Время чтения: 6 минут
На дорогах и вблизи парковки транспортных средств часто случаются разного рода происшествия.
Некоторые из них заканчиваются лишь незначительными повреждениями автомобиля, другие приводят к плачевным последствиям.
В любом случае нужно уметь отстаивать свои права, требуя взыскание ущерба ДТП с виновника произошедшего. О том, в каких случаях это можно сделать и каким образом — читайте далее.
Содержание
- 0.1 Когда ответственность возлагается на виновника ДТП
- 0.2 Механизм взыскания компенсации
- 0.3 Самостоятельно
- 0.4 При помощи полиции
- 0.5 Через суд
- 0.6 Какой ущерб можно возместить
- 0.7 Повреждение имущества
- 0.8 Вред здоровью
- 0.9 Моральный ущерб
- 0.10 Какие доказательства нужны
- 0.11 Возмещение ущерба при ДТП:
- 1 Суд с виновником ДТП
- 2 Возмещение ущерба вследствие вины дорожных служб
- 3 Шестьдесят тысяч за переломы, пятьсот – за смерть.
- 4 Как подать в суд на виновника ДТП для возмещения ущерба – страховая, документы
Когда ответственность возлагается на виновника ДТП
Основанием для получения от лица, по вине которого произошло ДТП, материальной компенсации является, собственно, любое ДТП — событие, случившееся во время движения транспортного средства или при его участии и повлекшее за собой повреждение имущества, проблемы с физическим состоянием или кончину. Ввиду необходимости обязательно иметь страховку основные требования будут предъявляться к страховой компании, выдавшей полис виновнику случившегося. Но в некоторых случаях компенсацию приходится требовать с него самого.
К примеру, может возникнуть вопрос, кто возмещает ущерб при ДТП, если виновник не застрахован по какой-либо причине? Нередки также случаи, когда страховщики не могут или не хотят выплачивать всю заявленную пострадавшим (-ими) сумму.
Перечислим ситуации, когда можно взыскать ущерб с виновника ДТП:
- Полис не может покрыть весь объем ущерба. Лимит на возмещение имущественного ущерба со стороны страховой компании составляет 400 тыс. рублей. В случае если человек пострадал физически или погиб, страховщики готовы выплатить не более 500 тыс. Что касается морального вреда, за который пострадавший также вправе потребовать материальное возмещение, то его полис вообще не покрывает.
- Требуется возмещение ущерба при ДТП, когда виновник не застрахован.
- Страховщики по той или иной причине отказываются делать выплаты в полном размере.
- Случай является нестраховым. Это относится к ситуации, когда ущерб был причинен не в ходе движения автомобиля (например, неосторожно открыли дверцу и поцарапали другую машину).
Требуя деньги с виновника аварии, пострадавшая сторона нередко сталкивается со следующими вопросами:
- Будет ли сумма возмещения ущерба при ДТП рассчитываться с учетом износа транспортного средства или без него? Это зависит от наличия ОСАГО. Износ учитывается в том случае, если имеется данный полис. Если же используется другая страховка или ее нет вообще, то пострадавший вполне может запросить сумму без оглядки на амортизацию.
- С кого взыскивается ущерб от ДТП: с виновника или владельца? Со второго, так как именно собственник транспортного средства, ставшего причиной аварийной ситуации, является ответчиком по всем делам, предъявляемым к данной машине. Владелец же, в свою очередь, может потом через суд заставить водителя-виновника ДТП ответить за совершенные действия и вернуть те деньги, которые ему ранее пришлось потратить на возмещение ущерба.
Механизм взыскания компенсации
Перед тем как взыскать ущерб с виновника ДТП, стоит оценить каждый из имеющихся вариантов.
Самостоятельно
Во-первых, это взыскание ущерба по ДТП с виновника по полису ОСАГО, с помощью оформления Европротокола.
Стороны самостоятельно оформляют форму извещения и оформляют карту ДТП, проверяют наличие друг у друга документов и страховок и уведомляют о происшествии свои страховые компании.
Данный вариант будет уместен только в том случае, если во время ДТП не пострадали люди, а нанесенный ущерб эквивалентен сумме, не превышающей 100 тыс. рублей. С июня прошлого года такое оформление возможно даже при наличии разногласий у участников происшествия.
Во-вторых, вполне реально осуществить взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО и полиции — просто по-человечески договорившись.
Такой вариант будет уместен, если у виновника нет страховки и причинен незначительный ущерб: разбита фара или поцарапана машина. Но в этом случае необходимо взаимное согласие пострадавшего и виновника.
В этом случае крайне важно все решения фиксировать на бумаге хотя бы в виде простой расписки с указанием всей паспортной информации, данных о прописке и месте проживания сторон.
Иначе если нерадивый водитель, который не расплатился на месте, вдруг решит забыть о своих обязательствах, то возмещение ущерба с виновника ДТП будет невозможно.
Или же, наоборот, если пострадавший получивший компенсацию от виновника, передумает и уведомит ГИБДД об аварии и о том что второй участник скрылся.
При помощи полиции
Заручаться помощью полицейских нужно в следующих случаях:
- ДТП сопровождалось причинением вреда физическому состоянию людей либо же смертью.
- Водители не могут договориться по поводу карты происшествия и самостоятельно решить вопрос.
