Можно ли доказать в суде, что сотрудники ГИБДД неверно выдали справку о ДТП?

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается

Можно ли доказать в суде, что сотрудники ГИБДД неверно выдали справку о ДТП?

С 11 октября действуют положения, регламентирующие порядок предоставления страховщику сведений о ДТП, оформленном без участия сотрудников Госавтоинспекции – по так называемому европротоколу (постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002).

А чуть раньше, в августе, по европротоколу был увеличен размер страхового возмещения.

Рассмотрим, когда можно оформить ДТП, не вызывая сотрудников ГИБДД, в каких случаях можно претендовать на страховое возмещение в увеличенном размере и как правильно предоставить страховщику информацию об аварии.

Европротокол по-нашему

Оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции водители могут уже несколько лет – с 2009 года (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ).

К слову, на Западе с европротоколом знакомы еще дольше – такая система действует в Италии, Греции, Бельгии, Испании, Германии и других странах, а, к примеру, во Франции участники ДТП самостоятельно заполняют документы уже с 1970-х годов. Кстати, за рубежом большую часть ДТП оформляют именно таким образом.  

НАША СПРАВКА

Европротокол – упрощенный порядок оформления ДТП силами водителей без участия сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, европротоколом называют сам бланк извещения о ДТП, который используется при оформлении аварии в упрощенном порядке.

В России, однако, подобная практика явно не прижилась – по данным Российского Союза Автостраховщиков, в прошлом году доля обращений к страховщикам по европротоколу составила всего 9%.

Является ли тому причиной желание перестраховаться и переложить ответственность за оформление документов на сотрудника Госавтоинспекции или все дело в опасениях, что размер ущерба выйдет за рамки установленного лимита страховой выплаты, но ясно одно – самостоятельно оформлять ДТП водители не спешат. 

Европротокол призван снизить количество пробок, вызванных многочисленными авариями, и ускорить процесс оформления документов, поэтому законодатель решил немного “оживить” эту практику и со 2 августа вдвое увеличил лимит страхового возмещения по европротоколу – с 25 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – закон об ОСАГО). Но для четырех регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) лимит страхового возмещения с 1 октября был увеличен до 400 тыс. руб. – при этом неважно, в каком регионе был выдан полис ОСАГО, значение имеет только то, что ДТП произошло на территории одного из этих регионов (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако стоит иметь в виду, что для получения увеличенного страхового возмещения полисы ОСАГО у обоих водителей должны быть оформлены после 1 августа текущего года (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Во всех остальных случаях, максимальная сумма, на которую могут претендовать водители, составит 25 тыс. руб.

МНЕНИЕ

Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:

“По данным Российского Союза Автостраховщиков, европротоколом за прошлый год воспользовались всего 9% автовладельцев. На наш взгляд, это связано с отсутствием уверенности в гарантированном возмещении страховой компанией нанесенного ущерба в полном объеме.

Следующим фактором, заставляющим потерпевших регистрировать ДТП в присутствии сотрудников Госавтоинспекции, является боязнь получить отказ от страховщика в выплате возмещения из-за ошибки при оформлении бланка извещения.

Также в случае отказа у потерпевшего на руках не будет документов, с помощью которых можно взыскать ущерб с виновника. И в ближайшее время ситуация с европротоколом существенно не изменится”.

Оформляем европротокол: порядок действий

Прежде чем оформлять ДТП самостоятельно, водителям нужно убедиться, что для этого есть все основания. Вызывать сотрудников ГИБДД необязательно, если:

  • в ДТП участвовало только два автомобиля;
  • вред причинен исключительно транспортным средствам;
  • гражданская ответственность обоих водителей застрахована (у каждого из них должен быть полис ОСАГО, в котором он должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством);
  • у участников нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП – вины водителей, характера повреждений, размера ущерба и т. д. (п. 1 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Если возникнут сомнения в том, что размер ущерба может превысить установленный законом лимит страхового возмещения, лучше вызвать сотрудников Госавтоинспекции и зафиксировать ДТП в общем порядке.

А что, если один из автомобилей зарегистрирован не в России? Препятствием для оформления европротокола это не будет.

Главное, чтобы гражданская ответственность этого водителя была застрахована по системе “Зеленая карта” (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р “О национальном страховом бюро “Зеленая карта”).

За более подробной информацией участники ДТП могут обратиться в Информационный центр “Зеленая карта” РСА по бесплатному телефону +7(495)641-27-87.

СОВЕТ

При возникновении вопросов относительно оформления европротокола водитель может обратиться за помощью в Российский Союз Автостраховщиков. Для этого можно посетить сайт организации, позвонить на бесплатную горячую линию 8-800-200-2275 или обратиться за помощью по телефонам +7(495)641-27-85 (для жителей Москвы и Московской области) и +7(495)771-69-44 (для жителей других регионов).

Итак, произошло ДТП – столкнулись два автомобиля, и водители решили зафиксировать аварию по европротоколу. Рассмотрим последовательность действий.

Шаг 1. Прежде всего, нужно поставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м (если авария произошла вне населенного пункта – не менее 30 м) от автомобиля (п. 7.

2 ПДД) и постараться обеспечить сохранность всех следов ДТП – не следует перемещать транспортные средства, трогать место столкновения, стирать следы шин и т. д.).

Переместить автомобили можно будет только после того, как водители зарисуют в извещении схему ДТП, а при необходимости сделают фото- или видеозаписи.

Шаг 2. Если на месте происшествия есть свидетели ДТП, необходимо собрать и сохранить их контактные данные.

Шаг 3. Самая ответственная часть – нужно заполнить извещение о ДТП. Бланки извещений выдаются каждому из страхователей в момент заключения договора ОСАГО. На сайте Российского Союза Автостраховщиков есть подробные рекомендации по заполнению извещений для минимизации ошибок.

