Как получить статус малоимущей семьи,если в отделе соц защиты отказывают в этом?

Какая семья считается малоимущей и как подать документы?

Как получить статус малоимущей семьи,если в отделе соц защиты отказывают в этом?

Дорогой Тинькофф! Постоянно читаю ваш журнал. Есть один вопрос, не дающий покоя.

Я здоровый работающий мужчина 26 лет с зарплатой за 26 тысяч рублей без НДФЛ. У меня есть жена и несовершеннолетний ребенок. Родители тоже присутствуют, полная семья. Работаю официально с 18 лет, соответственно, плачу налоги. Проживаем в однушке, в которой половина принадлежит мне, а половина — матери. Жена не работает официально — фрилансит.

Смогу ли я подать документы, чтобы нас признали малоимущей семьей, дабы поднять бюджет? Если да, то как это сделать?

Заранее спасибо,
Дмитрий

Расскажу, как семье получить статус малоимущей и что она может получить от государства.

Если в семье двое взрослых и ребенок, нужно сложить прожиточные минимумы, которые установлены для каждого из них. Полученная сумма будет порогом, ниже которого находятся малоимущие семьи. Эта величина — прожиточный минимум вашей семьи.

Вы пишете, что ваша официальная зарплата чуть больше 26 тысяч рублей после вычета НДФЛ. Получается, до вычета она составляет примерно 30 тысяч рублей.

Но бюрократию придумали не для того, чтобы все было так просто.

Порядок учета доходов семьи для признания ее малоимущей определяет специальный закон. Основные правила такие:

  1. Расчет проводится за три последних календарных месяца. Они отсчитываются от даты обращения в орган соцзащиты. Учитывается весь доход семьи за три месяца. Потом эту сумму поделят на три — это средний доход семьи. Его поделят на число членов семьи — это среднедушевой доход.
  2. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.
  3. Считают доходы каждого члена семьи. Не только трудовые. Существует специальный перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого расхода семьи. Проверьте, получаете ли вы что-то из этого перечня. Орган соцзащиты засчитает в общий доход семьи не только зарплату, но и выплаты по гражданско-правовым договорам. Также учитываются: стипендии, пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, доходы от сдачи имущества в аренду, оплата по гражданско-правовым договорам, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.

Обманывать государство я вам не советую. Если выяснится, что доход семьи реально был выше, чем вы заявили, все излишне выплаченное государство потребует обратно.

Например, в судебной практике было такое дело. Женщине назначили государственную социальную выплату. В сведениях о доходах она указала только одно место работы.

Орган соцзащиты узнал, что дополнительно она работает социальным работником в государственном учреждении. Значит, она предоставила не соответствующие действительности сведения о доходах.

Орган соцзащиты потребовал переплату назад. Пришлось вернуть 255 227 рублей. Суд с этим согласился.

Чтобы учесть доходы семьи, государство должно о них узнать. Для этого органу соцзащиты дано право проверять сведения о доходах. Он может направлять запросы в налоговую, пенсионный фонд и Росреестр, может проверить жилищные условия.

Так, в Санкт-Петербурге суд рассматривал дело семьи, которая обратилась за социальной помощью.

Орган соцзащиты провел проверку и установил, что уровень жизни семьи не соответствует предоставленным сведениям о доходах. Семье принадлежит трехкомнатная квартира стоимостью более 7 млн рублей.

Есть два автомобиля. Раньше соцпомощь уже выплачивали, но уровень официальных доходов не вырос. Новое социальное пособие не дали.

Вы пишете, что у вашей жены есть доход от фриланса. Если она проводит его официально, вам нужно учитывать этот доход при обращении в органы соцзащиты.

У семьи должны быть причины, из-за которых доход семьи ниже прожиточного минимума. Например:

  1. ребенок в возрасте до полутора лет;
  2. один из членов семьи — инвалид;
  3. несколько несовершеннолетних детей;
  4. официальный статус безработного у одного из взрослых;
  5. временная нетрудоспособность одного из взрослых и др.

Этот перечень нигде прямо не прописан и не может быть прописан. Насколько уважительна причина, по которой семья оказалась в трудном финансовом положении, оценивает орган соцзащиты. Его объективность проверит суд. Если причин для низкого дохода нет, соцпомощь не дадут.

