Может ли пропасть архив по жилищному распределению?

№3 (129) – Март 2010 – Страница #3

Может ли пропасть архив по жилищному распределению?
Подробности Родительская категория: Журнал Директор – Архив номеров 2010 : 27 июля 2010

Виктор КАМЕНКОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики БеларусьВ Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь  (далее – ХПК) установлены правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 133 они делятся в зависимости от результатов рассмотрения. Если лицо, участвующее в деле, достигло вынесения решения в свою пользу, суд присуждает ему все понесенные по делу судебные расходы, которые подлежат взысканию с проигравшей стороны.

При частичном удовлетворении исковых требований лица, участвующие в деле, несут судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

При этом необходимо иметь в виду, что заявление лица, участвующего в деле, о возмещении ему издержек, связанных с рассмотрением дела, в виде расходов, которые могут быть признаны хозяйственным судом необходимыми, не является материально-правовым требованием, не включается в цену иска и может быть рассмотрено только в рамках конкретного судебного дела .

Кстати, такая же практика и у арбитражных судов Российской Федерации. «Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил также, что судебные расходы на оплату услуг адвокатов и иных представителей подлежат взысканию в процессуальном порядке, предусмотренном гл. 9 АПК РФ, и не могут быть предъявлены к взысканию путем предъявления отдельного иска.

При этом, если вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной (кассационной) жалобы, не был разрешен судом вышестоящей инстанции, заявление подается в суд первой инстанции, рассматривавший дело» .

Вопрос распределения судебных расходов разрешается хозяйственным судом соответствующей инстанции, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в отдельном определении.Нередко судебные решения, которыми отказано во взыскании судебных издержек, становятся объектом кассационного обжалования.

Так, хозяйственный суд Г-ской области своим решением удовлетворил требования УП «А» и взыскал с ОАО «Б» основной долг за поставленный товар, а также расходы по уплате госпошлины. Во взыскании расходов (издержек), связанных с оказанием юридических услуг, истцу отказано. В апелляционном порядке решение не было обжаловано.

В кассационной жалобе УП «А» просило вынесенное по делу решение изменить, удовлетворив требования истца и в части возмещения его расходов по оплате юридических услуг. По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы процессуального права.

Кассационная коллегия ВХС пришла к выводу, что решение хозяйственного суда Г-ской области надлежит оставить без изменения, а жалобу УП «А» – без удовлетворения исходя из следующего.В соответствии с частью первой ст. 133 ХПК судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.П.

9 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 18.12.2007 г.

