Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Появление исполнительных документов в учреждении даже у опытного бухгалтера-расчетчика может вызывать волнение и неуверенность, поскольку регламент их обращения строгий и отклонения недопустимы. Еще раз остановиться на всех этапах порядка исполнения взысканий и разобрать наиболее сложные моменты призвана настоящая консультация.
Содержание
- 0.1 Поступил исполнительный документ
- 0.2 База доходов по исполнительным документам
- 0.3 Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника
- 0.4 Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами
- 1 Удержание из доходов работника по исполнительным документам
- 2 Взыскание алиментов и других сумм с работника предприятия
- 3 Уголовная ответственность за неуплату по исполнительному листу
- 4 �������������� ����� �� ���������: ������� ������ � ������ ������� ���������
Поступил исполнительный документ
Чаще всего исполнительные документы присылаются ФССП, но в ряде случаев взыскатель может обратиться к работодателю должника и самостоятельно. Законом об исполнительном производстве установлены всего два вида исполнительных документов, которые могут быть направлены на исполнение, минуя службу судебных приставов:
1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т. д.);
2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание на взыскание с должника единовременно не более 25 000 руб.
Самостоятельное обращение ускорит исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы должника или выданы на сумму, удержание которой эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника.
В этом случае взыскатель передает работодателю подлинник исполнительного документа и письменное заявление, в котором указывает реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, либо наименование, ИНН налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица, а также банковские либо почтовые реквизиты, на которые следует перечислять взысканные денежные средства.
Во всех остальных случаях, а также в случае, если взыскатель не располагает сведениями о месте работы или учебы должника, исполнительный документ направляется на исполнение в службу судебных приставов и уже от них передается в учреждение.
Поступивший исполнительный документ необходимо зарегистрировать в журнале (книге) учета исполнительных листов.
Нормативно-правовые акты содержат только косвенное упоминание этого регистра, его форма и содержание определяются учреждением самостоятельно.
Это может быть самая обычная ученическая тетрадь, но пронумерованная и прошнурованная – такое требование предъявляется ко всем журналам регистрации. В графах журнала рекомендуем отражать следующие данные:
- порядковый номер записи регистрации;
- вид исполнительного документа;
- дату поступления и входящий номер;
- номер исполнительного документа, когда и кем выдан;
- фамилию, имя, отчество и местожительство взыскателя;
- фамилию, имя, отчество и местожительство должника;
- размер удержаний;
- сумму задолженности;
- фамилию и подпись бухгалтера о получении исполнительного документа;
- отметку о завершении взыскания по исполнительному документу;
- отметки о возврате исполнительного документа – куда и когда отправлен, фамилию и подпись работника о возвращении исполнительного документа.
Бухгалтер-расчетчик подтверждает получение исполнительного листа своей подписью в журнале, и именно на него целесообразно возложить ответственность за хранение исполнительных документов, например, в должностной инструкции. Храниться документы должны в сейфе, как бланки строгой отчетности.
Получение исполнительного документа от судебного пристава необходимо подтвердить обратным уведомлением.
Чаще всего сам исполнительный лист имеет отрывную часть – уведомление; если ее нет, то уведомление составляется в произвольной форме с указанием входящего номера и даты получения документа, контактного телефона. Уведомление подписывается бухгалтером, его подпись заверяется печатью учреждения.
База доходов по исполнительным документам
Отметим, что обращение взыскания на заработную плату производится чаще всего по периодическим платежам, например, алиментам. Их необходимо удерживать с каждой выплаты должнику до полного исполнения документа.
Закон не устанавливает открытых или закрытых перечней видов выплат, на которые обращаются взыскания, в его формулировках это «заработная плата и иные доходы».
Более подробно раскрываются те выплаты, на которые взыскания не обращаются (ст. 101 Закона об исполнительном производстве).
Перечень объемный и закрытый, но далеко не все они могут встретиться в составе выплат у работодателя, поэтому приведем только основные из возможных.
Итак, не обращаются взыскания на доходы:
- в виде сумм страхового обеспечения по социальному страхованию, кроме пособия по временной нетрудоспособности;
- в виде компенсационных выплат в рамках трудовых отношений, например, командировочные, подъемные или компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, если же с сотрудником заключен договор аренды его автомобиля, то суммы арендной платы войдут в состав базы доходов;
- в виде сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.
При этом законодатель установил, что с денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью (пп. 1 п. 1 ст.
101), и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (пп. 4 п. 1 ст.
101), алиментные обязательства на несовершеннолетних детей должны исполняться.
Следовательно, если работодатель производит своему работнику выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве из своего фонда заработной платы, установленные, скажем, коллективным договором, то с таких выплат алименты на несовершеннолетних детей удерживать обязательно. В то же время, если работник является получателем ежемесячных страховых выплат в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве, эти выплаты в базу доходов не включаются. См., например, Определение Пермского краевого суда от 15.06.2011 № 33-5699.
Размер удержания по исполнительному листу исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).
Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника
Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.
Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.
Очередность | Вид удержания | Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ) |
Первая очередь | Алименты на несовершеннолетних детей.Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.Возмещение ущерба, причиненного преступлением | 70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди |
Первая очередь | Возмещение морального вреда | 50% в совокупности по всем исполнительным документам |
Вторая очередь | Любые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.) |
В вопросе удержания алиментов с сумм выплачиваемых авансов по заработной плате до сих пор можно встретить разночтения, поскольку нормативно-правового акта с точными указаниями не существует.
