Апелляционное определение Московского городского суда от 26 февраля 2014 N 33-4498/14
Судья: Леонова С.В.
Дело N 33-4498
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Ульяновой О.В.,
судей Митрофановой Г.Н., Зубковой З.В.,
при секретаре Пироженко О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Митрофановой Г.Н.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Никонова А.Н. на решение Тушинского районного суда г.Москвы от 11 ноября 2013 года, которым постановлено:
– исковые требования Авдеева Н.Д. к Никонову АН о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием – удовлетворить частично.
Взыскать с Никонова АН в пользу Авдеева НД стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства от ДТП с учетом износа и полученных страховых возмещений в размере р., убытки по составлению отчета в размере руб.
, почтовые расходы в размере к., расходы за проведение судебной экспертизы в размере р., расходы по оплате государственной пошлины в размере к.
, а всего взыскать копеек, в удовлетворении требований о взыскании расходов на представителя отказать,
установила:
В суд обратился истец Авдеев Н.Д. с иском к ответчику Никонову А.Н. о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, имевшим место 11 июня 2012 года на _ . ДТП произошло по вине ответчика, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении.
В результате ДТП автомобилю Вольво _, принадлежавшему на праве собственности истцу, были причинены множественные механические повреждения. Ответчик был уведомлен о дате и месте осмотра автомобиля, однако для участия в производстве осмотра не явился.
По результатам осмотра было выдано экспертное заключение N_ по оценке стоимости восстановительного ремонта и компенсации за восстановительный ремонт транспортного средства Вольво _ по состоянию на 29.06.2012 г.
, согласно которому стоимость ремонта составляет _ руб. Размер материального ущерба (стоимость ремонта с учетом износа) составляет _ руб.
Гражданская ответственность ответчика была застрахована по полису ОСАГО с расширением до _ руб. в ОСАО “РЕСО-Гарантия”. 10 июля 2012 года страховая компания произвела страховую выплату истцу в размере _ руб.; _ руб. страховое возмещение за ущерб полис _ риск ОСАГО а/м акт _; _ руб.
– страховое возмещение за ущерб полис _риск гражданская ответственность акт _. 28 августа 2012 г. истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием возместить денежную разницу между причиненным истцу материальным ущербом и суммой страховой выплаты, осуществленной ОСАО “РЕСО-Гарантия”.
Однако, требования истца до настоящего момента не исполнены ответчиком. В связи с чем истец просил суд взыскать с ответчика _ коп., убытки по оплате отчета о размере стоимости ремонта в размере _ руб., почтовые затраты в размере _ руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере _ руб.
В судебном заседании истец, его представитель по доверенности Авдеева Г.Н. уточнили исковые требования на основании данных судебной автотехнической экспертизы, просили взыскать с ответчика разницу между стоимостью ремонта автомашины с учетом износа в размере _ руб. и полученным страховым возмещением в размере _руб.
, а именно в сумме _ руб., убытки по оплате отчета о размере стоимости ремонта в размере _ руб., почтовые затраты в размере _ руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере _ руб. Также просили взыскать расходы за проведение судебной экспертизы в размере _. руб. и расходы на представителя в сумме _ руб. ( л.д.
227).
В судебном заседании ответчик, представители ответчика Медведев С.А. и Никонова И.И.
по доверенности возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что истец по полису добровольного страхования гражданской ответственности ответчика ОСАО “РЕСО-Гарантия” может дополнительно получить страховое возмещение до _ руб. сверх полученных по полису ОСАГО денежных средств в размере _ руб.
Также указывали на то, что истец после ДТП продал Вольво _ за _ руб., при этом получил от страховой компании ответчика возмещение в размере _ руб., поэтому полагали, что настоящие исковые требования Авдеева Н.Д.
о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомашины ведут к неосновательному обогащению истца, поскольку согласно отчету ООО “Эксперт-А” стоимость самой автомашины Вольво _ составляет с учетом износа _ руб. Тогда как сам ремонт транспортного средства нецелесообразен, а стоимость годных остатков составляет _ р. (л.д.47- 86).
