Как быть, если правоохранительные органы действуют неправомерно?

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни.

Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов.

Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.

1 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 246-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

1

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

2

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г.

№ 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина” прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней.

После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

3

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

4

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

5

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления “всех документов”, вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

6

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

7

Передавайте документы прокурору только по описи.

8

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

9

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

10

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

11

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд.

Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав.

Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

Другие бланки

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики.

К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел.

Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

Источник: //www.garant.ru/ia/opinion/author/komissarov/721721/

Кому и куда жаловаться на милиционеров-

Случаи, когда милиционер из защитника превращается в обидчика, всегда вызывают особо болезненную реакцию – и у граждан, и у правоохранительных органов.

Первые возмущаются, что напрасно платят налоги. Вторые пытаются вернуть доверие общества, демонстрируя готовность очистить ряды от негодяев. Более того, руководители ведомств, отвечающих за правопорядок, призывают людей, ставших жертвами милицейского произвола, немедленно сообщать об этом, “куда следует”.

А таких мест немало.

Разрешите доложить

В милиции есть целая цепочка инстанций, которые последовательно контролируют своих сотрудников. Чаще всего те, кто обращается в милицию за помощью, набирают “02” – других телефонов большинство просто не знает. Именно этот номер находится под постоянным контролем, в том числе и прокуратуры.

Все разговоры записываются, проверяются принятые меры. Это – самый первый сдерживающий фактор, не позволяющий недобросовестным милиционерам отмахнуться от чьей-либо просьбы, не принять заявление.

По этому же номеру можно пожаловаться на сотрудника или узнать телефон милицейского подразделения, где принимают такие жалобы.

Если вы знаете, где служит обидевший вас милиционер, можно обратиться к его начальству – письменно или устно.

Один из действенных и проверенных многими способов добиться справедливости – обратиться в приемную МВД. Можно прислать письмо с жалобой или подать заявку на личный прием к кому-нибудь из высшего руководства министерства.

Статс-секретарь-заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Николай Овчинников рассказал корреспонденту “РГ”, что в прошлом году в приемную поступило 24 тысячи жалоб на милицию.

По ним наказали 8 тысяч сотрудников.

Особый случай – обращение в подразделения собственной безопасности. По сути это – милицейская контрразведка. Здесь с большим интересом и вниманием рассматривают случаи коррупции и предательства. Если милицейский чин вымогает у вас деньги или выступает заодно с преступниками – вам сюда.

Но следует иметь в виду, что сотрудники ДСБ еще и защищают своих коллег. Бывает, преступники пытаются опорочить честных оперативников или сыщиков. Потому все заявления проверяются весьма тщательно. Если жалоба обоснована – милиционера ждут крупные неприятности. Но если обнаружат клевету, накажут жалобщика – соответствующая статья предусмотрена Уголовным кодексом.

Руками не трогать

Важно знать, как правильно вести себя человеку, попавшему под милицейский “пресс”. Вот типичная ситуация: у вас не оказалось при себе паспорта и патрульный намерен отвезти вас в отделение. Ехать туда вы не обязаны.

Установить вашу личность сотрудник милиции может за несколько минут, позвонив в свою информационную службу и сообщив ваши данные. Ему скажут, существует такой человек или нет.

Но даже если вас задержали, через три часа обязаны отпустить.

При личном досмотре или обыске должны обязательно присутствовать двое понятых. Все манипуляции с изъятием содержимого ваших карманов или сумок пусть проводят сами милиционеры. Ни к чему не прикасайтесь руками – если вам что-то подбросят, например, патроны или наркотики, на них не будет ваших отпечатков пальцев. Кроме того, все вещи должны быть занесены в протокол.

Не проявляйте агрессию, не ругайтесь и не угрожайте сотрудникам милиции – мол, я вас всех посажу. Вообще, воздержитесь от лишних разговоров до прибытия адвоката.

Если милиционеры вас избили, надо немедленно зафиксировать телесные повреждения в ближайшем травмпункте. Вызвать “скорую помощь”, если вы уверены, что в отделении милиции бьют кого-то из ваших знакомых. Кстати, все вызовы “скорой” тоже фиксируются.

Сам себе контролер

Бывает, милиционеры не торопятся реагировать на обращение гражданина, мотивируя это слишком большой загруженностью. Например, вы пришли в дежурную часть и рассказали, что вас ограбили. Срок проверки по заявлению, предусмотренный законом, – трое суток.

