Могу ли я отказаться от целевого обучения?

Бесплатное высшее образование для студентов существует не только в виде бюджетной формы. Возможность учиться по направлению от предприятия или учреждения даёт целевое обучение. Как же получить целевое направление? Какие достоинства и недостатки оно имеет? Мы подробно расскажем обо всех нюансах такого способа получения высшего образования.

Что такое целевое обучение?

Целевое обучение в чём-то похоже на советское государственное распределение – направление от предприятия, договор, многолетняя отработка после выпуска. Однако общей осталась только гарантия рабочего места после получения диплома.

А в чём же разница? Во-первых, выбор организации, с которой в случае прохождения целевого конкурса заключается договор, лежит только за абитуриентом.

Во-вторых, такой контракт предварительно обсуждается тремя сторонами (студент, работодатель, представитель вуза).

Обычно основными условиями для студента в договоре являются:

  • ежегодное прохождение практики на данном предприятии;
  • отсутствие академических задолженностей (учёба без хвостов);
  • после обучения минимальный срок работы в данном предприятии – три года.

Предприятие, как правило, обязуется:

  • оплачивать обучение студента, а в некоторых случаях – оказывать некоторые виды социальных поддержек (например, оплата коммерческих образовательных услуг, стипендия, оплата или предоставление жилого помещения в период обучения);
  • давать возможность прохождения производственной практики, а по окончании обучения предоставить рабочее место в соответствии с полученной квалификацией;
  • принять во внимание основания для освобождения или отсрочки исполнения обязательств. Таким, например, может стать изменившееся состояние здоровья, беременность и т. д.

Но стоит помнить, что в случае нарушения договора возмещение пострадавшей стороне может достигать двойного размера затрат или убытка.

Как найти компанию, готовую оплатить вам обучение?

Система набора студентов по целевому направлению налажена прежде всего в отраслевых вузах – энергетических, медицинских, педагогических, архитектурных.

Найти предприятие, которому нужны гарантированные будущие кадры, нужно ещё во время учёбы в школе.

Компания, которая готова оплатить целевое обучение, как правило, сама ищет будущих работников: она проводит конкурсы под брендом предприятия, встречи со школьниками, спонсирует тематические олимпиады, предлагает свои услуги через вуз.

«Сумма баллов за экзамены у меня была небольшой, – рассказывает о своём поступлении студентка-целевик ЧГПУ Вероника Павлова. – В приемной комиссии сразу же предложили пойти на целевое обучение, я согласилась.

В будущем стану преподавать физику или английский в одной из школ Центрального района.

Но всё-таки поступающим я бы посоветовала искать работодателя заранее, например идти в управление образования города и брать направление».

Студент-целевик второго курса ЮУГМУ Дмитрий Ломовцев сам проявил инициативу в выборе формы обучения: «Родители посоветовали целевое взять, мол, всё равно первое время у себя в городе будешь работать.

Там единственная больница, пошёл, взял от неё направление.

Теперь у целевиков новая программа – после окончания академии мы должны три года проработать обычным терапевтом, после отработки этого срока нужно поступать в интернатуру обучаться определенной специальности – хирург, акушер, офтальмолог».

Как проходит целевой набор?

В отличие от «обычного» набора, абитуриенту, претендующему на звание целевика, необходимо при поступлении предоставить приёмной комиссии не только стандартный набор документов:

  • заявление;
  • документ о полном общем образовании (подлинник или копию);
  • оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих личность, гражданство;
  • сертификат ЕГЭ (подлинник или копию), 

но и направление или от государственного ведомства, или от частного предприятия. Такой абитуриент не зачисляется в вуз автоматически, но участвует в специальном конкурсе, отдельном от общего.

Обучение и работа

Обучение студента-целевика ничем не отличается от обучения «обычных» студентов. Правда, такой студент обычно не получает стипендии или получает ее от своего будущего работодателя, также он обязан проходить производственную практику на «своём» предприятии.

«Целевое направление даёт неплохое начало для врача, – говорит Дмитрий, – Три года помучаешься, набьёшь руку, а потом уже хоть за границу, хоть в частную клинику».

