Основной проблемой алиментных правоотношений является неуплата алиментов на содержание ребенка одним из родителей и, как следствие — образование алиментной задолженности.
Чтобы обеспечивать исполнение итогового исполнительного документа о взыскании алиментов (решения суда или нотариального алиментного соглашения), судебный пристав имеет право привлечения неплательщика к административной ответственности.
Административная ответственность за неуплату алиментов — это ряд предусмотренных законодательством административных мер, применяемых к должнику при образовании задолженности по выплатам в случае наличия вины неплательщика.
Поскольку количество должников по алиментам год от года растет, законодателями неоднократно отмечалась низкая эффективность существующих административных рычагов воздействия на неплательщиков.
Поэтому, чтобы выстроить более действенную систему побуждения «уклонистов» к уплате предусмотренных законом средств на содержание детей, меры административного воздействия на должников в последние годы значительно расширились и ужесточились.
Содержание
- 0.1 Виды административной ответственности за долг по алиментам
- 0.2 Дополнительные меры административного наказания за уклонение от уплаты алиментов
- 0.3 Основания для привлечения алиментщика к административной ответственности
- 0.4 Заявление приставам о привлечении к административной ответственности
- 0.5 Образец ходатайства судебному приставу
- 1 За неуплату алиментов впервые в Киеве привлекли к административной ответственности
- 2 Привлечение должников к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ
- 3 Усилились гарантии по выплатам алиментов
- 4 Наказание за неуплату алиментов станет суровым и неотвратимым
Виды административной ответственности за долг по алиментам
Весь спектр административных мер, возможных к применению в отношении должников, регламентирован федеральным законом РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», а также отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Самыми распространенными и действующими в 2018 году мерами побуждения неплательщиков к уплате алиментного долга являются:
- Ограничение действия водительского удостоверения (запрет «пользования специальным правом») на основании ст. 67.1 закона № 229-ФЗ. Такой вид ограничения применяется к неплательщикам при соблюдении следующих условий:
- при сумме задолженности по алиментам свыше 10 000 руб.;
- по инициативе самого судебного пристава-исполнителя или ходатайства взыскателя;
- оформляется одноименным постановлением должностного лица, которое направляется в ГИБДД для его реализации;
- действует до полного погашения задолженности или оспаривания (отмены) постановления.
- Запрет выезда за пределы РФ (ст. 67 закона № 229-ФЗ) при наличии долга свыше 10000 руб. Подобная мера ответственности оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и направляется в органы пограничного контроля. Снять с себя ограничение должник в силе, лишь заранее и полностью погасив алиментную задолженность — сделать это непосредственно при пересечении границы не удастся и запланированную поездку придется отложить до момента погашения долга.
- Объявление в исполнительный розыск неплательщика и (или) принадлежащего ему имущества выполняется по инициативе пристава или взыскателя в соответствии с положениями ст. 65 вышеуказанного закона при задолженности, также превышающей в сумме 10000 руб.
- Привлечение к материальной ответственности (штрафу) в рамках ст. 17.14 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа возможно даже при единичных случаях пропуска алиментных платежей, при этом:
- уклонист наказывается штрафом от 1000 до 2500 руб.;
- соответствующее постановление выносится судебным приставом самостоятельно.
- Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) — принудительное препровождение должника в место составления административного протокола. В силу изменения в данную статью, внесенного законом от 5 декабря 2017 года, доставление может совершать самостоятельно судебный пристав-исполнитель без привлечения сотрудников ОВД.
- Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) — краткосрочное ограничение свободы лица-должника для применения к нему необходимых административных мер (например, составление протокола и т.п. ).
Аналогично с 5 декабря 2017 года задержание также вошло в перечень должностных полномочий приставов-исполнителей.
Необходимо учитывать, что применять весь комплекс мер воздействия на «уклониста» судебный пристав-исполнитель сразу после образования долга не имеет права: сначала применяются более распространенные и действенные санкции (такие, как ограничение водительского удостоверения, запрет на выезд должника за границу и т.п.).
