Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Судебные споры в строительстве: обзор практики

Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Первое дело – об отказе ввода объекта недвижимости в эксплуатацию за непредоставление документов.

В чем суть дела?

Администрация муниципального образования выдала коммерческой организации разрешение на реконструкцию нежилого здания под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске.

Позднее разрешение было перерегистрировано из-за корректировки площади и этажности объекта. Разрешение на строительство несколько раз продлевалось.

После этого Администрация выдала разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении 1-й очереди строительства указанного выше многоквартирного дома.

В связи с изменениями параметров строительства и увеличения этажности объекта организация получила заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Затем администрация выдала новое разрешение на строительство 4-этажного жилого дома.

Организация-застройщик уведомила Инспекцию регионального государственного строительного надзора Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о выдаче скорректированного разрешения на строительство, предоставив пакет документов, предусмотренный частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, а также уведомление о начале реконструкции в соответствии с выданным разрешением на строительство.

Инспекция, ознакомившись с документами, проверила объект и установила, что работы на объекте идут по плану. Но инспекция отметила, что извещение о начале реконструкции представлено с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.

Поэтому было принято решение отказать в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации с указанием того, что осуществление государственного строительного надзора невозможно в связи с фактическим окончанием основных работ по строительству.

Организация обратилась в суд, чтобы оспорить решение инспекции. Суд удовлетворил, правда не в полном объеме, иск организации.

Застройщик завершил строительство объекта. Обратившись в Администрацию за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, организация столкнулась с отказом в этом.

Основанием для отказа стало то, что застройщику было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине отсутствия документов, поименованных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.

Чиновники сочли, что выданное Министерством строительства заключение не является документом, указанным в пункте 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, так как подтверждает соответствие установленным требованиям только части строительных работ, выполненных на объекте, а не объекта в целом. Застройщик обратился в арбитраж.

Что решил суд?

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.06.

2015 N 13АП-10717/2015 по делу N А26-7717/2014 решил, что администрация муниципального образования вправе не выдать разрешение на ввод построенного объекта недвижимости в эксплуатацию, если застройщик не сможет предоставить документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства нормативным требованиям и проектной документации.
Эти документы должны подписать представители организации, осуществляющей государственный строительный надзор. Их отсутствие нарушает нормы статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и влечет отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию.

Второе дело – о своевременности оспаривания решения о согласовании генерального плана торгово-развлекательного комплекса

В чем суть дела?

Гражданин обратился в суд с заявлением о признании решение Главного архитектора Санкт-Петербурга о согласовании генерального плана многофункционального торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой, планируемого к строительству в черте города, незаконным.

Гражданин указал, что при разработке и утверждении генерального плана ТРК не был соблюден норматив озеленения земельного участка (ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»), который должен составлять не менее 15% от площади застраиваемого земельного участка.

Первая инстанция отказалась удовлетворять иск гражданина, указав, что он пропустил срок, в течение которого был вправе обратиться в суд (часть 1 ст. 256 ГПК РФ).

Что решил суд?

Источник: //ceur.ru/news/item196800/

Запрещено, что не разрешено

Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Без разрешения начинать стройку нельзя

Согласно основным требованиям градостроительного законодательства выполнение работ, требующих наличия разрешения на строительство, допускается только после получения подобного разрешения.

Между тем нередко участники строительства действуют по принципу “главное ввязаться в драку, а потом посмотрим” и обращаются за разрешением уже в ходе строительства.

Однако теперь такой подход может иметь для застройщика серьезные последствия.

Ранее судебная практика допускала возможность получения и разрешения на строительство post factum, хотя единого мнения и не существовало. Такая позиция основывалась на том, что в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, среди которых:

– отсутствие необходимых документов, предусмотренных для выдачи разрешения;

– несоответствие представленных для выдачи разрешения на строительство документов требованиям градостроительного плана земельного участка или – в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, как выполнение работ до получения разрешения, действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с внесением в 2015 году изменений в ст. 222 ГК РФ, ужесточивших требования к самовольному строительству, направление судебной практики изменилось. Однозначно по данному вопросу высказался ВС РФ в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 16.06.

2015 по делу № А07-7616/2014. По данному делу высшая судебная инстанция посчитала правомерным отказ в выдаче разрешения на строительство по тому основанию, что строительство фактически уже было начато в отсутствие разрешения.