Водители должны оформить одно извещение (первый вносит записи в колонку “А”, второй — в колонку “Б”), а затем подписывают и разъединяют заполненные бланки.

После чего каждый из водителей забирает свой экземпляр и заполняет его оборотную сторону.

Правки, внесенные в извещение о ДТП уже после того, как бланки были заполнены, нужно заверить подписями обоих водителей – это поможет избежать претензий со стороны страховщиков.

Шаг 4. Если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, и водители претендуют на получение повышенного страхового возмещения (до 400 тыс. руб.

), появляются дополнительные требования к оформлению происшествия. Так, в течение 60 минут после ДТП следует зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки его обстоятельства (п.

3 Правил предоставления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику). Необходимо обязательно зафиксировать изображения:

  • регистрационных знаков автомобилей (или при их отсутствии – VIN);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения автомобилей с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры (эстакада, тоннель, мост, автобусная остановка и т. д.);
  • следы торможения;
  • регистрационных знаков автомобилей, принадлежащих свидетелям ДТП (при их наличии).

Однако пока непонятно, какие именно технические устройства могут использовать водители для фиксации обстоятельств ДТП. С одной стороны, закон об ОСАГО обязывает участников аварии не только провести фото- или видеосъемку, но и зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС (п. 5 ст. 11.

1 закона об ОСАГО). Логично предположить, что такими средствами могут быть обычные навигаторы. Иными словами, можно сделать фото- и видеозапись с помощью фотоаппарата, видеокамеры или иного устройства, а сведения о координатах аварии зафиксировать с помощью навигатора (правда, для этого навигатор должен быть оснащен GPS-трекером).

 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Владельцы транспортных средств не имеют права ремонтировать или утилизировать свои автомобили без письменного согласия на то со стороны их страховой компании в течение 15 суток после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней) (абз. 2 п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

С другой стороны, на подзаконном уровне требования к фиксации данных о ДТП сформулированы по-другому: технические средства должны регистрировать одновременно дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты этого средства (п.

1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Получается, что речь идет не о нескольких, а об одном техническом устройстве – например, видеорегистраторе со встроенной системой навигации.

В Российском Союзе Автостраховщиков нашему порталу пояснили, что фото- и видеосъемку можно провести с помощью видеорегистратора, а координаты ДТП зафиксировать с использованием навигатора.

Не все так просто и с определением применимой системы навигации. Закон об ОСАГО предписывает использовать устройства, использующие систему ГЛОНАСС или систему ГЛОНАСС совместно с иными навигационными системами (п. 5 ст. 11.

1 закона об ОСАГО). А подзаконный акт допускает применение устройств, которые используют систему ГЛОНАСС или иную навигационную систему (пп. “б” п.

1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Таким образом, является ли использование именно ГЛОНАСС решающим фактором при фиксации обстоятельств ДТП или нет (и можно использовать, например, навигационную систему GPS), пока не очень ясно.

Если обстоятельства ДТП не будут должным образом зафиксированы, применению подлежит общее правило: лимит страховой выплаты составит 25 тыс. или 50 тыс. руб. (п.п. 4-5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Важно, что фото- и видеозаписи, которыми зафиксирован факт ДТП, не должны подвергаться какой-либо обработке. Некорректируемость информации, предоставленной водителями, является ключевым условием для получения расширенного страхового возмещения (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако действующее законодательство не уточняет, какая информация может считаться корректированной. В своем обращении к страховым организациям от 13 октября 2014 г.

№ И-52804 Российский Союз Автостраховщиков делает вывод: в связи с отсутствием правового определения корректируемости информации под коррекцией можно понимать любую перезапись файла на другой носитель, архивирование, а также смену имени или расширения файла.

Таким образом, водителям следует иметь в виду, что даже самое незначительное действие с файлом может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения.

СОВЕТ

Фиксируя обстоятельства ДТП, водители могут ориентироваться на требования к фотосъемке поврежденного транспортного средства с наглядными схемами, а также типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства, которые можно найти в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П.

БЛАНК

Претензия в страховую компанию

Другие бланки 

Шаг 5. В течение пяти рабочих дней после аварии участники ДТП должны направить в страховые компании, где застрахована их гражданская ответственность, свои части бланка извещений (п. 2 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

При этом потерпевшему вместе с извещением нужно передать еще и заявление о прямом возмещении убытков (как правило, у каждой страховой компании есть свои бланки таких заявлений).

Направить все документы страховщику можно по почте, но лучше всего привезти их лично и сохранить свой экземпляр заявления с отметкой о принятии. При этом, если виновник не представил извещение в свою страховую, это не будет основанием для отказа в выплате потерпевшему страхового возмещения (п. 2 ст. 11.1, п. 25 ст.

12, ст. 14.1 закона об ОСАГО). При необходимости по запросу страховщиков участники ДТП обязаны предоставить свои автомобили для осмотра в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования (п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО). 

НАША СПРАВКА

Прямое возмещение убытков – это возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал его гражданскую ответственность (ст. 1, ст. 14.1 закона об ОСАГО).

Начальник отдела правового контроля и взаимодействия с государственными органами Центра правового обеспечения страховой компании Allianz Вера Ершова напоминает, что заявления по европротоколу рассматриваются в том же порядке, что и обычные заявления о возмещении убытков по ОСАГО – разница только в наборе документов (для европротокола не требуются справка о ДТП, а также протокол и/или постановление о ДТП). 

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать госпошлину при обращении в суд общей юрисдикции или арбитражный суд можно с помощью нашего калькулятора.

Шаг 6. Срок рассмотрения заявлений составляет 20 календарных дней с момента их поступления (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В течение этого срока страховая компания обязана выплатить ему страховое возмещение или выдать направление на ремонт транспортного средства либо направить в письменном виде мотивированное извещение об отказе в выплате (п. 4.