Дополнительные меры административного наказания за уклонение от уплаты алиментов
С середины 2016 года, благодаря введению в КоАП РФ новой статьи 5.35.1, в дополнение к основному комплексу мер административных наказаний предусматриваются следующие меры к должникам по алиментам на содержание детей (а также нетрудоспособных родителей):
- Обязательные работы на срок до 150 часов.
- Административный арест от 10 до 15 суток — как более серьезная мера воздействия на должника при отсутствии его реагирования на предшествующие виды административного наказания.
- Крупный административный штраф в размере 20000 руб., который применяется вместо обязательных работ и ареста в отношении:
- беременных женщин или имеющих ребенка до 14 лет;
- лиц, не достигших совершеннолетия;
- инвалидов 1 и 2 групп;
- военнослужащих или служащих следственных органов.
Более серьезные административные наказания — исправительные работы и административный арест — являются крайними мерами к должнику и требуют от судебного пристава-исполнителя предварительного предупреждения неплательщика об ответственности, а также взятия с последнего двукратных объяснений о причинах образования долга и сроках его планируемого погашения.
В случае, когда исчерпывающие административные меры не приносят результата и задолженность все равно остается непогашенной, к должнику применяется уголовная ответственность за уклонение от уплаты алиментов.
- Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙
Закон «Об исполнительном производстве» в ряде статей, касающихся привлечения к ответственности неплательщиков, отмечает, что инициаторами такового привлечения могут выступать:
На практике нередко случается, что судебные приставы-исполнители могут проявлять должностное бездействие ввиду большого объема работы и нехватки кадров, поэтому взыскателю при наличии оснований не лишним будет взять инициативу в свои руки и обратиться с ходатайством о привлечении неплательщика к возможным в его отношении административным наказаниям.
Основания для привлечения алиментщика к административной ответственности
Главным основанием для применения наказания за неуплату алиментов является наличие алиментной задолженности в течение нескольких месяцев, образованной по вине самого должника. При этом на вину должника в образование долга указывают следующие факторы:
- умышленность (когда неплательщику известно об обязательствах, но попытки погасить долг не предпринимаются);
- сокрытие реальных доходов (прямых и дополнительных);
- сокрытие имущества, на которое доступно обратить взыскание в случае дальнейшей неуплаты;
- смена места жительства без сообщения судебному приставу либо взыскателю;
- увольнение или изменение места работы без сообщения в службу судебных приставов;
- преднамеренное нетрудоустройство;
- непостановка на учет в Центр занятости населения (ЦЗН) для соискания рабочего места в случае увольнения с прежнего места работы;
- предоставление недостоверных или ложных данных об имуществе или доходах и т.п.
При наличии перечисленных факторов и невыхода «уклониста» на контакт с должностным лицом службы судебных приставов, в отношении должника и применяются указанные выше меры административного воздействия.
Заявление приставам о привлечении к административной ответственности
Обратиться к приставу с соответствующим заявлением в отношении должника можно двумя способами:
- На личном приеме у судебного пристава, вручив ему заявление и получив отметку о принятии на своем экземпляре-копии.
- Направив заявление по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения территориального органа УФССП.
Лучшим способом является личное посещение судебного пристава, поскольку в рамках такого приема:
- взыскатель сможет пообщаться с должностным лицом на предмет выбора всех возможных административных санкций к должнику;
- узнать точную сумму задолженности по алиментам (и даже получить постановление о расчете задолженности);
- выяснить, какие административные меры уже были приняты должностным лицом, чтобы не повторяться в ходатайстве, и узнать об их результативности;
- получить консультацию о самостоятельном взыскании неустойки (штрафа) за просрочку алиментных платежей по ст. 115 СК РФ.
Подаваемое взыскателем алиментов заявления о привлечении должника к мерам административной ответственности должно содержать:
- Наименование территориального отделения УФССП (Управления Федеральной службы судебных приставов).
- Ф.И.О. судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство.
- Сведения о заявителе — взыскателе (Ф.И.О., адрес, телефон).
- Сведения о должнике.
- Основания для привлечения к ответственности лица (умышленное образование долга, период неуплаты, сумма долга).
- Указание вида ответственности (объявление розыска, ограничение водительских прав, запрет на выезд).
- Дата и подпись заявителя.
Образец соответствующего ходатайства можно посмотреть ниже.
