Какие последствия будет иметь факт регистрации по месту жительства?

Введение

Какие последствия будет иметь факт регистрации по месту жительства?

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПАСПОРТНО-ВИЗОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГУВД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЗОР

СУДЕБНОЙ И РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ

ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ СЛУЖБ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛОВ ВИЗ

И РЕГИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРУ

РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫНУЖДЕННЫХ

ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ, А ТАКЖЕ БЕЖЕНЦЕВ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

от 27 июля 2003 года

Московским областным судом совместно с Паспортно-визовым управлением ГУВД Московской области проведено обобщение судебной и регистрационной практики паспортно-визовых служб, а также отделов виз и регистрации области по применению законодательства, регулирующего порядок и процедуру регистрации по месту пребывания и по месту жительства граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, беженцев, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации, установления юридически значимых фактов для определения статуса гражданина РФ по вопросам, связанным с реализацией права на свободу передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

На изучение было представлено 404 дела, рассмотренные судами области в 2001-2002 годах.

Целью обобщения являлось выявление накопившихся проблемных вопросов, возникающих у судов и паспортно-визовых служб области при применении административного законодательства по ранее указанным вопросам.

В основном в обобщение включены дела, наиболее сложные и интересные с точки зрения формирования судебной практики.

1. Законодательство, регламентирующее вопросы регистрации

Вопросы регистрации граждан РФ, иностранных граждан в РФ, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев по месту пребывания и месту жительства, а также вопросы гражданства РФ регламентируются в первую очередь Конституцией Российской Федерации 1993 года, а также следующими законами и нормативными актами.

Федеральный закон РФ “О гражданстве в Российской Федерации” от 31.05.2002 N 62-ФЗ закрепил принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации.

Законом определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

При этом указано, что вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закон РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25.06.

1993 N 5242-1 установил механизм реализации конституционного права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Закон также определяет, что ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 ФЗ N 5242-1 содержатся основные понятия места пребывания и жительства.

Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В ст.

3 указано, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В ст.

6 Закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” указано, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.

2002 N 115-ФЗ определил правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также урегулировал отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В статье 2 Закона дано определение основным понятиям. В частности, указано, что:

– иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

– лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

– разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

– вид на жительство – это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

– законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Источник: //www.alppp.ru/law/bezopasnost-i-ohrana-pravoporjadka/66/obzor-sudebnoj-i-registracionnoj-praktiki-pasportno-vizovyh-sluzhb-a-takzhe-otdelov-viz-i-.html

Все о пенсиях

Какие последствия будет иметь факт регистрации по месту жительства?

 – При каких условиях назначается трудовая пенсия по старости?

– Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

– За сколько времени до наступления пенсионного возраста ПФР рекомендует жителям Калмыкии заранее обращаться за назначением пенсии?

– Ежегодно в Калмыкии на пенсию выходят примерно 6-7 тысяч человек. Как показывает практика, за назначением пенсии граждане обращаются уже по достижению пенсионного возраста.

При этом не всегда предоставляют необходимые требования.

Например, выясняется, что те или иные периоды трудового стажа неправильно внесены в трудовую книжку, отсутствуют печати и подписи, сведения о переименовании или реорганизации предприятия.

В связи с этим Отделение Пенсионного фонда по Республике Калмыкия рекомендует жителям региона обращаться за назначением трудовой пенсии не позднее 6 месяцев до предполагаемого наступления пенсионного возраста. Это позволит собрать все необходимые документы для ее назначения и получить полагающуюся выплату в срок.

Обратиться за назначением трудовой пенсии по старости имеют право мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа в 2014 году и не менее 6 лет – в 2015 году. Далее требования к стажу будут увеличиваться и в 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет.

Для заблаговременного назначения пенсии гражданину необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства и представить следующие документы:

– паспорт;

– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

– трудовую книжку;

– военный билет (для проходивших военную службу);

– справку о заработной плате за любые 60 месяцев работы подряд (5 лет) до 1 января 2000 года, в том случае если не подходит вариант заработка за 2000-2001 годы по сведениям, имеющимся в Пенсионном фонде;

– свидетельства о рождении детей;

Жителям РК, которые претендуют на досрочную пенсию в связи с работой в особых условиях труда можно обратиться в ПФР за 10 месяцев до наступления права на пенсию с тем же пакетом документов.