На основании анализа имеющихся правовых актов можно сделать вывод, что алименты достаточно удерживать один раз в месяц (ст. 109 СК РФ) после расчета сумм НДФЛ, который также исчисляется в конце месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Полагаем, это правило применимо и к другим основаниям удержаний по исполнительным документам.
Пример.
Сотрудник Иванов А. П. с 5 по 9 июня находился в командировке, за это время ему был начислен средний заработок в размере 5 000 руб., компенсация расходов на проезд и проживание в сумме 30 000 руб., суточные за время командировки – 3 500 руб.
За оставшиеся дни июня была начислена заработная плата в размере 30 000 руб., сотруднику предоставляется стандартный вычет на ребенка – 1 400 руб.
В учреждении на Иванова А. П. получено 3 исполнительных документа: алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доходов (ИЛ № 1); возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17 000 руб. всего (ИЛ № 2); долг по кредиту в размере 50 000 руб. всего (ИЛ № 3).
Необходимо определить сумму удержаний по исполнительным документам.
1. Определим базу удержаний.
В указанном месяце в базу войдут заработная плата и суммы среднего заработка за время нахождения в командировке. Иные компенсационные выплаты в расчет не включаются.
База удержания рассчитывается после удержания НДФЛ и составит 30 632 руб. (30 000 + 5 000 – (30 000 + 5 000 – 1 400) х 13%).
2. Определим предельные размеры удержаний.
Исполнительные листы по алиментам и причинению вреда здоровью относятся к первой очереди, и размер удержаний по ним составляет 70% – 21 442,40 руб. (30 632 руб. х 70%).
Долг по кредиту относится ко второй очереди, и его предельный размер равен 50% – 15 316 руб.
3. Рассчитаем удержания в первый месяц.
Первая очередь: ИЛ № 1 – 7 658 руб. (30 632 руб. х 1/4), № 2 – 17 000 руб. Вместе они составляют 24 658 руб. (7 658 + 17 000), что больше предельного размера удержаний – 21 442,40.
Поскольку средств недостаточно для удовлетворения обоих требований в полном объеме, необходимо произвести удержания пропорционально каждой сумме взыскания.
ИЛ № 1 – 6 659,34 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 7 658 руб.);
ИЛ № 2 – 14 783,06 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 17 000 руб.).
Вторая очередь: ИЛ № 3 в этом месяце не исполняется, поскольку сумма уже произведенных удержаний превышает предел по этому документу.
Итого за первый месяц удержано 21 442,40 руб., и за работником осталась задолженность, которая перейдет на следующий месяц в размере:
– 998,66 руб. (7 658 – 6 659,34) – по ИЛ № 1;
– 2 216,94 руб. (17 000 – 14 783,06) – по ИЛ № 2;
– 50 000 руб. – по ИЛ № 3.
4. Рассчитаем удержания во второй месяц. Предположим, что база доходов составила 34 800 руб. после удержания НДФЛ. Тогда предельный размер первой очереди – 24 360 руб. (34 800 руб. х 70%), второй очереди – 17 400 руб. (34 800 руб. х 50%). ИЛ № 1 в этом месяце – 8 700 руб. (34 800 руб. х 1/4).
Первая очередь: ИЛ № 1 – 9 698,66 руб. (8 700 + 998,66), ИЛ № 2 – 2 216,94 руб. Вместе они составляют 11 915,60 руб., что позволит удовлетворить требования первой очереди в полном объеме, при этом ИЛ № 2 полностью погашен.
Вторая очередь будет исполнена в размере 5 484,40 руб. (17 400 – 11 915,60), остальной долг перейдет на следующий месяц.
5. В третьем месяце и последующих месяцах удержания по ИЛ № 3 будут производиться после удержания первой очереди (ИЛ № I) в общем размере удержаний не более 50% базы доходов.
Правильность удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу может быть проверена судебным приставом-исполнителем. При проведении проверки учреждение обязано предоставить бухгалтерские и иные документы (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).
Отметим, что все расходы на доставку удержанных платежей взыскателям (почтовые, банковские) производятся за счет должника и ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.
Бухгалтерский (бюджетный) учет производимых удержаний осуществляется на счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами
Источник: //www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/913526.html
Удержание из доходов работника по исполнительным документам
Вопрос: Должен ли наниматель при каждой выплате работнику доходов, включая аванс, средний заработок, выплачиваемый работнику за время нахождения в отпуске, материальную помощь и пр.
, производить удержание и перечислять суммы средств по исполнительным документам в органы принудительного исполнения либо взыскателю? Имеет ли наниматель право на перечисление в адрес органа принудительного исполнения либо взыскателю единовременного платежа, удержанного в течение месяца со всех полученных работником доходов?
Ответ: Конкретный перечень доходов, из которых наниматель обязан производить удержания на основании исполнительных документов, определяется в зависимости от вида требования. При этом порядок и сроки удержания по всем исполнительным документам вне зависимости от вида требования являются одинаковыми.
Обоснование: Порядок удержания и виды доходов, из которых подлежит удержанию денежная сумма в счет исполнения по исполнительным документам, установлены главой 9 Закона N 439-З. Отметим, что взыскание по исполнительным документам может быть обращено на заработную плату и иные приравненные к ней доходы .
Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время ст. 57 ТК).
