Может ли ВУЗ отказать в индивидуальном обучении?

Нередко в своих х посетители блога затрагивают вопросы обучения по индивидуальному учебному плану в школе.

Их интересует,  что такое индивидуальный учебный план в школе, в каком случае можно  перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану, как организуется обучение в этом случае, какие права предоставляются школьнику, обучающемуся по индивидуальному учебному плану и др.

Что такое индивидуальный учебный план школьника?

«Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося», — говорится в ст. 2. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Последующими статьями Закона установлено, что обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (п. 3 ч. 1 ст. 34.

), что обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) могут переводиться в том числе и на обучение по индивидуальному учебному плану (п.9 ст. 58).

Таким образом, из Закона следует, что порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.  Применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность, это означает, что их индивидуальные учебные планы должны содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

В каком  случае школьник может перейти на обучение по индивидуальному учебному плану?

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в следующих случаях:

— в целях  ускоренного освоения  образовательной программы (по одному или нескольким предметам);

— в целях ликвидации имеющейся академической задолженности;

— в других случаях, предусмотренных локальным актом школы.

Как оформляется переход на обучении по ИУП

Для перехода на обучение по ИУП:

— родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся пишут заявление на имя директора школы (форму см. на сайте школы);

-школа издает распорядительный акт (приказ) и доводит его до сведения родителей (законных представителей)  обучающихся, педагогов школы.

О правах и обязанностях

Обучающиеся, перешедшие  на обучение по ИУП, из списков школы, класса не исключается, поэтому они пользуются всеми академическими правами и мерами социальной поддержки, имеют обязанности, предусмотренные Законом, локальными актами школы.

Обучающийся по ИУП вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей)  продолжить образование в очной форме.

Родители (законные представители) обучающихся и школа обязаны создать необходимые условия для успешного обучения по ИУП.

Родители (законные представители) обеспечивают условия для занятий обучающегося на дому по освоению в образовательной программы,  для прохождения промежуточной и итоговой аттестации,  для ликвидации академической задолженности, обеспечивают контроль за освоением образовательной программы, посещением занятий и консультаций.

Под  созданием школой необходимых условий для обучения по ИУП подразумевается, что школа:

разрабатывает совместно с родителями индивидуальный учебный план обучающегося;

с учётом запросов родителей (законных представителей)  и обучающихся определяет сроки и уровень реализации образовательной программы;

разъясняет  обучающимся и их родителям (законным представителям)  особенности организации учебного процесса при обучении по ИУП;

составляет расписание занятий, консультаций;

организует текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся;

разрабатывает, принимает и утверждает локальные акты, предусмотренные Законом.

Примечание. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.

Использование индивидуального учебного плана является правом, а не обязанностью образовательной организации,  а также обучающихся и их родителей.

Если в школе не принят соответствующий локальный акт, то реализовать свое право на обучение по индивидуальному учебному плану в данной организации невозможно.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 статьи 58 Закона  родители (законные представители) обучающихся могут настаивать на обучении по индивидуальному учебному плану (вместо оставления на второй год) в случае, если обучающийся не смог ликвидировать академическую задолженность. 

О рабочем времени учителей, работающих со школьниками, обучающимися  по ИУП

Согласно ч. 6 ст.

47 Закона  в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Эти  же положения зафиксированы в Примечании 1 к Приложению  1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря  2014 г.   № 1601.

Источник: Федеральный закон от  29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ  Минобрнауки России от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря  2014 г.   № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической  работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Приказ  Минобрнауки России от 11 мая 2016 г.  536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Обучение школьников по индивидуальному учебному плану – выбор родителей

Источник: https://eduinspector.ru/2017/04/11/obuchenie-shkolnika-po-individualnomu-uchebnomu-planu-vybor-roditelej/

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского: приложение Л. 4.4. Перевод студентов

Лица, которые учатся в высших учебных заведениях, могут быть переведены с:

  • одного высшего учебного заведения в другое высшее учебное заведение;
  • одной специальности (специализации, образовательной программы) на другую в пределах одной области знаний;
  • одной формы обучения на другую в рамках специальности;
  • одного источника финансирования на другой в рамках образовательной программы.

Студенты, которые учатся за средства физических или юридических лиц, могут быть переведены с согласия стороны, что осуществляет финансирование обучения.

