Могут ли диплом магистра экономики учесть в качестве курсов повышения квалификации?

Из этой статьи вы узнаете о том, кто такой бакалавр, какие возможности предоставляет диплом этой квалификации и с какими сложностями при трудоустройстве предстоит столкнуться. А также поймете, в чем разница между степенью выпускников бакалавриата и степеней, присваиваемых специалитетом и магистратурой.

Диплом бакалавра – что он дает и насколько востребован?

Еще не так давно российским абитуриентам и их родителям не приходилось задаваться этим вопросом.

Но отечественная образовательная система подстраивается под европейский лад, и теперь выпускникам школ предстоит разобраться не только с определением желаемого учебного заведения и профессии, но и c вопросом выбора направления получения высшего образования. Давайте же разберемся, какие именно привилегии и ограничения предоставляет наличие диплома бакалавра.

Содержание

Кто такой бакалавр?

Двухуровневая система получения высшего образования, пришедшая к нам из-за рубежа и принятая после присоединения России к Болонскому процессу, включает в себя получение степени по следующим направлениям:

Первый вопрос, который сразу же возникает – зачем нужно это разделение и по какому принципу оно происходит?

Бакалавр – степень высшего образования, при котором вы получаете исключительно самые необходимые знания для своей профессии: ни больше, ни меньше.

Программы обучения для магистров включают в себя дополнительную нагрузку углубленных теоритических сведений без присвоения какой-то конкретной специализации для возможности последующего продолжения студентом научной деятельности (поступление в аспирантуру и прочее). То есть образование бакалавриат дает необходимый минимум для освоения профессии.

Данная реформа образования позволяет будущим студентам освоить выбранную профессию с возможностью регулирования получения необходимого уровня знаний самим.

Также, учитывая тот факт, что бакалавр – это степень высшего образования по европейскому стандарту, находящаяся в международной классификации и признанная работодателями по всему миру, выпускники этого направления подготовки могут перевестись/продолжить обучение за рубежом и там же трудоустроиться.

Разница между бакалавром, специалистом и магистром

Специалитет – форма получения высшего образования, которая была присуща для России. Сейчас такой формат сохранили за собой малое количество ВУЗов и лишь по техническим направлениям. Как и магистратура, она может послужить основой для дальнейшей научной деятельности, но, в отличие от нее, специалистам присваивается специализация внутри выбранного направления.

Отличительные особенности бакалавра от специалиста и магистра

Причины, по которым абитуриенты выбирают тот или иной формат обучения: получить специальность и устроиться на работу, продолжить обучение, обеспечить себе престижную должность и карьерный рост.

Опять же, направление бакалавр рассчитано на базовое освоение профессии, необходимое непосредственно для работы.

Подготовка специалистов и магистров ориентирована на перспективу получения послевузовского образования.

Исходя из цели приобретения образования и ее ориентации, бакалавры получают меньшую программную нагрузку – они проходят полную общетеоретическую и узкопрофильную подготовку без углубления и уклона на специализацию, в отличие от магистров и специалистов.

Самая приятная часть для будущих студентов бакалавриата. По европейскому стандарту для них предусмотрено два типа обучения: 4 года и 6 лет. Но в России почти во всех ВУЗах получение образование бакалавра направлено на срок обучения в четыре года. Специалист же должен был обучаться не меньше 5 лет, магистр – еще два года после бакалавриата..

Также следует пояснить, что если по окончанию обучения студент бакалавриата захочет учиться дальше и решит поступать в аспирантуру – он не сможет этого сделать. Бакалавр хоть и считается полным высшим образованием, но за ним закреплена меньшая научная степень, а, значит, для продолжения учебы необходимо будет эту степень «добрать» – поступить в магистратуру.

Проблемы при трудоустройстве бакалавров

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

1 июня 2016 года в Федеральное законодательство были внесены поправки: «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы категорий “руководители”, “помощники (советники)”, “специалисты” высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Согласно поправкам бакалавры не смогут занимать руководящие должности, тем самым законодатель ограничил для них возможность карьерного роста. В конечном счете, для получения более высокого продвижения по службе выпускнику бакалавриата может понадобиться поступление в магистратуру (от которого он когда-то отказался).

Что следует учесть перед поступлением абитуриентам

Перед абитуриентами стоит сложная и ответственная задача – не прогадать с выбранной специальностью, университетом и направлением подготовки.

