Как быть,если имеется разница во времени между ДТП и страховкой?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться.

При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД.

Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_stal_vinovnikom_dtp

Это должен знать каждый водитель. Как вести себя при ДТП и получить выплаты по страховке

Зима в Беларуси – это целое приключение. Особенно для водителей. То снегом заметет, то дождь пойдет, а то и вовсе гололед. Из-за сложных погодных условий, невнимательности и прочих факторов можно угодить в ДТП. Что делать в такой ситуации и как не пролететь со страховкой – рассказываем подробно.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица (пп. 2.18 п. 2 Главы 1 ПДД Республики Беларусь).

Проще говоря, даже если ваш заведенный автомобиль поцарапал собственное зеркало об ограду, это все равно будет считаться ДТП.

В пункте 31 Главы 6 действующих Правил дорожного движения Республики Беларусь подробно прописан алгоритм поведения водителя при ДТП.

Если водитель не выполняет этих действий, его смело можно назвать правонарушителем.

Обязательный порядок действий в случае ДТП

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Внимание! Водитель должен оказать первую помощь только в том случае, если уверен в ее необходимости и если эта помощь не навредит пострадавшему.

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Шаг 4

Если необходимо воспользоваться автомобилем, которое задействовано в ДТП, для транспортировки пострадавшего, предварительно зафиксируйте в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к ДТП. Не забудьте записать фамилии и адреса очевидцев ДТП (очень желательно удостовериться по документам).

Для этого можно позвать прохожих. Если поблизости нет пешеходов, постарайтесь остановить машину. В крайнем случае, можно снять все на телефон.

Шаг 5

Сообщить о случившемся в ГАИ и ожидать прибытия сотрудников автоинспекции. После этого участники ДТП должны сделать все возможное, чтобы сохранить следы и предметы, относящиеся к ДТП. Нужно попытаться их оградить, организовать объезд места ДТП.

Если на место ДТП вызывают ГАИ, то виновного и меру наказания определяют они. Сотрудники Госавтоинспекции составляют протокол, опрашивают свидетелей, выдают участникам ДТП справки, с которыми в течение 5 дней нужно обратиться в страховую компанию.

Когда можно НЕ вызывать ГАИ

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу».

Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП.

В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

Участники ДТП имеют право не сообщать об инциденте в ГАИ, если одновременно соблюдены все следующие условия:

  • В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии. И кроме двух участников ДТП не причинен ущерб третьим физическим или юридическим лицам. Если в результате ДТП помяли чей-то ларек, ограду, движимое или недвижимое имущество, придется вызывать ГАИ.
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств. Даже если из-за гололеда вы не смогли вовремя остановить ночью на парковке свой автомобиль и чуть-чуть поцарапали рядом стоящие машины (более 1), придется разбираться с ГАИ.
  • Лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории. Тут все предельно ясно. Если у водителя Range Rover права только на вождение мотоцикла, разбираться в этом будет ГАИ.
  • В отношении транспортных средств имеются действующие договоры страхования ОСАГО. Напомним, что в Республике Беларусь страхование транспортных средств является обязательным для участия в движении.
  • Оба участника ДТП должны быть согласны с обстоятельствами причинения ущерба. Иными словами, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не должен вызывать разногласий. Все обстоятельства происшествия и повреждения должны быть зафиксированы в извещении о ДТП. Участники ДТП заполняют его собственноручно.
  • Участники ДТП не предъявляют претензий к состоянию друг друга. Оба должны быть трезвые и здоровые. Проверить самостоятельно на глаз это достаточно проблематично, но если оба участника решили довериться друг другу, то никто против не будет.
  • Вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в дорожно-транспортном происшествии, оценивается водителями-участниками ДТП в размере до 400 евро. Оценка производится на месте на глаз. Внимание! Если сомневаетесь в правильности оценки, лучше вызвать ГАИ. Ведь выплата страховки по «европротоколу» тоже будет не более 400 евро.

Где взять «европротокол»?

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

Как получить деньги от страховки ОСАГО после ДТП?

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Страховка по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Оценка ущерба

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Как полностью компенсировать ущерб от ДТП?

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму.

Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением.

Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

«А если у меня КАСКО?»

В случае с КАСКО процедура в целом похожа, но есть приятные нюансы.

Если ваша машина застрахована по полному КАСКО, то в зависимости от условий страхового соглашения вам должны выплатить полную сумму на ремонт автомобиля. При этом КАСКО выплачивается автовладельцу вне зависимости от виновности в ДТП.

