Методическое пособие к букварю жуковой

Гленн Доман, Зайцев или Жукова — какая методика обучения чтению самая лучшая?

Методическое пособие к букварю жуковой

Гленн Доман, Николай Зайцев и Надежда Жукова – специалисты, ставшие известными, благодаря разработке эффективных систем обучения чтению. Их методики – особенные. Они во всем отличаются друг от друга и, вместе с тем, работают – каждая сама по себе. О чем следует знать при выборе методики обучения чтению?

Изобретение Домана, или обучение чтению по методике «whole-word»

ГленнДоман – человек, имевший медицинское образование и не имевший педагогического. Пытаясь помочь своим маленьким пациентам с поражениями мозга, он задействовало бучение чтению целыми словами и получил потрясающие результаты. Разработанная для специфической и англоязычной аудитории, метода Домана имеет ряд особенностей.

Система показала себя неприменимой к русскому языку с его структурной изменчивостью слова. Кроме того, обучение чтению по карточкам ассоциативно.

При чтении дети обращают внимание на смысловое значение слова и выдают похожий, но не всегда точный, результат: девочка вместо ребенок, машина вместо автомобиль. Работа с экспериментальным классом в американской школе так и не дала результат.

За период обучения в течении школьного года, ученики не освоили домановское чтение без ошибок.

Обучение чтению по Доману – почему «Нет»?

Можно понять основателя методики, который стремился обучить больных детей любым способом и дать им шанс на социальную жизнь.

Так, например, родители детей-даунов считают, что методика обучения чтению Домана– лучшее, что придумано для их малышей.

А как обычные детишки? Отрицание буквы, как важнейшей единицы печатного текста, определяет «whole-word» в разряд методически безграмотных систем.

Кроме того, обучение чтению по методике Домана не годится для книг с непривычными шрифтами. А чтение рукописного текста вообще представляется невозможным. То же относится и к словам с ошибками – далеко не всегда абонент пишет грамотно. В любом случает, взрослый человек должен знать буквы. И это подтверждают исследования специалистов.

Ученые рассматривают алфавит, как некий код, способ передачи гигабайтов информации. Современный человек, активно познающий мир, пользуется всеми источниками печатных текстов: книгой, газетами, электронными носителями.

Умение читать быстро и, как говорится, качественно, основано на способности видеть смысл в каждой букве. И это вдвойне справедливо, даже если не говорить о формулах, а просто вспомнить паронимы (интернет и интернат).

«Что вы скажете о кубиках имени Зайцева?»

Работая преподавателем русского языка с трудной аудиторией – индонезийскими офицерами – Николай Александрович Зайцев изобрел много новаторских способов обучения чтению и ввел в русский язык понятие «склада».

Наблюдая различные явления родной речи, автор методики обучения детей чтению обратил внимание, что первое словечко малыша произносится складами: МА-МА, ПА-ПА. Отсюда вывод: говорить складами ребенку легче.

Следовательно, и читать тоже.

Вернувшись на родину, педагог-новатор  обратился со своими наработками к совершенно неожиданной аудитории —  детям младшего дошкольного возраста. Методика обучения чтению Зайцева стала чрезвычайно популярной.

Сам автор определил, что его система работает, начиная с двухлетнего возраста ребенка. Но оказалось, что детишки с различными нарушениями тоже получают пользу.

Аудитория Зайцева пополнилась слабослышащими и слабовидящими ребятами, малышами с ОЗР, ЗРР и даже карапузами с такими диагнозами, как аутизм и глухота.

Методика Зайцева – одна из наиболее доброжелательных к детскому здоровью систем. Размер букв и игровой стиль занятий оберегают детское зрение. А свободное перемещение по комнате и возможность вести себя непринужденно разгружают позвоночник.

Методика обучения ребенка чтению Николая Зайцева имеет некоторые методические недостатки. Например, упущена тема фонетического анализа слова. Кроме того, серьезным минусом можно считать то, что «кубики» идут вразрез со школьной системой. То есть, переучивание малыша по звуко-буквенной методе неизбежно.

Логопедический букварь Жуковой – методика ХХI ВЕКА?

Оказывается, привычный Букварь может удивить. Учебник для юных читателей, составленный Жуковой Н.С., традиционен. И, вместе с тем, в нем много нового. Методика обучения чтению Надежды Жуковой основана на более чем тридцатилетнем опыте  действующего логопеда. Это как раз тот случай, когда ученая степень подтверждается практикой, знаниями и уверенностью в эффективности приемов обучения.

