Темиртауских подростков, совершивших правонарушения и преступления, стали отправлять в спецшколу города Кентау Южно-Казахстанской области. Правозащитник говорит, что такая практика к хорошему не приводит.
СПЕЦШКОЛА – НАКАЗАНИЕ ИЛИ СПАСЕНИЕ? Темиртауская комиссия по делам несовершеннолетних планирует отправить 15-летнюю девушку в спецучреждение в другую область, в Южно-Казахстанскую. Опекунша девочки говорит, что не против такой меры наказания, потому что «внучка стала уже неуправляемой». Наталья Комарова, заместитель директора по правовому воспитанию средней школы № 27 и член комиссии по делам несовершеннолетних, говорит, что девочка сбегает из дома, гуляет, где хочет. – Учебе предпочитает работу, а во время нашего рейда поссорилась с сестрой и кинулась на нее с ножом. Мы собираемся определить ее в спецшколу, – утверждает Наталья Комарова. По ее словам, такая же участь ждет и другого темиртауского школьника, который вскрыл несколько гаражей и машин с целью кражи. Поскольку он не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, его ждет спецшкола с особым режимом в городе Таразе, отмечает Наталья Комарова. Кроме того, по ее словам, мать мальчика могут лишить родительских прав в отношении остальных детей. Однако родительница во время визита комиссии заявила, что не допустит этого. – Я не отдам своего сына в спецшколу и вообще отправлю его туда, где его никто не найдет. Где я буду брать деньги, чтобы навещать его и посылки передавать? Кто-нибудь об этом хоть подумал? – возмущается мать подростка. Ее 15-летний сын тоже против нахождения в спецучреждении и говорит, что сбежит оттуда. Зато другой темиртауский подросток, наоборот, просится, чтобы его определили в спецшколу. С подобной просьбой он обратился в комиссию по защите прав детей. – Моя мать постоянно пьет, и я больше не хочу жить дома. Только я не хочу, чтобы она узнала об этом сейчас, – пожаловался во время рейда 15-летний юноша. Диана Ширяева, старший инспектор по делам несовершеннолетних города Темиртау, говорит, что данный вопрос пока находится на рассмотрении. Стоит отметить, что мнения родителей разделились. Одни считают, что спецшкола сможет дисциплинировать, а другие категорически против такой меры перевоспитания, уверяя, что спецучреждение только усугубит жизнь ребенку, да и добавит хлопот родителям.
Сегодня удовлетворены два материала о направлении несовершеннолетних в
Центральныe ворота металлургического комбината АО «АрселорМиттал Темиртау». Темиртау, 2009 год. спецшколу на один год – в поселок Керней Карагандинской области и в город Кентау в Южно-Казахстанской области.
По словам сотрудника полиции Дианы Ширяевой, сначала материалы рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних, затем вместе с иском передаются в суд.
С этого года, по ее словам, если суд рассматривает уголовное преступление, совершенное подростком, то ему могут дать не условное осуждение, а отправить на исправление в спецшколу. – Возможно, в марте появится первая ласточка, когда в спецшколу попадут девочки из Темиртау.
В отношении двух девочек материалы находятся на рассмотрении, а в отношении еще одной материал пока еще готовится, – сообщила корреспонденту нашего радио Азаттык старший инспектор по делам несовершеннолетних Диана Ширяева.
АЛЬТЕРНАТИВА ТЮРЬМЕ
Вот некоторые официальные данные касательно этой проблемы. Сегодня в Темиртау на учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоят 350 подростков из 260 неблагополучных семей.
Численность малолетних преступников, согласно статистическим данным, растет. В 2010 году к уголовной ответственности было привлечено 85 несовершеннолетних из Темиртау (в 2009 году – 74).
Они обвиняются в кражах, разбойных нападениях, вымогательствах. Только условно осужденных подростков в
Диана Ширяева, старший инспектор милиции по делам несовершеннолетних управления внутренних дел города Темиртау. Темиртау – 23 человека. Чтобы не отправлять подростков в колонию, полицейские Темиртау определяют их в спецшколу поселка Керней, что в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области.
На «перевоспитание», а также с целью дать образование туда принимают только 15–17-летних юношей. Есть и еще одна спецшкола – в городе Таразе Жамбылской области, куда тоже направляют только юношей. Для детей младших возрастов и девочек в этих спецшколах мест нет. – В спецшколу, как правило, попадают из неблагополучных, малообеспеченных семей.