- Вы не знаете, как общаться с виновником ДТП по возмещению ущерба, чтобы не остаться в убытке.
- Ущерб причинен на сумму свыше 100 тыс. рублей.
Через суд
После оформления документов через ДПС и уведомления страховых компаний о случившемся потерпевшая сторона направляет через своего страховщика досудебную претензию на взыскание материального ущерба с виновника ДТП и пакет документов, подтверждающий факт причинения вреда имуществу.
Если ответчик не изъявляет готовности выплатить необходимую сумму, а также если во время ДТП был причинен вред жизни/здоровью людей, то дело рассматривается уже в суде.
Кроме этого, иск о взыскании ущерба при ДТП с виновника без страховки всегда рассматривается в суде, поскольку отсутствует возможность решить вопрос через страховщиков на досудебной стадии.
Какой ущерб можно возместить
Виновная сторона должна компенсировать пострадавшему не только любые повреждения, но и связанные с ними расходы и неудобства.
Повреждение имущества
Имеется в виду не только машина, но любое другое имущество, которое было повреждено в результате ДТП. Например, если водитель проломил своим авто ограждение вашего приусадебного участка, то он также должен будет заплатить за это.
Вред здоровью
Сюда входит полный список расходов на лечение и связанные с ним мероприятия: обследование и консультации специалистов, операции, реабилитация, покупка лекарств и медицинских принадлежностей, услуги домашней сиделки и прочее.
Кроме этого, пострадавший имеет полное право запросить возмещение суммы доходов, которые бы он мог потенциально получить в случае, если бы не утратил трудоспособность.
Разумеется, для этого необходимо иметь официальное трудоустройство.
Компенсация может быть назначена за срок, требующийся для полного восстановления, или пожизненно, если ввиду полученных травм у человека не будет возможности продолжить работу.
Детальнее, о причинении вреда здоровью при ДТП, вы можете узнать в нашей статье.
Моральный ущерб
По ОСАГО есть возможность возместить материальный ущерб и вред, причиненный здоровью. Однако если вы хотите получить еще и моральную компенсацию, то потребуется возмещение ущерба при ДТП с виновника через суд.
Моральным ущербом считаются переживания, которые человек испытывает ввиду причиненного ему серьезного вреда. Поэтому данный момент обычно предполагает действительно серьезные последствия ДТП. Компенсация может быть затребована вне зависимости от суммы выплат по возмещению материального ущерба.
Точные цифры определяются пострадавшим, но при этом судебная практика по взысканию ущерба с виновника ДТП имеет некоторые стандарты, которые позволяют судебным инстанциям регулировать размеры выплат.
При относительно легких повреждениях обычно запрашивается от 3 до 25 тыс. рублей. При среднетяжелом исходе — от 25-30 до 50-60 тыс. рублей. Тяжелые последствия ДТП могут быть основанием для затребования с ответчика суммы в 65-100 тыс.
Пострадавший вправе требовать от виновника случившегося возмещение любых других расходов, причиной которых стали последствия ДТП: оплату юриста, нотариуса, независимой экспертизы, услуги эвакуатора, расходы на проезд (например, если по объективным причинам пришлось пользоваться такси), выплату госпошлин.
Какие доказательства нужны
Перед тем как подать в суд на виновника ДТП для возмещения ущерба, вам необходимо будет предоставить страховой компании/суду не только бумаги, оформленные сотрудниками ДПС на месте происшествия, но и полный перечень вспомогательных документов. Последние должны будут доказать, что вы действительно пострадавший и подтвердить обоснованность указанных в претензии/иске сумм для выплат.
То есть если пострадало имущество, то нужно предоставить бумаги о праве собственности на него, результаты независимой экспертизы и любые другие документы, которые подтверждают факт вреда и его масштабы.
Если пострадал/погиб человек, то следует обязательно приложить всевозможные справки, подтверждающие факт лечения/гибели. Кроме этого, если в семье пострадавшего имеются инвалиды, несовершеннолетние дети, пожилые люди, которым требуется опека, медицинское обслуживание, уход, это также должно быть официально запротоколировано.
Грамотно составить саму претензию, иск, подготовить доказательную базу так, чтобы получить возмещение, — задача весьма сложная. Именно поэтому в трудных случаях важно сразу же обратиться к квалифицированному юристу. Он расскажет обо всех нюансах разрешения конфликта и защитит ваши права.
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что официальное разбирательство через соответствующие инстанции — это ваша основная надежда на защиту своих прав, если речь идет о серьезных последствиях случившегося: больших деньгах, серьезных травмах или гибели. Поэтому данный вариант решения вопроса является единственно верным.
При этом важно помнить, что иск о возмещении ущерба в результате ДТП с виновника случившегося можно подать в течение 3 лет с момента происшествия. По истечении этого времени срок исковой давности будет превышен, а потому отстоять свои права у вас уже не будет возможности.
Возмещение ущерба при ДТП:
Источник: http://avtozakony.ru/dtp/vyplaty/vozmeshhenie-ushherba-po-dtp.html
Суд с виновником ДТП
Кто виноват и что делать?
Два извечных русских вопроса, вынесенных в заголовок статьи, как нельзя лучше подходят для описания ситуации, складывающейся в результате случившегося ДТП.
- Кто виновник аварии?