Перевод студентов осуществляется, как правило, во время летних или зимних каникул.

Перевод осуществляется на образовательные программы того же уровня высшего образования, с которого было отчислено соискателя высшего образования, на такой же или предыдущий курс. Перевод студентов, обучающихся (учились) на втором (магистерском) УВО, осуществляется исключительно на ту же специальность, по которой осуществлялась подготовка.

Не допускается перевод студентов, обучающихся на местах государственного заказа, на последний семестр, предусмотренный учебным планом соответствующей специальности после представления в МОН показателей выпуска специалистов текущего учебного года.

Перевод соискателей высшего образования осуществляется в пределах лицензированного объема университета по соответствующими уровнем образования, курсом и специальностью.

Перевод соискателей высшего образования из одного высшего учебного заведения в другое осуществляется с согласия руководителей обоих высших учебных заведений. Студенты, которые учились в аккредитованных высших учебных заведениях, не имеют права перевода в университет.

Студент, желающий перевестись в другое учреждение образования, подает на имя руководителя высшего учебного заведения, в котором он учится, заявление о переводе и получив его письменное согласие, обращается с этим заявлением к руководителю того высшего учебного заведения, к которому он желает перевестись . К заявлению студента прилагаются: академическая справка за весь период обучения до момента перевода; копия двустороннего (трехстороннего) соглашения об обучении в предыдущем учебном заведении (если заключалось).

Заявление о переводе должно быть рассмотрено в течение двух недель, и заявителю сообщены условия перевода на учебу или причина отказа.

При положительном рассмотрении заявления и выполнении условий перевода ректор издает приказ, согласно которому соискатель допускается к занятиям, а в высшее учебное заведение, в котором он учился раньше, направляет запрос о получении его личного дела.

Перевод соискателей высшего образования в пределах Университета по заявлению студента осуществляется приказом ректора. Рассмотрение дел по переводу осуществляется директором института/деканом факультета (по представлению заместителя по учебно-воспитательной работе).

К заявлению студента прилагаются:

для перевода на обучение по другой специальности в случае, когда перевод осуществляется в другое структурное подразделение университета копия учебной карточки студента за весь период обучения до момента перевода; копия двустороннего (трехстороннего) соглашения об обучении (если заключалось)

для перевода на вакантные места, финансируемые за счет средств государственного бюджета, студентов, обучающихся за средства физических и юридических лиц (по той же специальности): характеристика куратора учебной группы; характеристика-рекомендация органа студенческого самоуправления структурного подразделения; документы о материальном положении студента (при необходимости).

При принятии решения о переводе учитываются:

  • наличие вакантных мест лицензионного объема;
  • наличие вакантных мест государственного заказа;
  • способность претендента успешно выполнять график учебного процесса по выбранной специальности и форме обучения;
  • согласие руководителя структурного подразделения, в котором учится студент;
  • согласие заказчика, что финансирует подготовку (в случае перевода студента, обучающегося за счет средств местного бюджета, министерств и ведомств, юридических и физических лиц).

Во всех случаях рассмотрения вопросов перевода студентов, руководители структурных подразделений должны учитывать необходимость обязательного выполнения государственного заказа на подготовку специалистов и соблюдение установленных лицензионных объемов.

Заявителям, которые претендовали на перевод на места, финансируемые за счет средств государственного бюджета, в случае невозможности зачисления на места государственного заказа, предоставляется право перевода на обучение за счет средств юридических и физических лиц (при наличии вакантных мест лицензионного объема).

Установление академической разницы при переводе студентов осуществляется в соответствии с п. 4.6. «Признание результатов обучения».

Ликвидация академической разницы может быть условием перевода или предусматриваться в индивидуальном учебном плане студента в течение первого семестра после допуска к обучению. При переводе студента, его зачисление на обучение в семестр, следующий за тем, который закончил студент, максимально допустимый объем академической разницы не должен превышать 10 кр. ЕКТС.

Руководитель высшего учебного заведения, в котором студент учился раньше, получив запрос, издает приказ об отчислении студента в связи с его переводом в другое высшее учебное заведение и в недельный срок пересылает личное дело студента в адрес высшего учебного заведения.