Если установленное время прошло, а ответа нет, заявитель должен обратиться в это же отделение с просьбой уведомить его о результатах проверки.

Отсутствие ответа может стать поводом к жалобам вышестоящему начальству или заявлению в прокуратуру.

Чтобы бумаги “случайно” не затерялись, надо не забывать брать в милиции талон-уведомление о приеме заявления – с датой и названием милицейского подразделения.

Досье “РГ”

В прошлом году в приемную МВД обратилось более 7,4 тыс. посетителей. Руководством министерства принято 76 человек.

В органы внутренних дел поступило более 24 тыс. обращений граждан о недостатках работы милиции, о нарушениях законности – 26 тыс.

Общее число обращений, поставленных на контроль, – 220 тыс. Признаны обоснованными – 191 тыс.

Наиболее острые ситуации, контролируемые центральным аппаратом МВД, – 3,1 тыс. Факты подтвердились в 2,5 тыс. жалоб.

Приемная МВД России: Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 11.

Тел. для справок: (495) 667-22-21.

Сотрудники приемной должны принять посетителя в день его обращения в рабочие дни с 9.00 до 17.00, в субботу с 10.00 до 13.00.

Заместители министра, руководители Следственного комитета при МВД, Главного командования внутренних войск МВД, департаментов министерства ведут личный прием граждан в Приемной МВД в рабочие дни с 10 до 12 часов по ежемесячным графикам, утвержденным министром внутренних дел.

Для направления в МВД России обращения письмом на конверте необходимо указать адрес: город Москва, почтовый индекс 119049, улица Житная, дом 16. Номер телефона факсимильной связи: 8-495-667-79-08.

Для обращения через Интернет – зайти на правоохранительный портал www.112.ru. Этот портал действует в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия”. Кроме МВД здесь прием обращений ведет МЧС, ФМС, ФСБ, ФТС, ФСКН, Генпрокуратура и Минюст.

Справочная МВД России:

(495) 237-85-51.

Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ: (495) 265-90-10.

“Горячая линия” – вопросы по противоправным действиям сотрудников милиции при исполнении служебных обязанностей: (495) 777-11-47.

Департамент собственной безопасности МВД: 115054, Москва, ул. Большая Пионерская, д.6/8.

Дежурная часть: (495) 667-07-30.

Управление собственной безопасности ГУВД Москвы:

(495) 255-96-57; (495) 200-90-81.

Управление собственной безопасности ГУВД Московской области: (495) 317-24-66.

“Телефон доверия” ГИБДД: (495) 623-78-92.

Межрегиональная правозащитная общественная организация “Сопротивление” (бесплатная юридическая и психологичес-кая помощь): (495) 244-03-63; (495) 781-96-02.

Источник: //rg.ru/2009/06/25/miliciya.html

Жалоба на действия полиции: как и куда её подавать

Если вы считаете действия полиции в отношении себя неправомерными, их лучше всего обжаловать по горячим следам. Чем быстрее вы обратитесь в управление собственной безопасности ГУВД Москвы, тем быстрее его сотрудники смогут остановить своих распоясавшихся коллег.

Жалуемся в УСБ по горячим следам↑

Попасть в поле зрения полиции – ситуация сама по себе неприятная. Но если вдобавок стражи закона по-хамски себя ведут, вымогают деньги или каким-то образом превышают служебные полномочия – общение с ними может стать настоящим кошмаром. Для защиты граждан от таких представителей полиции существует специальная структура – Управление собственной безопасности (УСБ).

Подать жалобу на действия сотрудников полиции лучше всего по горячим следам. Чем быстрее вы обратитесь в УСБ, тем быстрее его сотрудники смогут остановить своих распоясавшихся коллег.

Устные жалобы на действия полиции принимаются по следующим телефонам:

УСБ ГУВД Москвы: (495) 255-96-57

УСБ ГУВД Московской области: (499) 317-24-66

УСБ МВД РФ: (495) 667-07-30

Борьба с коррупцией и правонарушениями должностных лиц: 8-800-250-02-35 (бесплатная «горячая линия»), 8 (495) 667-74-47 («горячая линия»): для обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов граждан сотрудниками органов внутренних дел.