Разовые выплаты. Малоимущим могут оказывать материальную помощь. В Вологодской области она варьируется от 300 рублей до 10 тысяч рублей. Материальная помощь — это разовый платеж.

Например, в Тверской области размер выплаты по соцконтракту зависит от того, сколько в семье детей. Если детей нет — дадут не больше 40 тысяч рублей, если детей не больше двух — 100 тысяч рублей, а если больше трех — 150 тысяч рублей.

Выплаты могут измеряться в десятках тысяч, но с государством нужно согласовывать все траты и отчитываться по ним. В контракте может быть прописано, что нужно пройти обучение, активно искать работу, пройти лечение от алкоголизма, купить сельскохозяйственную технику. Это обязательное условие получения денег.

Социальные пособия — это регулярные денежные выплаты. Скорее всего, говоря о том, как поднять бюджет семьи, вы имеете в виду именно пособия. Приведу несколько примеров, чтобы вы представляли, о каких суммах идет речь.

В Московской области малоимущим ежемесячно компенсируют сумму, которой не хватает до прожиточного минимума. Размер соцпомощи на одного члена семьи — от 300 рублей до тысячи в месяц. В год на каждого члена семьи дадут не больше 6 тысяч рублей.

В Псковской области денежные выплаты малоимущим семьям составляют тысячу рублей, если среднедушевой доход семьи ниже МРОТ, и 500 рублей — если выше.

В Свердловской области социальное пособие малоимущим выплачивают из расчета 387 рублей на одного человека в месяц.

В Санкт-Петербурге установлено общее правило: социальное пособие малоимущей семье не может быть выше, чем разница между прожиточным минимумом семьи и ее доходом.

Цель выплаты пособия — довести доход семьи до прожиточного минимума. Сильно бюджет на этом, к сожалению, не поднять.

Чтобы получить соцпомощь, нужно обратиться в орган социальной защиты населения по месту постоянной или временной регистрации. Что это за орган, определяет законодательство субъекта РФ, в котором вы живете.

Социальная помощь малоимущим — это государственная услуга, поэтому ее можно получить на портале госуслуг или в МФЦ. Это упрощает задачу. В МФЦ сотрудники подскажут, куда адресовать заявление.

На портале госуслуг последовательно откройте разделы «Услуги», «Пенсия, пособия и льготы»:

Дальше выбирайте раздел «Помощь малоимущим». Страницу надо прокрутить вниз:

Дальше вам расскажут, какие услуги малоимущим оказывают в вашем регионе:

Там же можно узнать, как получить услугу и какие документы нужно собрать. Копии можно отправить через портал госуслуг, но оригиналы будьте готовы отнести в орган соцзащиты лично. Скорее всего, от вас потребуют:

  • документы, подтверждающие личности членов семьи;
  • справку о составе семьи из паспортного стола;
  • справки о доходах 2-НДФЛ;
  • трудовые книжки.

Этот перечень отличается от субъекта к субъекту, как и размеры пособий.

Соцпомощь малоимущим — это поддержка для тех, кому тяжело зарабатывать на жизнь. Среди них государство должно выбрать тех, кому тяжелее прочих, и помочь именно им. Это инвалиды, тяжелобольные, безработные, неполные и многодетные семьи. Государство обеспечивает им прожиточный минимум. Все остальные обеспечивают его себе самостоятельно.

Если вы все-таки хотите получить статус малоимущей семьи, вот ваш план действий:

  1. Посчитайте средний доход вашей семьи. Сложите выплаты от работодателей и заказчиков, проценты по вкладам и доходы от сдачи имущества в аренду.
  2. Посчитайте прожиточный минимум для вашей семьи в субъекте, где вы живете. Сравните, что получилось.
  3. Оцените: есть ли обстоятельства, из-за которых вы не можете получать доход в большем размере. Например, если вам нужно ухаживать за маленьким ребенком.
  4. Напишите в орган соцзащиты по месту жительства заявление о предоставлении соцпомощи. Приложите документы о доходах. Если принесете не все, вам скажут, чего не хватает.
  5. Результат: получите какие-никакие, но дополнительные деньги.

Если вы не получили право на соцпомощь, не расстраивайтесь. Значит, у вас все не так плохо.