- Что делать участникам ДТП – самому виновнику, пострадавшей стороне?
- Во сколько обойдется восстановление автомобилей?
- Кто за это заплатит?..
Вопросы, вопросы… У нас есть ответы на них!
Конечно, страхование, как обязательное, так и КАСКО, существенно облегчает жизнь автовладельцам. Но в современных условиях, когда количество транспортных средств на дорогах растет едва ли не в геометрической прогрессии, растет и число происшествий, связанных с вождением транспорта.
При этом, несмотря на широкий охват населения страховыми программами, учащаются случаи, когда виновником ДТП становится лицо, не имеющее полиса ОСАГО, а то и вовсе не имеющее прав на управление автомобилем. Кроме того, увеличивается количество ДТП, виновными к которых признают пешеходов, у которых никакой автомобильной страховки нет по определению.
Если произошло именно такое ДТП – суд с виновником (физическим лицом) остается единственным способом взыскать с него в вашу пользу сумму причиненного ущерба.
Впрочем, бывает и так, что в аварии повинен наемный водитель, находившийся за рулем служебного автомобиля.
В этом случае ущерб может быть взыскан не с него, а с владельца автомобиля – организации, которой автомобиль принадлежит – что значительный плюс для пострадавшего: в рамках исполнительного производства с официального юридического лица взыскать и получить деньги на проведение ремонта пострадавшего автомобиля значительно проще, нежели с лица частного. Впрочем, автомобили, принадлежащие организациям, как правило застрахованы – и проблем с выплатами возникнуть не должно.
В каких случаях отвечает лично виновник ДТП?
Есть и второй случай, когда приходится подавать в суд непосредственно на виновника ДТП, хотя полис ОСАГО у него есть. Если оценка ущерба после ДТП показала, что требуемая сумма превышает установленные лимиты размера страхового возмещения по полису ОСАГО:
120 000 рублей – за имущество потерпевшего (при нескольких потерпевших – 160 000 рублей на всех),
160 000 рублей – за возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших.
Недостающая сумма, превышающая лимит должна взыскиваться с физического лица, виновного в ДТП.
Не следует путать: если страховая компания виновника не платит или заплатила меньшую сумму, чем требовалось – взыскивать (в пределах лимита) следует с нее. Но если она полностью выполнила обязательства, исчерпав лимит – судебный иск на недостающую сумму подается уже на виновника ДТП.
Каков порядок ваших действий?
В первую очередь – провести автотехническую экспертизу для определения суммы, потребной для восстановления технического средства.Затем – приложив копию акта экспертизы, лично вручить под роспись (или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении) виновнику ДТП заявление с требованием возместить денежную сумму, необходимую для восстановления автомобиля, поврежденного в ДТП.
Виновник в течение 7 дней должен выплатить вам эти средства.
Если этого не произошло, подавайте иск в суд.
В нем вы можете предъявить требования по возмещению средств на ремонт, процентов за пользование чужими денежными средствами во время просрочки платежа (ст. 396 ГК), затрат на представителя.
Иск подается в суд общей юрисдикции по месту жительства ответчика. По иску необходимо оплатить государственную пошлину в соответствии с Налоговым кодексом.
К иску требуется приложить все необходимые документы (ст. 132 ГПК РФ).
Для составления грамотного искового заявления мы рекомендуем обращаться к профессиональным юристам, ведь при неверном оформлении иска судья может принять решение о возврате искового заявления или выносит определение об оставлении иска без движения до внесения необходимых исправлений.
В любом случае вы теряете драгоценное время, не получая денег на ремонт вашего четырехколесного друга.
Наконец, нужно будет отстаивать свои права в судебном заседании, что человеку, не имеющему подобного опыта, не всегда легко. А после вынесения судом постановления – еще и добиться реальной выплаты от виновника.
Поэтому и тут можно просить помощи у профессиональных адвокатов.
Звоните нам – мы проведем независимую оценочную экспертизу поврежденного транспортного средства, поможем оформить иск в суд, будем представлять в суде ваши интересы, поможем взыскать с виновника ДТП весь причиненный ущерб.
Комплекс услуг автоюриста при сопровождении дела в суде с виновником ДТП
- Независимая экспертиза
- Страховая не платит
- Страховая компания мало заплатила
- Страховая компания подала к Вам иск в суд
- Консультации адвоката по ДТП
- Споры с ГИБДД по вине в ДТП
- Защита ответчиков от исков страховых компаний
- Выкуп долгов страховых компаний
- Недоплата при полной гибели автомобиля по КАСКО
- Страховая компания взыскивает с виновника ДТП
Большой опыт работы юристов нашей компании в области автоправа.
Помощь в досудебном урегулировании.
Компенсация морального вреда.
Обеспечение защиты ваших интересов на любом этапе, начиная с ДТП и заканчивая защитой в суде.
Наименование услуги Минимальная стоимость в рублях
Консультации по телефону и на сайте | 0 рублей |
Стоимость независимой экспертизы | 0 рублей |
Стоимость ведения дела в суде | от 15 000 рублей под ключ |
Дистанционное ведение дела (составление документов и направление их в суд + консультации) | от 5 000 рублей |
Защита интересов в суде (претензия/иск от страховой или потерпевшего) | от 10 000 рублей |
Источник: http://avtoyurist-moskva.ru/sud-so-straxovoj-kompaniej/sud-s-vinovnikom-dtp
Возмещение ущерба вследствие вины дорожных служб
К сожалению, в нашей стране практически не найдется ни один водитель, который бы ни разу не вспомнил «добрым словом» сотрудников дорожных служб.
