Тема очереди на жилье по-прежнему актуальна для многих минчан и вызывает много вопросов. Sputnik выяснил у начальника отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Анжелики Дайнеко все самые важные моменты, которые надо знать всем, кто планирует когда-нибудь обзавестись в Минске квартирой.
Кто может стать в общую очередь на жилье в Минске?
Кто и на каких основаниях может стать в очередь на жилье, определяет Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом президента Беларусь от 16 декабря 2013 года №563.
“Самое распространенное основание – обеспеченность общей площадью жилья менее установленного законодательством норматива: для Минска – менее 10 квадратных метров на человека. При этом при постановке на учет в Минске учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности, а также во владении и пользовании в Минске и Минском районе”, – пояснила представитель Мингориполкома.
Однако есть те, кто может быть признан нуждающимся без учета занимаемой площади. Среди них:
- проживающие в общежитиях (кроме тех, кому общежитие предоставлено на период обучения, спортивной подготовки, прохождения клинической ординатуры, а также кроме сезонных и временных работников);
- проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения – проще говоря, в съемном жилье;
- проживающие в арендном жилье, предоставленном на период трудовых или служебных отношений;
- проживающие в однокомнатной квартире с другим человеком независимо от его пола и от того, являются ли они близкими родственниками (за исключением супругов);
- молодые семьи, впервые вступившие в брак, в которых хотя бы один из супругов младше 31 года на дату принятия на учет, если никто из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома.
“Важно помнить: гражданин вместе с членами своей семьи вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту работы или службы.
Еще один нюанс – в Минске стать в очередь на жилье могут все перечисленные выше категории людей, которые на протяжении 10 лет зарегистрированы по месту жительства в столице, а по месту работы – если не менее 10 лет работают в организациях столицы”, – подчеркнула Дайнеко.
Какие бонусы дает статус нуждающегося – ведь в очереди можно стоять десятилетиями?
“Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе самостоятельно заключать договоры долевого строительства жилья с застройщиками.
При этом, в соответствии с законодательством, строительство жилых помещений в многоквартирных жилых домах для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, застройщики осуществляют с ограниченной прибылью, размер которой не должен превышать 5 процентов от сметной стоимости объекта долевого строительства”, – рассказала специалист.
Кроме того, нахождение в очереди на жилье позволяет гражданам при строительстве или покупке жилья получить налоговый вычет, предусмотренный налоговым законодательством. “Этот вычет делается при строительстве или покупке жилья как по направлениям местных исполнительных и распорядительных органов, так и при самостоятельном улучшении жилищных условий”, – отметила Анжелика Дайнеко.
При расчете метров на человека учитывается общая площадь квартиры или только жилая?
Тем, кто собирается стать в очередь на жилье, важно знать еще один момент: при расчете количества метров в жилье на одного человека учитывается общая площадь помещения, а не жилая.
“Учитывается обеспеченность общей площадью жилья, которая определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и/или во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в Минске и Минском районе”, – подчеркнула специалист в области жилищной политики.
Куда нужно обращаться, чтобы стать в очередь на жилье в Минске?
Чтобы стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, нужно обратиться в администрацию района, где человек постоянно зарегистрирован по месту жительства. С заявлением нужно прийти в службу “Одно окно”, при себе нужно иметь:
- паспорта или другие документы, удостоверяющие личность, всех совершеннолетних и свидетельства о рождении несовершеннолетних, которых ставят в очередь вместе с человеком, который обращается за постановкой на учет;
- документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения (если такое право у заявителя есть);
- сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи (если становятся или восстанавливают учет люди, которые имеют право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества).
“Такие документы, как справка о занимаемом жилом помещении и составе семьи, справка о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в Минске и Минском районе, сведения о получении или неполучении льготного кредита, одноразовой субсидии на строительство, реконструкцию или покупку жилья, и иные документы запрашиваются у соответствующих организаций службой “Одно окно”. Однако при желании такие документы граждане могут предоставлять самостоятельно”, – отметила Анжелика Владимировна.
Если ребенок в 18 лет хочет стать на очередь, а у родителей есть и другие жилые помещения?
Если достигший совершеннолетия минчанин проживает вместе с родителями и хочет самостоятельно стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при расчете количества метров общей площади жилья, приходящихся на него, учитываются находящиеся в собственности у его родителей жилые помещения, расположенные в Минске и Минском районе.
“То есть, если есть несколько жилых помещений, и на молодого человека приходится больше 10 квадратных метров с учетом всех этих помещений, он не может быть признан нуждающимся”, – объяснила представитель Мингорисполкома.
