Как правильно оформить рабочие программы

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

Как правильно оформить рабочие программы

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы.

В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел « учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения.

Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым.

Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

№ п/пНазвание темы (раздела)Количество часов на изучениеКоличество контрольных работПланируемые предметные результаты

Пояснительная записка

Опыт показал, что структуру рабочей программы по ФГОС целесообразно дополнить еще одним пунктом — пояснительной запиской. Это особенно важно в тех школах, где обучение ведется по нескольким УМК, где имеются гимназические и обычные классы и др.

В этом пункте расписываются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа, с указанием ООП ООО и учебного плана школы, примерной программы. Указывается УМК, по которому будет осуществляться программа, перечисляются конкретные учебники по классам. Показывается место предмета в учебном плане, количество часов, отводимых на изучение предмета.

Рабочие программы лучше составлять на уровень обучения. А тематическое планирование по отдельным классам основного обучения составляется на год и прилагается к рабочей программе.

Таблица КТП может быть различной, но желательно иметь в ней графу «Корректировка».

В ней будет удобно отмечать, когда и по какой причине пропущен урок, как обеспечено прохождение программного материала, какие темы объединены и т.д.

Рабочая программа — рабочий инструмент учителя. Поэтому форму представления каждого пункта учитель может выбрать сам. И обязательно будут различия в зависимости от конкретного класса, от опыта учителя, его методических предпочтений. Главное — не отнестись к составлению рабочей программы формально.

Образцы рабочих программ можно посмотреть в разделе Файлы — свой предмет — Рабочие программы.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/fgos/6352_struktura_rabochey_programmy_osnovnoy_shkoly

Требования к рабочим программам по ФГОС 2018-2019

Как правильно оформить рабочие программы

Для выполнения требований к рабочим программам по ФГОС следует понимать, чем отличается ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования.

Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 процентов, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 процентов от объема программы.

В основной школе соотношение было 70 и 30 процентов.

В 40 процентов для 10–11-х классов включите больше курсов по выбору старшеклассников и их родителей. Курсы обеспечат профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого ученика.

При этом структуру ООП менять не придется. Целевой, содержательный и организационный разделы в программе остаются, потому что во всех ФГОС общего образования вы найдете требование о том, что ООП обязательно включает эти три раздела.

Составьте план контроля на 2019/2020 учебный год и раздайте учителям памятки с рекомендациями. Образец скачайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Скачайте сейчас

В примерной ООП используется системно-деятельностный подход. На его основе педагоги организуют деятельность учеников так, чтобы помочь им достичь максимального уровня в личностном, социальном и познавательном развитии. В ООП объясните, как школа организует такую деятельность. Сформулируйте цели и содержание образования, то есть учебные предметы, курсы, которые помогут достичь целей.

Еще один подход, который вы будете внедрять впервые, – это индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников (п. 1.1 примерной ООП среднего общего образования). Поэтому включите в ООП предметы на базовом или углубленном уровнях для профильного обучения и курсы, которые обеспечат интересы каждого ученика.

Согласно требованиям к рабочим программам по ФГОС 2018-2019 гг., учебный план для 10–11-х классов имеет пять отличий от учебного плана других классов:

  • — Как составить учебный план в соответствии с ФГОС?

Требования к оформлению рабочих программ по ФГОС предполагают включение в ООП рабочих программ учителей по предметам. Их структура останется прежней, а требования к образовательным результатам изменятся.

В рабочих программах учителей для 10–11-х классов будут образовательные результаты четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень».

План внеурочной деятельности для 10–11-х классов включает пять профилей обучения. Это должно быть согласовано с родителями и учениками школы. На внеурочную деятельность отведите максимум 700 часов, а не 1750, как для 5–9-х классов.

В плане внеурочной деятельности предусмотрите два компонента (п. III примерной ООП среднего общего образования):

  1. Инвариантный: работа ученических сообществ в форме клубных встреч, участие школьников в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах, ежемесячные учебные собрания по проблемам образовательной деятельности.