Побывав в спецшколе, которая является альтернативой колонии, подросток уже сто раз подумает, прежде чем вновь переступать черту закона, – считает старший инспектор по делам несовершеннолетних Диана Ширяева. Теперь, по словам Дианы Ширяевой, будут отправлять в спецшколу даже 11-летних, причем туда рискуют попасть и «буйные» девочки.
Перевоспитанием подростков занимается и спецшкола-интернат города Кентау в Южно-Казахстанской области.
В СПЕЦШКОЛЕ КЕНТАУ
Корреспондент нашего радио Азаттык связался с руководством этого учреждения. Трудному подростку туда, как выяснилось, попасть несложно, но в решении суда должно быть указано, что подросток направляется именно в город Кентау. Сегодня, по словам заместителя директора по режиму областной спецшколы-интерната Нурлана Ошакбаева, в Кентау находятся дети из шести областей Казахстана, в их числе и Карагандинской. – Мы принимаем мальчиков и девочек с 11 до 18 лет. Они находятся у нас от месяца до года. Профессиональное образование мы не даем, только среднее образование. Если выпадает, что 9-й или 11-й класс ребята оканчивают здесь, то они получают аттестат и уезжают. Если, например, в мае срок у них кончается, то мы направляем ходатайство в суд о продлении срока, до окончания учебного года, – говорит Нурлан Ошакбаев. Областная спецшкола-интернат для детей с трудным поведением в Кентау рассчитана на 150 мест, в данный момент там находятся 60 человек. По словам заместителя директора спецшколы Нурлана Ошакбаева, это учреждение закрытого типа, с жесткой дисциплиной и режимом. Распорядок дня строго по расписанию: с 8:30 до 13:30 – уроки, в 14:00 – обед, потом до 17:00 подростки под руководством учителя занимаются какой-либо работой: например, девочки шьют, мальчики выполняют столярные работы. После этого определено время отдыха. – Ребята могут на территории спецшколы поиграть в футбол, в субботу мы водим в спортивную школу, отряды идут по очереди, а летом в бассейн. Есть центральная библиотека, возим туда ребят, но только в сопровождении. Они участвуют в соревнованиях. Талантливых детей хватает здесь, – говорит Нурлан Ошакбаев. По его словам, несколько лет назад были побеги из спецшколы. Они происходили именно в то время, когда дети направлялись туда не по решению суда, а по решению комиссии по делам несовершеннолетних. – Сейчас побегов нет. Есть мальчишки и девчонки, которые уже третий раз к нам попадают. Сами приходят, пишут заявление. Кто-то просит продлить срок до окончания учебного года. Так что мы можем принять и других ребят, мест свободных много. Как правило, к нам попадают за бродяжничество, непосещаемость школы. Отправляют к нам и за совершение преступлений. Вот, например, сейчас сидит девушка за грабеж. Сначала ей дали условный срок, но суд направил ее к нам, – говорит заместитель директора спецшколы в Кентау Нурлан Ошакбаев.
ПРАВА ПОДРОСТКА
Источник: //rus.azattyq.org/a/detskaja_kolonia_specshkola_kazakhstan/2344491.html
Содержание
Каких несовершеннолетних ставят на учет в полиции?
Вроде ничего страшного нет в том, что ребенок может попасть на учет в полицию, но приятного в этом тоже мало. Например, на сегодняшний день, с наступлением вступительных экзаменов в учебные учреждения, в отделения внутренних дел поступают запросы о несовершеннолетних лицах, состоящих на учете. А вот информация в военные комиссариаты направляется сотрудниками внутренних дел ежемесячно.
Что же нужно знать, чтобы сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН) не стал частым гостем в вашем доме?
Самое главное — не забывать, что вы родители. И кроме прав, у вас есть еще огромная ответственность за свое чадо, и избежать неприятностей с органами правопорядка можно только уделяя ему — чаду — ежесекундное внимание.
Кроме того, необходимо знать, за что ребенка могут поставить на учет в ПДН и какие меры могут быть к нему применены. Не забывайте, вы — родители!
depositphotos.com
В соответствии с Приказом №-569 МВД РФ от 26 мая 2000 года, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
- Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.
- Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.
- Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
- Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
- Не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
- Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
- Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
- Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
- Получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.
- Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
- Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
- Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
- Нужно обратить внимание, что возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, определяет статья 20 УК РФ. По некоторым деяниям — это 14 лет.
Какие же меры могут быть применены к несовершеннолетнему?
Конечно, основная задача инспектора ПДН — профилактика правонарушений.
Однако бывают случаи, когда таковых мер недостаточно и ребенка направляют в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВИНП).
Необходимо помнить, что решение о направлении в ЦВИНП может принять только суд. И направляются туда лица, достигшие 14-летнего возраста. Решение о направлении в ЦВИНП принимает суд
depositphotos.com
При каких же ситуациях ребенок может быть направлен в ЦВИНП:
- При злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.
- Самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
- Совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.
- Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации.
И последнее:
- Решение о постановке на учет в ПДН несовершеннолетнего принимается в комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН), поэтому, если вам сообщили, что ребенка ставят на учет, подготовьте все возможные документы (грамоты, благодарности, характеристику из школы, спортивных учреждений), которые могут положительно характеризовать ваше чадо.
- Не пропускайте день заседания КДН.
- Во время рассмотрения деяния ребенка КДН постарайтесь убедить присутствующих, что вы проведете соответствующую профилактическую работу самостоятельно и впредь будете особо внимательны к тому, чем занимается ребенок. И не забывайте это делать в действительности.
Заботьтесь о своих детях
depositphotos.com
Если все же ребенка поставили на учет в ПДН, то знайте — через 6 месяцев вы имеете полное право ходатайствовать о снятии его с такового. Не забудьте это сделать, так как от инспектора ПДН тоже требуют план — количество несовершеннолетних, поставленных на учет, и порой ребенка не снимают с учета только из-за этих цифр.
Заботьтесь о своих детях! Будьте внимательны к ним! Не оставляйте их один на один с их бедами!
Что еще почитать по теме?
Как быть с детским воровством?Несовершеннолетние преступники — кто они?
Правда ли, что СМИ провоцируют подростковую жестокость? полиция, несовершеннолетние
Источник: //shkolazhizni.ru/law/articles/4775/
Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа | ГАРАНТ
Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа
1. Утратил силу с 1 января 2013 г.
См. текст пункта 1 статьи 15
2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных учреждений:
1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;
2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
3. Утратил силу с 1 января 2013 г.
См. текст пункта 3 статьи 15
4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:
1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения и внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.
В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, либо его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.
Мотивированное представление администрации учреждения, согласованное с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения по истечении не менее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в указанное учреждение.
В случае отказа суда в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
В случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении суд по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа на основании представления администрации учреждения, согласованного с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.
8. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8.1.
Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.
Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа.
Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа видеть их, но не слышать.
9. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом указанного учреждения:
1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений; ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не приводящее к ограничению либо лишению контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями;
2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;
3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;
4) готовит мотивированное представление или заключение в суд по месту нахождения указанного учреждения, подлежащие согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам:
продления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
прекращения пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении до истечения установленного судом срока;
перевода несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
восстановления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
10. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:
1) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется соответствующий акт.
абзац второй утратил силу;
См. текст абзаца второго подпункта 1 пункта 10 статьи 15
2) применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.
О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия.
О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения.
12. Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Источник: //base.garant.ru/12116087/36bfb7176e3e8bfebe718035887e4efc/
Кто может забирать ребенка из детского сада | Детский сад № 74 общеразвивающего вида
» Памятка для родителей » Кто может забирать ребенка из детского сада
КТО МОЖЕТ ЗАБИРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА
Острой проблемой, вызывающим недовольство со стороны родителей на протяжении многих лет остается вопрос: «КТО МОЖЕТ ЗАБИРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»
Ответ кроется в нескольких нормативно-правовых документах:
– Конституции РФ;
– Семейном кодексе РФ;
– Гражданском кодексе;
– Договоре между ДОУ и родителями (законными представителями), подписанным в день зачисления ребенка в детский сад.
воспитатель имеет отношения с родителями ребенка и несовершеннолетним ребенком и ни с кем более. Представителями несовершеннолетних в силу ст. 64 СК РФ являются родители.