Приведенная позиция высшей судебной инстанции, по сути, положила конец спорам относительно того, может ли разрешение на строительство быть получено уже на этапе строительства объекта или после его завершения.

И хотя законодательного закрепления данная позиция пока не нашла, последующая практика уже формируется с ее учетом.

Чем грозит несвоевременное обращение?

С учетом сформировавшейся позиции правоприменительной практики начало работ до получения разрешения грозит признанием объекта строительства самовольной постройкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке за правообладателем земельного участка, на котором постройка возведена, в соответствии со ст.

222 ГК РФ, в частности, при условии, что постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах.

При этом по сложившейся практике заявителю необходимо доказать, что до обращения в суд он предпринимал меры для получения разрешения1.

Ранее существовавшая судебная практика проверяла, как правило, наличие факта обращения заявителем за получением разрешения на строительство.

При этом зачастую не имело принципиального значения, обращался ли заявитель за получением разрешительной документации до начала строительства, в ходе строительства или даже после окончания стройки.

Однако с учетом общей тенденции к ужесточению требований к самовольным постройкам формирующаяся в последнее время судебная практика изменила подход к оценке данного вопроса.

Так, теперь в удовлетворении требования о признании права собственности на самовольную постройку может быть отказано и в том случае, если заявитель предпринял меры к получению разрешения на строительство уже после начала работ, имея при этом возможность обратиться за получением разрешения на строительство заблаговременно2.

Неполучение разрешения на строительство до начала работ может повлечь невозможность легализовать возведенный объект и, как следствие, риски привлечения застройщика (заказчика по договору строительного подряда) и подрядчиков3, их должностных лиц к административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, а также риски предъявления требований о сносе самовольной постройки и возмещении убытков.

Таким образом, цена вопроса велика. Участникам строительства рекомендуется проверять на стадии заключения договоров наличие необходимого разрешения на строительства либо предусматривать в соглашении порядок распределения рисков в случаях, если разрешение не сможет быть получено и т. п. (вопросы прекращения действия разрешения на строительство в настоящей статье не рассматриваются).

Изменить или оформить заново?

Вопрос, в каких случаях необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а в каких случаях требуется получение нового разрешения, по-прежнему остается дискуссионным.

Проблема связана с тем, что предусмотренные в ст. 51 ГрК РФ основания для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими. Так, согласно положениям, содержащимся в ч. 21.5–21.7, 21.9 ст.

51 ГрК РФ, основаниями для внесения изменений в разрешение на строительство являются переход прав на земельный участок, раздел либо объединение земельных участков, а также переоформление лицензии на пользование недрами).

Вместе с тем зачастую необходимость внесения изменений в разрешение возникает в связи с корректировкой проектной документации, на основании которой было выдано разрешение на строительство.

При этом в действующем законодательстве вопрос о возможности внесения изменений в разрешение на строительство в подобных случаях однозначно не урегулирован. Некоторую определенность в данный вопрос внес Постановление Президиума ВС РФ от 11.11.

2015 № 301-ПЭК15 по делу № А65-4542/2014, в котором высшая судебная инстанция указала, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменения в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.

Такой подход был сформирован с учетом положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ, согласно которым допускается отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства такого объекта.

Высшей судебной инстанцией было разъяснено: из положений ч. 7 ст. 52 ГрК РФ следует, что причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными, обусловлены необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта.

Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, по мнению суда, в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения. Так, в рассматриваемом деле суд посчитал правомерным отказ в переоформлении разрешений на строительство, поскольку изменения, которые заявитель просил внести в выданные ему разрешения на строительство, были вызваны намерением названного лица увеличить этажность и количество секций жилых домов.

Безусловно, указанная выше позиция приведена с учетом обстоятельств конкретного дела и в отсутствие четкой правовой регламентации на данный момент не снимает все спорные моменты, которые возникают на практике при необходимости переоформления разрешений на строительство. Не исключено, что сформированный подход, который в настоящее время создал определенные ориентиры для участников строительства, по итогам анализа правоприменительной практики найдет и законодательное закрепление.

Достаточно остро стоит вопрос необходимости продления срока действия разрешения на строительство в свете текущей экономической ситуации, когда девелоперы в некоторых случаях вынуждены замораживать реализацию проекта. В частности, согласно ч. 20 ст.

51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения, при этом в продлении разрешения на строительство должно быть отказано, если строительство не начато до истечения срока подачи такого заявления.

