Как в данной ситуации можно забрать моего ребенка у бабушки?

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда. Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью». Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело.

 Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.

То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.

Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

 Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах.

 И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом. Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона. Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать.

Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки. Сам сдал — сам забрал.

Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.

Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав. И никаких других действий им не приписывается.

А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.

Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет. В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.

Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы. А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией.

Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью».

О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день. Но бывает, что не предупреждают. Например, если у них нет контактов семьи. Или просто не посчитали нужным. Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас. Тогда выходят, конечно, с полицией.

Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты.

С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка. И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени.

 Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.

Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом.

При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.

Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой.

Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы. В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет.

Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. 

в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части. На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу.

А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит. И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда.

На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю. То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями.

А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод. Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей.

В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

И даже тут всегда могут быть варианты. Может, ребенка к бабушке пока отвести. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи.

Почему ребенок становится зачастую дважды жертвой?

Надо менять законодательство. Чтобы не перестраховываться, не принимать решения на глазок. Чтобы мы могли защищать ребенка (а это обязательно надо делать), не травмируя его лишний раз ради этой защиты.

Записал Александр Борзенко

Источник: //meduza.io/feature/2017/01/26/na-chto-imeyut-pravo-sotrudniki-opeki-iz-za-chego-oni-mogut-zabrat-detey

Содержание

Имеет ли право отец забрать ребенка у матери после развода: в каких случаях возможно лишение матери родительских прав и проживание детей с папой

Вне зависимости от взаимных договоренностей, когда в семье имеются несовершеннолетние дети, развод происходит в суде, суд и решает вопрос, с кем они останутся жить после. Согласно ст. 24 Семейного кодекса РФ (СК РФ) если между родителями ребёнка отсутствует специальное добровольное соглашение, в случае развода место проживания ребенка должен определить суд.

Практически во всех случаях дети после развода остаются с матерями, иногда детей «делят»: кто-то остается с отцом, а кто-то с матерью. Однако по закону родители имеют равные права и обязанности, значит, отец имеет полное право на то, чтобы ребенок после развода остался жить с ним.

При разрешении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего для суда самым важным критерием является благополучие ребенка.

Основные факторы, которые учитываются при решении вопроса с кем же останется жить ребёнок:

  • интересы ребенка;
  • возраст;
  • привязанность к членам семьи;
  • личные качества родителей;
  • наличие у родителей условия для воспитания и образования;
  • материально-бытовое положение родителей.

Обязательно учитывается мнение самого ребенка, достигшего десятилетнего возраста.

//www.youtube.com/watch?v=TaZ58qZ0aTg

Наиболее весомым обстоятельством, при котором ребёнок после развода останется с папой, является неисполнение супругой обязанностей матери.

В каком случае отец может забрать ребенка у матери после развода

Суд может решить оставить ребенка с папой, если:

  • мать страдает алкоголизмом или наркотической зависимостью;
  • у матери имеется психическое заболевание (естественно, как и в первом случае, здесь опасно оставлять ребенка с такой мамой);
  • мать не интересует ребенок (она занимается налаживанием личной жизни, часто оставляет ребёнка одного или, например, с бабушкой);
  • ребенок сам хочет остаться с отцом.

Возможны, конечно, ситуации, когда папа добивается своего с помощью силы и денег, но это противоречит законодательству и можно привести к наступлению административной и даже уголовной ответственности.

Просто рассказать суду о той или иной причине невозможности проживания ребенка с мамой будет недостаточно. Нужно доказать обстоятельства, на которые вы ссылаетесь. Судьи-женщины, в основном, принимают позицию матери, да и судьи-мужчины тоже часто придерживаются такого мнения. И чтобы ребенка оставить с отцом, нужно предоставить серьезные аргументы.

Чаще всего суды оставляют ребенка с отцом в случае, если супруга была лишена родительских прав.

Как отцу забрать ребенка у матери?

Самый надежный способ — лишить нерадивую мать родительских прав. В этом случае бывшая супруга потеряет все права, основанные на факте родства. Лишение бывшей супруги прав не освободит ее от обязанности содержать ребёнка.

Если судом будет установлено, что дальнейшее проживание ребёнка с матерью, лишенной родительских прав, невозможно, то она может быть выселена даже без предоставления другого жилья.

