С нового года в силу вступает федеральный закон, по которому российских детей-сирот будут обеспечивать жильем не по договорам социального найма, а найма специализированных жилых помещений.
Как новшество отразится на столичных детях-сиротах, рассказали вчера на совместной пресс-конференции руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Николай Федосеев и зам.
руководителя департамента социальной защиты населения Москвы Татьяна Потяева.
По словам Николая Федосеева, федеральный закон, который вступает в силу с 1 января 2013 года, взят из московского опыта, поэтому новшеств для столичных сироток будет не много.
Согласно документу, детям-сиротам или оставшимся без попечения родителей, будут предоставляться квартиры из специального жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. То есть сиротам будут выдавать жилье, с которым они не смогут совершить никакие операции на время действия договора – 5 лет.
Новшество для столичных детей будет в том, что им придется оплачивать не только коммуналку, но и социальную аренду жилья – от которой сейчас они освобождены.
Размер ставки для детей-сирот определит постановление правительства Москвы, однако его размер не превысит ныне действующий тариф из расчета 1 рубль 40 копеек за квадратный метр жилплощади. То есть за однокомнатную квартиру помимо коммунальных платежей, сирота будет в месяц платить еще и аренду в размере около 60-70 рублей.
– На федеральном уровне новый закон позволит оградить всех российских сирот от мошенников, – пояснил Федосеев. Он напомнил, что в столице в 1990-х годах детям-сиротам предоставлялись комнаты в коммуналках по договорам социального найма.
В период с 1995 года по 1999 год жилье получили 1222 выпускника сиротских учреждений, половина этих квартир ушла мошенникам, которые под разными предлогами жильем завладели, отправив сирот на улицу или убив. По его данным с тех пор судьба 40 человек неизвестна.
Исправили ситуацию с 2000 года, когда перешли на договора безвозмездного пользования сроком на 5 лет, что запрещает в течение этого времени проводить любые операции с недвижимостью. А значит – уберегает доверчивую сироту от квартирных потерь. Вместо комнат стали выдавать однокомнатные квартиры.
С 2000 года по 2011 года жилье по этой форме получил 5,28 тысяч выпускников сиротских учреждений.
– При этом раз в три месяца Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов проверяет житье ребенка, и его оплату коммунальных услуг, – поясняет Федосеев. – Если за пять лет ребенок дорос до принятия самостоятельных решений, он переходит в разряд обычных москвичей, документы оформляются на социальный наем.
В обратном случае – договор продлеваться еще на пять лет, и каждые три месяца члены комиссии снова наведываются… И так до взросления сироты. На сегодняшний день из обеспеченных жильем сирот, с 600 перезаключены договора на пятилетний срок безвозмездного пользования.
По словам Татьяны Потяевой, в этом году квартиру получила 42-летняя женщина, воспитанница интерната и ранее претендовавшая на жилье. “Она не могла сама распоряжаться недвижимостью, при этом хорошо работала в интернате по хозяйственной части, – поясняет Потяева. – Наши сотрудники регулярно с ней общались.
В минувшем году, женщина вполне повзрослела, завела семью и теперь ей будет выделена квартира”.
Так же в этом году рассмотрено еще 645 личных дел, 425 сирот получат квартиры, остальные отправятся в квартиры, где они жили до попадания в интернат, то есть к родственникам или опекунам, воспитывавшим их. По словам Потяевой, новый федеральный закон, к сожалению, не сможет решить несколько серьезных проблем, которые есть у города.
“Абсурд, что город улучшает жилищные условия асоциальных элементов, ведь их детям дают новую жилплощадь, оставляя лишенным родительских прав огромные квартиры, которые они получали за “многодетность”, при этом тех, кто опекал ребенка, напротив уплотняют, вселяя опекаемых обратно, – поясняет Потяева.
– Логично было бы родителей, лишенных прав выселять в общежития или разменивать квартиру, отдавая “однушки” их детям”.
Еще один наболевший вопрос – оплата жилищно-коммунальных услуг. “Не знаю, как дети будут платить за аренду, если и сейчас они в общей сложности задолжали коммунальным службам более 23 миллионов рублей, – поясняет Потяева. – Эти долги нужно возвращать, и мы идем на все возможные меры, чтобы помочь ребятам.
Но зачастую виноваты сами дети, которые не хотят или не знают о том, что коммунальные услуги нужно платить. При этом ряд “долгов” сделали им жильцы, которым сироты сдают жилье. Таких – более 60 случаев, еще около 200 человек живут у родственников временно пытаясь сдавать свои квартиры, хоть это и незаконно”.