Сотрудники Пенсионного фонда проконсультируют о том, какие документы необходимо собрать дополнительно, а при необходимости для подтверждения стажа направят запрос в архивные учреждения, проверят правильность и полноту записей в трудовой книжке, наличие периодов льготной работы.

Заблаговременная подготовка документов для назначения пенсии помогает учесть все периоды трудовой биографии будущего пенсионера и получить полагающуюся выплату вовремя. Это также может положительно отразиться и на размере назначенной пенсии, т.к. каждый учтенный год стажа дает прибавку к пенсии.

 – В последние месяцы все говорят о какой-то новой пенсионной формуле: какой она будет? Кого она касается? И что она принесёт будущим пенсионерам?

– Сегодня размер трудовой пенсии по старости в первую очередь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования.

По действующей сегодня пенсионной формуле, введенной в действие с 1 января 2002 года, страховой (трудовой) стаж практически не имеет влияния на размер пенсии, для приобретения права на трудовую пенсию по старости требуется всего 5 лет страхового стажа.

Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости во многом не учитывает интересы самой экономически активной категории населения, тех, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь.

Условно-накопительный принцип расчета пенсий с ограничением базы обложения страховыми взносами приводит к тому, что трудовые пенсии граждан, имеющих небольшой стаж, часто равны пенсиям граждан, имеющих длительный страховой стаж.

Новый порядок формирования пенсионных прав позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате, ввести мотивационные механизмы по добровольному назначению пенсии в более позднем возрасте и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

Главное отличие новой пенсионной формулы от прежней (оно же и преимущество): пенсионный капитал граждан за каждый год будет записываться в так называемых баллах – индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии.

Учет пенсионных прав в баллах, а не в “живых” рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Очевидно, что один рубль в 2015 году по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 году.

Стоимость балла будет определяться федеральным законом и Правительством РФ ежегодно, и она будет ежегодно расти на уровень не ниже роста потребительских цен в предшествующем году.

То есть коэффициент следующего года никак не может быть ниже коэффициента предыдущего года, а только выше – поскольку учитываются инфляция и доходы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, по новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно.

За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет. Это другое преимущество.

Например, если гражданин обратится за назначением страховой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%.

Есть и еще одно преимущество: в новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж и оцениваются в большем объеме такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые “нестраховые” периоды присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

– Как и за что будут начисляться пенсионные коэффициенты?

– Каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с 1 января 2015 года будет оцениваться таким параметром, как годовой индивидуальный пенсионный коэффициент, он же балл.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 10% или 16% (зависит от выбора гражданина – формировать накопительную пенсию или нет) к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, которые уплачиваются работодателем по тарифу 16%. Полученный результат умножается на 10.

Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента. При равной зарплате он всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.

Максимальное годовое значение индивидуального пенсионного коэффициента учитывается в размере не свыше 10 – для застрахованных лиц, которые не формируют пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для лиц, которые доверяют накопительной системе и направляют 6% страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Кстати, при расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды (срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и другие).

Как я уже отмечала, по новой пенсионной формуле те граждане, которые приобрели право на страховую пенсию, но по достижении пенсионного возраста не обратились сразу за ее назначением, получат и так называемые “премиальные” баллы. “Премиальные” коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии.

– В каком порядке будут оцениваться так называемые «нестраховые периоды»?

– В страхо­вой стаж включаются периоды трудовой и иной деятельности гражданина, за которого начислены и уплачены работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд. Наличие страхового стажа подтверждает право граждан на страховую пенсию. В то же время существуют периоды, которые засчитываются в страховой стаж, несмотря на то, что человек не работал.

Это, как я уже сказала, так называемые “нестраховые” периоды.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж в первую очередь такие социально значимые периоды жизни человека, как, например, военная служба по призыву, нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или гражданином, достигшим возраста 80 лет.

За эти “нестраховые” периоды присваиваются особые баллы. Периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются: 1,8 балла за год ухода за первым ребенком, 3,6 балла за год ухода за вторым ребенком, 5,4 балла за год ухода за третьим и четвертым ребенком.

Кстати, мы видим, что продолжительность засчитываемого в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет увеличена до 6 лет в общей сложности (сейчас это 4,5 года).

При этом впервые оценка периода ухода за ребенком поставлена в зависимость от количества детей.

