Может ли психолог работать воспитателем в детском саду?

Надежда Бут, психолог детского сада № 131:Прежде чем ребенок привыкнет к жизни в детском саду и полноценно вольется в садовскую жизнь, он переживает период адаптации. Поэтому я начну с одной из важных функций психолога — с его участия в адаптации ребенка к детскому саду. Психолог в это время незаменим. Он следит за состоянием ребенка, дает советы родителям и педагогу, помогает ребенку адаптироваться в группе.Елена Еремина,психолог детского сада № 61:Адаптация ребенка к детскому саду — очень сложный процесс и в 4, и в 5 лет. А что говорить о малышах? Для воспитателя проблема — всех детей в количестве пятнадцати человек на горшок усадить. Где ему индивидуальные подходы к ребенку искать? Вот тут и необходим психолог…Марина Аромштам: Чтобы нежно посадить малыша на горшок? Это, конечно, очень важно. Но, может, с этой функцией справилась бы и помощница воспитателя, если она умеет ласково обращаться с детьми? Что касается адаптации ребенка к детскому саду как проблемы, то остается неясным: какую же позицию в этой ситуации занимает воспитатель? Демонстрирует полное неведение относительно того, что в период адаптации ребенок переживает сложности? Игнорирует проблемы ребенка?Наталия Лобанова, старший воспитатель детского сада № 127:Воспитатель может быть замечательным, но его возможности для индивидуальной работы с детьми ограниченны: ведь в группе до 25 детей. Если в коллективе оказался ребенок, испытывающий сложности, не знакомый с порядками садовской жизни, воспитателю трудно на него отвлекаться. Вот тут и нужен психолог: он может уделить ребенку время. Может взять его к себе на время дневного сна, если у того трудности с засыпанием. Он поговорит с ним по душам, утешит, поиграет. Для ребенка в этот период его жизни психолог становится палочкой-выручалочкой, самым желанным человеком в детском саду.Марина Аромштам: Но объясните, в чем принципиальное отличие такого психолога от педагога по индивидуальным занятиям? Ведь в данном случае ребенок реагирует не на особое искусство психолога как профессионала, а на индивидуальное внимание?Нина Краснова, заведующая детским садом № 133:Не стоит сосредотачиваться на проблеме адаптации. Это лишь одна из граней работы психолога, и, может, не самая важная. Функции психолога в детском саду необычайно многогранны. Психолог должен во все стороны смотреть и на всех фронтах работать. В область его внимания должны попадать и педагоги — все, включая дворника, и родители, и дети. Индивидуальные занятия? Почему психолог должен от них отказываться? Их никто не отменял. Это одна из форм психологической работы.Наталья Орлова, старший воспитатель детского сада № 141:Обычно психолога представляют себе сидящим в кабинете и перекладывающим бумажки. Но психолог очень интенсивно работает. Только он включается в педагогический процесс совсем с иных позиций, чем педагог. Область его воздействия — душа. Душа ребеночка. Душа воспитателя. Души всех членов коллектива, включая душу дворника.Марина Тихонова, психолог детского сада № 108:Мы, психологи, владеем методами диагностики и психологическими знаниями в более полном объеме, чем педагоги. А потому просветительская работа и в отношении педагогов, и в отношении родителей — одно из самых важных направлений нашей работы. Кроме того, психолог — это самое эмоционально-теплое лицо в детском саду. Ребенок может ему довериться. Он создает для ребенка и олицетворяет собой индивидуальное психологическое пространство безопасности.Марина Аромштам: Не много ли душ на одного специалиста, пусть и обладающего огромным просветительским потенциалом? Я была бы рада усмотреть в психологе гаранта индивидуальной безопасности, не будь он один на 160 детей.Спонсор публикации статьи – Центр психологии самореализации позволяет решить не только возникающие детские проблемы с коммуникацией со сверстниками и взрослыми, справиться с чрезмерной застенчивостью или невнимательностью и страхами, с проблемной успеваемостью в школе. Консультация детского психолога так же помощь детям в дальнейшем развитии творческих способностей, раскрытии талантов, налаживания доверительных взаимоотношений с родителями. Помощь родителям в своевременном решении, как возникающих проблем, так и в недопущении оных.Татьяна Кириллова, старший воспитатель детского сада № 108:По-моему, мы идем по пути обсуждения частностей. Рабочий день психолога обсуждать начали… Конечно, психолог не может находиться ежеминутно в каждой группе. Но если ему удалось создать систему работы, эта система работает и в его отсутствие. Психолог уже покинул группу, а свет, которым его присутствие озарило детей, остается. Психолог прежде всего работает на атмосферу. Если мы входим в группу детского сада и видим там свободно и непринужденно общающихся детей и взрослых, то сразу понимаем: вот она, работа психолога. По-моему, там, где работает профессионал высокого уровня, вопроса «Нужен ли психолог?» не возникает.Марина Аромштам: Вас послушать, так психолог — просто фея какая-то. И шлейф света за ней тянется, и цветы по ее следам расцветают. Скажите, разве атмосфера детского сада создается исключительно благодаря психологу? Разве она не может быть создана усилиями тонких и умных педагогов?