Руководитель высшего учебного заведения, в которое переводится студент, после получения личного дела студента издает приказ о его зачислении.

Переведенные студенты имеют право на зачисление (перевод) на места государственного заказа в установленном порядке по согласованию с органами студенческого самоуправления.

Перевод студентов на первый курс образовательных программ на основе полного общего среднего образования на места государственного или регионального заказа запрещается.

В исключительных случаях эти вопросы рассматриваются Министерством образования и науки Украины.

В случае окончания срока действия сертификата об аккредитации образовательной программы (специальности) и неполучения высшим учебным заведением нового сертификата об аккредитации студенты, обучающиеся за счет средств государственного (местного) бюджета, имеют право на перевод в другое высшее учебное заведение, в котором соответствующая образовательная программа аккредитована для завершения обучения за средства государственного (местного) бюджета в соответствии с Порядком перевода соискателей высшего образования, обучающихся за счет средств государственного (местного) бюджета, в другие высшие учебные заведения для завершения обучения за счет средств государственного (местного) бюджета, утвержденного постановлением Кабинетом Министров Украины от 11 ноября 2015 г. № 927.

Источник: https://kpi.ua/ru/node/11134

Трудности перевода – МК

Как без потерь поменять альма-матер?

Вуз, заботливо выбранный родителями, навевает только уныние, а работа по будущей специальности представляется прямо-таки карой небесной — знакомо? Времени, потраченного на обучение, жалко, да и не хочется снова проходить вступительные испытания…

Что же делать? Единственно верное решение — перевестись на другой факультет или в другой вуз. Но как не потерять курс, избежать пересдачи всех предметов, сохранить, наконец, свое бюджетное место?

В бюрократических трудностях перевода разбирался “МК”.

Вузовский перевод — вещь очень тонкая, и для того, чтобы не остаться в дураках, следует прежде всего изучить все детали процедуры.

Приготовьтесь “прописаться” в деканате вашего будущего вуза/факультета, по многу раз доказывая подлинность академической справки и отвечая на повторяющиеся вопросы. Ведь, между нами говоря, в вузах “перебежчиков” не любят.

Личным опытом с “МК” поделились несколько студентов, находящихся в процессе перевода в другой вуз/факультет/отделение.

Пример 1: из регионального вуза — в столичный

Наталья учится на втором курсе Томского государственного университета. Выбранная специальность Наташу вполне устраивает, только вот продолжать обучение девушка хочет в Москве.

— В выбранном мною столичном вузе мне намекнули, что перевестись на бюджетное отделение мне вряд ли удастся. И еще: мне придется почти полностью пересдавать три сессии — якобы в программе обучения этих двух вузов есть огромная разница.

Пересдача множества зачетов и экзаменов — ситуация при переводе вполне реальная. Ведь в программе прежней и новой альма-матер действительно могут быть серьезные различия. Поэтому, после того как университет соглашается принять переводника, для студента составляют индивидуальный план обучения — так и появляются “хвосты”.

— При переводе студента деканат сравнивает прошлый учебный план студента и программу его нового курса, — прокомментировали “МК” в Московском институте стали и сплавов, — разница в прошлом и новом учебном плане и определяет количество академических задолженностей, причем все их нужно будет досдать до начала следующей сессии.

Что касается бесплатного обучения, тут шансы действительно минимальны.

Свободное бюджетное место скорее отдадут не свалившемуся с неба переводнику, а студенту, который усиленно грызет гранит науки в этом вузе с первого курса и имеет все основания для перевода на бюджет (о том, как отличнику-контрактнику перевестись на бюджет, читайте ниже.

Авт.). Так за свободным или освободившимся бюджетным местом тянется длинная очередь, в которой переводник занимает, увы, одно из последних мест. Но все равно попробуйте — чудеса случаются.

Пример 2: из технического вуза — в гуманитарный

В технический вуз Елена поступила три года назад и за это время уже успела проникнуться ненавистью и к родному институту, и к будущей профессии инженера. Сейчас девушка вознамерилась учиться на психолога, только вот заново испытывать на себе вступительную нервотрепку ей ой как не хочется.

— Мне хотелось бы перевестись сразу на третий курс, а меня соглашаются “приткнуть” только на первый. Неужели нельзя в сжатые сроки наверстать упущенное, не теряя при этом два года?

