Можно ли поделить налог на земельный участок?

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Содержание

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе.

Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе.

 Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога.

В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни.

Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли.

Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3 процента.

Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. 

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли.

Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов.

Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка.

В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры.

 Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав.

Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда  в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи.

Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года.

Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).  

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по земельному налогу

Налогоплательщики-организации  обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны  не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2011/1/4224

Имущественные налоги — 2019. Бухгалтерская неделя, № 4, Январь, 2019

Механизм расчета земельного налога зависит от того, проведена нормативная денежная оценка (НДО) земли или нет.

Если НДО земель проведена, то размер налога рассчитывается как произведение площади земучастка (в га или кв. м), денежной оценки единицы площади, проиндексированной по состоянию на начало года (в грн.), и ставки налога (в %).

Если же НДО земель не проведена, то размер налога определяют как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн. за 1 кв. м или га). При этом ставка налога определяется исходя из НДО единицы площади пашни по области.

Из этого следует: для того, чтобы рассчитать земналог, собственнику земли или землепользователю нужно иметь исходные данные для расчета.

Площадь земельного участка

Информацию о площади земли, которая вам принадлежит, можно узнать из правоустанавливающих документов на землю (госактов на право собственности, извлечений из реестра вещных прав, договора купли-продажи, мены, дарения, наследования или справки (извлечения) о размере НДО земельного участка и т. п.).

Ндо земучастка

Такие данные можно найти в справке (извлечении) о размере НДО земельного участка. Эту справку предприятие может получить в местном органе Госагентства земресурсов Украины или из электронного сервиса Госземкадастра «Публичная кадастровая карта Украины» (http://map.land.gov.ua/kadastrova-karta).

Обращаем внимание! Предприятие должно обязательно получать справку с размером НДО только в начале использования земучастка, а также каждый раз, когда происходит пересмотр НДО такой земли.

Такую справку оно подает вместе с декларацией при первой ее подаче (фактическом начале работы) и при каждом изменении НДО земли. Каждый год эту справку подавать не нужно (категория 112.05 ЗІР ГФСУ).

Однако иногда местные налоговики настаивают именно на ежегодной ее подаче.

Подавать контролерам можно как оригинал справки (извлечения) о размере НДО, так и ее копию. Дело в том, что НКУ никаких требований к статусу такого документа не предусматривает. С этим соглашаются и контролеры в категории 112.05 ЗІР ГФСУ.

Если не подать справку (извлечение) о размере НДО вместе с декларацией, причем как в случае подачи первой декларации (фактического начала деятельности как плательщика платы за землю), так и в случае утверждения новой НДО земли, или при любой другой подаче декларации, то отказать в принятии декларации контролеры не могут. С этим соглашаются налоговики в категории 112.05 ЗІР ГФСУ. Дело в том, что такая справка имеет лишь информационный характер, а следовательно, не может повлиять на легитимность поданной вами отчетности.

Хотя получать такую справку не запрещено при каждом расчете земналога, т. е. каждый год при подаче декларации на следующий год. В таком случае предприятию не нужно самостоятельно индексировать НДО. Дело в том, что в справке по НДО должны быть учтены все коэффициенты индексации, на которые следует проиндексировать «базовую» НДО.

К сведению! На сегодня теоретически узнать НДО земли конкретного населенного пункта можно заглянув на сайт ГФСУ в раздел «ДОВІДНИКИ» — «Інформація про нормативну грошову оцінку земель (за даними офіційного веб-сайта Держгеокадастру»)*.

На сайте должны обнародовать информацию об НДО земель не позже 15 июля текущего года. При этом, если вдруг в информацию, размещенную на сайте, закрадется ошибка, штрафные санкции и пеня к плательщикам, воспользовавшимся такой информацией, применяться не должны (п. 12.5 НКУ).

Если НДО земли с началом этого года не изменилась (орган местного самоуправления в установленные в НКУ сроки, а именно до 15 июля прошлого года, не утвердил новую НДО) и предприятие не получило справку в начале года, за который отчитывается (в 2019 году), то, чтобы определить НДО для расчета земналога, следует проиндексировать НДО самостоятельно.

Правила проведения такой индексации прописаны в п. 289.2 НКУ. По ним рассчитанный коэффициент индексации применяется, как и раньше, кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО.