Решить эту проблему на уровне отдельного пострадавшего из-за состояния дороги владельца автомобиля сложно, но если не бороться с этим явлением, ни к чему хорошему это не приведет.
Виновник должен ответить за нарушения.
Причинами образовавшихся дорожных ям, ухабов и аварийного состояния дорог могут служить нарушения технологического процесса при их строительстве, использование материалов ненадлежащего качества и не отвечающих установленным нормам и стандартам, сложные погодные условия, особенности рельефа местности, а также другие негативные факторы. В любом случае, из-за плохой дороги, ям и провалов по вине дорожных служб страдают владельцы автомобилей. Как показывает статистика, неудовлетворительное качество дороги является причиной 15–20 % всех ДТП. Плохое состояние дорожного покрытия существенно увеличивает риск аварийности, приводит к вынужденному посещению шиномонтажных мастерских для ремонта легкосплавных дисков, в особенности большого радиуса, внеплановым поездкам на СТО, чтобы перебрать подвеску и ходовую часть автомобиля, а также другим непредвиденным расходам.
Каким образом водителю защитить свои права, если ДТП случилось в связи с плохим дорожным покрытием?
Как правильно на месте ДТП зафиксировать состояние дороги, чтобы выйти с иском в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба?
Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия
Если автомобилю нанесен ущерб из-за плохой дороги, дорожных ям или провалов по вине дорожно-эксплуатационных служб, владелец авто имеет право взыскать компенсацию ущерба с государства.
Водитель может проколоть колесо, наехав на выбоину, вылететь в кювет из-за неубранных снежных куч или предупреждающих ограждений. В этих и подобных случаях по вине дорожных служб согласно законодательству РФ причиненный вред должен возмещаться водителю этими службами в полном объеме.
Эта ответственность касается также различных организаций, работающих на дороге или рядом с дорогой, включая сотрудников ГИБДД.
Нормативная база и фиксация следов ДТП
Одним из главных условий взыскания компенсации ущерба из-за плохой дороги будет грамотный подход к этому вопросу.
Согласно законодательству ответственность за состояние и повреждения проезжей части дороги несут должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию определенных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.
В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» законодателем указаны нормы, в соответствии с которыми каждый владелец автотранспортного средства (налогоплательщик) обязан уплачивать транспортный налог.
Денежные средства, полученные как оплата налога, направляются далее на строительство, содержание, ремонт, а также реконструкцию дорог.
Таким образом, если автовладелец обязан уплатить транспортный налог, то он имеет право на должное обеспечение состояния дорог которыми он пользуется.
Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г.
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» определяет ответственность дорожных служб за ДТП, вызванные некачественным ремонтом или реконструкцией дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».
Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
ГОСТом предусмотрено, что дорога должна быть обозначена соответствующими дорожными знаками, в условиях плохой видимости – дополнительно сигнальными огнями. Глубина дорожных ям не должна превышать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все остальные неровности, впадины и т.п.
должны быть отмечены дорожными знаками или светоотражающими заграждениями.
ГОСТом 50597–93 также установлены сроки устранения ям и трещин: от 5 до 10 суток. На федеральных скоростных трассах этот срок составляет не более 5 суток.
Любое из отклонений от требований законодательства является поводом для того, чтобы привлечь дорожные службы к юридической ответственности.
После попадания автомобиля в яму (открытый люк), столкновения с препятствием вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей дорожными службами, необходимо незамедлительно вызывать ГИБДД для фиксации места ДТП с использованием технических средств, проведением фото и видео съемки, установлением свидетелей и очевидцев ДТП и их опросом, а также составлением процессуальных документов.
Поведение водителя на месте ДТП
От действий водителя в момент подобного ДТП во многом зависит возможность компенсировать ущерб. Прежде всего, следует очень серьезно отнестись к следующим моментам:
- Сразу же обратить внимание сотрудника ГИБДД на плохое состояние дороги, указав при этом причину, по которой автомобиль получил повреждения. В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны все детали, которые спровоцировали ДТП: описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Содержание протокола необходимо изучить внимательно, поскольку существует риск отражения в нем иной дорожной обстановки, отличной от фактической.
- Если указанное действие не угрожает жизни или здоровью автовладельцам, пассажирам, иным участникам движения, необходимо обеспечить сохранность следов ДТП, не перемещать автомобиль, сохранив все доказательства ДТП до момента фиксации данных. Необходимо определить размеры ямы, куда угодил автомобиль. Указанные характеристики, размеры как раз и будут служить дальнейшим основанием несоответствия ГОСТу и следовательно несоблюдение стандарта станет основанием для признания вины дорожно-эксплуатационной организации, которая ответственна за обслуживания определенного участка дороги.Важным фактором является самостоятельная фиксация следов ДТП, проведение осмотра места ДТП, при этом необходимо сфотографировать или снять на видео с указанием даты и времени съемки все указанные нарушения (размеры ям, форму, расположение и пр.). Съемка должна производиться таким образом, чтобы на фото (видео) был виден конкретный участок дороги, где произошла авария, опознавательные знаки этого участка дороги: осуществить привязку к определенному стационарному объекту к углу дома, зданию, столбу, с указанием точного адреса, номера этого дома, названием улицы, указанием координат GPS и т.д. После этого следует составить свой независимый акт с описанием приложенных фото или видео материалов и подписать его вместе со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место представителя страховой компании и потребовать от него производства аналогичных действий.