В настоящее время обсуждается законопроект, предусматривающий отмену требования о необходимости обращения за продлением разрешения на строительство не менее чем за 60 дней до истечения срока его действия (проект закона: //regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=41616).

С учетом установленных законом требований и сформировавшейся правоприменительной практики возможность внести изменения в разрешительную документацию существенно ограниченна.

Очевидно, что указанная позиция направлена на обеспечение стабильности и стимулирование участников строительства к тщательному продумываю бизнес-концепции строительства на стадии проектирования и получения необходимых разрешений.

Однако если корректировки, которые застройщик планирует внести, не влекут нарушений обязательных требований в области строительства и нарушений прав и законных интересов третьих лиц, то наличие гибкой процедуры, позволяющей оперативно применить принятые решения, могло бы оказаться полезным для бизнеса.

Последние изменения и тенденции

В июле 2016 года Президент России подписал Федеральный закон от 03.07.2016 № 370-ФЗ, которым, в частности, внесены изменения в ст. 51 ГрК РФ, направленные на повышение эффективности процедуры выдачи разрешений на строительство.

Согласно указанным изменениям ряд документов, которые требуются для выдачи разрешения на строительство, которые застройщик не представил самостоятельно, могут быть запрошены уполномоченными органами в порядке межведомственного взаимодействия, при этом установлен трехдневный срок для представления документов по межведомственному запросу.

Неполучение или несвоевременное получение таких документов, запрошенных в порядке межведомственного взаимодействия, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Данные изменения, безусловно, носят позитивный характер для участников строительства, поскольку направлены на оптимизацию процедуры выдачи разрешения на строительство и способствуют недопущению отказов в выдаче разрешений по формальным основаниям.

Тенденция законодателя и правоприменительной практики, направленная на ужесточение требований к самовольному строительству, конечно, оправданна. Существовавшая до недавнего времени практика, по сути, позволяла строить в обход предусмотренных законом процедур, направленных на обеспечение безопасности строительства.

Между тем, помимо превентивных мер, не менее важно, чтобы правовое регулирование предоставляло участникам строительства достаточно гибкие механизмы для внесения изменений в ранее выданные разрешения, в случае если такие изменения не влекут нарушений установленных законом требований, а также прав и законных интересов третьих лиц.

1. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденный Президиумом ВС РФ 19.03.2014.

Источник: //www.vegaslex.ru/analytics/publications/forbidden_that_is_not_allowed/

Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство

Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Сегодня актуален вопрос ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС) без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.

Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование и кто является субъектом данного нарушения.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 ст. 9.5.

КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.

Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?

Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.

В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.

2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.

5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Таким образом, Генподрядчик, осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.

Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства не позднее чем за семь рабочих дней должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В связи с этим органы государственного надзора не смогут игнорировать, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство. Тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.

В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.

Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.

На практике положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.

Конечно, каждый определяет для себя, выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять, исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна: выполнять работы без разрешения недопустимо.

Поэтому до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.

Источник: //irbiscompany.ru/blog/riski-vedeniya-stroitelnyx-rabot-bez-razresheniya-na-stroitelstvo/

Признание разрешения на строительство недействительным после окончания строительства многоквартирного дома

Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Представим ситуацию. В июне 2012 г. орган местного самоуправления выдает застройщику разрешение на строительство 16-этажного многоквартирного дома, однако в марте 2016 г. арбитражный суд признает данное разрешение недействительным. Многоквартирный дом был окончен строительством в 2015 г.

Разумно ли, на ваш взгляд, такое оспаривание (безотносительно к конкретному делу)?

При этом позвольте обратить ваше внимание на определенные нюансы.

1. Право уполномоченного органа на отказ

Строго по закону уполномоченный орган весьма ограничен при получении заявления о выдаче разрешения на строительство: есть 10 дней на проверку лишь самого факта наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения, и проверку соответствия ГПЗУ/ППТ и ПМТ (ч. 11 ст. 51 ГрадК РФ).

Отмечу лишь, что Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в 2015 г. «дополнила» полномочия: по сути, указала на право проверять наличие на земельном участке уже существующего/строящегося объекта (Определение ВС РФ от 16 июня 2015 г. N 309-КГ15-209).

Хотя, кстати, иная коллегия ВС РФ чуть ранее сформулировала (Определение ВС РФ от 13 мая 2015 г. N 25-КГ15-2) правовую позицию более близкую к тексту закона:

«Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса), либо их несоответствии требованиям закона.