Обратим внимание только на то, что за период с 2017 по 2023 год действуют особые правила применения коэффициентов. Следовательно, как и в прошлом году, нужно индексировать НДО на специальные индексы, определенные в подразд.

6 разд. ХХ НКУ. За эти годы следует индексировать НДО не на коэффициент индексации, который определит Госстатистики, а на коэффициент «1». То есть индексация НДО за 2018 год, как и за 2017 год, не проводится.

Учитывая это, для начисления земналога на 2019 год предприятиям, у которых с начала прошлого года НДО не изменялась, достаточно взять НДО, которая использовалась при расчете налоговых обязательств на 2018 год (конечно, при условии, что она была определена правильно).

Если же НДО изменялась, то, чтобы не ошибиться, советуем получить справку (извлечение) о размере НДО.

Ставка

Земельный налог, как и сама плата за землю, является местным налогом. А для них размер определяют органы местного самоуправления, ориентируясь на предельные размеры, установленные в ст. 273, 274 и 277 НКУ (см. табл. ниже).

Таблица 1. Предельные размеры ставок земельного налога

Категория земель Предельный размер ставок платы за землю на 2019 год(1)
для владельцев для постоянных пользователей
І. Земельные участки, НДО которых проведена (за 1 га), которые отнесены к:
1) сельскохозяйственных угодьям (пашня, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения) не менее 0,3 %и не более 1 % не более 12 % от НДО
2) землям общего пользования не более 1 %
3) другим видам земель (независимо от местонахождения) не более 3 % от НДО
4) нелесным землям, которые используются для нужд лесного хозяйства:
• как сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения) не более 1 % от НДО не более 12 % от НДО
• как другие земельные участки не более 3 % от НДО
5) лесным землям не более 0,1 % от НДО
ІІ. Земельные участки, НДО которых не проведена (за 1 га)
1) сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения) не менее 0,3 % и не более 5 % НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области
2) лесные земли не более 0,1 % от НДО площади пашни по АР Крым или по области
3) за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов или в пределах населенных пунктов не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области
(1) Если земельные участки предоставлены горнодобывающим предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, налог взимается в размере 25 % от ставок, указанных в таблице.

Узнать конкретный размер ставки налога для вашего земучастка можно, заглянув в решение ваших местных органов власти. Чтобы отыскать информацию о действующих на сегодня решениях об установлении ставок земналога, можно также зайти на сайт ГФС. В нем в разделе «Решения местных советов» в разрезе областей содержатся решения органов местных советов об установлении ставок местных налогов.

При этом, если вдруг в информацию, размещенную на сайте ГФСУ, закрадется ошибка, то штрафные санкции и пеня к таким плательщикам применяться не должны (п. 12.5 НКУ).

Обращаем внимание! Согласно п.п. 12.3.

4 НКУ решения об установлении местных налогов и сборов официально обнародуются соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, который наступает за плановым.

В то же время п. 3 разд. ІІ Закона № 2628, как и в прошлых годах, установлено, что в 2019 году нормы п.п. 12.3.4 НКУ не применяются к решениям об установлении местных налогов и сборов, принятым органами местного самоуправления.

Поэтому в 2019 году, как и в предыдущие годы, органы местного самоуправления могут принимать решения о новых ставках земналога с начала года и до предельных сроков подачи декларации и при этом требовать применять их задним числом с 1 января.

Сроки отчетности

Отчетным периодом по земналогу является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).

Плательщикам платы за землю (кроме физических лиц) дано право выбрать один из двух вариантов подачи отчетности:

1) подать декларацию на текущий год. Это следует сделать не позже 20 февраля текущего года в соответствующий орган ГФСУ по местонахождению земельного участка. В ней указывается годовая сумма налога с разбивкой на равные части по месяцам (п. 286.2 НКУ);

2) вместо одной годовой декларации на текущий год можно ежемесячно подавать отчетную декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ).

То есть как годовую, так и первую месячную декларацию за январь (если решили отчитываться ежемесячно) в 2019 году нужно подать не позже 20 февраля. Подача декларации на текущий год освобождает плательщиков платы за землю от обязанности подачи ежемесячных деклараций, равно как и подача месячных деклараций освобождает от подачи годовой.