- Потребовать у сотрудника ГИБДД, чтобы он вызвал на место аварии должностное лицо, представляющее эксплуатирующую указанный участок дороги организацию. Ему также следует зафиксировать состояние определенного участка дороги в целом. При рассмотрении дела эти данные будут служить веским аргументом и доказательством того, что авария произошла по вине дорожных служб, в связи с их неправильными действиями или бездействием.
- Попросить свидетелей подтвердить слова водителя в письменном виде и взять их контактные данные. В соответствии со ст. 25.6 КоАП свидетелем может являться любое лицо, которому стали известны обстоятельства по делу. Свидетелями аварии могут быть пассажиры, проезжающие мимо водители или пешеходы, находящиеся на месте происшествия. К протоколу ГИБДД должна прилагаться схема ДТП с отражением всех обстоятельств дела. Эта схема должна составляться в присутствии двух понятых. Водителю следует оставить себе копию протокола.
- Быть предельно внимательным, поскольку сотрудники дорожных служб, наученные горьким опытом, до приезда сотрудников ГИБДД могут постараться быстро убрать или скрыть следы своей вины: например, засыпать яму щебенкой, установить крышку люка, посыпать дорогу песком или установить все необходимые знаки. В таком случае помогут фотоаппарат или видеокамера с фиксацией всех действий дорожных служб после ДТП и показания свидетелей, также следует указать представителям дорожных служб о произошедшем ДТП и необходимости фиксации следов, в связи с чем необходимость обеспечить их сохранность.
В том случае, если не удалось добиться данных о компании, ответственной за состояние дороги, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, включая прокуратуру.
В любом случае, получить компенсацию сможет тот автомобилист, вины которого в случившемся ДТП нет. Если сотрудники ГИБДД обвинили в ДТП водителя, это решение при наличии оснований может быть обжаловано в порядке действующего законодательства.
Для этого пригодятся все вышеперечисленные доказательства, полученные непосредственно на месте ДТП и в последствии.
Досудебное урегулирование
Если известен ответчик, имеет смысл разрешения сложившейся ситуации с помощью автоюристов нашей компании в досудебном порядке.
Для этого необходимо направить виновнику ДТП претензию о возмещении материального вреда о возмещении материального вреда с предложением добровольного урегулирования ситуации.
В случае отказа, следует направить в суд исковое заявление и инициировать судебный процесс. Сумму материального ущерба при этом лучше подтвердить соответствующим документом – заключением независимой экспертизы.
Если суд на основании всех документов установит, что водитель пытался разрешить спор в досудебном порядке с дорожной организацией, это может быть положительно расценено в его пользу.
К тому же, добровольное возмещение ущерба виновником (дорожной организацией) – вполне вероятно, если претензия составлена грамотно и с обоснованием расчета суммы материального ущерба.
Оценка ущерба
Чтобы оценить степень полученных повреждений после ДТП из-за плохого состояния дороги, следует обратиться к независимым экспертам ФАСПб.
Для осмотра поврежденного автомобиля целесообразно пригласить представителя соответствующей дорожно-эксплуатационной организации.
Это не позволит им в дальнейшем утверждать, что автомобиль осмотрен в их отсутствие.
Судебный процесс
Если дорожная компания отказала в досудебном возмещении материального ущерба, тогда придется обращаться в суд. Главной задачей при этом является правильное составление искового заявления, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы. Заявление необходимо отправить через почту заказным письмом.
Расходы пострадавшего водителя по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, участию автоюриста или автоадвоката взыскиваются судом с ответчика (или проигравшей стороны).
Ответственность можно возлагать не только на сотрудников дорожных компаний, но также и на инспекторов ГИБДД. В силу п.
58 Административного регламента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотрудник ГИБДД обязан осуществлять регулирование дорожного движения, если возникает «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ». Сделать он это может лично, установив временные дорожные знаки или указатели, обеспечив ограждение участка дороги техническими средствами (конусами, сигнальной лентой и пр.).
Выводы
Досудебные и судебные разбирательства по вопросам возмещения ущерба из-за плохого состояния дорожного покрытия в нашей стране с каждым годом становятся популярнее. Важно при этом собрать все необходимые документы и материалы, оценить повреждения, а также знать свои законные права.
Не отчаяться и добиться справедливости пострадавшим автовладельцам помогут юристы ФАСПБ. Практика показывает, что судебный процесс вполне действенный и помогает возместить ущерб с виновной стороны.
В любом случае, свои права необходимо уметь отстаивать. Если и дальше продолжать бездействовать, попадая в подобные ситуации и ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет, то маловероятно, что ситуация на дорогах сама по себе изменится в лучшую сторону.
Бесплатная консультация автоюриста — по тел. +7 (812) 426-18-18
Источник: https://fedavto.ru/uslygi/predstavitelstvo/vozmeshhenie-ushherba-vsledstvie-viny-dorozhnyx-sluzhb
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей.
Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.
А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента.
Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.
А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц».
Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».
Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
- Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
- Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд.
В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.
И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, в июне 2019 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
- Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
- Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты.
Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.
Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур.
Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.
Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_obojudnaya_vina
Шестьдесят тысяч за переломы, пятьсот – за смерть.
МОСКВА, 4 сен — РИА Новости, Лариса Жукова. Железнодорожный суд Московской области рассматривает дело Ольги Алисовой, которая насмерть сбила шестилетнего мальчика в Балашихе. Отец ребенка Роман Шимко, признанный потерпевшим по делу, заявил журналистам, что по итогам слушаний составит иск о компенсации морального вреда.
На примере нескольких судебных решений РИА Новости выяснило, как складывается жизнь потерпевших после аварий и на какое возмещение ущерба в результате ДТП можно рассчитывать в России.
“Он хотел жить, но у него не получилось”
Громкая авария со смертельным исходом произошла в Балашихе 23 апреля — 31-летняя Ольга Алисова на автомобиле Hyundai Solaris сбила мальчика во дворе дома. Как сообщали очевидцы, машина переехала ребенка передними и задними колесами и протащила не менее десяти метров.
Резонанс вызвали результаты экспертизы, которая показала наличие высокой концентрации спирта в крови Алеши Шимко.
В СМИ появилась информация, что семья погибшего мальчика намерена потребовать от Алисовой десять миллионов рублей в качестве морального возмещения. Но в интервью РИА Новости отец ребенка опроверг эти данные.
По его словам, иск о возмещении ущерба пока “готовится” и, возможно, будет заявлен в ходе слушаний.
“Меня лишили сына. Ему было шесть лет, — сказал в беседе с корреспондентом РИА Новости Роман Шимко. — Первого сентября он должен был идти в школу. Но не пошел. И никогда не пойдет. Он хотел жить, но у него это не получилось.
Но есть дети, которые тоже хотят жить, и в связи с какими-то болезнями не могут. На их лечение нужны деньги. В моем понимании возмещение вреда — это спасти кому-то жизнь.
Моего сына не стало, но если мы получим какую-то сумму, то тут же переведем ее на счет родителей, чей ребенок может жить”, — сказал отец.
Если вина Алисовой будет доказана, ей грозит до пяти лет тюрьмы. Однако ее адвокат Наталья Куракина уверена, что подзащитная невиновна: поскольку ребенок был очень “пьян”, у нее не было “технической возможности избежать наезда”.
Согласно официальным данным, аварии на дорогах России происходят каждые три минуты. За 2015 год в ДТП погибли свыше 23 тысяч человек.
Аварии с участием детей и подростков в ГИБДД вызывают наибольшую тревогу. Так, за первые девять месяцев 2016 года было зафиксировано почти 15 тысяч ДТП, в которых пострадали более 15 тысяч детей, а погибли — 518.
В группу риска входят дети-пешеходы, отмечают инспекторы: при переходе дороги погиб 161 ребенок, травмы различной степени тяжести получили свыше шести тысяч несовершеннолетних. Во всех ДТП такого рода виноваты в первую очередь взрослые, уверены в Госавтоинспекции.
Компенсации, “соразмерные глубине страданий”
Если материальный ущерб, полученный в результате дорожной аварии, можно посчитать, то моральный определить сложно: суды не имеют утвержденного “прейскуранта”. Основания для возмещения прописаны в статье 1100 Гражданского Кодекса, но в каждом деле решение выносится в соответствии с представлением судьи о конкретной ситуации, обстоятельствами аварии и личностью пострадавших.
В августе 2012 года жительницу Красноярска Егошину и ее десятилетнего сына сбил автомобиль на пешеходном переходе. Сама женщина не пострадала, а ребенок получил травмы.
Водитель по фамилии Криворук утверждал, что истица и мальчик переходили дорогу на красный сигнал светофора.
Поскольку врачи оценили травмы ребенка как легкой степени тяжести, мужчину привлекли к административной ответственности (ст. 12.24 КоАП РФ).
Однако Егошина настаивала на том, что авария случилась по вине Криворука, а ее сын получил не только физические, но и психологические травмы.
“После случившегося ребенок боится самостоятельно находиться на улице, переходить дорогу, плохо спит, боится транспортных средств”, – перечисляла истица на суде.
Она была вынуждена обратиться к детскому психотерапевту и отправить сына “в целях реабилитации” в оздоровительный санаторий. Все эти моральные страдания в своем исковом заявлении женщина оценила в 150 тысяч рублей. Суд удовлетворил ее требования частично: присудил взыскать с Криворука 100 тысяч.
В 2011 году в ДТП в Кирове несовершеннолетняя девушка попала в аварию, находясь в автобусе. Она получила серьезные травмы лица, у нее остались “неизгладимые, обезображивающие рубцы” на всю жизнь.
“Для молодой девушки крайне важна внешняя привлекательность, а образовавшиеся шрамы развили у истца психологический комплекс, она испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, ограничена в выборе и ношении одежды, не может появляться на пляже. Она часто плачет из-за своей внешности”, — рассказывал ее законный представитель. Он настаивал на том, что пострадавшей потребуется пластическая операция, и оценил ее нравственные страдания в 150 тысяч рублей. Судья обязал ответчика выплатить 120 тысяч.