Основания для лишения матери родительских прав

Мать может быть лишена родительских прав при следующих обстоятельствах:

  1. Уклонение от исполнения родительских обязанностей. Мать (как и отец) обязана:
    • участвовать в воспитании и развитии своих детей;
    • обеспечить получение общего образования;
    • защищать права и интересы детей.
  2. Отказ взять своего ребенка из медицинской организации (в том числе родильного дома), детского сада, школа, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций.
  3. Явное злоупотребление своими правами как родителя.
  4. Жестокое обращение с детьми.
  5. Наличие болезни хронического алкоголизма или наркомании.
  6. Совершение умышленного преступления против детей или их отца.

Следует иметь в виду, что есть обстоятельства, при которых возможно и ограничение матери в родительских правах. Эта мера имеет место, когда:

  1. проживание ребенка с матерью будет опасным по независящим от нее причинам (например, психическое расстройство, хроническое заболевание, стечение тяжёлых обстоятельств);
  2. нет достаточных оснований для лишения родительских прав, но оставление ребёнка с матерью опасно.

Если в течение полугода после ограничения в правах мать не меняет своего поведения, орган опеки и попечительства подаёт в суд на лишение родительских прав (возможно, и раньше этого срока).

Порядок лишения родительских прав

Для того, чтобы маму ребенка лишить родительских прав, отцу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.

Заявление о лишении матери ребенка родительских прав отец должен подать в районный суд по месту жительства ответчика (матери ребенка). Возможна подача по месту жительства истца, если объединяются исковые требования: лишение родительских прав и взыскание алиментов.

При рассмотрении настоящего дела обязательно участие органа опеки и попечительства и прокурора.

Будьте готовы, после обращения в суд сотрудники органа опеки и попечительства должны посетить ваш дом, может быть, и побеседуют с ребенком. Лучше сделать так, чтобы в этот момент дома были все члены семьи. Особенно те, кто мог бы что-то прокомментировать по поводу сложившейся ситуации.

//www.youtube.com/watch?v=_op_akiBxDY

Помните — лишение родительских прав — это крайняя мера!

Одного основания бывает недостаточно для лишения матери родительских прав. Здесь нужно либо одно серьёзное обстоятельство (например, хронический алкоголизм), либо ряд обстоятельств, при которых жить с такой мамой детям будет нежелательно, невозможно или даже опасно.

Так, суд может посчитать, что предоставленных оснований недостаточно для лишения мамы родительских прав, даже если эти основания входят в перечисленный выше перечень. Возможны случаи, когда нерадивая мать будет стараться сгладить конфликт, обещать исправиться.

В случае отказа в удовлетворении исковых требований, если мать будет продолжать вести аморальный образ жизни, у отца есть право через некоторое время повторно обратиться в суд с иском о лишении матери ребёнка родительских прав.

Доказательства, необходимые для лишения матери родительских прав

Как уже было отмечено, вопрос о лишении матери родительских прав рассматривается по правилам искового производства. Поэтому отец должен доказать все обстоятельства, на которые он ссылается. Нужно представить все необходимые документы, фотографии, дать пояснения, привести свидетелей и совершить иные действия в обоснование своей точки зрения.

Пример

В организацию по оказанию юридических слуг обратился гражданин за помощью за разрешением сложившейся ситуации: брак с женой был расторгнут, но у них имеется несовершеннолетняя дочь в возрасте одиннадцати лет, которая проживает с мамой.

Бывшая супруга злоупотребляет алкоголем, не заботится о ребенке, в отношении нее многократно составлялись протоколы об административных правонарушениях.  

В данной ситуации не так просто доказать, что пребывание девочки с мамой навредит ей. Но в итоге суд принял решение о проживании ребёнка с отцом.

Доказательства, на которые ссылались отец и его адвокат: справка о нахождении матери девочки на учете в наркологическом диспансере, копии протоколов о привлечении женщины к ответственности за совершение административных правонарушений, документы, подтверждающие стабильное материальное положение отца (справка о заработной плате за последний год, копия свидетельства о праве собственности на квартиру). Кроме того, было учтено мнение ребёнка и её желание проживать с отцом.