№13 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при распределении издержек, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде» разъяснено, что при рассмотрении вопроса о возмещении расходов по оплате услуг адвокатов либо лиц, оказывающих юридические услуги, следует исходить, в том числе, из того, что лицом, участвующим в деле, должны быть представлены соответствующие доказательства в подтверждение фактически произведенных расходов и их необходимости.Истцом представлены договор на представительство в хозяйственных судах, платежное поручение об оплате юридической фирме ОДО «В» искомой суммы и калькуляция.Вместе с тем, согласно договору юридическая фирма взяла на себя обязательства по консультированию заказчика (истца) по юридическим вопросам, относящимся к исполнению поручения (взысканию задолженности с ОАО «Б»), ведению досудебных переговоров, оформлению искового заявления, представления интересов заказчика в хозяйственных судах. Размер денежного вознаграждения исполнителя за все составляет искомая сумма.Однако факт выполнения исполнителем этих обязательств и совершения других действий, предусмотренных договором, доказательствами не подтвержден, а акт приемки выполненных работ, определяющий их объем, также не представлен. Не участвовал представитель истца и в судебных заседаниях.При таких обстоятельствах хозяйственный суд Г-ской области обоснованно не признал, что понесенные УП «А» расходы по оказанию юридических услуг подтверждены надлежащими и достаточными доказательствами.На основании ст. 133 ХПК расходы по уплате госпошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя – УП «А» .Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты.При отказе истца от иска судебные расходы, понесенные им, ответчик не возмещает. В то же время отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов. Отказ истца от иска при необоснованном его предъявлении не освобождает истца от обязанности возместить ответчику судебные издержки, связанные с рассмотрением дела .В случае заключения мирового соглашения судебные расходы по делу погашаются по соглашению сторон (ст. 122 ХПК) либо в соответствии с частью первой ст. 133 ХПК (судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований).Пленум ВХС также разъяснил по порядку распределения судебных расходов следующее. «Предусмотренный частью четвертой ст. 133 ХПК порядок распределения судебных расходов в соответствии с соглашением сторон при заключении ими мирового соглашения может быть применен хозяйственным судом и в иных случаях достижения соглашения сторон о распределении судебных расходов, включая издержки, связанные с рассмотрением дела (часть одиннадцатая ст. 133 ХПК), в том числе при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требований после обращения истца в хозяйственный суд.В случае, если судом не разрешен вопрос о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела, то он в соответствии со ст. 209 ХПК по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, принимает дополнительное решение до вступления основного в законную силу, а Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, принявший решение, – до его исполнения.При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что соответствующее ходатайство может быть заявлено, а доказательства, подтверждающие понесенные расходы и их необходимый характер, представлены лицом, участвующим в деле, в пределах общих сроков, установленных ст. 209 ХПК для вынесения дополнительного решения.Если хозяйственный суд не распределил судебные расходы, включая издержки, связанные с рассмотрением дела, при вынесении судебного постановления и не принял дополнительного решения, вступившее в законную силу судебное постановление в указанной части может быть пересмотрено хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции в порядке, установленном ХПК» .Например, Кассационная коллегия ВХС изменила решение хозяйственного суда М-ской области и взыскала с ответчика госпошлину в связи с тем, что суд первой инстанции не разрешил вопрос о распределении расходов по государственной пошлине .При отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.Если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.Хозяйственный суд вправе взыскать с виновной в отложении дела стороны судебные расходы, понесенные в связи с этим, в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, по их письменному заявлению.Процессуальные соучастники несут судебные расходы по делу в равных долях, если иное не обусловлено различием в цене их требований.Если солидарная ответственность вытекает из природы спорного материального правоотношения, хозяйственный суд взыскивает с соответчиков судебные расходы солидарно.Судебные расходы, понесенные в связи с процессуальными действиями, которые были совершены по требованию процессуального соучастника только в его интересах, другими процессуальными соучастниками не возмещаются.При соглашении сторон о распределении судебных расходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответствии с этим соглашением.Если хозяйственный суд, рассматривающий жалобу, изменит состоявшееся судебное постановление или вынесет иное, не передавая дела на новое рассмотрение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов либо передает этот вопрос на рассмотрение хозяйственного суда первой инстанции.Судебные расходы, понесенные сторонами в связи с рассмотрением жалоб (апелляционной, кассационной, в порядке надзора), распределяются между истцом и ответчиком в соответствии с правилами, установленными ст. 133 ХПК.Например, апелляционная инстанция хозяйственного суда М-ской области в одном из постановлений прямо указала: «Апелляционная жалоба региональной таможни подлежит удовлетворению, судебные расходы по рассмотрению дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя (ЧТУП «А»)» .Однако правила о распределении судебных расходов содержатся не только в ст. 133 ХПК. Им посвящены и иные нормы ХПК. В частности, о них указано в следующих разделах:•    в ст. 122 – в резолютивной части определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения указываются содержание мирового соглашения и порядок распределения судебных расходов;•    в ст. 150 – о прекращении производства по делу хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются основания для этого, а также решаются вопросы о распределении между сторонами судебных расходов и возврате государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством;•    в ст. 191 – при принятии решения хозяйственный суд распределяет судебные расходы;•    в ст. 193 – в резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов;•    в ст. 273 – об оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;•    в ст. 275 – о прекращении производства по апелляционной жалобе (протесту) хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;•    в ст. 281 – в постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, в том числе понесенных в связи с рассмотрением апелляционной жалобы;•    в ст. 289 – об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;•    в ст. 291 – о прекращении производства по кассационной жалобе (протесту) хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;•    в ст. 298 – при отмене судебного постановления с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении между сторонами судебных расходов решается хозяйственным судом, вновь рассматривающим дело, а в постановлении хозяйственного суда кассационной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы (протеста).Например, хозяйственный суд М-ской области удовлетворил иск «П» об исключении «И» из членов ООО «А». Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. По кассационной жалобе «И» Кассационная коллегия ВХС отменила решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, отказала «П» в иске со ссылкой на ст.ст. 133 и 298 ХПК и взыскала с него судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной и кассационной жалоб по делу. А также указала, что при представлении доказательств исполнения решения хозяйственного суда М-ской области в части взыскания с «И» в пользу «П» в счет возмещения судебных расходов, суду первой инстанции выдать поворотный приказ .