Таким образом, законодателем обращено дополнительное внимание на социальную роль материнства и воспитания детей, важность создания многодетной семьи для жизни нашего государства и общества. 

– Будут ли пересчитаны по новым правилам пенсии тем, кому уже были назначены, но кто имеет 40 лет трудового стажа?

– Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее.

Для нынешних пенсионеров и тех граждан, которым трудовая пенсия будет назначена до 1 января 2015 года, будет произведена конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – новый инструмент учета пенсионных прав гражданина.

Однако при переходе на новый порядок расчета размер пенсии не снизится.

– Моему отцу недавно исполнилось 80 лет, может ли мой сын, его внук, получать компенсационную выплату по уходу за дедушкой, если он является студентом?

– В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г.

№ 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет, устанавливается ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 рублей.

Источник: //www.pfrf.ru/branches/kalmikia/info/~voprosy/1330

Зарегистрироваться по месту жительства можно будет по интернету и без лишних справок

Какие последствия будет иметь факт регистрации по месту жительства?

Одним из пережитков советского наследия является прописка всех граждан по месту их проживания. В СССР человек, не имеющий прописки, фактически лишался всех гражданских прав и даже не мог устроится на работу.

С приходом независимости прописку в Украине юридически упразднили, но фактически она продолжает существовать, называясь уже регистрацией. Нынешняя система регистрации, конечно, не так строга, как в СССР, но у юристов и граждан она вызывает довольно много нареканий.

А с учетом того, что Украина все больше сближается с Европейским Союзом, пришло время адаптировать под европейские стандарты и законодательство о регистрации граждан.

Недавно Офис реформ административных услуг представил для общественного обсуждения проект нового Закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Документ существенно меняет не только порядок, но и сам принцип регистрации граждан. Законопроект еще не внесен в Верховную Раду, но уже вызвал широкий общественный резонанс и породил множество слухов.

Например поговаривают, что чиновники будут ходить по квартирам, когда захотят, и проверять, живут ли там незарегистрированные люди. Правда, чтобы развеять такие дикие слухи, достаточно внимательно почитать законопроект или задать вопросы его разработчикам.

«ФАКТЫ» обратились за разъяснениями к руководителю сектора политики и реинжиниринга Офиса реформ административных услуг Людмиле Рабчинской.

— Для чего вообще нужна регистрация места проживания граждан? Ведь во многих странах ее уже отменили.

— Первая цель регистрации — это иметь контакт государства с гражданами. Такой контакт необходим для обоих сторон в различных жизненных ситуациях, например при представлении услуг.

Вторая цель — иметь данные о проживании людей на определенной территории для распределения ресурсов, составления программ развития, планирования мероприятий на случай войны и чрезвычайных ситуаций.

К регистрации привязаны также избирательные права граждан.

В тех странах, где отменили регистрацию по месту проживания, существует учет граждан по другим основаниям.

— Какова будет процедура регистрации? Куда обращаться и какие документы для этого потребуются?

– Предусмотрено три способа обращения за регистрацией. Первый — когда человек или его представитель лично идет в орган регистрации, а если услуга предоставляется через центр предоставления административных услуг, то в такой центр. Второй способ — через интернет. А третий — по почте.

Никаких документов, кроме заявления (которое теперь будет называться декларацией), больше подавать не надо. В декларации будет достаточно сведений для регистрации лица.

И подтверждать эти сведения документами либо присутствием других лиц не потребуется. О регистрации тут же информируется собственник жилья и все граждане, которые там проживают.

Они имеют право сразу же опровергнуть регистрацию, если лицо по данному адресу не проживает.

— С какого момента человек считается зарегистрированным?

— Регистрация осуществляется в момент подачи декларации, а если декларация подана по почте, то сразу после ее получения. Такой короткий срок процедуры достигается благодаря тому, что никаких проверок, которые проводятся сейчас во время подачи документов, не будет, а информация из декларации напрямую вводится в Единую информационную систему.

— Будет ли информация о регистрации вноситься в паспорт? Где вообще она будет хранится и кто будет иметь к ней доступ?

— В паспорт информация вносится только по собственному желанию человека. Сведения о регистрации будут храниться точно также, как и сейчас, в реестрах территориальных общин.

Доступ к ним имеют органы, которым законом это разрешено (например, избирательные комиссии относительно места жительства кандидата в депутаты) или с письменного согласия лица.