Есть большая вероятность, что судья поинтересуется вопросом, пытался ли отец изменить ситуацию, сложившуюся в семье, в лучшую сторону (если это возможно).

Например, родители планируют развестись, мать живёт со своими родителями, соответственно, ребенок и отец живут вместе.

Мать не звонит, не интересуется жизнью ребёнка, тогда отец должен попытаться найти ее (если она скрывается), предложить увидеться с ребенком.

Отец должен предпринять попытку наладить отношения матери и ребёнка. Очень важно не только подтвердить свое благосостояние, но и доказать свои хорошие отношения с ребенком и то, что ребенку во всех отношениях будет лучше с отцом.

Вопросы наших читателей и ответы консультанта

Бывшая супруга забрала нашего общего сына (3 года) в другой город, к родителям, где она и прописана. Мы с ней развелись полгода назад, сын прописан в моей квартире. Мать не уделяет ребёнку должного внимания, так как занимается налаживанием личной жизни.

Бабушка и дедушка (родители бывшей жены) тоже не могут дать нормальное воспитание сыну, мать жены инвалид II группы, а отец жены часто уезжает в командировки. Сестра жены сказала, что она часто сидит с ребёнком. Сестра жены студентка, ей тоже некогда заниматься с племянником.

Сначала я не возражал, чтобы сын жил с матерью, так как ему необходимо материнское внимание, но теперь, при сложившихся обстоятельствах, я хочу, чтобы сын жил со мной. Что мне делать?

Вы можете оспорить место жительства ребёнка в судебном порядке, обратившись с соответствующим заявлением в суд. Но вам нужно будет доказать, что дальнейшее проживание ребёнка в этой семье невозможно.

Если Вы представите суду такие доказательства, возможно принятие решения в вашу пользу. Однако данные обстоятельства доказать тяжело. Может мама одумается, будет обещать суду исправиться.

В этом случае доказать Вашу правоту будет очень сложно.

Развелись с супругой 3 года назад, имеется общая дочь (сейчас ей 12 лет, проживает с матерью). Вот уже два года бывшая жена часто пьёт, периодически уходит в так называемые «запои», которые с каждым разом становятся всё дольше и приносят больше негативных последствий.

В такие моменты мне звонит испуганная дочь, и я её забираю к себе. Потом мать выходит из состояния алкогольного опьянения, приходит в себя и забирает дочь обратно со скандалом, грозит лишить меня родительских прав.

Пока что ничего серьёзного не случилось, но я боюсь оставлять с ней нашу дочь, хочу лишить бывшую супругу родительских прав. Как доказать в суде, что она алкоголик?

Самые практичные доказательства в суде – это документы. Лучшим вариантом в данной ситуации будет предоставить медицинское заключение (справка, заключение врача). Ещё одним доказательством здесь будут являться свидетельские показания.

Если ситуация очень критична, возможно представить постановление о вынесения административного наказания, например, за пьяную драку. В таком случае Вы можете вызвать участкового, а после попросить у него соответствующий документ.

Источник: //razvod-expert.ru/razvod-i-deti/kak-delyatsya-deti/mozhet-li-otec-zabrat-rebenka/

9 причин, по которым бабушки не должны воспитывать ваших детей

Когда в молодой семье появляется ребенок, многие бабушки начинают предлагать свою помощь в уходе и воспитании малыша. Жаль только, они редко следуют инструкциям, оставленным мамами и папами перед уходом на работу. На этом фоне часто зреют конфликты. В педагогических приемах старших родителей всегда найдется ряд послаблений, за которые их самих можно «поставить в угол».

AdMe.ru только за контакт поколений. Но все же мы решили рассмотреть причины, по которым воспитывать детей лучше самостоятельно, не заручаясь поддержкой бабушек и дедушек.

1. Устаревшие приемы ухода за ребенком

© Icefront / depositphotos   © Christin_Lola / depositphotos  

Раньше детей купали при температуре 37 градусов, а теперь закаляют с пеленок и купают при 33–34 градусах и даже ниже. В Советском Союзе детей кормили коровьим молоком и давали соки.

Сейчас существуют молочные смеси, в состав которых включены все нужные витамины. Раньше учили, что необходимо туго пеленать.