Приведенные примеры свидетельствуют о взаимном дополнении правовой теории и судебной практики в решении казусных вопросов.

Источник: //director.by/zhurnal/arkhiv-zhurnala/arkhiv-nomerov-2010/63-3-129-2010?start=25

1. Развитие и современное состояние ипотечного кредитования

Может ли пропасть архив по жилищному распределению?

Министерства науки и образования

Республики Казахстан

Курсовая работа

Тема: «Ипотечноекредитование в Республике Казахстан»на примере АО «Народный банк» и АО «БТАипотека»

Алматы 2011

Введение

1. Развитие и современноесостояние ипотечного кредитования

1.1 История зарожденияи развития ипотеки

1.2 Внедрение и развитиеипотечного кредитования в Казахстанена основе опыта зарубежных стран

1.3 Проблемы и кризисныеявления кредитования в экономике страны

2. Финансоваядеятельность банков республики Казахстанв сфере ипотечного кредитования напримере АО «Народный банк» и АО «БТАипотека»

2.1 Ипотечноекредитование в АО «БТА ипотека»

2.2 АО «Народный банк»на рынке услуг ипотечного кредитования

2.3 Сравнительныйанализ банковских услуг и перспективыразвития ипотеки в республике Казахстан

2.4 Пути повышенияэффективности ипотечного кредитования

Заключение

Список литературы

ипотечноекредитование банк

ВВЕДЕНИЕ

Ипотечноекредитование – один из самых эффективныхспособов привлечения инвестиций вжилищную сферу.

Именно ипотека позволяетсогласовать интересы населения – вулучшении жилищных условий, банков – вэффективной и прибыльной работе,строительного комплекса – в ритмичнойзагрузке производства и государства,заинтересованного в экономическомросте, которому будет способствоватьширокое распространение ипотечногокредитования населения.

Ипотека– это обременение имущественных правсобственности на объект недвижимости.[1,с.64]

Ипотечное кредитование- это кредитование под залог недвижимости,то есть кредитование с использованиемипотеки в качестве обеспечениявозвратности кредитных средств.

При рассмотренииипотеки как элемента экономическойсистемы необходимо выделить три наиболеехарактерные ее черты:

1. Залог недвижимостивыступает в роли инструмента привлечениянеобходимых финансовых ресурсов дляразвития производства.

2.Ипотека способна обеспечить реализациюимущественных прав на объекты, когдадругие формы (например, купля-продажа)в данных конкретных условияхнецелесообразны.

3. Создание с помощьюипотеки фиктивного капитала на базеценной бумаги (при эмитированиисобственником объекта недвижимостипервичных, вторичных и т.д. закладныхоборотные средства увеличиваются навеличину образующегося фиктивногокапитала).

Особенно следуетвыделить функции ипотечного кредитованияи особенности такого рода кредита,которые дают ему преимущество переддругими способами кредитования.