По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по реконструкции здания к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено».

В общем, с точки зрения действующего закона было бы некорректно говорить о широкой дискреции уполномоченного органа на принятие решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Да и «право передумать» суды, как правило, за уполномоченным органом не признают.

К примеру, Постановление АС МО от 23 декабря 2014 г. по делу N А41-23622/14:

«полномочия администрации относительно разрешения на строительство ограничены положениями данного Кодекса, которым возможность отмены ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена.

Таким образом, нормы части 4 статьи 7 и статьи 48 Федерального закона от 06.10.

2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” при рассмотрении настоящего дела применению не подлежат».

2. Градостроительные тонкости

Для застройщика очень важно правильно определить соотношение границ земли, для которых установлены те или иные ограничения в ее использовании, с границами проектируемого объекта капитального строительства.

Данные обстоятельства являются и предметом проверки для уполномоченного органа (п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрадК РФ).

Но следует отметить, что разнообразных границ/ограничений очень много, и с упорядоченностью и явственностью соответствующей информации существуют проблемы.

Помимо отнесения земельного участка к определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, нельзя забывать о широком спектре разнообразных границ с еще более широким спектром разнообразных ограничений, в том числе:

– границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;

– границы зон охраны объекта культурного наследия;

– границы охранных зон особо охраняемых природных территорий;

– границы водоохранных зон;

– границы зон санитарной охраны;

– границы санитарно-защитных зон.

Существуют и другие, но смысл обсуждения не в том, чтобы все такие границы перечислить.

Наличие некоторых границ очевидно и при визуальном осмотре земельного участка и окружающей его местности. Однако о множестве иных ограничений узнать гораздо сложнее, и сведения о границах могут также отсутствовать в ГКН.

«Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемой природной территории не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах» (Определение ВС РФ от 19 февраля 2015 г. N 305-КГ14-4322).

О некоторых и сам уполномоченный орган может не знать или забыть.

Например, дело «Митино спорт сити» (Определение ВС РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820). Утвердили ГПЗУ, выдали разрешение на строительство…

а потом вспомнили, что забыли об объекте культурного наследия регионального значения, и всё отменили.

Однако даже в этом деле ВС РФ указал: «судебная коллегия при рассмотрении дела также принимает во внимание, что из материалов дела не усматривается обстоятельств … о начале его строительства».

Иногда забывают и о требованиях специального характера: «В соответствии со статьей 25 Закона о недрах застройка площадей полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Изложенные требования носят специальный характер по отношению к положениям Гражданского кодекса и в силу действующего в российском законодательстве и правоприменительной практике принципа имеют приоритет перед общими нормами и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при выдаче разрешений на строительство объектов в границах площади залегания полезных ископаемых. Аналогичная правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.07.2009 N 1034/09» (Постановление АС СКО от 15 февраля 2016 г. по делу N А63-12859/2014).

3. Сомнительная экзотика или необходимый инструмент контроля за законностью строительства?

Теперь вернусь к вопросу: разумно ли, на ваш взгляд, признание разрешения на строительство недействительным после окончания строительства многоквартирного дома?

Можно разделить на подвопросы. Разумно ли:

а) в случае, если уполномоченный орган знал о незаконности выдачи разрешения на строительство;

и

б) в случае, если уполномоченный орган не знал о незаконности выдачи разрешения на строительство.

Относительно «должен был знать» – это уже больше уйдет в спор о том, что, вроде как, должен, и как обстоят с этим дела в действительности. Поэтому лучше ограничиться предположениями знал/не знал.

Источник: //zakon.ru/Discussions/priznanie_razresheniya_na_stroitelstvo_nedejstvitelnym_posle_okonchaniya_stroitelstva_mnogokvartirno/44118

Отмена разрешения на строительство в процессе возведения объекта

Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Помощь в легализации самовольных построек и защите их от сноса: от коттеджей до торговых центров

Ситуация: с вопросом о последствиях отмены разрешения на строительство в VERDICTO обратился один из наших постоянных Клиентов. Выданное в установленном порядке разрешение на строительство, было отменено в результате прокурорской проверки.

В предписании прокуратуры, адресованной Администрации района Московской области, было указано, что здание возводится с нарушением строительных норм. Следовательно, разрешение следует «отозвать».