Можно ли переоформить очередь на другого члена семьи?
По закону очередь на жилье можно переоформить на совершеннолетнего члена семьи с его согласия по письменному заявлению человека, состоящего на учете.
“Это можно сделать по месту жительства гражданина со времени принятия его на учет в составе семьи состоящего на учете, но не ранее наступления совершеннолетия.
В случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетия – с даты принятия решения об эмансипации либо с даты вступления в брак.
По месту работы – с даты трудоустройства члена семьи в организацию, в которой работает гражданин, состоящий на учете”, – рассказала Дайнеко.
На каких основаниях человек может потерять место в очереди?
Иногда человек стоит в очереди годами, а когда обращаются в управление жилищной политики, оказывается, что он уже не нуждающийся.
Полный перечень оснований, при которых минчанина могут снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержится в 32-м пункте Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда.
“Так, например, граждане подлежат снятию с учета по месту жительства, если у них отпали основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они выехали на место жительства в иной населенный пункт, если выясняется, что они предоставили не соответствующие действительности сведения для постановки на учет.
Кроме того, лишиться права пребывания в очереди можно, если в ходе сверки учетных данных будут выявлено, что человек не проживает по месту регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, если у граждан имеются иные основания состоять на учете)”, – перечислила специалист в области жилищной политики.
Данные, подтверждающие право минчан находиться на учете нуждающихся, проверяют местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля по 1 мая.
“Однако, поскольку в Минске сосредоточено значительное количество очередников – одна треть от общереспубликанского их количества, по объективным причинам установленного срока недостаточно, и сверка проводится администрациями районов столицы на протяжении всего года”, – отметила Анжелика Дайнеко.
Решение о лишении места в очереди принимает администрация района, которая принимала человека на учет. Об этом сообщают в письменной форме, где указывают основания для снятия с учета. Как правило, направляется выписка из соответствующего решения.
Узнать о том, находится ли минчанин в очереди на жилье, и под каким номером, можно в специальной рубрике “Очередь на жилье” на сайте администрации района, где он состоит на учете, на сайте Мингорисполкома и в службе “Одно окно”.
Что считается ухудшением жилищных условий?
Ухудшением жилищных условий считается уничтожение, повреждение, отчуждение жилого помещения либо его части, перевод из жилого фонда в нежилой, обмен, раздел или изменение порядка пользования жилым помещением, в котором на одного человека в Минске приходилось больше 10 квадратных метров.
“Также ухудшением признается предоставление гражданином или членами его семьи права владения и пользования жилым помещениям другим гражданам, за исключением вселенных в установленном порядке супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних трудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, и не имевших до этого в собственности или владении и пользовании жилых помещений, в которых они были обеспечены общей площадью жилья 10 квадратных метров и более на одного человека. Если гражданин был обеспечен жилым помещением по норме, а затем вселился в общежитие либо в жилое помещение по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда, он также будет считаться ухудшившим свои жилищные условия”, – пояснила Анжелика Дайнеко.
Важно знать, что минчане, ухудшившие свои жилищные условия, не смогут стать в очередь на жилье в течение пяти лет с этого момента.
Учитывают ли банки нахождение в очереди на жилье при выдаче кредитов на строительство или покупку недвижимости?
Банки могут устанавливать пониженные ставки по кредитам, выдаваемым за счет собственных средств на строительство или покупку недвижимости людям, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Источник: https://sputnik.by/society/20190328/1040620198/Vazhnye-voprosy-ob-ocheredi-na-zhile-v-Minske-chto-nuzhno-znat-nuzhdayuschimsya.html
Содержание
- 1 Вс объяснил чиновникам, кого нельзя снимать с жилищного учета
- 2 Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия разделения и переоформления очереди
- 3 Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях
- 4 Юридическая шпаргалка. Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
- 5 Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека
Вс объяснил чиновникам, кого нельзя снимать с жилищного учета
Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.
Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.
Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.
Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.
Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.
В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.
Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.
Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.
С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.
Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.
Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.
Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.
Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.
Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.
Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг.
Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение.
Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.
(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)
досье “РГ”
Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.
Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы.
Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания.
В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.
Источник: https://rg.ru/2012/03/20/jilie.html
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия разделения и переоформления очереди
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, разделение и переоформление очереди регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь, Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 (далее – Положение).
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае:
1. если отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства; 2.
выезда на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений; 3.
прекращения трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 4. представления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; 5.
подачи гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 6. непредставления в соответствии с пунктом 30 Положения необходимых документов; 7.
добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека с использованием льготного кредита.
При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение; 8. отчуждения с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г.
гражданину в соответствии с абзацем восьмым части первой пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; 9. отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования);
10.
выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).
Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.
По письменному заявлению гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится переоформление очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи с его согласия с представлением документов.
Такое переоформление осуществляется по месту жительства гражданина со времени принятия члена семьи на учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак. По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится: объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них; разделение очереди членов, бывших членов семьи. Гражданин при подаче заявления об объединении или разделении очереди должен представить документы, названные в подпункте 13.1 пункта 13 Положения. Документы, указанные в подпунктах 13.7 и 13.8 пункта 13 Положения, прилагаются к заявлению в зависимости от оснований принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При разделении очереди каждый из членов, бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член, бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в данный государственный орган, другую организацию.
Если в период пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о внесении изменений в состав семьи принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Источник: https://centr.minsk.gov.by/sfery-deyatelnosti/stroitelstvo-i-blagoustrojstvo/zhilishchnaya-politika/928-osnovaniya-dlya-snyatiya-grazhdan-s-ucheta-nuzhdayushchikhsya-v-uluchshenii-zhilishchnykh-uslovij-usloviya-razdeleniya-i-pereoformleniya-ocheredi
Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Жилищное право » Найм жилого помещения » Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях
ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади.
ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму.
Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения.
Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим – уполномоченный орган.
Причины снятия с учета нуждающихся в жилье
Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:
- гражданин подает заявление о снятии с учета;
- гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
- переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
- получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
- порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
- обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.
Снятие с учета по инициативе заявителя
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой.
Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность.
В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.
В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме.
Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя.
Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.
ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.
Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.
Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону.
Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего.
Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:
- увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
- повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.
Снятие с учета при смене места жительства
Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.
Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку.
В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета.
Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.
Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях
Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.
Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.
Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.
Субсидии для улучшения жилищных условий
На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г.
В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем.
В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.
Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.
Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий.
Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих.
Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.
Источник: https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/snyatie-s-ucheta-nuzhdayushhihsya-v-zhile.html
Юридическая шпаргалка. Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Когда еще один белорусский банк начал выдавать льготные кредиты на строительство жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий, мы подумали, а как оказаться в этой очереди и сколько в ней нужно стоять? Какие есть нюансы этого процесса? Как всегда, разобраться нам помогал Павел Астапеня, юрист, директор агентства недвижимости «Эксперт».
Процесс постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Также нормы этого документа дублируются в Жилищном кодексе.
— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
— справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским советом депутатов (исполнительным комитетом);
— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г.
Минске — о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г.
Минске и Минском районе), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
— решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;
— копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией;
— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;
— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;
— договор найма жилого помещения.
В Указе есть Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В нем подробно расписано, кто может стать в очередь. Пройдемся по самым важным пунктам.
Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин и члены его семьи, не имеющие в собственности жилое помещение в том населенном пункте, где они проживают. Стоит остановиться на членах семьи. Например, если сын женился, то семьей считается он и его супруга, а не он и его родители.
Наличие недвижимости определяется по такому же принципу. То есть родительская недвижимость никак не влияет на положение сына и его жены. Важный нюанс здесь касается города Минска.
Чтобы минчанину стать на очередь нуждающихся, у него не только в Минске, но и в Минском районе не должно быть в собственности никакой недвижимости.
Далее, если какая-то недвижимость у гражданина все-таки есть, определить, может ли он стать на учет нуждающихся, можно по количеству квадратных метров на каждого проживающего в этой недвижимости. Это высчитывается следующим образом: на каждого проживающего должно быть отведено не менее 15 кв. м по всей стране и не менее 10 кв. м в Минске.
Также в очередь имеют право становиться молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях.
В очередь ставят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если они не имеют собственности.
Также на очередь могут претендовать относящиеся к молодым семьям пары, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности недвижимости, не является нанимателем арендной государственной квартиры и не участвует в долевом строительстве.
Гражданин не принимается в очередь, если он намеренно ухудшил свои жилищные условия, причем в течение последних пяти лет. Например, у семьи была квартира, где на каждого проживающего было больше 10 кв.м.
После ее решили продать, купить недвижимость меньшей площади, чтобы стать на учет нуждающихся. В этом случае в очередь не принимают.
Если квартира была продана больше, чем пять лет назад, то вы можете стать на учет.
Важно упомянуть тех граждан, кто прибыл в Минск из других населенных пунктов. В течении 10 лет с момента прибытия и регистрации в Минске гражданин не имеет права становиться в очередь на улучшение жилищных условий. Законодатель определил, что Минск не резиновый.
Ведь не только столица должна развиваться. Устойчивость стола зависит от количества ножек. Если она одна — положение стола будет шатким. Поэтому должны развиваться не только экономики Минска, но и других городов.