Очевидно, потерять как минимум год все-таки придется. Всему виной пресловутая аттестация — своеобразный вступительный экзамен для переводников. По его итогам и решается, на какой курс студента переводить и переводить ли вообще. Причем форма проведения этой аттестации у всех вузов разная.

— Решение о переводе студента принимается на основании сравнения представленной заверенной копии зачетной книжки с указанием количества учебных часов в прежнем вузе и учебного плана нашего вуза, — рассказали “МК” в пресс-службе Российского государственного социального университета, — по итогам этого сравнения оформляется “Лист разницы учебных планов” и принимается решение о возможности обучения в университете. Если студент переводится из вуза абсолютно другого профиля, то понятно, что количество “хвостов” будет огромным — так и до отчисления недалеко. Поэтому в этом случае потерять год, наверное, будет даже лучше.

Пример 3: сменить факультет

20-летний Олег учится на менеджера по туризму, но работает в банке. Начальство намекает Олегу: для дальнейшего карьерного роста в дипломе должна стоять специальность экономист. Соответствующий факультет в институте Олега есть, дело за малым — перевестись.

— Чтобы перевестись на экономический факультет, я зачем-то должен иметь “пять” даже по тем дисциплинам, которые как раз к экономике отношения не имеют. Справедливо ли это или в вузе просто ищут причины, чтобы затормозить перевод?

В этом случае все зависит от того, что сказано насчет оценок переводника в переводных правилах вуза. Как правило, ничего о “пятерках” и “тройках” в зачетке переводника там не пишут. Но следует помнить, что в переводе могут просто отказать.

Вполне возможно, что декан факультета, на который студент хочет перевестись, скептически отнесся к перспективе заполучить студента-“середнячка”. В любом случае в большинстве вузов причину отказа в переводе объясняют.

А заявление о переводе должны принять даже от заядлого троечника.

— При решении вопроса о переводе учитывается соответствие учебных планов, наличие на соответствующем курсе и факультете вакантных мест, как бюджетных, так и договорных, а также успеваемость студента за прошедшие семестры, — объясняет проректор, начальник управления академической политики и организации учебного процесса МГУ им. М.В.Ломоносова профессор Петр Вржещ.

Пример 4: сменить форму обучения

Проучившись первый курс на заочном отделении иняза, 18-летняя Катя пожелала вкусить настоящей студенческой жизни, что на заочном отделении сделать проблематично. Тем более что с работы, которая предполагала полную занятость, девушка уволилась.

— Оказалось, что я должна быть отличницей, чтобы меня перевели на дневное. Бред какой-то! Неужели нельзя просто досдать разницу в программе? — сокрушается студентка.

Странно, что вуз требует “пятерочной” зачетки для перевода на дневное отделение. Возможно, следует поинтересоваться правилами перевода, которые установлены в этом вузе, — вы имеете право с ними ознакомиться.

— В нашем вузе заочнику для перевода на дневное совершенно необязательно быть отличником, достаточно не иметь задолженностей, — объясняет первый проректор по учебной работе Московского государственного геологоразведочного университета Валерий Дробаденко, — если на дневном отделении есть свободные места, то перевод можно осуществить без проблем. Конечно, программа дневного и заочного отделений различается, поэтому после перевода студенту придется кое-что досдать.

Очевидно, что еще легче перевестись на отделение, предполагающее более удаленное обучение, — например с дневного на вечернее, с вечернего на заочное.

Пример 5: выиграть в цене

— Я учусь на платном отделении, — рассказывает студент-второкурсник Кирилл, — но успеваю я лучше, чем многие студенты-бюджетники, у меня в зачетке одни “пятерки”. Возможен ли при таком раскладе перевод на бюджетное отделение?

Перевод с контрактного обучения на бюджетное — вещь весьма сложная. Теоретически большинство государственных вузов перевод на бюджет практикует. Но первый камень преткновения здесь — наличие бюджетных мест, которые появляются, как правило, только после отчисления кого-то из студентов-бюджетников.

— Если бюджетные места появляются, то мы все-таки стараемся переводить своих студентов на бесплатную форму обучения, — поведала “МК” начальник отдела учета студенческих кадров Российского университета дружбы народов Нина Куликовская, — и тем не менее у нас для такого перевода нужны серьезные основания.