Если родители вверяют кому то свои полномочия забирать ребенка из детского сада, то они должны оформить это должным образом. Но это должны быть совершеннолетние лица.
Воспитатель имеет право не отдавать ребенка не только несовершеннолетним братьям и сестрам, но и совершеннолетним посторонним лицам, которые не имеют на это соответствующих полномочий.
Несовершеннолетним передавать малышей нельзя, поскольку в этом возрасте еще не наступает полная дееспособность, они и за себя несут ответственность только в рамках, очерченных ГК РФ. Их дееспособность определена Главой 3.ст. 21 ГК РФ. Глава 2.
Статья 60 конституции РФ.
На самом деле это очень серьезный вопрос, поскольку может затронуть две проблемы:
- С самим несовершеннолетним ребенком, посещающим детский сад, которого забирали из детского сада, может произойти несчастный случай (попал под машину, пропал и пр.)
- Несовершеннолетний, посещающий детский сад, может сам причинить вред имуществу и здоровью иных лиц (пожег в доме и пр.)
В первом и во втором случае сразу будут выяснять кому передали ребенка, кто его сопровождал. Родители могут сказать, что они вообще не просили забирать ребенка из детского сада и соответственно сотрудников детского сада привлекут к ответственности.
В соответствии с положениями ст. 1073 ГК РФ ответственность за вред причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет несут родители или учреждение где он находился или должен был находиться.
Если малыш, которого забрали старшие братья из детского сада, устроит пожар, а родители скажут, что он в это время должен был находиться в детском саду, а его забрали без их ведома, то вся ответственность ложится на воспитателя и образовательное учреждение, потому как воспитатель доверил ребенка несовершеннолетнему лицу.
Но В случае наличия у несовершеннолетнего нотариально заверенного заявления матери ответственность с воспитателя снимается.
На основании данных документов составляется
ДОГОВОР об образовании между Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 74 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара и родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих дошкольное учреждение.
Согласно договора родитель обязан: .Передавать и забирать воспитанника лично у воспитателя, не делегируя эти обязанности посторонним, и лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста. В исключительном случае забирать воспитанника из учреждения имеет право
доверенное лицо на основании письменного личного заявления (доверенности) родителя (законного представителя) с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность доверенного лица.
Также Согласно Договора и Устава МАДОУ«Детский сад № 74:
- Ребенок переходит под ответственность воспитателя только в момент передачи его из рук в руки родителями и таким же образом возвращается под ответственность родителей обратно.
- Если родители приводят ребенка раньше официального начала работы детского сада и оставляют его перед закрытой дверью – они нарушают свои обязанности, так как до прихода воспитателя ребенок еще не находится под ответственностью сотрудников детского сада. Родители, забирающие малыша позже установленного договором времени, тоже нарушают свои обязательства перед дошкольным учреждением.
- По окончании рабочего дня в детском саду воспитатель имеет право передавать ребенка только заранее оговоренным лицам.
- В случае опасности, грозящей ребенку со стороны забирающего взрослого (нетрезвое состояние, проявление агрессии пр.), воспитатель имеет право не отдать ребенка. Исключением являются ситуации, когда от желающего забрать ребенка человека(например не обладающего родительскими правами биологического родителя) исходит угроза в адрес воспитателя – в таком случае работник детского сада не обязан подвергать себя риску.
Если родители не забрали ребенка.
Работники детского сада имеют право направить ребенка в детскую комнату полиции. Действия работников детского сада по направлению Вашего ребенка в детскую комнату полиции будут вполне законны. А называется это, говоря языком закона, – профилактика безнадзорности.
Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. Режим работы дошкольных групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки обучающихся определяются Уставом учреждения.
Иначе говоря, если родитель своевременно (в установленное Уставом или Договором время) не забирает из дошкольного учреждения своего ребенка, то учреждение по истечении указанного времени (после окончания работы) не обязано участвовать в воспитании и содержании ребенка, и фактически никакой ответственности за жизнь ребенка, его здоровье, место пребывания образовательное учреждение не несет. Соответственно и работники дошкольного учреждения не обязаны находиться с Вашим ребенком, тратя на это свое личное время, а тем более забирать ребенка к себе домой, или оставлять «на поруки» посторонним лицам. Такая обязанность и ответственность ложится только на родителей.
