Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

Институт доверенных лиц на президентских выборах в России. Досье

Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 января 2018 года Центризбирком России зарегистрировал список из 259 доверенных лиц действующего главы государства Владимира Путина на выборах президента РФ.

История института доверенных лиц

Должность российского президента была учреждена в 1991 году. Согласно первому закону о выборах главы государства от 24 апреля 1991 года, кандидат в президенты РСФСР был “вправе иметь до ста доверенных лиц”.

В их полномочия входили помощь кандидату в проведении избирательной кампании, ведение агитации в его пользу, представление интересов кандидата в отношениях с государственными и общественными органами, избирательными комиссиями.

Доверенные лица должны были проходить регистрацию в Центральной избирательной комиссии по выборам президента РСФСР.

По закону о выборах президента РФ от 17 мая 1995 года, число доверенных лиц кандидатов было увеличено до 200. В законе о выборах президента РФ от 31 декабря 1999 года каждый кандидат получил право иметь уже до 600 доверенных лиц.

Согласно действующему закону о выборах президента РФ от 10 января 2003 года, до 600 доверенных лиц могут назначать кандидаты в президенты, а еще до 100 – выдвинувшие их политические партии.

Доверенные лица могут вести агитацию в пользу назначивших их кандидатов, участвовать в публичных мероприятиях в поддержку кандидатов, заверять подписные листы, необходимые для регистрации кандидата, присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и др.

В телевизионных дебатах кандидаты обязаны участвовать лично, но “по вынуждающим к тому обстоятельствам (болезнь, выполнение должностных обязанностей)” их могут заменить доверенные лица.

Кроме того, претенденты на президентский пост получили право поручать своим доверенным лицам назначение членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Также доверенные лица кандидатов имеют право назначать наблюдателей в участковые избиркомы.

Статистика с 2000 года

На досрочных президентских выборах 2000 года, в которых участвовали 11 кандидатов, Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ зарегистрировала 3 952 доверенных лица.

Полностью использовали квоту в 600 доверенных лиц два кандидата: председатель КПРФ Геннадий Зюганов и лидер движения “Духовное наследие” Алексей Подберезкин. И. о.

президента РФ Владимир Путин назначил 562 доверенных лица, лидер ЛДПР Владимир Жириновский – 373. Наименьшее число доверенных лиц было у предпринимателя Умара Джабраилова – 49.

На выборах 2004 года ЦИК зарегистрировал 2 355 доверенных лиц семи кандидатов в президенты (позднее полномочия 425 доверенных лиц бывшего спикера Госдумы РФ Ивана Рыбкина были прекращены после аннулирования его регистрации в качестве кандидата в президенты). Наибольшее число – 478 – назначил кандидат от ЛДПР Олег Малышкин, меньше всех доверенных лиц было у Ирины Хакамады (190). Действующий президент РФ Владимир Путин назначил 360 доверенных лиц.

В ходе президентской кампании 2008 года Центризбирком зарегистрировал 1 080 доверенных лиц четырех кандидатов на пост президента РФ. Больше всех их было у лидера КПРФ Геннадия Зюганова (596). Первый заместитель председателя правительства РФ, кандидат от партии “Единая Россия” Дмитрий Медведев в ходе выборов не назначил ни одного доверенного лица.

На президентских выборах 2012 года ЦИК зарегистрировал 2 149 доверенных лиц пятерых кандидатов. Наибольшее число было назначено кандидатом от “Единой России”, премьер- министром РФ Владимиром Путиным (548). Меньше всего – 265 – доверенных лиц было у Сергея Миронова, лидера фракции “Справедливая Россия” в Госдуме РФ.

Известные доверенные лица Владимира Путина

В ходе своих избирательных кампаний Владимир Путин часто назначал своими доверенными лицами бизнесменов, спортсменов, деятелей культуры и шоу-бизнеса.

В 2000 году среди доверенных лиц кандидата в президенты РФ Владимира Путина были глава “Газпрома” Рэм Вяхирев, бывший мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, замминистра РФ по налогам и сборам Виктор Зубков (премьер-министр в 2007-2008 годах), директор Совхоза им.

Ленина Павел Грудинин (кандидат в президенты 2018 года от КПРФ).

На выборах 2004 года в числе доверенных лиц Владимира Путина были директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, актер и певец Михаил Боярский, гимнастка Светлана Хоркина, генеральный директор “Северстали” Алексей Мордашов и другие.