Уплачивать налоговые обязательства по плате за землю независимо от способа подачи декларации (ежемесячно или раз в году) следует по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (пп. 287.3 и 287.4 НКУ).

Правила подачи

Для отчетности на 2019 год собственники земли и землепользователи должны использовать прошлогоднюю форму декларацию по плате за землю, т. е. форму, которая была утверждена приказом Минфина от 16.06.15 г. № 560

Источник: https://i.factor.ua/journals/bn/2019/january/issue-4/article-42121.html

Земельный налог при разделе земельного участка

Да, при разделе земельного участка образуются несколько новых земельных участков меньшего размера, а разделенный участок прекращает свое существование.

Организация, владевшая им, становится собственником вновь образованных участков. В этом случае необходимо заполнять четыре листа раздела 2 декларации – по ликвидированному участку и трем образованным.

Поэтому Вам необходимо внести изменения в отчетность и подать уточненную декларацию.

Обоснование

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухгалтерском учете раздел (размежевание) сельскохозяйственного земельного участка на несколько новых участков

С одной стороны, при разделе (размежевании) земельного участка образуются несколько новых земельных участков меньшего размера, а разделенный участок прекращает свое существование. Организация, владевшая им, становится собственником вновь образованных участков. Это следует из пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в бухучете организация должна отразить:

Это следует из пунктов 4–6 и 29 ПБУ 6/01.

Из статьи журнала «Учет в сельском хозяйстве» № 1, Январь 2016

Проверьте свою декларацию по земельному налогу

Как считать налог, если участок изменили

В течение года хозяйство может разделить или объединить участки. Так вот, налог считают с коэффициентом владения (Кв): число полных месяцев владения разделить на 12.*

Если право на участок зарегистрировали 15-го числа или ранее, этот месяц приплюсуйте к месяцам владения, если после 15-го числа – этот месяц в расчет владения участком не принимают.

Пример 2. Как заполнять декларацию, если участок разделили

В 2015 году хозяйство разделило участок на два. Бухгалтеру придется заполнить три листа раздела 2 декларации – по ликвидированному участку и двум образованным.

* По старому участку в расчет налога включают кадастровую стоимость на 1 января 2015 года, по новым – на дату их постановки на кадастровый учет. Кадастровая стоимость участка № 1, который разделили, – 25 625 500 руб. Новых – по 14 500 000 руб.

Участком № 1 хозяйство владело девять месяцев. Участками № 2 и № 3 – три месяца. Ставка налога 1,5 процента.

Таким образом, земельный налог за 2015 год по участку № 1 равен (Кв = 0,75):

25 625 500 руб. ? 1,5% ? 0,75 = 288 287 руб.

По участку № 2 и № 3 (Кв = 0,25):

14 500 000 руб. ? 1,5% 0215 0,25 = 54 375 руб.

Полученные данные внесите в раздел 2 декларации. По участку № 1 – см. фрагмент 1 образца ниже, по участкам № 2 и № 3 – см. фрагмент 2.

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организации рассчитать земельный налог

Если вещное право на земельный участок возникает или прекращается в течение года, то земельный налог (авансовые платежи по налогу) рассчитайте с учетом коэффициента Кв:*

Коэффициент Кв = Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном налоговом (отчетном) периоде : Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При определении количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании), учитываются месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно* (прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). Месяцы, в которых право на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются.

Земельный налог рассчитайте по формуле:

Земельный налог (с учетом Кв) = Земельный налог ? Коэффициент Кв

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу (с учетом Кв) = Авансовый платеж по земельному налогу ? Коэффициент Кв

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.17–5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/140469-zemelnyy-nalog-pri-razdele-zemelnogo-uchastka

Налоговый кодекс: земельный налог

Земельный налог в РФ является региональным налоговым платежом, то есть вводится в действие нормативными актами местных властей. Однако общие принципы его взимания закреплены в Налоговом кодексе. Поговорим о них подробнее.

Земельный налог в НК РФ

Порядку расчета налога на землю посвящена глава 31 Налогового кодекса. Согласно ее положениям, земельный налог относится к категории налогов местного уровня, поскольку платежи по нему перечисляются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаны согласно статье 389 Налогового кодекса объектом налогообложения.