Однако многие студенты-целевики в ходе обучения разочаровываются в своём выборе.

«Некоторые ребята, которые учатся со мной, жалеют, что пошли на целевое обучение, так как позже выяснилось, что они могли пройти в университет на бюджет со второй волной, – говорит Вероника, – Но по-настоящему жалеть будет тот, кто, проучившись некоторое время в университете, поймёт, что профессия учителя не для него, а ведь еще придется работать в школе!»

Получается, что целевое обучение – это хороший шанс только для тех, кто точно уверен в выборе своей профессии, готов остаться в родном городе, чтобы отработать оказанное авансом доверие.

Источник: https://74.ru/text/education/59713931/

Целевое направление 2019: что такое, стоит ли брать, плюсы и минусы?

В горячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Адукар изучил Положение о целевой подготовке и расскажет, что такое целевое направление, кто и где может его получить, какие есть плюсы и минусы.

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов.

Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е.

брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность.

Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% – для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% – для всех остальных.

Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять.

Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.

В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I илиII группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемойспециальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемойквалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.

Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой.

Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/celevoe-napravlenie

О целевом наборе. поступление в вузы в 2019 году


Его особенности, преимущества, недостатки.

При подготовке к поступлению в вуз принято рассматривать разные варианты. Один из них, это поступление в рамках так называемого целевого набора.

Его особенность состоит в том, что абитуриент приходит в вуз не только с результатами ЕГЭ, но и с соответствующим направлением от какого – либо региона или учреждения.

При этом, в случае успешного прохождения конкурса он зачисляется на выбранную им специальность, обучается там, а после окончания вуза идет работать в то место, откуда его направили.

Вроде бы все ясно и понятно. Однако, система целевого набора куда более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. Она таит в себе и массу нюансов, которые не мешало бы знать будущему абитуриенту. Остановимся лишь на некоторых из них.

Взять хотя бы то обстоятельство, что де факто существует, два варианта целевого набора. Один из них осуществляется по договорам, заключенным с органами исполнительной власти.

Другой – по договорам с предприятиями и организациями, а также в рамках госпрограмм связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса.

И хотя второй вариант формально не считается целевым, он, тем не менее, к нему приравнивается и получил широкое распространение.

Другая особенность целевого набора – в отраслевых вузах, где учредителем является профильное министерство (ведомство), количество выделенных под него бюджетных мест, как правило, больше, чем у вузов, находящихся в непосредственном подчинении Минобрнауки.

Причем, на практике, оно зачастую превышает и установленные нормативы, согласно которым доля целевиков не может быть больше 15% от контрольных цифр приема.

И такое положение дел считается вполне допустимым, если, конечно, величина целевого набора предварительно согласована с учредителем.

Будущим целевикам необходимо учитывать и то обстоятельство, что договора между вузами и заказчиками (органы исполнительной власти, ведомства, предприятия, организации), заключаются, как правило, в апреле – мае месяце, т.к. именно к этому времени утрясаются все вопросы с финансированием, списками претендентов и количеством выделенных им мест для обучения.

Еще один интригующий момент. Он касается возможности отказа в предоставлении целевых мест. Подобные случаи – обычное явление.

Вуз не резиновый и он не обязан удовлетворять интересы всех, кто обратился к нему с запросом.

Тут очень важна исторически сложившаяся практика взаимодействия вуза с теми структурами, которые ранее с ним сотрудничали и с которыми уже заключались договора на подготовку будущих специалистов.

Важным является знание и того факта, что сотрудничество с вузом осуществляется не вообще, а по вполне определенным направлениям подготовки. Т.е.

, к примеру, один заказчик, заинтересован в подготовке специалистов по компьютерной безопасности, а другой по безопасности автоматизированных систем.

Именно поэтому, будущему целевику необходимо иметь представление не только о партнерах вуза по целевому набору, но и о специфике их запросов, адресованных вузу.