Но подумайте: есть ли хоть одно живое существо на планете, не дающее своему детенышу пошевелиться? Несмотря на это, бабушка будет, конечно, идти по проторенному пути и не слушать ваши «глупости из интернетов».

Что делать: Не бойтесь спорить и объяснять, что сейчас жизнь очень изменилась и многое из того, что было правильно в прошлом, стало бессмысленным. Поставьте условие, что если бабушка хочет участвовать в процессе ухода, то делать это она должна по новым правилам.

2. Навязывание своей модели воспитания

© Ribalka / depositphotos  

Методы воспитания, которые были приняты 30 лет назад, значительно отличаются от современных. Нынешних бабушек и дедушек держали в строгости.

Когда они родили своих детей, повсеместно было распространено мнение, что на руки дитя брать нельзя, а то «приручишь» — нужно оставить без внимания, мол, новорожденный покричит и успокоится.

Поэтому они до сих пор недооценивают важность проявления теплоты и любви в отношениях с малышом.

Что делать: Родителям лучше сразу установить правила общения со своим ребенком для всех, кто принимает участие в его жизни. Те должны быть предельно ясно сформулированы, а выполнять их должны все: если правило распространяется на одну бабушку, то и на вторую тоже.

3. Избалованность

© androsov58 / depositphotos   © PedroPlayaPic / depositphotos  

Есть за бабушками один грех: они балуют своих внуков. Например, в семье, в которой растет ребенок, может быть принято, чтобы каждый член семьи убирал посуду за собой после ужина.

Находясь у бабушки, ребенок может услышать, что этого делать не нужно: старшие все готовы выполнить сами.

Так малыш попадает в диссонанс и не понимает, как же себя вести: значимые для него люди требуют от него разных вещей.

Что делать: Важно обговорить, что родители допускают при общении с ребенком, а что находится под строгим запретом. Если же бабушке точка зрения не кажется правильной, то можно принести вырезки из статей, показать книги авторитетных авторов и доказать, почему делать нужно так, а не иначе. Должно сработать, ведь в конечном счете ей движет в первую очередь любовь к малышу.

4. Контроль семейной жизни

Помогая с ребенком бабушка может невольно перекинуть внимание на вашу личную семейную жизнь. Ее начинает интересовать абсолютно все: готовка, покупки, времяпрепровождение. Она может высказать свое недовольство тем, что мама слишком много работает и недостаточно качественно проводит время с отпрыском: «Почему это вы играете, а не читаете?»

Что делать: Научиться выстраивать границы. Когда создается новая семья, важно обрисовать своей маме и свекрови линию, которую они не могут переступать. Не хотите получать бытовые советы Капитана Очевидности — скажите об этом сразу, а не после того, как терпение начнет подходить к концу.

5. Подрыв авторитета родителей

© antiksu / depositphotos  

Старшее поколение обычно имеет свой взгляд на воспитание детей и позволяет себе высказывать это при внуках. Представьте ситуацию: дети балуются, мама пытается их успокоить и грозится за их поведение оставить без сладкого.

И тут между мамой и детьми встает бабушка с комментарием: «Да не слушайте вы маму! Прекратите безобразничать и пойдемте за мороженым». Авторитет потерян: дети видят, что их родителей отчитывают, и ни во что не ставят их слова.

Так появляется риск развития проблемного поведения.

Что делать: Договоритесь, что все претензии и комментарии должны озвучиваться без присутствия малыша.

6. Пример, который тормозит ребенка

© dimaberkut / depositphotos  

Из-за слишком большой занятости некоторые родители подолгу оставляют детей у бабушки, думая, что так для них будет лучше. Но дети учатся, копируя поведение взрослых.

Если мама и папа пропадают на работе, а кроху оставили бабушке, то именно работа станет для малыша причиной, по которой он не видит самых близких людей.

А если взрослые к тому же будут жаловаться на то, как сильно они устают, то ребенок сам не будет любить трудиться.

Что делать: Постараться скорректировать рабочий график и почаще быть рядом с детьми. Во время своего отсутствия в течение дня можно просить бабушку посидеть с внуком, но при каждой возможности забирать ребенка домой.

Если малыш будет расти с родителями, то в его голове со временем установится связь между их напряженной работой и следующей за ней радостью встречи.