Сведения передаются автоматически в другие созданные на законном основании реестры, где есть необходимость в информации о месте жительстве человека. И, конечно, собственник жилья имеет право получить сведения о людях, проживающих в его квартире.

— Как будут регистрироваться арендаторы жилья? Нужно ли для этого согласие владельцев квартиры или дома?

— Сегодня система действует так: зарегистрирован в доме, квартире — значит, имеешь право там проживать. Если имеешь право на жительство, то снять с регистрации можно только после утраты этого права. Поэтому-то сегодня так много проблем, связанных с действующей системой регистрации.

Новый механизм полностью отделяет регистрацию от прав на жительство или каких-то других прав, связанных с жильем. Цель регистрации совершенно другая и она четко выписана в законопроекте. Права проживания, собственности, аренды — это все регулируется договорами.

Если лицо заключило договор аренды и проживает в жилье, ему не надо никаких согласий арендодателя на регистрацию.

А арендодатель может не волноваться по поводу того, что после окончания договора и выезда из жилья лицо не снимется с регистрации — его снимет орган регистрации по заявлению арендодателя.

Хочу отметить, что по нормам Жилищного и Гражданского кодексов, согласие владельцев квартиры требуется человеку для проживания в ней, но не для регистрации. Главный принцип: живешь реально в жилье — имеешь право там зарегистрироваться. Регистрация не вселяет и не выселяет.

— Может ли владелец квартиры запретить или отменить регистрацию арендаторов и в каких случаях?

— Хозяин имеет право подать заявление, что лицо не проживает в этом жилье. Если проверка подтвердит данную информацию, орган регистрации снимет его с регистрации.

Если окажется, что человек там живет, то он имеет право зарегистрироваться по месту своего проживания. А как именно, на ком основании человек умудряется там обитать, не относится к вопросам регистрации.

Для этого есть правоохранители, суды.

— Как и в какие сроки будет проходить регистрация новорожденных детей? Где регистрируется ребенок, если мать и отец зарегистрированы в разных местах?

— Регистрирует ребенка один из родителей по адресу, по которому зарегистрирован он сам или другой родитель. На регистрацию места проживания новорожденного ребенка дается три месяца после дня регистрации его рождения. Если родители спорят о том, с кем из них зарегистрировать ребенка, то снова обращаем внимание, что лицо регистрируется там, где фактически проживает.

— А если ребенок периодически живет то у мамы, то у папы?

— В таком случае спор передается органу опеки и попечительства, который в интересах ребенка определит, где его зарегистрировать.

— Как быть, если родитель или опекун несовершеннолетнего регистрирует себя и ребенка на съемной квартире? Не возникнут ли потом проблемы при снятии детей с регистрации? Не будет ли это использоваться в различных теневых схемах? Ведь по Гражданскому кодексу выселить ребенка или снять с регистрации довольно сложно.

– Повторю: человек регистрируется там, где он живет. Регистрация не регулирует жилищные и имущественные отношения. Этот момент четко прописан в законопроекте.

Двуличие действующей системы регистрации заключается в том, что сегодня основанием для регистрации служит право проживания в жилье. Этот рудимент исторического наследия будет удален и уже ни в какие темные схемы факт регистрации не вплетешь.

— Кто и как будет проверять, действительно ли человек живет по месту регистрации? Каким образом лицу можно доказать факт проживания?

– Проводить проверки будет орган регистрации. Механизм очень простой.

Будет прислан опросник, где человеку нужно ответить на вопросы типа: «Имеете ли вы доступ в жилье, и если да, то можете ли продемонстрировать ключ и открыть дверь в это жилье?» или «Какие у вас отношения с лицами, которые также проживают в жилье: семейные, родственные, договорные, другие?», «Кто может подтвердить факт проживания: лица, живущие в этом жилье, соседи, ЖЭК?» Все признаки проживания можно найти в законопроекте. Их достаточно много, и человеку, который действительно проживает в жилье, легко будет это доказать.

Вокруг чего сейчас разворачивается полемика, так это вокруг возможности посещения органом регистрации лица по его зарегистрированному месту проживания. Отвечаю: подобное произойдет, только если проверяемое лицо само инициирует такое посещение, притом выберет две даты и определит часы посещения, в том числе в нерабочее время и в выходные.

— В каких случаях может проводится такая проверка? И проводится ли она при регистрации на новом месте жительства, например, при съеме квартиры?