При этом, следует учитывать также то обстоятельство, что потребности в целевых специалистах могут формироваться двояким образом – либо спускаться по соподчиненности сверху, либо формироваться снизу, в соответствии с запросами конкретных предприятий и организаций. Яркий пример первого случая – медицинские вузы, где основные параметры целевого набора устанавливаются Минздравом. Второй, более свойственен техническим вузам, имеющим тесные связи с предприятиями – партнерами, которые и являются в дальнейшем работодателями.

Чем же интересен для всех целевой набор? Если брать вузы, то его выгода вполне очевидна – целевой набор это фактически гарантированное заполнение бюджетных мест, причем вне зависимости от демографической ситуации или каких либо других неприятных обстоятельств. При этом, для наиболее популярных вузов, не испытывающих проблем с абитуриентами, этот вопрос менее актуален по сравнению с остальными, в силу чего и число мест выделенных целевикам там несравненно меньше, чем у других.

Не менее заинтересованы в целевом наборе и сами абитуриенты. Оно и понятно – целевое направление позволяет закрыть сразу много вопросов. Во – первых, его наличие существенным образом облегчает сам процесс поступления, т.к.

эта группа абитуриентов идет отдельным конкурсом, который значительно ниже обычного, и зачисляется в первую очередь. Во – вторых, целевое направление позволяет особо не задумываться о трудоустройстве после окончания вуза, потому что будущее место работы уже изначально определено.

Важным является и то обстоятельство, что целевики зачастую обладают определенными преимуществами по сравнению с остальными учащимися. В частности, речь может идти о первоочередном заселении в общежитие, что особо важно для иногородних студентов или дополнительном стипендиальном обеспечении за счет будущих работодателей.

Есть у целевого набора и обратная сторона медали. Речь идет об обязательствах, которые накладываются на выпускников. Основное из них – это практически полное отсутствие выбора места работы после окончания вуза.

Согласно установленного порядка целевик обязан трудоустроиться в той организации, которая его направляла на учебу, и отработать там, не менее 3-лет. При несоблюдении указанной нормы, работодатель вправе обратиться в суд и через него взыскать с нарушителя расходы по обучению.

Если же все это не смущает – в добрый путь. Целевой набор не такая уж неразрешимая задача, как это может показаться на первый взгляд. 

Информация о том, где взять целевое направление – здесь.     

Источник: postyplenie.ru

Количество просмотров: 242915

Источник: http://postyplenie.ru/stouns/detail.php?ELEMENT_ID=3884

Направление на целевое обучение – важные условия и перечень специальностей

28 Марта 2018 5:00

Здравствуйте, уважаемые читатели!

По статистике 70 % учащихся в ВУЗах нашей страны получают образование на платной основе, бюджетных мест сегодня действительно катастрофически не хватает. И к сожалению, многие достойные ребята, которые хорошо учились в школе, имеют цель и видят себя в определенной профессии, не могут позволить себе получить высшее.

А между тем в стране все больше говорят о недостатке грамотных, молодых, перспективных специалистов. Особую нехватку кадров испытывают бюджетные учреждения – больницы, школы, правоохранительные органы, особо, если речь идет о мелких, отдаленных субъектах в нашей стране.

Чтобы повысить престиж профессий и заинтересованность молодежи в том, чтобы трудиться на благо в своем родном, например, селе им могут выдавать направление на целевое обучение.

Целевое направление выдается организациями молодежи на бесплатное обучение в ВУЗе, с условием того, что после его окончания, он будет обязан отработать несколько лет. Срок отработки составляет примерно 5 лет.

Для поступления в институт по направлению необходимо выяснить заключен ли между институтом и интересующим абитуриента учреждением договор.

В свою очередь договор могут заключать:

  • Органы властных структур;
  • Образовательные учреждения;
  • Учреждения здравоохранения;
  • Крупные промышленные предприятия и коммерческие организации.

Направление выдается на отдельно взятого абитуриента и отправить на обучение кого – то другого невозможно. Обучение по целевому направлению является льготным. Это предполагает заниженный проходной балл по ЕГЭ. Когда речь идет об отдельно взятых специальностях условия поступления могут быть несколько жестче.

Получить направление на заочную форму обучения или в магистратуру сложно. Но отправить учиться могут не только сразу после окончания школы, но и через год. Обязательным условием является отсутствие высшего бесплатного образования.