В 2012 году в число доверенных лиц Владимира Путина вошли футболисты Андрей Аршавин, Александр Кержаков, режиссеры Никита Михалков, Федор Бондарчук, артисты Михаил Боярский, Аскольд и Эдгард Запашные, ректор МИСиС Дмитрий Ливанов (министр образования и науки РФ в 2012-2016 годах), профессор МГИМО Владимир Мединский (министр культуры с 2012 года), телеведущий Леонид Якубович, исполнители Стас Михайлов и Надежда Бабкина.

Громкие происшествия с участием доверенных лиц различных кандидатов

В 1996 году доверенным лицом лидера объединения “Яблоко” Григория Явлинского был депутат заксобрания Санкт-Петербурга Игорь Артемьев (ныне – руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ).

Весной 1996 года он направил в городскую прокуратуру заявление, в котором утверждал, что участие вице-мэра города Владимира Путина в работе общероссийского движения общественной поддержки президента РФ Бориса Ельцина противоречит избирательному законодательству.

Однако прокуратура не нашла в действиях Владимира Путина нарушения закона, так как он представлял в петербургском штабе движения в поддержку Ельцина региональное отделение Всероссийского общественно- политического движения “Наш дом – Россия”.

В ходе предвыборной кампании 2004 года известность получило нападение на доверенное лицо кандидата Владимира Путина – генерального директора Тюменского завода медоборудования Геннадия Торопова.

29 января 2004 года неизвестные, представившиеся сотрудниками автоинспекции, остановили автомобиль Торопова, заставили его провести их в свой кабинет на заводе и отдать из сейфа 10 млн руб.

, после чего скрылись, связав директора завода и прикрепив к стулу муляж бомбы. Нападавших не нашли.

В 2008 году в ходе дебатов на телеканале “Звезда” кандидат в президенты от ЛДПР Владимир Жириновский набросился на доверенного лица Андрея Богданова – Николая Гоца.

Отобрав у оппонента микрофон, Жириновский сказал своему телохранителю: “Выгони его отсюда, подлеца, и расстреляй его там, в коридоре”.

Осенью того же года Никулинский суд Москвы частично удовлетворил иск Гоца к Жириновскому о защите чести и достоинства, постановив выплатить истцу 30 тыс. руб.

Широкую известность получил скандал во время предвыборной кампании 2012 года. Тогда на съемках передачи “Поединок” на телеканале “Россия 1” выступали кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский и доверенное лицо Михаила Прохорова, певица Алла Пугачева. В ходе дискуссии Жириновский назвал российских артистов “последними проститутками”. В ответ Пугачева назвала его “клоуном и психом”.

Источник: https://tass.ru/info/4870840

Десять человек на место: что должен успеть сделать ЦИК Абхазии перед выборами

Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

О том, какие задачи стоят перед Центральной избирательной комиссией Абхазии после регистрации всех кандидатов, какими правами, согласно закону, обладают кандидаты в президенты и вице-президенты, читайте в обзоре Sputnik.

26 июля Центральная избирательная комиссия завершила процедуру регистрации кандидатов в президенты и проверку предоставленной ими документации. Решением ЦИКа зарегистрированы были все десять кандидатов.

По словам председателя Центризбиркома Тамаза Гогия, решение было принято простым большинством. “За” проали восемь из 15 членов комиссии.

Асмат Цвижба, Sputnik.

Что дальше

После 26 июля ЦИК приступает к организации окружных участковых комиссий и избирательных участков, проведению семинаров по подготовке к выборам и подготовке списков избирателей, которые должны быть вывешены на окружных участках за 10 дней до выборов.

В задачу органа входит также организация международного пресс-центра к президентским выборам. В этот раз работа пресс-центра будет обеспечена за счет средств республиканского бюджета, в то время как в 2014 году он был профинансирован правительством России. Будут также подготавливаться списки избирателей по каждому участку.

После окончания регистрации кандидаты приступают к агитационной деятельности и участию в теледебатах в установленном ЦИКом порядке. Агитация кандидатов в президенты заканчивается за день до дня выборов.

Предвыборная агитация может проводиться на каналах государственного и негосударственного телевидения, радио и в периодических печатных изданиях. Кандидаты могут организовывать встречи с гражданами, публичные дебаты и дискуссии, “круглые столы”, митинги, шествия и демонстрации, выпускать листовки и плакаты. В день выборов любая агитация запрещается.

