Кем был принят закон о государственной независимости рк

      Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

Содержание

Глава 1.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН – НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 1. Республика Казахстан – независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.

Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

Глава 2.
НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6.

Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

      Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.

      Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

      Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

Статья 7. Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

      Республика Казахстан регулирует миграционные процессы.

      Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию Республики в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

      Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

Глава 3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

      Право выступать от имени народа Республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

      Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

      Судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Республики Казахстан.

      Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.

Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

      Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

      Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики в соответствии с законодательством Республики.

Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

      Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Глава 5. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН – ЧЛЕН МИРОВОГО

СООБЩЕСТВА

Статья 13. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Глава 6. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

      Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

Глава 7.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы – герб, флаг, гимн.

      Столица Республики Казахстан – город Алма-Ата.

Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитетеКазахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

      Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

ПрезидентРеспублики Казахстан

Источник: https://tengrinews.kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_osnovyi_gosudarstvennogo_upravleniya/id-Z910004400_/

Казахстан – независимое государство (1991-2002 гг.) (стр. 1 из 8)

План

Казахстан – независимое государство (1991-2002 гг.)

1. Провозглашение независимости Казахстана

2. Партийная система Казахстана на современном этапе

3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года

4. Ликвидация Советской власти в Казахстане

5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия

6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года

7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года

8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия

9. Культурная жизнь в Казахстане на современном этапе

1. Провозглашение независимости Казахстана

10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”.

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;

использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики.

Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа.

Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту Флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта Гимна.

В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага – художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба – архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова.

Музыку гимна сохранили в прежней редакции – композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали – Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

2. Партийная система Казахстана на современном этапе

Годы существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.

В феврале 1993 года был образован союз Народное единство Казахстана (СНЕК), в 1995 году преобразованный в партию.

Судя по программным документам, новый союз намеревался стать организацией, обеспечивающий идеологическую, организационно-партийную и социальную поддержку курсу реформ, проводимых президентом.

В 1994 – 1995 годах на политической арене появилось сразу несколько политических партий.

В декабре 1994 года был проведен учредительный съезд Народно-кооперативной партии Казахстана (НКПК), которая объявила себя “демократической партией парламентского типа центристской ориентации”, а социальной базой считает “сельское население, работников сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания”.

В январе 1995 года была создана Партия Возрождения Казахстана. Партия считает своей социальной базой и намерена отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения: женщин, инвалидов, работников интеллигентного труда, прежде всего здравоохранения и образования. Партия считает себя либерально-демократической и центристской и насчитывает около пяти тысяч человек.

В начале 1995 года была создана Аграрная партия Казахстана (АПК). Ее главные цели – отстаивание социально-экономических и политических интересов аграриев, лоббирование их интересов в высших органах государственной власти. Партия насчитывает около 42 тысяч членов.

В этом же году были созданы партия “Новое поколение”, объединившая представителей отечественного предпринимательства.

Летом 1995 года была создана Демократическая партия Казахстана (ДПК). Как было сказано в программном заявлении, ДПК – партия государственников, ратующая за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество.

С момента создания партия заняла пропрезидентские позиции. Насчитывает около 19 тыс.

членов, в ее рядах руководители и рядовые представители национально-культурных центров, представители директорского корпуса и руководители среднего звена предприятий республики, государственные чиновники и творческая интеллигенция.

Весной 1997 года, произошло организационное оформление Либерального движения Казахстана (ЛДК) – председатель Бисенбаев А. – были приняты Программные положения и Устав движения.

Движение выступает за формирование институтов гражданского общества, правового государства, приоритет прав личности над иными правами, за частную собственность, в том числе и на землю, как основы свободной конкуренции.

Высший орган – съезд, Руководящий орган – ЦК. В 1998 году движение было преобразовано в политическую партию.

В 1999 году, в преддверие парламентских выборов, в Казахстане были созданы несколько политических партий. В январе председатель движения “Общественный штаб в поддержку кандидата в Президенты РК Н. Назарбаева” С. Терешенко заявил о преобразовании его в партию социально-

демократической направленности и парламентского толка, каковая и была создана под именем “Отан”.

Летом 1999 года было объявлено о создании “Гражданской партии Казахстана”. В августе 1999 года на II внеочередном съезде Гражданской партии была принята предвыборная платформа партии.