Ребенок, которого в установленное время не забрали родители, по существу остается без присмотра со стороны ответственных лиц. Такой ребенок отвечает критериям безнадзорного ребенка, так как согласно ст.
1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (иных законных представителей).
Такой безнадзорный ребенок подлежит направлению в детскую комнату полиции.
Порядок доставления ребенка в полицию, а также уведомление о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребенка родителями регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года № 569, и рядом других внутриведомственных приказов.
При неоднократном доставлении ребенка в детскую комнату полиции в последующем у родителей могут возникнуть «Проблемы» с полномочными органами, и встает вопрос о неисполнении (ненадлежащем исполнении) родителями своих обязанностей.
Вывод: либо родитель забирает ребенка из детского сада самостоятельно, либо на старших детей (с 14 до 18 лет) оформляет генеральную доверенность заверенную нотариусом. На детей младше 14 лет доверенность не оформляется и детям младше 14 лет забирать детей из детского сада запрещено.
Памятка для родителей
«Кто может забирать ребенка из детского сада»
1.Родителям следует знать о том, что забирать их ребенка из детского сада могут не только они сами, но и другие люди. В данном случае необходимо лишь грамотно все оформить. Воспитатели дошкольного учреждения не имеют право отдавать ребенка кому бы то ни было без наличия на руках соответствующего разрешения.2
2.При оформлении ребенка в детский сад один из родителей заключает с руководством данного учреждения договор. В нем он прописывает собственные паспортные данные, а также фамилии, имена, отчества, номера паспортов тех, кто в дальнейшем может забирать малыша из садика. При заполнении соответствующих полей очень важно вписать все данные правильно.
3.Родитель, оформляющий все необходимые документы, обязательно должен указать в договоре, что он согласен с тем, что забирать ребенка из садика будет его супруг или супруга.
Это очень важно, так как с юридической точки зрения соглашение заключается лишь между одним из родителей и заведующим детского сада.
Данное правило особенно актуально в том случае, если брак между мамой и папой малыша не зарегистрирован.
4.Помимо родителей забирать ребенка из садика могут бабушки, дедушки, ближайшие родственники, а также совершенно посторонние люди. К примеру, родители могут возложить данную обязанность на няню.
Главное, чтобы все паспортные данные этого человека были прописаны в договоре. Доверенному лицу нужно обязательно носить с собой документ, удостоверяющий личность.
Это необходимо для того, чтобы воспитатель мог беспрепятственно отпустить с ним малыша.
5.Забирать ребенка из садика не могут лица, не достигшие совершеннолетия. Во многих дошкольных учреждениях данное правило периодически нарушают. По просьбе родителей воспитатели передают ребенка его несовершеннолетним братьям, сестрам. С точки зрения закона это совершенно недопустимо и грозит воспитателю штрафом или даже увольнением.
6.Воспитатель имеет право не отдавать ребенка доверенному лицу в том случае, если малышу что-то угрожает. К примеру, если отец ребенка придет за малышом в нетрезвом состоянии и будет проявлять агрессию, работник детского сада вправе оставить малыша в группе и позвонить матери ребенка, либо вызвать полицию до выяснения обстоятельств.
7.Забирать ребенка из детского сада нужно вовремя. В соответствии с действующими инструкциями, воспитатель не должен ждать прихода родителей или доверенных лиц более 10 минут. В данном случае он имеет полное право позвонить в полицию и передать малыша под ответственность сотрудников данного ведомства.
Полезный совет: Документ, удостоверяющий личность, нужно носить с собой даже родителям малыша. Охранник учреждения или новый воспитатель имеют полное право попросить предъявить паспорт, чтобы убедиться в том, что они отдают ребенка в надежные руки.
Источник: //74ds.ru/page/278
Как подростки попадают в закрытые спецучилища и зачем оттуда бегут
В Беларуси четыре спецучилища закрытого типа для трудных подростков. Ежегодно туда направляют менее 1% несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекциях. Это не тюрьма, хотя здесь условия содержания более строгие, чем, например, в школах-интернатах.
И это не совсем обычная школа: под присмотром специалистов здесь учатся дети, которые совершили уголовно наказуемое преступление. Несмотря на то, что общество старается вразумить таких детей, некоторые от наставников убегают: только в этом году стало известно о пяти случаях побегов из данных учреждений.