Образец ходатайства судебному приставу
СКАЧАТЬ
Начальнику Бежицкого районного отдела судебных приставов А.М. Бакашовуг. Брянск, ул. Ульянова, д. 36, 241035
взыскателя Тамаричевой О.Л.
г. Брянск, ул. Медведева, д. 36, кв. 43, 241035
конт./тел. хх-хх-хх
Заявление о выдаче постановления о расчете задолженности
Источник: http://alimenty-expert.ru/neuplata/otvetstvennost/administrativnaya/
За неуплату алиментов впервые в Киеве привлекли к административной ответственности
20:09, 21 марта 2018
Киевлянин должен будет отработать 150 часов в счет погашения долга.
Соломенский районный суд Киева 21 марта рассмотрел два первых дела о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших правонарушение по ст. 183-1 Кодекса об административной ответственности («неуплата алиментов»).
Как следует из материалов дела, житель столицы задолжал с 2016 года, после развода с женой, на содержание ребенка 45 443 грн. Сам должник вину не отрицал, но заявил, что неуплата алиментов обусловлена исключительно его неосведомленностью о порядке выплаты, предусмотренной законом.
Также он добавил, что не знал, что нужно выплачивать алименты именно через исполнительную службу. Также он сказал, что время от времени передавал деньги бывшей супруге напрямую. Впрочем, его бывшая супруга не отозвала исполнительный лист из исполнительной службы.
Отметим, что официального места работы у должника нет.
В итоге, суд вынес решение о привлечении должника к 150 часам общественно полезных работ. Соответствующее решение вынесла судья Мария Зелинская.
В рассмотрении еще одного аналогичного дела пока объявлен перерыв, поскольку адвокат еще одного должника подал ходатайство об ознакомлении с материалами дела и перерасчете суммы задолженности исходя из среднемесячной заработной платы клиента. Всего долг его клиента с 2015 года на двоих детей составляет около 98 тыс. грн.
Также адвокат в суде заявил, что 21 марта подал иск в суд об оспаривании своим клиентом факта отцовства одного из детей.
В итоге суд объявил перерыв в судебном заседании до 26 марта, чтобы адвокат должника мог ознакомиться с материалами дела, то есть для обеспечения соблюдения принципа полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
После судебного заседания судья Мария Зелинская рассказала «Судебно-юридической газете» о практике рассмотрения административных дел, а представители исполнительной службы поделились своими ожиданиями от практики применения ст. 183-1 КУоАП и реакцией должников на действия исполнителей. Отметим, что сами должники после заседания суда 21 марта с изданием общаться отказались.
Мария Зелинская, судья Соломенского районного суда Киева
7 марта в суд поступили два административных материала о невыплате алиментов по ст. 183-1 КУоАП («неуплата алиментов»), судебное заседание было назначено на 21 марта. Решения по административным материалам, в соответствии с требованием ст. 285 КУоАП оглашаются немедленно, а само постановление вручается в течении трех дней. У граждан есть 10 дней для его обжалования.
Это первое решение Соломенского райсуда по этой категории дел. Я, как судья, понимаю важность и безотлагательность рассмотрения именно таких административных материалов, поскольку речь идет о ребенке и его обеспечении. К сожалению, часто бывает так, что в случае разлада между супругами, страдает в первую очередь ребенок, о котором необходимо заботиться.
В 70% случаев эта обязанность лежит исключительно на матери, поскольку в большинстве случаев дети после расторжения брака остаются проживать с матерью. В то же время, бывают ситуации, когда один из родителей добровольно оплачивает содержание ребенка.
Необходимо отметить, что, в соответствии с Семейным кодексом, содержание ребёнка является обязанностью родителя, а не его желанием.
Виталий Чепурный, начальник управления государственной исполнительной службы Главного ТУ юстиции в г. Киев
После вступления судебного решения в силу и согласования с органами местной власти, будет определен вид общественно полезных работ, к которым привлекут должника. Киевская городская государственная администрация в ближайшее время утвердит перечень таких работ. Конечно, это не будет работа, требующая высокой квалификации. Это может быть уборка территории или строительство.