Функции, выполняемыеипотечным кредитованием, можносформулировать следующим образом:

•функция финансовогомеханизма привлечения инвестиций всферу материального производства;

• функция обеспечениявозврата заемных средств;

• функция стимулированияоборота и перераспределения недвижимогоимущества, когда иные способы (купля-продажаи др.) экономически нецелесообразны илиюридически невозможны;

•функция формирования многоуровневогофиктивного капитала в виде закладных,производных ипотечных ценных бумаг идр. [1, с.99]

Актуальностьтемы дипломной работы обусловлено тем,что развитие ипотечного кредитованияоказывает существенное влияние наэкономику и социальную сферу страны,т.к.

ипотека для государства – это удобныйи простой способ обеспечить народжилплощадью, для финансовых институтовэто выгодная эксплуатация средств, длястроительных компаний – способ обогащения,как и для множества сопутствующих мелкихорганизаций (риэлторов, нотариусов,оценщиков, подрядчиков).

Человек илисемья, собравшиеся брать квартиру вкредит, – это главный элемент всейсистемы, а ипотека для них – прежде всеговозможность приобрести недвижимость.

Но для гражданина важнее всего сам фактее получения, чем все нюансы вкупе,сопровождающие покупку посредствомкредита, и в этом многие допускают ошибку- не всякий даже крупный и респектабельныйбанк может предоставить условия,удовлетворяющие клиента. Даже такаяразвитая банковская сфера, как ипотечноекредитование, настолько разнится уотдельно взятых банков, что сравнитьих по основным условиям порой простоневозможно. А задача клиента – по сути,минимизировать собственные расходы.

Приобретениесобственного жилья – первоочереднаяпотребность для каждой семьи.

Традиционнаясхема финансирования строительстважилья в Казахстане, как часть бывшейсоветской системы жилищного финансирования,представляла собой централизованноераспределение бюджетных ресурсов длястроительства государственного жильяи его бесплатного распределения средиграждан, стоящих в очереди на улучшениежилищных условий. Эта схема показаласвою несостоятельность в период обретенияКазахстаном независимости и переходак рыночной экономике.

Вусловиях сокращения бюджетногофинансирования строительства иобеспечения населения жильем, основнымисточником средств для приобретенияжилья становятся собственные средстванаселения, а также кредиты банков, какэто происходит в большинстве экономическиразвитых стран мира.

В этих условияхобъективно возникает потребность вдолгосрочных кредитах населению нажилищное строительство, минимальноподверженных воздействию инфляции имаксимально обеспеченных своевременнымвозвратом. Именно этим требованиямотвечает ипотечный кредит обеспеченныйзалогом товарно-материальных ценностей.

Опыт многих зарубежных стран свидетельствуето том, что при правильной организациии ведении взвешенной государственнойполитики ипотека постепенно трансформируетсяв самофинансируемую систему, котораяобеспечивает и в значительной степениопределяет функционирование рынкажилья.

При этом за счет резкого расширенияплатежеспособного спроса со сторонынаселения активизируется новоестроительство, увеличивается выпускстроительных материалов, специализированнойтехники, появляются новые улучшенныеархитектурные проекты, происходитускоренное развитие многих смежныхотраслей экономики.

1.1 История зарождения и развития ипотеки

Мировой опыт развитиястран свидетельствует о том, чтопрактически все страны в разной мереподвергались кризисам, переживалиэкономические трудности.

Во все временасамым живучим экономическим механизмомдля поднятия платежеспособного спросанаселения является тот, который приноситзаметные выгоды, развивает рынокнедвижимости, следовательно, вытаскиваетэкономику из пропасти.

Таким эффективнымрычагом для привлечения капиталов былаи остается в настоящее время ипотека.

Ипотека – не современноеслово, пришедшее к нам из стран развитогокапитализма, как думают многие. Самопонятие «ипотека» пришло в мировуюфинансово-экономическую систему издревней Греции. Его ввел архонт Солонв VIвеке до н. э., предшественник солона –Драконт – ввел порядок (в 621 г. До н. э.

),согласно которому любые посягательствана частную собственность и ее движимуючасть сурово карались. В 594 г. до н. э.Солон осуществляет свои знаменитыереформы, в том числе отменяет поземельныедолги, вводит свободу завещания, покоторой вымороченное имущество уже необязательно переходит к наследникамрода.