В ситуации с жительницей Перми Светланой Шайдуллиной и ее сыном судья не удовлетворил иск даже наполовину. В декабре 2012 года несовершеннолетнего мальчика сбил автомобиль. “Мы гуляли с сыном. На его телефон поступил звонок от друга, и он сразу побежал домой.
Через некоторое время мне позвонили и сообщили, что сын попал под машину, находится в реанимации”, — рассказала женщина в суде. Оказалось, что первоклассник переходил дорогу напротив магазина, когда на большой скорости его сбил водитель по фамилии Ведерников.
Мужчина хотел скрыться, но его задержали очевидцы.
Мальчика доставили в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга, закрытой травмой живота, ушибом почек и переломом костей. В реанимации ребенок провел четыре дня. Судмедэксперты оценили травмы как средней степени тяжести.
До аварии ребенок был отличником в лицее, утверждала Шайдуллина. Но после ДТП его успеваемость снизилась — он стал часто жаловаться на усталость. У первоклассника появились нервные тики, бессонница, страхи, ребенок “не мог жить полноценной жизнью наравне со сверстниками”.
Выяснилось, что она воспитывала сына одна, и моральный вред, причиненный ребенку в результате ДТП, мать оценила в 150 тысяч рублей.
Однако суд счел ее требования завышенными и постановил взыскать с Ведерникова 60 тысяч.
За аварию с причинением легкого или среднего вреда здоровью человека можно лишиться прав до полутора лет, но водителя даже не привлекли к административной ответственности в связи с истечением срока давности.
В то время как на Западе судебная практика возмещения морального вреда применяется уже более полувека, для России это пока относительно новая категория: впервые она появилась в гражданском законодательстве в 1991 году.
Для самих потерпевших не очевидно, какой размер компенсации указывать в иске, отмечают адвокаты: то ли заявлять больше, чтобы получить устраивающую сумму, либо наоборот, не рассчитывать на хорошую компенсацию.
Какой-либо закономерности нет.
В августе 2013 года житель Краснодарского края Сергей Шкаранда потерял маленького сына. Это произошло во время ДТП, мужчина ехал с двумя сыновьями в одной из машин как пассажир. Один ребенок скончался на месте от полученных травм, другой получил инвалидность. Виновница аварии была осуждена на два года лишения свободы в колонии-поселении с лишением водительских прав на три года.
Однако, по словам Шкаранды, его выживший сын получил еще и серьезные психологические травмы. Мужчина потребовал возместить моральный ущерб себе и сыну — по 500 тысяч и 250 тысяч соответственно. Суд посчитал требования “соразмерным глубине и степени тяжести перенесенных истцами физических и нравственных страданий” и полностью удовлетворил иск.
Источник: https://ria.ru/20170904/1501716559.html
Как подать в суд на виновника ДТП для возмещения ущерба – страховая, документы
Участники дорожного происшествия должны знать все нюансы, которых нужно придерживаться, чтобы дело было решено, ущерб компенсирован, а виновник наказан. Для этого нужно знать, куда и к кому обращаться, и какие материалы для этого потребуются.
Помните, что это важное дело, которое требует строго соблюдения всех правил, иначе вы можете недополучить необходимую сумму возмещения.
После случившейся аварийной ситуации и проведенного следствия на месте, потерпевший обязан подать иск на виновника происшествия. Возместить ущерб и испытать наказание (зависит от конкретной ситуации) инициатор ДТП может лишь после приговора суда.
Жертва столкновения при аварии должна знать, куда обращаться, чтобы восторжествовала справедливость.
Во всех подобных случаях нужно подавать заявление в суд общей юрисдикции. По закону дело будет рассматриваться в районном суде, к которому относиться место, где произошло ДТП.
Иск можно написать сразу через следователя, который занимался этим происшествием. Он расскажет о предстоящей процедуре и поможет правильно оформить документы.
Далее следует воспользоваться услугами адвоката (как и во время любого другого судебного разбирательства). Но первым делом требуется обратиться в страховые компании, которые в основном активно принимают участие в следственном деле.
Рассматривает суд заявление в общем порядке, согласно Гражданскому Кодексу РФ. Если случившееся ДТП с тяжелыми последствиями, то дело классифицируется как уголовное.
Виновник в любом случае имеет право обратиться к своему страховщику и по адвокатские услуги.
По законам нашей страны, подавать в суд на виновника аварии можно в течение трех лет, но за это время должны сберечься доказательства и свидетельства очевидцев происшествия.
Рекомендуется не оттягивать с этим делом, потому что нужно возмещать последствия. Необходимо учесть, что и судебное заседание проведут не на следующий день после подачи документов.
Иск требует оплату государственной пошлины согласно налоговому кодексу. Виновнику повестка на заседания приходит по месту проживания, а юридическим лицам – на место работы. Истец и остальные участники дела тоже будет проинформирован о дате и месте проведения суда.
Какие документы должны быть предоставлены
Для правильного оперативного проведения судебного процесса нужно предоставить пакет с документами. Не каждый знает, какие файлы нужно собрать.
С содержанием папки бумаг может ознакомить инспектор ГИБДД, представитель страховой компании или помощник председателя суда. Чтобы дело приняли во внимание, нужно придерживаться всей строгости оформления и проведения процедуры.