После вступления в силу изменений в Кодекс об административных правонарушениях, государственная исполнительная служба взыскала с должников по уплате алиментов более 11 млн. грн., Всего число должников в Киеве составляет 7 200 человек.
Но уже есть тенденция к уменьшению их количества, поскольку исполнительные листы против них отзываются, а должники добровольно погашают задолженность, что дает основания для закрытия производств. То есть, закон действует.
Если говорить о должниках, которых исполнительная служба не может найти и, соответственно, составить в их отношении протокол, то они будут объявлены в розыск. По состоянию на 21 марта в Киеве составлены и переданы в суды уже 44 протокола об административном правонарушении по ст.183-1 КоАП.
Оксана Пишковций, главный государственный исполнитель Соломенского райотдела Государственной исполнительной службы Главного ТУ юстиции в г. Киеве
В Закон Украины «Об исполнительном производстве» ранее были внесены изменения, которые предусматривают новые меры принудительного характера в отношении должника, такие как: временное ограничение права выезда заграницу, ограничение права пользования транспортными средствами, права на охоту и пользования оружием. Кроме того, ст.183-1 КоАП предусматривает административное взыскание в виде 120-240 часов принудительных общественно полезных работ. Эта норма облегчает работу государственным исполнителям, поскольку многие должники часто заявляют, что не имеют возможности выплачивать алименты ввиду отсутствия работы. Если же суд вынесет решение о привлечении должника к общественно полезным работам, то они будут получать заработную плату, которая впоследствии будет перечислена в счет погашения задолженности.
Напомним, что 6 февраля 2018 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание путем усовершенствования порядка принудительного взыскания задолженности по уплате алиментов». За неуплату алиментов теперь предусмотрена административная ответственность в том случае, если суммарная задолженность превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев со дня предоставления исполнительного документа.
Как сообщалось ранее, Ингулецкий райсуд Кривого Рога Днепропетровской области признал виновным и наложил на неплательщика алиментов административное взыскание в виде выполнения общественно полезных работ на срок 120 часов.
Источник: https://sud.ua/ru/news/publication/116310-sud-vpervye-v-kieve-privlek-k-otvetstvennosti-neplatelschika-alimentov
Привлечение должников к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ
Защита прав и законных интересов детей, потерпевших от преступления, является приоритетной задачей органов дознания Федеральной службы судебных приставов. В этой связи применение ФССП России мер административной юрисдикции, предусмотренных статьей 5.35.
1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и уголовно-правового воздействия, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), является действенным фактором, способствующим своевременному и полному исполнению должниками своих обязанностей, предусмотренных статьей 38 Конституции Российской Федерации.
Статья 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»:
1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
2.
Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –
влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Статья 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»:
1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, –
наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2.
Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, –
наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Примечания. 1.
Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
2.
Неуплатой совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Согласно диспозиции статьи 5.35.1КоАП РФ и статьи 157 УК РФ административная или уголовная ответственность наступает не только за уклонение от исполнения судебного решения о взыскании алиментов, но и за уклонение от исполнения нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
В соответствии с положениями главы 16 «Соглашение об уплате алиментов» Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплат алиментов) заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа. Согласно статье 12 Федерального закона № 229-ФЗ нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии являются исполнительными документами.
Кроме того, одним из условий наступления административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов законодатель определил отсутствие уважительных причин их неуплаты и неоднократность неуплаты алиментов.
Под уважительными причинами неуплаты алиментов следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица:
в случае его болезни (часть 2 статьи 114 СК РФ);
по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм;
при наличии доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые условия).
При этом приведенный перечень обстоятельств не является исчерпывающим и причины неуплаты алиментов устанавливаются в каждом конкретном случае отдельно.
Согласно примечанию к статье 157 УК РФ под неоднократностью понимается неуплата в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения без уважительных причин родителем средств на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей) либо трудоспособными детьми на содержание нетрудоспособных родителей в период, когда они подвергнуты административному наказанию по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Таким образом, для привлечения должника к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо соблюдение следующего ряда условий:
1. Наличие возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов на основании вступившего в законную силу судебного решения (судебного акта, судебного приказа) либо нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов.
2.
Срок с момента возбуждения исполнительного производства превышает 2 месяца.