Если же телефонов Управлений собственной безопасности нет под рукой, нужно просто позвонить 02. При обращении в 02 или в УСБ сразу потребуйте зафиксировать ваш звонок.

Во время телефонной беседы вам необходимо сообщить информацию о себе, оставить контактные телефоны и подробно рассказать сотруднику УСБ о том, какие именно некорректные действия стражей порядка вынудили вас подать жалобу на полицию.

Пишем жалобу на полицию↑

Однако наиболее эффективный способ призвать сотрудников полиции к ответу – письменная жалоба в УСБ. Чтобы это оружие попало точно в цель, бумагу надо грамотно составить.

В письменной жалобе на противоправные действия полиции подробно укажите место, время и обстоятельства происшествия, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Обязательно укажите все данные нарушивших ваши права полицейскими. Также можно указать номера патрульных машин.

В конце потребуйте от УСБ привлечь нарушителей к ответственности. Данные лица, подающего жалобу, должны быть указаны в документе максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес, телефон, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись. Без этого вашу жалобу к рассмотрению в УСБ не примут.

Даже сотрудники Управления собственной безопасности зачастую покрывают своих. Поэтому самый простой способ подать жалобу так, чтобы в УСБ ее не завернули – заказное письмо с уведомлением о вручении. В этом случае Управление собственной безопасности будет вынуждено принять ваше обращение и провести проверку.

По закону, вам обязаны ответить в течение месяца с момента поступления жалобы в УСБ. При отправке почтой срок поступления жалобы отсчитывается от даты, указанной в уведомлении о вручении, которое возвратиться к вам по указанному обратному адресу.

Чтобы подстраховаться, можно отправить сразу три копии: в УСБ г. Москвы, столичную прокуратуру и мэру города. В этом случае в жалобе стоит указать, в какие инстанции вы направили копии.

По поданной вами в УСБ жалобе на действия полиции будет проведена проверка. При незначительных нарушениях ваших прав этого, как правило, бывает вполне достаточно, чтобы привлечь виновных к служебной ответственности.

Требуем возбуждения уголовного дела↑

Если же сотрудники полиции совершили серьезное правонарушение: незаконное задержание, личный досмотр, рукоприкладство, подбрасывание наркотиков или патронов, изъятие паспорта, вымогательство крупных сумм – в прокуратуру нужно подавать не жалобу, а заявление о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий (или самоуправства, или вымогательства взятки) сотрудниками полиции. Такими делами занимается прокурор района или города, или его заместитель. Процедура прокурорской проверки в данном случае жестко регламентирована законом. Обидевшему вас сотруднику полиции придется несладко – вплоть до увольнения из органов или уголовного срока.

Также вы можете самостоятельно подать заявление в суд. Этот вариант подходит и тогда, когда вас не устраивают меры, принятые по вашей жалобе или заявлению УСБ и прокуратурой.

Источник: //www.molnet.ru/mos/ru/police/o_3267

В офис пришли из полиции или фсб — с «обследованием». что делать?

В 2015 году давление силовиков на бизнес было «беспрецедентным», говорится в ежегодном докладе уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова.

Всего за 2015 год, по его данным, в стране было возбуждено более 200 000 уголовных дел по экономическим статьям. При этом только 15% дел закончились судебным приговором.

В июле 2016-го бизнес-омбудсмен заявил, что за первые шесть месяцев этого года число возбуждаемых уголовных дел выросло на четверть.

56% опрошенных командой Титова экспертов (бизнесменов, адвокатов, судей и сотрудников прокуратуры) говорят, что вести бизнес в России небезопасно. 37% жалуются, что уголовное преследование в России «периодически» используют как инструмент передела собственности. 16% респондентов уверены, что это происходит «сплошь и рядом», 15% — что «такие случаи редки».

Одна из эффективных форм давления на бизнес — различные оперативно-розыскные мероприятия. Официальной статистики нет, но сообщения о том, что в очередной компании прошёл обыск, появляются в СМИ регулярно.

Только за последние несколько месяцев силовики побывали в офисах IKEA, PwC, Amway, Oriflame, компаний группы ОНЭКСИМ и других.

По оценкам адвоката и управляющего партнёра юридической фирмы «Селютин и партнёры» Александра Селютина, в прошлом году российские компании пережили порядка 2 млн таких визитов.

