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.
Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.
Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.
Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.
От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.
В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».
Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.
«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.
Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.
Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.
Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.
От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.
ОСАГО не защищает?
В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.
«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.
— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».
Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.
«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.
— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».
В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.
К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).
Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.
Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.
«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.
— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.
ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».
А судьи что?
Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.
ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.
ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».
Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.
В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.
«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.
ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».
Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.
Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.
«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.
«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.
«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».
Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.
Страховщики против… страховщиков
Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.
Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).
«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».
Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.
Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.
Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.
Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.
Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.
То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.
Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.
Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru
Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446
Вместо денег по страховке – ремонт авто
Минфин РФ разрабатывает поправки, согласно которым в случае ДТП владельцы авто смогут требовать по ОСАГО ремонта вместо страховых выплат.
Направление на ремонт будет выдаваться в течение 20 дней с момента получения заявления от пострадавшего водителя.
Если же страховщик задержит выплату станции техобслуживания, и машину не починят в срок, водитель будет вправе требовать уплаты неустойки, правда, по сниженному тарифу, 1:75 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Денис Герасимов, адвокат Коллегии адвокатов «Эгида», г.Самара:
Занижение страховщиками размеров страховых выплат уже давно приняло систематический характер. И вот, законодатель в очередной раз предпринял попытку борьбы с этим явлением.
Теперь потерпевшие смогут выбирать способ получения страхового возмещения: получить выплату деньгами и самостоятельно заниматься ремонтом своего автомобиля, либо потребовать от страховщика выдачи направления на ремонт в сервисный центр и взвалить на плечи страховщика решение всех финансовых вопросов. Кроме того, страховщик будет ограничен жесткими временными рамками на урегулирование страхового случая.
Но необходимо отметить, что изначально в ст.13 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривалась возможность урегулирования страховых случаев путем выдачи направления на ремонт в сервисный центр. Такая возможность не стала популярной по ряду причин. В первую очередь это злополучный «износ».
Еще на заре ОСАГО, страховщики обращались в Российский Союз Автостраховщиков с просьбой разработать методические рекомендации по урегулированию страховых случаев путем направления на ремонт. Но никаких разъяснений так никто и не дал.
И в результате неразрешенным остался вопрос: кто же должен оплачивать этот износ? Страховщик не может в силу Закона – ведь иначе контролирующий орган может признать такие выплаты нецелевым расходованием страховых резервов, что повлечет серьезные финансовые последствия.
А потерпевший далеко не всегда согласен взять на себя обязательство по оплате разницы в виде износа на замененные детали, размер которой он узнает уже после того как направление будет выдано и сервис возьмет автомобиль в ремонт.
В такой ситуации единственным верным решением представляется изменение Федерального закона «Об ОСАГО» в части определения страховой выплаты без учета износа хотя бы при урегулировании страхового случая путем выдачи направления на ремонт.
Это сыграло бы на руку как потерпевшим – ведь это позволило бы избавить себя от ряда проблем, связанных с поиском сервисного центра, запчастей, да и с необходимостью вести судебные тяжбы со страховщиками, в арсенале которых есть масса способов затягивания таких споров.
Страховщики бы тоже не почувствовали себя обделенными, т.к.
подобные изменения повлекли бы за собой во-первых, увеличение страховых тарифов, а во-вторых, позволили бы дать дилерским ремонтным центрам дополнительную нагрузку, что в силу партнерских отношений со страховщиком повлечет увеличение продаж страховых услуг через дилерские автосалоны.
Антон Слободин, старший юрист ЗАО «Адвокат ФРЕММ»:
Минфин РФ разрабатывает поправки, согласно которым в случае ДТП владельцы авто смогут требовать по ОСАГО ремонт вместо страховых выплат.
Направление на ремонт будет выдаваться в течение 20 дней с момента получения заявления от пострадавшего водителя. Если же страховщик задержит выплату станции техобслуживания, и машину не починят в срок, водитель будет вправе требовать уплаты неустойки, правда, по сниженному тарифу, 1:75 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Данное нововведение, направлено на дополнительную защиту выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме размер страховой выплаты определяется по результатам оценки стоимости восстановительного ремонта. В силу сложившейся практики такая оценка проводится оценочными компаниями, формально независимыми, однако, как правило, аффилированными со страховщиком.
В результате стоимость восстановительного ремонта автомобиля оценивается значительно ниже рыночной, и реальные расходы на ремонт в подавляющем большинстве случаев превышают размер страховой выплаты.
Кроме того, страховая выплата рассчитывается с учётом износа транспортного средства, и чем старше автомобиль, тем меньше будет страховая выплата.
Таким образом, наличие у владельца автомобиля права выбрать вместо денежной выплаты ремонта транспортного средства должно позволить ему в полном объёме компенсировать свои расходы на ремонт, независимо от того, сколько лет автомобилю и сколько стоит ремонт в автосервисе.
С другой стороны, принимая данные поправки в закон об ОСАГО, необходимо одновременно урегулировать и ряд вопросов, который могут возникнуть в процессе применения нового закона. В противном случае автовладельцы могут столкнуться со следующими проблемами:
1) Кто будет определять станцию техобслуживания, на которой будет производиться ремонт – страховщик или автовладелец?