Всего в столице более 500 ребят зарегистрировано в новых квартирах, но в них не проживают: 117 человек живет в общежитие при вузе, где он учится, 50 человек находится в тюрьме, несколько заграницей… По словам Потяевой, для решения этих вопросов, нужно четче прописать законы, согласовать с вузами вопросы проживания студентов из числа московских детей сирот. Так если у студента есть жилплощадь – он не должен жить в коммуналке, или если он живет в общежитие – то квартиру ему можно дать по завершении вуза. “В новом году над решением этих проблем будем работать, ведь на Москву ориентируются другие субъекты федерации”, – заявили напоследок чиновники.
Источник: https://rg.ru/2012/09/19/kvartiry-site.html
Содержание
- 1 Обеспечение жилыми помещениями
- 1.1 Обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот
- 1.2 Предоставление освободившихся комнат в коммунальных квартирах
- 1.3 Выкуп освободившихся комнат в коммунальных квартирах
- 1.4 Предоставление, освободившихся в коммунальных квартирах жилых помещений, по договорам найма (если квартира становится отдельной)
- 2 Апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 22 мая 2012 г. по делу N 33-815/2012 (ключевые темы: дети, оставшиеся без попечения родителей
- 3 Правительство меняет правила обеспечения жильем детей-сирот – юридические советы
- 3.1 Дети-сироты — как определяется статус?
- 3.2 Что проверяют?
- 3.3 Какие нужны документы?
- 3.4 Как формируется очередь?
- 3.5 Требования, предъявляемые к жилплощади
- 3.6 Как квартиру передают сиротам?
- 3.7 Субсидия на приобретение жилья сиротам
- 3.8 Вывод
- 3.9 Обеспечение жильем детей-сирот: законодательство и реальность
- 4 ВСЁ О ЖИЛЬЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ | Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»
Обеспечение жилыми помещениями
Администрация Калининского района информирует жителей Калининского района, что 01 июля 2011 года вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 14.06.
2011 № 359-68 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга», которым внесены изменения в части предоставления гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, свободных жилых помещений (комнат) жилищного фонда Санкт-Петербурга в случаях, если данные коммунальные квартиры становятся отдельными.
Гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, свободные жилые помещения (комнаты) в данных коммунальных квартирах могут предоставляться по договору коммерческого найма сроком на 5 лет в случаях, если данные коммунальные квартиры становятся отдельными.
Также, гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, свободные жилые помещения (комнаты) в данных коммунальных квартирах в случаях, если данные коммунальные квартиры становятся отдельными, имеют право приобрести такие жилые помещения по договорам купли-продажи целевым назначением в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 05.04.2006 № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», при этом допускается рассрочка платежа сроком до 5 лет.
Для консультации по вопросу предоставления свободной комнаты (по договору социального найма, по договору коммерческого найма, по договору купли-продажи), находящейся в квартире, где Вы проживаете (зарегистрированы) Вам необходимо обратиться в жилищный отдел администрации (6 кабинет) в приемный день: четверг с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00) с паспортами на всех взрослых членов семьи, свидетельствами о рождении на детей, с паспортами супругов, зарегистрированных по другим адресам.
Обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным распоряжением Жилищного комитета от 21.02.
2014 № 123-р, по предоставлению государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга жилищный отдел администрации Калининского района принимает следующие документы:
- заявление установленного образца заявителя о включении в список в целях предоставления жилых помещений для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее – жилые помещения для детей-сирот);
- документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий);
- свидетельство о рождении ребенка-сироты;
- акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, либо договор о приемной семье, либо акт органа опеки и попечительства об устройстве несовершеннолетнего в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- документы, содержащие сведения о наличии у ребенка-сироты на территории Российской Федерации жилых помещений на праве собственности (в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), или заявление заявителя об отсутствии у ребенка-сироты на территории Российской Федерации жилых помещений на праве собственности;
- документы, содержащие сведения о наличии у ребенка-сироты на территории Российской Федерации жилых помещений на условиях социального найма (в отношении жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, за исключением Санкт-Петербурга), или заявление заявителя об отсутствии у ребенка-сироты на территории Российской Федерации жилых помещений на условиях социального найма;
- копия решения суда, вступившего в законную силу, об отказе в принудительном обмене занимаемого жилого помещения, заверенная соответствующим судом (в случае если основанием для включения ребенка-сироты в список является невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении совместно с лицами, лишенными родительских прав);
- справка о регистрации по месту жительства (форма 9) и характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) для детей-сирот, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных “Население. Жилой фонд”).