Для того, чтобы получить целевое направление, подсуетиться необходимо заранее, еще в выпускном классе школы, узнать, где можно взять «заветный документ». Например, если школу абитуриент заканчивает в 2017 году, к апрелю этого года все уже необходимо выяснить.

Примерно за полгода до поступления абитуриент может обратиться в ВУЗы. У них как правило, имеется перечень организаций, которые направляют к ним целевиков.

Администрация муниципалитета или Министерство образования может подсказать, какие работодатели подавали заявление на заключение договоров по целевому направлению.

Можно и обратиться на удачу непосредственно к руководителю интересующего вас потенциального места работы. Возможно, вами заинтересуются и найдут способ и средства отучить вас для последующего трудоустройства.

Располагая информацией об организациях, которые направляют на обучение, необходимо туда обратиться с заявлением по образцу.

Если претендентов на целевое обучение больше, чем направлений, между ними проводиться конкурсный отбор, учитываются показатели успеваемости в школе, участие в конференциях, олимпиадах и конкурсах, личностные качества.

При положительном решении руководства, между абитуриентом и организацией заключается договор о направлении на целевое обучение.

Очень важно внимательно перечитать договор, перед тем как его подписывать. Особое внимание уделяется условиям обучения (наименование института, кафедры, специальности), выплате стипендии, предоставлению комнаты в студенческом общежитии.

Кроме этого в договоре прописываются и условия трудоустройства после окончания учебы. Здесь тоже можно ожидать «сюрпризов». Проследить нужно за тем, чтобы верно было прописано будущее место работы, нормальные условия оплаты, и период, за который молодой специалист должен отработать потраченные на его обучения средства.

Иначе есть риск проработать десять лет за минимальный оклад без всяких передвижений по карьерной лестнице.

И уж если речь зашла о недостатках целевого направления на обучения, следует быть готовым к тому, что вам все же придется быть привязанным к одному месту работы довольно долго. А в случае невозможности отработки, сумму, потраченную на ваше обучение придется вернуть.

Вообще система целевых направлений на обучение существует в России еще с советских времен. Тогда она преследовала две цели: обеспечение учреждений специалистами узких областей и мотивация молодого поколения обустраивать свою жизнь в селах.

Единственным преимущественным отличием является то,что раньше направления было гораздо проще получить. Сегодня же целевиками зачастую становятся дети тех, у кого имеются нужные связи.

На этом наша статья подошла к концу! Желаем вам удачи ! И до новых интересных статей!

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/napravlenie-na-celevoe-obuchenie/

Поступление по квоте

В этой статье мы поговорим о непосредственном назначении использования квоты. По сути ее функция заключается в предоставлении возможности  бесплатного поступления в вуз, преодолев более низкий проходной порог вступительных испытаний (ЕГЭ и ДВИ).

В рамках бюджетных мест выделяются:

– особая квота приема на обучение

* детей-инвалидов,

* инвалидов I и II групп,

* инвалидов с детства,

* инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях,

* детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

* ветеранов боевых действий;

– квота целевого приема на обучение.

Особая квота устанавливается приемной комиссией в размере не менее чем 10 % от объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждой образовательной программе.

Абитуриенты, обладающие особым правом, должны предоставить подтверждающие документы. Опять же возможность поступления гарантирована тем, кто имеет более высокие баллы.

Ограничения по минимальным баллам, установленные для поступающих, распространяются и на категории лиц, перечисленных выше.

Подробнее остановимся на условиях поступления по целевому направлению.

Первым шагом является поиск компании, которая готова финансировать ваше обучение для удовлетворения нужд в квалифицированных кадрах. Основные варианты:

* на сайте вуза размещены списки организаций, заявки от которых принимает данное образовательное учреждение;

* попросите членов семьи, работающих на крупных предприятиях, узнать в отделе кадров о возможности получения квоты на обучение;

* обратитесь непосредственно в компанию, где вы хотели бы работать .