В экономической области партия выступала за возрождение и развитие отечественного товаропроизводства, деятельность в социальной сфере будет осуществляться по двум стратегическим направлениям: стимулирование трудоспособного населения и защита социально уязвимых слоев общества.

В начале 2000 года практически одновременно объявили о начале своей деятельности “Отаншылдар/Партия патриотов” Х. Кожа-Ахмета и Республиканская народная партия патриотов, под руководством депутата Мажилиса Г. Касымова.

С 1994 году произошло и организационное оформление оппозиции.

С весны 1994 года об оппозиции к проводимой властью политике заявили, и, следовательно, объявили себя оппозиционными: КПК, СПК, ПНКК, ГДК “Азат”, “Лад”, Независимый профцентр Казахстана (НПЦК), профсоюз “Б1рлесу”, Федерация профсоюзов Казахстана (ФПК), Рабочее движение г. Алматы, “Желтоксан”, Казахско-американское бюро по правам человека, “Новое Поколение”, Демократический комитет по правам человека РК, партия “Табигат”.

Весной 1994 года было заявлено о создании Координационного Совета общественных объединений – “Республика”. В него вошли КПК, СПК, ГДК “Азат”, “Лад”, объединение “Правовое развитие Казахстана”, ФПК, ПНКК, “Желтоксан”, Рабочее движение г. Алматы. “Республика” поставила своей задачей создать в Казахстане конструктивную оппозицию политике правительства.

Осенью 1994 года появилось еще одно “антипрезидентское” объединение – Гражданский Комитет Общественного спасения “Отан-Отечество”. В него вошли КПК, ВКП (б), ВЛКСМ, Алаш, Русская община, Рабочее движение Казахстана, Лад.

Источник: https://mirznanii.com/a/337193/kazakhstan-nezavisimoe-gosudarstvo-1991-2002-gg

День независимости: Как это было

16 декабря 1991 года была провозглашена независимость Казахстана. Один из свидетелей тех событий рассказывает, как принимали самый важный закон в истории нашей страны.

Инаугурация президента Казахстана

Первый шаг к независимости Казахстан сделал еще за год до ее официального провозглашения. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Это событие завершило «парад суверенитетов», после которого союзные республики стали проводить самостоятельную политику.

Провал попытки государственного переворота, известной как «августовский путч», подтолкнул процесс распада СССР. Следующей важной вехой в истории становления Казахстана стали всенародные выборы президента.

Победу на них одержал действующий глава государства Нурсултан Назарбаев. Через 10 дней он вступил в должность.

16 декабря состоялось заседание парламента страны — Верховного Совета РК, на котором приняли конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

О событиях тех дней вспоминает председатель Верховного Совета Казахстана (1991–1993) Серикболсын Абдильдаевич Абдильдин.

Дата независимости

По воспоминаниям Серикболсына Абдильдаевича, дату принятия закона о независимости никто специально не назначал. Заседание, на котором обсуждался этот вопрос, было запланированным. Символично, что оно совпало с пятилетием «декабрьских событий».

— По графику совместные заседания с участием всех 360 депутатов Верховного Совета проходили дважды в год. В тот период было много дел, связанных с всенародными выборами президента. Мы решили приурочить очередной созыв Верховного Совета к вступлению в должность Нурсултана Назарбаева.

10 декабря, еще до церемонии инаугурации, Верховный Совет постановил переименовать КазССР в Республику Казахстан. На следующий день я внес в повестку заседания проект закона «О государственной независимости Республики Казахстан».

В течение трех дней, с 14 по 16 декабря, депутаты принимали отдельные статьи этого закона.

Верховный Совет Казахстана

Обсуждение закона

Некоторые статьи закона вызвали бурные обсуждения в парламенте. Наиболее острыми были вопросы о государственном языке, правах человека и статусе отдельных этносов. Законодатели определяли само понятие «гражданин Казахстана».

— Закон о независимости был разработан группой экспертов с учетом норм международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека. Множество спорных моментов уже было решено во время принятия Декларации о государственном суверенитете республики. Этот документ значительно облегчил нашу работу в 91 году.

Председатель Верховного Совета Абдильдин

В итоговый вариант закона вошли 18 статей, разделенные на семь глав.