Собственно, объектами обложения земельным налогом являются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен данный налог.

Соответственно плательщиками земельного налога согласно статье 388 признаются юридические лица, обладающие правом собственности на данные земельные участки – объекты налогообложения земельным налогом.

По аналогичным же правам собственности определяется принцип уплаты земельного налога и для физических лиц.

В Налоговом кодексе также представлен перечень объектов, которые не подпадают под земельный налог.

Это земельные участки, изъятые из оборотов обороте в соответствии с законом или ограниченные в связи с расположением на них объектов культурного, археологического наследия, заповедников и тому подобных объектов, земли лесного фонда, а также участки в составе общего имущества многоквартирных домов.

Некоторые же организации сами по себе относятся к льготной категории и не уплачивают налог на землю вне зависимости от категории принадлежащего им земельного участка. Все подобные исключения описываются в статье 395 Налогового кодекса.

Ставка земельного налога и объект налогообложения

Земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, учитываются в налоговой базе по земельному налогу по их кадастровой стоимости.

Все объекты налогообложения, с которых платится земельный налог в России можно условно поделить на две группы, к каждой из которых применяется своя ставка налога.

Конкретный ее показатель должен быть определен на местном уровне властями муниципальных образований, но в целом эти две ставки не должны превышать значений, установленных Налоговым кодексом.

Так, статьей 394 предусмотрена ставка 0,3% в отношении земельных участков сельхозназначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, либо же земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и ограниченных в виду этого факта в обороте. В пределах установленной кодексом ставки в 1,5% рассчитывается налог на земельные участки всех прочих категорий.

Организации-плательщики земельного налога определяют свой платеж самостоятельно на основании открытой информации о кадастровой стоимости принадлежащих им участков-объектов обложения по земельному налогу и применяемых к ней ставок налога. Физлицам делать самостоятельный расчет не нужно.

Квитанции с готовыми суммами налога к уплате им присылают непосредственно территориальные ИФНС.

В расчете опять же используются данные кадастровых стоимостей земельных участков, соответствующие ставки налога, а также сведения о зарегистрированных за физлицами правах собственности на те или иные участки.

Особенности определения налогового и отчетного периода по земельному налогу

При самостоятельном расчете налога на землю юрлицами необходимо учитывать понятия налогового и отчетного периодов по земельному налогу.

Так налоговым периодом в данном случае является год. Именно по итогам года в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным организации-плательщики данного налога обязаны предоставить в ИФНС декларацию по земельному налогу. Ее действующая форма, а также порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 10 мая 2017 года №ММВ-7-21/347@.

Отчетные периоды по НК у земельного налога – первый, второй и третий кварталы. Но обязательными они не являются. Таким образом рассчитывать авансовые платежи поквартально компания будет только лишь в том случае, если данная обязанность прямо предусмотрена местным законом о земельном налоге.

Срок уплаты налога

Физлица, в собственности которых есть земельные участки, обязаны рассчитаться по налогу в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для организаций срок перечисления годового налога, а также авансовых платежей, если последние предусмотрены, опять же устанавливается местными властями. Однако годовой платеж не может уплачиваться ранее, чем дата 1 февраля, на которую приходится срок подачи годового отчета по земельному налогу.

Налог на землю в 2018 году

Изменения, которые постепенно происходили в расчете налога за землю в 2017 году, а также в предыдущий 2016 год, сводились в основном к определению кадастровой стоимости земельных участков, от которой в конечном итоге и завесили конкретные суммы налога к уплате.

Каких-либо серьезных изменений в земельном налоге в 2018 году опять же ожидать не приходится.

Однако можно предположить, что региональные власти будут и далее работать в направлении кадастровых расценок по тем земельным объектам, по которым такая стоимости до сих не была определена.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalogovyy-kodeks-zemelnyy-nalog

Как правильно исчислить земельный налог за 2016 год?

* Три полезных решения для безошибочного исчисления земельного налога в 2015 г. доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Ситуация 1. Порядок исчисления земельного налога в отношении земельных участков, у которых разное функциональное использование и разные ставки налога

Решением райисполкома организации выделен земельный участок площадью 5 га. На этом участке организация построила 2 здания, в которых разместила:

– кафе (площадь здания 1 000 м2);

– станцию технического обслуживания автомобилей (площадь здания 1 500 м2).