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит ответчик по доводам апелляционной жалобы. В качестве доводов жалобы указывает на необоснованность взыскания судом в пользу истца стоимости восстановительного ремонта принадлежавшего ему автомобиля, поскольку автомобиль уже продан и его ремонт истцом производиться не будет.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика Никонову И.И., поддержавшую доводы жалобы, истца и его представителя по доверенности Авдееву Г.Н.
, просивших оставить решение без изменения, и указавшего на то, что ремонт автомобиля Вольво _ производится им не будет, поскольку поврежденный в результате ДТП автомобиль им продан без проведения ремонта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части возмещения истцу суммы ущерба в связи с повреждением принадлежавшего ему автомобиля в результате ДТП, по причине неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, судом первой инстанции установлено, что 11 июня 2012 года на _ при повороте налево Никонов А.Н., управляющий автомобилем Шевроле _, не уступил дорогу Авдееву Н.Д., управляющему автомобилем Вольво _ , следующему по главной дороге без изменения траектории. ДТП произошло по вине ответчика, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении _ от 11.06.2012 г.
В результате ДТП автомобилю Вольво _ , принадлежавшему на праве собственности истцу, были причинены множественные механические повреждения. Ответчик вызывался истцом для осмотра автомашины, в результате чего были понесены затраты на телеграммы в размере _ к.
По результатам осмотра автомашины истца ИП Матвеевым С.С.
было выдано экспертное заключение N_ по оценке стоимости восстановительного ремонта и компенсации за восстановительный ремонт транспортного средства Вольво _ по состоянию на 29.06.2012 г.
, согласно которому стоимость ремонта составляет _ руб. Размер материального ущерба (стоимость ремонта с учетом износа) составляет _ руб.( л.д.12-30) расходы истца по составлению указанного отчета составили _ р. (л.д.31).
Гражданская ответственность ответчика была застрахована по полису ОСАГО с расширением до _ р. в ОСАО “РЕСО-Гарантия”.
10 июля 2012 года страховая компания произвела страховую выплату истцу в размере _ руб.:
– _ руб. страховое возмещение за ущерб полис _ риск ОСАГО а/м акт _;
– _ руб. – страховое возмещение за ущерб полис _риск гражданская ответственность” акт _.( л.д.43-45.128-171)
Судом установлено, что истец по договору от 31.07.2012 г. продал Вольво _ за .. руб. (л.д,37)
По ходатайству сторон была назначена автотехническая экспертиза в отношении Вольво _.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/123302461/
Содержание
Конституционный суд нашел крайних
В высшую судебную инстанцию страны обратились четыре автомобилиста из Краснодарского края. Они попросили проверить конституционность положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса (ГК) РФ.
Все четверо стали участниками ДТП, но получили со страховых компаний меньшие выплаты на ремонт, так как они производились с учетом износа поврежденных деталей.
Изначально автомобилисты обратились в местный суд с требованием взыскать недополученную разницу с виновников аварий.
Однако в итоге Краснодарский краевой суд, ссылаясь на оспоренные нормы ГК РФ и разъяснения Верховного суда РФ, оставил их требования без удовлетворения, так как износ деталей необходимо учитывать и при подобных исках.
«Согласно разъяснениям ВС РФ, данным в Обзоре судебной практики в 2015 году, потерпевший может требовать от причинителя вреда сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов», — говорится в материалах КС.
В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о реформе ОСАГО, по итогам которой автовладельцам вместо денег будут выплачивать страховку… →
Истцы посчитали, что оспариваемые ими нормы ГК являются неопределенными, из-за чего они и не могут взыскать с виновника аварии полную сумму ущерба без учета износа деталей и тем самым восстановить свои нарушенные права.
В связи с этим автовладельцы попросили КС признать указанные статьи ГК неконституционными.
Двое судей КС, в том числе председатель Валерий Зорькин, дали подробные разъяснения заявителям.
Они напомнили, что закон об ОСАГО является специальным нормативным правовым актом и регулирует исключительно эту сферу правоотношений. Но так как закон направлен на защиту прав потерпевших, то он не исключает распространение действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах из причинения вреда на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред.
«Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица путем предъявления к нему соответствующего требования», — говорится в решении КС.
Ранее пленум Верховного суда (ВС) дал судам разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы.
«Однако впоследствии судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стал определяться только в соответствии с Единой методикой. В результате оспоренные нормы стали рассматриваться как не предполагающие возмещение вреда в полном объеме с непосредственного причинителя вреда», — говорится в сообщении суда.
Такое понимание приводит к несоразмерному ограничению права потерпевшего, в данном случае автовладельца, на возмещение вреда, то есть фактически нарушению его конституционных прав.
«Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП», — подытожили судьи КС.
При этом суды могут уменьшать сумму ущерба, если для ремонта использовались детали или узлы, которые имеют постоянный износ и подлежат регулярной замене, а также в случае, если виновник ДТП найдет «более разумный» способ исправить повреждение автомобиля.
Профильный комитет Госдумы пока не стал рекомендовать к принятию законопроект о замене денежных выплат по ОСАГО ремонтом. Активно лоббируемую… →
Тем не менее суд пришел к выводу, что оспоренные нормы не противоречат Конституции с учетом данного толкования, и постановил пересмотреть дела заявителей.
Решение суда прокомментировал президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он заострил внимание на том, что КС подтвердил конституционность ОСАГО в целом.
«Весь процесс ОСАГО признан конституционным.
Тем людям из Краснодарского края, которые обращались и говорили, что это неконституционно и что они не могут полностью починить в рамках ОСАГО свой автомобиль, было сказано «нет», — отметил Юргенс.
— Закон об ОСАГО вводит лимит 400 тыс. рублей по «железу», 500 тыс. рублей по жизни и здоровью. Вы не можете заплатить 6 тыс. рублей премии и получить миллионы за ремонт. Это выше здравого смысла».
При этом Юргенс, высказывая личное мнение, с самим решением КС отчасти не согласился.
«Представьте ситуацию: обладатель Bentley, в его автомобиль врезается, не справившись с управлением в плохую погоду, молодая обладательница Lada Priora. Она за рулем два года, машина куплена в кредит. Владелец Bentley говорит: «Нет, 400 тыс. рублей мне не хватит, ты, дорогая, мне должна еще 6 млн рублей за два крыла и все остальное».
В этой ситуации я не вижу справедливости. Это ровно то, с чего мы начинали. Это означает, что девушка должна продать квартиру, залезть в долги. Для меня это решение носит не совсем бесспорный характер», — заявил он, признавая тем не менее высочайшую квалификацию судей.
По мнению эксперта в области страхования Антона Басова, в реальности разъяснение КС РФ не только не предоставляет автомобилистам никаких новых возможностей, но и не способно ничего изменить.
«Эта процедура существовала и раньше. Лицо защищает свои права и интересы тем способом, который разрешен законом. Это не только ОСАГО, но и нормы Гражданского кодекса. Я не думаю, что это разъяснение имеет перспективы.
Это просто фиксация тех отношений, которые уже существуют», — пояснил Басов.
При этом он отметил, что в России страховщики зачастую существенно занижают стоимость имущества, тем самым заставляя клиентов обращаться в суды самостоятельно.
«Страховщики сильно недоплачивают клиентам. И не только за детали. Есть много разных аспектов и способов злоупотребления», — сказал эксперт.
По его словам, проблема, однако, заключается не в злом умысле страховщиков, а в самом устройстве системы автострахования в России.
Автоюристы могли отсудить у страховщиков десятки миллиардов рублей по ОСАГО. На это в Верховный суд пожаловался Российский союз автостраховщиков… →
«Было бы справедливо, если страховые компании занимались только страхованием, а вопросы, связанные с выплатами, регулировались бы как-то иначе.
Например, в ряде европейских государств оценка ущерба предоставлена сертифицированным станциям технического обслуживания, которые фиксируют факт повреждения и самостоятельно приступают к ремонту.
Уже после этого страховая компания выплачивает деньги.