В случае если интересы ребенка-сироты, не достигшего возраста 18 лет, представляет законный представитель (опекуны, попечители, представители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, в которых помещены под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), дополнительно представляется документ, удостоверяющий личность законного представителя и документ, подтверждающий полномочия законного представителя.
С документами обращаться по адресу: ул. Михайлова, д. 9 (кабинет 6), приемные дни: вторник с 10.00 до 12.00 и четверг с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00.
Предоставление освободившихся комнат в коммунальных квартирах
Перечень документов:
- соответствующее заявление с заверенными в паспортной службе подписями всех совершеннолетних членов семьи;
- справки по форме 9, форме 7 на членов семьи, зарегистрированных по другим адресам;
- копии паспортов (стр. 2-7, 14-15) всех членов семьи;
- копии документов, подтверждающих родственные отношения;
- документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению;
- справки о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ за двенадцать месяцев, предшествующих обращению;
- справки из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (для лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- справки из районного отдела Санкт-Петербургского государственного учреждения «Центр занятости населения» (для неработающих граждан);
- документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (справка из налогового органа об отсутствии либо наличии в собственности налогооблагаемого имущества, а также оценочная стоимость имущества, находящегося в собственности).
Вышеперечисленные документы необходимо представить в любой из Многофункциональных центров Калининского района.
Консультация граждан по данному вопросу в жилищном отделе осуществляется по четвергам с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00.
Порядок предоставления гос.услуги предусмотрен распоряжением Жилищного комитета от 15 февраля 2012 г. N 107-р “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ”.
Выкуп освободившихся комнат в коммунальных квартирах
Перечень документов:
- соответствующее заявление с заверенными в паспортной службе подписями всех совершеннолетних членов семьи ;
- отказы в письменном виде от членов семьи, не участвующих в выкупе (бланк выдается в жилищном отделе),
- копии паспортов (стр. 2-7, 14-15) всех членов семьи;
- копии документов, подтверждающих родственные отношения;
- копии правоустанавливающих документов,
- согласие супруга (и), зарегистрированного по другому адресу, на выкуп,
- заявление о семейном положении (если не в браке, пишется в жилищном отделе).
Вышеперечисленные документы необходимо представить в любой из Многофункциональных центров Калининского района.
Консультация граждан по данному вопросу в жилищном отделе осуществляется по четвергам с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00.
Порядок предоставления гос.услуги предусмотрен распоряжением Жилищного комитета от 5 сентября 2012 г. N 785-р “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ”.
Предоставление, освободившихся в коммунальных квартирах жилых помещений, по договорам найма (если квартира становится отдельной)
Перечень документов:
- соответствующее заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
- копии документов, удостоверяющих личность гражданина и всех членов семьи;
- копии документов, содержащих сведения о составе семьи гражданина;
- справки по форме 9, форме 7 на членов семьи, зарегистрированных по другим адресам;
- копии документов, содержащих сведения о составе семьи граждан;
- документы, подтверждающие основания владения и пользования гражданином и членами его семьи занимаемым жилым помещением.
Административный регламент предоставления государственной услуги по принятию решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по договорам найма гражданам, за исключением жилых помещений в многоквартирных домах, построенных (реконструированных) в соответствии с утвержденным Правительством Санкт-Петербурга пообъектным распределением видов работ по отрасли «жилищное строительство», финансируемых в рамках Адресной инвестиционной программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга, жилых помещений, переданных в государственную собственность Санкт-Петербурга инвесторами по инвестиционным договорам.
Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kalinin/zhilishnaya-politika/obespechenie-zhilymi-pomesheniyami/
Апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 22 мая 2012 г. по делу N 33-815/2012 (ключевые темы: дети, оставшиеся без попечения родителей
Апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 22 мая 2012 г. по делу N 33-815/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе
председательствующего Хряпиной Е.П.
судей Дмитриевой Ю.М., Белоноговой Н.Ю.
при секретаре Ищенко О.В.
рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Великие Луки и апелляционному представлению Прокурора города Великие Луки Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от 16 марта 2012 года, которым постановлено:
“Иск прокурора г. Великие Луки, действующего в интересах Макарова Ю.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации города Великие Луки Псковской области от 19.09.2011 года N 2085, которым Макарову Ю.А. предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью 13,2 кв.м., расположенное по адресу: “данные изъяты””.
Заслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., объяснения представителя Администрации города Великие Луки Улубаевой Я.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Лепихину М.Н., поддержавшую доводы апелляционного представления и возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Великие Луки Псковской области, действуя в интересах Макарова Ю.А.
**** года рождения, обратился в суд с иском к Администрации города Великие Луки и просил признать незаконным и отменить постановление ответчика от 19 сентября 2011 года N 2085, которым Макарову Ю.А.
представлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадь 13,2 кв.м, расположенное по адресу: “данные изъяты”.
В обоснование требований указано, что Макаров Ю.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также “данные изъяты”. Во исполнение решения Великолукского городского суда от 28 марта 2011 года оспариваемым постановлением Администрации города Великие Луки Макарову Ю.А.
взамен непригодного для проживания жилого помещения предоставлена комната в здании бывшего общежития по указанному выше адресу.
Однако предоставление жилья произведено в нарушение положений части 6 статьи 57 ЖК РФ и части 4 статьи 59 ЖК РФ, предусматривающих, что комнаты по договорам социального найма могут предоставляться в коммунальных квартирах только при отсутствии в них граждан, нуждающихся в предоставлении жилья.
Кроме того, при предоставлении жилья не соблюдены положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, Закона Псковской области от 03 июня 2011 года N 1082 “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения”, и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203. Жильё предоставлено без учета размера субсидии, рассчитываемого с учетом стоимости жилья в размере 33 кв.м.
В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы в их обоснование поддержал.
Истец Макаров Ю.А. исковые требования и доводы в их обоснование также поддержал.
Представитель ответчика Администрации города Великие Луки Улубаева Ф.В.
исковые требования не признала, указала, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в порядке исполнения решения Великолукского городского суда от 28 марта 2011 года и в точном соответствии с его мотивировочной частью, содержащей указание на размер подлежащего предоставлению жилого помещении – 13 кв.
м, исходя из норм предоставления жилья на территории города Великие Луки. С доводом прокурора о нарушении положений Жилищного кодекса РФ не согласна, поскольку в соответствии со статьей 15 ЖК РФ изолированная комната также является самостоятельным жилым помещением и объектом жилищных прав, а статус общежития с жилого дома снят.
Представитель территориального управления города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, возражений по иску не высказал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Великие Луки ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с неправильным применением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению по данному делу.
В частности, указано, что судом необоснованно применены положения статей 57 и 59 ЖК о предоставлении освободившихся комнат в коммунальной квартире, поскольку предоставленная истцу изолированная комната в силу положений статей 15, 16, 62 ЖК РФ, статьи 673 ГК РФ является самостоятельным объектом жилищных правоотношений, не входит в состав какой-либо коммунальной квартиры.
В апелляционном представлении прокурора города Великие Луки ставится вопрос об исключении из мотивировочной части решения суда вывода о предоставлении жилого помещения Макарову Ю.А. исходя из норм предоставлении 13 кв.м, с оставлением решения суда первой инстанции в целом в силе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы представления, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Улубаева Я.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, возражала против доводов апелляционного представления прокурора.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным ее рассмотрение по существу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установлено, что Макаров Ю.А. **** года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые лишены родительских прав решением Великолукского городского суда от **** года, является “данные изъяты”.
Решением Великолукского городского суда от **** 2011 года, вступившим в законную силу **** 2011 года, Администрация города Великие Луки обязана предоставить Макарову Ю.А.
вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Великие Луки по установленной норме предоставления в срок до 30 июня 2011 года.
В резолютивной части решения суда не указан размер подлежащего предоставлению жилого помещения.
В мотивировочной части решения суда указано, что при разрешении спора суд учитывает Постановление Администрации города Великие Луки от 10 июня 2005 года N 21, которым утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв.м общей площади на одного человека.
Распоряжением Администрации города Великие Луки N 2085 от **** 2011 года Макарову Ю.А. на состав семьи 1 человек предоставлена комната N **** общей площадью 13,2 кв.м в жилом доме (ранее – общежитии) N **** по ул. “данные изъяты” Псковской области.
Признавая указанное распоряжение не соответствующим требованиям части 6 статьи 57 и части 4 статьи 59 Жилищного Кодекса РФ, суд исходил из того, что предоставленная Макарову Ю.А.