Мы проследили путь трудных подростков в спецшколу за высоким забором и с помощью экспертов оценили гуманность работы с ними.
Reuters; носит иллюстративный характер |
В 12 лет Егор (имя изменено по просьбе героя. – TUT.BY) вместе с друзьями обворовал квартиру. В 13 вынес ценные вещи еще из одной квартиры. Родители парня разводились, отец пил. Мальчик жил то с папой, то с мамой, то с мачехой, то с бабушкой. Сейчас он думает, что это и могло стать причиной того, что он связался с “плохой компанией”.
В 13 лет по решению суда Егора на два года отправили в Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки. “Помню, как я прибыл 28 декабря. Сел, смотрю в окно, идет снег – и тоска. У всех сейчас Новый год, все друзья там, а я тут, как уголовник”.
В первой половине дня в училище, по словам Егора, обучали профессии столяра-станочника, во второй половине – были школьные занятия. По вечерам несколько раз в неделю ребята занимались спортом, смотрели фильмы, один вечер отводился на личное время. Находилось в училище около 200 подростков, их поделили на группы примерно по 20 человек, каждую группу курировали по два воспитателя.
В выходные парням, которые “адекватно себя вели”, разрешали выходить в город. Условия, в которых содержались подростки, Егор оценивает как хорошие. “Относятся там к людям хорошо. Никого не избивают”.
Тогда почему оттуда подростки бегут? У Егора своя теория: летом школьников, которые не нарушают дисциплину, идут на исправление, отпускают домой. При этом учитывают, готовы ли родители забрать детей на каникулы и насколько благополучная дома обстановка.
Тем, кого на лето не отпустили, становится обидно. “Это ж малолетки, что у них в голове может быть? Это у взрослого человека хоть как-то мысли связываются в таких местах, а у них: обиделся сам на себя, на мир, собрался и сбежал”.
Причинами побега, говорит он, может стать тоска по родне, девушке, или парень просто решил погулять по городу.
Егор учился в спецучреждении больше десяти лет назад. В его время подростки тоже убегали. Как-то двое сделали подкоп под сеткой, которая разделяла училище и промзону, пролезли и ушли. Еще один раз подростки не пришли после прогулки по городу. “Решили на сеновале переночевать, видимо, потом проголодались, одумались и вернулись”.
В Беларуси три спецучреждения закрытого типа для несовершеннолетних мальчиков: Могилевская государственная специальная школа, Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище № 2 деревообработки и лечебно-воспитательное Кривичское государственное специальное профессионально-техническое училище № 3.
Девочек отправляют в Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище № 1 легкой промышленности.
По данным МВД, в прошлом году в такие учреждения направили 164 человека, за девять месяцев этого года – 160 подростков. Эти данные представлены без учета того, сколько человек там находились и сколько оттуда выходило. А подходы к статистике могут быть разными. Согласно же данным базы TransMONEE, в конце 2007 года в белорусских спецучреждениях закрытого типа находилось 306 подростков, в конце 2008 года – 273, в конце 2009-го – 254, в конце 2010-го – 238, в конце 2011-го – 186, в конце 2012-го – 165. Чаще всего несовершеннолетние попадают в такие учреждения за незначительные кражи. Большинство из них уже привлекали к административной ответственности за употребление в общественных местах алкоголя, наркотических средств и мелкое хулиганство. Как правило, трудные подростки живут в неблагополучных семьях.
Reuters; носит иллюстративный характер |
В спецучреждения закрытого типа отправляют только тех подростков, которые совершили преступление, не представляющее большой опасности для общества, или впервые совершили менее тяжкое преступление (ст. 117 Уголовного кодекса).
За тяжкие и особо тяжкие преступления несовершеннолетние отбывают наказания в воспитательных колониях. Судимость подростка после выхода из спецучреждения погашается по истечении срока пребывания независимо от категории преступления.
По сути, такие трудные подростки не являются преступниками.
В спецучреждения попадают подростки до 18 лет на срок до двух лет. Продлить срок пребывания можно по заявлению родителей. Иногда это делают, чтобы воспитанник мог полностью освоить в училище профессию.
Источник: //news.tut.by/society/420083.html