Получается, что граждане избавлены от беготни по страховым и судам»,
— подытожил эксперт, добавив, что Россия в области страхования отстает от Европы примерно на 70 лет, однако с каждым годом это «расстояние» существенно сокращается.
Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2017/03/10_a_10567883.shtml
Как после ДТП получить максимум от страховой — инструкция для владельцев ОСАГО
Вас не пропустили на перекрестке, въехали сзади или, наоборот, именно вы устроили ДТП? Самое время отключить эмоции, заглушить двигатель, выйти из автомобиля и установить аварийный знак. После этого можно звонить в ГИБДД. Если второй водитель ведет себе агрессивно, стоит запереться у себя в салоне.
Менять расположение автомобилей на проезжей части до приезда полиции запрещено. Если участник ДТП уезжает с места аварии — снимите происходящее на телефон — так, чтобы было видно регистрационный номер его авто.
За оставление места ДТП предусмотрена административная ответственность — лишение прав от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Штрафом отделаться не удастся.
tassphoto.com
Если нет видеорегистратора
Наличие регистратора снимет ряд вопросов. По видео можно отследить, кто нарушил ПДД. Регистраторы бывают с одной, двумя и даже четырьмя камерами. Если записывающего устройства у вас в машине не было, а предполагаемый виновник явно не захочет делиться записью ни с вами, ни с инспекторами ГИБДД, стоит озадачиться поиском очевидцев.
Возможно, вам удастся пообщаться с водителями, следовавшим за вами, и попросить запись у них. Также стоит узнать телефоны пешеходов-очевидцев. Не забывайте и о городских камерах — они установлены в сотне мест, и вам может повезти. Чтобы получить запись, необходимо обратиться к оператору.
В некоторых случаех им необходим полицейский запрос — возьмите его у инспектора-дознавателя, который ведет ваше дело.
tassphoto.com
Европротокол или часы ожидания?
Если вы лишь притерлись друг к другу, разбили фару или получили другие незначительные повреждения, но при этом ДТП произошло в крайне оживленном месте, а вы еще и две полосы заняли, стоит задуматься об оформлении европротокола.
Что это такое? Это упрощенное оформление документов о ДТП, которое происходит без участия сотрудников полиции. Водители должны заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. После этого можно убрать автомобили с проезжей части. Протокол нужно зафиксировать на ближайшем посту ДПС.
Далее с ним следует обратиться в страховую компанию. Так вы сэкономите кучу времени, минуя разбирательства в отделе полиции. В теории очень удобно.
tassphoto.com
Самостоятельно зафиксировать ДТП можно в следующих случаях:
- Оба водителя застрахованы по ОСАГО;
- В ДТП причинен вред только двум транспортным средствам;
- В ДТП не погибли и не пострадали люди, не нанесен ущерб другому имуществу;
- Характер повреждений и оценка ремонта не вызывают разногласий у участников аварии. Все они зафиксированы в изведении о ДТП, бланк которого заполнен обоими водителями;
- Стоимость страхового возмещения (проще говоря, ремонта) не превышает ста тысяч рублей.
С заполненным извещением идите сразу в страховую. Вы — в свою, виновник или пострадавший — в свою. Подавать бумаги нужно обязательно, если платить вашей страховой, а документов от вас они не получили, компания обратится в суд и попытается взыскать с вас потраченные средства.
Если владелец автомобиля, которому был нанесен ущерб, полагает, что компенсации не хватит для восстановления авто, стоит привлечь полицию. Также, если ни один из водителей не признает себя виновником аварии, разъехаться полюбовно, заполнив европротокол, не получится. В обязательном порядке придется вызывать полицию. Вот список единых номеров основных сотовых операторов:
020 — для абонентов «Теле2», МТС, «Мегафон»;
002 — для абонентов «Билайн»;
902 — для абонентов Skylink и «Мотив».
tassphoto.com
Общение со страховой компанией
При оформлении протокола сотрудниками полиции, необходимо получить его копию, чтобы позже обратиться с ним в страховую компанию. От составления бумаги будет зависеть решение суда, очень внимательно все проверяйте.