комната является комнатой в коммунальной квартире, так как находится в здании бывшего общежития, сохраняющего свои технические характеристики после снятия статуса общежития распоряжением Администрации города Великие Луки от 30 апреля 2009 года N 854-р, то есть находится на общем коридоре с общим санузлом и общей кухней на несколько комнат, и ее предоставление возможно только с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий других лиц, проживающих в такой коммунальной квартире.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Из анализа норм жилищного законодательства РФ следует, что коммунальная квартира – это квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Оснований для выводов о том, что совокупность комнат на общем коридоре бывшего общежития образует единое, структурно обособленное жилое помещение в многоквартирном жилом доме, является коммунальной квартирой, заселение которой должно производиться по правилам статьи 59 ЖК РФ, не имеется. В связи с чем вывод суда о нарушении оспариваемым распоряжением положений части 6 статьи 57 и части 4 статьи 59 Жилищного Кодекса РФ является необоснованным. В то время как доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права являются верными и заслуживают внимания.
Однако данное обстоятельство не может повлечь отмену правильного по сути решения суда, поскольку распоряжение Администрации города Великие Луки не соответствует требованиям иных нормативных актов.
Так, согласно части 3 статьи 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/101390080/
Правительство меняет правила обеспечения жильем детей-сирот – юридические советы
27.09.2018
Предоставление жилья детям-сиротам претерпело ряд существенных изменений, если сравнивать с тем, как это происходило всего несколько лет назад.
Законодатель стремится обеспечить создание условий, при которых будут исключены любые мошеннические сделки с участием сирот.
Вариантов обеспечения всего два: дом или квартира передается в собственность из муниципального фонда, или сирота получает субсидию на покупку жилья. Комнаты в коммунальных квартирах не выдаются.
Дети-сироты — как определяется статус?
Правила и принципы признания гражданина сиротой изложены в ст. 1 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. А именно, сиротами признаются:
- Несовершеннолетние без обоих родителей.
- Дети, чьи родители пропали без вести, лишены родительских прав, недееспособны или ограниченно дееспособны, объявлены умершими, отбывают наказание в месте лишения свободы и не могут осуществлять попечение.
Не утрачивается право на государственную поддержку и в тех случаях, когда гражданин лишился родителей в возрасте с 18 до 23 лет, находясь на обучении очной формы. Взятие ребенка под опеку или попечительство в приемную семью не лишает его права на бесплатное жилье от государства.
Статус должен быть подтвержден официальным путем. Занимаются этим органы местного самоуправления. Подается заявление и документы. Взамен выдается свидетельство. Оно дает право получить господдержку.
Ограничивающий фактор — постановка гражданина на учет, как нуждающегося в жилье, до исполнения 23 лет. После этого можно сколько угодно долго ожидать реализации права, не утрачивая его. А вот если не стать на учет вовремя, то после 23 лет делать это будет уже поздно.
Что проверяют?
Прежде, чем будет принято решение о предоставлении жилплощади сироте, муниципалитет обязательно проверяет следующее:
- Есть ли у соискателя другие родственники по месту проживания, занимающие квартиру (дом) по договору найма.
- Владеет ли сам сирота недвижимостью (принимаются в расчет даже доли).
- Имеется ли в собственности жилье у родственников соискателя.
- Каковы условия по месту проживания.
Если у сироты имеется недвижимость во владении, то это вовсе не лишает его шанса получить жилье от государства. Все дело в том, что занимаемая жилплощадь обязательно должно быть достаточной (нормативной) площади и соответствовать санитарным условиям. В противном случае гражданин будет поставлен на учет, как нуждающийся в жилплощади.
Есть и дополнительные обстоятельства, которые дают право на государственное жилье, а именно:
- Вместе с соискателем проживает тяжело больной человек, чье заболевание неизлечимо, а еще требуется регулярный уход (например, онкология, туберкулез и т.д.).
- Сирота проживает в одной квартире со своими родителями, решением суда лишенными родительских прав.
- Жилье расположено в доме, определенном к сносу.
- Не выполнены санитарные нормы по месту жительства.
- Принадлежащая сироте площадь меньше утвержденного нормативного значения по данному региону.
Недвижимость отдают сиротам не просто так, а на очень жестких условиях. В момент передачи с сиротой подписывается договор найма. Срок действия — 5 лет. После истечения озвученного срока договор признается исполненным. Взамен заключается стандартный договор соцнайма с муниципалитетом, как и с любым другим гражданином. Сделано это специально, чтобы защитить сирот от мошенников.
Какие нужны документы?
В разных регионах проблемами изыскания квадратных метров для сирот занимаются различные департаменты местных органов самоуправления, поскольку федеральным законодательством им переданы такие полномочия. Чаще всего поручают органу опеки и попечительства.