Студент должен на протяжении минимум четырех семестров сдавать сессии на “отлично”, приветствуется участие в общественной жизни университета.

Но основной критерий, по которому комиссия принимает решение о переводе на бюджет, не столь радостен — это потеря кормильца — лица, которое оплачивало обучение студента.

Какие документы могут потребовать при переводе?
 

1. Личное заявление студента с указанием причины перевода.

2. Заверенную подписью декана и печатью академическую справку с указанием учебных часов для каждой из дисциплин.

3. Заверенную подписью декана ксерокопию или выписку из зачетной книжки.

4. Документ, подтверждающий причину перевода (при наличии причины).

Ликбез: если вы хотите сменить… 

вуз:

Внимательно отнеситесь к выбору вуза — даже если прежний и новый вузы находятся в разных городах или же они разнопрофильные, они все равно не должны занимать диаметрально разные позиции в негласном рейтинге престижа. Иначе вам будет сложно убедить комиссии в целесообразности вашего перевода, а еще сложнее будет догнать программу.

Заранее уточните общие положения о переводе студентов в облюбованном вами вузе: например где-то студентов переводят в начале семестра, где-то — только в сентябре. Уточните, какие документы вам нужно оформить для перевода.

Обратитесь в деканат факультета, на котором учитесь сейчас, и запросите все необходимые документы. Помните: все документы должны быть заверены печатью вуза, а также подписью декана или его заместителя.

Может случиться так, что ваш прежний вуз по своему уставу берет на себя некоторую часть формальностей, связанных с вашим переводом. Поэтому не плюйте в колодец, а выясните, что нужно сделать, чтобы перевестись в другой вуз.

Подготовив все документы (хорошо было бы еще иметь письменную положительную характеристику от декана прежнего факультета), обратитесь в деканат факультета выбранного вами вуза и напишите заявление о переводе.

Внимательно изучите правила перевода студентов. Как правило, на основании заявления о переводе деканат выделяет переводнику человека, который занимается его переводом, — ответственного секретаря. Его и следует пытать на тему формы аттестации, которая вас ждет, у него и надо уточнять все, что вам непонятно в правилах перевода.

факультет:

Для того чтобы перевестись на другой факультет, надо прежде всего решить свои проблемы на старом факультете. Причем недостаточно просто “обрубить” все свои “хвосты” — постарайтесь сделать так, чтобы зачетка характеризовала вас с самой лучшей стороны.

Подайте заявление в деканат факультета, откуда хотите перевестись. Хорошенько продумайте аргументацию своего перевода. Постарайтесь подтвердить ее письменно.

Уточняйте тонкости перевода на своем же прежнем факультете — и только потом, получив объяснение в старом деканате, стучитесь в новый.

отделение:

Если хотите перевестись с дневного на вечернее/заочное — готовьте справку с работы. Если с заочного/вечернего на дневное — хорошо сдавайте сессии.

Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2008/04/09/46027-trudnosti-perevoda.html

В каких случаях оформляется свободное посещение вуза

Cвободное посещение ВУЗа

Если провести опрос среди студентов, то большинство из них ответило, что они хотели бы посещать ВУЗ по свободному графику. Но, важно понимать, что свободное посещение доступно далеко не каждому, и на него могут рассчитывать только студенты, у которых есть особые основания.

В связи с тем, что свободное посещение предусматривает периодическое посещение занятий, то есть студент приходит в институт, только когда ему это удобно, то у учащегося должна быть действительно уважительная причина.

В сегодняшней статье мы поговорим о том, в каких именно случаях оформляется свободное посещение.

Основания для оформления свободного посещения

Термин «свободное посещение ВУЗа» довольно часто заменяют «индивидуальным графиком посещения учебного заведения». Так вот, причины, по которым студент может перейти на индивидуальный график, бывают трёх типов: проблемы со здоровьем, уход за ребёнком, иные обстоятельства.

Но, важно понимать, что даже наличие одной из вышеперечисленных причин не является гарантией того, что ВУЗ одобрит переход на свободное посещение. В некоторых случаях (очень редких) студент может перейти на индивидуальный график, если работает по специальности.

Все эти нюансы актуальны для дневной формы обучения, так как на заочном учащийся посещает ВУЗ только во время сессии.