Исключением из этого правила являются только молодые специалисты, которые прибыли в Минск по распределению.
Кроме этих, есть и иные основания исключения из очереди, предусмотренные п. 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Материал подготовлен при экспертной поддержкеПавла Астапени, юриста и директора агентства недвижимости «Эксперт».
Источник: https://realt.by/news/article/18809/
Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека
Пунктом 4 поручения Президента Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. № Пр-2783 Генеральной прокуратуре Российской Федерации поручено провести проверку правомерности снятия граждан, зарегистрированных по месту постоянного проживания в г.Москве, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период с 2012 по 2014 год.
В мае 2014 г. Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Минстроем России создана рабочая группа по реализации права граждан на доступное жилье (далее – Рабочая группа).
В связи с многочисленными жалобами граждан и общественных организаций Рабочей группой проведен правовой анализ практики снятия с жилищного учета жителей города Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в предоставлении жилых помещений), и выявлены массовые нарушения закона и прав москвичей со стороны Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее – Департамент), во многих случаях необоснованно снимающего граждан с жилищного учета без предоставления жилья либо субсидии на его приобретение.
Даже после признания незаконности указанных действий судами (в т.ч. решениями Верховного Суда Российской Федерации), должностные лица Департамента продолжают их совершать и не несут за это никакой ответственности.
На данную проблему обращали внимание Уполномоченный по правам человека в г. Москве в своих докладах о соблюдении прав человека и гражданина за 2012 и 2013 гг.
и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания от 19 июля 2013 г.
на тему «Защита прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях», но надлежащих мер принято не было.
Анализ статистических данных Департамента за последние два года свидетельствует о почти двукратном сокращении семей очередников, обеспеченных жильем (соответственно 8958 семей в 2012 г.
и 4932 семьи в 2013 г.), а также значительном росте количества граждан, снятых с жилищного учета в связи с признанием их «не нуждающимися» в предоставлении жилья (2316 семей в 2012 г.
и 3388 семей в 2013 г.).
Рабочая группа обеспокоена тем, что при сохранении подобной тенденции уже в текущем году количество москвичей, снятых с жилищного учета без предоставления жилья, жилищные условия которых не улучшились, может превысить число получивших муниципальное жилье либо субсидии на его приобретение.
Наиболее распространенные основания необоснованного снятия очередников с жилищного учета либо отказа в предоставлении субсидии за счет средств бюджета г. Москвы на приобретение жилья сводятся к следующим:
– ошибочность вывода об утрате оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма;
– наличие в пользовании или собственности члена семьи жилого помещения, на которое не имеют самостоятельного права пользования остальные члены семьи – очередники;
– наличие у члена семьи деревенского, дачного либо садового дома, не отвечающего стандартам благоустройства жилых помещений в г. Москве, в т.ч. непригодного для проживания;
– при передаче бывших ведомственных общежитий в муниципальную собственность в состав комнат нанимателей включаются площади внутриподъездных нежилых помещений мест общего пользования;
– расторжение брака в случае, если жилищные условия очередников не улучшились, и одновременно не возникли основания принятия на жилищный учет бывшего члена семьи, не состоявшего на данном учете
– и др.
Подробнее:
1. Ошибочность вывода об утрате оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29) жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
– при изменении жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений (принятые на жилищный учет до марта 2005 г.);
– при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях (принятые на жилищный учет после 1 марта 2005 г.).
а) незаконность снятия с жилищного учета очередников, принятых на жилищный учет до марта 2005 г.
Департамент неправомерно снимает с жилищного учета очередников, принятых на него до марта 2005 г., по основаниям, предусмотренным Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ) очередники, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
, могут быть сняты с него лишь в случае получения жилья по договору социального найма по норме предоставления, а также при утрате ранее вышеназванной даты оснований, дававших право на получение жилья по договору социального найма.
Очередники, принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 г., подлежат снятию с жилищного учета только по основаниям, перечисленным в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, и к ним не применяется принятый позднее Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29.
Действовавшее до 1 марта 2005 г. законодательство не связывало постановку граждан на жилищный учет с их имущественной обеспеченностью. Учитывалось лишь проживание в жилье площадью менее учетной нормы, а проживающие в общежитиях принимались на жилищный учет независимо от площади занимаемого жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 1 декабря 2009 г. № 1549-О-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст.
6 Вводного закона к Жилищному кодексу РФ, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Вводного закона к ЖК РФ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г.
принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (с 2005 г. также учитывается имущественная обеспеченность).
Источник: http://president-sovet.ru/documents/read/365/