  2. Вариативный, прописанный по отдельным профилям обучения.

Как проверить соответствие рабочих программ ФГОС 2018-2019 перед проведением аккредитации?

Эксперты на аккредитации контролируют, как образовательная организация выполняет требования к рабочим программам по ФГОС. Для этого эксперты сопоставляют содержание образовательных программ и требования ФГОС. Чаще всего находят ошибки в содержательном и организационном разделах ООП.

Содержательный раздел ООП включает программу развития универсальных учебных действий (УУД), программы учебных предметов, курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, программу коррекционной работы.

В содержательном разделе эксперт обязательно посмотрит программу развития УУД. Проанализируйте ее самостоятельно, обратите внимание, сформулировали ли вы в программе развития УУД личностные и метапредметные результаты.

Проверьте элементы содержания программы:

  • цели и задачи, место и роль в реализации требований ФГОС;
  • система понятий, функций, состава и характеристик УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
  • связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;
  • место компонентов УУД в структуре образовательной деятельности;
  • типовые задачи применения УУД;
  • особенности реализации направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное и др.);
  • формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • содержание, виды и формы учебной деятельности по формированию и развитию компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • элементы ИКТ-компетенций и инструменты их использования;
  • планируемые результаты в развитии ИКТ-компетенции, подготовки индивидуального проекта, который школьник выполняет по учебному предмету или на межпредметной основе;
  • виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы работы консультантов, экспертов и научных руководителей;
  • условия для развития УУД;
  • система оценки деятельности школы по формированию и развитию УУД;
  • мониторинг успешности применения УУД.

Эксперту на аккредитации администрация школы представляет все рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности по учебному плану. Контролируйте подготовку рабочих программ.

Предотвратите случай, когда учитель не подготовил рабочую программу.

Эксперт не увидит какую-то одну рабочую программу в содержании ООП и сделает вывод, что подготовка обучающихся не соответствует ФГОС.

Проверьте структуру рабочих программ. Она включает:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Чтобы проанализировать, как выполняются основные требования к рабочим программам ФГОС, эксперты также изучат программу воспитания и социализации обучающихся.

Эксперт проверит, как школа отслеживает личностные характеристики выпускника: любовь к своему краю и Отечеству; знание русского и родного языков, уважение своего народа; осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, общества и др. Также эксперт выявит, как программа воспитания и социализации развивает социальную активность учеников, формирует уважение закона и правопорядка.

В рамках анализа программы коррекционной работы изучаются:

  • цели и задачи коррекционной работы;
  • перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ;
  • механизм взаимодействия учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы, других ОО и институтов общества в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

При анализе учебного плана эксперты на аккредитации проверяют, соответствует или не соответствует учебный план ФГОС. Они анализируют объем и количество часов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений.

При анализе соответствия требованиям к оформлению рабочих программ по ФГОС программы внеурочной деятельности рассматриваются:

  • художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества;
  • школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения.

В разделе об условиях реализации образовательной программы эксперт выявит наличие всех необходимых компонентов в системе условий реализации ООП. Проверьте, есть ли такой раздел в ООП вашей школы. Если он отсутствует, то эксперт сделает вывод о несоответствии условий реализации ООП требованиям ФГОС.

Как подготовить качественную рабочую программу

Прежде чем приступать к подготовке программы, нужно дать определение понятию «качество рабочей программы». Оно включает:

  • соответствие ФГОС;
  • полную реализуемость;
  • соответствие порядку, с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы.

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, рабочие программы учебных предметов включают:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.

К рабочей программе можно составить пояснительную записку. Она не является обязательной.

Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом быть небольшой по объему.

В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов.

учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) обязательной части учебного плана берите из содержательного раздела примерной ООП соответствующего уровня общего образования и программ по учебным предметам, предложенным авторами учебников из федерального перечня.