Учёный  совет ВУЗа в индивидуальном порядке рассматривает каждое заявление с просьбой о переходе на свободный график. Для запуска процесса рассмотрения заявления студенту необходимо получить «зелёный свет» на кафедре или в деканате.

После этого, учащийся должен обойти весь преподавательский коллектив и собрать подписи, которые являются свидетельством того, что преподаватели не перечат тому, чтобы студент переходил на индивидуальный график. Сразу же после того, как учащийся соберёт все необходимые справки и подписи, он должен предоставить их в ректорат.

На протяжении нескольких дней учёный совет будет рассматривать заявление студента, после чего вынесет свой вердикт.

Для того, чтобы подтвердить указанную в заявлении причину, студенту нужно будет собрать все необходимые документы, касающиеся состояния здоровья, рождения ребёнка или наличия официальной работы, которая требует постоянного присутствия. Категорически не рекомендуется подделывать эти документы, так как данная инициатива может привести к отчислению.

В некоторых случаях учёный совет принимает решение освободить студента от посещения занятий лишь частично. Например, учащийся может не посещать практические занятия и семинары, но на лекциях он появляться обязан.

В решении этого вопроса объективность выходит на второй план, и окончательное решение во многом зависит от отношения ректора к конкретному студенту.

Если учащийся имеет безупречную репутацию и никогда не нарушал устав ВУЗа, он имеет очень высокие шансы на получение свободного посещения.

Плюсы и минусы свободного посещения

Плюсы и минусы индивидуального графика

Если студент принял окончательное решение перевестись на индивидуальный график, он должен учесть все нюансы, которые сопровождают это действие. Важно понимать, что свободное посещение имеет не только положительные, но и отрицательные стороны.

Давайте для начала рассмотрим положительные стороны. В первую очередь отметим то, что у студента появляется больше свободного времени, так как ему не нужно посещать занятий. Кроме того, студенты с индивидуальным графиком имеют возможность занимать должности, предусматривающие полный рабочий день.

Что касается недостатков, то наиболее очевидным является необходимость самостоятельной подготовки.

Далеко не все люди способны самостоятельно осваивать теоретические и, тем более, практические знания, поэтому для этого нужно затрачивать много времени.

Если учесть то, что у студента и так мало свободного времени, индивидуальный график может сыграть злую шутку. Особенно остро эта проблема проявляется во время сессий.

Некоторые студенты утверждают, что как только они перевелись на свободное посещение, преподаватели стали предъявлять к ним повышенные требования. По логике некоторых преподавателей, если у студента появилось больше свободного времени, то он должен идеально знать пройденный материал.

Как показывает практика, среди отчисленных из ВУЗа студентов большой процент тех, которые перешли на индивидуальный график. Об этом также стоит задуматься. Некоторые специалисты советуют не спешить переходить на свободное посещение и рассмотреть вариант с академическим отпуском.

Учёный совет, часто предоставляет академический отпуск студентам, у которых появился ребёнок или возникли проблемы со здоровьем. Но многие учащиеся отказываются от такой возможности, так как боятся потерять целый год.

Чтобы студенту перевестись на свободное посещение ВУЗа, у него должны быть особые основания. Например, это проблемы со здоровьем, рождение ребёнка или работа по специальности. Как альтернативу индивидуальному графику, можно рассмотреть вариант с академическим отпуском.   

Источник: https://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/602-v-kakih-sluchayah-oformlyaetsya-svobodnoe-poseschenie-vuza.html

Иностранные студенты захотели учиться в вузах России

Российские вузы все чаще получают просьбы о переводе от студентов из иностранных учебных заведений. Причины разные: у кого-то сложная финансовая ситуация, кто-то не доволен качеством обучения за рубежом, карьерными перспективами. И особенно много заявок от студентов из Украины.

“За последнее время к нам поступило несколько сотен обращений от студентов иностранных вузов и их родителей. Они интересовались, можно ли перевестись в российские учебные заведения. Но пока такая возможность не предусмотрена.

И если молодой человек, например, учится в Сорбонне уже третий год, то поступить в МГУ он может только на первый курс, – рассказал “РГ” Артем Хромов, Уполномоченный по правам студентов в России.

– Поэтому мы отправили в Госдуму законопроект, направленный на решение данной проблемы”.