Гражданин, подпадающий под категорию сирота, младше 23 лет подает в госорган заявление. Это обязательная процедура, без которой процесс получения жилья инициирован не будет. Дополнительно нужно подготовить:
- Паспорт.
- Справка о составе семьи.
- Удостоверение сироты (ребенка без родительского попечения).
- Выписка из ЕГРП об отсутствии жилья в собственности.
- Свидетельства о браке/разводе, о рождении детей.
- Справка с места обучения, работы, центра занятости.
Это основной перечень обязательный для всех. В конкретном регионе он может быть расширен. Форму заявления также необходимо уточнять по месту.
Если ситуация заявителя далека от стандартной, то могут потребоваться документы, ее описывающие. Например:
- Решение суда о лишении родительских прав. Требуется тогда, когда родители и дети продолжают проживать совместно. Получить его можно в органе опеки и попечительства.
- Справка муниципалитета о том, что занимаемая сиротой жилплощадь не соответствует санитарным нормам.
- Справка больницы о том, что проживающий на данной жилплощади больной человек требует регулярного медицинского ухода, и совместное проживание с ним невозможно.
- Выписка из ЕГРП с указанием площади принадлежащей сироте недвижимости, когда она ниже установленного нормативом минимума.
Когда имеется сразу несколько оснований для предоставления жилья, необходимо собрать подтверждающие документы по каждому из них.
Как формируется очередь?
Внесение конкретного гражданина в реестр осуществляется по факту подачи им заявления. Если ранее сироты могли получать жилье вне очереди, то теперь это положение утратило актуальность. Жилье очереднику будет выдано только после того, как его получат ранее зарегистрированные в реестре.
По достижении сиротой 18 лет следует незамедлительно явиться в орган опеки и попечительства, чтобы получить всю необходимую информацию по жилищному вопросу. Откладывать визит не стоит, так как это только оттянет момент получения собственного жилья.
Внести гражданина в реестр нуждающихся в жилье можно по достижении им 14 лет по заявлению, которое в орган опеки и попечительства может подать администрация учебного заведения, опекуны, иные законные представители сироты.
Требования, предъявляемые к жилплощади
Прежде всего, жилье не может быть в чьем-либо владении, кроме муниципалитета. Квартиры и дома предоставляются только из муниципальной собственности. Причем коммунальные квартиры не рассматриваются, только изолированное жилье.
Площадь должна отвечать минимальным требованиям:
- Одинокому — 36 кв.м.;
- Состоящему в браке — 42 кв.м.;
- Имеющему супруга и детей — по 18 кв.м. на каждого.
Установленная норма — это минимум, на который имеет право сирота. Местные нормативы и возможности муниципалитета могут допускать передачу жилплощади большего размера, это закону не противоречит.
Как квартиру передают сиротам?
Если муниципалитет располагает необходимым жильем, то оно передается сиротам в порядке очереди, посредством подписания договора найма специализированного жилья. Срок действия такого договора — 5 лет.
В течение этого времени жилье может быть использовано только по его прямому назначению. Сирота может проживать в нем сам и с членами своей семьи. Сдавать такую квартиру в целях получения прибыли запрещено.
По истечении 5 лет договор найма считается исполненным и заключается договор соцнайма. Изменить этот порядок невозможно. Однако по заявлению сироты договор найма может быть продлен еще на 5 лет. Такое решение по заявлению гражданина принимает орган исполнительной власти данного субъекта РФ. Воспользоваться такой возможностью можно только 1 раз (п. 6 ФЗ №159 от 21.12.1996 г.).
Субсидия на приобретение жилья сиротам
Деньги на покупку квартиры детям-сиротам выделяются в форме субсидии наряду с другими категориями граждан, имеющими право на помощь государства в решении жилищной проблемы. Данный путь предусмотрен для тех случаев, когда местный муниципалитет не располагает необходимыми фондами жилья для передачи нуждающимся категориям граждан.
Сумма, порядок ее получения определяются органами местного самоуправления. Деньги на эти цели выделяются на федеральном уровне и распределяются между регионами в пределах утвержденных лимитов. Для того чтобы быть включенным в список претендентов на получение субсидии, необходимо обратиться в местный орган самоуправления и подтвердить:
- Статус, дающий право на получение субсидии (в данном случае статус сироты).
- Нуждаемость в жилье (для этого нужно быть включенным в местный реестр).
- Уровень доходов.