То, что в СМИ называют зловещим словом «обыск», часто является «обследованием помещений» — оперативно-розыскным мероприятием, которое проводится до возбуждения уголовного дела, когда никаких доказательств виновности лица в каком-любо преступлении ещё нет.

Но Александр Селютин считает, что «обследование» — это тоже очень опасно: основная цель этой процедуры — найти, за что наказать.

Если во время обыска у правоохранительных органов много полномочий, то во время обследования их действия ограниченны, но сотрудники компании обычно этого не знают и поддаются на угрозы и шантаж.

«Секрет» публикует инструкцию Селютина о том, как вести себя сотрудникам компании, если в офис нагрянули полицейские или сотрудники ФСБ и говорят, что это «обследование».

Адвокат, управляющий партнер компании «Селютин и партнеры», представляющей интересы «Амвэй»

Представьте детский паровозик: вагончик едет за вагончиком, и перепрыгнуть ни один нельзя. Так должно работать и уголовное производство.

Первый паровозик — то, что происходит до возбуждения уголовного дела: либо проверка сообщений о преступлениях, либо проверка в рамках оперативно-розыскной деятельности. То есть пока ещё уголовного дела нету и данные, которых было бы достаточно для возбуждения дела, только собираются.

Когда такие данные собраны, принимается решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела, а дальше собираются доказательства. Так вот, один из способов собрать необходимые данные перед возбуждением уголовного дела — это обследование помещения.

Многие путают оперативно-розыскное мероприятие «Обследование помещений, зданий и сооружений» с обыском, который проводится уже после того, как уголовное дело возбудили.

Во время обыска у сотрудников компании уже почти нет никаких прав, но во время обследования они есть, хотя об этом постоянно забывают. Поэтому, на мой взгляд, обследование опаснее обыска.

Здесь прав у правоохранителей значительно меньше, хотя из-за того, что сотрудники об этом не знают, беспредела порой бывает даже больше, чем при обыске.

Согласно федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» обследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием, то есть при его проведении сотрудники полиции обращаются непосредственно к проверяемому лицу и сообщают о намерении произвести данное мероприятие. Но российские правоохранительные органы, а особенно ФСБ, это правило не всегда соблюдают. Имея инструкции о порядке проведения обследования, сотрудники МВД всё равно считают, что это то же, что и обыск. У сотрудников ФСБ нет никаких инструкций вовсе.

Выходит так: бизнесмен спокойно живёт своей жизнью, платит налоги, никаких порочащих его данных ни у кого нет, но в один день к нему без предупреждения врываются полицейские или ФСБ и начинают искать доказательства его виновности, порой надуманные.

В результате обследования они находят какие-то данные, благодаря чему могут обвинить его в совершении некого экономического преступления, например уклонения от уплаты налогов.

В итоге предприниматель либо откупается, либо отдаёт свой бизнес, либо не делает ни того ни другого и на него возбуждают уголовное дело — и тогда уже он свой бизнес точно отдаёт. Такой вот узаконенный механизм по отъёму бизнеса.

К каждому в любой момент может безосновательно прийти полиция, покопаться в вещах и что-нибудь найти. При этом, если предпринимателю повезло и у него ничего не нашли, он не получит ни извинений, ни компенсацию.

Попавшие в офис сотрудники полиции и ФСБ часто ведут себя незаконно и грубо. Они не имеют права вскрывать закрытые помещения и ящики, допрашивать сотрудников, изымать вещи, проводить личный осмотр. При этом, как показывает практика, эти правила не соблюдаются.

Если к вам пришли из ФСБ, готовьтесь к тому, что им закон не писан. Во время последнего обследования, на котором я был, в карман лезли не только к штатным сотрудникам, но даже ко мне, а на заявления о том, что это незаконно, обещали выбить зубы.

В тот раз в офис ворвалось несколько человек, начали кричать и запугивать сотрудников, потребовали главного бухгалтера и заставили подписать распоряжение о проведении обследования. Будучи уверенным, что получит копию распоряжения, бухгалтер всё подписал.

Никакой копии ему не положено, поэтому сразу после этого в офис зашло больше 30 сотрудников ФСБ. Когда я приехал, было уже поздно.

Сотрудники полиции при обследовании ведут себя намного приличнее сотрудников ФСБ. Вторые не боятся угрожать физической расправой — меня не раз обещали сбросить с 14-го этажа. В прошлом году моего знакомого адвоката сотрудники полиции избили во время обыска прямо под камерами.