Договориться о получении целевого направления необходимо как можно раньше, лучше всего в сентябре-октяюре, поскольку количество мест, предоставляемых фирмой ограничено, а также некоторые вузы принимают заявления от работодателей лишь до 1 апреля. Фирма предоставляет целевое направление только для одного, выбранного вами вуза, при подаче документов в другие учебные заведения ваша льгота недействительна.

Следующий этап сопровождает множество бюрократических проволочек. Вы должны предоставить требуемые компанией документы такие, как:

*копия паспорта

*выписка из домовой книги

* медицинские справки и прочее.

Также нужно пройти собеседование, психологические и интеллектуальные тесты, сдать физические нормативы. Это уже зависит от политики организации, с которой вы намерены сотрудничать, некоторые не предъявляют подобных требований.

Конкурс на места в пределах целевой квоты проводится отдельно от основного набора бюджетников, но требования для поступающих одинаковы. Подобно остальным абитуриентам необходимо сдать ЕГЭ и внутренний экзамен (если вуз проводит ДВИ). При недостатке баллов в некоторых случаях квота может сгореть.

В среднем баллы для категорий лиц, имеющих квоту, ниже основного набора на 20-30. То есть если вуз определяет допустимым для поступления на бюджет 371 бал, для квотников пределом будет отметка в 340.

В большинстве случаев, если вы получили баллы достаточные для получения бюджетного места, можно отказаться от квоты, убрав с себя обязательства по отработке в будущем.

Целевики наравне с другими студентами, обучающимися за счёт бюджетных средств, могут получать государственную академическую стипендию. Однако случаи бывают разные, поэтому нужно внимательно ознакомиться с условиями договора.

* Гарантированное трудоустройство выпускников университета

* Возможность совмещения обучения в университете и работы по специальности

* Дополнительные меры социальной поддержки за счет предприятия-работодателя при обучении в вузе

* Прохождение практик, стажировок, дипломного проектирования на будущем месте работы

Недостатки

* Отработка в течение трёх лет(однако ее может и не быть, либо ваши обязательства могут варьироваться в зависимости от компании). Условия работы после окончания вуза должны быть прописаны в договоре, который вы заключаете, будучи абитуриентом

* Не получится бросить учебу, так как одним из возможных последствий является выплата компенсации денежных средств, потраченных на ваше обучение, в троекратном размере. Вряд ли вам захочется расстаться с такой большой суммой.

* Также хочу обратить ваше внимание, что результаты ЕГЭ часто непредсказуемы. Многолетний труд может пойти насмарку из-за пары нерешенных заданий. Подобный исход будет огромным ударом, и поступление в желаемый вуз так и останется мечтой.

Если вы рады получить гарантированное трудоустройство и профессиональный опыт, то целевое направление – отличная возможность не упустить свой шанс. Но безусловно внимательно читайте договор, чтобы по прошествии четырёх лет условия вашей работы не стали для вас неожиданностью.

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/postuplenie-po-kvote

Целевиков найдут. И накажут?

Депутаты Госдумы РФ намерены обсудить меры наказания нерадивых выпускников вузов. Речь идет о молодых специалистах, которые, отучившись по целевому договору и получив диплом, не желают иметь дело с работодателями, отправившими их учиться.

Соответствующий законопроект вскоре должен пройти первое чтение в нижней палате парламента. Документ гласит, что причины, по которым студент, отучившийся по целевому набору, может отказаться от заранее оговоренной работы, должны быть прописаны в федеральном законе.

Ветер перемен дует из Кирова

В Заксобрании Кировской области, где «родился» проект закона, уверены, что пока эти условия регламентируются самими работодателями, выпускники-целевики и дальше будут от них бегать. Не все же предприятия настолько подкованы, чтобы грамотно составить такой договор.

В новом законе предлагается установить четкий перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

Войти в него должны следующие пункты: наличие заболевания, препятствующего трудоустройству, признание гражданина инвалидом I или II группы, необходимость ухода за больным отцом, матерью, ребенком, предоставление работы не по месту службы супруга-военнослужащего, наличие обстоятельства, не зависящего от воли гражданина.

