Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

Гражданам | Минстрой России

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

1. Как улучшить жилищные условия многодетной семье?

Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 1999 г.

 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) отнесено к расходным полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г.

№ 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, а также устанавливают льготы для таких семей, в том числе предоставление многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

В рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. 
№ 1710, осуществляется государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям, установленным указанным постановлением.

В первую очередь в списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в планируемом году, включаются молодые семьи, имеющие трех и более детей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом в рамках мероприятия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, предоставляются  субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья эконом-класса, а также предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей.

Субсидии предоставляются субъектам по итогам ежегодного отбора, проводимого Минстроем России на основании представленных заявок субъектов.

Также согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» граждане, имеющие трех и более детей, могут быть приняты в члены жилищно-строительного кооператива, на основании соответствующего заявления, которое указанные граждане могут подать в орган местного самоуправления по месту жительства.

2. Какие меры господдержки в части улучшения жилищных условий существуют сегодня?

Меры господдержки в части улучшения жилищных условий:

1. Обеспечение жильем молодых семей

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включающая в том числе основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей».

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

Участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет).

3. Строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

Застройщик в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по установленной ФОРМЕ с приложением документов, указанных в части 3 статьи 51.1 Кодекса
Срок рассмотрения 7 рабочих дней со дня поступления уведомленияУполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в соответствии с частью 7 статьи 51.1 Кодекса:проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
В случае получения застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров либо ненаправления уполномоченным органом в установленный срок уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве согласно части 13 статьи 51.1 Кодекса
Застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений орган, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в уполномоченный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (Часть 16 статьи 55 Кодекса )

Источник: http://www.minstroyrf.ru/dwellers/

Права и обязанности граждан в сфере ЖКХ

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

В связи с большим количеством обращений граждан по вопросам их прав и обязанностей при получении жилищно-коммунальных услуг, приводим перечень прав и обязанностей потребителей услуг ЖКХ.

Пунктами 33, 34 и 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила), закреплены права и обязанности потребителя, которые приведены ниже.

Потребитель имеет право:

– получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

– получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

– требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

– требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

– требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

– требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства  Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;

– требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

– требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребитель обязан:

– при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

– при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;

– обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки;

– допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время;

– допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;

– информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

– своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребитель не вправе:

– использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;

– производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;

– самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;

– самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;

– осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12оС;

– несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай
(г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 35  тел. (388-22) 2-25-26, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

Источник: http://www.04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/hape/2523-22022013.html

Официальный портал Красноярского края / Статус и полномочия Губернатора края

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

В соответствии с Уставом Красноярского края Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом региона и возглавляет краевую исполнительную власть.

Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие, исполнение законов края.

Губернатор края совместно с Законодательным Собранием края определяет:

  • основные направления экономической и социальной политики в крае;
  • стратегию взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации;
  • стратегию международного и межрегионального сотрудничества края;
  • обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти края с иными органами государственной власти края;
  • организует взаимодействие органов исполнительной власти края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями.

Губернатор края избирается жителями края сроком на пять лет. Губернатором края может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший ко дню ания 30 лет. Гражданин Российской Федерации, избираемый Губернатором края, не может замещать должность более двух сроков подряд. Избранный Губернатор края может быть отозван избирателями.

Церемония вступления в должность проходит в определенный Законодательным Собранием края день. Губернатор края вступает в должность в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания края, представителей органов местного самоуправления и общественности.

На церемонии Губернатор края произносит присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Красноярского края соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Красноярского края и законы Красноярского края, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Красноярского края, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, приложить все свои силы и знания на благо Красноярского края».