Если же ситуация на самом деле тяжелая, а работники соцзащиты необъективны, обращайтесь в суд. Вам могут помочь в бесплатных юридических консультациях, например, при правовых вузах. Граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/poor-people/

Как получить статус малоимущей семьи в 2019?

Как получить статус малоимущей семьи,если в отделе соц защиты отказывают в этом?

Малоимущими называют граждан, которые имеют недостаточный уровень дохода. Для определения его размера нужно общий семейный доход за месяц поделить на количество всех членов семьи.  Статус малоимущей семьи подтверждается, если на каждого члена приходится не более прожиточного минимума. В случае его присвоения гражданам положены льготы и государственная финансовая помощь.

Кто считается малоимущим?

В законе № 44-ФЗ, который был издан 5 апреля 2003 года, отмечается право на получение социальной помощи. Но для этого важно оформить статус малоимущего.

Справка! Присвоение статуса осуществляется при несоответствии уровня дохода гражданина минимально установленному. Сумма определяется на уровне региона проживания лица.

Не все знают, что нужно, чтобы получить статус малоимущей семьи. Требуется сравнить уровень среднего дохода каждого члена семьи с установленными в субъекте показателями.

Они определяются отдельно для работоспособных лиц, пенсионеров и несовершеннолетних.

Расчет уровня дохода основывается на поступивших за 3 месяца средствах. Берется период без включения месяца обращения. Эта норма отражается в статье 4 ФЗ № 44.

Помощь является весомой для многих категорий граждан, особенно, если есть ипотека. Также пособие будет не лишним для многодетной семьи, в которой уровень дохода будет соответственный.

Требуемый уровень дохода

Перед тем, как получить статус малоимущей семьи, требуется проверить уровень дохода. Для уточнения суммы нужно сложить поступления, которые имеются у всех членов, а получившийся показатель поделить на количество человек. Дети так же включаются в данный список.

По состоянию на ноябрь 2019 год прожиточный минимум составляет 10 444 рубля (средний показатель):

  • для трудоспособных граждан – 11 280 рублей;
  • для лиц, находящихся на пенсии – 8 583 рубля;
  • для несовершеннолетних иждивенцев – 10 390 рублей.

Какие виды дохода учитываются?

На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ № 512, которое было издано 20 августа 2003 года, при расчете общего дохода учитываются следующие виды поступлений:

  • зарплата гражданина;
  • перечисляемые в рамках среднего заработка гражданина средства за определенный период;
  • компенсационные выплаты, назначаемые за исполнение обязательств государственного и общественного характера;
  • пособия, положенные при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации;
  • выплаты социального характера, определяемые, если не работает гражданин (пенсионное обеспечение, пособие по безработице, по уходу за детьми);
  • плата, передаваемая за аренду помещения;
  • иные перечисления (алименты, доход с банковских вкладов, переданные в наследство денежные средства).

Выделяют категории выплат, которые не могут применяться при расчете среднего дохода. К ним относят:

  • социальные выплаты государственного характера, которые ранее были переданы заявителю;
  • страховые пособия, положенные в случае наступления страховых ситуаций.

Если один из членов перечисляет алименты, то они не будут учтены в качестве общего дохода.

Пример расчета

Для того чтобы понимать, как производить расчет, нужно рассмотреть пример.

  1. Заработная плата отца составляет 15 000 рублей.
  2. Мать получает зарплату в размере 12 000 рублей.
  3. Сын-студент получает стипендию в сумме 1 500 рублей.
  4. Дочь не имеет дохода.

В общей сложности семья имеет доход в размере 15 000+12 000+1 500 = 28 500 рублей. Сумма за три месяца составляет 85 500 рублей.

Общий доход делится на 4 человек. На одного человека в месяц приходится 7 125 рублей, что менее ПМ. Семья с двумя детьми может претендовать на льготы и пособие.

Расчет производился на основании установленного среднего ПМ. В отдельных регионах сумма может меняться. Требуется уточнить ее в органах социальной защиты населения.

Получение статуса малоимущего: пошаговая инструкция

Важно знать, как оформить документ, дающий право на получение льгот. Процедура проводится в несколько этапов.