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 8 000 долл. США.

Часть земельного участка, занятого зданием кафе, по функциональному использованию относится к общественно-деловой зоне. Часть земельного участка, занятого станцией технического обслуживания автомобилей, – к производственной зоне.

Как организации исчислить земельный налог за 2016 г.?

В изложенной ситуации здания расположены на земельных участках, у которых разное функциональное использование и соответственно разные ставки земельного налога.

Исчисление земельного налога в этом случае надо производить с учетом норм, определенных в п. 8 ст. 195 НК с 1 января 2016 г.

Так, расчет площади частей земельного участка, приходящихся на соответствующее функциональное использование, по которым предусмотрены разные ставки земельного налога, производят путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест с соответствующим функциональным использованием, по которому установлена отдельная ставка налога.

Таким образом, в нашем случае бухгалтер организации для расчета земельного налога должен:

1) определить, сколько квадратных метров земли приходится на 1 м2 зданий.

Для этого необходимо разделить общую площадь земельного участка (5 га, или 50 000 м2) на общую площадь двух зданий (2 500 м2).

Получается, что на каждый квадратный метр зданий приходится 20 м2 земельного участка;

2) определить, какая часть земельного участка занята зданием кафе и зданием станции техобслуживания.

Для этого умножаем площадь здания кафе (1 000 м2) на 20 м2. Получается, что часть земельного участка, занятого зданием кафе, составляет 20 000 м2, или 2 га. Площадь части земельного участка, занятого зданием станции техобслуживания, – 30 000 м2, или 3 га (1 500 м2 × 20 м2);

3) применить к полученным в п. 2 значениям ставки земельного налога в соответствии с их функциональным значением.

Земельный участок площадью 2 га, занятый зданием кафе, относится к общественно-деловой зоне, а земельный участок площадью 3 га, занятый зданием станции техобслуживания, – к производственной зоне.

В 2016 г. ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов для общественно-деловой зоны (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов), а также для производственной зоны определены подп. 1.1 п. 1 ст. 197 НК (см. таблицу).

На 1 января 2016 г. курс доллара США, установленный Нацбанком, – 18 569 руб. Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2016 г. в рублях составляет 148 552,0 тыс. руб. (8 000 долл. США × 18 569 руб.).

Так как кадастровая стоимость земельного участка меньше 218 млн. руб., то при исчислении земельного налога с части земельного участка, относящегося к общественно-деловой зоне, ставка земельного налога составляет 1 380 тыс. руб. за гектар. Земельный налог с части земельного участка, занятого зданием кафе, за 2016 г. составляет 2 760,0 тыс. руб. (2 га × 1 380,0 тыс. руб.).

Так как кадастровая стоимость земельного участка больше 109 млн. руб.

, то при исчислении земельного налога с части земельного участка, относящегося к производственной зоне, ставка земельного налога составляет 1,1 % от кадастровой стоимости части земельного участка.

Кадастровая стоимость на 1 января 2016 г. части земельного участка площадью 3 га составляет 89 131,2 тыс. руб. ((148 552,0 тыс. руб. / 5 га) × 3 га).

Сумма земельного налога с части земельного участка, занятого зданием станции техобслуживания автомобилей, за 2016 г. равна 980,443 тыс. руб. (89 131,2 тыс. руб. × 0,011);

4) определить общую сумму земельного налога за 2016 г., необходимую к уплате в бюджет.

Для этого нужно сложить суммы налогов, полученные в отношении земельного участка, занятого зданием станции техобслуживания автомобилей, и земельного участка, занятого зданием кафе.

Таким образом, за земельный участок организация должна в 2016 г. уплатить в бюджет 3 740,443 тыс. руб. (2 760,0 тыс. руб. + 980,443 тыс. руб.).

Примечание. Расчет земельного налога произведен без учета повышающих (понижающих) коэффициентов, устанавливаемых местными Советами депутатов |*|.