Протокол заполняется с двух сторон, подписывается полицейским и лицом, которое имеет отношение к ДТП. Затем, не позднее пяти дней, нужно обратиться в свою страховую компанию. В случае просрочки вы можете лишиться полагающейся выплаты.
Отправить извещения о ДТП участники аварии должны любым способом с подтверждением отправки, например, заказным письмом по почте.
Водитель, признанный потерпевшим в ДТП, должен предоставить страховщику не только свой бланк извещения о ДТП (также это может быть единый бланк, заполненный совместно с другими участниками ДТП), но и подать заявление о страховой выплате.
tassphoto.com
Максимальная компенсация, предусмотренная ОСАГО, — 400 тысяч рублей. Однако при расчете итоговых выплат учитывается масса факторов: износ транспортного средства, характер повреждений, рыночная стоимость и так далее. Обычно сумма страхового возмещения по ОСАГО намного меньше максимальной компенсации.
Сроки выплаты страховки
У страховщика есть 20 дней для рассмотрения обращения водителя. Если отказа в компенсации ущерба не было, страхования компания должна оплатить каждый день задержки перечисления средств — 1% от общей суммы выплат. В случае, если страховщик задержался с предоставлением мотивированного отказа в выплате, также предусмотрен штраф, но уже в меньшем объеме — 0,5% за каждый день просрочки.
Помимо выплаты компенсации страховщик может также направить поврежденный автомобиль на ремонт в автосервис, с которым у него заключен договор об обслуживании транспортных средств. Но водитель вправе отказаться от ремонта и забрать компенсацию деньгами.
tassphoto.com
В случае с КАСКО, как и в случае с ОСАГО, страховая компания также может предложить ремонт. Однако эксперты советуют не прибегать к подобной услуге.
: Пятый канал
— Что делают страховые компании? Они могут предложить ремонт. Он, естественно, к сожалению, не будет качественным в любом случае. У них есть 3-4 сервиса, они сделают по-быстрому и экономично, потому что страховая будет душить их по деньгам.
Качества не будет никакого. Есть КАСКО, которое подразумевает, что я сам обращаюсь в ремонт, который мне нужен. Такое КАСКО обойдется дороже, но нужно внимательно читать договор.
Если запчасти оригинальные, то и КАСКО будет дороже, — рассказал автоэксперт Борис Юданов.
В каких случаях следует обращаться в суд?
Если вы не согласны с размерами компенсации и страховая выплачивает вам явно меньше, чем потребуется на ремонт, можно смело обратиться в суд.
Для этого стоит привлечь адвоката, а также заказать независимую экспертизу – все это, в случае вашей победы, будет оплачено страховой. Закон об ОСАГО попадает под нормы защиты прав потребителя, и суд часто встает на сторону автомобилиста.
Если страховая компания долго не производит выплату, то с нее можно взыскать неустойку.
tassphoto.com
На рынке работают компании, которые предлагают вам в случае ДТП получить моментальную выплату, а после уже сами работают со страховой компанией. Автоэксперты, даже в угоду мнимой сиюминутной выгоды, советуют не связываться с подобными организациями.
: Пятый канал
— Там выплата будет минимальная. Я знаю, что подобная компания работает под прикрытием страховой компании. Они сразу говорят, что мы заплатим вам сейчас, но поменьше, а дальше уже можно выколотить. Да, такой бизнес существует, с таким лучше не связываться по большому счету, — советует автоэксперт Борис Юданов.
Также эксперт полагает, что если уж судиться, то лучше с виновником аварии, а не со страховой компанией. И, главное, что стоит помнить водителям, в том числе и попавшим в ДТП, — спешка ни к чему. Даже у разбитой машины можно допустить множество ошибок, остаться без денег и вновь вынужденно пересесть на трамвай.