Ирина Корнилова, воспитатель детского сада № 127:Если воспитатель — настоящий специалист, он, безусловно, способен и атмосферу в группе создать, и обеспечить ребенку индивидуальное пространство безопасности. Я — педагог. Я знаю, чем дышит каждый из моих детей. И дети мне доверяют. Но вот приходят родители и говорят: «Что же это такое, Ирина Валентиновна? У вас в группе ребеночек хороший, ласковый, игрушки за собой убирает. А дома — просто маленький тиран. Что нам делать?» Я чувствую, что дать ответ на этот вопрос — не в моей компетенции. Я понимаю, что проблема не в ребенке, а в маме. И в этом случае я советую родителям сходить на консультацию к психологу.Марина Аромштам: Так, может, функции психолога в этом и заключаются — помогать родителям в проблемных ситуациях?Ирина Корнилова: Нет, для работы с ребенком психолог тоже необходим. Вы спрашивали, как психолог определяет, с кем из детей ему надо работать. Этот выбор осуществляется вместе с воспитателем. Я как педагог понимаю: у такого-то ребенка проблемы. Или у детей возникают с ним проблемы. Или на занятиях он почему-то плохо усваивает материал. А причина от меня ускользает. И времени заниматься только этим ребенком нет. Вот тут я и обращаюсь к психологу.Марина Аромштам: То есть вы полагаете, что психолог обладает неким набором средств, помогающих разбираться в глубинных проблемах человека, в данном случае ребенка?Ирина Корнилова: Да. И психолог, как доктор, может дать мне рецепт, как в том или ином трудном случае подступиться к сложному ребенку, как с ним правильно работать.Марина Аромштам: Кто из присутствующих в аудитории пробовал пользоваться рецептами психолога? И что это такое — психологический рецепт?Елена Галактионова, психолог детского сада № 127:Я работаю вместе с Ириной Валентиновной Корниловой, и будет правильно, если я внесу некоторые уточнения. Мы давно работаем в паре. И это необыкновенно продуктивный союз. Я реагирую на ту проблему, которую вычленил педагог. И дело, конечно, не в том, что я выписываю рецепты. Я действительно пробую найти объяснение тому или иному поведению, состоянию ребенка, пользуясь своими, психологическими методами. И результаты своего исследования представляю для обсуждения. А вот стратегию педагогического поведения мы вырабатываем совместно. То один путь попробуем, то другой. Иногда ошибаемся. Иногда сразу находим верное решение. Но это и есть настоящая совместная психолого-педагогическая работа.Марина Аромштам: То есть вы не разделяете ранее высказанную вашими коллегами позицию, что педагог, занятый рутинной работой с детьми (эту позицию, правда, здесь мягче определяли: занят обучением, организационными моментами и т.п.), в принципе не способен оценить сложность ситуации, в которой оказался тот или иной отдельный ребенок, потому что для этого у педагога не хватает элементарной психологической грамотности.Елена Галактионова: Нет, я не согласна. Конечно, встречаются слабые педагоги. Но среди педагогов есть очень грамотные и чуткие люди. Просто у них нет возможности уделить ребенку индивидуальное время.Марина Аромштам: Но, согласитесь, имидж психолога, безотносительно к его человеческим качествам, овеян мифами. Когда психологи только появились в школах и в детских садах, к ним относились со смешанным чувством: что он — другой и что он знает нечто, что скрыто от простых смертных. Иными словами, психологов воспринимали как колдунов и душеведов, как тех, кто может всех «посчитать». Я сама грешила преклонением перед психологами. (Возможно, именно за это вы сейчас и расплачиваетесь.) Зато когда оказывается, что возможности психолога не безграничны, более того, что он может ошибаться, хотя скрывает это, вот тогда происходит «свержение идеала». И это может навсегда отвратить педагога от союза с психологом.Тамара Классическая, психолог городского координационного психологического центра:Мы знаем о мифах, сопровождающих психолога. Знаем и о возможности «свержения», когда ожидания «смертных» не оправдываются. Поэтому мы учим своих коллег начинать свой профессиональный путь с развенчивания мифов и с объяснения того, чем в действительности занимается психолог, рассказа о его возможностях и функциях. У психологов, как и у людей других профессий, есть представление о своей профессиональной этике. И эта этика, к слову сказать, не предполагает необходимости лезть кому-то в душу, если туда не приглашают.Наталья Швырева, психолог детского сада № 17:По-моему, ни этике, ни грамотному профессиональному поведению невозможно просто научиться. Среди психологов, как и среди людей других профессий, есть люди талантливые и бесталанные. Психологом, как и музыкантом, надо родиться. Я, например, перед тем как стать психологом, десять лет проработала воспитателем. А потом ощутила острую необходимость профессионального роста. Мне захотелось изменить свой профессиональный статус, и я пошла учиться на психолога. Сейчас я работаю в детском саду психологом и очень люблю свою работу. Те знания, что я получила в институте, безусловно, очень ценны. Но настоящим психологом становишься только в процессе практической работы. И, конечно, не сразу. Однако опыт и любовь к своему делу открывают — часто интуитивно — такие тонкости, о которых невозможно рассказать. Их можно только ощутить.Конечно, психолог не может объять необъятное. Но он должен чувствовать, в какой момент времени и где ему нужно оказаться, и что является сейчас самой главной проблемой, на решение которой нужно бросить свои силы.