При осуществлении своих полномочий Губернатор края обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, Устав и законы края, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Губернатор края:

  • представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края;
  • принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания края;
  • обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края;
  • осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, Уставом и законами края;
  • определяет структуру органов исполнительной власти края с учетом системы органов исполнительной власти края;
  • формирует Правительство края, принимает решение об отставке Правительства края;
  • формирует Администрацию Губернатора края;
  • назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора края, заместителей Губернатора края, руководителей иных органов исполнительной власти края, а также иных должностных лиц;
  • руководит органами исполнительной власти края, подчиненными Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края;
  • вправе отменять правовые акты Правительства края, иных органов исполнительной власти края или приостанавливать их действие с указанием мотивов (обоснованием) принятого решения;
  • вправе отзывать проект закона края, внесенный в Законодательное Собрание края Правительством края;
  • принимает решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ – представителя от Правительства края;
  • назначает половину членов Избирательной комиссии края с правом решающего голоса;
  • назначает и отзывает представителей края при органах государственной власти РФ, в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах и при международных организациях после проведения консультаций с Законодательным Собранием края;
  • представляет в Законодательное Собрание края ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства края и возглавляемых Правительством края органов исполнительной власти края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием края;
  • обращается в Конституционный Суд РФ от имени органов исполнительной власти края;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания края;
  • представляет Законодательному Собранию края программы социально-экономического развития края и отчеты об их исполнении;
  • награждает наградами и присваивает почетные звания края в соответствии с законом края;
  • создает постоянные и временные комиссии, советы и другие консультативные и совещательные органы при Губернаторе края;
  • использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти края, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями, предприятиями и иными организациями;
  • принимает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, вносит в Законодательное Собрание края проект закона края о роспуске представительного органа муниципального образования;
  • осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта РФ федеральными законами, Уставом и законами края.

Полномочия, принадлежащие Губернатору края, осуществляются им лично. Губернатор края вправе под свою ответственность передать первым заместителям Губернатора края осуществление отдельных полномочий, а также заместителям Губернатора края.

Для обеспечения исполнения полномочий Губернатора края в краевом парламенте также учреждена должность полномочного представителя Губернатора края в Законодательном Собрании края.

Губернатор края использует печать Губернатора края с изображением герба края, а также иные официальные символы государственной власти. В случае, когда Губернатор края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора края, определенный Губернатором края.

Если должность Губернатора края оказывается вакантной, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий Губернатора края или временного отстранения Губернатора края от должности, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности Губернатора края. Полномочия временно исполняющего обязанности Губернатора края прекращаются с момента, когда Губернатор края приступает к исполнению своих обязанностей.

Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края.

Назад

Источник: http://www.krskstate.ru/governor/statusguber

Права граждан при получении медицинской помощи

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.

Глава 4 устанавливает права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Право на охрану здоровья

1. Каждый имеет право на охрану здоровья. 2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь. 2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. 3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица имеют право отказаться от медицинского вмешательства. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Источник: https://admtyumen.ru/ogv_ru/society/health/medical_insurance/more.htm?id=10978993@cmsArticle

Как защитить свои права в сфере ЖКХ?

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

26 сентября

Правовая серия Общественной палаты Самарской области пополнилась еще одной брошюрой

В Общественной палате Самарской области состоялась презентация новой брошюры «Как защитить свои права в сфере ЖКХ», выпущенной в правовой серии палаты «Наши права. Актуальные вопросы и ответы».

«В новой брошюре мы акцентировали внимание на том, как обратиться в те организации, которые так или иначе контролируют сферу ЖКХ, — рассказал председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, руководитель регионального центра „ЖКХ Контроль“ Виктор Часовских.

— Какие вопросы принимают к рассмотрению те или иные организации в соответствии с их компетенцией? Посредством каких каналов связи принимаются обращения? В какие сроки организации и ведомства должны дать ответ? Каковы особенности рассмотрения обращений граждан в том или ином контрольно-надзорном ведомстве? Все это очень важные вопросы, ответы на которые необходимо знать, чтобы не ходить по кругу, не получать отписок вместо содержательных ответов и в конечном итоге не тратить время впустую, а действительно добиться решения возникшей проблемы».