Центральная избирательная комиссия обязана предоставить бесплатное эфирное время каждому кандидату на государственных телеканалах. Очередность выступления кандидатов в президенты определяется путем жеребьевки.

В течение 10 дней до дня выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

Бесплатный проезд и наблюдатели на каждом участке

Права кандидатов в президенты и вице-президенты:

– Зарегистрированные кандидаты в президенты и вице-президенты на время проведения предвыборной кампании освобождаются от служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы.

– Президент Абхазии, баллотирующийся на второй срок, продолжает исполнять свои полномочия, но не может использовать преимущества своего положения.

– Кандидаты в президенты Абхазии и кандидаты в вице-президенты Абхазия имеют право на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта.

– Кандидаты и доверенные лица кандидатов не могут быть уволены с работы и переведены на другую работу или должность без их согласия.

– Кандидаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, подвергнуты аресту, задержанию или административному взысканию без согласия Генерального прокурора Республики Абхазия. Меры пресечения могут быть применены к кандидату только по решению Верховного суда Абхазии.

– Кандидат в президенты Абхазии в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в Центральную избирательную комиссию.

– Кандидат в вице-президенты тоже может обратиться в ЦИК с заявлением о снятии кандидатуры, но не позднее, чем за 10 дней до выборов. В таком случае кандидат в президенты может предложить другую кандидатуру, но не позднее, чем за 5 дней до выборов.

– Кандидат в президенты вправе иметь до 10 доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании. Доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя.

– Кандидат в президенты имеет право назначить наблюдателей со своей стороны на каждый избирательный участок. Всего в Абхазии насчитывается 152 участка.

Десять кандидатов

Выборы президента Абхазии состоятся 25 августа.

Регистрация кандидатов в президенты началась с 26 июня. Первыми в ЦИКе зарегистрировалась партия “Акзаара” по выдвижению Леонида Дзапшба в кандидаты в президенты. 5 июля съезд партии выдвинул его в качестве кандидата в президенты.

Также ЦИКом были зарегистрированы политическая партия “Единая Абхазия” (которая не назвала своего кандидата) и партия “Амцахара”, которая выдвинула Алхаса Квициния.

От инициативных групп в кандидаты на выборах президента были выдвинуты: Алмас Джапуа, Астамур Какалия, Астамур Тарба, Астамур Отырба, Шамиль Адзынба, Артур Анкваб, Олег Аршба, Рауль Хаджимба и Аслан Бжания.

В воскресенье, 14 июля, стало известно, что лидер оппозиции Аслан Бжания не будет принимать участие в президентских выборах.

На пост президента претендуют десять человек: Рауль Хаджимба, Леонид Дзапшба, Алхас Квициния, Шамиль Адзынба, Олег Аршба, Алмас Джапуа, Астамур Тарба, Астамур Какалия, Астамур Отырба и Артур Анкваб.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20190726/1028035685/Desyat-chelovek-na-mesto-chto-dolzhen-uspet-sdelat-TsIK-Abkhazii-pered-vyborami.html

Статья 43. Статус доверенных лиц

Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

Статья 43. Статус доверенных лиц

1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц.

Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.

2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий.

Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.

Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.

На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.

4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.

В комментируемой статье определяется правовое положение доверенных лиц кандидата и избирательного объединения: кто, когда и на какой срок может назначить доверенных лиц; как производится их регистрация и прекращение полномочий; ограничения при назначении и гарантии их деятельности.

Правовой статус доверенных лиц устанавливается не только данной статьей, но и иными нормами комментируемого Федерального закона.

Например, в пунктах 1 и 3 статьи 30, пункте 9 статьи 68 установлено право доверенных лиц присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей их либо вышестоящей комиссии, при подсчете избирателей, участников референдума (в том числе в дни досрочного ания и при повторном подсчете ), при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах ания. Наряду с другими участниками избирательного процесса за доверенными лицами закреплено право на доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для ания на таком избирательном участке, участке референдума (пункт 5 статьи 30). Доверенные лица имеют право удостоверять полномочия наблюдателей (пункт 7 статьи 30). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, являясь безусловно их представителями, могут присутствовать в полиграфической организации при передаче и выбраковке бюллетеней для ания и подписывать акты о данных действиях, они также могут присутствовать в соответствующих комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней (пункты 11 и 20 статьи 63). В соответствии с пунктом 29 статьи 68 доверенные лица по своему требованию имеют право получить после подписания копию протокола об итогах ания.