– Основания для проверки четко прописаны в законопроекте. То есть она не будет проводиться, как пишут в прессе, на усмотрение органа регистрации, тотально и по отношению ко всем гражданам. Инициировать проверку может только собственник жилья или лицо, проживающее в нем. Соседи либо другие посторонние люди, как бы ни хотели, вызвать проверяющих не смогут.

Кроме того, проверку могут потребовать государственные органы, которые на законных основаниях безуспешно пытались найти человека по месту его регистрации.

А еще школа, в которой в первый класс записалось больше детей, чем она может принять (по закону, те кто живут в сфере обслуживания учебного заведения, имеют первоочередное право там учиться). Ведь сейчас «за гречку» собственник жилья может фиктивно прописать у себя хоть целый класс.

Следовательно реально живущие рядом со школой дети рискуют в нее не попасть, зато чада «хитроумных» родителей будут там учиться.

Также проверка может быть проведена при регистрации на новом месте жительства в третий раз за год. Или если в этой квартире уже зарегистрировано три семьи. Либо если собственник жилья заявил, что лицо зарегистрировалось фиктивно.

— И все же: дает ли регистрация по месту проживания, согласно новому законопроекту, какие-либо правовые основания претендовать на недвижимость или находящееся в ней имущество?

— Никаких.

— При регистрации нужно будет платить за какие-то операции?

— Платить придется только за регистрацию и за снятие с регистрации. Сумма платежа незначительная. Законопроектом предлагается установить ее в 0,0085 размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.

— Когда можно ожидать принятия законопроекта и вступления его в силу?

– Пока что законопроект опубликован только для обсуждения. По результатам обсуждения необходимо будет внести правки, потом снова опубликовать. Когда общественность признает, что законопроект готов для рассмотрения государственными органами, будем предлагать его правительству.

Стоит отметить, что в Министерстве экономического развития и торговли Украины подчеркнули, что обнародованный законопроект «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» не является правительственным — его разработал Офис реформы административных услуг. В то же время в ведомстве к нему относятся положительно и ожидают, что такой документ «упростит взаимодействие граждан с органами государственной власти».

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: //fakty.ua/266437-zaregistrirovatsya-po-mestu-zhitelstva-mozhno-budet-po-internetu-i-bez-lishnih-spravok

Последствия фиктивной регистрации по месту жительства – нюансы и судебная практика

Какие последствия будет иметь факт регистрации по месту жительства?

Предлагаем рассмотреть тему: “последствия фиктивной регистрации по месту жительства – нюансы и судебная практика” с ми профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в х или напрямую дежурному консультанту.

Граждан, которые только появляются в другом городе Российской Федерации, прежде всего, интересует вопрос о поиске места для поселения. При этом некоторые забывают о том, что следует позаботиться о постановке на регистрационный учет по месту жительства либо пребывания.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Часть приезжих решают проблему с помощью обращения по ярким объявлениям, которые расклеены по всей территории вокзалов. Они не понимают либо не хотят понимать, что подобные конторы занимаются незаконными операциями.

Полученная у них прописка будет фиктивной. Ничего хорошего для приезжего она не несет. Об этом свидетельствует множество случаев из судебной практики. Что же представляет собой фиктивная регистрация?

Регистрация по месту жительства называется фиктивной, если она была произведена следующим образом. Владелец жилья намеренно прописывает у себя постороннего человека, но не пускает его к себе жить. То есть гражданин получает отметку в паспорте, но не проживает по указанному адресу.

Поскольку для законодательства неважно знает человек о том, что совершает противоправное действие или не знает, ответственность за наличие фиктивной прописки он все равно будет нести в полной мере.

Приезжий, который обращается в одну из контор, занимающихся регистрацией и поселением, должен проверить легальность процедуры. Это в первую очередь важно для него.

Нет видео.

(кликните для воспроизведения).

Понятие о фиктивной регистрации раскрывается во 2 статье Закона №5242-1 РФ. Он был дополнен в 2013 году Законом №376-Ф3.

Человек, который заведомо предоставляет в соответствующие органы недостоверные документы либо сведения, должен осознавать свою вину. Прописка без намерения проживать по адресу означает, что человек имел цель не вселение в квартиру, а получение для себя выгоды в виде трудоустройства, получения кредита, оформления водительского удостоверения.

Собственник либо наниматель, который письменно подтвердил согласие на вселение и не предоставил свое жилье, осознавал свои действия.