Заработная плата включает в себя тарифную часть (оклад), компенсирующие выплаты (доплаты, призванные компенсировать какие-либо неблагоприятные факторы, связанные с трудовой деятельностью работника, например за работу с вредными и (или) опасными условиями труда) и стимулирующие выплаты (направлены на повышение качественно-количественных показателей труда, например, надбавки за сложность и напряженность труда, премии по результатам производственно-хозяйственной деятельности).
Законодательство о труде не раскрывает понятие «аванс», хотя оно и встречается в п. 1 ч. 2 ст. 107 ТК, а именно «аванс, выданный в счет заработной платы».
Полагаем, что для разъяснения данного понятия можно обратиться к нормам налогового законодательства. Исходя из их анализа, можно сделать вывод, что под авансом понимается оплата труда за первую половину месяца . Соответственно, аванс является частью заработной платы, поэтому с учетом положений ст. 103 Закона N 439-З из него можно производить удержание.
Отметим, что в ст. 109 Закона N 439-З содержится перечень доходов, из которых удержание не может быть произведено. Данный перечень является закрытым. В частности, не подлежат удержанию денежные суммы из доходов, полученных в качестве:
— выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении работника;
— компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, амортизацией инструмента, принадлежащего работнику, и других компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;
— единовременных премий, выдаваемых не из фонда заработной платы и т.д., не относящихся к вопросу.
Следовательно, удержание производится как из окладной (фиксированной) части заработной платы, так и из иных произведенных доплат, связанных с условиями осуществления работником трудовой деятельности с учетом исключений, установленных ст. 109 Закона N 439-З.
Что касается отпускных, представляющих собой средний заработок, выплачиваемый работнику за время его нахождения в трудовом отпуске, по нашему мнению, из них удержания производить можно.
Если говорить о материальной помощи, предусмотренной в локальном правовом акте организации (положении об оплате труда, положении об оказании материальной помощи и др.
) и оказываемой в денежной форме нанимателем работнику, а также членам его семьи, то полагаем, что такие суммы будут относиться к иным доходам, установленным актами законодательства, приравненным к заработной плате.
Поэтому удержание из них производить нужно .
В случае же премирования работника осуществление удержания зависит от того, в каком порядке производится поощрение работника (включена премия в фонд заработной платы либо нет).
Все виды иных доходов, из которых наниматель обязан производить удержание, определены ч. 3 ст. 103 Закона N 439-З. Данный перечень является условно закрытым в силу указания на то, что иные виды доходов, из которых производится удержание, могут быть определены на основании актов законодательства . К иным актам законодательства следует относить постановление N 1092.
В частности, наниматель обязан удерживать денежные суммы в целях уплаты алиментов:
— из имеющих регулярный или периодический характер премий (вознаграждений), предусмотренных системами оплаты труда, и других поощрительных выплат, а также по итогам работы за год;
— суммы среднего заработка, сохраняемого за работником за время трудового (основного и дополнительного) и социального отпусков;
— суммы материальной помощи, за исключением случаев, определенных подп. 1.11 п. 1 постановления N 1092, и пр.
Следует отметить, что при выплате работнику дохода наниматель обязан произвести удержание денежной суммы в целях последующего перечисления удержанного в органы принудительного исполнения либо взыскателю. При этом перечисление производится в течение трех дней с момента выплаты работнику дохода .
На заметку
Источник: //ilex.by/uderzhanie-iz-dohodov-rabotnika-po-ispolnitelnym-dokumentam/
Взыскание алиментов и других сумм с работника предприятия
Статья-подсказка: рассказано о статусе исполнительного листа, о работе государственного исполнителя с исполнительным листом, о действиях предприятия при получении постановления госисполнителя об обращении взыскания на зарплату работника для погашения задолженности по алиментам и другим платежам. А также о возможности производить удержания из зарплаты совместителя и действиях предприятия в случае увольнения работника-должника.
Что такое исполнительный лист и как с ним работает госисполнитель
Допустим, в суд поступило исковое заявление от физического или юридического лица, органа государственной власти или местного самоуправления с требованием взыскать с должника алименты либо другие денежные суммы. Суд рассмотрел исковое заявление и принял решение взыскать эти суммы с должника, а потом выдал взыскателю исполнительный лист для предъявления государственному исполнителю.
Исполнительный лист – это исполнительный документ, выданный судом и полученный взыскателем для принудительного выполнения решения суда (п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона от 21.04.99 г. № 606-XIV, далее – Закон № 606). Требования к оформлению исполнительного листа установлены ст. 18 Закона № 606.
Получив от взыскателя исполнительный лист, госисполнитель в течение трех рабочих дней выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором должнику дается срок для добровольного исполнения решения – 7 дней (п. 1 ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 25 Закона № 606).
Исполнительный лист будет храниться в деле исполнительного производства (п. 7.10 Инструкции по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Минюста от 02.04.12 г.
№ 512/5, далее – Инструкция № 512/5). Госисполнитель вынесет и направит предприятию постановление об обращении взыскания на зарплату должника, оставив у себя копию для контроля (ч. 3 ст. 68 Закона № 606; п. 7.
3 Инструкции № 512/5).
В каких случаях госисполнитель присылает работодателю постановление об обращении взыскания на зарплату должника?