1. Назначить доверенных лиц имеют право кандидаты и избирательные объединения. Данное право возникает у них непосредственно после выдвижения. При этом следует иметь в виду, что назначение доверенных лиц является правом, а не обязанностью, т.е.

кандидат, избирательное объединение сами решают, назначать или не назначать доверенных лиц и как распределить между ними предоставленные законом широкие полномочия.

Комментируемый Федеральный закон также не содержит для гражданина ограничений быть одновременно доверенным лицом нескольких кандидатов и (или) избирательных объединений, но если агитационная деятельность осуществляется методами, требующими материальных затрат, доверенное лицо может проводить агитацию только в пользу только того назначившего его кандидата или избирательного объединения, который создал избирательный фонд, из средств которого производится оплата затрат на проведение агитации (пункт 5 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Регистрацию доверенных лиц осуществляет избирательная комиссия, к полномочиям которой относится регистрация самого кандидата, списка кандидатов. Так, регистрацию доверенных лиц избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, осуществляет ЦИК России. А регистрацию доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений на выборах депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации будут осуществлять соответственно ОИК и ИКСРФ. Основанием для регистрации является письменное заявление кандидата (представление избирательного объединения) и письменное согласие самого гражданина быть доверенным лицом. Регистрация доверенных лиц носит в целом заявительный характер и осуществляется в течение трех дней со дня поступления письменного заявления. В прежней редакции комментируемого Федерального закона регистрация осуществлялась незамедлительно, что приводило на практике к нечеткости исполнения данной нормы. Такой срок для регистрации доверенных лиц установлен законодателем в связи с тем, что сведения о доверенных лицах, представленные в избирательную комиссию, требуют от избирательной комиссии проверки факта наличия у доверенного лица гражданства Российской Федерации, достижения им возраста 18 лет, а также отсутствия других обстоятельств, указанных в пункте 2 комментируемой статьи, препятствующих регистрации. В комментируемом пункте не установлены требования к форме заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц и к форме заявления о согласии быть доверенным лицом гражданина. Однако во избежание возможных ошибок и споров при регистрации целесообразно в законе субъекта Российской Федерации установить такие требования 1 .

2. Комментируемый пункт направлен на недопущение использования на выборах преимуществ должностного или служебного положения, а в части запрета быть доверенными лицами для кандидатов – также злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.

Так, лица, замещающие государственные должности и выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий не могут быть доверенными лицами.

Государственным и муниципальным служащим такое право предоставляется при условии освобождения от исполнения служебных обязанностей на весь период осуществления полномочий доверенного лица.

Избирательная комиссия может зарегистрировать и выдать удостоверение доверенного лица только при условии предоставления приказа (распоряжения), подтверждающего выполнение этого требования, а также убедившись, путем проверки соответствующих документов, в отсутствии обстоятельств, препятствующих его регистрации.

Избирательные комиссии должны располагать нормативными правовыми актами, устанавливающими перечни или реестры государственных и выборных муниципальных должностей, что поможет им избежать ошибок при регистрации доверенных лиц. С учетом возможного совмещения ания на разных выборах следует иметь в виду, что установленный комментируемым пунктом запрет для наделения кандидатов статусом доверенных лиц распространяется на любых лиц, имеющих статус кандидатов, независимо от того, в выборах какого вида и уровня они участвуют.

3. После регистрации доверенные лица получают удостоверения. Форма удостоверения доверенного лица утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения.

Эта норма корреспондируется с нормой, установленной в пункте 2 статьи 50 комментируемого Федерального закона. В прежней редакции комментируемого Федерального закона содержалась норма, которая не конкретизировала, в отношении кого проводят агитацию доверенные лица.

В связи с этим известны случаи, когда доверенные лица одних кандидатов вели агитацию также и за других, что приводило к нарушению принципа равенства кандидатов и вводило в заблуждение избирателей. Новой нормой в комментируемом пункте является положение о том, что доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

Однако уточненное положение комментируемого пункта не препятствует наделению кандидатом, избирательным объединением гражданина, имеющего статус их доверенного лица, также и полномочиями наблюдателя в соответствии с пунктом 4 статьи 30 комментируемого Федерального закона.

На период осуществления полномочий доверенное лицо вправе получить, а работодатель по месту его работы, службы обязан предоставить неоплачиваемый отпуск. При этом следует иметь в виду, что уход в отпуск является его правом, а не обязанностью (за исключением ограничений, установленных в пункте 2 комментируемой статьи для доверенных лиц, являющихся государственными и муниципальными служащими).