Источник: https://www.5-tv.ru/news/224523/kak-posle-dtp-polucit-maksimum-otstrahovoj-instrukcia-dla-vladelcev-osago/
Страховщик заплатит за скрытые повреждения автомобиля при ДТП
Важное для автовладельцев решение принял Верховный суд РФ. Оно касается той спорной ситуации, когда в ходе ремонта автомобиля после аварии в сервисе обнаружились скрытые повреждения. А страховая сумма уже заплачена. Верховный суд решил, что соглашение со страховой компанией о выплате ущерба можно отменить, если автовладелец заблуждался в оценке стоимости ремонта.
Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы.
Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться.
Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.
Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.
Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.
Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался “Рено”. Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.
Техосмотр не будут фиксировать на видео
Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно.
Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте.
Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.
Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.
Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.
Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.
Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика.
Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение.
Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.
Решение Верховного суда – новый поворот в судебной практике. Будет всплеск исков от автовладельцев, которые сами оплачивали скрытые повреждения
Однако Верховный суд с такими выводами не согласился.
Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.
Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.
АвтоВАЗ незаметно обновил Lada Granta
ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.
Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.
Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.
По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.
Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.
Как аукнулось перевозчикам автоматическое взвешивание грузовиков
Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор.
Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего.
Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.
И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.
Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.
Источник: https://rg.ru/2019/04/15/strahovshchik-zaplatit-za-skrytye-povrezhdeniia-avtomobilia-pri-dtp.html
У виновника дтп нет полиса осаго, можно ли взыскать ущерб в полном объеме?
11 февраля 2019
6225
К сожалению, нередки ситуации, когда гражданская ответственность виновника ДТП по договору ОСАГО не застрахована в момент дорожно-транспортного происшествия. При этом практически всегда виновник ДТП добровольно возмещать ущерб отказывается.
В данной ситуации владелец поврежденного автомобиля вправе взыскать причиненный ему ущерб с виновника ДТП (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).
Для определения стоимости восстановительного ремонта владелец поврежденного автомобиля первоначально должен обратиться в специализированную организацию для проведения независимой экспертизы (оценки).
Принимая во внимание, что необходимость разбора автомобиля и оценки причиненного ущерба вызваны действиями виновника ДТП, допустившего нарушение требований ПДД РФ, указанные расходы понесены владельцем поврежденного автомобиля для восстановления нарушенного права и подлежат взысканию с виновника ДТП.
Затем владелец поврежденного автомобиля вправе обратиться с претензией к виновнику, в которой предъявить требования о возмещении ущерба, либо сразу обратиться в суд с исковым заявлением.
Часто в суде между виновником ДТП (ответчиком) и владельцем поврежденного автомобиля (истцом) возникает спор о размере суммы, подлежащей взысканию, так как ответчик полагает, что подлежит взысканию сумма восстановительного ремонта с учетом износа комплектующих автомобиля, поскольку автомобиль находился в эксплуатации и заменяемые детали уже имеют процент износа, а следовательно, истец хочет неосновательно обогатиться за счет ответчика, однако это суждение ответчика ошибочно.
Из содержания п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 № 6-П следует, что по смыслу вытекающих из ст.
35 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 19 и 52 гарантий права собственности, определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес или с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства.
Восстановление поврежденных частей транспортного средства (если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения) в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях (при том что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене) неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т. е.
необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 23.06.
2015 № 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения; размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (п. 13).
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т. е.
необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Таким образом, можно сделать вывод, что фактический размер ущерба, подлежащий возмещению согласно требованиям ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, должен исчисляться исходя из стоимости деталей без учета износа, поскольку при ином исчислении (с учетом износа) убытки, причиненные повреждением транспортного средства, не будут возмещены в полном объеме.
Руководствуясь вышеуказанными разъяснениями, владелец поврежденного автомобиля вправе требовать возмещения ущерба в полном объеме без учета износа деталей.
Источник: https://els24.com/about/blog/2019/02/11/u-vinovnika-dtp-net-polisa-osago-mozhno-li-vzyskat-uscherb-v-polnom-obeme.html
Возмещение ущерба при ДТП
Источник: https://avtoadvokat.com.ua/vozmeshenie_usherba_pri_dtp.php
Возмещение ущерба при ДТП – что делать, чтобы реально получить свои деньги. © АвтоАдвокат 17.12.19 17:09:04 версия 2.0 Адвокат + Viber Skype: avtoadvokat001 |
Возмещение ущерба при ДТП – гарантировано, быстро и недорого? Да!