Выплату по КАСКО за ущерб в ДТП можно получить без обращения в ГАИ при повреждении стекол, зеркал, фар, парктроников, кузова и т.д. При этом размер ущерба не должен превышать 5−7% от страховой суммы по договору. Иначе – только с вызовом ГАИ.

Также обратите внимание, что без обращения в ГАИ КАСКО могут выплатить лишь дважды в течение действия страхового договора. В третий раз придется вызывать инспекторов, даже если вы просто повредили боковое зеркало. Важно учитывать срок обращения в страховую компанию.

В разных компаниях он отличается. Чаще всего это 2-3 дня.

Внимательно читайте страховой договор, знайте свои права и будьте внимательны на дорогах! Искренне надеемся, что вышеизложенная информация не пригодится вам на практике.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях.

Источник: https://mtblog.mtbank.by/eto-dolzhen-znat-kazhdyj-voditel-kak-vesti-sebya-pri-dtp-i-poluchit-vyplaty-po-strahovke/

Виновник ДТП заплатит дважды


После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

https://www.youtube.com/watch?v=yiinulRKmSc

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Вопросы и ответы

Источник: https://www.octa24.lv/ru/octa-jautajumi-atbildes/

Страховщики пользуются юридической неграмотностью украинцев и не платят компенсации после ДТП

Эксперты советуют не гнаться за дешевизной полиса и тщательно читать договор.  

В Украине страховщики отказываются выплачивать компенсации после ДТП, пишет “Сегодня”.

Страховая защита на сегодняшний день существует только для идеально целых автомобилей. Так, к примеру, известен случай, когда после ДТП по всей ширине двери пострадавшей машины полосой была содрана краска. Страховая виновной стороны отказалась оплатить покраску, ссылаясь на то, что она и до ДТП не была идеальной — в уголке нашлась небольшая потертость.

“В данном случае речь идет не о царапинах, а о том, что если деталь нужно было полностью красить и до убытка, то страховщик не должен возмещать стоимость покраски, поскольку выплата должна позволить вернуть имущество в состояние, в котором оно было до убытка”, — пояснил начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК “Allianz Украина” Александр Яременко.

А вот юристы считают иначе. “В данном случае СК незаконно отказала в выплате страховки, — говорит ведущий юрист МПК “УкрЮрЦентр” Кирилл Бобровный. — Чаще всего это делается, если сумма страховой выплаты небольшая. СК умышленно отказывается выплачивать страховку, надеясь на то, что страхователь не будет подавать в суд”.

В случае, если страховая все-таки не возместит ущерб, требовать деньги надо у виновника ДТП, говорят эксперты. “Согласно ст.

1194 Гражданского кодекса, лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты обязано само доплатить потерпевшему разницу между выплатой и реальным ущербом.

За возмещением стоит обращаться в суд”, — отметил юрист компании “Правовая помощь” Андрей Бузинный.

Помимо отказа страховых компаний платить, встречаются и случаи, когда они попросту затягивают процесс выплаты. Как рассказала хозяйка пострадавшей в ДТП машины, она добивалась от страховой компенсации полгода, но так ничего и не получилось, и женщина махнула на все рукой.

“Это типичный пример того, что некоторые СК больше заботит сбор премий, чем реальное страхование”, — говорит менеджер по коммуникациям компании “PZU Украина” Александр Мельничук.

Правда, есть доля вины и самих страхователей. “Сколько водителей, покупая полис ОСАГО, выбирают страховщика по параметру надежности, а не только цены? — добавил Александр Яременко.

— Часто покупают что угодно, лишь бы подешевле и бумажка для ГАИ была”.

“Затягивание времени — типичное поведение страховщиков”, — говорит Андрей Бузинный.

Украинские туристы и страховые компании наперегонки обманывают друг друга

Однако, стоит отметить, что действия страховых четко регламентированы в Украине законом. Например, у СК есть только 10 дней с момента получения уведомления о ДТП для того, чтобы выяснить причины аварии и посчитать ущерб.

Если же это не будет сделано, потерпевший имеет право сам выбрать эксперта. Кроме того, СК не имеет права затягивать и с выплатой компенсации — на это дается 90 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении.

“Если этого не происходит — подавайте в суд”, — отмечает Бобровный.

Часто также страховые не учитывают износ деталей при выплатах по договорам гражданской ответственности. “В заблуждение может ввести соотношение понятий “стоимость восстановительного ремонта” и “стоимость материального ущерба”, — говорит Кирилл Бобровный.