* Три правила, которые позволят организации избежать ответственности за неуплату земельного налога по земельным участкам, используемым с нарушением законодательства, доступны всем на портале GB.BY

Ситуация 2. Организация имеет 2 земельных участка, у которых разная кадастровая стоимость

Организации решением горисполкома выделены 2 соседних участка для производственных целей. Оба земельных участка имеют одинаковую площадь – 1 га. Однако их кадастровая стоимость немного отличается: у одного участка она составляет 5 869 долл. США, у второго на 1 долл. больше – 5 870 долл.

Так как земельные участки выделены для производственных целей, то по своему функциональному использованию они относятся к производственной зоне.

Как организации следовало исчислить по этим земельным участкам земельный налог за 2015 г. и как – за 2016 г.?

Налоговую базу земельного налога определяют:

– в размере кадастровой стоимости земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ст. 195 НК) (п. 1 ст. 195 НК).

Справочно: площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы:

– для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;

– земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

– земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;

– земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

– земельных участков:

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 000 000, 218 000 000, 109 000 000 и 120 000 000 бел. руб. за гектар;

жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320 000 000 и 160 000 000 бел. руб. за гектар (п. 6 ст. 195 НК);

– на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога (п. 3 ст. 195 НК).

Справочно: кадастровую стоимость земельного участка определяют в соответствии с постановлением Госкомимущества и Минюста Республики Беларусь от 19.06.2009 № 45/45 «О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка».

Ставки земельного налога на земельные участки в границах населенных пунктов для производственной зоны установлены:

– при кадастровой стоимости земельных участков менее 109 млн. руб. за гектар – в 2015 г. в размере 1 200 тыс. руб., в 2016 г. – 1 380 тыс. руб. за гектар;

– при кадастровой стоимости земельных участков 109 млн. руб. за гектар и выше – в размерах согласно приложению 5 к НК (в процентах от кадастровой стоимости) (подп. 1.1 п. 1 ст. 197 НК).

С учетом вышеизложенного определим сумму земельного налога:

1) за 2015 г. |*|.

* Информация о порядке применения п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 «О налогообложении и взимании  арендной платы за земельные участки» в части сроков и порядка представления уточненных деклараций по земельному налогу за 2015 г. доступна всем на портале GB.BY

На 1 января 2015 г. курс доллара США, установленный Нацбанком, был равен 11 900 руб. Кадастровая стоимость земельных участков на 1 января 2015 г. в рублях составляла:

– первого участка – 69 841,1 тыс. руб. (5 869 долл. США × 11 900 руб.);

– второго участка – 69 853,0 тыс. руб. (5 870 долл. США × 11 900 руб.).

Так как кадастровая стоимость земельных участков на 1 января 2015 г. меньше 109 млн. руб., то применяется ставка земельного налога в размере 1 200 тыс. руб. за гектар.

Сумма земельного налога по земельным участкам за 2015 г. одинаковая и составляет 1 200 тыс. руб.;

2) за 2016 г.

На 1 января 2016 г. курс доллара США, установленный Нацбанком, составляет 18 569 руб., что на 56 % больше, чем на 1 января 2015 г.

Кадастровая стоимость земельных участков на 1 января 2016 г. в рублях составляет:

– первого участка – 108 981,461 тыс. руб. (5 869 долл. США × 18 569 руб.);

– второго участка – 109 000,03 тыс. руб. (5 870 долл. США × 18 569 руб.).

Так как кадастровая стоимость первого земельного участка на 1 января 2016 г. по-прежнему меньше 109 млн. руб., то применяется ставка земельного налога в размере 1 380 тыс. руб. за гектар. Сумма земельного налога по первому земельному участку за 2016 г. составит 1 380 тыс. руб.

Кадастровая стоимость второго земельного участка на 1 января 2016 г. превышает 109 млн. руб., поэтому по данному участку применяется ставка земельного налога в размере 1,1 % от кадастровой стоимости участка (приложение 5 к НК).

Сумма земельного налога по второму земельному участку за 2016 г. составит 1 199,0 тыс. руб. (109 000,03 × 0,011).

Примечание. Расчет земельного налога |**|сделан без учета повышающих (понижающих) коэффициентов, устанавливаемых местными Советами депутатов.

** Информация о документах, рассказывающих, какие налоги, кроме земельного, должна уплачивать организация, применяющая УСН, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/kak-pravilno-ischislit-zemelnyi-nalog-za