Марина Аромштам: Вы десять лет проработали воспитателем. Это, наверное, тоже сказалось на качестве выполнения вашей новой работы. Но скажите честно: кем работать труднее — психологом или воспитателем?

Наталья Швырева: Если честно, воспитателем работать труднее. И физически, и эмоционально. Особенно если хорошо работать. Ведь воспитатель в ответе за двадцать пять детей, и он не может дозировать свою нагрузку.

Психолог сам определяет, сколько детей и кого именно взять на индивидуальные занятия, кому нужно уделить больше времени.

Он обладает большей свободой в выстраивании своего рабочего дня, в распределении своего рабочего времени.

Екатерина Еремина, психолог детского сада № 61:

Я тоже глубоко уверена, что работа воспитателя более энергозатратна. И я всегда говорю об этом своим коллегам-педагогам. Они с самого начала знали о том, что я отношусь к ним с уважением, даже с почтением, что в моих глазах они окружены особым ореолом.

И поначалу я приходила в группы с очень простым намерением — дать педагогу немного расслабиться, передохнуть. То предложишь детям игры на снятие напряжения, то возьмешь на себя какого-нибудь трудного ребенка, который мешает вести занятие. Педагоги это, конечно, заметили и оценили.

И через некоторое время стали обращаться ко мне со своими проблемами — и с рабочими, и с личными.

Я думаю, это доверие — результат моего уважения к их тяжелому труду. Я считаю, что одна из главных функций психолога — помочь воспитателям снять психофизическое напряжение. В нашем детском саду я провожу с педагогами занятия по релаксации.

Во время детского дневного сна. Нянечка сидит с детьми, а педагоги занимаются в спортивном зале. Для воспитателей очень важно иметь возможность уделить время себе, своему восстановлению, ведь то, что педагог сгорает на работе, общеизвестно.

Елена Кислякова, старший воспитатель детского сада № 28:

В любом деле нужны хорошие профессионалы. И я думаю, что вопрос, поставленный в начале беседы, можно было бы уточнить: «Нужен ли детскому саду хороший психолог?» А тут двух ответов быть не может: конечно, нужен.

Вот плохой психолог — полуграмотный и самодовольный — никому не нужен. Как и плохой воспитатель.
Психолог действительно должен нести в детский сад психологическую культуру.

И эффект его деятельности может оказаться гораздо более отдаленным и существенным, чем мы думаем. Ведь дети, общавшиеся с психологом, возможно, научатся принимать психологическую помощь. (Не многие взрослые сегодня могут этим похвастаться.

) Научатся в случае необходимости самостоятельно обращаться за психологической консультацией. И это, безусловно, приведет к повышению общей психологической культуры в обществе.

Источник: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200300501

Я – педагог-психолог в детском саду

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2016»

Номинация «О педагогике – с любовью»

2013 год, февраль – впервые началась моя работа в детском саду, воспитателем, и я уже одержала свою первую педагогическую победу! В чем она заключалась? В первую очередь в победе над самой собой! Над своими желаниями, над своим образом жизни и над своими возможностями.…

Начав работу с детьми,  я и не думала, что так круто поменяю свои жизненные цели, ориентации и образ жизни в целом!

Работа в детском саду открыла для меня новый мир, в котором я утонула с головой. Он завораживает меня все больше и больше! Это доставляет мне только радость и удовольствие, потому что жизнь в детском саду подарила мне большой опыт и стала для меня нечто большим, чем просто работой.

Здесь я расту как профессионал, меняется мой характер, мое мировоззрение. Здесь я могу за день примерять на себя разные роли и постигать основы и секреты многих профессий. Здесь я могу узнавать всегда что – то новое…Мне это нравится!

Работа в детском саду подарила мне уверенность в себе и своих силах.

Благодаря детскому саду я поняла, что педагог-психолог – это не просто работа – это образ жизни. Так сложились обстоятельства, что я стала психологом уже тогда, когда училась в университете. Когда мне предложили эту должность, несмотря на маленький опыт, я точно для себя решила: «Я – буду! Я – смогу! Это – мое!»

С того дня прошло почти полтора года. Моя специальность – педагог – психолог и я горжусь тем, что работаю по профессии. Педагог-психолог – это человек, которому можно доверять, у которого можно получить психологическую помощь.

Работая психологом, я научилась многому и продолжаю учиться, по сей день.

Совершенствовать свои профессиональные знания, изучать и применять новые методики, пополнять банк консультаций, создавать своими руками пособия и материалы, находить ответы на волнующие вопросы, помогать детям, раскрывая их возможности, учить и развивать детей, играя, радовать малышей – вот часть того, что я делаю в течение дня.

