Как сохранить бонус малус, если в суде я доказал свою невиновность в ДТП?

Со 2 апреля у автовладельцев появляется возможность выбрать страховую компанию из списка, если страховщик, с которым автомобилист хотел заключить договор в электронном виде, по какой-то причине такой услуги оказать не может.

Вступила в силу та часть указания Центробанка, которая изменяет порядок присвоения коэффициента “бонус-малус”, то есть коэффициента за безаварийную езду по полису автогражданки. О том, как это все будет работать, в редакции “Российской газеты” рассказали президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс и исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Цифровые профили россиян протестируют на кредитах, ОСАГО и КАСКО

Итак, напомним, что сейчас действуют две системы, которые позволяют в случае проблем с продажей полисов в том или ином регионе, в той или иной компании гарантированно заключить договор ОСАГО. Называются они “Е-Гарант” или “Единый агент”.

– Если в силу каких-то причин в вашем регионе или на на сайте той компании, которую вы любите, вы не могли заключить договор ОСАГО, вас система отправляла в “Е-Гарант” или в “Единый агент”, – поясняет Игорь Юргенс. – И там вам выписывался полис той компании, которая случайно по выборке, по номеру паспорта транспортного средства вам выпадала.

То есть выбора у автомобилиста не было. Теперь эта система будет работать иначе. Страхователь сможет сам выбрать страховую компанию из всех участвующих в распределении на момент покупки им полиса ОСАГО.

В распределении будут участвовать все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО. При этом для каждой компании будет установлен лимит на продажи полисов через систему гарантирования, равный ее федеральной доле в продажах полисов обязательной автогражданки.

У покупателя будет возможность выбрать конкретную страховую компанию до тех пор, пока ее доля в распределении не будет исчерпана. После того как будут исчерпаны доли всех страховщиков, будет начата новая сессия, в которой снова будут присутствовать все страховщики ОСАГО.

Если к 1 апреля выплаты не состоялись, то водителю будет присвоен понижающий коэффициент. А авария будет учтена уже после 1 апреля 2020 года

Впрочем, не надо беспокоиться, что автовладельцу не удастся приобрести полис полюбившейся ему компании.

Штрафы за вождение в нетрезвом виде не повлияют на цену ОСАГО

– При нынешней загрузке системы “Е-Гарант” мы понимаем, что все страховщики будут исчерпывать свои доли примерно раз в сутки. Соответственно, примерно раз в день у автолюбителя, который по каким-то причинам не может купить полис в страховой компании, будет возможность выбрать любую страховую компанию при покупке полиса обязательной автогражданки, – сообщил Игорь Юргенс.

Вступила в силу часть указания Центробанка о том, что коэффициент бонус-малус, который учитывает количество аварий автомобилиста, будет присваиваться раз в год в отношении водителя. При этом он будет един для всех полисов ОСАГО.

То есть, если водитель не совершал ДТП, то есть страховой компании не приходилось расплачиваться за его шалости на дороге перед третьими лицами, то он получит скидку.

В том случае, если страховая компания произвела выплаты за виновника аварии, то стоимость полиса вырастет.

Раньше у водителя могло быть несколько различных значений этого коэффициента. Ведь он мог быть сам страхователем своей машины, а также мог быть вписан в полисы ОСАГО на автомобиль своих родственников и знакомых. По одному полису этот коэффициент мог быть равен 0,5, а по другому 0,9. Так вот все они приведены к единому коэффициенту.

Причем к наименьшему. Это называется “амнистией” для водителей. Как это будет работать, пояснил Евгений Уфимцев. За основу берутся договоры, заключенные за последние два года. То есть с 1 апреля 2017 года. Если до первого апреля 2019 года по этим договорам не было акта об убытках, то водителю присваивается наименьший коэффициент.

Если убыток был, то проводится перерасчет коэффициента. Его назначат в соответствии с таблицей.

Что делать пострадавшему, если у виновника аварии поддельная страховка

Предположим, что водитель совершил аварию в марте этого года, но к 1 апреля акт еще не был готов.

Все прекрасно знают, как надолго может затянуться процедура общения между автовладельцем и страховщиком.