4. В комментируемом пункте определяется порядок прекращения полномочий доверенных лиц. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию и, конечно, соответствующее доверенное лицо.

При этом, так как основания для такого отзыва не установлены комментируемым Федеральным законом, комиссия не вправе требовать указания причины отзыва.

Следует также учитывать, что так как доверенные лица дают добровольное согласие на выполнение этих обязанностей, они могут сложить свои полномочия по собственной инициативе, уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, те, в свою очередь, уведомляют о данном факте комиссию и возвращают выданные удостоверения.

Установление формы такого уведомления возможно предусмотреть законом субъекта Российской Федерации. В обоих случаях избирательная комиссия своим решением аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц определяется законом, регулирующим соответствующие выборы.

Так, при выборах депутатов Государственной Думы политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, кандидат в Президенты Российской Федерации – до 600 доверенных лиц.

Таким образом, в комментируемом пункте сформулированы следующие основания прекращения полномочий доверенных лиц: решение кандидата или избирательного объединения, либо утрата статуса доверенного лица вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинуло избирательное объединение.

Утрата статуса доверенного лица может быть связана с отказом в регистрации, отменой или аннулированием регистрации кандидата, списка кандидатов. В комментируемом пункте не установлены сроки начала и прекращения полномочий доверенных лиц, но из норм комментируемого Федерального закона вытекает, что полномочия доверенного лица начинаются со дня его регистрации соответствующей комиссией, а прекращаются (кроме указанных случаев) после дня официального опубликования общих результатов выборов, т.е. с утратой статуса кандидата, избирательного объединения.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st43.php

1. Право назначать наблюдателей имеет каждый зарегистрированный кандидат, избирательные объединения и субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 

2. На выборах Президента Российской Федерации право назначения наблюдателей имеют доверенные лица зарегистрированного кандидата.

3. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность назначения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления наблюдателей общественными объединениями, не являющимися избирательными объединениями на выборах. 

4. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. 

5. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на федеральных выборах.

6.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с частью 8 статьи 44 настоящего Кодекса. 

7.

Общественная палата Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории любого субъекта Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет Общественной палаты Российской Федерации или секретарь Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с регламентом Общественной палаты Российской Федерации.

8. Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации. 

9.

Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан Российской Федерации. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Наблюдателями от субъектов общественного контроля, помимо лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, не могут быть назначены: 

1) государственные и муниципальные служащие; 

2) лица, предложенные политическими партиями; 

3) лица, имеющие непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также за совершение преступления экстремистской направленности. 

10.

Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для ания. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

11. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, субъектом общественного контроля.

В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума – проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

12.

Избирательное объединение, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня ания (досрочного ания) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную комиссию, предусмотренную настоящим Кодексом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Положения данной части не применяются в отношении выборов Президента Российской Федерации.

13. Направление, указанное в части 11 настоящей статьи, должно быть представлено самим наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, как правило, в день, предшествующий дню ания (досрочного ания), либо непосредственно в день ания (досрочного ания).

Установление иных, кроме указанных в настоящем Кодексе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для ания, наблюдения за проведением ания, подсчетом избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах ания, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

14. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о ании вне помещения для ания;

2) находиться в помещении для ания соответствующего избирательного участка, участка референдума, в день ания, а также в дни досрочного ания в любое время в период, указанный в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса; 

3) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

4) присутствовать при ании избирателей, участников референдума, вне помещения для ания;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах ания и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса; 

6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации ания к председателю соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

7) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, непосредственно нижестоящих комиссий об итогах ания, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

9) присутствовать при повторном подсчете избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

10) производить в помещении для ания (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии;

11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

15. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

2) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну ания;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

7) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
 

Источник: http://rfsv.ru/page/statia-52-poriadok-naznacheniia-i-prava-nabliudatelei

Кто такой наблюдатель

Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

Статус, права и обязанности наблюдателя установлены основополагающим Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и конкретизируются специальными законами о проведении выборов и референдумов различного уровня.

НАБЛЮДАТЕЛЬ – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением ания, подсчетом и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения ания, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов ания и определения результатов выборов, референдума.

Способствовать обеспечению объективного проведения ания, подсчета избирателей, участников референдума, заполнения протоколов комиссий без нарушения установленных законом условий и процедур – в этом состоит основная задача наблюдателя.