Педагог-психолог – это профессия,  которая приносит пользу не только мне, но и окружающим! Это, наверное, и есть основная причина, по которой я выбрала ее – приносить пользу. Ведь, человек существо социальное.

Мы не можем жить и радоваться всем прелестям жизни в полном объеме, находясь в одиночестве. А еще без любви… Любви, в которой нуждается каждый, как взрослый, так и ребенок.

Так вот, работая педагогом-психологом в детском саду, я получаю каждый день большие порции любви, большой чистой искренней и непридуманной. Любви, которую дарят мне дети.

Благодаря которой, каждый день хочется идти на работу и придумывать что-то новое! Благодаря которой, не ложишься спать до поздней ночи, ищешь для себя новые знания, открываешь новые секреты общения с детьми, а днем,  творишь чудеса для детей, которые дарят им радости и уверенность в себе.

Любовь детей, которая быстро появляется и также быстро угасает, если не чувствует поддержки и искренности! Любовь детей, которую нельзя купить за деньги, но можно получить от каждого ребенка, отдав взамен свое тепло, доброту, ласку… Любовь, которую, ты можешь «заработать» тем, что ты рядом, тем, что искренне играешь, смеешься, радуешься и вместе веселишься; внимательно слушаешь и честно говоришь; даешь подсказки и развиваешь самостоятельность; становишься на их уровень и не пытаешься казаться сильнее, умнее и взрослее.

И эта любовь – мой главный мотиватор, который дает мне возможность не просто работать,  а развиваться, радоваться каждому дню и просто счастливо жить!

Еще в детстве я любила играть с малышами своих старших братьев и сестер. Детей притягивало ко мне как магнитом. Помню, мама работала в детском саду воспитателем, я приходила иногда ей помогать, тогда дети слетались ко мне словно маленькие пчелки и все просили меня: «Поиграй с нами!» Мне было весело и интересно играть с ними, может тогда я решила, что буду работать в детском саду?!

Но что я буду психологом, осознала чуть позже. В юности, многие подружки обращались ко мне за помощью, как сейчас это мы называем «консультациями». Во дворе я была «штатным психологом». Ну, а когда встал вопрос о поступлении в ВУЗ, я не задумываясь пошла учиться по этой специальности. И когда встал вопрос: «Где работать?», конечно, я пошла туда, куда душа меня звала еще с детства.

Работая с детьми, я радуюсь каждому успеху ребенка, даже самому маленькому. Общаясь с ними, я дарю тепло, искренность, слушаю каждого и столько времени сколько нужно, не перебивая и не затыкая им рот, как это любят делать некоторые родители.

Работая с детьми из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, я надеюсь на то, что хотя бы рядом со мной эти дети смогут научиться говорить о своих чувствах, не скрывать их, раскроются и увидят мир в других красках.

 А как приятно, когда некоторых родителей удается убедить в том, что дети – это тоже такие же личности, как и мы, взрослые, что им также нужна любовь, ласка и уважение для того, чтобы из них выросли здоровые люди, не обиженные на весь мир! Часто выходит так, что родители не успевают выделить времени своему ребенку или просто не хотят тратить его на игру с ребенком.

Но кто же тогда должен это сделать, если не сами родители? Ведь сколько не воспитывай и не вкладывай в ребенка в детском саду, подражать он будет, в конечном счете, своим родным родителям, которые для него являются примером поведения, эталоном, идеалом.

Рассматривая эту проблему, мы с коллективом, выбрали стратегию тесного сотрудничества и взаимодействия  с родителями и семьями воспитанников нашего детского сада. Ежемесячно в выходной день мы открываем двери Клуба заботливых родителей, где обсуждаем насущные вопросы совместно с родителями.

В Клубе заботливых родителей, я стараюсь осветить в полном объеме всю серьезность проблем современных детей и предлагаю родителям выработать новые стратегии воспитания в форме тренингов, диалогов, дискуссий, круглых столов и т.д.

Такие встречи сближают педагога с родителями, здесь многие родители могут раскрыть свою душу  и пообщаться в неформальной обстановке на волнующие темы.

Работа с родителями приносит хорошие плоды, потому что некоторые воспитатели замечают изменения в общении родителя с ребенком – это радует. Они начинают понимать, что у нас одна миссия сохранить здоровье наших детей, а это можно сделать только в цепочке: педагог – ребенок – родитель. Я верю, что все получится!

Ульяна Анатольевна Филиппова, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №201», город Чебоксары Чувашской Республики.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/19605.html

Старший воспитатель и педагог — психолог

Добро пожаловать на страничку старшего воспитателя  и педагога — психолога детского сада №81 «Золотой ключик»

Лаптенок Татьяна Сергеевна       

В 1996г молодым специалистом начала трудовую деятельность в детском саду в должности воспитателя, в 2005 году пришла в детский сад №81 «Золотой ключик» педагогом — психологом, в 2009 г. назначена старшим воспитателем.
Воспитывая детей — мы становимся добрее, возвышаемся до стремлений, интересов каждого ребенка.

 Детское сердце не обманешь- если в дошкольном учреждении работают неравнодушные, творческие люди — значит детский сад становится для воспитанников и их семей — вторым домом.