3. Должник надлежащим образом уведомлен о судебном решении (нотариальном соглашении), возбужденном исполнительном производстве, при этом им в указанный срок не приняты меры по уплате алиментов.
4. Отсутствуют уважительные причины неуплаты.
5. Должник не находится в розыске, не признан судом безвестно отсутствующим.
6. Действие должника не содержит уголовно наказуемого деяния.
При указанных обстоятельствах должностное лицо ФССП России составляет протокол об административном правонарушении, которое направляет судье для рассмотрения по существу.
Привлечение должника к уголовной ответственности, в случае уклонения от уплаты алиментов возможно только при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, постановление судьи о назначении наказания по делу об административном правонарушении вступило в законную силу и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления).
Порядок привлечения к уголовной ответственности установлен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».
Время создания/изменения документа: 02 ноября 2018 09:37 / 19 ноября 2018 18:03
Версия для печати
Источник: http://fssprus.ru/2560285/
Усилились гарантии по выплатам алиментов
Неплательщики алиментов будут привлекаться к административной ответственности в виде общественных работ, будет ограничено пользование авто и оружием, выезд за границу и т.п.
Расслабленные должники начинают медленно и нехотя уточнять, что же там изменилось. Мамочки начинают активнее искать нововведения и пытаться в них разобраться. Те, чьи бывшие мужья так и не выплатили алименты, огорченно вздыхают, потому что так активно вопросами алиментов в то время не занимались. Ну а скептики… Скептики говорят: «Не верю!».
Процедура взыскания алиментов
Обычно процедура взыскания алиментов происходит так:
- Подается исковое заявление о взыскании алиментов и дополнительных трат на ребенка;
- Получается позитивное решение;
- Исполнительный лист относится в исполнительную службу.
И все, на этом все действия по реальному взысканию прекращаются.
Некоторые идут немного дальше:
- получают справку о задолженности;
- обращаются в полицию с заявлением по ст. 164 Уголовного кодекса Украины за уклонение от уплаты алиментов.
И опять же, на этом этапе прекращаются действия по реальному взысканию.
Многие не ограничивают выезд должника за границу – потому что он и так никуда не ездит, или вообще не подают заявление о взыскании алиментов – официально имущества нет, официально нигде не работает… Смысл заморачиваться?
Зачем ограничивать выезд за границу должника по алиментам
А смысл «заморачиваться» вот в чем:
- Пока вы не предъявили исковое заявление о взыскании алиментов, ваш бывший супруг/супруга считаются такими, что платят алименты.
- В последующем возможна цепочка – определение места жительства ребенка с одним из родителей, лишение родительских прав и т.п.
- Вы не можете ограничить выезд должника алиментов;
- Не можете ограничить право на пользование автомобилем, охотиться, пользоваться оружием;
- Не можете привлечь к административной ответственности в виде общественных работ;
- Не можете привлечь к уголовной ответственности за неуплату алиментов;
- После того как дети выросли, а родители состарились, такой родитель, который не платил алименты, может потребовать с отпрысков содержать его (а также получить решение о взыскании с них алиментов).
Не обязательно идти до последнего и привлекать к уголовной ответственности, или запрещать все подряд – ситуации разные и все зависит от воли сторон, но получить решение о взыскании алиментов никогда не помешает – наше законодательство изменчиво и, возможно, при наличии решения о взыскании алиментов и соответствующего долга по алиментам, тому родителю, с которым проживает ребенок, будет предоставлено больше прав. Поживем – увидим.
Нововведения в семейном праве касательно алиментов
Уже приняты изменения относительно того, что тот из родителей, с кем по решению суда проживает ребенок, самостоятельно решает вопрос о временном выезде ребенка за пределы Украины с целью лечения, обучения ребенка за границей, отдыха при наличии справки, выданной органом государственной исполнительной службы, о наличии задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев. Однако применение данной нормы на практике пока остается под вопросом. Ведь порядок пересечения границы гражданами Украины пока не изменен.
