Согласно действующему законодательству, юридические лица обязаны формировать бухгалтерскую отчетность. Приказом Минфина от 6.07.1999 года. № 43н был введен нормативный акт, устанавливающий правила ее составления. Им является ПБУ 4/99.
Содержание
- 0.1 “Бухгалтерская отчетность организации” (“Консультант плюс”)
- 0.2 Когда допускается не использовать Положение?
- 0.3 Цели
- 0.4 Состав документации
- 0.5 Нюансы
- 0.6 Комплексность данных
- 0.7 Специфика отражения сведений
- 0.8 Контрольные даты и периоды
- 0.9 Дополнительные правила
- 0.10 Состав баланса
- 0.11 Документ об убытках и прибылях
- 0.12 Приложения
- 0.13 Заключение
- 1 Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности
“Бухгалтерская отчетность организации” (“Консультант плюс”)
Нормативные правила регламентируют структуру внутренних финансовых документов предприятия, определяют методические основы их формирования. ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” (действующий акт) распространяется на всех юрлиц. Исключение составляют банковские структуры, а также муниципальные и госпредприятия.
Когда допускается не использовать Положение?
“Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99) разрешено не применять на предприятиях, составляющих финансовую документацию для внутреннего пользования. Не распространяются нормы этого акта на компании, предоставляющие сведения заинтересованным лицам по правилам, не регламентируемым указанным выше приказом Минфина.
Цели
ПБУ 4/99 (“Бухгалтерская отчетность организации”), кратко говоря, предназначено для определения типовых форм финансовых документов и пояснений к ним. Этот документ применяется Минфином для установления порядка отражения информации предприятий малого бизнеса и НКО.
Кроме этого, “Бухгалтерская отчетность организации ” (ПБУ 4/99) определяет правила формирования сводных таблиц, документации в случае изменения статуса компании. В последнем случае имеется в виду ликвидация или реорганизация фирмы.
Нормативный акт также определяет порядок публикации финансовых документов. Цели, приведенные выше, закрепляются в п. 3 ПБУ 4/99. Бухгалтерская отчетность организации должна составляться компетентными сотрудниками. Они обязаны разбираться терминах, используемых в сфере учета.
Основные понятия раскрывает нормативный акт “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99 г.).
К основным терминам, которые используются в нормативном акте, следует отнести:
- Бухгалтерскую отчетность.
- Пользователей.
- Отчетные периоды и даты.
Под первой следует понимать комплексную систему сведений о финансовом статусе фирмы, результатах ее хозяйственной деятельности. На основании каких данных составляется бухгалтерская отчетность организации? ПБУ 4/99 в качестве источников называет документы учета (регистры, первичные бумаги и пр.).
Контрольным периодом является временной промежуток, в пределах которого формируются и отражаются финансовые результаты. Отчетной датой называют день, по состоянию на который субъект предоставляет документы. Еще одно важное определение, используемое в нормативном акте, – пользователь.
Им является субъект, заинтересованный в получении соответствующей действительности, полной информации о финансовом статусе фирмы.
Состав документации
“Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99) определяет обязательные формы, которые должны заполняться хозяйствующим субъектом. К ним относят:
- Баланс.
- Таблицы, отражающие убытки и прибыли.
- Приложения.
- Пояснительную записку.
В некоторых случаях (определенных законодательством) дополнительно в структуру документации включают аудиторское заключение. Указанный перечень присутствует в п. 5 ПБУ 4/99. Бухгалтерская отчетность организации, таким образом, является комплексным документом, отражающим разные стороны деятельности компании и итоги работы.
“Бухгалтерская отчетность организации “(ПБУ 4/99) содержит ряд предписаний, которые должны соблюдаться лицами, отражающими финансовые данные.
В первую очередь документы должны содержать полную и достоверную информацию о положении компании, результатах ее хозяйственной деятельности. Основным критерием в этом случае выступает соответствие требованиям, закрепленным в нормативных актах контрольных органов.
Если при составлении каких-либо данных оказывается недостаточно, документация должна быть дополнена нужными показателями и пояснениями.
Нюансы
Предприятие может не соблюдать предписание о полноте предоставляемых сведений, если получить требуемые показатели невозможно по объективным причинам.
Данные, которые собираются в процессе формирования финансовой документации, должны быть нейтральными.
В частности, имеется в виду, что информация не может влиять на решения, принимаемые заинтересованными пользователями, оценивающими предоставленные сведения.
Комплексность данных
Это требование считается одним из ключевых. Информация, представленная в отчетности, должна содержать показатели, отражающие результаты деятельности всех структурных единиц организации, представительств, прочих подразделений, в том числе тех, которые ведут самостоятельные балансы. Документы должны составляться последовательно.
При этом необходимо учитывать преемственность структуры бланков, в которых фиксируются показатели по различным временным промежуткам. Соответственно, формы, содержащие сведения, используемые для последующего составления баланса, должны быть постоянными. Они могут изменяться только в исключительных случаях. Например, при переходе на другой вид деятельности.