Возможность удержания задолженности из зарплаты должника предусмотрена ч. 1 ст. 127 КЗоТ. Но только в случаях, когда (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 68 Закона № 606):
- должник в установленный госисполнителем 7-дневный срок не уплатил добровольно сумму, подлежащую взысканию;
- у должника отсутствуют счета в банках и недостаточно имущества для погашения задолженности;
- взыскание касается периодических платежей (алиментов);
- сумма, подлежащая взысканию, не превышает 3 654 грн. (3 размера минимальной заработной платы, которая по состоянию на 1 августа 2015 года составляет 1 218 грн.).
Как должно быть оформлено постановление госисполнителя, присланное на предприятие?
Постановление должно быть подписано госисполнителем, скреплено печатью органа государственной исполнительной службы и содержать (пп. 7.3.1, 7.3.2 Инструкции № 512/5):
- полное наименование и местонахождение предприятия, которому направляется постановление;
- размер отчислений (удержаний);
- реквизиты счета, на который необходимо перечислять удержанные средства, или реквизиты адресата для перечисления средств почтовым переводом;
- порядок взыскания суммы долга. Если срок платежа не установлен, тогда деньги надо перечислять получателю до 10-го числа каждого месяца, следующего за отчетным (ч. 1 ст. 69 Закона № 606);
- требование направлять отчеты об отчислениях (удержаниях) и платежах с указанием их периодичности и адреса, на который отправлены деньги. Отчет подается каждые 6 месяцев, либо по окончании срока выплат, либо при увольнения должника по единой форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 512/5 (ч. 1 ст. 69 Закона № 606, п. 7.8 Инструкции № 512/5).
А если должник работает по совместительству на нескольких предприятиях, куда пришлют постановление?
В этом случае госисполнитель выносит отдельные (для каждого предприятия) постановления об обращении взыскания на зарплату работника-должника. В каждом будет указан конкретный размер отчислений (удержаний). Тогда деньги будут удерживаться из заработка по каждому месту работы (п. 7.6 Инструкции № 512/5).
Обратите внимание: если вы получили постановление в отношении работника-совместителя, то пересылать такое постановление на его основное место работы не надо. Ведь из постановления ясно, кому оно направлено (указан конкретный работодатель). А уведомлять госисполнителя о наличии у работника основного места работы действующим законодательством не предусмотрено.
Действия предприятия после получения постановления госисполнителя
Рассмотрим несколько вариантов.
Вариант 1. Работник уже уволился
Надо известить госисполнителя о невозможности исполнить вынесенное им постановление, так как должник уволился с предприятия. Это можно сделать, направив госисполнителю (государственной исполнительной службе) письмо, к которому приложить заверенную копию приказа об увольнении работника-должника.
Вариант 2. Работник уже погасил задолженность
Исполнение решения суда является основанием для завершения исполнительного производства (ст. 49 Закона № 606). Если по каким-то причинам госисполнитель не в курсе, что должник уже погасил задолженность, предложите своему работнику:
- безотлагательно обратиться к госисполнителю и представить платежные документы, подтверждающие погашение долга, чтобы гос-исполнитель вынес постановление о закрытии исполнительного производства;
- написать на имя работодателя заявление о полном погашении задолженности, к которому приложить копию документа, подтверждающего оплату (например, ксерокопии квитанций банка).
Затем предприятие может обратиться с запросом к госисполнителю (в государственную исполнительную службу) по поводу того, что делать в этом случае. И приложить к такому запросу копии платежных документов, подтверждающих погашение работником долга (ч. 2 ст. 6 Закона № 606).
Вариант 3. Работник еще не погасил задолженность
Постановление госисполнителя об обращении взыскания на зарплату является обязательным для выполнения предприятием (ч. 1 ст. 5 Закона № 606). Поэтому бухгалтеру придется производить удержания (отчисления) из заработной платы работника.
Порядок учета постановлений об обращении взыскания на зарплату работников законодательно не установлен. Поэтому каждое предприятие вправе вести учет таких постановлений в удобной для себя форме.
Сколько можно удержать из зарплаты должника
Размер отчислений (удержаний) из заработной платы ограничен (ст. 128 КЗоТ, ст. 26 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, ст. 70 Закона № 606). При каждой выплате зарплаты общий размер всех отчислений (удержаний) не может превышать:
- 20 % зарплаты, подлежащей к выплате работнику (общее правило);
- 50 % – при выплате по нескольким исполнительным документам из зарплаты должника, отбывающего наказание в виде исправительных работ, и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
- 70 % – при взыскании алиментов.
Удержания (отчисления) производятся из суммы «чистой» зарплаты. То есть из суммы, которая подлежит выплате работнику на руки после удержания НДФЛ и ЕСВ (ч. 1 ст. 70 Закона № 606).
Нередки случаи, когда работник согласен на разовое полное погашение задолженности за счет своей зарплаты (это не касается алиментов).
В такой ситуации рекомендуем взять у работника заявление, в котором он просит не учитывать установленный законом размер ограничений и произвести погашение задолженности в полной сумме одним платежом из заработной платы, причитающейся ему за текущий месяц.
Из каких выплат нельзя производитьудержания (отчисления)
Действующим законодательством определены выплаты, на которые взыскание не может быть обращено (ст. 73 Закона № 606), в частности это:
- выходное пособие;
- компенсация за неиспользованный отпуск (кроме случаев, когда работник получает при увольнении компенсацию за отпуск, не использованный в течение нескольких лет);
- возмещение командировочных расходов;
- гарантийные выплаты работнику в связи с переводом на работу в другую местность;
- полевое обеспечение, надбавки к заработной плате, другие суммы, которые выплачиваются вместо квартирных и суточных;
- разовые выплаты за счет средств социального страхования (пособие по беременности и родам, единовременная помощь при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, помощь на лечение, пособие на погребение);
- суммы необлагаемого размера материальной помощи.