Помимо статуса Казахстана как независимого, демократического и правового государства, в них было прописано разделение властей на три ветви (исполнительная, законодательная и судебная), экономические основы государства, статус РК как члена международного права, меры по охране независимости и целостности территории страны. Закон о государственной независимости стал основой для разработки первой конституции Казахстана.

— При обсуждении первых законов страны возникло много спорных моментов. Существовали две точки зрения на дальнейшее экономическое развитие Казахстана.

От КазССР нам достались сильное сельское хозяйство, территория с природными богатствами, развитая легкая и пищевая промышленность. Важно было не потерять этот потенциал. Многие выступали за постепенный переход от плановой экономики к рыночной.

У нас перед глазами был пример успешных реформ, проведенных в Китае. В итоге победила точка зрения о более быстром, «шоковом» переходе к рынку.

Фото после принятия закона «О государственной независимости Республики Казахстан»

Судьбоносный день

Утром 16 декабря 1991 года Верховный Совет заканчивал обсуждение закона. Серикболсын Абдильдаевич уже догадывался, что этот день войдет в историю.

— Заседание началось в 10 утра. В зале Верховного Совета присутствовал глава государства. Ближе к вечеру я вышел на трибуну и провозгласил, что депутаты приняли конституционный закон.

Как председатель Верховного Совета я поставил свою подпись под постановлением о введении его в действие. Затем этот исторический документ подписал Нурсултан Абишевич Назарбаев. Зал ликовал и аплодировал.

Несмотря на споры, возникшие в ходе обсуждения закона, все встретили его с большим энтузиазмом.

Председателя Верховного Совета тут же окружила пресса. Казахстанцы узнали о независимости в прямом эфире. Люди по всей стране радовались этому событию. Серикболсын Абдильдаевич вспоминает, что не было пышных торжеств и праздничного банкета. Уже на следующий день депутаты продолжили свою работу, обсуждая следующие шаги молодого государства.

— До 91 года я работал представителем Казахстана при Совете Министров СССР. По долгу службы приходилось присутствовать на всех заседаниях министров.

Уже тогда мне стало понятно, что советская страна вскоре прекратит свое существование, и нам нужно готовиться к независимости. Мы связывали большие надежды с этим событием.

Я мечтал, что закон о независимости станет первым шагом на пути к росту гражданского сознания и свободному обществу.

Для Казахстана закон о независимости был лишь началом большого пути.

Впереди молодую страну ожидало еще немало перемен: строительство новой экономики, развитие социальной сферы, установление международных отношений с другими государствами, появление национальной валюты и государственных символов, принятие Конституции, перенос столицы, периоды спада и подъема. Однако именно 16 декабря 1991-го стало точкой отсчета настоящего и будущего независимого Казахстана.

Источник: https://www.voxpopuli.kz/history/den-nezavisimosti-kak-eto-bylo-13374.html

О госудаpственной независимости республики казахстан

      Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

О государственной независимости республики казахстан


        

ПРЕДМЕТ: Конституционное право Республики Казахстан

ТЕМА:  КЗ «О государственной независимости республики казахстан»

     Выполнила: Абишева Анар

     Алматы 2010

План 

  1. Введение
  2. Провозглашение независимости Казахстана
  3. Закон Республики Казахстан от 16.12.1991 года «О государственной независимости республики казахстан»
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

  Введение

  Конституция – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.

  Термин «Конституция» латинского происхождения, он применялся ещё в I веке до нашей эры для обозначения юридических актов древнеримских императоров.

Конституция, в их понимании, есть основополагающие политико-правовые документы, в которых официально и в строгой юридической форме закрепляются признаваемые в данном обществе политическая философия и экономическая доктрина, отношение к личности и её правам, взглядам на природу публичной и государственной власти и механизм их осуществления, которые появились в конце XVIII века.

  Первая в мире писаная Конституция – Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 году и действует в настоящее время. В Европе первые писаные конституции приняли Франция (1791 год) и Польша (1791 год).

  Принятие писаных Конституций, которые признавались незыблемой основой всего законодательства и объявлялись гарантом стабильности устанавливаемых общественных отношений, положило начало разработке нового раздела в политических и юридических науках – общего учения о конституции. В научных трактатах и специальных сочинениях ученые определяли Конституцию как правовой документ особого рода.

  Известный германский государствовед писал, что Конституция представляет собой юридический акт, который фиксирует совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

  Конституция представляет собой основной закон не только государства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридический документ. В таком смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, ибо охватывает все сферы организации жизни и развития общества – социальную, экономическую и духовную.