Теперь каждый получил праворасставаться и завещать «собственность»по своему усмотрению. Первоначально вАфинах залогом с подобного родаобязательств была личность должника,которому в случае невозможности заплатитьдолг грозило рабство.

Для переводаличной собственности в имущественнуюСолон и предложил ставить на именидолжника (обычно на пограничной меже)столб с надписью, что эта земля служитобеспечением претензий на определеннуюсумму. Такой столб и назвали ипотекой.[3, с.16]

На таком столбе,получившем название «ипотека» (от греч.hypotheka – подставка, подпорка), отмечалисьвсе долги собственника земли.

Позже для этой целистали использовать особые книги,называвшиеся ипотечными. Уже в ДревнейГреции обеспечивалась гласность,позволявшая каждому заинтересованномулицу беспрепятственно удостоверитьсяв состоянии данной земельной собственности.

Институт ипотеки(залога недвижимости) в течениеотносительно небольшого времени прошелэволюцию от фидуции (fiducia, от лат. – сделкина доверии или доверительной сделки,первой формы вещного обеспечения), кболее прогрессивной стадии – пигнусу идалее к ипотеке.

Здесь необходимопояснить, что первая стадия «фидуция»возникла и развивалась в древнеримскомправе. В начале развития классическогоримского права появился «пигнус»(pignus, от лат., неформальный залог), и лишьзатем собственно «ипотека».

При этомсами договоры о залоге первоначальнобыли лишь дополнительными при первичныхкредитных соглашениях (договорах).

Основная суть «фидуции» заключалась втом, что сразу по заключению договораофициально устанавливались правакредитора на закладываемую недвижимость,сам предмет передавался в «fiducia» икредитор обязан был возвратитьнедвижимость после исправного исвоевременного исполнения договора.Сделка (или договор) «фидуция» такжепрошла свою эволюцию.

Древние римлянепереняли институт ипотечного кредитованияу греческих колоний, и затем свое новоеразвитие институт ипотеки получает вРимской империи. В I в. н. э. создавалисьипотечные институты, которые выдаваликредиты под залог имущества частнымлицам. В правление императора АнтонияПия (II в. н. э.

) было разработано особоезаконодательство для ипотечных банков.Уже тогда существовало около 50 банкови действовало более 800 ростовщическихи меняльных контор. Постепенно ипотекавходит и в средневековое европейскоезаконодательство. В Германии онапоявляется не ранее XIV, во Франции – сконца XVI века.

Это был второй всплескразвития ипотеки. Тогда на кредитованиисделали свои состояния итальянскиебанкиры Медичи и немецкие Вейзеры.Подобная форма кредитных отношений,при которой степень риска для обеихсторон сведена к минимуму, действовалаи на территории дореволюционной России.

При упоминании об ипотеке почти всегдаассоциируется Америка – ее 60- летнийопыт не только в решении «квартирноговопроса» граждан, но и в формированиитакой ипотечной системы, которая в своевремя вытащила страну из глубокогоэкономического кризиса.

Сегодня можносказать, что средний класс в Америкеуже отстроился, ипотечное кредитованиеначало свое распространение нанизкодоходные слои населения. [3, с.66]

В 19 веке ипотекаобрела функции, характерные современномукредиту. Через ипотеку государственныйи банковский капитал контролируютземли. В Германии с 1900 г. существуетспециальная сеть ипотечных банков. Стех пор ни один из них не разорился.

Ипотечные банки впервые возникли вГермании в XVIII в. (одновременно с Россией).Первый ипотечный банк основан в Силезиив 1770 г. Это был государственный банк,оказывающий финансовую помощь крупнымпомещичьим хозяйствам.

Для привлечениясредств банк стал выпускать закладные(разновидность ипотечных облигаций).

Ипотечное кредитованиебыло первым на Руси видом кредитования.Уже в XIII-XIV вв. одновременно с правомчастной собственности на землю в Россиивозник заклад, но долгое время онсуществовал фактически без законодательногооформления.