В отношении сотрудников компании эти люди используют старый как мир приём давления — добрый и злой полицейский.

Добрый говорит: «Ну ты расскажи нам всё, зачем тебе сидеть за других, твой генеральный директор плохой, он ввёл тебя в заблуждение, а ты хороший бухгалтер».

Плохой угрожает — сулит 10 суток за сопротивление сотрудникам полиции или обещает, что бухгалтер в итоге всё равно сядет и сгниёт в тюрьме.

Надо помнить, что всё это не больше чем запугивание и держаться надо до последнего. В конечном итоге вы можете признать многие их действия незаконными, но едва ли они понесут какую-то ответственность. А все изъятые документы вам никто не вернёт — они всё равно будут использоваться как доказательства при возбуждении уголовного дела.

Поэтому ваша главная задача — не пустить полицию внутрь офиса, вскрывать дверь они не имеют права. Они находят много способов попасть внутрь: проходят под видом покупателей, запугивают сотрудников и заставляют открыть. Мы готовим специальные инструкции для охранников офисов наших клиентов, потому что они должны уметь давать отпор правоохранительным органам.

Помимо охранника ваша надёжная защита — тяжёлая железная дверь.

Если удержать крепость всё-таки не получилось и к вам в офис пришли с обследованием, первым делом сообщайте о случившемся вашему адвокату.

Присутствие адвоката во время проведения обследования необязательно, но лучше попросить его приехать и проконтролировать происходящее. задача сотрудников полиции и ФСБ — сделать всё до приезда адвоката.

Когда адвокат приезжает и видит, что творится беззаконие, что сотрудников нагло запугивают, проверяющие начинают вести себя спокойнее.

— При появлении на пороге сотрудников правоохранительных органов первым делом определите характер происходящего — не постесняйтесь попросить сотрудников правоохранительных органов предъявить распоряжение о проведении обследования (оперативно-розыскное мероприятие) или постановление об обыске (следственные действия).

— Попросите удостоверения пришедших. Проверьте, совпадает ли название ведомства сотрудников в распоряжении с названием в удостоверениях, действующие ли это документы, все ли имена пришедших людей вписаны в распоряжение. Всех, кого в распоряжении нет, попросите покинуть помещение.

— Позвоните в отдел полиции и выясните, действительно ли эти сотрудники проходят службу в ОВД. Вы вправе позвонить в ОСБ (Отдел собственной безопасности) и сообщить, что к вам, представляясь сотрудниками полиции, пришли неизвестные лица.

— Внимательно рассмотрите распоряжение — оно должно содержать дату, номер, гербовую печать, адрес проведения обследования и название организации. Эти сведения могут не совпадать с фактическим, чаще всего ошибки бывают в адресе компании.

Кроме того, имейте в виду, что распоряжение должно быть вручено ответственному лицу, выступающему от имени компании, — генеральному директору или его представителю по доверенности.

Если копию распоряжения о проведении обследования вручили неуполномоченному лицу, действия сотрудников полиции можно будет обжаловать в суде.

— Осмотр помещений возможен только в присутствии двух понятых старше 18 лет. Они не должны быть ранее знакомы с полицейскими и находиться в зависимом положении от них. Если полицейские пришли в офис с понятыми, то просите о замене понятых или вносите замечания в протокол.

— Ведите видео- и аудиосъёмку, если будет такая возможность. Желательно незаметно, чтобы на вас не могли надавить. Но даже если камеру увидят, не бойтесь — любая съёмка разрешена.

— Полицейские не имеют права проводить личный досмотр. Если вы спрятали флешку в карман, по закону они не могут в него залезть и достать её, если вы сами им этого не позволите. Изымать личные вещи тоже запрещено.

— Полицейские могут изымать предметы и документы, находящиеся только в открытом доступе, поэтому, чтобы обезопасить себя, все документы лучше постоянно хранить в запирающихся шкафах либо вне офиса.

— Не открывайте оперативникам запертые на ключ помещения, шкафы, столы и всё остальное. При проведении доследственной проверки полицейские не имеют права взламывать запертые помещения, хотя регулярно требуют сотрудников их открыть. На такие требования отвечайте: «У меня нет таких полномочий» или «У меня нет ключей».