22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Если потерпевший не согласен с суммой возмещения или отказом в его выплате, ему необходимо написать мотивированную претензию в страховую компанию о пересмотре принятого решения.

“Стоит обратить внимание на то, что Банком России была утверждена единая методика определения размера расходов на восстановление поврежденного автомобиля, и, чтобы оспорить сумму выплаты, потерпевшему надо доказать, что страховая компания отступила от этой единой методики и неверно произвела расчет.

Отказ в удовлетворении претензии возможно затем оспорить в судебном порядке, однако, не имея четкой доказательственной базы, можно потерять не только время, но и деньги на оплату судебных издержек (госпошлина, оплата услуг юриста и т. д.)”, – отмечает Вера Ершова.

Источник: http://www.garant.ru/article/585808/

Выплата без проблем:5 ошибок страхователей при оформлениивыплаты

Можно ли доказать в суде, что сотрудники ГИБДД неверно выдали справку о ДТП?

Почти каждая страховая компания удостаивается как положительных, так и негативных отзывов клиентов, обратившихся за выплатой. Как же объяснить, что одна и та же организация в сходных ситуациях ведёт себя по-разному? Скорость и качество обслуживания зависят не только от квалификации сотрудников отдела выплат, но и от поведения автовладельца.

Многие собственники автомобилей считают, что после оплаты полиса страховая компания в любом случае обязана отремонтировать повреждённые детали. При этом они не обращают внимания на некоторые важные моменты, которые им кажутся несущественными.

Зачастую именно мелочи становятся причиной трудностей при оформлении выплаты. Чтобы избежать проблем нужно не только знать правила страхования , но и соблюдать некоторые простые рекомендации.

«Я заплатил приличную сумму за этот полис, значит мне должны уделять повышенное внимание!» – эта фраза отлично характеризует отношение некоторых автовладельцев к сотрудникам отдела выплат. Такие клиенты вызывающе ведут себя при подаче документов, а иногда попросту хамят менеджерам.

Сотрудники страховой компании – живые люди, не роботы. Им свойственны те же человеческие чувства, что и автовладельцам.

Закономерно, что грубость клиента не останется незамеченной. Менеджеры запросто могут отомстить грубияну. Они могут максимально увеличить время обработки документов по страховому случаю или запросить дополнительные справки.

Если такие действия не противоречат закону, а сотрудники отдела выплат умеют грамотно тянуть время, автовладельцу останется только одно – ждать. При этом жалобы в надзорные инстанции вряд ли принесут результат.

Гораздо проще с пониманием отнестись к работе менеджеров. Не обязательно широко улыбаться и любезничать, достаточно терпимого отношения и уважительного тона общения. Стоит относиться к сотрудникам отдела выплат как к деловым партнёрам, коими они в общем-то и являются.

Адекватное отношение к менеджерам отнюдь не означает, что можно на слово верить всем их заявлениям. Стоит в любом случае соотносить такую информацию с условиями договора и правил страхования. При этом договор и правила всегда главенствуют над любыми внутренними распоряжениями страховой компании.

Однако в этих двух документах обычно не описан порядок подачи документов после страхового случая. Кроме того, в них не указывают, как действовать автовладельцу, если менеджеры потеряли часть полученных документов. Например, важную справку или постановление полиции.

Страховая компания несёт ответственность за утерю документов по страховому случаю согласно действующим законам.

Но чтобы привлечь страховщика к ответственности, нужно сначала доказать факт получения менеджерами полного комплекта документов. Это возможно только при наличии расписки о том, что сотрудники страховой компании приняли не только заявление на выплату, но и сопутствующие документы.

Такая расписка может быть оформлена в произвольной форме, но непременно должна содержать перечень документов. Если менеджеры отказываются выдать подобный документ, стоит отправить заявление и все необходимые справки заказным письмом (с описью вложений).

При оформлении выплаты требуется внимательность. Даже если менеджеры заполняют все документы на компьютере, стоит перепроверить введённые данные. При рукописном заполнении заявления нужно минимум один раз внимательно его перечитать.

Чаще всего к задержке выплаты приводят ошибки в паспортных данных и банковских реквизитах. Кроме того, многие забывают, что заявление на выплату может подать только автовладелец или выгодоприобретатель.

Страхователь, водитель или другое лицо не вправе обращаться за страховым возмещением по договору КАСКО или ОСАГО без нотариальной доверенности, в которой отдельно указана такая возможность.

Также к распространённым ошибкам при оформлении заявления на выплату относится некорректное изложение обстоятельств повреждения автомобиля.

Например, если указать, что машина была повреждена в результате бокового удара, а в справке ГИБДД записано, что причиной повреждения стал удар в задний бампер, страховая компания почти наверняка откажет в выплате.

Следует соотносить собственное видение обстоятельств аварии и те же данные, указанные в документах полиции. Любые расхождения как минимум увеличат сроки выплаты, а в худшем случае будут использованы страховой компанией для отказа в возмещении ущерба.

При оформлении страхового случая всегда проводится осмотр автомобиля. Эксперт фиксирует в акте осмотра детали, нуждающиеся в ремонте или замене. Также он описывает характер повреждений. Это необходимо для противодействия мошенничеству.

Именно на основании акта осмотра менеджеры принимают решение о возмещении ущерба. Например, если в заявлении на выплату и справке ГИБДД указано повреждение передней правой фары, а в акте осмотра нет таких сведений, страховая компания не вправе оплачивать ремонт детали.

Следует внимательно перечитывать акт осмотра и сверять имеющиеся повреждения с указанными экспертом.

Нельзя подписывать акт осмотра пока эксперт не внесёт в список все повреждённые детали и элементы автомобиля. Зачастую представители страховой компании «забывают» внести в документ какие-либо дефекты, чтобы получить повод для отказа в возмещении ущерба.

