Может ли УК в одностороннем порядке увеличить тариф на содержание в МКД?

Что делать, если УК повышают тарифы на ремонт и обслуживание жилья без согласования с собственниками?

Может ли УК в одностороннем порядке увеличить тариф на содержание в МКД?

 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?

Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Согласно федеральному законодательству теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобраны через конкурс сроком до 10 лет.

Их обязанность — обеспечивать весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на территории их ответственности, согласно процедуре конкурсного отбора.

Региональный оператор не просто будет собирать и вывозить мусор, но еще обеспечивать их обработку (сортировка отходов), обезвреживание, утилизирование и захоронение. 

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ ПЕРЕХОД НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО?

цель — повысить качество услуги по обращению с ТКО, предотвратить появление свалок, улучшить экологическую ситуацию.

Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких поселков.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился новый пункт — обработка ТКО. Просто захоранивать вторичное сырье – лом и отходы металлов, бумагу, картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя.

Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые не являются коммунальными, но попадают в обычные контейнеры.

Например, те же батарейки, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения об организации обращения с ТКО с уполномоченным органом (на территории Волгоградской области – это областной комитет ЖКХ и ТЭК), в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Волгоградской области.

КАКОВ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЖИТЕЛИ МКД, ЖИТЕЛИ ЧАСТНОГО СЕКТОРА, СОБСТВЕННИКИ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫЕ ЛИЦА)

Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО между региональным оператором и потребителями ТКО заключаются:

– в письменной форме;

– путем совершения потребителем конклюдентных действий (т.е. совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг), в данном случае договор считается заключенным с даты начала предоставления коммунальной услуги.

В многоквартирных домах договоры будут заключаться между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Случаи, при которых собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключают договоры напрямую с региональным оператором:

– непосредственное управление;

– не выбран способ управления домом;

– способ управления выбран, но управляющая организация (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) не приступила к управлению многоквартирным домом;

– при сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и их расчетов (договор с перевозчиками заключался напрямую и организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не выставляла счет в платежных документах);

– при расторжении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

– в случае принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме заключают договор на оказание услуги по обращению ТКО непосредственно с региональным оператором, в независимости от способа управления многоквартирным домом.

С собственниками частных домовладений договор на обращение с ТКО заключается индивидуально.

Бюджетные организации, осуществляющие закупки, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заключают договор с региональным оператором, как с единственным поставщиком.

В отношении помещений (зданий, сооружений), находящихся в аренде, договоры на обращение с ТКО будут заключаться с собственниками соответствующих помещений (зданий, сооружений), исключения составляют случаи, в которых договором аренды предусмотрено, что расходы на оплату услуг по обращению с ТКО несут арендаторы помещений (зданий, сооружений).

ГДЕ ОПУБЛИКОВАН ДОГОВОР ОФЕРТЫ?

Проект договора публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО ООО “Управление отходами – Волгоград” – http://uo34.ru/volgogradskaya-oblast.

КАК БУДЕТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ОПЛАТА ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– нормативы накопления ТКО, лимиты образования отходов;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ПЛАТА ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ТКО ВЫНЕСЕНА В ОТДЕЛЬНУЮ СТРОКУ И ВЗИМАЕТСЯ КАК ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, твердое топливо, при наличии печного отопления, отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, и в квитанции на оплату услуга по обращению с ТКО, являясь с 01 января 2019 г. коммунальной, будет вынесена отдельной строкой. Второй вариант выставления – отдельно сформированная квитанция (АИЕПД).

БУДЕТ ЛИ ВЫЧЕРКНУТА «ПЛАТА ЗА ВЫВОЗ И УТИЛИЗАЦИЮ ТБО» ИЗ СТРОКИ «РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ»?

Да, с 01 января 2019 г., когда начнет работать региональный оператор, нагрузка по расходам за вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно, на эту сумму должно произойти снижение платы за жилищные услуги и население не будет платить за одну и ту же услугу дважды.

КОГДА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР НАЧНЕТ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГУ?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с 01 января 2019 г.

В КАКОЙ МОМЕНТ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ЗА ТКО?

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в мусоровоз (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР НА ВЫВОЗ МУСОРА САДОВОДЧЕСКИЕ, ОГОРОДНИЧЕСКИЕ ИЛИ ДАЧНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН, ГАРАЖНЫЕ КООПЕРАТИВЫ?