  1. Сначала важно удостовериться, что семья может обратиться с заявлением. Безработным гражданам будет вынесен отказ в оформлении статуса. Например, если муж не работает, а жена имеет постоянное место трудоустройства, процедура не будет проведена. Но правило не относится к женщинам в декретном отпуске, а также официально признанным безработными (стоят на учете в Центре занятости).
  2. Нужно рассчитать доход семьи. Пример для расчета приведен выше. Складывать необходимо доходы всех членов семьи.
  3. Требуется уточнить, какой ПМ установлен в регионе проживания. Информация представлена на сайте администрации города, а также на официальных ресурсах органов социальной защиты, на стендах в отделении.
  4. Следует подготовить требуемые документы. Чтобы исключить риск вынесения отказа, комплект должен быть полным.
  5. Обратиться нужно в отдел социальной защиты населения. Также можно подать заявление онлайн через портал Госуслуги. Заявка принимается и в МФЦ, который передает комплект документов самостоятельно.

Источник: https://zakonportal.ru/deti/status-maloimushhej-semi

Государственная социальная помощь малоимущим гражданам

Как получить статус малоимущей семьи,если в отделе соц защиты отказывают в этом?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу.

Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подаются Губернатору Санкт‑Петербурга, либо Правительству Санкт‑Петербурга, либо вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета, либо председателю Жилищного комитета.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

  • 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;
  • E‑mail: ukog@gov.spb.ru;
  • Телефон: 576‑70‑42.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия оператора Портала, жалоба (претензия) направляется в адрес Комитета по информатизации и связи:

  • 191060, Смольный, Комитет по информатизации и связи;
  • E‑mail: kis@gov.spb.ru;
  • Телефон: 576‑71‑23.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, Портала «Государственные услуги в Санкт‑Петербурге», а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Орган, предоставляющий государственную услугу, и его должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в орган, предоставляющий государственную услугу, и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Орган, предоставляющий государственную услугу, отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Орган, предоставляющий государственную услугу, вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Решение, принятое органом, предоставляющим государственную услугу, по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалоб размещается на стендах в местах предоставления государственной услуги и на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/188129/mfcservice/

Конституционный суд Коми рассмотрел дело о лишении двух сыктывкарских семей статуса малоимущих

Как получить статус малоимущей семьи,если в отделе соц защиты отказывают в этом?

В Сыктывкаре две многодетные матери вовремя не сообщили в органы соцзащиты о рождении детей, из-за чего семьи лишились статуса малоимущих. С них также требуют возврата полученных пособий. Мировой судья, который рассматривает иски к женщинам, попросил Конституционный суд Коми проверить, насколько действующий в регионе порядок соответствует законодательству.

Фото Марии Шумейко

Как рассказала на заседании 17 июля заместитель председателя Конституционного суда Коми Надежда Боковикова, к ним обратился мировой судья Лесозаводского судебного участка Сыктывкара. Он попросил проверить конституционность пунктов 15, 16 и 17 порядка признания семьи малоимущей и назначения им соцпомощи, который был утвержден постановлением правительства республики в 2004 году.

В этих пунктах говорится, что люди должны предоставлять в органы соцзащиты сведения об изменении материального положения и состава семьи в течение двух недель. Это нужно для того, чтобы определить среднедушевой доход члена семьи и на этом основании подтвердить семье статус малоимущей. Если этого не сделать, то семьи лишаются статуса и прекращают получать пособия.

В производстве у мирового судьи находится два гражданских дела по искам Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывкара к двум женщинам. Орган соцзащиты просит взыскать с них излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на детей как неосновательное обогащение.

Эти семьи ранее были признаны малоимущими, в первой воспитывалось трое детей, во второй — четверо. Потом в каждой семье родилось еще по одному ребенку, то есть изменился количественный состав, однако матери не сообщили об этом центр соцзащиты.

И когда об этом стало известно сотрудникам центра, то было принято решение о лишении их статуса малоимущих семей, причем они перестали таковыми быть на следующий месяц после рождения детей.

А все те суммы, которые семьи получали, пока не лишились статуса, центр соцзащиты посчитал неосновательным обогащением и обратился в суд для взыскания денег.

По мнению мирового судьи, пункты 15-17 действующего порядка нарушают права малоимущих семей, так как они лишаются статуса только по одному процессуальному моменту — невыполнению своих обязательств.

В правительстве с этим не согласны.