Статус наблюдателя

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации. Законами могут быть предусмотрены дополнительные уточнения.

Например, Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдатель может быть назначен:

•    зарегистрированным кандидатом, в установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» случае – доверенным лицом кандидата;

•     в установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» случае – субъектами общественного контроля (Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации);

•     избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;

•     избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов;
•     инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением (созданным и зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне). •    Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.

Наблюдателями не могут быть назначены:

•    выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц;

•    судьи;
•    прокуроры;
•    члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном назначившим его субъектом.

Направление должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню ания, либо непосредственно в день ания.

В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (перечислены выше).

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются.

•    Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня ания представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в этом списке, если иное не установлено федеральным законом.

При проведении выборов Президента Российской Федерации составление такого списка не предусмотрено.

! Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день ания и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах ания, а равно при повторном подсчете избирателей, участников референдума.

! Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для ания на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет избирателей, участников референдума.

Наблюдая процесс ания, подсчета , используя проверенные практикой методы наблюдения, наблюдатель представляет свои оценки и выводы относительно подлинности итогов ания на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Источник: https://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2533/2536/

Сделали доверенные лица

Какие права у доверенного лица кандидата в президенты России?

В пятницу Центризбирком России зарегистрировал список из 259 доверенных лиц действующего главы государства Владимира Путина на выборах президента РФ. Среди них оказалось 14 жителей Черноземья — в основном это региональные общественные деятели. Большиство из них не было в списке доверенных лиц Владимира Путина в 2012-м году.

Сами они полагают, что почетный статус получили за «положительный опыт участия в общественных мероприятиях», надеются, что по итогам кампании добьются, в частности, наибольшего внимания к поднимаемым ими проблемам, и готовы на участие в предвыборных дебатах.

Эксперты отмечают, что в списках не оказалось «общественников-бунтарей», а «народ подобрался абсолютно системный».

В списке из 259 доверенных лиц, опубликованном ЦИК, оказались 14 представителей регионов Черноземья.

Это председатель совета Белгородской региональной организации ВОО ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Наталья Звягинцева, артист Белгородского академического драматического театра имени Щепкина Виталий Стариков.

Воронежскую область представляют председатель молодежного совета при гордуме Воронежа, студентка ВГУ, ответственный секретарь областного совета по развитию территориального общественного самоуправления (ТОС) Алина Базарова; председатель реготделения «Всероссийского общества инвалидов» Сергей Бахметьев; генеральный директор ООО «ЛЧБ Воронеж» (организует корпоративные турниры по различным видам спорта) Кирилл Михайлов. От Курской области — директор центра регионального развития, политтехнолог Константин Комков, председатель Федерации профсоюзных организаций области Алексей Лазарев и специалист по работе с молодежью ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Валерия Шалимова. От Липецкой области — пока только главный врач областной клинической больницы Любовь Агафонова. От Орловской области — редактор группы подготовки программ ГТРК «Орел» Вадим Багринцев и председатель реготделения Союза пенсионеров, экс-депутат Госдумы Иван Мосякин. Тамбовскую область представляют председатель регионального объединения профсоюзов Геннадий Афанасов; декан факультета истории, мировой политики и социологии ТГУ имени Державина Владимир Романов; председатель реготделения Российской ассоциации политической науки, профессор ТГТУ Владимир Пеньков.

Представители Владимира Путина в Черноземье считают, что заслужили такой статус своей гражданской позицией, а некоторые из них уже знакомы с отведенной для них ролью по выборам регионального уровня. «Предложение поступило из предвыборного штаба кандидата, где положительно отметили мой опыт участия в общественных мероприятиях, в работе с органами ТОС.

Я с радостью согласилась, для меня это честь и ответственность, — рассказала „Ъ” Алина Базарова. — Свою задачу вижу в донесении электорату позиции кандидата по различным вопросам. Пока конкретных инструкций не было.

Но для меня было бы важно также донести молодежи, что вне зависимости от кандидата, которого они предпочтут, им необходимо воспользоваться своим правом и сходить на выборы».

По мнению госпожи Базаровой, чтобы привлечь внимание молодежной аудитории, ее коллегам по штабу необходимо будет «сильнее акцентироваться на интернете, возможно, запускать вирусные рекламные ролики в сети». «Надо быть к аудитории максимально ближе. Я знаю, что у доверенного лица есть право участвовать в дебатах, это еще не обсуждалось, но я готова», — добавила Алина Базарова.