Договор с региональным оператором обязаны заключить все организации, у которых образуются ТКО, в том числе садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ТКО?

“Твердые коммунальные отходы” (ТКО) это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К ТКО также относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и схожи по составу с отходами от жилых помещений.

Основное отличие ТКО от “твердых бытовых отходов” (ТБО) в том, что коммунальные отходы – более расширенное понятие. В него входит не только мусор, который ежедневно образуется в любой квартире, но также и аналогичные отходы различных компаний.

К ТКО также относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

Понятие ТБО после внесения изменений в законодательство в официальной документации не применяется.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К КГО? КУДА ВЫБРАСЫВАТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ОТХОДЫ (КГО)?

Крупногабаритные отходы (КГО) это те же ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

К КГО относится мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, коляски, велосипеды и другие крупные предметы, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину. Крупногабаритные отходы должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители.

Места расположения специальных площадок для сбора и накопления КГО определяются в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Волгоградской области и санитарными правилами.

Вывоз крупногабаритных отходов с мест их сбора и накопления производится региональным оператором по графику, а также по заявкам потребителей – собственников КГО.

КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКОМ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ И ОТВЕЧАЕТ ЗА ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ?

Собственниками контейнерных площадок могут быть собственники помещений в многоквартирных домах, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ (ЖСК), собственники земельных участков, в том числе муниципалитеты.

Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация (ТСЖ, ЖСК).

Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЛОЩАДКИ НА ПРЕЖНЕМ МЕСТЕ?

Да, контейнерные площадки для сбора отходов сохранятся на прежних местах. Решение о переносе или оборудовании новых контейнерных площадок, площадок для сбора и накопления КГО согласовывается региональным оператором с местной администрацией.

ЕСЛИ В НАШЕМ ПОСЕЛКЕ НЕТ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ, КАК БУДЕТ ВЫВОЗИТЬСЯ МУСОР?

На территории Волгоградской области накопление ТКО осуществляется тарным и бестарным способами.

При бестарном способе (в случае отсутствия на территории поселка контейнерных площадок) ТКО накапливают в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.

По вопросу о графиках вывоза ТКО необходимо обратиться к региональному оператору (адрес: г. Волгоград, ул. Канунникова, д. 23, оф. 2.14., тел. 8-800-350-43-48).

КАК ЖИТЕЛЯМ БУДЕТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ОПЛАТА ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме и единого тарифа на услугу регионального оператора:

Источник: http://www.gkh-volga.ru/likbez/chto-delat-esli-uk-povyshayut-tarify-na-remont-i-obsluzhivanie-zhilya-bez-soglasovaniya-s-sob

Вс рф признал законной индексацию платы по договору управления мкд на инфляцию без решения общего собрания собственников

Может ли УК в одностороннем порядке увеличить тариф на содержание в МКД?

Новости и аналитика Новости ВС РФ признал законной индексацию платы по договору управления МКД “на инфляцию” без решения общего собрания собственников

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также – ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать указанные постановления (Определение ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 301-КГ18-22044).

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор – собранием же – не менялся.

При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги.

Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, например, определение ВС РФ от 24 декабря 2018 г.

№ 308-КГ18-21774, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2018 г. № Ф01-6500/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. № Ф01-2620/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 3 августа 2018 г. № Ф01-2809/18, постановление АС Северо-Западного округа от 13 сентября 2018 г. № Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы – в рассматриваемом случае – не нарушает требований действующего законодательства:

  • плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;
  • при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться – при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;
  • собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;
  • индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;
  • значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;
  • наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который – в качестве собственника помещений –подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники – приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями – фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления.

Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (определение от 11 января 2019 г. № 309-КГ18-23161).

Напомним, что Минстрой России признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления.

Документы по теме:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1257914/

​Можно ли в договоре управления предусмотреть индексации размера платы а содержание и ремонт

Может ли УК в одностороннем порядке увеличить тариф на содержание в МКД?

28 Январь 2019

Ситуация по состоянию на 2019 год – индексация платы за содержание и ремонт в договоре управления – в большинстве случае признается судами незаконной.