В ситуации же, когда он будет проводить больше времени с бабушкой и дедушкой, лишь иногда видя маму и папу, у него сформируется мнение, что он для родителей обуза.

7. Принятие ответственных решений

© Bigandt / depositphotos   © Paha_L / depositphotos  

Процесс ухода за ребенком всегда требует принятия весьма серьезных решений. И если этого не делают мама с папой, то за дело берется бабушка. А ее воспитание отличается повышенной заботливостью, граничащей с патологией.

Что делать: Родители должны взять на себя полную ответственность за счастье и здоровье малыша. Раз вы просите чего-то не делать — не кормить, не одевать, не давать, не покупать, — то предоставьте все необходимое. Бабушка готова одеть — скажите, во что. Готова покормить — скажите, чем, какой температуры, в каком количестве.

8. Чрезмерная опека ребенка

© encrier / depositphotos  

Бабушка может кутать внука в несколько слоев одежды в теплую погоду; не ходить с ним на прогулку, потому что он может убежать, а она боится не догнать; делать за него уроки или выполнять за него какие-то обязанности по дому. Однозначно она хочет помочь, но тем самым обрекает родителей на новые проблемы. Ведь взрослеть в таких условиях их чаду гораздо сложнее.

Что делать: Пригласите старших провести время в вашем доме, и пусть они со стороны посмотрят, как ребенок ведет себя при вас, какие обязанности у него есть по дому, и попросите в их (бабушки и дедушки) доме сохранять эти правила тоже.

9. Перекармливание

© kanzefar / depositphotos   © Len44ik / depositphotos  

Согласно исследованиям, большинство детей, которые находятся на постоянном попечении бабушек и дедушек, имеет повышенный риск ожирения по сравнению с теми, кто живет с родителями. Сердобольные пожилые люди легко поддаются манипуляциям со стороны сообразительных карапузов. Они знают: стоит покапризничать и пустить слезу, как им тут же дадут запрещенную еду.

Что делать: Ознакомить с проблемами, которые ждут ребенка, страдающего лишним весом, включая болезни (аллергия, диабет, нарушения работы сердца, астма). И со статистикой: в современном мире здоровью угрожает не голод, а избыток калорий.

Причины такого поведения

© olesiabilkei / depositphotos  

  • Потребность в любви. Реализация этой потребности обычно приводит к тому, что бабушка начинает выполнять все прихоти малыша. Чтобы ее поведение стало более адекватно, нужно постараться изменить свое отношение к ней. Молодые родители должны уделять ей больше внимания и общаться с ней. Знание того, что ее любят, поможет ей более разумно общаться с внуком.
  • Потребность в уважении со стороны других. Сфера воспитания внуков для большинства пенсионерок остается единственной, где они могут почувствовать себя компетентными. В этой ситуации молодой семье следует как можно чаще подчеркивать, что они ценят свою маму или свекровь, уважают ее жизненную позицию и опыт.
  • Сама нуждается в заботе. Такие люди часто начинают сами слишком яростно опекать и заботиться о других. В попытке пресечь бабушкину гиперопеку не отгораживайтесь от самой бабушки полностью. Определитесь с тем, какая помощь вам нужна, и предложите ей помогать вам в этом объеме. И не забывайте благодарить за помощь и участие.
  • Бабушке как маме сложно принимать взросление своего ребенка. Поэтому часто за постоянным контролем и критикой стоит нежелание осознать, что ее дочь или сын уже выросли и способны сами принимать решения и управлять своей жизнью.

Какая модель отношений оптимальна

© Dubova / depositphotos  

Приветствуются дружеские отношения. Старшее поколение имеет много свободного времени и может организовать интересный совместный досуг с внуками. Или приобщить детей к своему хобби. Например, если бабушка любит свою дачу, она может брать с собой внуков и приучать к труду.

Если дедушка любит автомобили, он может заинтересовать этим и детей. Такой досуг развивает детей и укрепляет отношения. Если старшему поколению действительно важно психологическое состояние внуков, то они должны приложить все усилия, чтобы не возникало конфликтов.

И создавать комфортную среду, в которой дети смогут гармонично развиваться, чтобы стать успешными в жизни.

А в вашей семье бабушки и дедушки проводят время с внуками?