По словам начальника отдела конституционного и социального законодательства государственно-правового управления главы Коми Елены Клименковой, об обязанности людей извещать органы соцзащиты об изменениях в составе семьи, в доходах и перечне имущества в течение двух недель говорится в статье 10 федерального закона «О государственной социальной помощи» (178-фз).

— Государственная социальная помощь не может оказываться гражданам без наличия на то законных оснований. В данном случае пункты 15, 16 и 17 направлены на недопущение злоупотребления правом на получение социальной помощи, а также на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, — сказала она.

— Получение сведений является основанием для продолжения оказания социальной помощи, либо ее прекращение. Тот факт, что изменение состава семьи, доходов, имущества в конкретном случае не повлекло фактическое улучшение материального положения, не может освобождать от обязанности по предоставлению необходимых сведений.

Оценку состояния семьи может делать уполномоченный орган, а не сам гражданин.

Она обратила внимание, что постановление правительства не содержит ограничений на повторное обращение для назначение пособий при предоставлении необходимо пакета документов.

Елена Клименкова заявила, что оспариваемые нормы постановления не нарушают права граждан, соответствуют нормам Конституции Коми и федеральному законодательству.

Такого же мнения придерживаются и в министерстве труда, занятости и социальной защиты Коми.

Консультант отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения министерства Екатерина Шмидт, ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит исключений, которые бы позволили семьям не предоставлять необходимые сведения.

Доводы мирового судьи о том, что действующий порядок имеет формальный характер и не учитывает характер произошедших в конкретной семье изменений, она назвала необоснованными, так как именно такая процедура прописана на федеральном уровне.

По ее словам, рождение ребенка может иметь существенное значение для подтверждения или отмены статуса малоимущей семьи или малоимущего гражданина.

Например, с рождением ребенка у семьи появляется право на получение ежемесячной выплаты. Дополнительная помощь будет оказываться, если семья станет многодетной.

Благосостояние семьи также может вырасти, если при рождении у одинокой матери ребенка будет установлено отцовство и появится возможность получать алименты.

Екатерина Шмидт напомнила, что утвержденный порядок официально опубликован и доступен для ознакомления, а во время подачи заявлений людей извещают о том, что необходимо сообщать обо всех изменениях, которые могут повлиять на назначение статуса малоимущей семьи.

— Гражданин, действуя добросовестно, при должной степени заботы и осмотрительности, имеет возможность своевременно известить центр соцзащиты о соответствующих изменениях и тем самым обеспечить дальнейшее предоставление ему социальной помощи или предотвратить необоснованное предоставление ему выплат, — сказала она.

Представитель Минсоцтруда заявила, что доводы в запросе мирового судьи сводятся к изменению установленного порядка под обстоятельства конкретных дел. Она полагает, что оснований для признания пунктов противоречащими Конституции нет.

Заместитель заведующего юридическим отделом министерства финансов Коми Марина Дужан добавила, что мировой судья, основываясь на нормативной базе, фактических обстоятельств дела и оценке представленных доказательств, мог принять решение об удовлетворении иска или об отказе исковых требований.

— Совершенно разумеется. Скажите, пожалуйста, а чего ж тогда необоснованное обогащение взыскиваем? — поинтересовался у нее председатель Конституционного суда Владимир Кретов.

— А как иначе?

— Не знаю как. Как-то жестоко.

— По-другому, я считаю, здесь… гражданское законодательство не дает маневров для взыскивания, — заметила Марина Дужан.

— Это ваше постановление не дает маневров. А гражданское законодательство очень гибкое, — парировал судья.

— Квалифицировать иначе, на мой взгляд, здесь невозможно, — заключила она.

Юрист добавила, что порядок содержит императивные нормы (выражение которых сделано в определенной, категоричной форме), и центр соцзащиты действовал в соответствии с ними. На это судья сказал, что само постановление, которое утвердило этот порядок, является абсолютным императивом. В то же время в федеральном законе №178 сказано немного по-другому — «может быть лишен права».

— То есть это предполагается, что органы соцзащиты не должны вот так вот механически просто ставить галочку, — объяснил Владимир Кретов.

— Не согласна. Нам предоставлено право, мы этим правом воспользовались, — возразила Марина Дужан.