— Стоимость восстановительного ремонта как раз и включает в себя стоимость деталей по рыночной цене на сегодняшний день, однако далее эта сумма умножается на коэффициент износа деталей (амортизация). В итоге мы получаем стоимость материального ущерба, которая всегда меньше стоимости восстановительного ремонта.

А именно материальный ущерб обязана возместить СК”.

По словам экспертов, чтобы обезопасить себя от проделок страховых, в первую очередь необходимо тщательно выбирать компанию. “Главный совет — тщательно выбирайте СК, — отметил Александр Мельничук.

— Только на надежного страховщика можно переложить свои риски и быть уверенным в том, что он выполнит свои обязательства и вам не придется в срочном порядке искать деньги для ремонта своего или чужого авто”.

При выборе компании необходимо ориентироваться на ее репутацию, финансовое положение и опыт.

Также не следует гнаться за компаниями, страховые полисы которых дешевле остальных, – чаще всего так делают ненадежные компании.

И напоследок – обязательно перед подписанием договора страхования внимательно его изучить.

“При оформлении страховки обязательно ознакомьтесь со всеми пунктами договора. Если вы с чем-то не согласны, предлагайте сразу вносить изменения, исправлять опечатки или ошибки”, — говорит Бобровный.

“В большинстве случаев действия СК направлены на то, чтобы под любым предлогом не выплатить страховку или выплатить ее не полностью. Чаще всего пользуются юридической неграмотностью людей и классическим способом перевода стрелок”, — добавил эксперт.

Напомним, ранее сообщалось, что страховщики “блокируют” украинцам выезд за границу из-за их возраста.

Источник: https://tsn.ua/ru/groshi/strahovschiki-polzuyutsya-yuridicheskoy-negramotnostyu-ukraincev-i-ne-platyat-kompensacii-posle-dtp-319112.html

О полисе OCTA

Можно ли получить в бумажном виде полис, приобретенный в Интернете?
Да. Законодательством предусмотрено, что на территории Латвии автоводитель не обязан иметь при себе бумажный полис. Приобретая полис OCTA в Интернете, Вы можете распечатать его сами.

Куда пропали зеленые бланки полисов OCTA?
С 1 июня 2008 года латвийским страховым компаниям больше не нужно печатать полисы ОCTA на зеленых бланках. Они вправе свободно выбирать, какие бланки использовать.

Нужно ли возить с собой полис OCTA?
Согласно законодательству, на территории Латвии автоводитель не обязан иметь при себе бумажный полис. Дорожная полиция проверяет наличие годного полиса в базе данных по регистрационному номеру автомашины. Выезжая за границу, при себе необходимо иметь оригинал полиса OCTA.

Как действовать, если автомашина продана, а срок действия полиса OCTA не закончился?
Если автомашина продана, то необходимо связаться со своей страховой компанией и рассказать о сложившейся ситуации. После расторжения страхового договора Вы имеете право получить деньги за неиспользованный период:

страховая компания возвращает деньги на указанный Вами счет (удерживая определенный процент суммы на покрытие административных расходов);
после приобретения нового автомобиля остаток страховой премии можно перенести на другой полис, приобретаемый в той же страховой компании.

Кто имеет право заключать договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСТА) владельцев сухопутных транспортных средств?
Каждый владелец или законный пользователь, или держатель транспортного средства страхует гражданско-правовую ответственность за каждое транспортное средство, используемое в дорожном движении, приобретая полис OCTA.

Кто и в каких условиях вправе проверить, есть ли у транспортного средства полис OCTA?
Государственная погранохрана, при пересечении транспортным средством границы Латвии.

Дорожная полиция, при проверке транспортного средства и документов его водителя.

Дирекция безопасности дорожного движения и Государственная инспекция по техническому надзору – перед техосмотром транспортного средства.

При приобретении подержанного транспортного средства, остается ли в силе его страховой полис, если предыдущий владелец его не отозвал?

У полиса KASKO необходимо перерегистрировать смену владельца, сообщив об этом страховщику.
Полис OCTA автоматически теряет силу после смены владельца. В отношении нового владельца прежний договор OCTA не действует. Поэтому, при перерегистрации автомобиля на свое имя, необходимо заключить новый договор OCTA.

О страховых возмещениях

В течение какого срока рассматривается заявка о получении страхового возмещения OCTA?
Если вина лица, причинившего ущерб во время дорожно-транспортного происшествия (ДТП), доказана, причинившее ущерб лицо известно и объем ущерба можно рассчитать, то страховщик должен принять решение в течение 3 месяцев со дня получения заявки, но не позднее, чем в течение одного месяца после получения всех необходимых документов. Подателя заявки необходимо письменно проинформировать о принятом решении.