В электронном виде брошюра «Как защитить свои права в сфере ЖКХ» размещена на сайте Общественной палаты Самарской области.

«Мы надеемся, что по уже сложившейся традиции наша новая брошюра, учитывая ее актуальность, будет размещена и на сайтах органов местного самоуправления, что также повысит ее доступность для граждан. Уверены, что эта брошюра, собственно как и вся выпускаемая Общественной палатой серия „Наши права. Актуальные вопросы и ответы“, будет интересна и полезна жителям Самарской области, — отметил Виктор Часовских. — Споры, связанные с защитой прав жителей, как потребителей услуг, крайне распространены в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы могут возникать разные: от невыполнения работ по текущему ремонту дома до неправильного начисления платы за услуги ЖКХ. Буквально все мы сталкивались с ситуациями, когда в квартире внезапно отключали свет, из крана текла грязная вода, батареи практически не грели. Однако мало кто знает, что законодательство достаточно детально урегулировало механизм оказания коммунальных услуг, определило порядок фиксации оказания некачественных услуг, ответственность исполнителя. Как не стать жертвой недобросовестной управляющей организации, исполнителей коммунальных услуг и отстоять свои права в случае их нарушения — об этом мы рассказываем в своих брошюрах, посвященных защите прав граждан в сфере ЖКХ».

«К составлению обращений, жалоб запросов стоит подходить очень внимательно, поскольку порой буквально одно слово, одно выражение могут повлиять на то, какой ответ получит заявитель.

Простой пример: реестр собственников для проведения общего собрания в МКД управляющая компания должна предоставить инициатору проведения собрания; если же в „шапке“ запроса не будет указано, что заявитель является таким инициатором, УК может отказать в предоставлении данной информации.

Поступающие в Общественную палату и созданный на базе профильной комиссии Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ обращения анализируются и структурируются по объему, важности, тематике.

И свои информационно-правовые брошюры мы готовим как ответ именно на тот запрос, который есть на данный момент, — подчеркнул заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Игорь Косилов. — Встречи с жителями показывают, что эти брошюры очень востребованы».

По окончании презентации в режиме видеоконференцсвязи прошел очередной ежемесячный семинар-совещание профильной комиссии Общественной палаты с председателями советов многоквартирных домов и представителей ТСЖ и ЖСК муниципальных образований области. Ежемесячные семинары-совещания для активистов на местах важный канал получения информации о новеллах в сфере ЖКХ, возможность получить ответы на все интересующие их вопросы «из первых уст»: участниками встреч по приглашению членов палаты становятся представители контрольных и надзорных органов, профильных органов государственной власти региона, ресурсоснабжающих организаций.

Тематика совещаний формируется исходя из запросов самих жителей. В этот раз диалог был посвящен новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами: представители регионального оператора по обращению с ТКО и Государственной жилищной инспекции Самарской области подвели итоги первых восьми месяцев работы регоператора и ответили на вопросы представителей муниципалитетов.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Источник: https://www.oprf.ru/nw/50898

Отстаиваем свои права в сфере ЖКХ в судебном порядке: 6 вопросов к юристу

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

Дмитрий Бурняшев

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Доступность информации о правах собственников и о возможностях отстаивания таких прав и интересов, а также количество нарушений в сфере ЖКХ, способствует росту желающих отстаивать свои права в судебном порядке. Рассмотрим наиболее частые вопросы.

Предусмотрен ли досудебный или претензионный порядок урегулирования спора?

Условно, иски в сфере ЖКХ можно поделить на две группы:

  • иски об оспаривании решений общих собраний собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или ЖСК;
  • иски к управляющим компаниям, в том числе ТСЖ, ЖСК, об оспаривании начислений, действий или бездействия, договоров управления, взыскания причиненного вреда и т. д.