Суд огласит решение 22 июля.

Источник: https://www.bnkomi.ru/data/news/97281/

Как система социальной помощи культивирует бедность

Как получить статус малоимущей семьи,если в отделе соц защиты отказывают в этом?

Как бы это странно ни звучало, Украина — очень социальное государство. 34,4% ВВП перераспределяется через бюджет. Государство распоряжается третью всех денег, раздавая их тем, кто в них больше всего, по мнению власти, нуждается.

Украинцы раньше всех уходят на пенсию и получают ее, даже если всю жизнь не платили налоги. Государство содержит не только пенсионеров.

Денежная поддержка сопровождает украинцев с рождения и до смерти: помощь при рождении, выплаты многодетным семьям, детям-сиротам, инвалидам, студентам, помощь по безработице, оплата ЖКУ, оплата жилья для переселенцев. Социальный бюджет на 2018 год в Украине сопоставим по размерам с военным.

В итоге по показателю равенства Украина в 2017 году оказалась на первом месте среди 140 стран. Индекс Джини, который использует Мировой банк, и рейтинг Габриеля Пальмы, который использует ОНН, утверждают, что разрыв между богатыми и бедными в Украине, Норвегии и Словении меньше, чем где-либо в мире.

https://www.youtube.com/watch?v=_Z1tLefzfSE

Почему же украинцы живут намного беднее соседей? Социальное государство может удерживать бедных граждан на уровне прожиточного минимума, но сделать их богатыми просто не хватит ресурсов.

Например, существует так называемая государственная помощь для малоимущих. Ее назначают раз в полгода и выплачивают ежемесячно семьям, доход которых не обеспечивает необходимого минимума. По данным Минсоцполитики, в начале 2018 года ее получали 306 тыс семей, то есть около 1 млн граждан.

За 2017 год бюджет потратил на эти цели 11,9 млрд грн. В 2018 году социальную помощь получат уже 341,7 тыс семей. Причем размер помощи будет увеличен: на 250 грн — для детей до 13 лет и на 500 грн — для старших детей.

Профессиональные иждивенцы

По закону помощь могут получать только те, кто работает, учится, служит, стоит на учете в службе занятости — кто пытается, но это не приносит достаточно денег.

Однако в реальности социальные комиссии на местах могут принять решение о выделении помощи, даже если трудоспособный член семьи не работает. Например, если он болен или в семье трое и больше детей. Таких в 2017 году было, по предварительным оценкам, около 30% от всех получателей.

Средний размер помощи в 2017 году составил 3 743 грн, что сопоставимо с минимальной зарплатой. Такие семьи также обычно пользуются субсидией на оплату ЖКУ и помощью на детей, что позволяет получить до 7 тыс грн.

В центрах занятости утверждают: люди выбирают помощь государства вместо работы сознательно, так как работа есть. “Количество вакансий в области за год выросло на 25% до 4 800. Они неплохие: есть предложения с зарплатой 7-9 тыс грн”, — рассказывает заместитель директора Львовского областного центра занятости Оксана Иванчук. Средняя зарплата по вакансиям составляет 4700-4800 грн.

“Сумма помощи сравнима с зарплатой, которую можно получать и не работать. Нет расходов на дорогу и обеды. В горных районах, где люди имеют более трех детей, родители живут за счет приусадебного хозяйства и государственной помощи. Побудить их работать почти невозможно”, — сетует Иванчук.

Государство сделало попытку отвадить граждан от безделья. В июле 2016 года были внесены изменения в порядок назначения помощи малообеспеченным семьям.

Теперь, если человек обратился в центр занятости и впоследствии был снят с учета из-за отказа от вакансии, ему помощь уже не назначается. Однако если вовсе не обращаться — это не в счет. На практике многие решили, что выгодно не обращаться, а принудить их к этому никто не может.

Более того, профессиональные получатели помощи находят формальные основания считаться занятыми. Начальник отдела Львовской ОГА Василий Гельбич уверяет, что схем много, например — “уход за пожилым родственником”.

“У нас есть такая помощь как уход за престарелыми. Самая несуразная помощь, назначается в размере 18 грн в месяц, действует с 1996 года. Человек, который ее получает, юридически имеет полноценный рабочий стаж.