Администрация, исполняя предписание городской прокуратуры, отменила разрешение на строительство и уже была готова обратиться в суд с иском о сносе объекта. Но клиент обратился к нам.

Вопрос: Что делать, если администрация района отменила разрешение на строительство?

Ответ: Главное правило – приостановить строительство объекта. Обжаловать решение об отмене разрешения на строительство в суде (срок 3 месяца).

Обоснование ответа: Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство является документом, удостоверяющим право застройщика осуществлять создание или реконструкцию недвижимости, а также подтверждает соответствие проекта требованиям градостроительного плана земельного участка (Далее – ГПЗУ). Как мы уже указывали ранее в других справочных статьях, размещенных на сайте Verdicto, осуществление строительства без разрешения ведет к признанию постройки самовольной.

Все же иногда разрешение на строительство отменяют, когда стройка уже идет полным ходом. Такие ситуации, к сожалению, возникают не редко.

Орган, выдавший разрешение на строительство, может отменить его по результатам осуществления муниципального надзора, руководствуясь представлением прокуратуры, или на основании акта проверки Госстройнадзора, которым установлены нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

Так произошло в случае с ООО «Атон»: разрешение на строительство было отменено по результатам проверки Инспекции Тульской области по государственному строительному надзору (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 г. по делу № А68-3435/13).

Впоследствии решение Администрации города Тулы было отменено, но это потребовало от ООО «Атон» обращения в арбитражный суд (см. дело № А68-2908/2013).

В случае отмены разрешения на строительство (реконструкцию) продолжать ведение строительных работ категорически запрещается! Это повлечет за собой признание возведенного или реконструированного объекта самовольной постройкой.

Такая правовая позиция отражена в   Апелляционном определении Смоленского областного суда от 10.02.2015 г. по делу № 33-455/2015.

В частности, в определении сказано следующее: «…суд исходил из того, что возведенное истцом верхнее строение магазина “Российский продукт” является самовольной постройкой, поскольку истец продолжал строительные работы, когда разрешение на строительство было отменено…».

Отмена разрешения не означает, что уже построенный объект является самовольным. Аналогичного мнения придерживался Высший арбитражный суд Российской Федерации, вынося Определение от 17.11.2010 № ВАС-12369/10 по делу № А51-5040/2009. Коллегия судей в составе председательствующего судьи Борисовой Е.Е., судей Куликовой В.

Б., Медведевой А.М. указали, что «…последующая отмена разрешения на строительство объекта капитального строительства в административном порядкесамо по себе не влечет за собой признание недвижимого имущества, возведенного в соответствии с таким разрешением, самовольной постройкой…».

Такая правовая позиция получила свое развитие и в пункте 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 г. № 143.

Однако Президиум указал, что постройка, разрешение на строительство (реконструкцию) которой было отменено, не будет признана самовольной только в случае, когда отсутствуют иные основания для признания ее таковой (см. ст. 222 ГК РФ).

Что же делать застройщику?

Алгоритм действий зависит от конкретных обстоятельств дела. Однако, оценивая обстановку, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. На законных ли основаниях оно было отменено;
  2. Допущены ли при строительстве нарушения строительных норм и правил.

Если выяснится, что отмена разрешения на строительство произошла с нарушением закона, необходимо обжаловать такое решение в суде. Решение суда, вынесенное в пользу застройщика, будет основанием для продолжения строительства. Срок на обжалование действий органов государственной власти – 3 месяца.

Если же решение было вынесено на законных основаниях, все зависит от степени готовности объекта и наличия нарушений, допущенных при строительстве.

Собственник может зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства в Росреестре.

А в случаях, когда для регистрации нет необходимого комплекта документов или имеются иные препятствия, необходимо признавать право собственности на объект в судебном порядке.

Для выбора способа защиты своего права необходима грамотная консультация юриста и тщательная подготовка к суду. Только деликатное и щепетильное отношение к делу поможет исправить ситуацию. Напротив, поверхностный подход только навредит.

Источник: //verdicto.ru/biblioteka/samovolnoe-stroitelstvo/otmena-razreshenija-na-stroitelstvo-v-procese-vozvedenija-obekta--posledstvija.html

Отзыв разрешения на строительство основания – Юридические консультации

Какие последствия отзыва разрешения на строительство?

Сообщение отредактировал VeterR: 17 Август 2007 — 13:55 Суть: чтобы отменить (признать утратившим силу) ранее изданный документ необходимо доказать что он вынесен/издан в нарушение закона. Т.е.