Министерство юстиции Украины продолжает радовать новациями в сфере алиментов. Следующий запланированный шаг Министерства — создать условия, при которых не платить алименты будет невыгодно. Для этого планируется:
- За неуплату алиментов больше года — сумму задолженности увеличить на 30%. За задолженность в 2 года – на 50%, более 3 лет – вдвое.
- Применять санкции к родителям, которые не платят алименты на ребенка-инвалида больше 3-х месяцев.
- Освободить ребенка от обязанности содержать нетрудоспособного родителя, если у него была задолженность по выплате алиментов до совершеннолетия ребенка больше 3-х лет;
- Увеличение минимального размера алиментов;
- Введение нормы, согласно которой дети смогут претендовать на часть общей совместной собственности бывших супругов.Также будет введена система мотивации – родители, которые ответственно относятся к воспитанию своих детей, будут иметь налоговые и социальные льготы. Обо всех новациях законодательства – обязательно сообщим!
Взыскание алиментов
Источник: https://inforce.com.ua/sovety-yuristov/garantii-po-vyplatam-alimentov/
Наказание за неуплату алиментов станет суровым и неотвратимым
Информационное табло в центре Нижнего Новгорода. Отцынеплательщики алиментов на всеобщем обозрении / Фото КОММЕРСАНТЪ
Законодательные инициативы 2017 года доказывают: противодействовать уклонению от уплаты алиментов государство готово решительными мерами. Терпение лопнуло, поясняют эксперты.
По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2016 году на исполнении находилось 1,6 миллиона исполнительных листов о взыскании алиментов. В общей сложности в неполных семьях живет около десяти миллионов детей.
В начале 2018 года парламентарии готовы принять закон, облегчающий процедуру признания нерадивых отцов «безвестно отсутствующими»
ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ МОЖНО БУДЕТ СТАТЬ «БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ»
Одна из самых резонансных инициатив предполагает, что неплательщики алиментов, которых судебным приставам не удалось разыскать в течение года, могут быть признаны судом «безвестно отсутствующими». Соответствующий законопроект, разработанный Правительством, Госдума планирует рассмотреть в первом чтении в начале 2018 года.
Детям после этого предлагается назначать пенсии по потере кормильца. Сейчас в подобных случаях суды обычно отказывают заявителям: согласно Гражданскому процессуальному кодексу, судья обязан запрашивать информацию лишь у органов внутренних дел, а там данных о розыске неплательщика нет. «Мера, конечно, очень жесткая.
Но с точки зрения давления на безответственных отцов вполне оправданная, — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. — Ситуация с выплатой алиментов в нашей стране тяжелая.
По сути, мы столкнулись с массовым уклонением от содержания своих детей».
Более 100 миллиардов рублей — такова сумма долгов россиян по алиментам на содержание несовершеннолетних детей и неотвратимым..
По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Елены Поповой, за последнее время был принят целый ряд законодательных инициатив, направленных на борьбу с неуплатой алиментов.
«И все же задолженность по алиментам растет. Так что приходится констатировать: сами по себе ограничительные меры не принесли тех результатов, которых мы от них ожидали, — признала сенатор.
— Соответственно, внесение в Госдуму указанного законопроекта оправданно».
В то же время, по мнению парламентария, после принятия этого законопроекта будет необходимо вести мониторинг правоприменительной практики. «Очень важно посмотреть, как он будет работать», — сказала Елена Попова.
Кроме того, в ближайшем будущем сенатор призвала вернуться к совершенствованию механизма начисления самой алиментной задолженности. «Десять лет назад мы пересмотрели размер неустойки по неуплаченным вовремя алиментам, — напомнила Елена Попова.
— Раньше она была привязана к ставке рефинансирования и составляла 0,01 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Мы ее увеличили до 0,5 процента за каждый день просрочки и в результате получили не очень хорошую статистику: сейчас по всем субъектам РФ сумма задолженности по неустойке в разы превышает сумму основной задолженности по алиментам.
То есть алиментщики, которые должны были добровольно погашать задолженность, вообще перестали ее платить».
Судебные приставы проводят рейд по взысканию алиментов с неплательщиков / Фото КОММЕРСАНТЪ
ЗАКОНОДАТЕЛИ ЖДУТ СОЗДАНИЯ АЛИМЕНТНОГО ФОНДА
СПРАВКА Неплательщиков алиментов может постигнуть наказание разной степени тяжести. Так, гражданская ответственность предусматривает за каждый день просрочки по оплате алиментов неустойку — 0,5 процента от суммы просроченного платежа.