Для приведения в соответствие структуры рабочей программы требованиям ФГОС проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок, для уровня общего образования. Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения.

Регламент разработки и утверждения рабочих программ регулирует локальный нормативный акт – Положение о рабочей программе. В документе отражают:

Источник: https://www.menobr.ru/article/65378-qqq-17-m12-trebovaniya-k-rabochim-programmam-po-fgos-2018-2019

Рабочая программа

Как правильно оформить рабочие программы

Рабочая программа — это документ, составленный лично педагогом и являющийся частью базисного учебного плана. Согласно закону об образовании рабочая программа должна быть у каждого учителя.

В ней отражается содержание обучения, а также методы и приёмы с учётом условий работы. Сюда относится численность учащихся, их способности, состояние здоровья, особенности.

Педагог, оценивая все эти условия, фиксирует в своей рабочей программе методы обучения и способы контроля для своих учеников.

Рабочая программа помогает организовывать деятельность учащихся, создавать положительную мотивацию, развивать любознательность и способности учеников.

Кто должен писать рабочую программу?

Рабочую программу учитель пишет сам. Базой для неё могут быть выпускаемые издательствами по заказу Министерства образования примерные основные образовательные программы.

Использовать примерную программу в качестве рабочей, без внесения собственных корректив, не получится, так как в ней не учтены особенности работы в конкретном учебном заведении, классе, необходимость детализации и конкретизации учебных тем, имеющиеся в наличии материалы.

Сроки реализации и хранения рабочих программ

В большинстве случаев рабочая программа пишется на один учебный год. Это касается программ основного образования в школе.

Отдельные рабочие программы предназначены для одной ступени или всего курса обучения — на срок от нескольких месяцев до двух лет. Такие программы разрабатываются в дополнительном образовании.

Рабочая программа учителя сохраняется в архиве в печатном виде 1 год (следующий за годом реализации программы). В электронном виде — бессрочно.

Из чего состоит рабочая программа?

Перечисли обязательные разделы рабочей программы.

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка, содержащая аргументацию выбора наполнения программы.
  3. Общая характеристика учебного предмета.
  4. Место предмета в учебном плане. Здесь же указывается, сколько часов будет отведено на его изучение.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебным предметом. В этом разделе рассматривается прогнозируемое усвоение учащимися социального опыта, представленного навыками, полученными как в рамках изучения отдельного предмета, так и приобретёнными на базе нескольких или всех учебных дисциплин. Это опыт, направленный на решение практических задач, возникающих за пределами учебного заведения. Под личностными результатами овладения учебным предметом понимается внутренняя система ценностей учащегося, сформировавшаяся в процессе учебной деятельности.
  6. учебного предмета. Этот раздел можно считать основным. В нём отражается обязательный минимум разделов и тем, а также указывается, сколько часов, отводится на каждый раздел (тему).
  7. Тематическое планирование с перечислением основных видов учебной деятельности.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Здесь указывается методическая литература, оснащение класса, иллюстративно-наглядный материал, мультимедийные средства.
  9. Ожидаемые результаты освоения программы.

Как составлять рабочие программы и на основе чего их разрабатывать?

При составлении Рабочей программы педагог использует в качестве ориентира Примерную программу, или берет за основу авторскую программу.

Алгоритм действий

  1. Выбираем основную программу учебного курса и учебник по ней.
  2. Просматриваем её цели, а также цели Примерной и основной образовательной программы учебного заведения. Сопоставляем все цели и задачи.
  3. Результаты овладения материалом в целом по классу сравниваем с теми, которые прописаны в Примерной программе.
  4. Сверяем содержания Примерной и выбранной программ, анализируем учебник на раскрытие соответствующих тем.
  5. Определяемся со списком разделов и вопросов, составляемой Рабочей программы.
  6. Выстраиваем материал в определённой последовательности, выделяем часы на каждую тему.
  7. Составляем список литературы, необходимых пособий.
  8. При необходимости составляем материалы для контроля освоения программы.
  9. Полностью выстраиваем структуру рабочей программы.