Банки кредитовали дворянствои купечество под залог имений. Ипотечноекредитование становилось оченьраспространённым. Рост кредитныхинститутов привёл к жёсткой конкуренции.В связи с этим Правительство в 1872 г.

приняло меры, ограничивающие образованиеновых государственных залоговыхинститутов в течение 20 лет. [4, с.42]

По российскомузаконодательству того времени на однойтерритории не могли действоватьодновременно более двух земельныхбанков, чтобы не создавать друг другуненужной конкуренции. К 1917 году в Россиисуществовала развитая кредитно-банковскаясистема долгосрочного кредитования,которая имела хорошее законодательноеобеспечение и была блестяще организована.

Представляет живойинтерес опыт выведения экономики СШАиз глубокого экономического кризиса1920-1930 гг. путем проведения реформ вобласти жилищного инвестирования.

Этодало возможность в достаточно короткийсрок осуществить прорыв из состояниязатяжного кризиса в стабильную,высокоразвитую экономику.

После распадаСССР на территории бывших советскихреспублик ипотечное кредитование такжеполучает активное развитие. [3, c. 96]

Вфинансовое обращение широко вовлекалисьипотечные ценные бумаги: закладныелисты, различные обязательства, векселя,сертификаты, а также непосредственнозакладные.

Источник: //studfile.net/preview/8061418/

Народ тянется к булыжнику: взорвет ли Латвию социальная несправедливость

Может ли пропасть архив по жилищному распределению?

РИГА, 28 авг — Sputnik. Тема неравенства стала одной из центральных на саммите G7. Эта проблема беспокоит руководство ведущих стран мира все больше. Латвийские власти, однако, предпочитают ее игнорировать, хотя страна занимает одно из последних мест в Европе по справедливости распределения доходов, пишет газета “Сегодня”.

Им все мало

Темы для G7 придумывает страна-хозяйка, поэтому неудивительно, что с подачи Франции лидеры ведущих государств мира обсуждали тему неравенства. “Желтые жилеты” не зря полгода громили Париж. На Западе зреет общественный протест. Людям кажется, что зарплаты, пособия, пенсии и льготы слишком маленькие, и распределяют их несправедливо.

© Sputnik /

Впрочем, на этот счет хватает и разнообразных исследований. Так, в недавнем докладе ОЭСР (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию) говорилось о том, что “богатые страны тратят на социальную поддержку в среднем по 8 тысяч долларов на человека в год, но, несмотря на это, население недовольно” и модель социального государства на Западе переживает кризис.

ОЭСР отмечает, что социальная поддержка важна для исправления перегибов капитализма. Благодаря ей прибыль и блага перераспределяются таким образом, чтобы от экономического роста выигрывали все, а неравенство сокращалось, а не обострялось.

Чего хотят люди

Согласно исследованию, люди в странах ОЭСР больше всего боятся болезни и инвалидности (54%), нехватки денег (47%), потери работы (36%), преступности и насилия (34%), плохих жилищных условий (28%). Но ждут от родного государства в первую очередь прибавки к пенсии (54%), медобслуживания (48%), пособий (37%), доступного жилья (34%), образования для детей (28%).

Все эти проблемы крайне остро стоят и для жителей Латвии. Пенсии в стране низкие, качество медицинского обслуживания населения оставляет желать лучшего, пособия мизерные, жилье очень дорогое, из-за чего люди в стране живут в куда более скромных условиях, чем в западных странах.

Относительно неплохо обстоит дело лишь с образованием, но и его качество в последние годы тоже вызывает нарекания.

Кому все, кому ничего

Согласно последнему исследованию Евростата на данную тему (опубликовано в минувшем июле), Латвия занимает одно из первых мест в Европе по неравенству распределения доходов. Уровень доходов 20% самой богатой части населения страны в 6,3 раза выше, чем уровень доходов 20% самой бедной части населения. Это данные за 2017 год.

Выше это соотношение (то есть неравенство еще больше, чем в Латвии) только в Сербии (9,4), в Турции (8,7), в Болгарии (8,2),  Литве (7,3), Испании (6,6), Румынии (6,5) и Северной Македонии (6,4). В Эстонии материальное неравенство составляет 5,4.