Представьте: вы живете в горном селе и не можете найти себе работу. Однако у вас есть старая бабушка. Вы оформляете за ней уход и можете официально претендовать на помощь для малоимущих”, — говорит Гельбич.

Ситуация, когда люди предпочитают работе пособие, не уникальна. Другие страны с развитой системой социальной поддержки тоже вынуждены мотивировать граждан к труду. В США аналог помощи малоимущим получают одинокие родители с маленькими детьми в общей сложности не более пяти лет за всю жизнь. Для тех, кто находится в состоянии крайней нищеты, существуют продовольственные талоны.

В Британии поддержку может получить только работающий гражданин с низкими доходами. Исключения — инвалиды и одинокие родители с детьми до пяти лет.

Литовцев, которые претендуют на социальную помощь, можно привлекать к полезным общественным работам. Обычно на такие работы направляются трудоспособные, но не работающие люди, у которых нет на попечении детей.

В Украине тоже есть такая возможность. Служба занятости может предложить человеку временную работу в интересах общины, пока не найдется подходящая вакансия. И в Литве, и в Украине получатель социальной помощи может отказаться от работы, но в Украине отказ не будет иметь последствий.

В Литве гражданам, которые не хотят выполнять общественные работы, социальная помощь выделяется исключительно в безденежной форме — продуктами питания или карточками на продукты, одеждой, оплатой детсада.

Мнимые малоимущие

По статистике Минсоцполитики, в 2017 году работало 16,2 млн украинцев, из них 3,7 млн — в неформальном секторе, то есть они не декларировали доходы и не платили налоги. Конечно, далеко не все труженики “тени” обращаются за социальной помощью, но, как утверждают социальные работники, такие случаи — не редкость.

В Харьковской области есть своя знаменитость: гражданин, который с 2002 года стоит на учете в областном центре занятости. За 16 лет его несколько раз трудоустраивали, но работал он не больше нескольких месяцев. Он успел даже пару недель побыть штатным сотрудником самой службы занятости.

По закону гражданин, которому далеко до пенсии, а герой именно такой, может получать пособие по безработице почти год после увольнения. Первые три месяца — 100% оклада, вторые — 80%, далее — 70%. А вот государственную помощь в качестве малоимущего он может получать без ограничений, пока стоит на учете.

Кроме того, предприимчивый гражданин успел за это время получить юридическое образование и не упускает случая его применить при попытке социальных служб снять его с учета или направить на работу. В таких случаях он пишет грамотные жалобы и даже время от времени судится с центром занятости.

Во Львовской области — своя специфика.

“Близость границы и возможность свободного приграничного движения в 30-километровой зоне позволяет возить через границу товар и получать доходы, которые никак не декларируются. Недавно челноки бастовали в связи с изменениями налогового и таможенного законодательства — их наравне с другими обязали платить пошлины при ввозе товаров на определенную сумму.

Это правильно — из-за того, что они не платят налогов, проигрывают те, кто официально ведет бизнес. А эти люди хорошо пристроились на шее тех, кто официально работает. Они получают жилищные субсидии, помощь как малообеспеченные и при этом жалуются, что в стране все плохо с медициной, школами и дорогами”, — описывает ситуацию Иванчук.

С 2017 года действует договоренность об обмене информацией между службами социальной защиты и пограничниками. Управление социальной защиты по запросу может проверить, пересекал человек границу или нет.

Сотрудничают социальные службы и с СБУ. В частности, в отношении переселенцев, которые также оформляют помощь и спокойно возвращаются на неподконтрольную территорию, чтобы снова приехать за помощью через полгода.

Чем они занимаются в ОРДЛО — проверить невозможно. Обмен информацией позволяет отсекать торгующих челноков, но работает система недавно и точечно.

Выбирают ли люди жизнь за счет социальной помощи вместо работы или используют эту помощь в качестве дополнения к неофициальным доходам — суть одна: трудоспособные граждане исключаются из экономики и вместо того, чтобы быть статьей дохода бюджета, превращаются в статью расхода.

По словам психолога Оксаны Ивановой, такое поведение обусловлено инстинктом самосохранения, один из механизмов которого — адаптация к окружающей среде.