Где и как пострадавший может получить информацию о том, кто возместит ущерб, причиненный во время ДТП?
Чтобы узнать, куда обращаться по вопросу возмещения ущерба, причиненного во время ДТП, по полису OCTA владельца виновного транспортного средства необходимо выяснить страховую компанию, в которой застрахована ответственность.

Если виновник ДТП пытается бежать с места происшествия, то необходимо записать серию и номер государственного номерного знака транспортного средства.

Это позволит при помощи Латвийского бюро страховщиков транспортных средств выяснить владельца виновного транспортного средства и страховую компанию, в которой застрахована его гражданско-правовая ответственность.

Кто компенсирует ущерб, причиненный лицу, виновному в ДТП?
Полис OCTA не возмещает ущерб, нанесенный лицу, которое было признано виновным в ДТП.

Какой ущерб и в каком объеме компенсируется в ДТП?
Компенсируется:

ущерб, причиненный здоровью лица, в объеме до EUR 5 000 000 за каждого пострадавшего;
ущерб имуществу ― до EUR 1 000 000; если ущерб превышает лимит ответственности, установленный страховщиком, то пострадавший может потребовать от виновного лица возместить часть ущерба, превышающую лимит, обратившись в суд в предусмотренном нормативными актами порядке.

В каких случаях ущерб не компенсируется?
Полис OCTA не компенсирует ущерб:

возникший из-за непреодолимой силы, по умыслу самого пострадавшего или из-за его грубой неосторожности;
причиненный невыясненным транспортным средством, за исключением ущерба, возникшего во время работ по спасению пострадавших; повреждения транспортного средства или загрязнение салона в связи с транспортировкой пострадавшего в лечебное учреждение; если хотя бы одному из пассажиров транспортного средства, пострадавшего в ДТП, нанесены тяжкие или средней тяжести телесные повреждения, то возмещается ущерб, причиненный имуществу;
нанесенный владельцу виновного транспортного средства и его имуществу, за исключением случаев, когда виновниками ДТП являются несколько лиц, причинивших взаимный ущерб, и если вовлеченные в ДТП лица дают противоречивые показания;
возникший после ДТП;
возникший при использовании транспортного средства для тренировочной поездки или для езды на соревнованиях;
в связи с повреждением прицепа или транспортного средства, прицепленного к совершившему ДТП транспортному средству;
прибыль, не полученную из-за ДТП;
причиненный камнем или другим предметом, который был приведен в движение транспортным средством;
причиненный имуществу третьего лица, принятому владельцем или законным пользователем транспортного средства для коммерческой перевозки.

Как действовать, если пострадавший считает, что ущерб, причиненный во время ДТП, не компенсирован полностью?
Если пострадавший не удовлетворен решением о выплате страхового возмещения, то он имеет право обратиться в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств с просьбой дать заключение об упомянутом решении. В ходе проверки жалобы третьего лица бюро принимает решение рекомендательного характера. Пострадавший может оспорить решение страховщика в суде также и в том случае, если он не воспользовался правом обратиться в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств с просьбой дать заключение об упомянутом решении.

Как действовать после ДТП за границей?
После ДТП, покрываемого страховкой OCTA, водитель транспортного средства, руководствуясь законодательством соответствующей страны, должен вызвать дорожную полицию или заполнить согласованное заявление.

По возвращении в Латвию владелец транспортного средства должен немедленно, как только это станет возможным, подать страховщику заявку на страховое возмещение OCTA в связи с ДТП, приложив к заявке копию протокола, составленного дорожной полицией, а также предъявить транспортное средство по требованию страховщика.
Необходимо отметить, что страховщик может воспользоваться правом регрессного иска против владельца транспортного средства, если тот не проинформировал его о ДТП с участием его транспортного средства и был признан виновным в совершении этого ДТП.

Должен ли владелец транспортного средства обязательно предъявить его страховщику после ДТП?
Да.

Если на месте ДТП было заполнено согласованное заявление, то виновник ДТП должен подать в отдел выплат своей страховой компании согласованное заявление, предъявить транспортное средство и написать объяснительную. То же самое относится и к случаям, когда ДТП было зарегистрировано дорожной полицией.

Куда обращаться, если у пострадавшего есть и полис OCTA, и полис KASKO?
Пострадавший может обращаться по выбору или в страховую компанию, где приобретен полис OCTA виновного в ДТП, или к своему страховщику KASKO, однако ущерб будет возмещаться только в одной из страховых компаний.