Необходимо тщательно взвесить все «за» «против», так как приобретенная выпускная квалификация по вашей специальности станет определяющим фактором спроса на вас как на кадровую единицу и дальнейшее продвижение в выбранной профессии.

Моменты, которые следует знать выпускникам школ при поступлении на бакалавриат:

  • бакалавр – академическая степень и квалификация, присваиваемая при завершении получения высшего образования бакалавриат и подтверждаемая дипломом;
  • программа обучения длится 4 года и включает в себя базовую общетеоретическую и узкопрофильную подготовку.
  • возможность продолжения учебы и последующее трудоустройство за рубежом;
  • степень квалификации бакалавра ниже, чем у специалиста или магистра;
  • бакалавр менее конкурентоспособен на рынке труда и не вызывает доверия у работодателей;
  • ограничение перспектив послевузовского обучения (только после окончания магистратуры) и карьерного роста.

Поступи на бакалавра и получи диплом! Узнай об условиях поступления. Жми

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский государственный социальный университет

Гуманитарный техникум экономики и права

Учебный центр «Промстройгаз»

Московский финансово – промышленный университет «Синергия»

Источник: https://ecvdo.ru/states/diplom-bakalavra-nekonkurentosposobnaya-edinica-na-rynke-truda

Второе высшее по-хитрому – Журнал

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Магистр других наук

Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра.

На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно.

“На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста”,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. “Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы “4+2″ (бакалавриат + магистратура)”,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

“Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный”.

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. “Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра.

Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании.

Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры”.

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать.

Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс.

специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране.

Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности.

Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования.

Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности.

Здесь есть программа “Коперник”, которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний.

Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией.

Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”, основанный в 2009 году. Цель института — “воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке”.

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов.

“Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста”,— рассказывает директор по коммуникациям института “Стрелка” Александр Острогорский.

“Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя.

Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия.

После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе”,— отметил Острогорский.

При этом поступить в “Стрелку” не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. “Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен”,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование.

“Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем.

Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады”,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. “График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться”,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет.

Такие есть, например, у “Билайна”, “Северстали”, “Ингосстраха”, “Ростелекома”, “Вимм-Билль-Данна”, “Макдоналдса”, Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства.

Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся.

В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства.

В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

“Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии “Справедливая Россия” Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем”.

При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. “Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет.

Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом”,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. “Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище.

И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят.

Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить”.

“Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям”.

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему.

Согласно федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые.

Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются.

Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

“Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.

— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась”.

По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1590444

Второе Высшее в Германии Archives

!!! !!! !!! !!!

Основное условие начала успешной карьеры – получение образования. Профессиональное образование может быть средним или высшим, но важно, чтобы профессия соответствовала способностям человека, сочеталась с его личными качествами и была востребована на рынке труда.

Как найти вариант, удовлетворяющий всем этим требованиям? Пройдите профориентацию, она поможет вам понять свои сильные стороны.

В современном мире недостаточно просто получить диплом и всю жизнь спокойно работать. Наша среда меняется очень быстро, постоянно разрабатываются новые технологии, что-то уходит в прошлое, что-то возникает и становится необходимым. В постоянно меняющихся условиях оставаться неподвижным невозможно. Залог конкурентоспособности – постоянная учеба, повышение уровня образования.

Что такое дополнительное профессиональное образование, и чем оно отличается от магистратуры и второго высшего

Дополнительное высшее образование часто путают с вторым высшим и с магистратурой, но это разные формы образования. Общее у них одно: все эти формы образования возможны только после окончания бакалавриата.

Второе высшее, как и первое, – формы основного высшего профессионального образования; магистратура – одна из ступеней основного образования.

Существуют разные варианты развития событий после окончания первого высшего образования:

  • Вы решаете углубить свои знания и поступаете в магистратуру.
  • Вы понимаете, что требуется еще одно высшее и поступаете на второе высшее образование. В России оно всегда платное, а в Германии вы можете получить его бесплатно.

Изучите: Подбор программ обучения.

  • Вы работаете по специальности, но в какой-то момент понимаете, что ваши знания не соответствуют текущей ситуации в профессии, и необходимо доучиться или переучиться.

Специалисты считают, что второе высшее – вариант для молодых специалистов. Дополнительное высшее образование чаще выбирают люди постарше, с опытом работы; они предпочитают учиться, не отрываясь от рабочих обязанностей.