Отдельным пунктом предусматривается повышение уровня материальной ответственности гражданина при неисполнении своих обязательств в иных случаях — с двукратного возмещения размера расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, до четырехкратного. «Данная мера основана на том, что нынешняя сумма штрафа не стимулирует граждан к исполнению своих обязанностей по трудоустройству и им выгоднее заплатить этот штраф и, получив образование, трудоустроиться самостоятельно», — поясняют авторы законопроекта.

Это предложение, напомним, не первая попытка ужесточить ответственность слишком хитроумных целевиков. Наказание для них ввел и федеральный закон «Об образовании», действующий с сентября 2013 года.

Согласно ему, если выпускник-целевик не приходит работать на предприятие, с которым вуз заключил контракт, или предприятие отказывает ему в работе, то нарушитель должен в двукратном размере возместить государству все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.

Удачно устроились

С каждым годом целевой набор укрепляет свои позиции в вузах, причем речь идет в том числе о социально значимых специальностях. Так, в 2015 году по этому показателю лидировали медицинские вузы — в них целевики заняли 43% бюджетных мест. На инженерные специальности целевой прием составил около 13% от общего числа бюджетных мест. На педагогические специальности — 10%.

В прошлом году целевая подготовка «добралась» даже до госслужащих. Президент подписал закон, согласно которому органы местного самоуправления будут заключать с желающими получить соответствующее образование специальный договор.

В нем указано, что после обучения служащий должен будет отработать по специальности определенный срок. В каждом договоре он будет устанавливаться индивидуально, но точно не превысит пяти лет.

Право на обучение имеют все совершеннолетние граждане России, кто еще не получал среднее профессиональное или высшее образование за счет бюджетных средств.

Учить госслужащих будут на деньги из местного бюджета. Предполагается, что желающих получить такое образование будет настолько много, что договоры с ними придется заключать на конкурсной основе. Информацию о конкурсе организаторы будут размещать в СМИ не позже чем за месяц до его начала.

А нужен ли закон?

Перечень условий, по которым целевой договор может быть нарушен, действительно должен быть регламентирован на федеральном уровне, уверен Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Правда, вовсе не для того, чтобы студент не обманул работодателя, а чтобы не ущемлялись права самих молодых специалистов.

«В противном случае у работодателей может появиться соблазн составить договор таким образом, чтобы удержать с молодого специалиста неустойку даже в том случае, если он не может прийти работать на предприятие по объективным причинам», — пояснил эксперт.

Впрочем, сами работодатели страдают от происков вчерашних студентов намного чаще. Причем главным образом удар приходится на государственные учреждения образования и здравоохранения.

«Я с большим трудом себе представляю, что эта проблема распространена в частном бизнесе, — отметил Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

 — Что, скажем, металлургическое предприятие отправило на учебу студента, вложило в его обучение деньги, а после окончания вуза молодой специалист развернулся и демонстративно отказался на этом предприятии работать. Как правило, договоры с целевиками эти предприятия составляют таким образом, что нарушить их без возмещения всех затрат работодателя просто невозможно».

В то же время, по мнению Михаила Тарасенко, для федерального законодательства норма с перечнем условий, по которым можно целевой договор разорвать, выглядит избыточной. «Вносить ее в закон — то же самое, что микроскопом забивать гвозди», — пояснил он.

По словам депутата, перечислять такие условия нужно в ведомственных документах.

А предприятиям и государственным учреждениям стоит более грамотно составлять соответствующие договоры, чтобы убрать оттуда лазейки, которыми могут воспользоваться несостоявшиеся работники.

Не фиксируют побега целевиков и транспортные вузы — 100% молодых специалистов отрасли возвращаются работать на те предприятия, которые отправили их учиться.

«Целевой набор в профильные вузы в нашей сфере составляет до 70%, причем 50% этих детей — выходцы из семей железнодорожников», — подчеркнул Борис Левин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения.

При этом, по словам эксперта, семейные традиции — далеко не единственное, что удерживает новоиспеченных железнодорожников от соблазна нарушить договор о целевом обучении. «У нас работодатели ежегодно оплачивают практику студентов на рабочих местах.

В общей сложности за время обучения студента работодатель тратит на него около 300 тысяч рублей», — рассказал Борис Левин. Отказаться работать на этом предприятии без возмещения этих сумм по условиям договора невозможно.