Для подачи иска требуется лишь паспорт истца и заявление потерпевшего. Это первые и главные документы на начальном этапе.
Далее к ним добавляются протоколы следствия, материалы, доказательства, документы со страховых компаний истца и виновника происшествия.
В течение некоторого времени суд рассмотрит пакет документов и будет готов к проведению заседания.
Если последствия аварии несложные и дело номинируется как административное, то главным документом будет являться оценка последствий и сумма компенсации.
В случае ДТП с жертвами к делу будут притянуты заключения судебно-медицинской экспертизы и будет проводиться еще дополнительно следствие, в результате чего перенесется дата заседания на другой срок.
Истцу, как и потерпевшему не нужно волноваться за документы, потому что ними будут заниматься работники ГИБДД, суда и адвокаты сторон, а также представители страховой компании.
За правильность их составления тоже отвечают предназначенные люди. За правильность/неправильность предоставленного пакета с документами несет ответственность тот, кто их собирал и обрабатывал.
От сторон, которые попали в аварийную ситуацию требуется лишь предоставить персональные документы и помогать следственным работам.
Первый документ в пакете – исковое заявление, содержащее в себе такую информацию:
- наименование суда, в котором будет рассматриваться дело по происшествию;
- имена и реквизиты сторон, которые попали в ДТП, а также данные их представителей (адвокаты и страховые службы);
- перечень исковых требований;
- цена компенсации (сумма подается цифрами и словами);
- описание обстоятельств (вкратце написать что случилось).
Каждый пункт имеет стандартные фразу, за правильностью составления этого заявления будет следить помощник судьи.
Помните, что все документы должны быть в письменном виде с заверенными подписями или печатями соответствующих инстанций. Если есть бланки, то документ составляется на нем со строгим заполнением каждой графы.
Кому в суде нужно сдавать пакет документов
В первую очередь необходимо знать, к кому обращаться, чтобы подать иск на виновника происшествия.
Инспектор ГИБДД составляет протокол и может помочь с заявлением, но потерпевшему или его представителю также обязательно придется обратиться в суд, чтобы предоставить пакет документов и заверить их подлинность. Это необходимо сделать обязательно, чтобы взыскать ущерб от ДТП и наказать виновника.
При этом следует придерживаться правил всей процедуры, сотрудничать со всеми сторонами дела, помогать следствию и собрать необходимый пакет документов.
Первый важный документ для предстоящего судебного заседания – заявление – пишется и сдается помощнику судьи.
У него есть образцы, он и инструктирует о ходе судебного дела, следит за правильность составления всех бумаг и несет ответственность за них (сохранность и правильность составления).
Также этот представитель суда проверяет личность гражданина, который будет истцом, по его паспортным данным.
По ходу расследования с помощником судьи работают адвокаты и следователи, которые предоставляют все доказательства и появившиеся документы.
Можно ли подать в суд на виновника ДТП минуя страховую
Страховая компания – это еще одна сторона, которая будет принимать участие в следствии и во время суда. Это не самая главная инстанция, но и обойти ее стороной тоже не рекомендуется.
Если имущество участников ДТП было застраховано ими ранее, то делалось это для того, чтобы в непредвиденных ситуациях возместить сумму ущерба (полностью или частично).
Поэтому во время судебного разбирательства при ДТП было бы неразумно миновать страховую компанию. После того, как вызвали правоохранительные органы на место происшествия, участники звонят своим страховщикам.
Представители таких служб тоже сотрудничают со следствием и помогают тщательно анализировать все данные.
В интересах каждой страховой компании, чтобы выплачивала компенсацию виновная сторона. Страховщик виновника тоже пытается добиться частичного возмещения, этим руководствует выгода компании.
Но не нужно беспокоиться, потому что за всем процессом следят работники суда. Представители страховой, так же как истец и виновник, должны регулярно информироваться и приглашаться на слушания по делу.
В судебной практике были такие случаи, когда страховая подала в суд на виновника ДТП.
Эта инстанция может написать иск на того, кто спровоцировал аварийную ситуацию. Иногда виновники хотят получить от страховой компании денежную компенсацию, и поэтому пытаются сделать «маленькое» ДТП, но все последствия предугадать невозможно, и в агентстве работают специалисты, которые тщательней следователей ГИБДД и работников суда будут разбираться в деле.
Как вы уже поняли, нужно обращаться в свою страховую компанию, чтобы не понести убытки имуществу или собственному здоровью.
Потерпевший, который не является причиной ДТП, имеет право полной компенсации всех ущербов (материальный, здоровью, моральный).
Поэтому он должен активно сотрудничать со следователями и представителями страховой компании, давать актуальные и правдивые показания.
При попадании в ДТП, если человек является пострадавшей стороной, необходимо подать иск на виновника аварии. С этим делом полностью поможет следователь, который подскажет нюансы составления бумаг и проинформирует о том, в каком суде оно будет рассматриваться.
Действовать нужно всегда сразу, чтобы легче было выиграть судебное дело, иначе доказательства и свидетели со временем могут быть утерянными. Само заявление в суд подается помощнику судьи, который и следит за ходом его продвижения и выполнения.
: Как возместить ущерб при ДТП
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://provodim24.ru/kak-podat-v-sud-na-vinovnika-dtp-dlja-vozmeshhenija-ushherba.html