Способы фиктивной регистрации:

Если факт фиктивной прописки выявлен, то гражданина снимают с учета по месту жительства. Решение об этом принимает орган регистрационного учета в порядке, который установлен исполнительной властью.

В случае если действия людей не содержат уголовно наказуемых действий, но были нарушены правила регистрации, закон предусматривает административную ответственность. Это предполагает наложение штрафа. Информация прописана в статье 19.15.2 КоАП.

Люди могут быть освобождены от ответственности, если будет представлена документальная информация о том, что собственник и человек с фиктивной регистрацией являются близкими родственниками. Супруги также попадают под эту норму.

Что говорит закон о регистрации по месту жительства в 2019 году — читайте в нашей статье.

Признать, что регистрация является фиктивной, можно только через суд. На практике доказать фиктивность прописки либо существование «резиновых квартир» очень сложно. Что представляют собой «резиновые квартиры»?

Представители миграционной службы в первую очередь обращают внимание на такие помещения. Из-за того что прописано в подобных квартирах больше людей, чем может проживать, их называют резиновыми.

Заявление о фиктивной регистрации чаще всего подают представители миграционной службы. Иногда это может быть участковый, который выявил в результате проверки, что в помещении зарегистрировано большее число людей, чем проживает на самом деле. В редких случаях инициаторами проверки могут стать бдительные жильцы дома.

Человек, который не хочет стать жертвой фиктивной регистрации, должен делать все в соответствии с законом. Не стоит обращаться в непроверенные конторы, работники которых обещают осуществить процедуру постановки на учет в течение дня.

В случае получения постоянной регистрации, в паспорт гражданина должны поставить штамп. При временной прописке гражданину дадут отдельный документ, на котором должен стоять штамп УФМС.

Ответственность и судебная практика касательно фиктивной регистрации по месту жительства

Нововведения относительно борьбы с фиктивной регистрацией по месту жительства предусматривают усиление старых и введение новых мер касательно ответственности за нарушения законодательства. Ответственность за правонарушения в сфере прописки, совершенные в столице и Санкт-Петербурге, караются более строго.

Ранее судебная практика касательно фиктивной регистрации по месту жительства предусматривала только административную ответственность.

С человека, который проживал без паспорта либо с фиктивной пропиской стягивали штраф, размер которого был 1,5-2,5 тысячи рублей.

Собственник жилья, который намеренно совершает преступление, раньше платил штраф в размере 2-2,5 тысяч рублей. Иначе дело обстоит в 2019 году.

В современном законодательстве появилась уголовная ответственность за фиктивную постановку на регистрационный учет по месту жительства. Судебная практика касательно фиктивной регистрации по месту жительства опирается на две статьи УК РФ.

Обе статьи предусматривают следующие виды наказания:

  • штраф 100-500 тысяч рублей либо размер любого вида дохода осужденного, который он имел в течение определенного периода (до 3-х лет);
  • принудительные работы на период до 3-х лет и лишение права пребывать на определенных должностях на период до 3-х лет;
  • лишение свободы на период до 3-х лет и лишение права пребывать на определенных должностях на период до 3-х лет.

Если человек совершил преступление по одной из двух статей, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Условием для этого будет содействие в раскрытии этого преступления. Расследовать подобные дела должны органы внутренних дел.

В судебной практике немало приговоров, связанных с фиктивной регистрацией. Один из них был вынесен в 2019 году. Уголовное дело было заведено в отношении граждан Х. и Г., которые ранее не были судимы. Граждан Х. обвинялся по статье 327, а гражданин Г. – по статьям 322.2 и 327.

Читайте так же:  Продаем квартиру по хорошей цене в короткий срок

Подсудимый Х. изготовил печать, чтобы делать поддельные документы. Он вступил в сговор с подсудимым Г., который должен был предоставлять Х. информацию об иностранных гражданах, которые желают приобрести подложные миграционные бумаги для дальнейшего их использования. Подсудимый Г. получал за свою информацию денежное вознаграждение.

Подсудимые полностью признали свою вину. По решению суда гражданин Х. был приговорен к 1 году ограничения свободы. Гражданин Г. был приговорен к 1 году ограничения свободы и штрафу в размере 20 тысяч рублей в доход государства.

Другой приговор 2019 года связан с делом гражданина З. Его обвинили в совершении преступлений по статьям 322.2 и 322.3. Являясь собственником жилой площади размером 42,4 квадратных метров, он фиктивно зарегистрировал на ней гражданку Республики Украина.