Предоставленную субсидию можно потратить только на приобретение жилья. Если размера дотации не хватает для покупки, необходимо подтвердить наличие средств для погашения оставшейся части стоимости. Купить на государственную субсидию можно только такое жилье, которое соответствует санитарным нормам, а также имеет площадь не меньше минимальной нормативной.
Вывод
Государство гарантирует сиротам получение жилья, если оно им требуется. Путей его получения существует несколько. Можно состоять на учете и ждать, когда освободится жилплощадь и получить ее сначала по договору найма, а затем по договору соцнайма.
Второй путь — подать заявление на участие в федеральной программе «Жилище» и получить субсидию на приобретение жилья. Здесь тоже все зависит от числа претендентов и размеров выделяемых данному региону лимитов на выплату субсидий.
Третий путь — принять участие в федеральной подпрограмме «Жилье для молодой семьи», если семья уже есть. В этом случае субсидия покроет до 35% от стоимости приобретаемой недвижимости.
Какой путь выбрать, решает сам гражданин, а по возможности стоит использовать все доступные варианты, увеличивая свои шансы стать обладателем жилья.
Источник:
Обеспечение жильем детей-сирот: законодательство и реальность
По достижении какого возраста дети-сироты должны обеспечиваться жильем по договору социального найма?
В части предоставления жилья детям-сиротам, долгое время действовала ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с п.2 ч.
2 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы им необходимо было предоставить жилье во внеочередном порядке.
Источник: https://ubppro.com/grazhdanskie-dela/__trashed-4379.html
ВСЁ О ЖИЛЬЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ | Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района Санкт-Петербурга»
Каждый гражданин России должен быть зарегистрирован по месту жительства – то есть иметь «постоянную регистрацию». В случае временного проживания, оформляется «временная регистрация» — по месту пребывания.
Дети-сироты и лица, из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей регистрируются:
- по месту жительства (место закрепления жилой площади, например, жилье, оставшееся после смерти родителей, или квартира, где ты проживал до поступления в детский дом),
- по месту временного пребывания (например, общежитие на время учебы).
Снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания до 18 лет осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Если до помещения в детский дом за тобой была закреплена жилплощадь (на праве собственности или на условиях социального найма), то право на эти квадратные метры сохраняются за тобой до самого выпуска. Передать твою комнату или квартиру тебе должны в пригодном для проживания состоянии и без задолженностей.
Ты имеешь право на предоставление жилья, если проживание в закрепленном за тобой помещении невозможно. Например:
- родители, лишенные родительских прав, страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания),
- в квартире проживают чужие для тебя люди (родители вступили в новый брак, у них родились дети, семьи «новых» родственников, с которыми ты никогда не общался),
- квартира перенаселена, а твоя доля в жилплощади не была выделена до выпуска из интерната.
Учетная норма площади жилого помещения в Санкт-Петербурге:
- 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах;
- 15 кв.м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания образовательного учреждения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (не менее 33 кв.м.).
Воспользоваться правом получения социального жилья можно лишь раз в жизни. |
С 1 января 2013 года детям-сиротам, как не имеющим закрепленного жилья, так и тем, у кого такое жилое помещение есть, однако проживание в нем по ряду обстоятельств невозможно, предоставляются отдельные квартиры по договорам найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.
По окончании срока действия договора найма жилое помещение «закрепляется» за ребенком-сиротой по договору социального найма.
Для того, чтобы получить квартиру, ты должен состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в жилищном отделе районной администрации. К моменту твоего 18-летия тебе должны предоставить смотровой талон на квартиру.
Право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет.
Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого возраста — право на получение жилья сирота утрачивает.
Когда пойдешь осматривать предлагаемую квартиру, обрати внимание на:
- состояние квартиры и дома (он не должен быть в аварийном состоянии)
- наличие и состояние сантехники;
- наличие плиты.
Если условия тебя не устраивают, ты возвращаешь смотровой талон.
Если ты тебе все понравилось, ты подписываешь своё согласие в смотровом листе. После этого специалисты жилищного отдела готовят договор найма специализированного жилищного фонда, сроком на 5 лет.
В течение этого времени ты не сможешь продать, сдать в аренду или обменять эту квартиру – это сделано, чтобы защитить тебя от мошенников, которые часто пользуются доверчивостью детей.
За месяц до окончания действия договора тебе нужно переоформить его на договор социального найма.
