Как измерять 100 метров до точки, предназначенной для оказания образовательных услуг?

[Ответчиком в нарушение норм действующего законодательства осуществляется розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией образовательного учреждения.

При этом, территория образовательного учреждения не ограничивается территорией под зданием учреждений, к ней относится также земельный участок, предоставленный для нужд учреждения.

Следовательно, при расчетах необходимо учитывать расстояние не до самого здания образовательного учреждения, а до границы его земельного участка.]

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 февраля 2014 г. по делу № 33-1394/2014

Судья Новикова О.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самойловой Н.Г.

судей Веркошанской Т.А., Куратовой Л.В.

при секретаре Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора к ООО “Квадрат” о запрете реализации табачных изделий,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью “Квадрат”,

на решение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования прокурора к ООО “Квадрат” о запрете реализации табачных изделий удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Веркошанской Т.А., объяснения представителя ООО “Квадрат” С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Романенко Ф.С., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

обратился в суд с иском к ООО “Квадрат”, в котором просил запретить деятельность по реализации табачных изделий на территории торгового объекта – магазина продукты № 3, расположенного по адресу, .

В обоснование заявленных требований указал, что при проведении прокуратурой проверки, соблюдения Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыми и последствий потребления табака”, в деятельности ООО “Квадрат” на территории торгового объекта – магазин продукты № 3″, расположенного по адресу , были выявлены нарушения в части осуществления розничной торговли табачными изделиями рядом с образовательным учреждением.

Согласно замерам, проведенным в рамках указанной проверки, расстояние от торгового объекта ООО “Квадрат”, осуществляющего розничную реализацию табачных изделий, до юридической границы земельного участка по , на котором расположен МОУ СОШ №№ , составляет метров.

В соответствии с нормами действующего законодательства, запрещается розничная продажа табачной продукции на расстоянии менее 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Указав, что деятельность ООО “Квадрат” по реализации табачных изделий нарушает приведенные положения правовых норм, создает угрозу законным интересам и здоровью воспитанников МОУ СОШ № , прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО “Квадрат” просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.

1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с ч. 1 ст.

45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст.

1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Порядок организации и регулирования деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий определен Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”.

Согласно п. 2 ч. 7 ст.

19 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Приведенная норма направлена на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков, запрещают реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений.

Согласно Федеральному закону № 51-ФЗ от 24 апреля 2008 года Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

В преамбуле названной Конвенции перечисляются цели ее принятия, которые указывают на преисполнение сторонами решимости уделять приоритетное внимание своему праву на защиту здоровья людей, проявляя глубокую обеспокоенность по поводу распространения курения и других видов употребления табака детьми и подростками во всем мире, особенно по поводу курения во все более раннем возрасте, напоминая также, что Конвенция по правам ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, предусматривает, что государства – участники этой Конвенции признают право ребенка на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья.

Согласно материалам дела, ООО “Квадрат” является действующим юридическим лицом, осуществляет деятельность в сфере розничной торговли, зарегистрировано в ИФНС по , что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № № .

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной помощником прокурора , совместно с ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, на территории магазина ООО “Квадрат”, расположенного по адресу: установлено, что ответчик осуществляет розничную реализацию табачных изделий.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от торгового объекта ООО “Квадрат”, расположенного по адресу: , до юридической (фактической) границы земельного участка (учетный № 4-54-1) по , на котором находится МОУ СОШ № № , составляет м.

Принимая во внимание, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.

ГГГГ № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” МОУ СОШ № является общеобразовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и(или) среднего общего образования, ответчиком, в нарушение норм действующего законодательства осуществляется розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией образовательного учреждения, судом принято правильно решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными соответствующими требованиям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым заметить, что стороной ответчика, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, опровергающих представленные прокурором сведения об осуществлении розничной торговли табачными изделиями, обуславливающих правомерность заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы, относительно того, что в ходе проверки расстояние от торгового объекта до образовательного учреждения определено неправильно, и необходимо учитывать расстояние до самого здания образовательного учреждения, а не границы его земельного участка, судебная коллегия отклоняет, поскольку законом четко предусмотрено определять точкой 100-метрового отсчета территорию образовательного учреждения.

Территория образовательного учреждения не ограничивается территорией под зданием учреждений, к ней относится также земельный участок, предоставленный для нужд учреждения.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

Решение Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить – без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Квадрат” – без удовлетворения.

Источник: http://www.lexed.ru/praktika/sudebnaya-praktika/baza/detail.php?ELEMENT_ID=3296

Федеральный закон от 23.02.

2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления  табака» направлен на соблюдение статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации, согласно которым, каждый человек имеет право на охрану здоровья и благоприятную  среду.

Данным Федеральным законом определены места, в которых запрещается   розничная  продажа  табачной  продукции, а именно:

1) на  территориях и  в  помещениях, предназначенных  для оказания образовательных  услуг, услуг учреждениями  культуры, органов  по  делам молодежи, услуг  в  области  культуры  и  спорта, медицинских, реабилитационных  и  санаторно-курортных  услуг, на  всех  видах общественного  транспорта, в  помещениях, занятых  органами государственной  власти, органами  местного  самоуправления;

2) на  расстоянии  менее  чем  сто  метров по  прямой  линии   без учета искусственных и естественных преград   от  ближайшей  точки, граничащей  с территорией, предназначенной  для  оказания  образовательных  услуг;

3) на  территориях  и  в  помещениях  (за  исключением  магазинов  беспошлинной  торговли) железнодорожных  вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских, речных  портов, на  станциях  метрополитенов, предназначенных  для  оказания  услуг по  перевозкам  пассажиров, в  помещениях, предназначенных  для предоставления  жилищных  услуг, гостиничных  услуг, услуг  по  временному  размещению и (или) обеспечению  временного  проживания.