Помимо списка повреждений стоит сверить номера всех узлов и агрегатов. Вполне возможно, что всего из-за одной неверной цифры придётся повторно показывать автомобиль эксперту. Лучше сразу проявить бдительность, чем дважды тратить время на осмотр.

Некоторые автовладельцы до последнего надеются, что страховая компания вот-вот перечислит деньги или согласует ремонт, даже когда задержка исчисляется неделями. В подобной ситуации нет смысла ждать, ведь только активные действия помогут быстро решить проблему.

Если страховая компания нарушает срок возмещения ущерба, нужно незамедлительно подать досудебную претензию.

Менеджеры либо ускорят работу и всё-таки перечислят деньги, либо откажутся выполнять требование клиента, либо проигнорируют полученную претензию. В двух последних случаях нужно незамедлительно обращаться в суд.

Нельзя просто ждать, когда страховая компания соизволит возместить ущерб, ведь нередко задержки при перечислении денег говорят о плачевном финансовом состоянии организации.

В дополнение к досудебной претензии стоит оставить негативный отзыв . Сотрудники многих страховых компаний отслеживают подобные сообщения клиентов и оказывают действенную помощь в решение проблем. Если страховщик заинтересован в сохранении положительной репутации, то сделает всё возможное, чтобы клиент изменил негативную оценку.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_vyplata_bez_problem_5_oshibok_strahovatelej_pri_oformlenii_vyplaty

Госавтоинспекция больше не будет выдавать справки о ДТП

Можно ли доказать в суде, что сотрудники ГИБДД неверно выдали справку о ДТП?

Сенсационную новость преподнес автомобилистам начальник управления дорожно-патрульной службы Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Александр Быков.

Начиная с пятницы – 20 октября, сотрудники Госавтоинспекции перестанут выдавать участникам аварии справки о ДТП. Это прописано, а точнее убрано из регламента по работе ДПС. Регламент вступает в силу 20 октября.

Чем же это грозит водителям? Проблема в том, что справка от ГАИ как один из обязательных документов прописана в правилах страхования.

Раз автоинспекция больше не будет выдавать такие справки, то у страховщиков появится законный повод отказать в приеме документов на выплату компенсации.

ГИБДД разъяснила, как изменится регистрация транспорта и прием экзаменов

Почему возникла такая парадоксальная ситуация? До 2014 года справка о ДТП была указана в правилах страхования ОСАГО, которые утверждало правительство. Поэтому обязательная выдача справки об аварии оставалась и в регламенте МВД. Но в 2014 году правила страхования стал утверждать Центробанк.

Но он не может давать указания по деятельности МВД. Возникает коллизия: постановление правительства не предусматривает справки о ДТП, а в правилах, утвержденных Центробанком, она есть. Прошло три года, а ситуация не изменилась. Но только до тех пор, пока МВД не обнаружило лишний документ.

Госавтоинспекция не раз обращалась в Центробанк с пожеланием изменить правила страхования и убрать оттуда обязательность предоставления справки о ДТП. Однако до сих пор результата не добилась. В итоге теперь правила страхования противоречат регламенту ГИБДД.

Два ведомства не нашли общего языка, а пострадают водители.

С завтрашнего дня, если авария потребовала оформления с помощью сотрудников ГАИ, то максимум, что смогут получить на руки участники аварии – это процессуальные документы.

Например, определение об отказе в возбуждении административного дела или постановление о наложении штрафа. Получить другие документы участники аварии смогут в прежнем порядке.

Утверждены данные для внесения в электронный паспорт транспортных средств

Как рассказали корреспонденту “РГ” в ГИБДД, в протоколах, постановлениях, определениях и прочих документах будет максимально расписана вся ситуация. То есть сколько и какие машины участвовали в ДТП, какие повреждения они получили.

Также будут указаны данные их владельцев и водителей, номера полисов ОСАГО. Водитель по-прежнему должен заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и предоставить в страховую компанию.

Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

В законе об ОСАГО прописаны требования о предоставлении документов из ГИБДД

Как сообщили в Российском союзе страховщиков, главное не правила, утвержденные Центробанком, а закон.

А в законе об ОСАГО, а именно в пункте 5 статьи 11, указано, что “для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции”.

То есть процессуальных документов о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении будет достаточно. Страховщик получит документы о ДТП, оформленные уполномоченным на то сотрудником полиции.

Правда, стоит напомнить, что в правилах страхования прописано, что такой водитель должен предоставить и справку о ДТП. Понятно, что закон важнее всяких правил. Но большинство страховщиков руководствуется именно правилами.

Из приказа МВД исчез пункт о разрешении снимать сотрудников ДПС на видео

В итоге, водителю могут отказать в приеме документов на том основании, что согласно правилам не представлен весь пакет документов. Или на том же основании отказать в выплате. Как сообщают в РСА, в МВД указывают на то, что вся информация о ДТП содержится в заполненном извещении о ДТП.

Действительно, закон об ОСАГО предписывает участникам ДТП заполнять бланки извещений о ДТП, но это может стать основанием для возмещения по ОСАГО только в одном случае – когда выполнены условия “европротокола”, что подтверждено подписями двух водителей в оформленном извещении о ДТП.

Грубо говоря, то, что в случае аварии вы и ваши визави оформили извещение о ДТП, еще не дает вам права на выплату.

Да, Госавтоинспекция дала разъяснения для своих сотрудников о том, что в документы о ДТП будут вноситься сведения (номер полиса ОСАГО, характер повреждений), необходимые страховщику. По запросу пострадавшего страхователя будет выдаваться копия такого документа, которую он сможет представить в страховую компанию.

Нарушителей ПДД будут наказывать по фото и видео со смартфона

Но правила ОСАГО, если речь не идет о “европротоколе”, таких документов не предусматривают.