Как построен Букварь Надежды Сергеевны? Методическая справка, с которой начинается книга, написана специально для родителей маленьких учеников.

Из нее папы и мамы узнают, как организовать занятия так, чтобы увлечь чадо и не нарушить главный принцип педагогики «Не навреди!».

Каждая страница пособия сочетает обучение чтению «по Жуковой» и  методический ликбез для взрослых. И представляет поурочный план для родителей.

Книга организована по принципу «от звука к букве», «от буквы к слогу и предложению».  В комплекте с учебником, Надежда Сергеевна рекомендует использовать магнитную азбуку.

Обучение «по Жуковой» – чтение без проблем?

В основу учебника  Н.С. Жуковой положен звуко-буквенный метод, являющийся традиционным для нескольких поколений россиян. Отсюда простота в использовании – что хорошо известно самому, тому легче учить другого.

Методика обучения чтению дошкольников «по Жуковой» отличается логопедической направленностью. Профессиональные приемы для исправления дефектов чтения выполняют пропедевтику (предупреждение) недостатков чтения и речи.

При работе с логопедическим Букварем необходимо учесть несколько правил:

  • не увлекайтесь пропеванием звуков;
  • при чтении, обращайте внимание ребенка на то, что между словами необходимо делать паузу;
  • при чтении предложений, выделяйте паузами маленькие слова – предлоги и союзы;
  • используйте при объяснении иллюстрации – они выполнены в соответствии с образовательной целесообразностью книги.

Методика обучения чтению «от звука к букве» оправдана структурой русского языка.

В отличии от английского, в котором при чтении слов необходимо соблюдать много условностей, для русского языка справедлив принцип «как вижу — так и читаю».

Некоторые случаи исключений (выпадение согласной: лестница =[л’эсн’ица] и чтение гласных, не стоящих под ударением) не мешают воспринимать текст. А ошибки не ведут к искажению смысла.

Ученые заметили интересную зависимость интеллекта ребенка от алфавита. Некоторые исследователи даже считают, что в младшей школе умственное развитие школьника определяет знание букв.

Методики обучения чтению дошкольников от Домана, Зайцева и Жуковой невозможно сочетать. Поэтому, родители должны сделать правильный выбор еще до того, как «испортят» ребенка. Ведь, как известно, переучивать маленького дошкольника сложно и неправильно с точки зрения методики, психологии, да и просто гуманности.

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1194-glenn-doman-zajtsev-ili-zhukova-kakaya-metodika-obucheniya-chteniyu-samaya-luchshaya.html

Обучение чтению по букварю Н.С. Жуковой

Методическое пособие к букварю жуковой

Обучение чтению – это сложный процесс. Многие родители подходят к делу формально. Это приводит к тому, что ребенку приходится одно и то же повторять несколько раз, а результата нет. Кажется, что ребенок не проявляет интереса. Но стоит немного отвлечься от себя и посмотреть на это со стороны детей:

  1. Умение читать говорит о том, что это уже взрослый ребенок. Действительно ли он готов к этому?
  2. Чтение – новый вид деятельности. Без мотивации трудно ежедневно заниматься и усваивать новую информацию. У ребенка нет понимания ответственности, это придет постепенно. Сейчас же он мыслит категориями: интересно, не интересно.
  3. Нельзя усугублять процесс обучения криками и оскорблениями. Такой подход может отбить желание учиться дальше. Потом будет сложно наладить контакт и продолжить обучение.

Когда можно начать?

Не спешите обучать детей чтению как можно раньше. Всему свое время. Если для нас чтение – это просто, то для них – нечто новое. Начинайте тогда, когда ребенок уже отлично выговаривает все звуки, четко формулирует мысли. А также сам проявляет интерес к книгам: рассматривает картинки, рассуждает и комментирует увиденное, задается вопросом что же здесь написано.

Также важен слух. Если отделять звуки друг от друга не получается, значит, еще не время для букваря. Любые нарушения речи следует исправлять в первую очередь до начала обучения, так как ребенок может неправильно заучить буквы.