После этого он фиктивно прописал еще двух граждан Республики Украина, одного представителя Республики Молдова, одного гражданина Республики Армения. Все они не планировали использовать помещение для проживания и пребывания.

Как происходит смена регистрации места жительства через МФЦ — мы расскажем далее.

Источник: //mse69.ru/posledstviya-fiktivnoj-registratsii-po-mestu-zhitelstva-nyuansy-i-sudebnaya-praktika/

В украине можно будет зарегистрироваться по любому адресу без согласия владельца жилья: как это..

Какие последствия будет иметь факт регистрации по месту жительства?

Все мы давно привыкли, что получить определенные административные услуги, документы или справки можно только по месту прописки. Хотя юридически советский институт прописки в Украине был отменен и теперь это называется регистрацией граждан, суть его во многом осталась прежней.

Поэтому еще весной нынешнего года Офис поддержки административных реформ начал разрабатывать законопроект, упраздняющий прописку и внедряющий современную систему регистрации граждан.

На днях этот законопроект «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» был зарегистрирован в Верховной Раде Украины и в ближайшее время может быть вынесен на рассмотрение депутатов. Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 января 2021 года.

«Сейчас все еще действует советская система контроля. Орган регистрации никому не верит и только после долгих проверок выносит свой вердикт — регистрировать человека или нет.

Наша реформа предусматривает декларативный принцип: человек просто сообщает о месте своего проживания и прилагает только заявление.

Система базируется на доверии и похожа на американскую», — заявил один из авторов законопроекта народный депутат Украины Сергей Березенко.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующий механизм учета населения в Украине приводит к накоплению в реестрах территориальных общин информации о месте проживания, которая на 30%, а в отношении детей — до 63% не соответствует действительности.

Граждане предпочитают проживание без регистрации или регистрируются не по месту жительства.

При этом около полутора миллионов внутренне перемещенных лиц вообще находятся вне учета реестров территориальных общин, что, в свою очередь, приводит к нарушению их избирательных прав.

Зарегистрироваться в квартире можно будет через интернет

Чтобы разобраться, какие новшества в регистрации граждан предлагает новый законопроект, «ФАКТЫ» обратились к одному из его разработчиков — руководителю сектора политики и реинжиниринга Офиса реформ административных услуг Людмиле Рабчинской.

— Что изменится в процедуре регистрации? Куда обращаться и какие документы для этого потребуются? Какие есть способы регистрации?

— Сначала напомню, что сейчас для этой процедуры нужно прийти в орган регистрации или центр предоставления административных услуг (ЦПАУ), причем вместе с владельцем жилья, если у человека, желающего зарегистрироваться, нет документа на право проживания.

А в случае принятия разработанного нами законопроекта будет три способа оформления регистрации. Первый — это, как и сейчас, прийти в орган регистрации или ЦПАУ. Второй — подать заявление на специальном сайте в режиме онлайн. И третий — отправить заявление о регистрации почтой. Хочу отметить, что никаких других документов не надо, подается только заявление.

— Если, кроме заявления, никаких других документов не нужно, то как сотрудник, оформляющий регистрацию, проверит, что заявление подаю именно я? А если кто-то захочет вдруг подать от моего имени заявление о регистрации меня в Полтаве, несмотря на то, что я живу в Киеве. Такое возможно?

— Если заявитель регистрируется путем посещения органа регистрации или ЦПАУ, то он предъявляет паспорт. Если заявителя регистрирует его представитель, то последний предъявляет доверенность и свой паспорт.

Если же регистрация проходит в режиме онлайн, то человек использует свою электронную подпись, которая его идентифицирует. Если заявление отправляется почтой, подпись заявителя подтверждает нотариус.

Эта система уже хорошо отработана на других услугах.

— Действительно ли любой человек может подать заявление на регистрацию в определенной квартире без согласия ее собственника?

— Регистрируются не в квартире, а по адресу квартиры. Согласие ее собственника для регистрации не нужно. Живешь — регистрируйся. Владелец дает согласие на проживание. Это другие правовые отношения и регистрации не касаются. Регистрация будет служить для учета населения, как сейчас это происходит в других странах, а не для решения имущественных и жилищных прав.

— Как быть, если владелец жилья против регистрации постороннего человека или даже родственника? Сможет ли он оспорить факт регистрации и в каком порядке?