Самые справедливые общества сложились в Словении и Чехии (по 3,4), Финляндии и Словакии (по 3,5), Бельгии (3,8), Норвегии (3,9), Нидерландах (4).

Тревожный звонок

Согласно исследованию ОЭСР, подавляющее большинство населения в странах-членах организации не удовлетворено доступностью медицинского обслуживания и социального жилья. Люди также не верят, что государство сможет адекватно поддержать их в тяжелое время: при потере работы, болезни или в старости. И эти убеждения распространяются далеко за пределы беднейших слоев населения.

“И молодые, и образованные, и обеспеченные – все в резких тонах говорят о социальном неравенстве и несправедливости, – указано в докладе. – Это тревожный звонок для политиков и чиновников. Власти должны активнее заниматься восстановлением доверия к системе социального обеспечения”.

Пропасть растет

Рассмотрим другие цифры. По подсчетам ООН, доход самых богатых 10% населения больше дохода 10% самых бедных слоев в Латвии в 11,6 раза, что ставит страну на 57-е место в мире. Литва на 48-м месте (10,4), Эстония – на 51-м (10,8).

А вот другое исследование ОЭСР, где используется коэффициент Gini (замер неравенства доходов общества, где 0 – когда у всех одинаковый доход и 1 – когда весь доход принадлежит одному человеку). В середине 1980-х годов в странах ОЭСР этот коэффициент составлял 0,29. А к середине 2000-х он вырос до 0,316.

По данным Всемирного банка, коэффициент неравенства доходов Gini в Латвии равняется 0,351, что ставит страну на 60-е место в мире – между Индией и Буркина Фасо.  Хотя еще большее неравенство, например, в Португалии (0,356), Испании (0,36), США (0,415).

Самые справедливые страны мира – Украина (0,255), Исландия (0,256), Словения (0,257). Антилидеры рейтинга – Ботсвана (0,605), Гаити (0,608), ЮАР (0,63).

Прибавка для самых бедных

Нельзя сказать, чтобы латвийские власти не понимали, что рост неравенства может обернуться серьезными проблемами для страны.

Время от времени, в основном в предвыборную пору, политики эту тему поднимали, однако дело с мертвой точки не двигалось.

Но чудеса случаются: недавно было объявлено, что в 2020 году власти планируют увеличить пособия неимущим и больным. Правда, прибавка ждет в основном тех, кто получает самую маленькую помощь.

Зарубежные структуры уже давно и настырно критикуют Латвию за “хромую” социальную политику, указывая, прежде всего, именно на то, что размер минимальных пособий и пенсий в Латвии слишком низкий.

И вот уже министр благосостояния Рамона Петравича заявляет о том, что хочет в новом году существенно увеличить суммы, которые выплачиваются из специального бюджета, находящегося в ведении Минблаг. Речь идет о дополнительных 200 миллионах евро, которые обеспечат рост пенсий, пособий по болезни и т. д.

Приоритетом министерство называет “совершенствование системы минимального дохода”. Всего в этом плане восемь мер, и три из них запланированы на первое полугодие 2020 года.

На пути исправления?

Самым заметным должно стать увеличение минимальной пенсии. База ее расчета будет повышена до 99 евро. Также до 99 евро будет повышено пособие соцобеспечения лицам, достигшим пенсионного возраста.

Сейчас минимальная пенсия составляет 64,03 евро, и эта сумма не менялась 10 лет. В Эстонии, например, минимальная пенсия составляет 175,94 евро.

Также в следующем году будут увеличены пособия инвалидам третьей группы до 99 евро, а первой и второй группе будет до 99 евро увеличена база расчета.

Источник: //lv.sputniknews.ru/Latvia/20190828/12340708/Narod-tyanetsya-k-bulyzhniku-Vzorvet-li-Latviyu-sotsialnaya-nespravedlivost.html

Съемное жилье: кому можно не платить налог и нужно ли оформлять ИП, если сдаешь дачу на лето

Может ли пропасть архив по жилищному распределению?