Два исключения из этого правила:

1. Когда рассматриваются дела о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, плата за которые начислена согласно условию договора управления об индексации, при этом сам пункт договора или такое начисление отдельно не оспаривались и незаконными не признавались. (см., например определение ВС РФ от 19 февраля 2018 г. N 310-ЭС17-23076 по делу N А14-14794/2016)

2. Дело N А43-38632/2017, закончившееся вынесением определения Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 301-КГ18-22044.

Оспаривалось предписание жилищной инспекции Нижегородской области. Та требовала произвести перерасчет платы за жилое помещение без учета индекса потребительских цен и прекратить дальнейшее начисление платы с применением этого индекса. Суды последовательно, начиная с первой инстанции, вставали на сторону управляющей организации. Договор управления содержал следующее условие:

«Указанный размер платы подлежит ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги на октябрь с начала отчетного (текущего) года в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, определенный и официально опубликованный в порядке, установленном действующем законодательством».

Судья Верховного Суда РФ в обоснование решения написала следующее:

«решения собственников, оформленные протоколами, и заключенные договоры управления предусматривают возможность управляющей компании ежегодно индексировать размер платы.

Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по этому вопросу.

Собственники фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в случае отсутствия решения собственников об утверждении размера платы за содержание.

Данные об индексе потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги, на который управляющая компания увеличивала размер платы за содержание и ремонт, публикуются в общем доступе на официальном сайте Росстата. При этом каждый собственник имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт с учетом процента темпа роста инфляции».

Данное решение содержит нетипичную для ВС РФ позицию. Днём ранее (24 декабря 2018 г.) та же судья по похожему делу N А32-3162/2018вынесла определение от N 308-КГ18-21774 с другим выводом.

Там также оспаривалось предписание жилищной инспекции, и все суды признали его законным. Условие в договоре управления было сформулировано так:

«размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения подлежит ежегодной индексации в соответствии с прогнозными показателями инфляции, определяемыми Минэкономразвития России с учетом динамики предыдущего года на основании индекса потребительских цен на платные услуги населению, скорректированного на индекс выпадающих доходов сложившихся из соотношения фактического индекса предыдущего периода и прогнозного индекса на регулируемый период (не ниже уровня фактических индексов потребительских цен предыдущего годового периода)».

Суды указали, что в договоре управления должен содержаться не только размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, но и размер индекса к планово-договорной стоимости работ, что в данном случае отсутствует.

«согласование размера платы за содержание общим собранием собственников является обязательным.

Поскольку такого решения собственники не принимали, у общества отсутствовали основания для её изменения в одностороннем порядке… Наличие в договоре условия об индексации само по себе не свидетельствует о принятии общим собранием решения об изменении ранее определенного и установлении нового размера платы за содержание жилого помещения».

Вывод. Говорить об устойчивом изменении практики рано. В письме Минстроя РФ от 26 декабря 2018 г. № 51876-ОО/04 указано, что «в договоре управления может быть предусмотрена индексация тарифов размера платы за содержание и ремонт, в таком случае повторное принятие решения общего собрания собственников не требуется, так как такая индексация устанавливается соглашением сторон, а не односторонним волеизъявлением управляющей организации». Но эта позиция Минстроя РФ не нова. Возможность индексации предусматривалась ещё в Приказе Минстроя от 31.07.2014 N 411/пр, но в судах ссылка на этот документ не особо помогала управляющим организациям. С учётом нового решения ВС РФ, которым начинался пост, повторения своей позиции Минстроем РФ, всё более точного и прозрачного прописывания управляющими организациями в договоре управления порядка индексации, можно предположить, что суды начнут менее формально подходить к рассмотрению таких споров, перестанут считать выполнение любого условия договора об индексации односторонним волеизъявлением со стороны УО. Управляющие организации методом проб подберут рано или поздно условия, которые удовлетворят суды. Слова «в одностороннем порядке» лучше не использовать.

***

Пытаясь понять логику судов, мы сравнили их выводы применительно к формулировке условия договора об индексации. Логики не нашли, но, может быть, внимательный читатель её заметит. Ниже примеры дел, дошедших до ВС РФ, индексация по ним признана незаконной.

1. Определение ВС РФ от 2 июня 2017 г. N 306-КГ17-6867 по делу N А49-10434/2016.

Условия договора:

«размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников на срок, установленный общим собранием, а если решением общего собрания срок не установлен, размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома устанавливается на один год.