Как оформить титульный лист?

Титульный лист должен содержать:

  1. Полное название образовательного учреждения.
  2. Полное название курса
  3. Для какого класса предназначена программа и на какой учебный год.
  4. Информация о составителе (ФИО, квалификация, педагогический стаж, ФИО и должность эксперта).
  5. Грифы «Согласовано» и «Утверждено».
  6. Город и год создания документа.

Что такое аннотация и как её написать?

Аннотация — это сжатое содержание пояснительной записки. Строгих требований к аннотации нет, есть только ориентировочный перечень пунктов:

  1. Список нормативных документов.
  2. Описание целей и задач учебного предмета.
  3. Указание количества часов на изучение дисциплины.
  4. Ключевые разделы, содержащиеся в материале учебного предмета.
  5. Способы и периодичность контроля.

Как оформить список литературы в рабочей программе?

В списке должно быть три раздела:

  1. Основная литература. Это учебник по данной дисциплине, и другие пособия в количестве не более 4 экземпляров.
  2. Дополнительная литература: учебно-методические издания, конспекты лекций, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии.
  3. Интернет-ресурсы с указанием режима доступа.

Как и кем утверждается рабочая программа?

Прежде чем Рабочая программа станет нормативным документом, её необходимо рассмотреть, согласовать и утвердить.

  1. Рабочая программа рассматривается методическим объединением. Результаты заносятся в протокол. Программа проверяется на соответствие требованиям ФГОСа.
  2. Рабочая программа согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  3. Утверждается Рабочая программа подписью директора.

Можно ли использовать авторскую программу как рабочую?

Авторская учебная программа — это такой тип педагогической разработки, который является результатом интеллектуального труда и отражает собственный подход педагога к обучению по предмету.

Такая разработка является интеллектуальной собственностью педагога, и если она соответствует Стандарту, и подходит для использования в имеющихся условиях, то возможно её использование в качестве Рабочей.

Обязательно добавление в неё календарно-тематического планирования.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы?

Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.

Можно ли купить или найти рабочую программу, и где?

Рабочая программа составляется учителем самостоятельно — это является залогом её дальнейшей эффективной реализации. Ни один человек со стороны, даже очень грамотный и опытный педагог, не в состоянии составить этот документ так, чтобы он действительно был рабочим.

Тем не менее, в Интернете можно найти предложения по запросу «купить Рабочую программу». А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Педагоги пользуются этой услугой якобы для экономии времени и сил.

Но на практике работать по такой программе непросто, и, как правило, её тоже приходится адаптировать под конкретные условия и конкретных детей.

Как вносить изменения в рабочую программу?

При наступлении обстоятельств, которые могут помешать реализации Рабочей программы в планируемые сроки (больничный учителя, карантин в школе, и т.

д), учитель пишет объяснительную записку на имя директора, который, в свою очередь, издаёт приказ о корректировке рабочей программы.

На основании этого приказа учитель вносит записи в лист коррекции и планирует мероприятия по преодолению отставания в усвоении учебного материала.

Как заполнить лист корректировки рабочей программы?

На листе корректировки должна быть указана причина внесения изменений, дата, раздел (разделы) программы, где эти изменения будут отражены, а также способ ликвидации отставания.

Описание корректировки должно быть заверено завучем школы.

Обычно эта информация объединяется в таблицу с соответствующими колонками: «Дата», «Причина внесения изменений», «Раздел, тема», « изменений», «Подпись учителя», «Согласовано с заместителем директора по УВР».

Примерные рабочие программы

Ниже представлены примерные рабочие программы, которые мы надеемся помогут хоть немного сэкономить время на их составление.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/rabochaya-programma

Как составить рабочую программу от А до Я

Как правильно оформить рабочие программы

Многие педагоги задаются вопросом – как составить рабочую программу правильно, чтобы она была в соответствии с ФГОС, а не переделывать (доделывать) ее снова и снова. Я Вам предлагаю разложить все по полочкам от А до Я.