Поэтому, если к 1 апреля выплаты не состоялись, то водителю будет присвоен понижающий коэффициент. А эта авария будет учтена уже после 1 апреля 2020 года при заключении нового договора ОСАГО.

Тут есть свои тонкости. Дело в том, что до сих пор некоторые недобросовестные автовладельцы пользовались возможностью снизить себе этот коэффициент вполне законными способами. Воспользовавшись “дыркой” в законодательстве.

Так, если водитель не страховал свою ответственность год, то до 1 апреля его бонусы сгорали. И он начинал свою водительскую историю с нуля, то есть с коэффициента, равного единице. Совершил он три аварии в течение года – ему грозит коэффициент 2,45. Полис вырастет в цене почти в 2,5 раза.

Тогда на следующий год он не страхует свою ответственность. Ее страхует кто-то другой, но без ограничения количества лиц, допущенных к управлению. Здесь коэффициент 1,7. Этот аварийный водитель продолжает ездить, но в полисе не фигурирует.

А через год заключает сам договор ОСАГО, но с коэффициентом “единица”. При вступившем в силу новом порядке такого не получится.

Как изменилась цена на полисы ОСАГО в регионах

– Сейчас если в течение двух лет человек не был вписан или он не был страхователем договоров ОСАГО, то он – новый человек для системы и для него будет применяться КБМ, равный единице, как для молодого водителя, – объяснил Евгений Уфимцев.

– Но когда новая система заработает в полную силу, она будет сохранять всю историю. И при заключении договора через двухлетний перерыв водитель опять получит тот же высокий коэффициент. Никакой амнистии не будет.

То есть для плохого водителя сохранится повышающий коэффициент, но зато и для хорошего автовладельца сохранится вся его скидка, хоть он и не ездил год за рулем.

В историю попадут и те водители, чьи страховщики ушли с рынка, не предоставив информацию об аварийности своих клиентов. Если водитель в данных другой страховой компании указан как виновник, если по суду был признан виновным в ДТП и за него пришлось расплачиваться страховщикам, то ему будет начислен повышающий коэффициент.

– Коэффициент бонус-малус теперь привязывается не к договору ОСАГО, а к водителю, – поясняет Евгений Уфимцев. – Это хорошо для добросовестного потребителя.

Для 80 процентов автомобилистов новая система станет дешевле и удобней. А 20 процентам лихачей придется раскошелиться. Сейчас частота страховых случаев в среднем по России чуть более 5 процентов.

Источник: https://rg.ru/2019/04/01/avarijnym-avtovladelcam-bonusov-po-obiazatelnoj-strahovke-ne-budet.html

Как получить страховку после ДТП по ОСАГО в 2019 году


Время чтения: 10 минут

С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на дорогах, и так же быстро растёт число ДТП. После аварии перед автовладельцем встаёт вопрос о возмещении убытков. Разберемся, как получить страховку после ДТП.

Что такое автострахование

Автострахование – это покупка владельцем транспортного средства услуги для снижения затрат, связанных с повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортного происшествия. Как работает страховка при ДТП? Вместо того чтобы платить из своего кармана за автомобильные аварии, люди получают страховой полис в компании автострахования и платят по нему ежегодные взносы.

Страховая компания осуществляет выплаты после ДТП, оплачивая все или большую часть расходов, связанных с автомобильной аварией или другим повреждением транспортного средства, то есть выплачивает страховку.

В Российской Федерации правила покрытия расходов регулируются на законодательном уровне. Порядок выплаты по страховке при ДТП по ОСАГО прописан в законе «Об ОСАГО» № 40-Ф3.

Что касается ДСАГО и КАСКО, то Гражданский кодекс РФ позволяет страховой организации утверждать свои правила автострахования с соблюдением одинаковых базовых понятий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязанности водителей и страховых компаний

В России существуют три основных вида автострахования, которые имеют собственные правила страховки при ДТП:

  1. ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Без такого полиса невозможна регистрация транспортного средства и прохождение им техосмотра. Водитель всегда должен иметь его при себе и предъявлять сотруднику полиции по первому требованию. Выплаты по ОСАГО производятся в пределах фиксированного лимита.