А теперь поговорим о грустном. Понятно, что при таком раскладе страховщики воспользуются неожиданным случаем отказать в выплате.

В результате вырастет количество обращений в суд. Как мы уже писали раньше, закон об ОСАГО не знает термина “справка о ДТП”. То есть суды встанут на сторону пострадавшего.

То есть с пятницы количество судебных разбирательств в отношении страховых компаний вырастет в разы. Более того, в разы вырастет количество случаев страхового мошенничества. Ведь перекупить заведомо выигрышные претензии к страховщикам станет выгодно.

И в этой ситуации обвинить автоюристов в недобросовестных действиях будет очень сложно.

Источник: https://rg.ru/2017/10/18/gosavtoinspekciia-bolshe-ne-budet-vydavat-spravki-o-dtp.html

Страховщики получат рекомендации о действиях без справки о ДТП

Можно ли доказать в суде, что сотрудники ГИБДД неверно выдали справку о ДТП?

25 октября Центробанк и представители страховых компаний обсудят, как они будут работать при новых условиях. Проблема в том, что 20 октября вступил в силу новый регламент о работе ДПС.

Казалось бы, какое отношение он имеет к водителям? Однако у нас в стране лучше знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности правоприменителей. На всякий случай.

Забытые временные знаки не станут поводом для привлечения водителей к ответственности

Согласно регламенту водитель больше не будет получать на руки справку о ДТП. А это обязательный документ, утвержденный правилами страхования, на основании которого водитель может претендовать на выплату.

То есть, недобросовестные страховщики могут воспользоваться тем, что их пострадавший не предоставил полный комплект документов, а значит не получит выплат. Это условие прописано в законе об ОСАГО, а также в правилах обязательного страхования.

Однако крупнейшие страховщики поспешили заявить, что справку о ДТП они требовать не будут, но сроки рассмотрения спорных дел увеличатся.

Дело в том, что в справке, как правило, было указанно, кого считать виноватым, а кого потерпевшим. Сейчас процесс установления виновника усложнится. Но с такими условиями страховщикам сталкиваться не в первой.

Ведь зачастую они получают на руки информацию, в которой нет ни виновника, ни пострадавшего. Для определения степени вины требовались либо документы ГИБДД, либо решения суда.

Поэтому в данной вновь сложившейся ситуации ничего нового не потребуется.

Эксперты составили рейтинг самых ненадежных автомобилей

Итак, в регламенте прописано, что сотрудники ГИБДД не имеют права задерживать водительские удостоверения, а также снимать регистрационные знаки. Этого они и так не могли делать уже несколько лет.

С тех пор, как из законодательства ушли нормы о запрещении регистрации со снятием регистрационных знаков, а также о задержании прав.

Теперь, в случае совершения нарушения, за которое предусмотрено лишение права управления, водитель должен сам сдать права в подразделение в течение трех суток после вступления в силу соответствующего решения суда.

С недавнего времени у сотрудников ГИБДД появилась возможность проводить досмотр транспортного средства, а также освидетельствование на состояние алкогольного опьянения без понятых. Но только в том случае, если весь процесс фиксируется на видео. Для этого автомобили ДПС оснащены видеорегистраторами, а самим инспекторам выданы носимые регистраторы.

Но вполне может возникнуть ситуация, когда у инспектора нет носимого видеорегистратора, а предположительно нетрезвого водителя он остановил ночью на безлюдной дороге. Понятых можно до утра дожидаться. Как быть в этой ситуации?

Как пояснил начальник управления ДПС Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Александр Быков, здесь инспектор может снимать процессуальные действия хоть на свой мобильный телефон.

В конечном итоге допустимость такого доказательства будет оценивать суд. Именно суд установит, считать ли такое видео допустимым доказательством, а процедуру освидетельствования проведенной без нарушений.

В конечном счете ведь суд принимает решение, лишать водителя прав или нет, а не сотрудник ГИБДД.

Кстати, по поводу проверки на трезвость. В прежнем регламенте было прописано: в случае, если медосвидетельствование установило, что водитель трезв, сотрудники ГИБДД должны доставить его до машины. Ведь на проведение всех этих мероприятий водителя отстраняют от управления.

В новом регламенте теперь прописано и требование вернуть водителя к машине, если освидетельствование на алкогольное опьянение, которое проводят сами инспекторы ДПС, дало отрицательный результат. Речь идет о тех случаях, когда у экипажа, остановившего подозрительного водителя, не оказалось алкометра.

И поэтому водителя для проверки пришлось отвезти на пост или в подразделение ГИБДД.

Также теперь фиксировать нарушения в автоматическом режиме можно и в зоне действия временных знаков. Такое решение было принято неспроста. Дело в том, что количество аварий в зоне действия временных ограничений с каждым годом увеличивается на треть.

При этом, по словам Быкова, забытые знаки не станут поводом для привлечения водителей к ответственности. В ГИБДД известны сроки и проведения ремонтных работ, и введения ограничений. Если эти сроки прошли, а камера по-прежнему штрафует, то такие постановления даже рассматриваться не будут.

К 2050 году число автомобилей в мире удвоится

Теперь в регламенте прописано, что документы сотруднику надо передавать не только без обложек, но и без удерживающих устройств и зажимов.

Это связано с тем, что в моду последнее время вошло крепить документы специальными устройствами, так чтобы инспектор не мог их унести.

Между тем для оформления нарушения инспекторам необходимо именно передавать документы, а не представлять их. Может, у водителя на руках цветной заламинированный ксерокс с документа, а не подлинник.

Из регламента убрано много дублирующих норм, которые прописаны в других законах и приказах. Например, подобная история произошла с нормой, которая запрещала инспекторам препятствовать видеосъемке водителем процесса общения с инспектором. Но ведь это предусмотрено в законе о полиции.