Ответственность педагога перед обществом за воспитание и обучение детей дошкольного возраста сегодня очень возросла.

Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят примером для подражания. И в этом ему должна помочь методическая служба образовательного учреждения.

Целью методической службы нашего детского сада — является умение анализировать деятельность всего педагогического коллектива с учётом всех действующих факторов, поощрять инициативу педагогов, помогать их самообразованию, способствовать повышению общей и педагогической культуры.

Создание в трудовом коллективе атмосферы наличия собственных идей, поиска эффективных решений, предельно открытого, откровенного обмена мнениями, а главное, постановка перед коллективом профессиональной задачи, сплачивание людей, поддержка их инициативы и, в конечном итоге, повышение их педагогического мастерства – вот главная цель работы методической службы образовательного учреждения.Ведущими направлениями деятельности методической службы всегда было и остаётся умение: осуществлять методическое руководство образовательно–воспитательной работой ДОУ; обеспечивать и контролировать выполнение выбранной программы, нести ответственность за правильную организацию образовательно-воспитательной работы; изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, готовить необходимые материалы для рассмотрения на педагогическом совете; организовать работу методического кабинета в ДОУ; осуществлять подбор педагогических пособий и игр в соответствии с возрастом детей; организовать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, по обеспечению преемственности в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского образовательного учреждения и школы; работать целеустремленно, учитывать возможности и способности каждого воспитателя и специалиста; прислушиваться к общественному мнению, к критическим замечаниям и предложениям коллег; использовать опыт и знания лучших работников ДОУ; своевременно поддерживать успех в работе каждого педагога, популяризовать их достижения.

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей и узких специалистов методам и приемам работы с детьми.

Методическая работа в педагогическом коллективе обновляется: функция контроля сменяется функцией оказания методической помощи воспитателям и специалистам, внимания к их опыту с тем, чтобы формировать у них самостоятельное творческое поведение.
Психологическая наука считает, что каждый педагогический коллектив обладает различными, неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями, энергией. Наш коллектив не исключение. 

А лучший способ высвобождения этой энергии – насытить жизнь сотрудников диалогическим общением, коллективным размышлением, обсуждением.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

  Методический кабинет- это копилка традиций детского сада. Моя задача как старшего воспитателя — сделать накопленный опыт доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми.

Методические разработки.

Статья «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста«
Социально — коммуникативное развитие дошкольника в ДОУ.
Информационный ресурс с педагогическим контентом.

Работа   педагога-психолога  с   детьми

Основные обязанности, и функции педагога — психолога. — информационная функция — предоставление специализированных сведений;— диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе,  мониторинг личностного 

развития дошкольников и т.д.

;— профилактическая — создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;— коррекционная — помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;— пропедевтика — обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, 

дошкольников.

Основные цели работы:— оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;— профилактика дезадаптации новоприбывших детей;— психологическое сопровождение детей «группы риска»;— психологическая подготовка детей к школе;— психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;— психологическое развитие креативности у детей;— консультирование родителей и педагогов по вопросам психологии.Что   делает   детский   психолог?Психодиагностика детей и педагогов: цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые — детские.Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру — а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.Многие дети нуждаются в  развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.Консультирование. Каждый психолог знает, что все проблемы детей — это проблемы их родителей,  в большинстве случаев. Разбирая детские трудности, выясняется, что причины  находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог 

помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.

телефон для обращения: 88443 58-38-91

Источник: http://xn--81-slceegbec0aba5c6d6e.xn--p1ai/groups/stvosp/

«Не возьмем вас, потому что вы мужчина». Каково это – работать психологом в детском саду, когда ты парень и тебе 27 лет

Павел Шилько-Шабловский окончил гомельский университет, получил диплом психолога, отработал два года в школе, а потом устроился в детский сад. Конечно, не с первой попытки – «мужчин не берем».

павел

– После университета я по распределению работал школьным психологом в городе Речица. Потом вернулся в Гомель, но в школу мне уже не хотелось. Я целенаправленно искал себе работу в детском саду: подал резюме в три места, но мне везде отказали. Рассказывали о плохих условиях – как будто намекали, мол, лучше к ним не надо.

А однажды прямо сказали: «Не возьмем вас, потому что вы мужчина». Мне пришлось какое-то время заниматься подработками, не связанными с психологией, но я быстро понял, что вряд ли найду себя в чем-то другом. Четвертая попытка устроиться в сад оказалась удачной. Меня взяли сразу, прямо в день собеседования.

Как устроен мой рабочий день

Как правило, мой рабочий день выглядит так: первый час работы я планирую, что буду делать весь день; обхожу группы, где есть дети из проблемных семей (если детей в сад не привели, то мне нужно позвонить родителям и узнать, что случилось), общаюсь с начальством.

В 9 часов начинаются занятия. Одно занятие может длиться от 20 до 30 минут, иногда растягивается на час. До 12 дня у меня активная работа. После этого могу ходить в неблагополучные семьи, которые стоят на учете, общаться с воспитателями или заниматься документами.