Фото с сайта t4ka.ru

Можно ли получить льготы по уплате налога при сдаче квартиры и кому нужно открывать ИП для такой деятельности. FINANCE.TUT.BY публикует заключительную часть ответов Министерства по налогам и сборам на вопросы, которые прислали наши читатели, о сдаче квартир внаем. Нашим консультантом выступила заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Светлана Шевченко.
Вопрос: Добрый день. Снимаю жильё, и некоторое время после учёбы в ВУЗе мой арендодатель был освобожден от налогов ввиду моего статуса молодого специалиста. Слышал, что если по окончании данного статуса я все ещё работаю на первоначальной должности, на которую меня направили после ВУЗа, налоговая льгота для сдающего квартиру сохраняется. Так ли это?

Вопрос: Сдали комнату, предоставили справку в ИМНС о том, что квартирант – молодой специалист. Освобождение от налога – только на эти 3 года?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1.41 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса Беларуси освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, получаемые плательщиком от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим).

Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса об образовании выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).

Таким образом, при утрате статуса молодого специалиста – у плательщика утрачивается право на льготу по подоходному налогу с физических лиц.

Вопрос: Добрый день! Я нахожусь в отпуске и получаю пособие по уходу за ребенком до 3-х лет. Я так же пенсионерка (я бабушка ребенка). Планирую сдавать квартиру. Скажите, сохраню ли я право на пособие по уходу за ребенком до 3-х лет и при каких условиях.

Ответ: Для получения ответа на интересующий вас вопрос я рекомендую вам обратиться в соответствующий территориальный орган социальной защиты населения, в компетенцию которого входит предоставление разъяснений по данном вопросу.

Вопрос от Дениса Поддубняка: Я имею в собственности частный дом. Могу ли я как физическое лицо сдать его в аренду юридическому лицу, или я буду должен зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. И какие налоги в каком случае я должен уплачивать.

Ответ: Согласно статье 1 Гражданского кодекса к предпринимательской деятельности, в частности, не относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания. Таким образом, при сдаче внаем жилых помещений на длительный срок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Справочно: для целей налогообложения к деятельности по сдаче внаем жилых помещений для краткосрочного проживания относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней.При сдаче жилого помещения внаем организации с полученного дохода производится уплата подоходного налога с физических лиц по ставке 13 процентов. Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению подоходного налога с физических лиц в бюджет в этом случае возложена на организацию, как налогового агента.

Вопрос: Здравствуйте, хочу сдавать отдельные спальные места в квартире на сутки или более длительный срок. Достаточно ли просто открыть ИП и в каком размере нужно платить налог?

Ответ: К деятельности по сдаче внаем жилых помещений для краткосрочного проживания относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней. Такая деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В отношении квартиры, сдаваемой внаем физическим лицам на сутки, индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Единый налог индивидуальный предприниматель ежемесячно самостоятельно исчисляет по ставкам налога, установленным в населенном пункте, по месту нахождения квартиры, областными и Минским городским Советами депутатов, за каждую сдаваемую внаем комнату. Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного месяца. Уплата единого налога производится ежемесячно не позднее 1-го числа отчетного месяца, а индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые – не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности.


Вопрос: Нужно ли оформлять ИП если сдаешь дачу на летние месяцы?

Ответ: К деятельности по сдаче внаем жилых помещений для краткосрочного проживания относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней. Такая деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В иных случаях регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Вопрос от Дмитрия Минского: Скажите, могу ли я предоставить своё жильё (льготный кредит), на не большой срок, в безвозмездное пользование, то есть, не получая за это деньги и соответственно без заключения договора?

Ответ: Подпунктом 1.20 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.

2012 N 13 “О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений” установлено, что предоставление жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, до полного его погашения не допускается, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей. Ограничений в части предоставления жилья на безвозмездной основе в Указе не содержится.

Источник: //finance.tut.by/news450863.html

Абсолютное право
Добавить комментарий