«Я ожидаю от кампании продолжения курса на развитие федеральной программы “Доступная среда”, на более глубокое изучение проблем инвалидов, — рассказал „Ъ” Сергей Бахметьев, который может стать сопредседателем регионального штаба Владимира Путина. — Я в курсе, что значит быть доверенным лицом.

Я был в аналогичном статусе во время кампании экс-губернатора Алексея Гордеева. У меня вполне конкретные цели: я вижу, что на уровне страны отношение к инвалидам начало меняться, но этот вопрос требует особенного решения. Ведь можно сделать доступными отдельные торговые центры, офисные центры, но доступность транспорта при этом останется еще большой проблемой.

Одна из задач нашей организации — возврат автомобиля в качестве техсредства реабилитации для инвалидов-колясочников. Он был отменен в 2004 году в связи с тяжелым экономическим состоянием страны. И все это время мы пытаемся доказать, что если потратить около 600 тыс. на авто одному инвалиду, то на выходе государство только выиграет.

Конкретный человек получит возможность в большей мере предоставить все свои умения обществу».

Директор центра регионального развития Курской области Константин Комков полагает, что нынешний состав доверенных лиц Владимира Путина — «большой плюс общественным организациям»: «Для меня в этом списке важно широкое присутствие представителей НКО, общественного сектора, а не бизнеса. Это символично в год волонтера. Надеюсь, что мне в ходе кампании удастся синхронизировать федеральные тренды с региональными особенностями».

«На прошлых выборах мне было доверено возглавлять общественный штаб Владимира Путина. В этот раз я получил более официальный статус, значит, поработал хорошо, — рассказал „Ъ” Владимир Пеньков. — Я против того, чтобы выборы рассматривались сакрально. Ведь по сути это наем на работу человека.

Полагаю, что при этом доверенные лица должны нести солидарную ответственность за такой наем. Уже создан областной штаб кандидата, и я дал согласие войти в него в качестве сопредседателя. Ждем программу кандидата, которую надо будет растолковать и донести до граждан.

Кроме того, надо убедить их просто прийти на выборы, ведь наем на работу должен вестись коллективно».

Доктор политических наук Владимир Слатинов увидел в списке доверенных лиц «ориентацию на конкретные целевые группы в регионах, наиболее значимые в электоральном смысле»: «Это бюджетники, пенсионеры, отчасти молодежь, но она более значима политически, а не электорально.

Это ответ власти на протесты и на повестку несистемной оппозиции, попытка вовлечь молодежь в контролируемый политический процесс». «Также в списках — привычные, понятные региональным властям статусные общественник и люди, так или иначе вовлеченные в выборный процесс в профессиональном смысле.

Интересно, что в первой части списка практически нет бизнесменов. Этим подчеркивается, что сегодня значимы другие электоральные группы, — отметил господин Слатинов. — Главное, что пока нет никаких неожиданностей. Общественников-бунтарей вы в списках не найдете.

Есть малоизвестные личности, но и они вписываются в общий тренд, даже если их кандидатуры кто-то лоббировал. Народ подобрался абсолютно системный, что подчеркивает явную инерционность кампании. Очевидно, и ее содержание будет рутинным».

Тот факт, что публичное руководство региональными избирательными штабами ложится на доверенных лиц кандидата, по мнению политолога, копирует федеральную модель.

«Мы прекрасно понимаем, что эти лица будут внешней частью, а вся организационная работа уже ведется в рамках привычной вертикали власти и курируется заместителями губернаторов по региональной политике.

Несколько общественников во “главе штаба” подчеркивают формальное отсутствие персонализма, фигуры, которая не дай бог усилится по итогам кампании, чтобы не было никакой политической ревности и интриг», — резюмировал Владимир Слатинов.

Андрей Цветков, Мария Старикова, Олег Мухин

По закону «О выборах президента РФ» кандидат может назначить до 600 доверенных лиц, которые получают в ЦИК соответствующие удостоверения. Работодатель обязан предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.

При этом кандидат и партия могут в любой момент отозвать доверенных лиц. Последние могут сложить полномочия и по собственной инициативе, вернув удостоверение и уведомив тех, кто их выдвинул.

Доверенные лица могут агитировать, а также участвовать в дебатах вместо кандидата, «если тот болен или выполняет должностные обязанности».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3521257

Абсолютное право
Добавить комментарий