Как действовать, если работник-должник увольняется
Допустим, работник, из зарплаты которого бухгалтер производит удержания, уволился по своей инициативе или был уволен по инициативе работодателя. В таком случае в течение 3 календарных дней предприятие подает госисполнителю Отчет об осуществлении отчислений и выплат (приложение 2 к Инструкции № 512/5) за период с момента подачи последнего отчета по дату увольнения работника.
Если предприятию известно новое место работы должника (например, при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 36 КЗоТ – перевод на другое предприятие), то известить об этом госисполнителя предприятие может (но не обязано) в сопроводительном письме к вышеуказанному отчету.
ВЫВОДЫ
Постановление об обращении взыскания на зарплату работника является важным документом, исполнение которого будет контролироваться госисполнителем (п. 7.4 Инструкции № 512/5).
Несвоевременная подача или неподача отчета может быть расценена как невыполнение законных требований государственного исполнителя. Это чревато для должностных лиц предприятия штрафом в размере от 20 до 70 НМДГ (от 340 до 1 190 грн.) на основании ст. 18813 КУоАП.
Источник: //uteka.ua/publication/commerce-12-zarplaty-i-kadry-3-vzyskanie-alimentov-i-drugix-summ-s-rabotnika-predpriyatiya
Уголовная ответственность за неуплату по исполнительному листу
Для всех граждан без исключения исполнение судебного постановления является обязанностью, которой нельзя избежать. А те, кто пытается это сделать, привлекаются к ответственности. Уклонение от исполнения решения суда всегда приводит к штрафу или уголовной ответственности.
Особенности уклонения от исполнения решения суда
Если суд выносит определенное постановление, участники заседания обязаны его выполнять. По закону требования, указанные в таком решении, бывают двух видов:
- Имущественные. Это означает, что человек обязан совершить действия, направленные на уплату чего-либо, на возврат долга, вещи и т. д.
- Неимущественные. Суд обязует гражданина выполнить определенное действие, не связанное с финансовыми расходами. Например, заключить или расторгнуть соглашение, прописать на жилплощади несовершеннолетнего и т. д.
Выполнение судебного постановления является обязанностью не только истца и ответчика, но и третьих лиц. К примеру, если необходимо уволить участника процесса, то это предписание должен выполнить его работодатель.
Справка: неисполнение решения может привести к административной или уголовной ответственности.
Уклоняться от обязанности можно разными способами. Но с юридической точки зрения, под уклонением подразумевают:
- Активные действия лица. Это может быть сокрытие имущества, требуемое для погашения долга и т. д.
- Бездействие. Уполномоченный на выполнение постановления человек, в том числе и госслужащий, игнорирует все предписания суда.
На практике часто встречаются оба вида невыполнения судебных решений. Поэтому уклонистов часто заставляют осуществлять обязанности принудительно. Существует стандартная процедура, которая состоит из следующих этапов:
- Выдача судом соответствующего исполнительного листа.
- Передача документа судебным приставам.
- Проведение работы по принудительному выполнению решения.
После этого должник вынужден общаться с судебными приставами. А у них достаточно предусмотрено мероприятий, которые могут заставить человека исполнить свою обязанность. Это арест имущества, обращение по месту работы лица и т. д. Но помимо принудительного выполнения постановления есть еще дополнительные виды наказания.
Законодательная база
Уклонение от обязанности исполнять судебные постановления преследуется по закону. Ответственность за нарушение, а также процедура принудительного исполнения решений суда закреплены в нескольких нормативных актах. В частности, определенные санкции содержат Уголовный кодекс, КоАП, Гражданско-процессуальный кодекс и т. д.
Процедуру исполнения судебных решений регламентирует ФЗ № 229 от 02. 10. 07 г. Нормативный акт содержит 130 статей, регулирующих все действия суда по принуждению физических и юридических лиц выполнять постановления. ФЗ № 229 также включает статью, содержащую санкции за невыполнение судебных решений (ст. 113).
Кто считается злостным уклонистом
Существует такое понятие, как злостное уклонение физическим лицом от выполнения судебных предписаний. Под ним подразумевается намеренное и систематическое неисполнение. Чаще всего систематическое невыполнение решений суда касается случаев неуплаты алиментов, штрафов или кредитов.
Обычно суд решает, является ли гражданин злостным уклонистом. Но есть ряд обстоятельств, свидетельствующих об этом:
- Изменение лицом места жительства.
- Сокрытие сведений об имуществе и доходов.
- Неуплата в течение 4 месяцев и более.
- Пребывание в розыске (например, за долги по алиментам).
Это далеко не весь перечень, указывающий на умышленное уклонение лица от выполнения предписаний. Человек может иметь значительный долг, а также игнорировать любые действия судебных приставов. Особо злостные уклонисты никак не реагируют даже при привлечении к уголовной ответственности.
Например, за длительную и намеренную неуплату по кредиту, несмотря на предписания суда, человека могут привлечь к оплате штрафа не менее 200 тыс. рублей. Помимо этого, ст. 177 УК РФ предусматривает срок лишения свободы до 2 лет. Если же гражданин игнорирует исполнение обязанности по уплате алиментов, то срок тюремного заключения составит 1 год.