Фото на превью Icefront / depositphotos, Christin_Lola / depositphotos

Источник: //www.adme.ru/svoboda-psihologiya/9-prichin-po-kotorym-babushki-ne-dolzhny-vospityvat-vashih-detej-2156165/

Могут ли бабушка и дедушка забрать ребенка насовсем

В этой главе мы поговорим о дедушках и бабушках, о том, какую роль они играют в воспитании детей. И к чему приводит ситуация, в которой бабушки и дедушки для своих любимых внуков начинают играть роль родителей. Ни к чему хорошему, если честно, она не приводит. Но давайте обо всем по порядку.

Вообще традиция привлекать старшее поколение к воспитанию детей очень древняя, очень глубокая. Еще в первобытном обществе детей оставляли на попечение стариков.

Они передавали детям опыт, знания о том, как устроен мир и как в этом мире выживать, и это было бесконечно важно – именно для выживания. С тех пор минули сотни и тысячи лет – а тенденция сохраняется. Во многих семьях бабушки и дедушки непосредственно участвуют в воспитании внуков.

И общение ребенка с ними – очень важный для него опыт, однако, как говорится, есть нюансы, о которых мы и поговорим сейчас.

//www.youtube.com/watch?v=uKkOkxaA2ZI

Сразу скажем, что эта идея – доверять воспитание детей представителям старшего поколения – как и многие идеи с такой продолжительной и богатой историей, обладает огромной силой и притягательностью.

Однако имеет смысл подобные явления время от времени «пересматривать», чтобы понять: а все ли идет «так»? Не появились ли где-то неточности и сбои, которые важно подправить, отладить, чтобы система и дальше работала эффективно?

И тут первое, что бросается в глаза – это гипертрофирование данной тенденции.

Ведь и в древности, и в средневековье, и в новое время, вообще вплоть до двадцатого века, подавляющее большинство семей жило в одном доме, собирая под одной крышей представителей разных поколений.

И тогда даже те дети, с которыми большую часть дня проводили дедушки и бабушки, не лишались необходимого общения с отцом и матерью.

А в современном обществе нередка ситуация, когда ребенка дедушкам и бабушкам просто отдают, а родители живут отдельно или, скажем, забирают только на выходные.

Мы не станем рассматривать различные жизненные обстоятельства, которые приводят к такому варианту развития событий, и не станем рассуждать о его правомочности и неправомочности.

Наша задача – осветить здесь, как подобная ситуация отражается на ребенке и на семейной системе в целом.

Вот рассказывает женщина в годах, просвещенная, образованная, сама педагог по образованию: «Хорошо, что у меня двое сыновей. Диму, старшего, я родила, только-только закончив институт. Ну, он и мамин больше, чем мой. Она все заботы взяла на себя. Я ведь не знала даже, как к нему подойти, что сделать. А уж Рому мы с мужем для себя родили.

Так и получилось, что Дима все время у бабушки, а Рома с нами». И все бы ничего, вот только бросается в глаза разница между двумя молодыми людьми, разница на самых разных уровнях, начиная от внешнего вида, точнее, телесной сформированности, уровня гормонального обмена и манеры одеваться и заканчивая успеваемостью и уровнем образования.

Как вы думаете, кто из парней «опережает» другого?

А вот другая история. Приходит на консультацию к психологу молодая женщина. Энергичная, интеллектуальная, с развитыми деловыми качествами.  Приходит с вопросом о том, что происходит с ее пятилетним сыном. Точнее, происходит вот что: им занимается в основном бабушка. Бабушка живет в соседнем доме, а мальчик живет практически у нее.

Бабушка его и в садик отводит, и из садика приводит, кормит, поит, книжки читает, в игрушки играет. Родители мальчика, ее дочь и зять, приходят к ней позавтракать, пообедать, поужинать, ну, и пообщаться с сыном. На пару ночей в неделю родители берут сына к себе, иногда ходят с ним погулять.

Но мать мальчика, понятное дело, беспокоит не это, а то, что сын почему-то стал ее лупить при каждой встрече, и категорически отказывается называть ее мамой, а зовет по имени. Маму – зовет по имени… А кого он называет мамой? Догадаться несложно. Бабушку. И несложно догадаться, как воспринимает это мать.