     Подробно об этом можно прочитать в статье «Выплаты при ДТП при ОСАГО».

  2. ДСАГО – дополнительное страхование гражданской ответственности.
  3. КАСКО – международное обозначение, которое не имеет специальной расшифровки, хотя иногда его трактуют как «комплексное автострахование кроме ответственности». Данный вид страхования также является дополнительным. Покупка и наличие при себе более дорогого полиса КАСКО не входят в обязанности водителя и осуществляются по его усмотрению. Выплаты по КАСКО не лимитированы.

Для более полной информации читайте статью «Действия при ДТП при КАСКО».

Таким образом, основное различие между видами автострахования составляют обязанности страховой компании при ДТП.

Выплаты без страховки

Очевидно, что наличие того или иного страхового полиса значительно упрощает порядок выплат. Однако часто бывает так, что у одного или обоих участников аварии страхового полиса нет. В таком случае, независимо от причины отсутствия полиса, водитель считается незастрахованным и несёт все финансовые риски самостоятельно.

Чтобы решать, как получить страховую выплату при ДТП, нужно вначале определить, к какому из вариантов относится ваш случай:

  1. причинён вред только имуществу;
  2. причинён ущерб здоровью

Водитель, пострадавший в дорожной аварии, должен:

  1. Получить справку из ГИБДД о том, что на момент ДТП у виновника отсутствовал страховой полис.
  2. Оценить причинённый ущерб. Если, кроме повреждений транспортного средства, был нанесён вред здоровью пострадавших, определить стоимость лечения, а также лекарственных средств и восстановительных процедур. Экспертную оценку пострадавший водитель проводит за свой счёт. Данные расходы можно включить в общую сумму претензии для получения страховки после ДТП.
  3. По результатам оценки причинённого ущерба обратиться в суд с иском для последующего взыскания с виновника ДТП установленной суммы ущерба.

Виновник аварии, кроме того, обязан выплатить штраф за отсутствие страховки ОСАГО (800 руб.) по постановлению о нарушении административного законодательства.

Подробности смотрите в статье «ДТП без страховки».

Обоюдная вина в ДТП

В некоторых случаях, когда оба участника ДТП в той или иной степени нарушили правила дорожного движения, страховые компании и ГИБДД квалифицируют их действия как обоюдную вину.

Однако в законе об ОСАГО № 40-Ф3 понятие «обоюдная вина» отсутствует. Так кто выплачивает страховку при ДТП? В спорных случаях страховые компании поступают следующим образом:

  1. компенсируют каждому участнику ДТП по 50% ущерба на основании закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083);
  2. отказывают в выплате обоим участникам ДТП на основании невозможности установить меру вины каждого из них.

Следует знать, что при этом страховщики нарушают п. 2 ст. 1083 ГК РФ, в котором говорится, что выплаты страховой компании при ДТП должны производиться каждой стороне пропорционально степени вины. На практике установить эту степень вины бывает довольно сложно. Суды в таких случаях обычно присуждают выплаты в равном соотношении (по 50%) обеим сторонам.

Так, например, водитель, автомобиль которого получил повреждения на сумму 30 000 руб., получит 15 000 руб., а другой участник аварии при повреждении его авто на сумму 60 000 руб., получит 30 000.

По данному вопросу можно прочитать статью «Обоюдная вина при ДТП».

Регрессное требование

Программа ОСАГО, наряду с перечисленными формами выплат, предусматривает и право регрессного требования к виновнику ДТП, установленное ст.14 закона об ОСАГО. В этом случае страховая компания временно замещает должника: выплачивает сумму ущерба потерпевшему, а затем требует долг с виновника ДТП.

Следует знать, что право регрессного требования может быть применено только после решения суда, который устанавливает виновника ДТП. При этом к взысканию предлагается сумма, равная сумме выплаты по КАСКО минус максимальный лимит выплаты по ОСАГО.

Регрессное требование не следует путать с правом суброгации (ст. 965 ГК РФ). Различие между этими понятиями в первую очередь заключается в основаниях возникновения: право регресса следует из отношения по причинению вреда (внедоговорного отношения), а право суброгации – из договорного страхового отношения.