По окончании дополнительного образования выдается не диплом о высшем образовании, а сертификат или удостоверение либо диплом о дополнительном (к высшему) образовании.

Важно!

Дополнительное образование получает более 40% взрослого населения Германии.

Виды дополнительного профессионального образования

Различают два основных вида ДПО:

  • повышение квалификации,
  • профессиональная переподготовка.

Повышение квалификации

Эта форма ДПО предусматривает углубление знаний в рамках специальности, которую человек уже получил. По окончании программы необходимо пройти государственную аттестацию, после чего выдается диплом установленного образца.

Профессиональная переподготовка

Позволяет получить дополнительную специальность на базе имеющегося образования; в отличие от повышения квалификации, переподготовку могут проходить и студенты 3-4-го курса вуза. После итоговой аттестации выдается диплом о получении дополнительной квалификации.

Важно!

Стоимость ДПО зависит от выбранного учебного заведения и длительности курса.

Особенности образовательного процесса

Если высшее образование характеризуется фундаментальностью и ориентируется на государственный стандарт (до 40% учебного времени посвящается изучению дисциплин, не связанных со специальностью), дополнительное образование предусматривает обучение только в рамках специальности, оно больше приближено к реальным потребностям рынка.

Длительность программ дополнительного профессионального образования, как правило, меньше, чем у программ второго высшего.

Минимальный срок обучения – 16 часов, но в среднем в России программы повышения квалификации рассчитаны на объем от 500 часов (в течение полугода), а программы профессиональной подготовки – от 1000 часов в течение 2 лет.

Варианты обучения. Можно ли учиться за границей?

Программы дополнительного образования реализуются в России институтами переподготовки и повышения квалификации при вузах.

Учиться на программах ДПО можно и за рубежом. Студенты старших курсов и выпускники вузов могут пройти программу повышения квалификации или стажировку в Германии, Франции, Италии, Великобритании и других странах. Студентам эти программы может оплатить вуз, выпускник оплачивает самостоятельно или за счет средств полученного гранта.

Срок обучения на таких программах – от 1 до 4 недель с проживанием в общежитие или в принимающих семьях.

Плюсы получения дополнительного образования за рубежом

Программы дополнительного образования за рубежом предлагают как очные, так и дистанционные формы обучения. Центры повышения квалификации функционируют обычно при вузах.

Преимущества ДПО за рубежом:

  • совершенствование иностранного языка;
  • актуальные знания;
  • высокие стандарты обучения;
  • короткие программы;
  • при очной форме – новые полезные знакомства;
  • престижный диплом.

Бонус обучения на программах дополнительного образования в Германии – комфорт и относительно невысокие расходы на проживание и питание.

Перспективы после обучения

Польза от дополнительного обучения прямо пропорциональна качеству пройденной программы. На сегодняшний день в авангарде науки вузы Европы и США, поэтому даже короткое обучение за рубежом может дать гораздо больше для профессионального роста, чем ДПО в странах СНГ. Дополнительное преимущество – иностранный язык, новые связи, опыт жизни и учебы в другой стране.

Как разобраться во всех нюансах заграничного образования? Для этого нужно быть специалистом. Ну а если вы хотите профессионально совершенствоваться в другой области, получите исчерпывающую консультацию.

!!!

[credform] [cred_field field=’form_messages’ class=’alert alert-warning’] Фамилия

Источник: https://studyinfocus.ru/scenario/vtoroe-vysshee-v-germanii/

Степень магистра увеличивает стартовую зарплату на треть

Студенты, продолжившие обучение в магистратуре и аспирантуре, имеют явные преимущества перед теми, кто остановился на получении диплома бакалавра. Зарплаты молодых людей, прошедших все ступени обучения, будут выше, а карьерные перспективы шире.

Но долго учиться хотят не все, в основном гуманитарии, медики и студенты, получающие образование в сфере естественных наук, отметила старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Яна Рощина в докладе «Факторы образовательных и трудовых планов российских студентов»

В последние годы система высшего образования претерпела значительные изменения. Двухступенчатая система (специалитет и аспирантура) трансформировалась в трехступенчатую систему: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

При этом магистратура и аспирантура, как предполагается, будут сохранены только в вузах, предполагающих высокое качество обучения (федеральных университетах и национальных исследовательских университетах). Эффективность нововведений пока описана лишь на бумаге.