Если решение такого собрания отсутствует, то размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется в соответствии с установленным на соответствующий период органом местного самоуправления размером платы за содержание и ремонт жилого помещения для муниципального жилищного фонда в г. Пензе.

Ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен в РФ, на месяц, начинающийся тремя месяцами ранее первого числа, в котором производится повышение платы, в процентах к соответствующему месяцу предшествующего года, определенный и официально опубликованный в порядке, установленном Правительством РФ».

Выводы суда:

«Условие об одностороннем увеличении размера платы, предусмотренное пунктом 5.3. Договора управления, нарушает законные права потребителей применительно к части 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.

1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”… согласование размера платы за содержание общим собранием собственников является обязательным (статья 156 Жилищного кодекса).

Поскольку соответствующего решения общего собрания проведено не было, общество не вправе в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Пункт 5.

3 договора управления многоквартирным домом (которым установлено, что ежегодно, не чаще 1 раза в год, размер платы подлежит индексации на индекс инфляции (роста) потребительских цен РФ) противоречит положениям статьи 310 Гражданского кодекса РФ».

2. Определение ВС РФ от 9 октября 2018 г. N 301-КГ18-15394 по делу N А29-13129/2017.

Условие договора:

цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяется в зависимости от установленного состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья. Затраты, связанные с обслуживанием общего имущества в МКД, включаемые в себестоимость, рассчитываются исходя из цен и тарифов, сложившихся на момент расчета, включая НДС.

Здесь прямо не предусмотрена индексация, но зато её упомянули суды:

«фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт жилого помещения указывается в договоре только на момент его заключения, при этом в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанным в договоре управления порядком (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований, в частности, уровня инфляции.

Вместе с тем, пункт договора управления не предусматривает возможность использования соответствующих экономических показателей при определении платы за содержание общего имущества, в том числе основания для их применения, период применения, порядок расчета платы с использованием таких показателей. Также не установлено, в отношении каких услуг применяются указанные показатели. Размер индексации в договоре управления многоквартирного дома не определен».

3. Определение ВС РФ от 10 декабря 2018 г. N 307-КГ18-21825 по делу N А21-12278/2017.

Условие договора

«размер платы на содержание общего имущества в многоквартирном доме ежегодно устанавливается методом индексирования данных тарифов в соответствии с изменением уровня потребительских цен за каждый истекший год в форме индекса потребительских цен, рассчитываемого территориальным органом Россстата в соответствии с «Основными положениями определения индекса потребительских цен». При этом ежегодное оформление решением общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме изменений тарифов не осуществляется.

Договором управления МКД п. 4.4.

стороны согласовали условие, устанавливающее порядок (механизм) определения платы, поэтому фактическое изменение суммы платы, установленных настоящим договором, не является изменением условий договора о размере платы, а представляет собой исполнение сторонами данного условия, поэтому внесение соответствующих изменений в настоящий договор не требуется».

При этом порядок индексации платы был дополнительно утвержден отдельным решением собственников на общем собрании одновременно с условиями договора управления, также предусматривающего порядок индексации.

Судам не понравился и такой подход. Они написали:

«Внесение изменений в договор управления без проведения общего собрания собственников противоречит требованиям приведенных выше норм законодательства.

…общество в отсутствие решения общего собрания самостоятельно изменило размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома, применив индекс инфляции в размере 4,8 процента.

…пункт договора управления, которым установлена ежегодная индексация размера платы за содержание, не соответствует нормам жилищного законодательства и положениям статей 421, 422 Гражданского кодекса РФ».

4. Определение ВС РФ от 6 сентября 2018 г. N 307-КГ18-13093 по делу N А21-8258/17.

Решением общего собрания собственников помещений установлено, что тарифы по содержанию общего имущества могут быть изменены управляющей компанией не чаще одного раза в год на величину, не превышающую индекса роста потребительских цен в регионе (по данным Росгосстата).

В соответствии с положениями договора «цена услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД составляет 12,87 руб. за 1 кв. м, (пункт 3.1.

2, приложение N 5) и подлежит изменению не чаще одного раза в год, управляющая компания может в одностороннем порядке увеличить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в связи с ростом планово-договорной стоимости работ на базовый индекс роста потребительских цен (индекс инфляции по субъекту РФ по данным Росстата), подписание дополнительного соглашения к договору и утверждение данного повышения на общем собрании не требуется».

Суды решили, что общество в отсутствие решения общего собрания собственников самостоятельно проиндексировало размер платы.