Конституция – Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой. В иерархии действующего законодательства она стоит выше любого другого правового акта, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же их несоответствия конституции они считаются неправомерными и подлежат отмене.

Фактическое применение неконституционных актов не может повлечь за собой каких-либо юридических последствий.                 

  1. Провозглашение независимости Казахстана

  С конца 80-х годов – начало 90-х годов ярче проявились тенденции к распаду идеологической, территориальной, политической и экономической целостности СССР. Ярким проявлением данного процесса стал – Августовский переворот.

  19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице- президента Г.Янаева и заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП).

В состав ГКЧП вошли: Г.Янаев – вице-президент СССР, В.Павлов – премьер- министр, В.Крючков -председатель КГБ СССР, Б.Пуго – министр внутренних дел, О.Бакланов – первый председатель Совета обороны СССР, А.Тизяков — председатель Ассоциации Государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и В.

Стародубцев- председатель Крестьянского союза.

  20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП – обращение к советскому народу. В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик – растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества (СССР), потеряли радости жизни десятки миллионов советских людей, в самом недалеком неизбежен новый виток обнищания).

Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д. Но, 21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся из Форса в Москву, лидеры ГКЧП были арестованы.

Эти события ускорили распад СССР.

  В начале декабря 1991 г. лидеры трех республик: России – Б.Ельцин, Украины Л.Кравчук и Беларуси – С.Шушкевич подписали Беловежское соглашение о денонсации союзного договора 1922 г. Фактически распад СССР был юридически оформлен.

  1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.

  10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 
12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие и событиях 17—18 декабря 1986 года.

  Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”.

  Процесс рождения нового государства правопреемствующего Казахской ССР и Союзу СССР, пошел.      Особым этапом этого процесса стал Конституционный Закон “О государственной независимости республики казахстан” от 16 декабря 1991 г.

Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство.

Узаконивалось провозглашенное Декларацией многообразие форм собственности, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплялся курс государства на самостоятельную экономическую систему со своей финансово- кредитной, налоговой и таможенной политикой.

       Для защиты независимости и территориальной целостности Республики Казахстан Конституционный Закон также впервые предусматривал создание собственных Вооруженных сил. Новым, по сравнению с нормами Декларации явилось то, что высшим органом судебной защиты Конституции признавался Конституционный Суд Республики Казахстан.

       По существу этот Закон стал Временной Конституцией независимости Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета де-юре, т.к. нормы Конституции Казахской ССР 1978 г. и иных законодательных актов признавались действующими на территории Республики, поскольку они не противоречили Конституционному Закону от 16 декабря 1991 г.

Само же его содержание было непосредственно положено в основу Конституции Республики Казахстан 1993 г.       На ашхабадской встрече лидеры республик Средней Азии и Казахстана, проанализировали беловежское соглашение, правовые аспекты проблемы и выразили готовность к полнокровному участию в формировании нового государства. 21 декабря 1991 г.

в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего Союза, был подписан протокол соглашения о создании  Союза Независимых Государств (СНГ). В Казахстане начался динамичный процесс развития суверенной государственности.

      В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, предполагающей профессиональный Верховный Совет. Проведено обсуждение проекта новой Конституции республики, реформа исполнительной власти. На переходный период введены должности глав администраций, на которых возложена вся полнота ответственности за состояние экономики, выполнение президентских и правительственных решений на местах.

  В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

  Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

  3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

  4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

  Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

  С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

  Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему: – развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики; – создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров; – обеспечение стабильности как главной политической цели, как не обходимого условия успешного осуществления экономических реформ; – заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана; – повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека; 

– использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

  Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики.

Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа.

Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта гимна.

  В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного флага — художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного герба — архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова.

Музыку гимна сохранили в прежней редакции — композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста гимна стали — Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

  4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

  16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который провозгласил государственную независимость Казахстана.

В нём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство, обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республики признавалась территорией нового независимого государства.

Эта территория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основываться на воле казахского народа.

Закон объявил, что все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.             

  Закон Республики Казахстан от 16.12.1991 года 
“О государственной независимости республики казахстан”

  Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

Источник: http://stud24.ru/civil-law/o-gosudarstvennoj-nezavisimosti-respubliki-kazahstan/84836-261668-page1.html