В частности, чисто теоретическими остаются представления о преимуществах каждой ступени обучения как для самих студентов, так и для работодателей.

Яна Рощина решила выяснить, какова отдача от инвестиций в разные программы обучения в системе высшего образования.

А именно, что ждут студенты от второго высшего образования и магистратуры, что «толкает» молодых людей продолжать учиться, различается ли для работодателей диплом бакалавра, магистра и кандидата наук, какова премия за продолжение учебы после четырех лет бакалавриата и что выгоднее: получить несколько дипломов в России или же продолжить обучение за границей.

Результаты исследования были представлены автором в докладе «Факторы образовательных и трудовых планов российских студентов» на семинаре серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) в НИУ ВШЭ.

Исследование базировалось на данных Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, а также опросах более 11 тысяч студентов государственных и частных московских и региональных вузов и одной тысячи работодателей из разных отраслей экономики (транспорта, связи, строительства и пр).

Магистратура увеличивает зарплату

Проведенный анализ показал, что существует положительная отдача от дипломов магистра, кандидата наук и диплома о дополнительном образовании по сравнению с базовым дипломом бакалавра. Она выражается как в большей зарплате, так и в больших карьерных возможностях будущих работников.

Несмотря на то, что пока дипломом магистра похвастаться могут лишь единицы, его обладатели получают 30% премию к зарплате уже на первой работе по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом.

При этом зарплата работника без степени магистра или кандидата, но имеющего второе высшее образование, также увеличивает зарплату на треть.

Зарплаты магистра и кандидата наук примерно равны, зарплата у обладателей диплома профессиональных курсов на 10% выше, чем у тех, кто получил только один базовый диплом, а зарплата у учившегося в аспирантуре, но не защитившего кандидатскую, такая же, как и у не учившегося.

При этом, несмотря на то, что работодатели пока не видят большой разницы между бакалаврами, специалистами и магистрами (на момент опроса в 2012 году 73% еще не имели дело с магистрами, а 68% – с бакалаврами), интуитивно они готовы отдать предпочтение молодым людям с магистерскими дипломами. Причем магистрам и кандидатам наук они могут предложить вакансии руководителей и исполнителей высшей квалификации. То есть, делает вывод Яна Рощина, преимущества магистерской степени налицо и спрос на диплом магистра растет по объективным причинам и будет расти дальше.

Активные студенты учатся дольше

Что же касается самих студентов, то их на продолжение образования толкает целый ряд факторов, причем не только сознательное желание получить больше знаний и в итоге высоко оплачиваемую работу, но и обстановка в семье, личностные характеристики, материальное положение, а также образовательный уровень преподавателей и пр.

Так, продолжать учебу в вузе больше склонны те, кто хорошо учился в школе и в бакалавриате в московском вузе, активны вне учебы (занимаются в кружках и секциях), чьи родители имеют высшее образование.

При этом на магистратуру больше ориентированы бакалавры, получающие специальность в сфере общественных, гуманитарных и естественных наук, а на аспирантуру – специалисты и магистры, получающие специальность в сфере гуманитарных, естественных наук и медицины.

Женщины более ориентированы на второе высшее образование, а мужчины – на аспирантуру. Выбор магистратуры и обучения за рубежом – гендерно нейтральны.

Помимо личностных к продолжению образования стимулируют и институциональные факторы: научная активность преподавателей, знание ими иностранных языков, наличие ученых степеней.

При этом даже длительная учеба и получение магистерской и кандидатской степени не означают, что человек собирается работать в будущем по специальности. Здесь решающую роль играет специальность в вузе, а не уровень образования.

В частности, работать по специальности чаще собираются мужчины, студенты из негосударственных вузов, медики и «культурологи», реже – гуманитарии и технари.

Правда, большая часть студентов все же ориентирована работать по специальности.

«Почему работу по специальности выбирают культурологи, для меня загадка, – отметила Яна Рощина. – Видимо, из-за завышенных ожиданий относительно своего будущего. Опросы показали, что учащиеся этой специальности в Москве рассчитывают на стартовую зарплату в более чем 50 тысяч рублей, тогда как технари, например, не ждут более 30-40 тысяч в начале своего трудового пути».

См также:

Более половины студентов работают во время учебы в вузеРабота по специальности помогает студентам лучше учитьсяПодростки самостоятельно выбирают будущую работуЮжанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работыРодители определяют будущее своих детей

Родители нацеливают детей на успех в профессии