не нужно доказывать законность или незаконность не документа отменившего ранее изданное, а необходимо рассомтреть законность ранее изданного — если оно законно и непорочно, то последующая его отмена незаконна.

недели. Т.к. наш участок находится в Щелковском ра-не перво-наперво мы пошли в Архитектуру.

Там нас отправили в местный сельсовет и уже в сельсовете, оплатили 200 руб-какую-то пошлину нам дали список необходимых документов, предоставив которые, нам дадут разрешение на строительство.

Сначала вызвали геодезистов, они очень быстро за неделю сделали план (вот не помню, как в точности называется) — стоимость 9000 руб.

Более того на территории Московской области вопросы жилой застройки и связанных с ней разрешений администрации муниципальных районов согласуют на Градостроительном совете Московской области под председательством губернатора».

«Страхование гражданской ответственности застройщика гарантирует гражданам-соинвесторам строительства возврат денежных средств в случае если сроки объект превратиться в долгострой, — отметила министр строительного комплекса Московской области Марина Оглоблина.

Для получения разрешения на индивидуальное строительство подается следующий пакет документов:документы, подтверждающие право собственности на земельный участок,градостроительный план участка,схема планировочной организации земельного участка, на которой должно быть обозначено место размещения объекта,

заявление.

Для получения градостроительного плана земельного участка вам необходимо предоставить:технические условия для присоединения к электрическим сетям,документы, подтверждающие право собственности на земельный участок,кадастровый паспорт земельного участка,

заявление.

Разрешение на строительство индивидуального дома действительно в течение 10 лет.

Строительство дома ИЖС высотой не более трех этажей и предназначенного для проживания одной семьи, может вестись без предварительного согласования проектной документации.

По завершению строительства дома необходимо оформить право собственности в УФРС.

Для этого требуется предоставить разрешение на строительство жилого дома, кадастровый паспорт БТИ, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о собственности на земельный участок.

Константин. добрый день! Со строительством дома сталкиваюсь впервые, неужели и правда необходимо собирать такой объём документации?!

В мае прошлого года знакомый строил дом, ничего не согласовывал- «моя земля, строю что хочу»))) Могут ли возникнуть затруднения с оформлением (БТИ и прочее) если отстроиться «без бумажек»? Не хочется терять массу времени)))

Добрый день.

Мне на праве собственности принадлежит нежилое помещение.

В местной администрации получено разрешение на реконструкцию: перенос входов. Для получения разрешения собирались 100% подписей жильцов, разрешающих реконструкцию.

После начала строительных работ старшая по дому провела общее собрание, после которого все жители резко стали против. С протоколом этого собрания она обратилась в администрацию, и администрация отозвала разрешение. Причина в отзыве разрешения не указана.

Вопрос что нам теперь делать? Входы наполовину построены. Могут ли их снести? Как их вводить в эксплуатацию?

Полагаю, имеется возможность обжаловать акт администрации в суде.

Если Вами действительно в установленном законом порядке были получены все разрешения,- поменявшаяся позиция собственников не должна препятствовать Вашей деятельности, на которую ранее было получено легальное разрешение.

Земля под ИЖС, находится в > собственности. Дом был построен без разрешения на > строительство. В настоящее время хочу оформить как > жилой дом для проживания одной семьи, получить > адрес.

Нужно ли подавать документы на получение > разрешения, получить отказ и уже через суд > признавать право собственности? Будет ли штраф, > когда гос.органы выявят факт постройки? И если дом > капитальный с коммуникациями, в какой момент > вызывать БТИ для ввода в эксплуатацию?

Признание разрешения на строительство недействительным после окончания строительства многоквартирного дома

«полномочия администрации относительно разрешения на строительство ограничены положениями данного Кодекса, которым возможность отмены ранее выданного разрешения на строительство не предусмотрена. Таким образом, нормы части 4 статьи 7 и статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

при рассмотрении настоящего дела применению не подлежат».

Источник: //vash-yurist102.ru/otzyv-razreshenija-na-stroitelstvo-78892/

Отмена разрешения на строительство

На сегодняшний день участились случаи, когда выдаются разрешения на строительство в местах, где живут люди и там не должны производиться строительные работы.

Люди могут лишиться жилья и остаться без крова из-за недобросовестности застройщика или администрации города, которая выдала разрешение или не проследила за надлежащим исполнением постановления.