Но даже пока эта норма была в регламенте, сотрудники ГИБДД ссылались на 24-ю статью Конституции, которая запрещает публиковать съемку частного лица без его согласия.

Если инспектор вам такое заявляет, сразу можете спросить у него: на каких основаниях он вас остановил? Если как частное лицо, то это один разговор.

А если как представитель органа власти, то тогда он уже не частное лицо и все общение с ним может быть записано на видео.

Компетентно

Сергей Смирнов, редактор журнала “За рулем”, юрист:

– Отсутствие прямого указания на возможность видеосъемки в новом административном регламенте ДПС не означает, что водители не могут этого делать.

ГИБДД разъяснила, как изменится регистрация транспорта и прием экзаменов

Вся деятельность ГИБДД строится исходя из принципа публичности и открытости. Об этом нам говорят и закон “О полиции”, и ряд других законов, не связанных напрямую с деятельностью правоохранительных органов. Ну и, конечно, такое право нам предоставляет Конституция.

Поэтому, если вы хотите вести видеозапись вашего общения с инспектором, нужно сказать ему об этом, напомнить о вашем праве вести съемку.

Главное, не мешать инспектору выполнять свою работу – оформлять аварию или составлять документы.

Просто так вам никто запрещать вести запись не будет. При этом важно помнить, что при запрете инспектор обязан указать основание (закон, постановление, приказ, распоряжение), которое запрещает в конкретном случае снимать на видео.

Лев Воропаев, адвокат:

Закон об ОСАГО и Правила страхования тесно связаны между собой. У них есть отсылочные нормы друг к другу. Поэтому то, что справку о ДТП ГИБДД больше не выдает, может стать поводом для отказа в выплате.

Не принять документы у автовладельца не могут. Но могут отказать в выплате, в связи с тем, что согласно правилам страхования представлен неполный комплект документов, в частности отсутствует справка о ДТП.

“Помощники Москвы” оштрафовали водителей более полумиллиона раз

Что делать автовладельцу, столкнувшемуся с таким отказом? Для начала необходимо произвести независимую оценку восстановительного ремонта. Получив такой документ, необходимо подать жалобу в страховую компанию. У компании есть на ответ 10 дней.

Если автовладельцу подтвердили отказ или не ответили на жалобу вообще, то это уже повод для направления в суд. В данном случае порядок не изменился. Не важно, на каком основании в выплате было отказано.

Суды, как правило, в таких вопросах выносят решение в пользу потерпевшего.

Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы, по государственному строительству и законодательству:

Документ приведен в соответствие с действующим законодательством. Но есть новеллы, которые вызывают вопросы. Например, временные знаки. Это кормушка классическая. Почему при этом не наказывать того, кто не убрал знак, но наказывать водителя, который, увидев хорошую дорогу, разогнался?

Источник: https://rg.ru/2017/10/23/strahovshchiki-poluchat-rekomendacii-o-dejstviiah-bez-spravki-o-dtp.html

Как эффективно оспорить штраф ГАИ

Можно ли доказать в суде, что сотрудники ГИБДД неверно выдали справку о ДТП?

С момента начала действия повышения санкций за нарушение ПДД прошел уже ровно месяц. За это время водители привыкали к новым штрафам — их собрали, по данным Госказначейства, уже более 30 млн. грн.

, а работники ГАИ — к работе по-новому: за это время они выписали админпостановлений на 100 млн. грн.

Такой высокий разрыв между количеством постановлений и объемом выплаченных штрафов свидетельствует о том, что в период экономического кризиса и массовой безработицы людям настолько высокие штрафы просто не по карману.

Между тем отдельные гаишники злоупотребляют властью и вымагают взятки.

Согласно “открытому письму от Департамента ГАИ МВД Украины”, за месяц действия нового законодательства, было выявлено 15 фактов злоупотреблений, а 13 сотрудников были уволены за “здирництво”.

Правда, количество постановлений, вынесенных освобожденными от своих должностей взяточников, не называется, но можно предположить, что таких было сотни.

Предпосылки для злоупотребений со стороны рядовых инспекторов создает низкая зарплата — по их словам, это 1500-1600 грн., а озвученные главным гаишником Сергеем Коломийцем 3-4 тыс. грн. простые гаишники называют “мечтой”. Второй фактор, который влияет на нарушения ПДД — дороги несответствующего уровня. В таких условиях рискует быть оштрафованным даже самый дисциплинированный водитель.

Однако решение инспектора — приговор еще не окончательный. По словам заместителя начальника ГАИ МВД Украины Сергея Левченка, “водитель имеет право оспорить постановление в течение 10 дней после вынесения”.

Мы попробовали выяснить, насколько реально это сделать на практике, если вы не согласны с инспектором, и обратились за помощью к киевским юристам: адвокату объединения “Кредо” Вадиму Володарскому, адвокату “Киевского правозащитного союза потребителей” Алексею Святогору и судье суда Подольского района города Киева Станиславу Ноздрякову.

КАК ДОКАЗАТЬ ПРАВОТУ

Правозащитники говорят о том, что обжаловать решение работника ГАИ, если вы с ним не согласны, нужно обязательно.

Дело в том, что за совершение ряда нарушений повторно в течение года предусмотрены ужесточенные взыскания — финансовое наказание по верхней черте штрафной вилки, лишение права управления, общественные работы, административный арест.

“Повторным” может оказаться каждое следующее нарушение.

Шаг 1. Откладывайте рассмотрение дела

По словам адвоката Вадима Володарского, “в ст. 268 КоАП, которая определяет права лица, привлекаемого к админответственности, сказано про право на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств. А согласно ст.

33 КоАП, при выборе наказания по админнарушению должна учитываться личность правонарушителя, его финансовое положение”.