Запрещается  продажа  табачной  продукции  несовершеннолетним  и   несовершеннолетними.

В  случае  возникновения  у  лица, осуществляющего  отпуск  табачной  продукции (продавца) сомнения  в  достижении  лицом, приобретающим  табачную  продукцию (покупателя), совершеннолетия, продавец  обязан  потребовать  документ, удостоверяющий  его  личность и  позволяющий  установить  возраст  покупателя. Если данный  документ не представлен, то продавец  должен отказать  покупателю в  продаже  табачной  продукции.  

Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции  в торговом объекте.

  Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

В адрес Роспотребнадзора систематически поступают письменные обращения граждан, не равнодушных к здоровью подрастающего поколения, а также обращения общественных организаций, в которых указывается на недостаточное расстояние от предприятий продовольственной торговли, реализующих табачную продукцию до образовательных и иных детских учреждений.

Указанные в Федеральном Законе от 23 февраля 2013 г.

№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 100 метров расстояния должны стать – антитабачными!  Размещая свои торговые точки, руководителям  организаций  торговли,  следует внимательно изучить территорию, обратить особое внимание на организации здравоохранения, культуры, спорта, особенно детские образовательные  учреждения  и  учесть фактор удалённости.

Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в рамках исполнения предписаний (поручений) Территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Саратовской области   в рамках контрольно-надзорных мероприятий проводятся измерения расстояния  между  предприятиями торговли, реализующими табачную продукцию и учреждениями, оказывающими  образовательные  услуги, детскими  дошкольными  учреждениями.

Измерения фактического расстояния проводятся в соответствии с Рабочей инструкцией по проведению санитарно-эпидемиологических измерений Органа инспекции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»: от ближайшей точки  предприятия  торговли, граничащей с территорией  учреждения, оказывающего  образовательные  услуги,  по прямой линии без учета искусственных и естественных преград. Измерения проводятся  лазерным дальномером, данный прибор прошел поверку в установленном порядке.

За   истекший период  2018 года проведены измерения фактического расстояния от 19 объектов торговли, осуществляющих розничную продажу табачных изделий, до территорий организаций, предназначенных  для оказания образовательных  услуг.

Из них  в 13-ти  случаях фактическое расстояние составило менее 100 метров, что противоречит требованиям Федерального закона от 23.02.

2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

За   истекший  период  2019 года проведены измерения фактического расстояния от 16 объектов торговли, осуществляющих розничную продажу табачных изделий, в  том  числе   магазинов «Магнит» АО «Тандер», «Пятерочка +» ООО «Агроторг», «Гроздь» ООО «Центр  реструктуризации».   Из них  в  15-ти   случаях фактическое расстояние составило менее 100 метров.

Все результаты измерений переданы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Саратовской области  для  принятия  мер.

Версия для печати Версия для MS Word

Источник: http://www.gigiena-saratov.ru/dlyagrazhdan/antitabach/147756/

Судебная и административная практика по соблюдению 100-метровой зоны при реализации табачных изделий

Согласно требований Федерального закона от 23.02.

2013 N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” (далее по тексту – Закон № 15-ФЗ) запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

В соответствии со статьей 23 Закона N 15-ФЗ за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 14.53 КоАП РФ).

За 2016 год Управлением к административной ответственности по части 1 статьи 14.53 КоАП РФ привлечено 57 виновных лиц, включая индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, на общую сумму 677,5 тыс.рублей.

Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями, содержатся в статье 19 Закона № 15-ФЗ.

Поскольку законодатель исключает любую возможность отступления от вышеуказанных требований, Управление придерживается позиции, что в данном случае надо исходить из используемого в законе термина «расстояние», то есть пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговым объектом, в котором осуществляется продажа табачных изделий без учета пешеходной доступности, искусственных и естественных препятствий, преград, а также без учета места размещения табачных изделий в торговом объекте и места расположения входа на территорию образовательного учреждения.

Исходя из выводов судебной практики на территории Кировской области, суды руководствуются частью 1 статьи 19 Закона № 15-ФЗ в соответствии, с которой розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах.

В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

Соответственно расстояние измеряется до торгового объекта, т.е. до магазина или торгового павильона, в котором осуществляется розничная торговля табачной продукцией (расстояние внутри здания магазина и торгового павильона не учитывается и не подлежит измерению).

Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и юридических лица, являясь профессиональными участниками рынка, должны быть осведомлены об ограничениях в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями вблизи территории, предназначенной для оказания образовательных услуг, и о том, что несоблюдение таких ограничений влечет за собой административную ответственность. На индивидуальных предпринимателях и юридических лицах лежит обязанность убедиться в соблюдении требований пункта 2 части 7 статьи 19 Закона N15-ФЗ, неисполнение которой, в том числе по неосторожности, свидетельствует о виновном противоправном деянии.

За неоднократные нарушения пункта 2 части 7 статьи 19 Закона N15-ФЗ были привлечены к установленной административной ответственности АО «Тандер» (ОГРН 1022301598549), ООО «Агроторг» (ОГРН 1027809237796), ООО «Альфа Пенза» (ОГРН 1145837002794), ООО «Лабиринт-Волга» (ОГРН 1135260018222), ООО «Роксэт-С» (ОГРН 1024301315500), и (или) их ответственные сотрудники.

В соответствии с частью 4 статьи 4.

1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, поэтому в случае не прекращения продажи табачных изделий в добровольном порядке, Управление обращается в суд с соответствующими исковыми заявлениями о запрете такой продажи при нарушении требований пункта 2 части 7 статьи 19 Закона N 15-ФЗ.

Источник: http://43.rospotrebnadzor.ru/news/detail.php?ID=7630