Возьмем, к примеру, государственные университеты путей сообщения Новосибирска, Омска, Иркутска, а также Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. Только им в 2015 году Восточно-Сибирская железная дорога за целевую подготовку студентов перечислила более 34,3 млн рублей. Кроме того, свыше 8,6 млн рублей составили выплаты дополнительной стипендии студентам-отличникам.

Врачи и учителя — в первых рядах

Намного острее проблема стоит в учреждениях системы здравоохранения.

«Многие целевики, отправленные на учебу государственными больницами и поликлиниками, действительно впоследствии отказываются устраиваться к ним на работу и уходят в частные клиники, — признала Разиет Натхо, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья.

 — Поэтому очень важно, чтобы молодой специалист, отучившийся в вузе на бюджетном месте, но решивший в итоге нарушить целевой договор, нес настолько ощутимую финансовую ответственность, что ему пришлось бы просто отказаться от этой идеи».

Решить проблему необходимо как можно быстрее: несмотря на все предпринимаемые в последнее время меры, дефицит медицинских кадров в стране сохраняется.

«Мало того что медработников отдельных специальностей остро не хватает, так еще ежегодно достигают пенсионного возраста и уходят с работы около 50 тысяч врачей», — отметила Разиет Нахто.

К тому же доля целевиков в вузах, подведомственных Минздраву, будет увеличиваться: если в 2016 году таких студентов в них около 50%, то в планах правительства довести их количество до 90%.

Очередной способ борьбы за кадровую оснащенность государственных больниц и поликлиник в Минздраве уже нашли и недавно обнародовали.

Планируется запретить молодым медикам работать в частных клиниках, не отработав несколько лет в государственных медицинских учреждениях.

Срок, который необходимо будет отработать, в настоящее время обсуждается, но уже известно, что он точно не будет превышать пять лет.

Не «забывают» о целевиках и в Министерстве образования и науки. «Инструменты целевого приема мы активно используем для реализации проекта «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса», — рассказал заместитель министра образования Александр Климов.

 — В рамках проекта подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса обучается свыше 6 тысяч студентов-целевиков».

По словам замминистра, в настоящее время в Минобрнауки разрабатываются поправки в закон об образовании, которые «уточнят работу по целевому обучению» и предпишут обязательную трехлетнюю отработку целевиков на предприятиях, отправивших их учиться.

Источник: https://iz.ru/news/605269

Целевое обучение переводят на госзаказ

Госдума поддержала намерение государства обязать студентов, которые получили образование в рамках целевого приема, работать не менее трех лет после выпуска на предприятии—заказчике обучения. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в четверг.

Документ меняет систему штрафов за нарушение условий договора о целевом обучении как для студентов, так и для предприятий. В Российском студенческом союзе полагают, что новая система штрафов «ущемляет права студентов».

В среде работодателей считают, что целевой прием работает некачественно, а «косметические правки законодательства ситуацию не изменят».

Минобрнауки 29 марта представило в Госдуме законопроект, определяющий новые правила целевого приема в вузы.

Речь идет о форме обучения, когда студент учится за счет бюджетных средств по заказу предприятия, а после выпуска обязан отработать на нем предусмотренное договором количество лет.

Сейчас вузы, компании и абитуриенты самостоятельно договариваются о конкретных условиях обучения и последующей отработки. Ежегодно в России по целевому приему проходят обучение около 250 тыс. человек.

Представленные Минобрнауки поправки призваны регламентировать процесс целевого обучения более детально. В частности, ведомство предлагает установить обязательный срок работы на предприятии—заказчике обучения «не менее трех лет». Законопроект также меняет порядок установления квоты приема на целевое обучение.

Теперь перечень специальностей и направлений подготовки будут определять правительство РФ, региональные или муниципальные власти (в зависимости от того, из какого бюджета финансируется обучение студента), исходя из «потребности экономики и состояния рынка труда».

«Эти изменения направлены на проведение приема только по тем специальностям и направлениям подготовки, по которым дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно»,— пояснил депутатам на заседании статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Павел Зенькович.