Подробно в статье «Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП».

Что нужно сделать, чтобы получить деньги за страховку по ДТП

Для получения страховой выплаты водитель пострадавшей машины должен чётко следовать пунктам, прописанным в договоре. Если в ДТП никто не пострадал и обстоятельства аварии не являются спорными для её участников, лучшим вариантом является заполнение извещения о ДТП, так называемого европротокола. Документ этот довольно объёмный, и заполнять его нужно очень внимательно.

С правилами заполнения можно ознакомиться в статье «Извещение о ДТП».

Если же оформление аварии по европротоколу невозможно, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые составят схему аварии, а также представителя страховой компании.

Затем на месте или в отделении ГИБДД вам должны выдать копию протокола о ДТП  и постановление. В протоколе содержатся данные обо всех участниках и обстоятельствах ДТП. Справка о ДТП в настоящее время сотрудниками ГИБДД не выдается и страховые компании не вправе ее требовать.

Обращение в страховую компанию после ДТП

Водитель пострадавшего автомобиля обращается в страховую компанию после ДТП сначала для вызова сотрудника на место происшествия, а затем, не позднее пяти дней с момента аварии, – для получения выплаты по страховому случаю при ДТП.

Полная информация содержится в статье «Обращение в страховую компанию после ДТП».

Документы для страховой компании

Для того чтобы получить страховое возмещение при ДТП, виновник аварии должен в течение пяти дней предоставить в страховую компанию следующий пакет документов:

В противном случае компания-страховщик имеет законные основания потребовать возмещение ущерба с регрессом.

Об этом можно прочитать в статье «Документы в страховую при ДТП».

По действующим правилам, решение о страховой выплате должно рассматриваться в судебном порядке. Срок рассмотрения – 10 дней. Иногда этот срок может незначительно изменяться в большую или меньшую сторону. Для ускорения выплаты оригинал судебного решения рекомендуется забрать самостоятельно и отнести его в страховую компанию. Себе следует оставить второй экземпляр или копию.

В 2019 году установлены следующие сроки обращения в страховую компанию после ДТП: 5 дней, если авария оформлялась без сотрудников ГИБДД, и 15 дней – если сотрудник инспекции присутствовал.

Сроки и суммы выплат

После того как компания признала случай страховым, она обязана выплатить установленную сумму. Итак, сколько выплатят по страховке за ДТП?

В зависимости от вида автострахования в редакции федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ предусмотрены следующие выплаты:

  1. По ОСАГО страховая компания, клиентом которой является виновник ДТП, выплачивает сумму ущерба, причинённого пострадавшей стороне. Данный вид страховки распространяется не только на автомобили, но и на мотоциклы.
    При этом существует фиксированный лимит выплат, отдельный для каждого вида ущерба: до 400 000 рублей – при повреждении транспортного средства и имущества пострадавшего, и до 500 000 – за причинение ущерба жизни или здоровью.Если авария была оформлена без участия сотрудника ГИБДД, страховая выплата составит до 100 тыс. рублей. В случае, когда сумма ущерба превышает фиксированный лимит, выплата происходит с большой задержкой и в некоторых случаях требует судебного разбирательства
  2. Полис ДСАГО служит дополнительным инструментом, и при его наличии страховые выплаты по ОСАГО значительно увеличиваются, так как указанный выше фиксированный лимит отсутствует.
  3. Приобретение полиса страхования КАСКО уже само по себе подразумевает покрытие всех расходов при ДТП, так как страховая сумма обычно соответствует рыночной стоимости транспортного средства. КАСКО не контролирует, какую сумму выплачивает страховая компания при ДТП. Каждая компания вправе устанавливать свои тарифы страхования. К страховым случаям по КАСКО относятся также угон транспортного средства и его повреждение при поджоге.

Через какой период времени выплачивается страховка после ДТП

Чтобы быстрее получить возмещение ущерба, не откладывайте подачу заявления в страховую компанию.