На этот вопрос я постараюсь Вам ответить исходя из собственного опыта работы как администратора образовательного учреждения, так и учителя начальных классов.

Что такое рабочая программа

Рабочая программа по предмету является частью основной образовательной программы, тем локальным документом, где конкретизируется цель, содержание предмета, планируемые результаты основной образовательной программы с учетом особенности и специфики учебной дисциплины.

К рабочим программам относятся

  • рабочая программа по предмету;
  • рабочая программа дополнительного образования;
  • рабочая программа факультативных занятий;
  • рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа – определение

Рабочая программа – это документ, который должен быть у каждого учителя и который он разрабатывает сам на основе Примерной программы по предмету (например, «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций).

Именно Примерные программы по предмету являются основой для составления рабочих программ, так как они разрабатываются по заказу Министерства образования и науки РФ.

При этом педагог обязан ознакомиться с ФГОС определенной ступени образования, чтобы при составлении рабочей программы для конкретного класса (параллели) учитель учитывал универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми должен овладеть ученик на конец обучения.

Необходимо изучить требования к результатам освоения программы, знать цель и задачи обучения на каждом этапе.

В ходе составления рабочей программы педагог в праве самостоятельно устанавливать:

  • последовательность изучения учебного материала;
  • вносить изменения и дополнения в содержание;
  • распределять количество часов по темам, разделам;
  • включать материал регионального компонента;
  • использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

Самое главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

Как утверждается рабочая программа

Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:

  1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
  2. Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
  3. После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.

Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.

Образец титульного листа рабочей программы

Какова структура программы

С утверждением ФГОС стандарт четко определил структуру программы по учебным дисциплинам.

  • Пояснительная записка.
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • учебного предмета, курса.
  • Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  • Список литературы (основной и дополнительный).

На титульном листе рабочей программы указывается наименование образовательной организации; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – в соответствии с названием в учебном плане; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс; класс (параллель), для которого составлена рабочая программа; год составления программы.

Пояснительная записка программы характеризуется лаконичностью. В ней должно быть отражено название учебной программы (авторской или примерной), на основе которой составлена рабочая программа, ее автор и год издания.

Здесь формулируется цель и задачи учебного курса, которые должны соответствовать ФГОС.

В пояснительной записке раскрывают новизну, обоснованные изменения, внесенные в программу, если они были доработаны исходя из реализации регионального компонента или специфики образовательного учреждения.

Указывается учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта). УМК должен соответствовать перечню учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ.

Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Описываются и раскрываются особенности организации учебного процесса по предмету и формы текущего контроля знаний, умений, навыков и формы промежуточной аттестации учащихся. Все указанные формы должны соответствовать локальным актам образовательного учреждения.

В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета представляет собой описание целей – результатов обучения. Они формулируются в соответствии с ФГОС.

В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые согласуются с определенными ранее целями рабочей программы.

Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, которые сформулированы в деятельностной форме, что позволит потом разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.

В рабочие программы включаются конкретные формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО.

Если у Вас рабочая программа составлена на ступень обучения или на несколько классов, например, с 5 по 9 классы, то нужно результаты обучения указывать по классам (годам обучения). Здесь можно воспользоваться авторской или примерной программой. Но не забудьте сравнить их с формулировками, указанными в Примерной ООП.

В разделе « учебного предмета, курса» заключается основная часть программы. Здесь отражаются все разделы и темы, которые опираются на обязательный минимум содержания стандарта, примерную программу, указываются практические и лабораторные работы в соответствии с примерной программой.

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).

Список литературы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Составляя рабочую программу, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями, решить которые возможно при последовательном осуществлении этой работы.