5. Определение ВС РФ от 14 апреля 2017 г. N 304-ЭС17-2651 по делу N А45-7987/2016.

Условие договора:

«если собственники помещений на общем собрании до 15 декабря не приняли решение об определении и утверждении перечня работ и услуг по настоящему договору и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на следующий год, управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества путем применения индекса инфляции, устанавливаемого ежегодно при утверждении Федерального бюджета на очередной финансовый год. В этом случае подписания дополнительного соглашения об изменении стоимости работ и услуг также не требуется, а перечень работ и услуг по управлению домом и содержанию общего имущества в многоквартирном доме применяется предыдущего года».

Все суды, кроме суда второй инстанции поддержали инспекцию. Арбитражный апелляционный суд решил, что условие договора соответствует закону, однако последнее слово было за Верховным судом РФ, который, как и в других случаях, посчитал индексацию незаконной:

…Порядок изменения платы за содержание регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.

Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение путём принятия об этом решения на общем собрании собственников, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Жилищный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения».

Источник: http://domscanner.ru/article/77

Может ли управляющая компания самовольно проиндексировать размер платы за содержание жилого помещения?

Может ли УК в одностороннем порядке увеличить тариф на содержание в МКД?

Очень часто в договорах управления той или иной управляющей организации встречается вот такой пункт:

Указанный размер платы ежегодно индексируется (увеличивается) Управляющей компанией на размер инфляции.

Пользуясь этим условием, управляющие организации каждый год увеличивают размер платы за содержание жилого помещения, тем самым увеличивая общий размер оплаты за ЖКХ.

Законно ли это?

Отвечаем – это незаконно.

Пункт в договоре управления, позволяющий управляющей организации в одностороннем порядке изменить цену договора противоречит требованиям статьи 310 Гражданского кодекса РФ и является недопустимым условием договора в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

ГК РФ Статья 310. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства

2. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Если мы говорим о договоре управления, заключенному между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, то собственники квартир не осуществляют никакой предпринимательской деятельности, а чаще всего просто живут в своих квартирах.

Более того, некоторым судам для вынесения вердикта в пользу собственников достаточно того, что согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 ЖК РФ. При этом Жилищный кодекс не предусматривает никаких условий индексаций размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо ЖСК, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Речь идет именно о размере платы, а не о порядке определения размера платы. В связи с чем общее собрание собственников уполномочено только утвердить какой то размер платы (в виде числа), но не уполномочено принять решение о порядке ежегодной индексации платы.

Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок установления платы за содержание жилого помещения в случае, если такая плата не установлена на общем собрании собственников. В таком случае размер платы устанавливается органом местного самоуправления.

Это единственный случай, когда размер платы может быть установлен без согласия собственников.

Ну и раз уж заговорили о судах, то вот вам судебная практика

Дело № А49-12507/2015. ООО «Жилье-15» против Жилинспекции Пензенской области. (http://kad.arbitr.ru/Card/0d748189-5129-4f9c-84b4-a9dfc674d5ec)

Три судебные инстанции подтвердили доводы Жилинспекции о том, что действия управляющей организации, самостоятельно увеличившей тариф на 9,5% противоречать требованиям законодательства.

Дело № А75-13315/2015. ОАО “Жилищно-Эксплуатационный участок № 3” против Службы строительного и жилищного надзора ХМАО. (http://kad.arbitr.ru/Card/59d2162f-b0d6-4d79-b2fa-6e0cb8b37b52)

Суд подтвердил, что возможность увеличения управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на индекс потребительских цен, в одностороннем порядке, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, не предусмотрена действующим законодательством, следовательно, включение в договор управления такого условия, является неправомерным.

Дело № А26-5012/2016. ООО “Профессионал” против Государственной жилинспекции Республики Карелии. (http://kad.arbitr.ru/Card/b435240c-9745-4ff6-8d55-b9e98e85bdcf)

Управляющая организация полагает, что при повышении платы не выходило за пределы предоставленных ему полномочий и фактически оно индексировало плату на услуги, основываясь на условиях договора.

Суд же посчитал, что процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства.

Названные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества МКД, на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение возможно только решением общего собрания собственников.