С одной стороны, для того, чтобы выдать собственнику автомобиля направление на ремонт, у страховой компании должен быть заключён договор с соответствующей станцией техобслуживания. В то же время автовладельцу должна быть предоставлена возможность выбирать автосервис, исходя из таких критериев, как качество выполняемых работ, близость к дому и т.п.
Наиболее логичным представляется вариант, при котором ремонт автомобиля будет осуществляться официальным дилером соответствующей марки, а у страховой компании будут заключены договоры с несколькими дилерами, право выбора между которыми будет предоставлено автовладельцу.
2) К кому предъявлять претензии в случае некачественного ремонта автомобиля?
На первый взгляд кажется очевидным, что ответственность за качество и полноту выполненных работ несёт станция техобслуживания. С другой стороны, автосервис в данном случае сможет ссылаться на ненадлежащее исполнение договора со стороны страховой компании, которая, к примеру, не в полном объёме оплатила работы либо заказала не те работы и не те материалы.
Кроме того, в дополнение к неустойке за нарушение сроков ремонта автомобиля при неоплаты работ страховой компанией целесообразно было бы внести в закон норму, позволяющую автовладельцу при нарушении сроков выплаты страхового возмещения самостоятельно оплатить ремонтные работы с последующим предъявлением данной суммы страховой компании. Страховая компания в таком случае должна лишаться права оспаривать размер расходов на ремонт, если он был произведён в автосервисе, в который было выдано направление, и не превышает максимальный размер страхового возмещения.
3) В случае если стоимость ремонта превышает максимальный размер страховой выплаты, каким образом будет определяться объём ремонтных работ, выполняемых за счёт страховой компании?
Закон должен предоставить автовладельцу право выбирать, выполнять ли работы в полном объёме с оплатой их за свой счёт в части, превышающей максимальный размер страховой выплаты, либо выполнять работы на сумму страховой выплаты, но при этом объём выполняемых работ должен определяться также автовладельцем.
Для того чтобы новый закон действительно мог защитить интересы автовладельцев, перечисленные проблемы следует разрешить уже на стадии подготовки и обсуждения законопроекта.
Георгий Сафронов, юрист ООО “1-й Консалт Центр”:
Поправки, в основном, касаются изменения и раскрытия положений абз.5 п.2 ст. 13 ФЗ об ОСАГО.
На данный момент страховщик в счет страховой выплаты ВПРАВЕ организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества, по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования.
Изменения, предлагаемые Минфином, переводят степень долженствования из права в обязанность страховщика произвести ремонт по заявлению страхователя.
Это сложно оценивать с точки зрения целесообразности, так как вопрос упирается в понимание компенсаторного характера гражданской ответственности. Если понимать ее как восстановление первоначального состояния, то интерес будет удовлетворен в результате ремонта.
В любом случае, в результате наступления ответственности не должно происходить обогащения. Если целью поправок является именно сведение к нулю возможности обогатиться, манипулируя стоимостью ремонта, то они бьют мимо цели, поскольку у владельцев автомобилей сохраняется право выбора межу ремонтом и денежной компенсацией.
Просто страховщик в силу закона будет обязан провести этот ремонт при волеизъявлении автовладельца.
Кроме того, поправки касаются уменьшения срока исполнения обязательства с 30 (п.1, ст. 13 ФЗ об ОСАГО) до 20 дней, после которого начинает начисляться неустойка. Что значит фраза “по сниженному тарифу” не совсем ясно, так как в аналогичном обязательстве по действующей норме ст. 13 установлен тот же размер неустойки в 1/75 от ставки рефинансирования ЦБ.
Как вывод, можно констатировать политико-правовой реверанс в сторону страхователей, оценив его как положительную тенденцию в связи с ускорением гражданского оборота.
Источник: https://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?242
Что делать, если сделан некачественный ремонт по ОСАГО или КАСКО: подробная инструкция
Проведение ремонта транспортного средства за счет страховой компании является одной из наиболее распространенных форм страхового возмещения по КАСКО и ОСАГО. Более того, в 2017 году, после принятия изменений в закон об ОСАГО, денежные выплаты по обязательной автогражданке должны полностью уступить место проведению восстановительного ремонта.
Страховое возмещение путем восстановительного ремонта представляет собой удобный вариант для автовладельца, и выгодный – для страховщика. Однако здесь имеется одна существенная проблема. Всегда существует вероятность, что СТО выполнит некачественный ремонт по ОСАГО или КАСКО.
Как автовладельцу в этом случае защитить свои права и интересы?
Передача автомобиля в ремонт по КАСКО и ОСАГО
Восстановительный ремонт в рамках страхового возмещения выполняет СТО, с которой у вашей страховой компании заключен соответствующий договор.
После оформления страхового случая и определения размера возмещаемого ущерба, страховщик организует и оплачивает проведение ремонта и направляет клиента в СТО.
Уже на этом этапе необходимо предусмотреть возможность некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.