Можно ли получить страховое возмещение OCTA деньгами?
Страховое возмещение деньгами может получить владелец пострадавшего транспортного средства, собственности или имущества. В отдельном заявлении владелец пострадавшего транспортного средства, собственности или имущества может также указать другое лицо, которому необходимо перечислить возмещение ущерба.

Каков размер штрафа за езду без OCTA?
Для водителей легковых транспортных средств штраф составляет от EUR 85 до EUR 120, а для водителей грузового транспорта и автобусов – от EUR 280 до EUR 430.

Должны ли обе стороны после заполнения согласованного заявления обращаться в страховую компанию со своим экземпляром заявления?
Водитель транспортного средства, вовлеченного в ДТП, должен немедленно сообщить о страховом случае страховщику или в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств.

Пострадавший подает заявку о страховом случае страховщику, который застраховал гражданско-правовую ответственность водителя транспортного средства, причинившего ущерб, или в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств, если возмещение подлежит выплате из Гарантийного фонда. К заявке прилагается заполненное согласованное заявление.
Виновный подает свой экземпляр согласованного заявления страховщику, с которым заключен договор OCTA. Если такового нет – то в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств.

В течение какого времени страховая компания должна выплатить страховое возмещение?
Страховщик или Латвийское бюро страховщиков транспортных средств выплачивает страховое возмещение в течение пяти дней после принятия решения о выплате страхового возмещения.

В каких случаях страховщик имеет право подать регрессный иск?

Страховщик сохраняет за собой право на подачу регрессного иска в течение 10 лет со дня выплаты страхового возмещения: против владельца дороги, управляющего дорогой; против владельца транспортного средства, который не застраховал свою гражданско-правовую ответственность; при урегулировании ущерба между учреждениями, межгосударственном урегулировании;
Право на регрессный иск против застрахованного лица сохраняется в течение 3 лет со дня выплаты страхового возмещения, в отношении владельцев транспортных средств, которые застраховали свою гражданско-правовую ответственность.

Может ли страхователь просить страховую компанию, которая осуществляет экспертизу и возмещает убытки, привлечь другого эксперта для проведения дополнительной (углубленной) экспертизы, в случае, если есть подозрения в отношении качества экспертизы?
Если Вас не удовлетворяет работа эксперта, Вы можете:

Подать жалобу в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств;
заказать новую экспертизу другому эксперту;
оспорить заключение первого эксперта, подав в суд иск против страховой компании вместе с заключением второго эксперта.

Можно ли вернуть страховой взнос в случае перерегистрации транспортного средства?
Можно, если по полису OCTA не осуществлены выплаты пострадавшему. Необходимо написать заявление страховщику OCTA о возврате неиспользованной части страховой премии.

К заявлению необходимо приложить обоснование для отчуждения автомобиля (доказательство). Возврат производится только за полные, не использованные месяцы, из которых страховщик удерживает 5% на административные расходы.

Перерегистрация, смена владельца или отчуждение автомобиля считается со дня подачи владельцем транспортного средства заявления страховщику.

О системе bonus-malus

Учитываются ли при определении класса bonus-malus не только совершенные аварии, но и пункты учета нарушений (штрафные пункты) и случаи, когда водитель транспортного средства находился под воздействием опьяняющих веществ?
Нет, для определения класса bonus-malus будут учитываться только ДТП, совершенные транспортным средством и относящиеся к владельцу/держателю транспортного средства, и страховой стаж владельца/держателя транспортного средства.

Если я как владелец автомашины дал автомашину своему знакомому, который совершил на ней ДТП, будут ли в таком случае ко мне применяться доплаты malus?
Malus, так же как и bonus, применяется в отношении пары транспортное средство – владелец/держатель (если владелец транспортного средства является юридическим лицом. Таким образом, если какое-либо лицо совершило ДТП на Вашем транспортном средстве, то malus применяется к принадлежащему Вам транспортному средству.

Если в отношении страхового случая действует разделенная ответственность, будет ли мне снижен класс bonus-malus за этот страховой случай?
Если в отношении страхового случая действует разделенная ответственность, то снижение класса bonus-malus будет применено к владельцам всех транспортных средств, признанных ответственными или частично ответственными.

На сколько классов снижается предыдущий класс bonus-malus, если в течение года наступили страховые случаи?
Предыдущий класс bonus-malus снижается на определенное число процентов в зависимости от числа страховых случаев за год и числа страховых дней.

Через сколько лет страховой случай вычеркивается из моей страховой истории и присваивается лучший класс bonus-malus?
Страховой случай не будет вычеркнут из Вашей страховой истории, а расчет класса bonus-malus производится за последние 11 лет.