Ни в одном из перечисленных случаев нормами Гражданского процессуального кодекса и Арбитражного процессуального кодекса, а также иными законами, регламентирующими правоотношения в сфере ЖКХ, не предусмотрен досудебный или претензионный порядок урегулирования спора. Но он может быть предусмотрен в договорах, заключаемых с такими организациями. Таким образом, при обращении в суд по спорам в сфере ЖКХ, соблюдение претензионного порядка необязательно, если такой порядок не предусмотрен договорными отношениями.

Является ли процедура уведомления собственников при оспаривании решений общих собраний о намерении обратиться в суд досудебным порядком урегулирования? Какие последствия несоблюдения процедуры?

В рамках процедуры оспаривания решения собрания предусмотрена обязанность лица, оспаривающее такое решение, уведомить в письменной форме и заблаговременно участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу (п. 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса).

Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 (далее – Постановление № 25) обратил внимание, что установленное п. 6 ст. 181.

4 ГК РФ правило о заблаговременном уведомлении участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с иском в суд не является досудебным порядком урегулирования спора, в связи с чем в случае невыполнения истцом указанных требований суд не вправе возвратить исковое заявление на основании п. 1 ч. 1 ст.

135 ГПК РФ, а также оставить исковое заявление без рассмотрения на основании абз. 2 ст. 222 ГПК РФ (п. 115 Постановления № 25). Отсутствие доказательств об уведомлении других участников является основанием для оставления искового заявления без движения согласно п. 1 ч. 2 ст. 135 ГПК РФ.

Таким образом, при обращении в суд с оспариванием решения собрания необходимо приложить к исковому заявлению доказательства соблюдения процедуры уведомления участников о намерении обратиться в суд. В противном случае исковое заявление будет оставлено без движения, и истцу будет предложено в установленный определением срок соблюсти процедуру и представить в суд доказательства.

Кого именно надо уведомлять и каким способом?

Если оспаривается решение общего собрания собственников, то следует уведомлять всех собственников помещений в МКД как потенциальных участников общего собрания, имеющих право участвовать в собрании и на которых распространяется решение собрания согласно ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

Если оспаривается решение членов ТСЖ, то следует уведомлять также всех собственников помещений в доме, поскольку ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ установлено право как членов ТСЖ, так и лиц, не являющихся членами ТСЖ, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Сложность уведомления заключается в отсутствии законодательного указания на конкретный способ такого уведомления (вручение под роспись, направление заказным или иным способом), а также во множестве адресатов уведомления. В ст. 181.4 ГК РФ есть лишь указание на письменную форму уведомления.

В свою очередь, ВС РФ в п. 65 Постановления № 25, высказал позицию о возможности направить юридически значимое сообщение, которым является уведомление о намерении обратиться в суд, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в МКД.

Таким разъяснением ВС РФ в несколько раз увеличил возможность собственников обжаловать решения общих собраний, которые в определенных случаев “сдавались” на стадии оставления искового заявления без движения и невозможности уведомить абсолютно всех собственников под роспись.

Позиция ВС РФ активно используется в судебной практике.

Например, Верховным судом Республики Хакасии апелляционным определением от 26 июля 2016 г. по делу № 33-2496/2016 было отменено определение суда первой инстанции об оставлении искового заявления об оспаривании решения общего собрания собственников.

Суд указал, на законность одного из способа уведомления как размещение уведомления на информационном стенде дома. В свою очередь, коллеги из Забайкальского краевого суда в апелляционном определении от 10 марта 2016 г.

по делу № 33-1150/2016, рассматривая частную жалобу на определение об оставлении иска без движения, напомнили, что п. 6 ст. 181.

4 ГК РФ не содержит ограничений в способах извещения собственников, указывая лишь на необходимость письменного извещения, и указали в качестве примера извещение в форме размещения объявления на информационной доске.

Исходя из своей практики, отмечу, что размещая объявление лучше сделать фотографию с геолокацией (в таком случае в свойствах фотографии, как электронного документа, будет указан адрес дома, где она сделано), а также стоит сделать фотографию как самого объявления вблизи, так и общего фона (доски объявления).