— Как можно реже спрашивать разрешения полицейских на те или иные действия: выходите на улицу, идите домой, звоните начальству без всяких разрешений. У сотрудников полиции нет права запрещать вам покидать помещение или звонить по телефону.

— Не оставляйте сотрудников полиции одних в помещении.

— Работник вправе отказаться отвечать на вопросы сотрудников правоохранительных органов. Ответственность за это они не несут, как бы их ни запугивали и не обманывали их полицейские.

— При изъятии документов в протоколе должны быть отражены основные реквизиты бумаг и количество листов. Кроме того, делается запись об упаковке изъятых вещей.

— Если вас просят сделать копии документов, отказывайте. Вы не обязаны помогать сотрудникам полиции, не надо делать их жизнь проще.

— По окончании обследования должен быть составлен протокол. В нём должны быть отражены все изъятые предметы и документы с указанием их количества, индивидуальных признаков, упаковки. Ознакомьтесь с протоколом и внесите замечания о нарушениях. Требуйте копию протокола.

Фотография на обложке: Валерий Мельников / РИА «Новости»

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе

Источник: //secretmag.ru/trends/tendencies/obsledovanie-pomesheniya.htm

Верховный суд не разрешил сопротивляться ОМОНу


Image caption Верховный суд не смог сформулировать положение о самообороне, но определил, что обороняться от “правомерных действий полиции” нельзя

Пленум Верховного суда России исключил из своего постановления положение о правомерности оказания сопротивления сотруднику правоохранительных органов.

В суде говорят, что не смогли “объединить одной четкой формулировкой” право россиян на самооборону, в том числе и от полиции.

Ранее в проекте документа говорилось, что гражданин имеет право активно защищаться в случае, если любой человек, в том числе и сотрудник правоохранительных органов, заведомо незаконно применяет в отношении него силу.

В принятом 27 сентября постановлении говорится, что “правомерные действия должностных лиц, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей, даже если они сопряжены с причинением вреда или угрозой его причинения, состояние необходимой обороны не образуют”.

Разъяснительными постановлениями Пленума Верховного суда традиционно руководствуются российские судьи при вынесении приговоров.

Таким образом, статью 37 УК РФ о необходимой обороне Пленум ВС менять не стал.

Положение о сопротивлении гражданина противозаконным действиям сотрудника полиции – например, во время разгона мирных митингов – в Уголовном кодексе отдельно не прописано.

Позицию о том, что гражданин имеет право на необходимую оборону, никто не оспаривает. Но объединить одной четкой формулировкой нам пока не удалосьВалерий Степалин
судья Верховного суда

Как пояснил журналистам в четверг судья-докладчик Валерий Степалин, положение о возможности сопротивления полицейским было исключено из документа из-за того, что специалистам не удалось его сформулировать.

“Позицию о том, что гражданин имеет право на необходимую оборону, никто не оспаривает. Но объединить одной четкой формулировкой нам пока не удалось”, – цитирует Степалина РИА Новости.

Он пояснил, что действия сотрудников правоохранительных органов регулирует целый ряд документов. “И в тех случаях, когда они действуют в пределах, например, своего устава, они не несут ответственности за причинение вреда”, – сказал судья-докладчик.

Часть 3 статьи 37 УК РФ о необходимой обороне гласит: “Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти”.

В 2009 году министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что любой гражданин имеет право оказать сопротивление сотруднику милиции в случае, если он ничего не нарушал.

“Если это нападение, то должна быть самооборона. Мы все равны, а гражданин равен вдвойне”, – сказал глава МВД РФ, переиначив известную цитату из книги Джорджа Оруэлла “Скотный двор”.

Появление положения о правомерности самообороны в проекте в июне 2012 года вызвало дискуссии в обществе и среди сотрудников силовых ведомств.

Заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов, присутствовавший при обсуждении проекта постановления, тогда заявил, что его беспокоит “тенденция закрепления в массовом сознании установки на допустимость активного сопротивления законным действиям органов правопорядка”.

По его мнению, акцентирование внимания на таком праве граждан “однозначно спровоцирует конфликты при правомерном применении правоохранительными органами физической силы в различных ситуациях, включая пресечение несанкционированных массовых мероприятий”.