Сейчас направления подготовки для целевого обучения определяют вузы и их учредители.

Кроме того, документ увеличивает число заказчиков целевого приема. Теперь участвовать в такой форме обучения сотрудников могут организации, входящие в систему госкорпораций, госкомпаний и их дочерних хозяйственных обществ. «Это позволит включить в число заказчиков организации “Росатома”, “Роскосмоса” и других государственных корпораций и компаний»,— сказал Павел Зенькович.

Изменения касаются также системы штрафов для нарушителей условий договора. Если правила нарушил студент, то он будет обязан в полном объеме возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки (например, стипендия или оплата жилья).

Действующие нормы федерального закона «Об образовании» обязывают таких студентов возмещать расходы в двойном размере. Такое смягчение должно «повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Для компаний штрафные санкции также изменены.

Если раньше предприятие отказывало студенту-целевику в приеме на работу, то оно должно было выплатить ему компенсацию также в двойном размере от затрат на меры социальной поддержки, предоставленные в течение обучения.

Теперь же компания-нарушитель будет обязана выплатить студенту трехкратную величину среднемесячной региональной заработной платы. Дополнительно предусматривается штраф в размере бюджетных расходов на обучение студента, которые должны быть компенсированы нарушителем.

«Самое главное, если договор не исполнен, независимо от того, по вине ли предприятия или по вине гражданина, тот, кто виноват, должен будет возместить государству стоимость обучения и подготовки специалиста за пять лет»,— подчеркнул господин Зенькович.

Изменение механизма штрафов «относительно ущемляет права студентов», считает сопредседатель Российского студенческого союза Василий Михайлов. «Получается несоответствие: если студент нарушил условия договора, он обязан выплатить компенсацию, значительно превышающую сумму, которую обязана возместить организация-нарушитель»,— говорит он.

Вместе с тем господин Михайлов поддерживает включение госкорпораций в перечень возможных заказчиков целевого обучения, «многие студенты хотели бы там работать».

Однако нерешенной остается проблема «несоответствия уровня обещанных работодателем зарплат на момент заключения договоров реальным суммам, которые получает выпускник при трудоустройстве», считает эксперт.

Принятые в первом чтении поправки «необходимы и делают процедуру целевого обучения более прозрачной для всех участников процесса»,— заявил “Ъ” проректор по учебной работе Уральского федерального университета Сергей Князев.

Отвечая на вопрос о возможном злоупотреблении целевым приемом абитуриентами со слабыми результатами, господин Князев сказал, что, «как и все абитуриенты вузов, студенты, претендующие на целевое обучение, могут иметь баллы ЕГЭ разного уровня, но единой для всех является необходимость участия в конкурсных процедурах при поступлении».

По его словам, вузы самостоятельно регулируют минимальные баллы, необходимые для поступления, «тем самым отбирают лучших претендентов».

«В целом целевой набор сейчас работает не очень качественно,— считает председатель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров общественной организации “Деловая Россия” Александр Рудик.

— Например, мне как руководителю предприятия абитуриент Иванов показался неплохим парнем, мы заключили договор на целевое обучение, а на выходе я получил не то, что ожидал. У этого две причины: либо студент плохо учился, либо вуз плохо учил».

Часто целевым обучением пользуются студенты, которые понимают, что на бюджетное место самостоятельно поступить не могут, настаивает господин Рудик.

«В любом случае издержки несет работодатель, который либо должен выплатить компенсацию, либо доучить студента за свой счет, либо взять его “на передержку”»,— говорит он.

Эксперт уверен, что изменить ситуацию могло бы «кардинальное изменение подходов»: от целевого обучения к адресным стипендиальным программам, напрямую с бюджетными средствами не связанными. «Этот подход развивается на Западе и позволяет уменьшить количество случаев, когда студент передумал учиться или плохо справляется. Сейчас основная проблема в том, что работодатели часто не доверяют вузам, а косметические поправки законодательства вряд ли помогут эту проблему решить»,— говорит он.

Поправки к законопроекту ко второму чтению должны быть представлены до 27 апреля 2018 года.

Анна Макеева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3587652