Оспорить разрешение на стройку легче, если жильцам действовать сообща.

Основания

Существует множество случаев, когда разрешение выдавалось на возведение здания незаконно, и жильцы хотели оспорить этот факт.

Основания для признания разрешения на строительство недействительным:

  • постройка появилась на участке, для этого не предназначенном;
  • происходит нарушение градостроительных и строительных норм и правил (ст. 51 ГрК РФ);
  • строительство постройки несет вред здоровью и жизни граждан.

В этих случаях, когда ущемляются права третьих лиц, например, жильцов близлежащих домов, следует бороться за отмену строительства и оспорить в судебных инстанциях этот факт.

Кто может пожаловаться?

Круг лиц, которые могут оспорить незаконное возведение строения, мал. В основном это жители районов, многоквартирных домов. В судебной практике известны случаи, когда было выдано разрешение на строительство компании и по постановлению был ряд домов, подлежащих сносу и отселению жильцов до начала проведения строительных работ.

Стройка началась, а отселение не было произведено. В итоге, компания начала против жильцов судебное дело о прекращении права собственности на дом и устранение препятствий в пользование земельных участков и ведение разрешенного строительства.

Или бывают случаи, когда рядом с построенными домами возводят новую многоэтажку, которая перекрывает дневной свет.

Во всех вышеперечисленных случаях возведение строения незаконно и следует оспорить разрешение в высшей инстанции.

Как оспорить разрешение на строительство?

Чтобы оспорить разрешение на постройку, нужно собрать небольшой пакет документов и отнести в мировой суд по месту нахождения дома.

Порядок действий:

    • ознакомиться с информацией о новостройке на стенде;
    • обратиться за информацией о проводимом строительстве в руководство МО — получить постановление дирекции и документ о назначении участка земли под возведение здания, предоставление права на постройку, постановление гос. экспертизы проектной документации, соглашение аренды участка земли. Делаются копии бумаг;
    • обратиться к юристу для ознакомления с документацией и выявления нарушений при оформлении строительства;
    • обратиться в прокуратуру с жалобой о нарушениях в строительстве и просьбой выйти в суд с иском. В случае отказа, можно обратиться с иском в судебную инстанцию самостоятельно;
    • получить заключение эксперта, что все нормы соответствуют заявленным;
    • получить доказательства нарушения прав именно из-за возведения постройки;
    • исковое заявление.

Также можно обратиться с жалобой, чтобы оспорить разрешение на стройку, в Стройнадзор. В жалобе указать причины недовольства. Больший эффект возымеет, если действовать не в одиночку, а совместным коллективом жильцов.

Через суд

Через суд порядок действий, чтобы оспорить разрешение на стройку, аналогичен вышепредставленному. Если постройка строится на территории для этого не предназначенной и она несет неудобство для жильцов близлежащих домов, то ситуацию поможет решить обращение в суд.

В подобных случаях следует обращаться в мировой суд со следующим пакетом документов:

  • ключевое значение играет исковое заявление;
  • проведение независимой экспертизы и получение заключения о правомерности проведения строительства;
  • приведение фактов и доказательств незаконности возведения строения.

Суд рассмотрит все обстоятельства дела, возможно назначит свою судебную независимую экспертизу и на основании полученных результатов вынесет вердикт. Чтобы оспорить законность оснований для возведения здания, потребуется подпись 2-3 жильцов для более быстрого рассмотрения дела. Остальные жильцы могут выступать свидетелями на заседаниях.

Исковое заявление

Для обжалования разрешения на строительство, исковое заявление играет ключевую роль в обращении в суд. Ведь именно в нем выражается претензия.

В документе, чтобы оспорить законность стройки, должны содержаться сведения:

  • название судебной инстанции;
  • место проживания, ФИО заявителя;
  • место проживания, ФИО ответчика;
  • изложение сути допущенных нарушений;
  • обстоятельства дела, которые способствовали недовольству истца;
  • доказательства;
  • стоимость иска;
  • пакет прилагаемых к заявлению в суд, документов.

Чтобы оспорить проведение стройки, обращайтесь к нашему юристу, он быстро и грамотно ответит на ваши вопросы. 

Скачать бланк искового заявления

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (73,71

Источник: //sud-inform.com/otzyv-razresheniya-na-stroitelstvo-osnovaniya/

Абсолютное право
Добавить комментарий