Плюс к этому нерадивым папам и мамам придется заплатить исполнительный сбор. Еще семь процентов необходимо выплатить судебным приставам — это исполнительный сбор.
Административная ответственность за неуплату алиментов предполагает наложение штрафа, арест банковских счетов, имущества, ограничение на перемещение по территории страны или выезд за границу, временное лишение права управления автотранспортом. Крайний вариант в данном случае — лишение родительских прав.
Для злостных неплательщиков алиментов предусмотрена уголовная ответственность: их наказывают исправительными или принудительными работами на срок до одного года, арестом до трех месяцев или лишением свободы сроком до одного года.
Действенным механизмом поддержки женщин и детей могло быть и создание федерального алиментного фонда, уверены законодатели.
С такой инициативой председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила еще в 2012 году. После создания подобного фонда дети, не получающие алименты от родителей, могли бы претендовать на соответствующие выплаты из бюджета.
«А потом государственная машина, судебные приставы будут разыскивать этого недобросовестного папу и получать с него деньги, возмещая затраты государства», — пояснила Валентина Матвиенко. В 2013 году Президент России Владимир Путин поручил Правительству подготовить предложения по созданию алиментного фонда в стране.
Положение о фонде было включено в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы, однако до сих пор воплотить в жизнь эту инициативу так и не удалось. «При этом механизмы создания федерального алиментного фонда в нашей стране уже есть, — уверена Елена Попова.
— К примеру, при банкротстве предприятий беременные женщины и мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, получают причитающиеся им выплаты из фонда социального страхования. После того как процедура банкротства завершена, указанные затраты взыскиваются уже с этого юрлица. Аналогичный механизм подойдет и для работы алиментного фонда».
Сенатор уверена: отцы нередко не выплачивают алименты, потому что знают — бывшие супруги не решатся потребовать с них деньги через суд.
«Для этого у женщины должно быть свободное время, ей нужно как минимум найти юриста для консультации, — пояснила Елена Попова.
— Если же неплательщик алиментов будет понимать, что судиться с ним станет государство, у него будет другое отношение к собственным обязательствам».
Заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина подчеркнула: алиментный фонд — это далеко не российское изобретение.
«Такая практика успешно действует во многих европейских государствах, например скандинавских, — констатировала она. — Мама не должна искать нерадивого отца самостоятельно, от этой головной боли наших женщин надо избавить.
Намного легче с этой задачей будет справиться государству».
ЗАЩИТИТЬ СО ВСЕХ СТОРОН
В то же время утверждать, что для защиты прав претендентов на алименты в нашей стране не делается ничего, будет большим преувеличением. Только за последнее время в парламент было внесено сразу несколько инициатив, существенно облегчающих жизнь получателей подобных выплат.
Часть из них депутаты и сенаторы уже поддержали. Так, один из принятых законов обязал работодателей должника проводить индексацию выплат вне зависимости от того, кто направил им исполнительный документ — непосредственно взыскатель или судебный пристав-исполнитель.
«Прежде работодатели проводили индексацию алиментов, выплачиваемых в твердой денежной сумме, только в том случае, если исполнительный документ пришел к ним непосредственно от взыскателя», — пояснила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.
до 182,5 процента в год может составить установленный размер неустойки и штрафов за просрочку выплаты алиментов
В эту же осеннюю сессию судебные приставы получили полномочия задерживать граждан, имеющих долги по выплате алиментов. В июле 2016 года КоАП дополнили статьей, предусматривающей административную ответственность за неуплату алиментов детям или нетрудоспособным родителям без уважительных причин.
При этом должники нередко не являлись по вызову судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении. Сами же приставы не имели права их задерживать.
«Отсутствие такой возможности вынуждает приставов обращаться за содействием к сотрудникам полиции, что существенно замедляет процесс производства по делу об административном правонарушении, — пояснил один из авторов соответствующего законопроекта, председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. — Кроме того, это создает дополнительную нагрузку на органы внутренних дел и усложняет процедуру привлечения к административной ответственности по столь значимым исполнительным производствам, как взыскание алиментов».
Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева внесла в Госдуму законопроект, наделяющий суды правом снижать размер неустойки за просроченную оплату долга по алиментам. Решение в данном случае должно приниматься исходя из семейного или материального положения нерадивого папы, уверена депутат.
По подсчетам парламентария, установленный размер неустойки и штрафов за просрочку выплаты алиментов в год может составить до 182,5 процента, а отсутствие нормы, позволяющей судам понижать размер этих выплат, приводит к формированию миллионных долгов, которые невозможно погасить.
«В результате должник оказывается в затруднительном материальном положении и прекращает платить алименты», — указано в пояснительной записке к законопроекту.
В случае принятия документа, считает Тамара Плетнева, оставивший семью отец получит правовую защиту и возможность выплатить соразмерную неустойку, а его дети смогут рассчитывать на получение содержания.
В Совете Федерации разрабатывают законопроект, предписывающий, что службы занятости должны в приоритетном порядке оказывать помощь в трудоустройстве тем гражданам, кто лишился возможности платить алименты из-за потери работы.
Действующая редакция закона о занятости населения наделяет подобными преференциями уволенных военнослужащих, инвалидов, граждан, освобожденных из мест лишения свободы, одиноких и многодетных родителей.
Специальные программы призваны минимизировать проблемы с поиском работы для людей предпенсионного возраста и молодежи в возрасте от 18 до 20 лет, получившей среднее профобразование.
Однако папы и мамы, вынужденные платить алименты, из этого «льготного» перечня до сих пор выпадают. И это, по мнению члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентины Петренко, необходимо исправить.
В том случае если эта инициатива заработает, судебный пристав, составив протокол о невыплате алиментов по причине отсутствия работы, будет выписывать направление в центр занятости.
На основании этого документа должника устроят на одну из подходящих вакансий в приоритетном порядке — раньше тех, кто обратился в центр занятости на общих основаниях и не имеет никаких преимуществ, но после людей из тех категорий, которые уже определены законом как приоритетные, пояснила Валентина Петренко. «Если, например, многодетные родители не стоят в очереди, то неплательщик сможет получить направление на работу раньше, чем тот, у кого вообще нет детей, или они выросли и обеспечивают себя сами», — сказала Валентина Петренко.
Картотека неплательщиков алиментов в Управлении федеральной службы судебных приставов по Мурманской области / Фото Льва Федосеева/ТАСС
СССР — как это было
Принятый в 1917 году Декрет о расторжении брака оговаривал одностороннюю обязанность мужа содержать жену после расставания. Однако уже в 1918 году советское законодательство установило взаимную алиментную обязанность бывших супругов.
При этом в то время действовал своеобразный порядок установления алиментной обязанности отца — закон давал суду право при невозможности определить конкретного отца ребенка возложить расходы по его содержанию на всех фактических сожителей матери ребенка. Несмотря на то, что эта норма подвергалась серьезной критике, она действовала до 1926 года. После суды получили право определять, кто именно из сожителей матери ребенка является его отцом и несет алиментную обязанность.
В 1924 году был впервые закреплен размер выплат, взыскиваемых на содержание иждивенцев. Максимальная сумма взысканий в данном случае составляла 50 процентов от зарплаты должника.
Принятый в 1926 году Кодекс законов о браке, семье и опеке регламентировал особенности судебного решения вопросов предоставления супружеских алиментов. Алименты супругу выплачивались в твердой сумме.
Примечательно, что лишение родительских прав не являлось основанием освобождения от алиментных обязательств. В это же время в законодательстве было закреплено право на алименты незарегистрированному супругу.
Кодекс о браке и семье от 1969 года предписал, что размеры алиментов на несовершеннолетних детей взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка — одна четверть зарплаты, на двух детей — одна треть зарплаты, на трех и более детей — половина заработка родителей в рублях или в иностранной валюте. Указанные размеры алиментов сохранены до сих пор.
Источник: https://www.pnp.ru/social/nakazanie-za-neuplatu-alimentov-stanet-surovym-i-neotvratimym.html