В свой самый первый рабочий день я опоздал на 10 минут. Меня прохладно встретили и сказали, чтобы это не повторялось. Сразу загрузили пачками документов для изучения. 

В тот день я чувствовал себя достаточно странно, будто вернулся на 20 лет назад: этот запах еды из столовой – воспоминания зашевелились в памяти.

А через несколько дней уже начал работать с детьми. О первом групповом занятии меня предупредили буквально за две минуты до начала, и я в панике метался по кабинету – на ходу придумал несколько игр.

https://www.youtube.com/watch?v=rLs9lCFtBAY

Именно в тот день я понял, как могу дальше строить свои занятия. Я анализировал, что у меня пошло хорошо, а что нет.

Я видел, в каких местах энергия у детей зашкаливала, а в каких они отвлекались и баловались. В любой игре, даже детской, есть развивающий эффект. Вопрос только в том, насколько он большой.

Тут задействованы мышление, память, речь и воображение. В каждой игре это каким-то образом затрагивается.

Какие у меня отношения с коллегами в детском саду

Есть достаточное количество воспитателей, с которыми комфортно. А вот с некоторыми чувствуется дистанция: как будто сложно принять то, что психологом работает мужчина.

Некоторые коллеги обращаются ко мне со своими жизненными трудностями. Могут даже привести своих детей, чтобы я с ними поработал. Все-таки я для них единственный знакомый и доступный психолог, к которому они могут обратиться. Они думают, что я им сейчас дам какой-то правильный ответ – и все изменится.

В нашем сотрудничестве тоже есть границы: я не могу провести с ними полноценную терапевтическую сессию, но могу дать совет. То, как их проблему вижу лично я. И часто мои ответы встречают стену непонимания. Но это не совсем формат консультации, а просто совет. Иногда если я не могу ответить коротко, то предлагаю поговорить о проблеме в отведенное время.

Я не могу сказать, что занимаюсь с детьми терапией

Моя работа – это развивающие и коррекционные занятия, важное место в которых занимает арт-терапия. Я провожу и групповые занятия, и индивидуальные (их меньше).

Основной запрос от воспитателей – это развитие мышления, памяти и внимания у детей старших групп, которым сложно это дается. Как будто мы их плавно подготавливаем к школе. Умение читать и писать – это не главное.

Сейчас многие дети перед школой это уже умеют, а наша задача – обучить их другим навыкам.

Мне интересно проводить небольшие исследования, сравнивать группы и смотреть, в какой из них дети больше готовы. Но это интересно только мне – это не прописано ни в каких официальных планах. Правда, у меня был план, который в начале года писал предыдущий психолог, но я не всегда им пользовался. Я сам придумываю, чем мы будем заниматься, тем более руководство предоставило мне полную свободу.

Работаю я только со старшими группами, потому что на них больше виден результат. Они могут рефлексировать и давать обратную связь. Говорят, что им понравилось, а что нет. К малышам я иногда прихожу просто понаблюдать за ними.

Иногда подходят воспитатели и обращаются примерно с такой формулировкой: «Вася достаточно агрессивный, сделайте что-нибудь с ним». Например, ко мне привели мальчика, с которым мы работали достаточно долго, у него были трудности в выражении агрессии. В то же время он мог сразу сказать «нет», если ему что-то не нравилось. Мне было с ним непросто.

Мы работали на вынесение его злости – в безопасных условиях, конечно. Он приходил ко мне в кабинет, и я разрешал делать с большим плюшевым медведем все, что угодно. Он его бил, бросал.

Еще я просил его изобразить на лице гнев и очень усилить его: чтобы все сжималось и зубы скалились, чтобы брови нахмурились. Он понимал, как это выразить, и все без проблем делал. У него это шло легко, ему нравилось.

В работе с детьми я вижу свой потенциал

Я, честно говоря, к садику относился с опаской, но в этом открылся мой интерес и энергия. Не могу сказать, что мне все нравится, но некоторые моменты – очень. Работая с детьми, очень много узнаешь про себя.

Я всегда думал, что я с малышами как бы на дистанции. Есть дети, которые липли ко мне, и это поначалу немного пугало: если я сильно погружаюсь в работу, то становлюсь таким же шестилетним ребенком и дети как будто считывают это и обращаются ко мне на «ты».

Мы как будто в одной струе и никаких границ нет.

Дети называют меня просто психологом, дядей, Владимировичем или Павлом Владимировичем. А я так и представлялся – Павел Владимирович. Детям имя и отчество сложно выговорить, поэтому иногда они зовут меня просто Владимировичем. Этой детсадовской манере называть сотрудников только по отчеству я тоже поддался. Для меня сначала это было дикостью.  

Работа с детьми без работы с их родителями малоэффективна – и это тоже проблема, если они не будут сами эту работу поддерживать, слушать мои рекомендации и вообще слышать меня. Я ведь не всегда могу понять, особенно если родители не идут на контакт, какая обстановка в семье, как родители ладят с ребенком и друг с другом.