“Есть две основные жизненные стратегии адаптации. Одна — это борьба. Она предполагает активную жизненную позицию и усилия, направленные на изменение дискомфортных жизненных обстоятельств. Другая — приспособление, самый легкий путь. Несмотря на ущербность такой стратегии, ее выбирает множество людей.

Это связано с патологическим желанием сохранить мнимую зону комфорта, экономией энергии и привычкой. Украинцы, которые живут на пособия, попали в ловушку. Им не нужно напрягаться, но это чревато личностной и социальной деградацией. Как следствие, страдает все общество”, — констатирует психолог.

Работники социальной сферы предлагают ограничить доступ к пособиям для трудоспособных неработающих граждан, которые отказываются от трудоустройства.

Иванова уверена, что это поможет не только бюджету, но и самим безработным: “Когда человеку по-настоящему плохо, он начинает что-то делать. Со своей зоны комфорта он не выходит, а вылетает. Без “волшебного пенделя” никак!”.

Не рыба, а удочка

Если самое справедливое перераспределение не помогает, как государству бороться с бедностью? В 2006 году Нобелевскую премию мира за успешную борьбу с бедностью получил Мухаммад Юнус и основанный им Grameen Bank.

Реализованная банкиром идея была простой: предоставлять дешевые микрокредиты малообеспеченным семьям, которым закрыт путь к обычному банковскому кредитованию. Не помощь или субсидию, а именно ссуду.

Полем деятельности стал Бангладеш 1970-х годов. Там Юнус взял заем в государственном банке и раздал его бедным — начал предоставлять маленькие суммы под очень низкие проценты, причем вовсе без залога. Условие было одно: деньги давались на открытие семейного бизнеса или его расширение.

В 1980-х Юнус создал банк, основанный на модели кредитования малоимущих. По его словам, за 30 лет процент невозврата составил менее 10%. (Доля просроченных более чем на три месяца кредитов в банковской системе Украины — 54%.)

После успеха Grameen идею с микрокредитованием взяли на вооружение правительства многих стран. На подобный эксперимент при поддержке Мирового банка пошло и Министерство социальной политики Украины.

Эксперимент был закреплен в постановлении Кабмина №1154 “О привлечении к работе членов малоимущих семей и внутренне перемещенных лиц” и реализуется в виде пилотного проекта “Рука допомоги”. Проект действует в Харьковской, Львовской и Полтавской областях. Участники могут получить до 70 тыс грн.

Для сравнения: средняя сумма государственного микрокредита на открытие бизнеса в Великобритании составила в 2017 году 6 тыс фунтов, что с учетом покупательной способности фунта не намного больше, чем дает Минсоцполитики.

Однако для англичан заем стоит 6% годовых, без налоговых преференций, а консультационное сопровождение длится лишь первый год.

В отличие от кредитов Юнуса, которые порой тратились на свадьбы, Минсоцполитики не дает “живых” денег. Оно финансирует покупку оборудования и материалов для запуска своего дела и требует вернуть деньги в течение трех лет.

При этом сумма возврата уменьшается на сумму уплаченных налогов. В случае трудоустройства двух человек из числа малообеспеченных на срок не менее двух лет средства возвращать не нужно.

Казалось бы, для предпринимательства нужны особое мышление и образование. Однако практика показывает неожиданные результаты. Одна из первых участниц пилота Наталия Тетера — женщина из маленького городка в Харьковской области с образованием швеи и в том возрасте, когда люди редко решаются что-то менять.

Она долго работала поваром, пока не попала под сокращение. Однако оказалось, что это тот случай, когда “не было бы счастья, да несчастье помогло”. Получив микрокредит на 60 тыс грн, она открыла пиццерию.

“Я подумала: я что — хуже других? Готовить умею, с тестом дружу, отчего бы не попробовать? В центре занятости помогли купить оборудование, защитить бизнес-план. С января начала работать, наняла человека, как потеплеет — возьмем еще одного. Хочется развиваться, а не получать помощь от государства”, — говорит она.

Чтобы внедрить эту практику по всей стране, нужно принять закон, а чтобы был эффект, нужно вытаскивать малоимущих из состояния безделья. Однако увеличить размер пособия — гораздо проще. Дай человеку рыбу и он будет сыт один день, пообещай ему больше рыбы — и он будет ать за тебя вечно.

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2018/03/27/635376/

Абсолютное право
Добавить комментарий