А в такой ситуации имеет смысл озаботиться не симптомом, а его причинами, ну, хотя бы так, «для общего развития».

А действительно, в чем же причина такого агрессивного поведения? Ведь у мальчика, вроде бы, все есть:  он окружен заботой и любовью, бабушка в нем души не чает, пылинки сдувает, родители его любят, время, которое они проводят вместе, они проводят весело (если не считать того, что иногда сын выражает маме свое глубокое недовольство…).  Игрушки, развлечения, пища для ума – все есть. Но ведь чего-то все-таки нету, раз ребенок так себя ведет! (Мы уже говорили: человек, которому хорошо на душе, и ведет себя «хорошо», с любовью к миру и окружающим, а вот если ведет себя «плохо», то имеет смысл задуматься, а отчего же ему самому может быть в этот момент плохо?)

А теперь давайте поговорим о чувствах этих детей.

В начале главы мы как раз предложили вам вспомнить, как вы себя чувствовали, когда родители вас отвозили-отводили к бабушке. Есть основания полагать, что с вами происходило то же, что и со многими другими людьми – детьми, – оказавшимися в подобной ситуации.

В предыдущих главах мы уже касались вопроса о том, как формируются дети, растущие в условиях эмоциональной депривации. Мы писали, что ребенок – это живой человек, чуткий, восприимчивый, открытый; человек, которому очень важно, нужно, жизненно необходимо чувствовать себя любимым и принадлежным.

Поясним – и это будет очень значимое пояснение: ребенку важна не только любовь и поддержка, ему важна любовь и поддержка конкретных людей, а именно, во-первых и в самых главных, – любовь и поддержка мамы и папы. О том, что так он получает жизненно необходимую для него и абсолютно уникальную энергию, мы уже писали.

Из примеров, приведенных выше, видно, что встречается такая ситуация, когда бабушка, мать жены или мужа, пытается занять в семейной системе роль матери.

И по большому счету, не имеет значения, от кого исходит «инициатива»: от самой ли жены, которая в силу разных причин боится взять на себя ответственность, или же от бабушки, которой, опять-таки в силу разных причин, ответственности хочется больше, чем у нее на данный момент есть. Важно, что такая тенденция присутствует.

Бывает такое, что бабушка вторгается в семью и, авторитарными ли методами, или ласково и любовно, «отвоевывает» себе… ребенка. Да. Ни много, ни мало, а ребенка. Или двух. Или больше, хоть такое бывает уже реже.

Хотя если честно, бывает еще и не такое… А потом начина-ается: неудобно «обидеть маму», свою или партнера, жалко «лишать» ребенка «детства», не хочется наносить ему «травму» и осуществлять кардинальные изменения, или просто «удобно», что с ребенком не нужно «возиться». И часто бывает так, что ребенок остается «бабушкиным».

А самое неприятное в этой ситуации то, что необходимых чувств принадлежности маме и папе, любви и поддержки ребенок не получает. Он получает другую любовь и заботу – но не те, которые ему нужны. И тогда у ребенка зреет чувство, что он «не нужен». Не востребован. Не принадлежит тем, кого сам любит всем сердцем. И они ему не принадлежат.

И тогда появляется глубокая и сильная обида, а там, где обида – там и злость, а где злость – там и месть. А потом родители удивляются: вот вроде бы все должно быть хорошо, карьера сделана, они состоявшиеся люди, ребенок подрос, получает престижное образование, он развит, с ним интересно, казалось бы – самое время навести истончившиеся за годы «разлуки» мосты – а на контакт он идти не желает, ну ни в какую. И тогда возникает встречная обида: ну, что же ты теперь?..

В такой ситуации, не имеет значения, в какой момент, на каком этапе жизненного пути семьи она была осознана, важно понять, что вне зависимости от каких-либо материальных составляющих, от количества сил и времени, которые могут уделить ребенку родители – они для него важнее всего. Они для него – самые главные фигуры в жизни. Они ему необходимы. Необходима их любовь. Их поддержка, их внимание. И никто другой, будь то самая заботливая бабушка на свете, самый замечательный на свете дедушка – никто не может заменить для ребенка папу и маму. 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

Источник: //www.b17.ru/article/31283/