Кроме того, юристы указывали на то, что присутствовавшая в документе формулировка “заведомо незаконное применение силы” осложняет применение закона – непонятно кто, как и когда должен оценивать правомерность действий полицейского.

Image caption Правомерность действий сотрудника полиции в проекте постановления предлагалось оценивать, например, в подобной ситуации

Следствие о событиях на Болотной площади в Москве 6 мая, которое ведут сотни оперативников, с новой силой поставило вопрос о том, кто прав в стычках мирных демонстрантов и спецназа: тот, кто первый поднял дубинку, или тот, кто ответил камнями?

Акция 6 мая, собравшая, по разным оценкам, до 50 тысяч человек, переросла в столкновения демонстрантов с ОМОНом. Были задержаны более 400 участников марша, который был согласован с мэрией Москвы.

Активисты оппозиции утверждают, что беспорядки были спровоцированы полицией, действовавшей неоправданно жестко.

Правоохранительные органы винят во всем демонстрантов. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям “призывы к массовым беспорядкам” и “применение насилия в отношении представителей власти”.

Обвиняемыми по “болотному делу” пока являются 17 человек. Четверо из них находятся под подпиской о невыезде, один – под домашним арестом, остальные содержатся в СИЗО.

Следственный комитет, по словам его представителя, разыскивает еще более 70 человек. По делу проводится 28 судебно-медицинских экспертиз.

Граждане и полиция Запада

Image caption Полицейским не возбраняется применять силу, но это все равно считается крайней мерой

В США граждан от действий правоохранительных органов защищает 4-я поправка к Конституции, в которой, правда, речь идет о запрете необоснованных обысков и арестов.

Однако минувшим летом в штате Индиана был принят закон, который недвусмысленно и подробно определял, в какой ситуации гражданин может оказывать сопротивление сотруднику правоохранительных органов вплоть до применения средств, которые потенциально могут привести к смерти.

Закон также подробно объяснял, в какой ситуации гражданин не имеет права оказывать сотруднику полиции сопротивление.

В Великобритании не существует отдельного положения, которое бы оговаривало условия, при каких можно применять силу в отношении полицейских.

Однако существует британский закон “О полиции и уголовно-процессуальной деятельности”, который подробно разъясняет права и обязанности полицейского, особенно в области применения силы.

Хотя отдельно право гражданина на самооборону от полиции в законодательстве не оговаривается, но в разъяснениях, опубликованных на сайте Королевской прокуратуры, говорится, что в любом случае применение силы полицейскими должно быть “разумным и обоснованным”.

В этих разъяснениях, в частности, указывается, что суд учтет даже такое обстоятельство, как время, спустя которое в отношении подозреваемого в преступлении была применена сила, что поможет оценить степень опасности.

Прокуратура в этом документе напоминает о возможности самообороны только в той части, которая касается так называемого “гражданского ареста”, то есть действий в отношении подозреваемых преступников, которые совершают либо простые граждане, либо сотрудники частных организаций – охранники.

“Любая сила, которая применяется при аресте, в результате может оказаться незаконной и ее могут трактовать как нападение; любая сила, которая может быть применена при сопротивлении аресту, может оказаться законной”, – напоминает Королевская прокуратура.

Источник: //www.bbc.com/russian/russia/2012/09/120927_supreme_court_defence

Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия

Применение специальных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
На практике в определенных случаях возникают вопросы уголовно-правовой квалификации неправомерного применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон «О полиции»), полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обес­печения общественной безопасности.

Для выполнения стоящих перед сотрудниками полиции задач они наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является достаточно распространенным средством принуждения, применяемым сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.

С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к. это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни.

С другой стороны, это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.

Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:

– с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);

– с применением оружия или специальных средств (п. «б»);

– с причинением тяжких последствий (п. «в»).

В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);

– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу). Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах. В п.

22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснить, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст.

286 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в законе «О полиции»).

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо.

В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда – по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».

Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и (или) специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ.

Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).

В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. Например, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п.

«г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст.

127 УК РФ не требуется.

Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г.

№ 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанных статей УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, например, ст. 22 или 23 Закона «О полиции», предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

При этом, если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.

Не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.

Обобщая изложенное, последствия применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия схематично можно представить в виде таблицы.

Источник: //ormvd.ru/pubs/102/criminal-liability-for-misuse-by-police-officers-of-physical-force-special-means-and-or-firearms