Если ты являешься собственником квартиры или комнаты, то ты можешь беспрепятственно продать её. Но прежде чем сделать это, хорошо подумай и обязательно посоветуйся с кем-то, кого ты давно знаешь и доверяешь. Не доверяй непроверенным риэлторам!
Если ты продашь свою квартиру, другое жильё тебе уже не дадут! |
Не раз случалось, что ребята, почувствовав вкус свободы, продавали своё жильё, чтобы купить машину, планшет, компьютер или дать взаймы друзьям, а потом в прямом смысле слова оказывались на улице. Конечно, эти ребята потом пожалели, хотели признать сделку недействительной, но назад дороги уже не было.
Лишившись жилья, ты останешься без «постоянной прописки», а значит, лишишься всех своих льгот, не сможешь устроиться на работу, пойти в поликлинику.
Также помни, что не следует необдуманно подселять к себе, а тем более, регистрировать по месту жительства случайных знакомых, друзей и родственников.
Как оплачивать жилищные услуги
С появлением собственного жилья у тебя появились дополнительные права – ты можешь приходить и уходить, когда захочешь, можешь приглашать друзей и сам регулировать распорядок дня. Но твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей.
Поэтому тебе нужно соблюдать правила:
- снимать показания счетчиков электроэнергии и воды;
- не позднее 10 числа каждого месяца оплачивать счета (за коммунальные услуги, электричество, воду, телефон и интернет, домофон и т.д.)
- содержать квартиру в надлежащем санитарном состоянии и нести все расходы по ее содержанию.
Если ты не будешь делать это вовремя, то будет расти не только долг за квартиру, но и начисляться пеня (неустойка). При наличии долга ты не сможешь получить компенсацию на оплату коммунальных услуг.
Жилищные и коммунальные услуги оплачиваются до 10 числа следующего за расчетным месяца в любом отделении Сбербанка или Петроэлектросбыта
Оплата электроэнергии производится по квитанциям, которые тебе приходят по почте. Первого числа каждого месяца необходимо выписать в квитанцию показания счетчика, расположенного в твоей квартире. Во многих квартирах установлены двухфазные счетчики – тогда в графу «день» и «ночь» вписываются соответствующие цифры.
Показания счетчика электроэнергии необходимо сообщать до конца текущего месяца любым удобным из перечисленных способов:
- по телефону (812) 303-80-97 (ежедневно, без выходных 9.00 – 21.00);
- в Личном кабинете на сайте ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»;
- при оплате электроэнергии через платежные терминалы «Петроэлектросбыт»;
- кассиру-контролеру в любом из центров приема платежей «Петроэлектросбыт», в том числе, одновременно с оплатой электроэнергии, вписав в соответствующее поле в счете;
- по телефону Контактного центра (812) 303-96-96 (понедельник – суббота 8.00 – 20.30);
Сообщать показания счетчиков нужно ежемесячно. В случае отсутствия у ЗАО «Петроэлектросбыт» сведений о показаниях прибора, в том числе если абонент передал показания за текущий месяц после его окончания, счета выставляются расчетным методом: по среднему потреблению или по нормативу. А это намного больше, чем оплата по показаниям счетчиков.
Ты должен уважать права своих соседей на личную свободу, отдых и неприкосновенность частной собственности. Тебе теперь придется соблюдать тишину (в том числе, после 23.00), порядок, чистоту, требования пожарной безопасности. За нарушение грозит административная ответственность, а в крайних случаях — даже выселение из занимаемого жилья.
Обрати внимание! Жильцам многоквартирных домов запрещено:
- курить в подъезде (штраф от 500 до 1500 рублей)
- шуметь с 23.00 до 7.00 (штраф до 5 000 рублей).
Оформление льготы на оплату коммунальных услуг за жильё
На период обучения в профессиональных образовательных организациях и вузах по очной форме обучения, предоставляются:
- Денежная компенсация оплаты платы за жилое помещение и коммунальные услуги за всю площадь (если ты единственный пользователь квартиры или комнаты)
- Денежная компенсация оплаты платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (если на данной жилой площади имеются другие зарегистрированные лица)
- Денежная компенсация платы за топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления).
Для оформления льготы нужно обратиться в МФЦ своего района с заявлением и документами.
Ремонт жилого помещения
Ты имеешь право на дополнительную меру социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с осуществлением ремонта своей квартиры или комнаты, в размере 100 процентов стоимости ремонта в пределах нормативов. Эта мера социальной поддержки предоставляется один раз.
Источник: https://www.kron-cspsd.ru/smi/vsyo-o-zhile-dlya-detej-sirot/