Кроме самих фотографий в суд можно приложить в качестве доказательства и акт о размещении уведомлений, составленный в присутствии свидетелей (двух и более граждан).

Какой срок исковой давности по спорам в сфере ЖКХ?

В сфере ЖКХ существует несколько сроков исковой давности в зависимости от предмета спора и требований.

3 года – общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ, который, в том числе распространяется и на требования о взыскании задолженности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например, если речь идет о взыскании задолженности, то со дня, следующим за днем обязанности уплатить очередной платеж.

При этом, срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ (п.

41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г.

№ 22 “О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности”).

6 месяцев – срок для предъявления требований об обжаловании решений общих собраний собственников помещений в МКД согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

Срок исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Например, с даты размещения уведомления о результатах общего собрания на информационных досках и/или с даты размещения управляющей организацией протокола общего собрания в ГИС ЖКХ.

Аналогичный срок установлен и для иных решений собраний согласно п. 5 ст. 181.4 ГК РФ, например – решение общего собрания членов ТСЖ, ЖСК или иного жилищного объединения.

Каков размер госпошлины при обращении в суд?

При подаче исковых заявлений к управляющим компаниями госпошлину платить не следует, если сумма исковых требования меньше 1 млн руб., поскольку на отношения между собственниками жилых помещений в МКД и управляющей компанией распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 “О защите прав потребителей” (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)). А в силу п. 3 ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей), подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.

36 Налогового кодекса истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб.

При более высокой цене иска госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Если оспаривается решение собрания, то размер госпошлины составит 300 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

При этом Минфин России разъяснил, что при подаче в суд общей юрисдикции одного искового заявления тремя физлицами должна быть уплачена госпошлина в размере 300 руб. При этом каждое физлицо в таком случае уплатит по 100 руб.

(письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 августа 2017 г. № 03-05-06-03/53697).

Таким образом, чтобы определить сумму пошлины, необходимую уплатить каждым соистцом, следует общую сумму пошлины согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в 300 руб. разделить на количество соистцов:

  • по 150 руб. каждый, если двое;
  • по 100 руб. каждый, если трое;
  • по 75 руб. каждый, если четверо;
  • и так далее.

Обязан ли гражданин при иске о взыскании убытков к управляющей компании доказывать ее виновность в действиях или бездействии?

Гражданин при подаче иска о взыскании убытков не обязан доказывать наличие вины на стороне управляющей компании, поскольку граждане, являющиеся собственниками помещений в МКД, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления МКД, в связи с чем на данные правоотношения распространяется закон о защите прав потребителей (п. 7 Обзора № 3).

А это означает, если вред причинен в зоне ответственности управляющей организации (например, в результате аварии на общедомовом стояке холодной воды), то гражданин не должен доказывать наличие вины со стороны управляющей организации.

В свою очередь, согласно вышеуказанным разъяснениям бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если управляющая организация не согласна с требованиями и считает, что вред был причинен в результате действий третьих лиц, то именно на управляющую организацию возлагается обязанность по доказыванию этого обстоятельства в суде.

Так, например, она не будет отвечать за причиненный вред вследствие проведенных ремонтных работ собственниками помещений в МКД.

Собственнику было отказано в возмещении вреда из-за того, что собственник коммунальной квартиры самостоятельно выполнил работы по замене унитаза, и во время монтажа сломал часть чашки на крестовине канализационного стояка (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. № 05АП-572/15).

Большая масса требований в спорах с управляющими компаниями посвящена взысканию убытков вследствие заливов квартир, которые происходят из-за ненадлежащего исполнения обязательств управляющими организациями.

В итоге, при подаче иска о взыскании убытков, причиненными по данной причине, не следует доказывать виновность управляющей организации в силу вышеуказанных положений законодательства.

Аналогичная ситуация будет обстоять и с требованиями к ТСЖ или иному жилищному объединению согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г.

№ 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” – закон о защите прав потребителей распространяется на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/burnyashev/1296717/

Абсолютное право
Добавить комментарий