Из этой статьи Вы узнаете: как подготовить исковое заявление в суд с самого начала событий: что делать на месте ДТП, куда и как заявлять о случившемся, как посчитать ущерб и кто платит за экспертизу, сколько ответчиков будет по делу + кто и сколько из них заплатит в итоге, каковы сроки возмещения – когда можно обратиться в суд, кому доверить составление искового заявления, как ускорить процесс, и главное – как сделать так, чтобы имея решение суда Вы реально получили свои деньги. • Внимание – важный совет! Обязательно звоните мне и получите бесплатную первичную консультацию и оценку перспектив! Люди допускают массу ошибок, которые я помогу избежать. Так уж устроен почти любой водитель, что попадая в ДТП он первой мыслью думает о том, насколько разбита его машина и сколько будет стоить ремонт. Даже если он сам ранен – это отходит на второй план. Вот, посмотрите ролики на эту тему – большинство немедленно выбегает и смотрят на место удара.Так или иначе – все мы желаем получить компенсацию ущерба при ДТП в полном объёме и с минимальными затратами времени и денег. Но многие ошибаются, думая, что для этого можно пойти к любому адвокату и купить у него стандартное исковое заявление в суд. Ещё как вариант – скачать иск-шаблон в интернет. А что? Заполнили свои ФИО, адрес, сумму и вперёд.Но реальность такова, что сам виновник ДТП отнюдь не всегда захочет расставаться со своими кровными на ремонт Вашей машины. А страховая компания – так подавно.Поэтому, поверьте пожалуйста: во-первых к подаче иска надо подготавливаться с самого момента происшествия, а сам он это только верхушка айсберга. Во-вторых составлять исковое заявление в суд надо индивидуально, с учётом особенностей каждого конкретного дела. Ну и, в конце концов, само взыскание по решению суда ещё надо реализовать, а для этого существуют отдельные, исковые обращения к суду, о которых адвокаты клиентам, как правило, недоговаривают чтобы избежать лишней мороки. А это очень зря.Предлагаю краткое но ёмкое введение в суть темы, чтобы было понятно о чём я написал выше. Итак, машины повреждены. Каждый надеется на возмещение ущерба после ДТП виновником. Если не удалось договориться прямо на месте и Вы не получили деньги там же – вызывайте полицию. Но определить виновность на месте может не каждый. Вам нужно иметь надёжный номер телефона адвоката по ДТП (запишите мои контакты). Не семейного, хозяйственного или «по всем делам». А именно специалиста по ДТП. Я всегда рад помочь в подобных ситуациях на такой важной стадии. Ведь когда приедет полиция Вам придётся давать объяснения, которые будут считаться самым важным доказательством. На них можно будет ссылаться и в иске, и в суде по статье 124 КУоАП (кто виноват в ДТП).По поводу видеорегистратора отдельно отмечу, что нужно очень хорошо подумать предъявлять ли его запись полиции или вообще умолчать. Иногда она помогает, а порой явно делает Вас виновным. Если есть сомнения – лучше сказать, что он не включается. А потом спокойно просмотреть вместе со мной, и, если надо, задействовать в суде.Сфотографируйте все что можно: протокол, схему, полис ОСГПО виновника, его права и техпаспорт, все объяснения – ничего не будет лишним. Далее, уже после оформления, требуется сразу же обратиться в обе страховые компании. Если у виновника нет автогражданки – тогда в МТСБУ. Обязательно письменное заявление, но не то, что Вам там подсунут ,а утверждённое государством. А подавать надо так, чтобы у Вас осталось надлежащее доказательство. При обращении для подготовки и составления искового заявления для возмещения ущерба при ДТП это будет наш первый шаг – я вообще делаю все документы «под ключ». Далее, в течение 10 дней страховая должна прислать оценщика, который должен будет посчитать Ваши повреждения. Обычно, о таком расчёт можно сразу забыть. Почему? Потому что страховая Вам его никогда не выдаст, да и насчитает с