При “рассмотрении” дела об админнарушении сотрудником ГАИ на месте, соблюсти все эти права нереально — не возить же с собой адвоката постоянно.

Это значит, что водитель может указать в протоколе, что нуждается в помощи адвоката, хочет предоставить документы, характеризующие личность и материальное положение. Для этого и просит отложить дело.

“Игнорирование сотрудником милиции этих прав будет грубым нарушением, следовательно, обжалование постановления в суде повлечет его отмену”, комментирует господин Володарский.

Судья Ноздряков подтвердил, что для вынесения решения по админделу характеристика личности человека значение имеет. “В законе не зря предусмотрена штрафная “вилка”, значит, наказание за одно и тоже нарушение в зависимости от ситуации может быть разным”.

Например, в зависимости от уровня дохода водителя и степени проступка наказание за нарушение скорости может быть 255, а может и 340 грн. За ДТП судья может назначить высокий денежный штраф “богатому” человеку, а временно безработному, для которого заплатить штраф является проблемой, — общественные работы.

Шаг 2. Указывайте замечания в протоколе

В соответствующей графе протокола по админнарушению водитель имеет право подать свои объяснения по сути нарушения. Здесь нужно написать все аргументы с несогласием по поводу штрафа. Обязательно следует указать свидетелей, в том числе и пассажиров своего автомобиля, которые могут подтвердить невиновность.

В обязательном порядке проследите, чтобы в незаполненных графах протокола стояли прочерки (можно в виде буквы Z) — во избежание дописок. Обязательно напишите в пояснении, что свою вину не признаете и согласно ст. 268 КоАП Украины просите отложить рассмотрение дела.

Шаг 3.

Проверьте протокол и постановление

Сотрудник ГАИ обязан выдать на месте копию протокола, а если на месте выносится постановление об административном правонарушении — копию постановления.

“Проследите, чтобы данные совпадали с оригиналом протокола, включая данные самого сотрудника, составившего протокол и/или постановление.

Соблюдение всех нюансов поможет успешно защищаться в суде, а также обжаловать постановление”, — отмечает адвокат Володарский.

Шаг 4. Жалуйтесь в срочном порядке

“Чтобы обжаловать несправедливый вердикт, лучше всего обратиться с соответствующей жалобой к начальнику управления ГАИ, работник которого вынес постановление в течение 10 дней (иначе жалобы не рассматривают, либо требуют оправдательные причины)”, советуют в пресс-службе ГАИ МВД Украины, мотивируя тем, что это — простой и быстрый путь. Однако, согласно законодательству, сделать это можно и через подачу жалобы в районный суд по месту вынесения постановления.

В жалобе следует указать все аргументы относительно “неправоты” гаишника, подкрепив их ссылками на ПДД или другими законодательными актами (лучше попросить подготовить документы профессионала-юриста, стандартная цена за эту услугу в Киеве — 50-80 грн.

/документ), также следует обязательно подтвердить свое мнение доказательствами — показаниями свидетелей, фото- и видеоматериалами и пр. (на крайний случай, подойдут даже записи с мобильного телефона).

В прежнем законодательстве, если суд принимал решение, не устраивающее водителя, опротестовать его было большой проблемой. Дело в том, что в КоАП-е прошлой редакции была фраза о том, что по админделам решения районного суда являются окончательными. В нынешних изменениях ввели процедуру полноценной апелляции.

Но водителям нужно учесть, что аппеляцию необходимо подать в течение 10 дней после вынесения постановления судом первой инстанции по делу.

КАК ЗАПЛАТИТЬ ШТРАФ?

Заплатить штраф после вступления в силу нового законодательства — настоящая проблема. В постановлении инспектора ГАИ не указаны реквизиты, по которым водитель должен платить.

Для того чтобы их узнать, водитель должен зайти на сайт Казначества, найти в соответствующем разделе реквизиты районного Казначейства, вписать их в квитанцию, после чего идти в кассу.

Что будет, если сроки пропущены?Начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец говорит о том, что за неуплату штрафа водителей ждут санкции: увеличение штрафа в два раза в случае неоплаты в течение 15 дней и отказ в выдаче талона техосмотра при ТО.

Однако юристы говорят о том, что на практике взыскать с нарушителя штраф при неуплате очень сложно.

“Возможность увеличения штрафных санкций в два раза не прописана в законе “Об исполнительном производстве”, который с 1999 года не изменяли. Если в постановлении четко написано “взыскать 255 грн.

“, то, по закону, должны требовать именно эту сумму. Законодательная норма, по которой за неуплаченный штраф могут не выдать талон техосмотра также отсутствует, тем более, что водитель и владелец автомобиля часто являются разными людьми», отмечает Алексей Святогор.

В Госказначайтве нам официально сообщили, что “порядок, который регламентировал бы обмен информацией между Госказначейством и Министерством внутренних дел, отсутствует”. Другими словами, если водитель штраф не уплатил, у ГАИ на сегодняшний день нет никакой возможности это проверить.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ

Мы приведем тактику защиты относительно нескольких «популярных» нарушений, вызывающих конфликты с инспекторами ГАИ.

АВАРИЙНАЯ ОБСТАНОВКА И ДТП.

Все водители прекрасно помнят о знаменитом месячнике ГАИ, в ходе которого права забирались массово под формулировкой “создание аварийной обстановки”. Согласно новому законодательству, факт создания аварийной обстановки инспектор ГАИ должен подтвердить доказательствами: пояснениями свидетелей и потерпевших, техническими средствами фиксации.

Если эти условия не выполнены — наказания быть не может.Однако, введены очень жесткие санкции за любое ДТП. Так, при вызове работника ГАИ даже для оформления мелкого ДТП (например, если нужна справка для страховой компании), водитель рискует заработать крупный штраф или, что еще хуже, остаться без прав, получить админарест или общественные работы.