Этап 1. Выбирается программа по учебному курсу и учебник, который ей соответствует из списка, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

Этап 2. Сравниваются цели изучения предмета в выбранной программе с целями, которые прописаны в Примерной программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы школы.

Этап 3. Сопоставляются ценностные ориентиры в выбранной программе с таковыми же, но сформулированными в Примерной программе.

Этап 4. Выделяются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала в конкретном классе, сравниваются с теми, что прописаны в Примерной программе.

Этап 5. Сопоставляется содержание выбранной программы с содержанием Примерной программы, анализируется их наличие и раскрытие тем в учебнике.

Этап 6. Проанализировав содержание учебника, делается вывод о включении или исключении в (из) содержание(я) программы некоторых разделов, вопросов.

Этап 7. Структурируется содержание учебного материала, определяется последовательность изучения тем и количество часов на ее прохождение.

Этап 8. Определяется список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Этап 9. Создаются контролирующие материалы (если такие должны входить в состав рабочей программы в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

Этап 10. Составляется рабочая программа: оформляются структурные компоненты согласно требованиям нормативного документа школы (Положение о рабочей программе).

Вывод

Представленный маршрут составления рабочей программы не является единственно правильным и неоспоримым. Это представленный мной опыт. Поэтому Вы можете воспользоваться предложенными этапами или, на свое усмотрение, вносить в него корректировки.

Источник: https://stznaniy.ru/novosti/139-kak-sostavit-rabochuyu-programmu-ot-a-do-ya.html

Структура рабочей программы по ФГОС

Как правильно оформить рабочие программы

Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения.

Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области).

Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и задачами образовательно-воспитательного процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:

  1. Нормативную функцию. Она разъясняется в самом определении этого документа.
  2. Функцию целеполагания. Это означает, что в рабочей программе устанавливаются цели и ценности, для достижения которых она, собственно, вводится в тот или иной курс.
  3. Функцию определения сути образовательного процесса. Структура рабочей программы фиксирует состав элементов, которые должны быть усвоены, определяет уровень их сложности.
  4. Процессуальную функцию. Речь в данном случае ведется об определении логической последовательности усвоения элементов, средств и условий, организационных методов и форм образовательного процесса.
  5. Оценочную функцию. Документ выявляет степень усвоения элементов, определяет критерии оценки и объекты контроля уровня обученности детей.

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине.

Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их.

При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный.

Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы.

Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4.

Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:

  1. Наименование ОУ согласно уставу.
  2. Наименование дисциплины, для изучения которой создается документ.
  3. Указание класса, для которого составляется программа.
  4. Ф.И.О. разработчика (или нескольких авторов).
  5. Гриф рассмотрения, согласования, утверждения.
  6. Год составления.

Все эти сведения указываются на титульном листе. Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами.

Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий.

В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. .
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета (“выпускник научится/сможет научиться…”).

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку – диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре – нормативы физической подготовки.
  • По математике – самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для ступени образования.
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:

  • К подготовленности детей, обучающихся по программе. Результаты освоения конкретизируются для определенного класса и могут дифференцироваться по уровням.
  • К подготовке учащихся по дисциплине, которые полностью совпадают с требованиями стандартов и авторской (примерной) программой по предмету либо учебными проектами.
  • Которые задаются в форме деятельности (что в итоге выпускники должны уметь, знать, применять на практике, в повседневной жизни).

Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ “Об образовании”.

Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих учебному плану, графику образовательного процесса.

В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:

  1. Отражение запланированных результатов по основному образовательному направлению (по конкретной дисциплине).
  2. Создание условий, обеспечивающих достижение установленных нормативных показателей по освоению курса.
  3. Включение в содержание разрабатываемой программы всех дидактических элементов примерного проекта по конкретному предмету.

Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО.

В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по учебно-воспитательной работе.

После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, таким образом, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины.

Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие.

Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников.

В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.

Источник: https://FB.ru/article/227478/struktura-rabochey-programmyi-po-fgos

Абсолютное право
Добавить комментарий