гулькин нос. Бывало, что ущерб в ДТП составлял по иску 200000, а СК насчитывало только 65000. Так вот. Поэтому далее делаем расчёт с привлечением независимого эксперта, с вызовом сторон. Я сопровождаю это и даю все консультации, чтобы потом в суде не оказалось, что какие-то расчёты не так выполнены. Важно, что до получения заключения эксперта машину нельзя ремонтировать! И, кстати, за работу эксперта потом можно будет получить деньги с ответчиков в суде. Далее обращаемся с особым заявлением в страховую о выплате конкретной суммы. Ведь мы уже оценили ущерб в ДТП для будущего иска.Параллельно надо поддерживать обвинение в суде (если протокол составлен на другого водителя) или защищаться, если виновником считают Вас. Это очень важный момент, т.к. взыскать деньги можно только с виновного лица. Напоминаю, что постановление в данном деле можно обжаловать только один раз – в апелляционном порядке. Не в коем случае не пытайтесь провести дело сами – это почти всегда плохо заканчивается. То же касается и работы с «универсальными» адвокатами, без специализации в автоправе. Далее уже начинаем составление искового заявления в суд о возмещении ущерба. Прежде всего чётко отмечу, что ответчиков по иску у нас будет двое:1) страховая компания (или МТСБУ, если у виновника нет полиса)2) сам виновникДело в том, что первый недоплатит Вам по закону 20% НДС и степень износа автомобиля. Также, он не выплачивает моральный вред, утрату товарной стоимости машины, повреждение некоторых типов груза. Всё это ложится на плечи второго ответчика.
Но, если полисом предусмотрена франшиза (не выплачиваемый минимум) – то и её отнимаем, это платит водитель. Обычно это 2000 грн. В итоге уже 54000 грн. «чистыми» к возмещению. Что за дела? А остальное!? – скажете Вы. Спокойно, выдохните! К счастью есть статья гражданского кодекса о возмещении ущерба, которая позволяет всё недостающее взыскать по иску с виновника. То есть, от представленной выше суммы вычитаем выплату СК: 100000 – 54000 = 46000 грн. это и будет возмещение ущерба при ДТП виновником. Не забываем, что с него можно взыскать дополнительно сумму компенсации морального вреда и утрату товарной стоимости вашего автомобиля. Но исковое заявление в суд о взыскании ущерба причиненного в результате ДТП обязательно должно описывать каждый пункт требований с позиции оснований – как фактических, так и юридических. Например: машина повреждена – вот доказательства и расчёт повреждений, а вот статья гражданского кодекса о возмещении ущерба.
Можно остаться без денег – полностью или частично. Но какие гарантии получить возмещение ущерба по исковому заявлению уже имея решение суда? Плохо если Вы об этом заранее не позаботились. Об этом надо думать ещё в самом начале судебного процесса. Наш закон позволяет обеспечить Ваш иск ещё задолго до вынесения решения по делу. Но про это редко говорят клиентам, чтобы не делать лишних движений. Ведь многим главное поиметь денег за иск, а дальше – Ваши проблемы. Другие же просто не знают, как это делать. Итог один – взыскать деньги за ущерб в ДТП вы не сможете. Каковы сроки возмещения ущерба при ДТП? На виновника в суд можно подать сразу же, после получения постановления о его виновности по ст.124 КУоАП (совершение ДТП). Уже на этом этапе нужно побеспокоиться и об обеспечении иска – наложении ареста на его машину, квартиру и прочее. Иначе он не будет спешить платить Вам деньги, мягко говоря. Что касается страховой – к сожалению, начать взыскание с неё можно не ранее, чем через 90 дней с момента подачи туда заявления о выплате.
Я сам представляю не только истцов и знаю 101 способ законно уклониться от иска, выиграть дело, чтобы мой Клиент не платил. Поэтому знаю и как этому противодействовать. Поэтому самым главным советом считаю такой: звоните как можно скорее и получите первую, бесплатную консультацию. : 5/5 (: 1) © 2009-2019 AvtoAdvokat.com.ua |