В связи с тем, что при обучении чтению слог выделяется как целая единица, то перед началом обучения необходимо научить ребенка чувствовать ритм слова. Начинать можно с простукивания в ладоши слов по слогам: сначала 2 слога, затем 3 слога, а только потом 1 слог (это иногда бывает трудно детям), далее 4-5-6 слогов. 

Учиться можно уже с 4-5 лет. Но здесь важно внимательно следить за процессом. Если малыш нервничает и не может запомнить больше 10 букв, то стоит притормозить. Перерыв может продлиться до года. Потом вы увидите, что все дается гораздо легче.

Какую методику выбрать?

Конечно, есть много методик обучению ребенка чтению. Все они эффективны, если верить рекламе. Но чтобы выбранная методика была продуктивна именно для вашего ребенка, постарайтесь определить тип малыша: как он легче усваивает материал и уже в соответствии с этим выбирать.  В садике малыш может пройти тест, где вы найдете правильный ответ.

Сейчас же мы поговорим о букваре Жуковой Н. С., по которому учатся уже многие годы. Данная методика известна не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Популярность букваря так велика, что во многих школах выбирают именно эту систему обучения. Букварь основан на многолетнем опыте логопеда и педагога Надежды Сергеевны Жуковой. 

Букварь Жуковой

Методика Жуковой очень проста. В ее основе лежит традиционная система обучения русскому языку в сочетании с собственными оригинальными находками, позволяющими предупредить ошибки на этапе обучения.

Методика позволяет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы.

Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается.

В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо.

Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах.

В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать. Есть картинки, но они служат дополнением.

Букварь можно купить любого формата. Есть книги больших размеров для занятий дома и маленьких, чтобы можно было взять с собой в дорогу. Но главная особенность в самой методике.

Для многих проблема – объединение двух букв в слог. Ребенок не может сказать его правильно и просто произносит буквы отдельно. Здесь же четко проговаривается, что малыш должен тянуть первую букву и медленно переходить на вторую.

А реализованно это с помощью “бегущего человечка по дорожке”: пока пальчик ребенка движется по дорожке от первой буквы ко второй, необходимо тянуть первую букву.  Именно этот способ набирает большее количество положительных отзывов.

Еще один плюс в удобном форматировании текста. Даже слова в готовых предложениях поделены на слоги. Так ребенку легче начать читать. Множество столбцов и строк со слогами дают возможность тренировать скорость чтения.

Азбука или букварь

На этапе выбора методики обучения ребенка чтению необходимо понимать разницу между букварем и азбукой. На первый взгляд, разницы никакой. Но если разобраться, то отличий очень много.

Азбука – это просто совокупность букв и, как правило, расположенных в алфавитном порядке.

С ее помощью можно развлекать еще маленьких малышей. Азбуку можно начинать разбирать с 3-4 лет. Знание букв поможет более быстрому обучению чтению, но может и помешать. Один из основных принципов при изучении букв на ранних этапах – это правильно называть согласные буквы, без призвука гласной.

Букварь – это уже учебник, где дети учатся соединять буквы в слоги. И порядок изучения букв не алфавитный, а подобран в соответствии с методикой: чаще всего по частоте встречаемости буквы.

Уже с минимальным набором изученных букв ребенок может начать читать небольшие тексты. Такая работа сложнее и поэтому важно чтобы ребенок был к этому готов. Чаще всего за букварь берутся в 4-5 лет.

Руководство для родителей

Чтобы помочь своим детям быстро и качественно освоить букварь Н.Жуковой, нужно придерживаться ряда правил:

  1. Не пренебрегайте инструкциям и советами. Главное, постарайтесь донести до малыша то, что от вас требуют.
  2. Не устанавливайте точное время занятия. Будет лучше, если ребенок сначала будет просто получать удовольствие от учебы.
  3. Следите за темпом обучения. Когда процесс застопорился, нужно сделать перерыв. Возобновить работу можно через пару месяцев.
  4. Если ребенок визуал, то можно приобрести магнитную азбуку. На ней ребенок будет выкладывать слоги и слова. Такой метод поможет быстрее освоить чтение.

Постарайтесь сделать все, чтобы эти первые шаги стали максимально интересными и счастливыми. От этого зависят будущие стремления ваших детей.

Источник: https://myintelligentkids.com/obuchenie-chteniyu-po-bukvaryu-zhukovoj

Абсолютное право
Добавить комментарий