После этого через 20 рабочих дней вам обязаны произвести страховую выплату или выдать направление на ремонт автомобиля с указанием срока ремонта.

В случае отказа в страховой выплате компания должна прислать вам уведомление в такой же срок. Данный порядок выплат установлен в ч.21 статьи 12 федерального закона от 25.04.2002 № 40–ФЗ.

Неустойка при нарушении сроков по выплате

Финансовая ответственность компании-страховщика при несоблюдении договорных обязательств по отношению к клиенту (потерпевшему в ДТП) регулируется на законодательном уровне. В новой редакции федерального закона «Об ОСАГО» указано, что законными основаниями для выплаты неустойки являются:

  1. нарушение компанией-страховщиком срока страховой выплаты или же выдачи направления на ремонт транспортного средства (ТС);
  2. несоблюдение компанией-страховщиком срока возврата страховой премии, когда такой возврат предусмотрен правилами ОСАГО.

Если страховщик не производит страховое возмещение при ДТП в виде обязательной выплаты в течение 20 рабочих дней, страхователь имеет право потребовать дополнительно выплату неустойки (срок – 30 дней). Заявление о выплате неустойки должно быть рассмотрено страховщиком в течение пяти дней.

Если не хватает денег на ремонт авто после ДТП по страховке

Довольно часто сумма страховой выплаты не покрывает расходы на возмещение убытков в результате ДТП. В этом случае потерпевший может обратиться в суд с иском к виновнику аварии и взыскать с него разницу между стоимостью ремонта и страховой выплатой.

Независимая экспертиза

В ряде случаев страховая компания даёт заниженную оценку ущерба в результате ДТП. Для получения объективных данных необходимо провести независимую экспертизу. Данная процедура стала очень популярна в последнее время.

Назначить экспертизу для установления суммы выплаты страховой компании при ДТП может как сам владелец пострадавшего авто, так и страховая компания, а также суд, если оценочная сумма ущерба необходима для рассмотрения гражданского дела.

Независимую экспертизу проводит оценщик – представитель МВД иди сотрудник частной организации.

Такую экспертизу можно провести непосредственно после ДТП. Для этого необходимо предоставить:

До проведения экспертизы запрещено производить какие-либо действия, изменяющие техническое состояние пострадавшего транспортного средства.

Стоимость независимой экспертизы зависит от степени повреждения автотранспорта. При небольших повреждениях она составляет две тысячи рублей.

Дополнительно читайте статью «Независимая экспертиза после ДТП».

В каких случаях не выплачивается страховка при дтп

Общеизвестно, что страховая компания не производит выплаты при отсутствии страхового случая.

Страховой случай при ДТП – это наступление предусмотренного страховым соглашением события, от которого страхуется заинтересованное лицо, уже состоявшаяся возможность причинения вреда или ущерба объекту страхования (ДТП).

Здесь следует более подробно рассмотреть понятия «страховой случай» и «страховое событие», так как страховые компании могут воспользоваться вашей некомпетентностью при составлении договора и подменить понятия. Страховое событие – это потенциальная возможность причинения вреда или ущерба застрахованному объекту.

Оплата виновнику ДТП

Виновником ДТП считается водитель, который спровоцировал аварию. Выплачивается ли страховка виновнику ДТП? Ответ на этот вопрос однозначный – по ОСАГО нет. Кроме того, в его полисе ставится отметка, которая при дальнейшей пролонгации полиса уменьшит его класс.

Источник: http://avtozakony.ru/dtp/vyplaty/kak-poluchit-strahovky.html

Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО?

Многие водители знают, что попадание в аварии приводит к увеличению стоимости страховки. И совершенно естественно возникает вопрос: как влияет ДТП на стоимость полиса ОСАГО?

Система страхования автогражданской ответственности учитывает интересы двух сторон – автовладельцев и страховых компаний.

Вторые для снижения финансовых рисков, связанных с выплатой возмещений, определяют стоимость полисов ОСАГО индивидуально, оценивая надёжность клиента с точки зрения его «склонности» к авариям.

Результатом этой оценки является применении специальных коэффициентов к базовому тарифу, повышающих или, напротив, понижающих стоимость страхового полиса.

Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.

Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.

Применение КБМ:

  • обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
  • стимулирует водителей к безаварийной езде.

Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.

КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:

  • прицепы;
  • транзитные автомобили;
  • транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ;
  • срок менее года.

Насколько изменится стоимость полиса ОСАГО при безаварийной езде или, напротив, после ДТП по его вине, автовладелец может определить самостоятельно. Страховые компании используют значения КБМ, которые рассчитываются по специальной таблице. Стартовым является коэффициент бонус-малус, равный единице.

таблица скроллится вправо

Значение Кбм на началодействия полисаЗначение Кбм в зависимости от количестваобращений за возмещением

Нет Одно Два Три Более трех
2 3 4 5 6 7
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Из таблицы видно, что при расчёте КБМ во внимание принимаются:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • количество возмещений, произведённых в течение года.

Изначально автовладельцу присваивается коэффициент, равный единице. В последующие годы КБМ может снижаться или повышаться, что удешевляет или делает дороже полис ОСАГО.

Изменение КБМ производится в большую или меньшую сторону в зависимости от попадания клиента в ДТП, которое привело к выплате страхового возмещения. Для начинающего автовладельца эти изменения будут выглядеть следующим образом:

  • езда без аварий приведёт к снижению КБМ, который на будущий год составит 0,95, то есть полис ОСАГО на следующий год будет оформлен со скидкой 5%;
  • при одной аварии КБМ возрастет до 1,55, стоимость страховки повысится на 55%;
  • при двух и более ДТП КБМ вырастет до максимума, равного 2,45, что означает рост стоимости полиса на следующий год на 145% по сравнению с предшествующим годом.

К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховые компании относятся гораздо более лояльно, чем к начинающим водителям. При попадании в ДТП для клиентов с опытом грозит лишь снижение ранее предоставленной скидки по полису ОСАГО.

Из приведённой таблицы видно, что совершение даже одного ДТП, не говоря уж о нескольких, снижает уровень скидки, чем повышает его безаварийная езда. Подход довольно жёсткий, но зато хорошо дисциплинирующий участников дорожного движения.

Сколько действует коэффициент бонус-малус? Значение КБМ пересматривается один раз в год, в процессе оформлением нового полиса ОСАГО для каждого конкретного страхователя-автовладельца.

Следует иметь в виду, что сведения об участии конкретного автовладельца в ДТП вносятся в общий информационный ресурс, к которому имеют доступ все страховые компании. Поэтому смена одной страховой компании на другую после истечения срока действия полиса с целью избежать пересмотра КБМ и понижения класса не принесет водителю-хитрецу ожидаемого результата.

Не все аварии приводят к перерасчёту стоимости полисов ОСАГО путём применения повышающих коэффициентов. Класс не будет понижаться, если клиент попадёт в ДТП, но будет признан невиновным и пострадавшим от действий другой стороны.

Роста стоимости полиса ОСАГО можно избежать и при исключении виновника ДТП из перечня водителей, которым будет разрешено управлять транспортными средствами на следующий год.

В таком случае применение повышающих коэффициентов будет осуществляться страховой компанией, исходя из истории тех лиц, которые останутся в списке.

По большому счёту наиболее правильный, естественный способ сэкономить на полисе ОСАГО – предельно внимательное поведение на дороге и уважение прав других участников движения.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_kak_vliyaet_dtp_na_stoimost_osago

Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису.

Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно.

Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента.

Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно.

С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ.

При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс КБМ Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам
Выплат не было 1 выплата 2 выплаты 3 выплаты 4 и более выплаты
M 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику.

Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет.

То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения.

Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ.

Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно — при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%.

Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У.

Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года. Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию.

Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА.

Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ).

Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России, где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО.

Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии.

Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты request@autoins.ru.

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=8250288

10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО

С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.

1.Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?

Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона).

Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут.

Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.

2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?

При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.

3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?

С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль.

Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину.

Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.

Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года.

А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода.

Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.

4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?

Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.

5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?

За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.

6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?

Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис.

При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе.

Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.

7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?

Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.

8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?

Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.

Скидки на бочку!

Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?

9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?

При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.

10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?

Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице.

Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц.

Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10893585