Все родители пишут согласие на занятие детей с психологом

До сих пор многие родители с непониманием спрашивают: «Зачем нашему малышу психолог? Мы же нормальные, в чем дело, зачем с нами и нашими детьми работать?» Поэтому согласие в первую очередь нужно, чтобы я мог обезопасить самого себя от разгневанных родителей, которые вдруг узнают, что с их ребенком занимался психолог.

В ходе диагностики с тем же рисунком я иногда прошу ребенка нарисовать его семью. И тут неизбежно буду возникать вопросы про семью, потому что я прошу ребенка подробно рассказать про каждого героя рисунка: что это за персонаж, что делает на рисунке, какая у него там роль.

Диагностировать неблагополучную ситуацию в семье часто бывает трудно. А рисунок может не то чтобы это показать, но породить в нас сомнения. Я могу пойти к воспитателю и получить дополнительную информацию о родителях. Иногда я встречаюсь с родителями, но это было всего несколько раз. 

В мои обязанности входит не только психологическая работа с детьми

Я бы даже сказал, часто она второстепенна. Большую часть времени занимают бумажная и социальная работа с неблагополучными семьями, которые стоят на учете. В садике несколько таких семей, но они очень проблемные. И они – основной пласт работы психолога в саду.

Отдельной вакансии «социальный педагог» нет и, кажется, никогда не было. Я не знаю, почему это так, хотя в последнее время этот вопрос активно обсуждается: один психолог не всегда может справиться с таким количеством работы. И часто именно по этой причине психологи уходят из садов.

Поставить семью на учет могут по нескольким причинам. Самое распространенное – это пьющие родители, но бывают и другие ситуации. Например, у семьи может быть очень большой долг за коммунальные услуги или плохие санусловия в доме.

Кто-то из детей в семье совершил правонарушение, или родители заставляют детей попрошайничать и заниматься проституцией – но последние критерии в моей практике не встречались, они крайне редки. При общении такие родители не всегда идут навстречу. Они иногда действительно не понимают, чем это может закончиться.

Теоретически мы не должны предупреждать семью о проверке, особенно проблемную. Мы можем делать это в любой момент. Но обычно мы все-таки звоним заранее, потому что получается себе дороже. У меня был случай, когда я разговаривал с достаточно агрессивной и нетрезвой мамой.

В процессе общения могло случиться все что угодно, но я в тот момент этого не осознавал. Потом думал: «Зачем я вообще разговаривал с ней, когда можно было просто уйти?» Чтобы обезопасить себя, лучше ходить с воспитателем или кем-то еще.

Тогда у родителей не будет одного объекта для агрессии.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

 личный архив героя.

Источник: https://citydog.by/post/paren-psixolog/

«Приходишь на работу, а на ковре в группе спит ребенок». Воспитатель витебского садика про работу, которую любит

«Если бы мне еще лет десять кто-то сказал, что я буду работать в детском саду, и мне будет это нравиться, я рассмеялась бы этому человеку прямо в лицо», – рассказала 30-летняя Валерия (имя по просьбе героини изменено).

Женщина закончила университет по специальности «Педагог-психолог». Побывав на практике в школе, поняла, что работать там не сможет, потому искала место психолога в детском садике.

А когда Лера пришла туда  на работу, и ей предложили работать на полставки психологом, а на ставку воспитателем, молодой специалист сразу согласилась.

Сегодня Валерия учится в институте повышения квалификации и переподготовки кадров по специальности «Дошкольное образование».

«Если оставаться работать в садике, то профильное образование просто необходимо. Во-первых, это требует администрация, а во-вторых, только так можно претендовать на вторую, первую или высшую категорию, а, значит, на доплату к зарплате».

Валерия рассказывает, что ее зарплата воспитателя составляет порядка 300 рублей, профессионал с первой категорией и стажем может получать и более 400.

Конечно, цифры небольшие, но зато удобный график: на первой смене с 7.00 до 14.00, на второй – с 12.00 до 19.00.

Учитывая, что чаще всего воспитатели работают один день на первую смену, а второй день – на вторую, то «пересменка» составляет почти сутки.

Конечно, из зарплаты приходится тратить деньги не только на себя. Для работы нередко нужно приобретать необходимую литературу («книжных денег» выдают всего 4 рубля в месяц), бумагу для принтера воспитатели тоже покупают сами, а раз в полгода участвуют в подписной компании: выписывают газету «Витьбичи» и журнал «Беларуская думка».

Как и учителям, воспитатели в детских садах заполняют огромное количество бумаг: конспекты занятий, тетради по игрушкам, питанию, уборке группы, здоровью воспитанников, журнал учета, социально-демографический паспорт родителей и многое другое. Кроме этого, два раза в год, в сентябре и в январе, воспитатели должны посещать дома детей и делать анализ условий их проживания и воспитания.

«Посещать дома мы должны в свободное от работы время и за это, естественно, никто не доплачивает.

А отправляясь по адресам, необходимо еще и заранее предупредить родителей, согласовать с ними время и подстроиться под их возможности.