Защита для водителя, если ДТП произошло по его вине, должна строиться на ст. 10, 11, 17, 18 и 34 КоАП.

Их суть заключается в том, что водителя подвергают наказанию по нижней отметке штрафной вилки КоАП — если ДТП произошло по неосторожности, либо водителя вообще могут освободить от наказания — если он действовал из соображений крайней необходимости (ущерб в случае других действий был бы значительно большим). Естественно, для этого нужны доказательства и свидетели.

ПЕШЕХОД НА “ЗЕБРЕ”.

Случаев наказания за то, что водитель не пропустил ступившего на зебру пешехода — масса. Но довольно часто выносятся они несправедливо, поскольку в ПДД сказано, что “при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель обязан снизить скорость, а в случае необходимости, полностью остановиться”.

В реальности же водителей штрафуют даже в том случае, когда пешеход только ступил на зебру на противоположной стороне дороги.

По словам Вадима Володарского, “нельзя говорить о нарушении, если пешеходу не создавалось реальных помех. По сути, требования к оформлению этого нарушения в соответствии со ст.

256 КоАП должны включать фиксацию данных и объяснения “пострадавшего” пешехода”. Если пострадавшего нет, постановление является незаконным.

ШТРАФ “ЗАОЧНО”.

Система функционирования камер слежения на перекрестках столицы в нынешнем виде, когда постановления о штрафе за нарушения ПДД приходят именно собственнику ТС, вызывает очень большие сомнения. Дело в том, что согласно уже отмеченной выше ст. 33 КоАП, выбор наказания должен учитываться с учетом личности нарушителя.

А если за рулем был не собственник, а другое лицо, управляющее автомобилем на законных основаниях?Согласно ч.2 ст.

14-1 КоАП, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении правонарушения иным лицом, собственник в 10-дневный срок с момента вынесения постановления имеет право сообщить об этом органу или должностному лицу, который это постановление вынес.

При этом исполнение постановления приостанавливается, а ГАИ проводит мероприятия с целью установить действительного нарушителя. Причем сформулирована статья таким образом, что если этого нарушителя сотрудники ГАИ не найдут — это уже не будет проблемой собственника транспортного средства. И ранее вынесенные постановления против собственника исполнятся не будут.

Вадим Володарский: “Для того, чтобы избежать несправедливого штрафа, советует следовать следующей тактике”

“Если данным автомобилем управляют несколько лиц — на основании доверенности или временного регистрационного талона, в орган ГАИ, откуда пришло письмо о нарушении ПДД, надо послать ответное письмо (заказное с уведомлением) следующего содержания: “Я автомобилем в момент нарушения не управлял, имеют право управления такие-то лица (вписанные в техпаспорт, или по временному регистрационному талону, или по доверенности)”. Либо написать, что “в момент нарушения я находился не за рулем, передал управление знакомому по имени Игорь, фамилию которого не знаю, водительское удостоверение у него видел, полис страхования гражданской ответственности, при наличии которого он имеет право управления всеми транспортными средствами, — тоже, а передать ему управление в своем присутствии я имел право на основании п.2.2. ПДД. Причины: находился в нетрезвом состоянии, плохо себя чувствовал — попросил отогнать машину”. В этом случае исполнение постановления приостанавливается, до опроса всех потенциальных нарушителей сотрудниками ГАИ.Интересно то, что если автомобиль принадлежит юридическому лицу, привлечь водителя к ответственности при помощи камеры вообще нельзя, ведь в КоАП речь идет только о физических лицах.

Доверенность и временный талон.

В последнее время работники ГАИ стали выносить постановления за управление автомобилем по доверенности, требуя вместо этого временный талон. Стоимость его оформления — около 700 грн., ответственность за управление без него — штраф от 425 до 850 грн.

Юристы считают такое требование незаконным, поскольку требования закона (а не подзаконного акта) регистрировать доверенности на управление или распоряжение транспортным средством не существует. Ст. 8 Конституции Украины устанавливает преимущественное действие закона при противоречиях, а ст.

19 Конституции — возможность обязывания гражданина к совершению каких-либо действий только на основании закона, а не подзаконного акта. Такое постановление также можно обжаловать в суде.

ЭВАКУАЦИЯ ТС.

В новом законодательстве есть норма, четко регламентирующая работу эвакуаторов. В ст.

265—2 КоАП Украины, во-первых, четко указано, что деятельность эвакуаторов бесплатная (с водителей запрещено брать и требовать деньги за возврат эвакуированного автомобиля), во-вторых, указано, что порядок эвакуации и хранения эвакуированных автомобилей определяется Кабмином.

Но в принятом 17 декабря постановении Кабмина сказано, что “возврат транспортного средства осуществляется по письменному обращению его владельца, водителя, при условии оплаты им расходов, связанных с транспортировкой и хранением”.

“При противоречии закона и подзаконного акта высшую юридическую силу имеет закон”, — говорит Вадим Володарский. Именно на основании соответствующей статьи КоАП водитель имеет право обжаловать законность взимания платы за возврат автомобиля после эвакуации транспортного средства.

Адвокат Алексей Святогор считает, что в таком случае, с юридической точки зрения, водитель имеет право реализовать свое право на самозащиту — оно предусмотрено ст. 36 Уголовного кодекса Украины.

Согласно закону, водитель должен действовать адекватно обстановке и имеет право защищать свое имущество от противоправных посягательств, то есть препятствовать эвакуации.

Кроме того, можно вызвать милицию и написать письменное заявление участковому.

Присоединяйтесь также к группе Авто.ТСН.ua на .
Следите за обновлениями раздела!

Присоединиться

Источник: https://tsn.ua/ru/auto/news/kak-effektivno-osporit-shtraf-gai.html

Абсолютное право
Добавить комментарий