Дело № А33-2661/2016. ПАО «Красноярскэнергосбыт» против Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. (http://kad.arbitr.ru/Card/34192355-f698-4433-b4f5-cc46d4d0d375)

Арбитражные суды, анализируя нормы материального права, регулирующие вопросы определения размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, пришли к обоснованному выводу о наличии исключительной компетенции на ее определение лишь у общего собрания собственников помещений.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Источник: https://nkgkh.ru/novosti/raz-yasneniya/1358-mozhet-li-upravlyayushchaya-kompaniya-samovolno-proindeksirovat-razmer-platy-za-soderzhanie-zhilogo-pomeshcheniya

Может ли управляющая компания сама поднять плату за текущее содержание жилья?

Может ли УК в одностороннем порядке увеличить тариф на содержание в МКД?

Рассказываем, что делать, если УК выставила больший счёт за обслуживание общедомового имущества, ссылаясь на повышение муниципального тарифа.

– На двери подъезда появилось объявление от управляющей компании о проведении общедомового собрания.

Главный вопрос: повышение платы за текущее содержание общедомового имущества в связи с повышение муниципального тарифа. Жильцы дома хотят массово проигнорировать собрание.

Но не получится ли так, что если собрание не состоится, управляющая компания автоматически переведёт нас на дорогой муниципальный тариф?

Что такое муниципальный тариф?

Как поясняет специалист в сфере ЖКХ, руководитель АНО «ЖКХ-Эксперт» Андрей Воробьев, муниципальный тариф устанавливается только в определенных случаях:

  • Для небольших домов до 30 квартир, если собственники решили заниматься обслуживанием своего дома сами, без управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК и когда они на общем собрании не установили размер платы за текущее содержание жилья ( ч. 4 ст. 158 ЖК РФ и п. 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
  • Для многоквартирных домов, жильцы которых вообще не определились, кто же будет управлять их домом. Например, застройщик сдал дом, а участники долевого строительства еще не определились с управляющей компанией, так как не все собственники еще заехали в квартиры. При этом дом находится в эксплуатации. Кто будет обслуживать дом: заниматься уборкой подъездов, чистить снег, отвечать за работу лифта? Если в течение трех месяцев у жилого дома не появляется обслуживающей организации, администрация города должна провести конкурс и выбрать УК, которая будет управлять этим домом. В этом случае выбранная УК будет заниматься текущим содержанием дома на основе муниципального тарифа (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

В Кирове количество домов и той, и другой категории, по оценкам Андрея Воробьева, составляет около 10% от общего числа жилых домов в городе. Если учесть, что в Кирове 4000 домов, то под новый муниципальный тариф подпадает примерно 400 домов.

Почему вырос муниципальный тариф?

По теме

С 1 июля в Кировской области вырастут тарифы на коммуналку

4331 6

В администрации Кирова обосновали необходимость повышения муниципального тарифа несколькими причинами: для мусорных операторов повысилась плата за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем вырос тариф за вывоз твёрдых бытовых отходов для УК; повысился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), что привело к росту затрат на зарплату обслуживающего персонала (дворников, сантехников, ремонтников); ужесточилось законодательство по обслуживанию газового оборудования: раньше его должны были обследовать раз в три года, а теперь – ежегодно.

Прежний муниципальный тариф действовал в Кирове с 2014 года. С 1 июня 2018 года его повысили почти на четверть, в зависимости от категории дома. В абсолютных цифрах рост составил от 2 до 6 рублей за квадратный метр.

И теперь плата составляет от 16 рублей с квадратного метра жилья (для многоквартирных домов, у которых нет мест общего пользования, но есть центральный водовод), до 53 рублей за квадратный метр (для домов с полным благоустройством, с лифтом и газовым оборудованием).

Кто устанавливает плату за текущее содержание?

Большинство кировчан ошибочно думают, что размер платы за текущее содержание жилья устанавливается государством в лице Региональной службы по тарифам или городских властей. Это не так.

– Если бы тариф устанавливался государством, нам бы просто пришли платежки с новыми цифрами. Но размер платы за текущее содержание дома устанавливается на общем собрании собственников дома, почему сейчас управляющие компании массово и инициируют такие собрания – говорит Андрей Воробьев.

Решение о плате за содержание жилья собственники должны принять на основании предложений управляющей компании, которая этим домом управляет. Это не фиксированная ставка, а именно согласованная плата, которая формируется на основании перечня работ, которые УК будет делать в течение года в доме. На собрании УК должна предоставить перечень работ в доме и их периодичность.