Какое наказание предусмотрено
Для физических лиц, невыполняющих судебные предписания, существует несколько видов ответственности. Условно их можно разделить на материальную, административную и уголовную ответственность. Материальное наказание подразумевает дополнительное взыскание с лица исполнительного сбора.
Административные санкции, используемые по отношению к физ. лицам, содержат ст. 17.14 и 17.15 КоАП. Минимальный штраф составляет 1–2, 5 тыс. рублей.
Если говорить о юридических лицах, то есть об организациях, то для них также предусмотрено наказание.
Невыполнение требований юрлицом может привести к штрафу, размер которого колеблется в пределах от 30 тысяч до 1 млн. рублей.
Уголовная ответственность по статье 315 УК РФ не касается обычных граждан, вынужденных исполнять судебные решения. Речь идет исключительно о госслужащих, представителях власти и служащих частных организаций, которые проигнорировали постановление или препятствовали его выполнению.
Санкция данной статьи предусматривает:
- штраф (не более 200 тыс. рублей);
- обязательные работы (480 часов);
- принудительные работы (2 года);
- тюремное заключение (до 2 лет).
Если невыполнение решения осуществляется в арбитражном процессе, то санкция ст. 332 АПК РФ включает взыскание штрафа. Его размер составляет:
- 2, 5 тыс. рублей (для физ. лиц);
- до 5 тыс. рублей (должностным лицам);
- до 100 тыс. рублей (юридическим лицам).
Решение суда обязательно нужно выполнять. Если оно кажется незаконным и нарушает гражданские права, его можно обжаловать. Но самовольное игнорирование подобных предписаний рано или поздно приведет к серьезным последствиям.
Это касается физических и юридических лиц, лиц, занимающих определенные должности. Если возникают проблемы с уплатой кредита, лучше не скрываться и решать вопрос напрямую с кредитором. Иначе банк может обратиться в суд, из-за чего должнику придется иметь дело с судебными приставами.
А игнорирование их требований рано или поздно приведет к уголовной ответственности.
Источник: //ypravo.com/uklonenie/ot-ispolneniya-resheniya-suda.html
Как заставить должника платить по исполнительному листу
Неисполнение судебных актов является на сегодня самой большой проблемой для российской системы правосудия.
Даже после того, как истец получит судебное решение на руки, ему будет сложно добиться последующего исполнения этого решения.
Не все знают, как быть, когда должник не выплачивает по исполнительному листу. Получить деньги в таких случаях непросто, но все же можно.
Основные причины того, что должник не спешит выплачивать долг по исполнительному листу таковы:
- Должник не имеет в своем распоряжении денежных средств или какого-либо имущества, за счет которого он мог бы погасить долг.
- Должник избегает от исполнения обязанностей, возложенных на него первоначально распиской или договором, а после – решением суда.
После того, как судебное решение вступило в силу, истцы часто не знают, как получить долг по исполнительному листу и что делать с исполнительным листом из суда. После получения исполнительного листа на руки, следующим шагом будет сбор информации о том, какие источники дохода имеет должник.
Некоторые истцы не знают, что делать, если не платят по исполнительному листу, и полагаются только на помощь ФСПП. Первое время не стоит обращаться за помощью к службе судебных приставов. Более эффективным шагом будет обращение в ИНФС по месту постановки на учет должника.
Налоговая предоставит информацию об имеющихся расчётных счетах должника.
Заявление в ИФНС
Как исполнительный лист будет получен на руки, заинтересованная сторона (взыскатель) сможет обратиться в Налоговую инспекцию с целью получения данных об имеющихся расчетных счетах должника.
Получение такой информации можно только при предъявлении соответствующего запроса и подлинника исполнительного листа. Срок для предъявления требований, если ответчик не платит по исполнительному листу, не должен истечь на момент обращения в ИФНС.
Исполнительный лист после обращения в Налоговую остается на руках у взыскателя.
Обращение в банк
ФЗ №8 «Об исполнительном производстве» позволяет взыскателю самостоятельно заниматься взысканием средств с должника после решения суда и получения исполнительного листа на руки.
Когда информация о счетах должника будет получена, необходимо будет обратиться в банк, где открыты счета должника. Исполнительный лист в банк должника подается вместе с заявлением о перечислении средств на счет истца. Банк будет рассматривать это заявление в течение трех рабочих дней.
Источник: //sozvezdie-zakon.com/ugolovnaya-otvetstvennost-za-neuplatu-po-ispolnitelnomu-listu/
�������������� ����� �� ���������: ������� ������ � ������ ������� ���������
��� ��������� ������������� ��������������� ����� � ��������� ���������� ����� � ��������� ��������� ������ ����������� ���������� ����������� ��������� � ���� ����� ��� ��������� �� ��������.
������� �� ����������� ������������ ��� � ����� �������� ������ �������� ����������� �� ��������������� ����� ��� ��������� � ��������� � ������������ �� ������������ �� ��������� ����������.
����� ����, ������ ���������� �������� ����������������� � ����������� �� ��������, ���������� ���� ����������.
�� �������������� ���������� ������������� ����� ������ ��������� – ���������� �������, ����� �� ��������� ��������������, ������������ ������, ���������� �����, ����������� ������� �����, � �.�. ��� ������� ��������� ���� �� ������������ ���������������� �� ���������� �������� ����������� � ������������ � �������, ����������� ��� ������� ������� ��������� ����.