Чтобы впоследствии было меньше сложностей, следует проследить за правильным составлением акта приема-передачи транспортного средства. В этом документе должны содержаться следующие основные сведения:
- подробные сведения о ремонтируемом транспортном средстве;
- перечень и точное описание повреждений авто;
- дата и цели передачи транспортного средства в ремонт;
- сведения о стороне, принимающей транспортное средство.
Акт должен быть заверен подписями и печатями сторон.
После проведения ремонта автовладельцу необходимо тщательно осмотреть машину. Выявленные недостатки обязательно следует отразить в акте приема-передачи.
Если этого не сделать, порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО может быть существенно осложнен.
Доказать происхождение многих недостатков и повреждений в связи с некачественным ремонтом бывает очень сложно, если они не выявлены непосредственно после проведения работ.
Кто должен отвечать?
Чтобы определить порядок действий после некачественного ремонта по КАСКО, необходимо, прежде всего, определиться с тем, кому предъявлять претензии.
На первый взгляд, ответственность за некачественное выполнение ремонтных работ должен нести автосервис. Однако специфика восстановительного ремонта по КАСКО заключается в том, что он представляет собой «натуральную» форму выплаты страхового возмещения. В данном случае действуют взаимоотношения страхователя и страховщика.
Руководствуясь этими соображениями, Верховный Суд РФ указал своим постановлением № 20 от 27.06.2013 г, что ответственность перед автовладельцем за некачественно проведенный восстановительный ремонт по КАСКО несет страховая компания. Поэтому именно к страховщику необходимо обращаться с претензиями.
Порядок действий автовладельца
Любого автовладельца, который столкнулся с подобной проблемой, интересует, что делать после некачественного ремонта по КАСКО. Порядок действий должен быть следующим:
- Провести независимую экспертизу у независимых экспертов для выявления недостатков ремонтных работ и определения стоимости их устранения. Позвоните +7 (499) 426-08-23, мы вас проконсультируем.
- Составить претензию на имя страховщика для получения компенсации.
- Направить претензию с приложением экземпляра экспертного заключения в страховую компанию заказным письмом или вручить представителю страховщика под роспись.
- При отсутствии надлежащей реакции на претензию со стороны страховой компании обратиться с иском в суд.
Специфической является ситуация, если при выполнении восстановительного ремонта СТО были допущены недостатки, которые невозможно выявить во время приемки. Примером может быть установка неоригинальной детали вместо фирменной, некачественное исполнение работ, повлекшее поломку другой детали и т.д.
Необходимо учитывать, что подать претензию на некачественный ремонт по КАСКО можно в течение 2 лет после его проведения. При существенных недостатках выполнения ремонта срок подачи претензии увеличивается до 10 лет. Поэтому сразу после выявления проблемы необходимо провести независимую экспертизу, которая зафиксирует наличие неисправностей и установит их связь с некачественным ремонтом.
Чего требовать?
В претензии на некачественный ремонт по КАСКО вы имеете право требовать один из следующих вариантов компенсации:
- бесплатное устранение выявленных недостатков;
- уменьшение стоимости выполненного ремонта на соответствующую сумму с выплатой разницы;
- возмещение расходов на самостоятельное устранение недостатков.
Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО
Если вас интересует, что делать после некачественного ремонта по ОСАГО, то в данном случае принципиальной разницы между двумя видами страхования нет. Поэтому порядок действий будет аналогичным КАСКО:
- Провести независимую экспертизу. Позвоните +7 (499) 426-08-23, мы вас проконсультируем.
- Составить претензию.
- Направить претензию страховщику соответствующим образом.
- Обратиться в суд при отсутствии реакции на претензию.
Ответственность страховщика за некачественный ремонт по ОСАГО определена в соответствии с постановлением Верховного Суда от 29.01.2015 г. Сроки подачи претензии и возможные варианты компенсации также будут аналогичными.
Проведение экспертизы
Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает автосервис или страховщик. Однако если экспертиза не выявит недостатков после ремонта, то оплачивать экспертизу придется вам.
ЦНЭ «Варшавский» оказывает услуги по проведению независимой экспертизы при некачественном ремонте по ОСАГО или КАСКО. Наши эксперты точно выявят все имеющиеся недостатки и помогут добиться полноценного возмещения от страховой компании. Звоните +7 (499) 426-08-23!
Независимую экспертизу проводит эксперт, имеющий соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое в обязательном порядке должно содержать следующие данные:
- сведения об организации, проводящей экспертизу;
- время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
- основания для проведения экспертизы;
- сведения о заказчике экспертизы;
- информация о транспортном средстве и его индивидуальные признаки;
- список использованной литературы;
- список проведенных исследований;
- обоснование экспертных выводов.
Данная инструкция поможет вам защитить свои интересы в случае некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.
Перечень основных нормативных актов:
- Гражданский кодекс РФ.
- Закон «О защите прав потребителей».
- Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Источник: https://cnev.ru/polezno/stati/chto-delat-esli-sdelan-nekachestvennyj-remont-po-osago-ili-kasko-podrobnaya-instruktsiya