При этом предприятие должно быть готово обосновать изменения, составив пояснения к финансовой документации. Отчетность необходимо формировать с учетом преемственности результатов за различные периоды. При выявлении расхождений специалист, осуществляющий составление документации, может откорректировать показатели.
При этом ему необходимо привести пояснения к выполненным операциям в приложениях к отчету и балансу.
Специфика отражения сведений
Существует несколько нюансов, которые следует учитывать при работе с ПБУ. Рассмотрим основные из них.
В первую очередь показатели пассивов, активов, затрат, поступлений компании отражаются обособленно, если они существенны для достоверного анализа состояния предприятия.
Если же они не имеют особенного значения для оценки финансового положения фирмы, их можно включить в дополнения к отчету и балансу.
Контрольные даты и периоды
Им в ПБУ уделяется особое внимание. В качестве контрольной даты выступает последний день года. Отчетный период равен календарному году.
Для вновь зарегистрированной компании он составляет временной отрезок от даты постановки на учет до 31 декабря. При этом следует учесть нюанс.
Если предприятие зарегистрировано после 1 октября, то для него отчетный год длится с даты постановки на учет до 31.12 следующего года.
Дополнительные правила
Существует еще несколько специальных требований, установленных в ПБУ. В первую очередь стоит сказать, что каждый элемент финансовой документации должен содержать набор обязательных реквизитов. К ним относят:
- Наименование компании.
- Контрольный период и дату.
- Название документа.
- Информацию об организационно-правовом типе.
- Способ отражения показателей.
В Приказе Минфина предписывается также составлять документацию на русском, а в качестве денежной единицы использовать рубль. Отчетность должна быть заверена руководителем, гл. бухгалтером либо иным сотрудником, имеющим соответствующие полномочия.
Состав баланса
В нем присутствует пассив и актив. Показатели, содержащиеся в них, характеризуют финансовое положение компании на отчетный день. Активы и пассивы классифицируются на долго- и краткосрочные. К последним относят средства/задолженность, период использования/погашения которых меньше года. Для долгосрочных активов/пассивов срок больше 12 мес.
Документ об убытках и прибылях
На основании отчета классифицируются доходы предприятия и его затраты. Документ отражает результаты хозяйственных операций, произведенных в течение контрольного периода. Анализ отчета имеет особое практическое значение для управленцев и заинтересованных пользователей. Результаты деятельности фирмы показывают уровень ее устойчивости, платежеспособности, окупаемости.
Приложения
В них содержатся пояснения к отчету и балансу. Целью приложений, таким образом, выступает раскрытие сведений, которые присутствуют в финансовых документах, предоставляемых для ознакомления заинтересованным пользователям. В пояснениях специалист, составляющий отчетность, приводит обоснования тех или иных отклонений от правил, указывает их причину.
В приложениях также отражаются финансовые последствия допущенного несоответствия нормам, регламентирующим формирование финансовой документации. В дополнениях к источникам информации могут присутствовать сведения, относящиеся непосредственно к хозяйственным операциям, выполненным предприятием.
В результате заинтересованные пользователи получают полные и достоверные данные о финансовом состоянии компании, источниках их поступления.
Заключение
Бухгалтерская отчетность должна соответствовать законодательным требованиям, положениям локальных актов, принятых в организации, если это необходимо, согласно политике. Документы, отражающие финансовое состояние фирмы, должны быть прозрачны и понятны пользователям.
Если от применения тех или иных норм при составлении отчетности специалистам пришлось отказаться, это нужно обосновать в приложениях. Показатели, представленные в документах, должны соответствовать фактическому положению дел.
В противном случае возможна ответственность за недостоверность сведений. ПБУ корреспондирует со многими нормативными актами, регламентирующими порядок формирования финансовой документации. В нормативном акте раскрыты далеко не все нюансы.
Поэтому ответственные за составление отчетности специалисты должны иметь оперативный доступ ко всем прочим правовым актам.
Источник: https://FB.ru/article/301408/buhgalterskaya-otchetnost-organizatsii-pbu-sostav-buhgalterskoy-otchetnosti-i-obschie-trebovaniya-k-ney
Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности
Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут – читайте в нашей статье.
Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.
, 30 онлайн-уроков: теория и практикаВсе организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.
Искажение бюджетной отчетности
Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:
- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
- формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)
Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм.
Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:
- не представлена бюджетная отчетность,
- представлена с нарушением сроков,
- отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
- представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.
Какая отчетность является недостоверной?
Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.
Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями.
Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.
Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:
- принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
- неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
- наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
- неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества
По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.
Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:
- принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
- несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
- несоблюдение порядка применения КБК
- неотражение в бюджетном учете обязательств
- неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
- несвоевременное отражение операций по начислению доходов
- неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
- непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
- отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
- неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию
На кого возлагается административная ответственность?
В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.
Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.
Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?
В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:
- организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
- возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
- в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
- должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,
то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.
Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера.
Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм.
Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1589