� ���������1�:�������� ����������� �������� ��� ��������� �� �������������� ������.
���������������� �� �������������� ����������
�������� ��. 137 �� ��������� �� ������ ����� ����� ���� � �������, ������������������ �������� �������� ��� ����������� ������������ ��������. �������� ������ ��������� �� ������ ���� ������ 20%, � � ��������� ��������� (�������� ���������� ����������-�������� �����) – �� ������ 50%.
����� ���������� ��������, ��� ������� �������� ��������� ����� �� ������ 70%, � �������, ��������� ���������� ������, ���������� ����� ��� ������. ��� ����� �������� ��������� ������������ ���������� �� ����, ��� � ����� ��������� ���������. ������� – ������ ���� �������� ����������� �������� �� ����������.
���� �� �������� ��� ��������� ���� �� ��������� �� ��� ������ ����� �����-���� ����� ��� ��������, �� � ������ ������ ����� ��������� ���������������� �� ���������. ����� �������, ��� �������� �����������, � ����� ������� ��������� ����� ����� ���������� ���������� ������ �������� ������� �� �������� ���������.
�����! ����������� �������� �� ���������, ����������� � �����������, ����� ����� ������� ����������� ����, ��� ��������� �� ����������. � ���� ����� ��������� ������� ���������� ��������� �� ������������ ��������� �� ����������, � ����� ��� �� ������� ������ ����������� ����.
������ ���������
�� �������������� ����� ��� ��������� ��������������� ����� ���������� ����� ����������� � ����������� ����������� – � ������ ������ ������� ����� ������������ ��������� � ��� ���������� ������ ����� �� ���������. �������� ������ ��������� ��������� ���� ��������� ��������� ������� ���������.
��������, ���� �� �������� ������������ � ������ ������� �� ������� ������������ ��������, �� ��������� ����� ��� ��������� � �������� �� ��������. ���� �������� ������� ��������� ����� ������� ������������ ��������, �� ������ ��������� ����� ����������� �� ������ ����� �� �������.
��� ��������� ����� ���������� �������� �������� �� ��, ������� �� � ��� ���������� ���� ������ �������� ���������. �� ������ ������� �������� ��������, ��� �������, �������������� ��������� ������ �������������.
� ��������, ����� �������������� �������� ������� ������������ ������� ����� ��������� ���� ������ ���������, ���������� ������ �� ����� ������������� – �� ���������� �� �����, ��������� � ���������, � ��� ����, ����� �������� ����� � ���� � ����.
���� � ����� �������� ��������� �� �������������� ����, �, ��������, ����������� ����������� ���������� ��� �������� ������, �� ��������� ������ ����������� ��-�������.
��� �������� �������� ��� �������� �������������� ���������� ������ �������������, ��������� ���������� ����� �� ����������� � ���������. � �������, ����� ���� ���������, ��� � ������ ������� ���������� ���������� ������� � ������� 25%.
� ����� ��������� �������������� ���������� ����� � ����������� �� �������� ������� ����������. ��� ���� �������� ������ ��������� ����� �� ����, ������� ��������� ������� � ���������.
������ �� ����������
��� ������� �������� ��������� ��������� ������ ��������������� �� ������, ������������������ �����������������:
- �� 50% – � ����� �������;
- �� 70% – � �������������� �������.
� �������������� ������� ��������� ���������� �������; ���������� �����, ����������� �������� ����� ����; ���������� ����� ��������, �������� ����� � ����� � ��������������� ������ �� ����� �� ���������; ���������� ������, ����������� ��-�� ����������� ������.
������ �� �������� ����� ��������� ������� �� ������ ����, � ����� ������ ������� ����� ����������� ��������� �� ���������.
�������� ��� �������� ��� ��������, ����� �� ������ ��������� �������� ����� ��������� �������������� ����������.
� ������ ������ ��������� �� ������� ���������� ����� ������ �������, ����� �� ���������� ���������� �������� ����� ������, �.�. �������� �������� �� ����������� �������������� ���������� �� �������������� ����������.
� ������ ������� ��������� �������������� ��������, ��������� ����, � ����� ����������� ���������� �����. ����� ���������� �������������� �� ������� �������� �, � �������, ���������� ����� � ��������� ������������� �� ������� ��������� � ��������� �������.
� ����� ����������, ��� ������� ���������� ������������� ����������, ����������� � ������ �������. ���� ������� �����������, �� ���������� ��������� ������� �� ����������� �� ��������� �������� – ������, ������� � �.�.
������� ������ � ��������������� �������
� ����������� ��������� ��������� ��������� �� ��������, ����������� ������������ ������ �������� ���������. � ���� ����������� ��������� ���������:
- ����� ��������������� �����;
- ������������� �� ��������� ��������������� �����;
- ��������� ����� � ��������� ����������� ��� ������������ ���������� ����.
��� ��������� ������������� �� ��������� �� ���������� ����� ����� ���������� ����� ��������:
- ���������������� �������� � ������ �������, ����� �������� ����� ��������������� ��������� ��������������;
- ��������� � ��������� ��������� �������� �������� �������. ��� �������� ����� ����������, ��� �������������� ���� ��� ������� ������������ � ������ �� � ����������;
- ���������� ����������, �� �������� ������� �������������� ��������, � ��� ����������� ����������� ��� �������;
- �������� ���������� �� ������� �������� ������������������ ������������� �� ���������;
- ������� ����������� �������� �� ������� ��� �������� ��������.