— Если посторонний человек или родственник живет в его квартире, то запретить ему зарегистрироваться собственник не вправе. Но оспорить факт регистрации сможет в случае, если указанные лица зарегистрировались, но не проживают в квартире.

Ведь сейчас почему собственники против регистрации других людей? Потому что действующая прописка, которая только называется регистрацией, связана с правом на проживание. Сегодня владелец дает согласие на регистрацию и оно приравнивается к предоставлению права на проживание в квартире. То есть лицо, которому дано такое согласие, можно выселить только через суд.

А в случае принятия закона все будет по-другому.

В частности, эксперты информационно-правового портала «Украинское право» проанализировали наш законопроект и пришли к выводу, что если его примут, то, очевидно, права владельцев недвижимости станут более защищенными и расширенными, поскольку во внесудебном порядке можно будет достаточно легко снять с регистрации лицо, которое уже не проживает в квартире либо зарегистрировалось в квартире ошибочно или фиктивно.

Штамп в паспорте о прописке ставить не будут

— То есть получается, что по новому закону собственник может снять с регистрации любого человека, не являющегося владельцем, в том числе несовершеннолетнего? Как же тогда ограничения на такие действия, предусмотренные Гражданским кодексом и рядом других нормативных актов? С другой стороны, не получится ли, что арендатор зарегистрирует себя и своего ребенка, а хозяин потом не сможет снять несовершеннолетнего с регистрации самостоятельно, поскольку это противоречит закону?

— Если ребенок не живет в квартире, в которой зарегистрирован, то собственник через орган регистрации снимает его с регистрации. Существующие ограничения связаны не с регистрацией, а с проживанием.

То есть если ребенок действительно проживает по адресу регистрации, то снять с регистрации невозможно. Сначала, точно так же, как и сейчас, нужно выселить ребенка через суд. Однако вопрос выселения и вселения абсолютно не связан с регистрацией.

Тут каждый владелец самостоятельно решает, кого приглашать пожить в свою квартиру.

— Если собственник может оспорить регистрацию лица, не проживающего в квартире, то как вообще можно будет доказать или опровергнуть факт проживания зарегистрированного человека в квартире? Ведь каждый будет говорить свое. И вообще, что значит юридически «проживает в квартире»? Если там есть какие-то вещи человека и он иногда заходит, то проживает или нет? Мне кажется, могут возникнуть коллизии из-за некой неопределенности.

— Гражданский кодекс дал человеку право иметь несколько мест проживания. Действующий Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине» и наш законопроект предусматривают регистрацию только одного места проживания.

Причем законопроект определяет процедуру подтверждения места проживания, в частности, заполнение опросника, который даст ответ, какое отношение к квартире и какую связь с ее владельцем и проживающими в ней имеет зарегистрированный, что он там действительно живет, а не приехал к другу погостить на недельку. Опросник также определит документы, которыми можно подтвердить проживание. Например, документ (расписка), удостоверяющий передачу денег арендодателю за проживание в квартире.

Правилами регистрации места проживания, а также методикой оценки собранных подтверждающих данных, принятие которых предусмотрено законопроектом, будут детально расписаны признаки проживания и то, чем их подтверждать. Когда человек будет регистрироваться, его ознакомят с этими признаками. Таким образом, прежде чем зарегистрироваться, он должен подумать, как в случае чего подтвердит свое местожительства.

— Будет ли ставится пометка о регистрации в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность?

— Если человек захочет, то ему обязаны занести сведения о регистрации в паспорт. Но такая отметка не обязательна, — отметила Людмила Рабчинская.

О том, как будет проводиться регистрация людей, проживающих в общежитиях, в арендованных квартирах или вовсе не имеющих постоянного места жительства, «ФАКТЫ» расскажут в следующей статье. Также вы узнаете, возможны ли махинации с регистрацией, например, при проведении выборов, и какую ответственность будут нести люди, нарушающие порядок регистрации.

Кстати, при аренде жилья очень важно не только правильно выбрать квартиру, но и грамотно оформить договорные отношения с ее хозяином. Да и арендатора договор с квартирантами может защитить от лишних расходов и рисков.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: //fakty.ua/286315-v-ukraine-mozhno-budet-zaregistrirovatsya-po-lyubomu-adresu-bez-soglasiya-vladelca-zhilya-kak-eto-ponimat

Абсолютное право
Добавить комментарий