– Жильцы дома, согласовывая плату за текущее содержание жилья, должны понимать, сколько в данном тарифе плата за вывоз мусора, сколько пойдет на работу дворника, сколько на обслуживание лифта и уборку подъезда, – говорит Воробьев. – Сейчас большинство кирован вообще не понимают, на что идут их деньги, какие работы на них выполняются.

Многие управляющие компании пользуются этим незнанием, ссылаются на рост муниципального тарифа и повышают тот уровень платы, который был утвержден жильцами на общедомовом собрании. Но хочу подчеркнуть, что если жильцы дома уже утвердили тариф на текущее содержание жилья, изменить его в одностороннем порядке УК не имеет законного права.

Собственникам дома нужно помнить, что если они со своей управляющей компанией не договорились о размере платы за обслуживание дома, то она и не имеет права заниматься этим обслуживанием.

А договорились – значит размер платы обговорили, он известен и по жилищному законодательству он будет действовать в течение пяти лет. Все эти годы вы точно должны знать, сколько будете платить и за что.

Если этот вопрос не урегулирован, то никакого управления дома быть не может.

Что делать, если УК повысила плату?

Если УК инициировала общедомовое собрание, на нём имеется кворум собственников жилья, и большинством люди проали за повышение платы за текущее содержание жилья, то всё законно.

Если собственники проали против повышения, увеличить плату в одностороннем порядке УК не имеет права.

Если собственники проигнорировали собрание и на нем не было кворума, управляющая компания также не может изменить установленную ранее сумму.

Если собрания не было, но в своей квитанции вы обнаружили, что плата за текущее содержания жилья всё-таки увеличилась, вам нужно написать официальное письмо в свою управляющую компанию с требованием пересчитать стоимость услуги по тарифу, утвержденному собственниками. Писать письмо нужно в двух экземплярах, один оставить себе на случай, если УК проигнорирует ваше обращение. Отправлять письмо нужно по почте с уведомлением или лично отнести его в УК, но обязательно заверить у секретаря.

Если управляющая компания проигнорировала ваше письмо, нужно обращаться в Государственную жилищную инспекцию Кировской области (Киров, ул. Дерендяева, 23).

Обращение в ГЖИ можно направить почтой или написать в электронном виде через систему ГИС-ЖКХ на портале Госуслуг.

Если помимо заявления о перерасчете, вы приложите ещё и письмо, которое направляли в УК и которое так и осталось без ответа, то вашу «управляйку» ждет штраф в 50% от разницы начислений по утвержденному собственниками и «придуманному» УК тарифу.

Как изменится плата за содержание общедомового имущества

С 1 января 2019 года в Кировской области появится новая коммунальная услуга – вывоз и утилизация отходов. За нее будет установлена отдельная плата. Сейчас расходы на вывоз мусора включены как раз в графу « общедомового имущества».

Поэтому с 1 января 2019 года плата за содержание общедомового имущества должна уменьшиться соразмерно той величине, которая заложена на вывоз мусора сейчас . Для понимания, сегодня эта услуга для собственников стоит от 3 до 5 рублей за квадратный метр жилья.

Например, с квартиры площадью 50 кв метров вывоз мусора обходится в 150-250 рублей. И на эту сумму с 1 января 2019 года плата за содержание общего имущества должна уменьшится.

Если сейчас ориентироваться на те 150 рублей с человека, которые пока называют как максимальную плату за вывоз отходов, то семья из трёх человек с нового года будет ежемесячно платить 450 рублей за вывоз мусора. Итого: 150 рублей из строки за текущее содержание должны убрать, зато появится новая квитанция за мусор, которая будет исходить не из квадратных метров, а из числа проживающих в квартире людей.

– Собственники должны уже сейчас начать заниматься контролем, насколько понизится их плата за содержание общего имущества, – настаивает Андрей Воробьев.

– Для этого нужно письменно обратиться в свою УК, запросить договор той организации, которая занимается вывозом мусора. И посмотреть, какая сумма взимается с одного квадратного метра вашего жилья.

И вот именно на эту сумму должна понизится плата с 1 января 2019 года.

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/mozhet-li-upravlyayushchaya-kompaniya-sama-podnyat-platu-za-tekushchee-soderzhanie-zhilya-28362/

Абсолютное право
Добавить комментарий