Ректоры российских вузов обсудили вопросы сетевого образования

По мнению автора инициативы, студентам иностранных вузов нужно разрешить прямой перевод в российские учебные заведения.

Но для этого необходимо разработать прозрачный механизм зачисления студентов: проверку уровня знаний, условия обучения и т.д. “Тем студентам, которые хотят учиться в России, не нужно создавать преграды.

Эту инициативу однозначно нужно поддержать”, – заявил “РГ” зампред комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава.

Между тем в Высшей школе экономики уже разработали свои правила перевода студентов из иностранных университетов и даже зачислили одного. Как подчеркнул проректор ВШЭ Сергей Рощин, несмотря на отсутствие ясности, напрямую закон это не запрещает.

“Стоимость обучения за рубежом существенно выросла. Поэтому многие студенты заинтересовались переводом в российские вузы на сильные программы, – рассуждает он. – Только за последние два месяца к нам поступило 13 запросов на перевод от студентов зарубежных вузов.

Мы всем рады, но университеты разные, и иногда люди могут иметь недостаточный бэкграунд, чтобы у нас учиться. Поэтому решение о зачислении в ВШЭ принимает комиссия экспертов-предметников”.

Если студент успешно проходит академическую экспертизу, ему составляют индивидуальный учебный план.

Пока студент зарубежного вуза может попасть в российский университет только на первый курс

Например, Максим Белозерский перевелся из английского Университета Эксетера и уже начал учиться на втором курсе бакалавриата по направлению “Математика”.

“Причины? За достаточно серьезные деньги я получал не самое высокое качество образования. Поэтому решил перевестись в российский вуз, где программа сильнее и интереснее.

Кроме того, я понял, что в России гораздо больше карьерных перспектив”, – рассказал он.

Случай Максима – далеко не единственный. Более того, многие молодые специалисты, уже закончившие иностранные вузы, по этой же причине возвращаются работать в Россию. Это подтверждает и статистика: процент российских студентов, которые не возвращаются после зарубежных стажировок, практик и программ, стремится к нулю.

“За последние три года к нам не вернулся только один студент, – рассказали “РГ” в МГТУ им. Баумана. – Лаборатории нашего университета оснащены не хуже европейских и американских, есть сильные команды и интересные проекты. Есть молодые ученые из Швейцарии, Франции, Германии, которые продолжают научную работу в МГТУ после обучения и не спешат домой”.

Все вузы отмечают: число заявок из-за рубежа выросло. По словам Татьяны Литвиновой, проректора Первого МГМУ им. Сеченова по учебной работе, в неделю к ним поступает 2-4 обращения от студентов зарубежных вузов. Запросы идут из стран СНГ, Африки, Юго-Восточной Азии. А в Томский политехнический университет даже хотели перевестись студенты из Индии и Бангладеш.

“По вопросам перевода студенты, в том числе иностранные, обращаются практически каждый день. Возросло число обращений граждан Украины, включая вузы Киева и Харькова”, – рассказали “РГ” в пресс-службе МГУ им. Ломоносова. Начальник отдела международных связей НГУ Евгений Сагайдак также отмечает, что число заявок от украинцев выросло.

Компетентно

В министерстве образования и науки подчеркнули, что пока законодательство позволяет зачислять студентов из зарубежных вузов в российские только на первый курс.

Только после того, как студент сдал экзамены и поступил, он может “перезачесть” некоторые дисциплины и учиться по индивидуальному плану. “Далеко не во всех странах качество высшего образования соответствует российским стандартам.

Поэтому прямая возможность перевода на аналогичный курс может сказаться на качестве выпускаемых российскими вузами специалистов”, – считают в ведомстве.

Между тем выпускники вузов с юго-востока Украины в этом году смогут получить российские дипломы после переаттестации в отечественных учебных заведениях. Такое решение приняли ректоры вузов и чиновники от образования на “круглом столе” в Ростове-на-Дону.

“Участники “круглого стола” обсудили процедуры государственной аттестации путем экстерната, позволяющие выпускникам вузов юго-востока этого года получить документ об образовании одного из вузов России, – сообщили в минобрнауки.

– Близость программ дает такую возможность”.

Источник: https://rg.ru/2015/03/03/obuchenie.html