� ����� ����������� ���������������� �������������� ���������� � ���������������� ��� ������� ��������, ��� ������ �� ������ ��������������.
������ ���� �������� ����� ������ ��� �� ����� �������������� ��������� �������� ���������, ��������, ��� ���������� ����������, �� �� �������� � �� ����������� ��� ����� ������� ����� �������� �. 3 ��. 17.14 ���� ��, � ������ �� ������������ �� 50 �� 100 ���. ���. � �� ������������� ��� �� 15 �� 20 ���.
���. ����� �� ���������������� ��������� �������������, ���� �� ��������������� ��������� �� ����� ��������� ��������� ���������� �� ��������� � ������������ �������.
�������� �� ��������� �������������� ������ ����������� �� �������� ���������. ��� ����� ����� ��������� �������� � ���������, ������� ���� ���������� �������������� ��������� �� �����������.
�����! � ����� ������ ����������� �� �������� ������� ������������� ��������� ������������ ���� � �������� �������������� ������. ����� ������� ��������� ������������� ���, ������� ����� ����������� �����������, �������� � ���������� ����������.
������ ������� ���������
���������� ������ ������� ��������� �� ���� �������������� ����������, ����������� � ����� ������������ � ��������� ������ ����������.
������ ���. ���� – �� ��������� ���������� ������ �� ������� � ������� 25% �� ������ �����.
������ ���. ���� – �� ��������� ����� �� ���������� �������� � ������� 50% �� ��������, ������� ����� 15 000 ���.
�� ������� 2019 �. ���������� ��������� �������� – 25 000 ���. �� ����� ����� �������� ����������� ��������� ����� – 1400 ���. �� ������������������� �������.
��������� ������ ���������� ��������� �������:
- ���� = (25 000 – 1 400) * 13% = 3 068 ���.
- 1 ���. ���� = (25 000 – 3 068) * 25% = 5 483 ���.
- 2 ���. ���� = (25 000 – 3 068) * 50% = 10 966 ���.
������ �� ������� ���. ��������� ����� ������ ���� �������� � ������� �������, ��������� ���������� ������ ��������� �� ������� ���. ���������:
- (25 000 – 3 068) * 50% – 5 483 = 5� 483 ���.
���������� ������������� �� ������� ���. ��������� ����� ����� ���������� � ��������� ������ ����� �� �������, �� ���� ����� ��������� ���������.
����������� ���������
��� ���������� �� ������ ����� ����� �������� �������� �� ��������� ������:
- ��������� �� ����� �������� ��������� ����� �������, ��������, ��������������� ������� ��� ��������� �� ������������ �������, ��������� ����� ��������������� ������ � ��.;
- ����� �� ������������ ����� ����� ���� �������� � ����������, � ��������� �������� ������������ ������ ���������. ��� ����� ���� ��� �������� ���������� ���������� �� ���������� ���������� ���������, ��� � ������� �� ������� �� �����. ���������� �����������, ������������� �����������������, �� ��� ����� �� ����������������;
- ��� ����������� ������ ���������� �������� ����������� ������ � ����� ������������, �. �. �� ������������� �� ������� ���������� ���������� ���������� �� ����������;
- �������� �������� ����� ���������, ��� ������������ ������ ���������, ���� �� ����� ����������, ���� �� ������ ����������.
������������� �����
��� �������������� ��������� �������������� ������ � 1� ���������� ������� ��������� ���������, � ������ ��������� �������, ��� ����� ��������� ��������� �� �������������� ������. � ���� ������ ����� ������������� �������������� ������ ��������� � ������������ � ���������� ������������ �� ������� ���������.
����� ����� ��������� ������ ������, ������� ����� ����������� � ������������ ���� ��� ��������� �� �������������� ����������. ������ ����� �������������� � ����������� �� ����, ��� ����������� � ��������� ���������� ��������.
��� �������� ���������� �� ����������� ��������������� ����� � 1� ������������ �������, ��������� � �����������. � ����������� ��������� ����� ������� ��� ������ �������, ������������ � �������������� ���������. �� ��������� ��������� ���������� ����� ����������� �������� ����� ��������������� ���������. �������� �� ���� ��������� �������� � ������ ������ ����� �������������� ����������.
���������������� ��������� �� �������������� ���������� ���������� �� ��������� �������� �� ���������� ��������. ��������� ����� ����������� �������� ���������� � ��������� ������������ ������� ���� ��������� �� ���������� ����� ���������� ������ ����� ����������� ����.
��������������� ���������� �� ����� �������������� ��������
���� ��������� �������� ������ ��� ��������� ��������������� �����, �� ������� �������� ����� �� ���������. �� ����� ���� ������ ���������� � ���, ��� ���������� ��� ������� ����� � ������� 30 ���. ���. �� ��, ��� �� �� �������� ���������� ��������� �� ��������� ���������.
��� ���������� ����� ����������� ��������������� ��������� ������������� ������������ ������� ��� � ���������1�:���, ������� ����� �������������� ������������ �������� ��������� �������� �������� ��������. ����� �������� ��������� ���������� ���� � �������� �� ��������� ���������������� ��������������� � �������� ��� ���������� ���������������� ��.
�������� �������?��������� ���������� ������������ ����� ������������!
�������� ���������� ������������ ��������!
Источник: //www.1cbit.ru/blog/ispolnitelnyy-list-na-vashego-sotrudnika/