Лично я никогда не заглядываю в шкафы, чтобы проверить, есть ли у ребенка одежда и обувь по сезону, и не инспектирую холодильник, чтобы посмотреть, есть ли продукты, а верю родителям на слово».

Из дополнительных обязанностей воспитателя: субботники, уборка территории, уход за клумбами и другие работы. Каждый день воспитатели вместе с помощниками (нянечками) должны убирать свой участок, в том числе от листьев и от снега. Кроме этого, они обязаны проверять состояние песка в песочнице, чтобы в нем не было камней, грязи, какашек животных.

«В любом случае в школе работать гораздо сложнее. По крайней мере, мы не составляем списки выборщиков и не переписываем тунеядцев.

Да и если есть семьи, состоящие в СОПе, и дети ходят в школу и в в садик, то больше достается школе. А еще лично мне показалось, что к молодым специалистам в садике относятся лучше.

Здесь готовы принять на работу людей без опыта, помочь советами на первых порах».  

Также предлагаем узнать 5 ненужных дел, которыми вынуждены заниматься белорусские учителя.

Конечно, работу воспитателя легкой не назовешь. Группы сегодня большие: по 25 человек в среднем, попробуй их организовать.

«Современным детям, к сожалению, совершенно неинтересны сказки. Малыши требуют телефон или планшет, а это говорит о том, что эти гаджеты им дают дома. Точно также и с едой. Большинство детей не хотят есть тушеную морковь или капусту, так как родители им такое не готовят.

Зато спрашивают, где майонез или кетчуп, или интересуются, почему им не дают в саду гамбургеры или картофель фри. Раз малыш это запомнил, значит, он ел такую еду ни раз и не два. Очень жаль, что родители не понимают насколько это вредно.

В этом возрасте дети очень быстро набирают лишний вес от «неправильной» еды, а исправить ситуацию потом довольно сложно».

Взаимоотношения с родителями – самое сложное в работе воспитателя, по мнению Валерии. Далеко не все взрослые готовы прислушаться, если им говорят, чтобы в садик они надевали детям рукавички, а не перчатки, чтобы приобрели не узкие штаны или джинсы, а, например, спортивные брюки, или чтобы предпочли кофту не на пуговицах, а на замке.

«Я, конечно, могу понять, что это модно, но когда тебе на прогулку нужно одеть 25 детей в узкие штаны, которые они сами не могут дотянуть хотя бы до коленей, извините. Мы так будем только одеваться полчаса и раздеваться столько же. А когда тогда на улице гулять?».

По словам Валерии, родители бывают разные. Например, некоторым самим нужно на работу, скажем, к семи часам утра, и они очень рано завозят детей в садик. Воспитатель уже не удивляется, когда приходит на работу в 6.45-6.50, а на ковре в группе спит ребенок.

«Еще лично мне всегда стыдно говорить родителям, что нужно сдать деньги на что-то. Например, на бытовую химию, игрушки, посуду, ремонт в группе. А что делать, если садикам денег не выделяют. Многое мы покупаем за свои. Например, хочешь, чтобы ребенок на занятии украсил свою аппликацию стразами, идешь и покупаешь стразы.

Еще мы, воспитатели, должны говорить родителям, чтобы их дети посещали кружки по интересам. Многие относятся к этому негативно. А между тем, лично мое мнение, некоторые занятия малышам просто необходимы. Например, ИЗО.

У всех современных детей проблемы с мелкой моторикой, где, как ни на занятиях изобразительным искусством, это развивать?».

Еще воспитатели предлагают родителям платные развлечения: батуты, шоу мыльных пузырей, театры и другие представления, которые довольно часто показывают в детском садике приезжие артисты. Некоторые родители специально не приводят в этот день детей, кто-то принципиально не сдает деньги, и ребенок сидит один в группе вместе с помощником воспитателя.

«Конечно, это дело добровольное, но лично мне, как воспитателю, всегда жалко того ребенка, который остается в группе. Тогда мы всегда стараемся договориться с организаторами, чтобы одного малыша провести бесплатно, чтобы он тоже посмотрел представление».

По словам Валерии, гораздо сложнее приходится воспитателям в ясельной группе, которым приходится приучать детей к режиму, ко сну, учить раздеваться и одеваться. В младшую группу малыши приходят уже более или менее подготовленные, адаптационный период со слезами и истериками бывает только у домашних детей – тех, кто не посещал ясли, а пришел в садик уже в трехлетнем возрасте.

«Еще хотелось бы донести до родителей: поймите, все, что вы говорите и что делаете дома, ваши дети рассказывают в детском садике. Особенно, если малышам сказать, что это секрет, уже на следующий день об этом будут знать все.

Поэтому, пожалуйста, старайтесь следить за своим поведением и за своими словами. Иначе воспитатель оказывается в очень сложной ситуации: не поверить ребенку он не может, а мама отрицает, что, скажем, папа пьет или поднимает на нее руку.

А потом, если что, будет виноват воспитатель, что он знал, но не отреагировал на ситуацию».

Также предлагаем прочесть откровения молодого педагога, который впервые отмечал 1 сентября, и узнать, почему учителя бегут из школы.

Источник: https://vkurier.by/110844