С 1 октября 2019 г. при оформлении аварии по европротоколу отменили лимит в 100 тыс. рублей. Теперь имеющие полисы ОСАГО участники аварии могут обойтись без присутствия инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. рублей.
Именно такой максимальный размер покрытия по риску причинения вреда имуществу обеспечивает полис ОСАГО. Эта норма в виде эксперимента несколько лет действовала только в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — здесь сосредоточено более четверти всех автовладельцев.
В других же городах водители были ограничены лимитом в 100 тыс. рублей.
Но оформить аварию по европротоколу по-прежнему можно только при соблюдении трех условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО; если в ДТП нет пострадавших и погибших; если не причинен ущерб третьим лицам.
Безлимитный европротокол: нужно согласие, приложение и госуслуги
Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участникам аварии нужно достигнуть полного согласия относительно степени вины друг друга.
Кроме того, оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, где автомобилисты от руки рисуют схемы и дают объяснения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол».
Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг.
Для оформления одному из участников аварии следует, используя приложение, на свой телефон сфотографировать поврежденные автомобили, указать обстоятельства аварии, заполнить необходимые поля.
Второй водитель должен добавить свои данные при помощи этого же телефона. После этого сформируется электронное извещение — второму водителю придет на него ссылка для скачивания на почту, указанную при регистрации на «Госуслугах».
При переходе по ссылке извещение появится в личном кабинете второго участника ДТП.
А с 1 ноября будет запущено новое мобильное приложение для оформления европротокола. Оно должно заметно сократить время оформления ДТП без вызова сотрудников полиции. Водителям уже не придется вводить большую часть сведений, которые нужно вносить в документ о ДТП. Вся эта информация автоматически подтянется из АИС ОСАГО и личного кабинета водителей на Едином портале госуслуг.
Jochen Tack / imagebroker.com / Global Look Press
Европротокол можно оформить и с разногласиями, но до 100 тыс. рублей
Теперь, даже если между участниками имеются разногласия, европротокол все-таки можно оформить. Но только в электронном виде, а сумма возмещения не превысит 100 тыс. рублей. Так страховщики ограждают себя от мошенников, которые оформляют поддельные извещения о несуществующих ДТП и получают страховые выплаты.
Поэтому не договорившиеся друг с другом водители точно так же могут сфотографировать автомобили, зафиксировать их местоположение, повреждения и направить данные Российскому союзу страховщиков (РСА) с помощью «ДТП.Европротокол». Если же водители не сошлись во мнении относительно виновника в ДТП с ущербом 100–400 тыс. руб., то выбора уже не остается — придется ждать ГИБДД.
Отказов в выплатах должно стать меньше
В РСА уверяют: при использовании мобильных приложений страховым компаниям будет сложнее отказывать автомобилистам в выплатах на основании некорректно составленных материалов.
Поскольку требования к оформлению материалов максимально понятны, а данные подтягиваются из личных кабинетов на «Госуслугах», вероятность составить материалы с ошибкой уменьшается по сравнению с обычной «бумажной» схемой.
Сайганов Александр / Фотобанк Лори
Что касается претензий страховщиков к качеству материалов, то, как утверждают в РСА, количество жалоб со стороны автомобилистов на отказы страховых компаний как в случае с «бумажным» оформлением, так и с оформлением при помощи мобильного приложения примерно одинаковое. В РСА надеются, что к концу 2019 г. до 50% всех небольших аварий без пострадавших будут оформлять по европротоколу.
Как точно получить одобрение от страховой
Сами страховщики говорят, что с точки зрения техники значительная часть российских автомобилистов уже готовы выполнить требования, которые предъявляются к оформлению европротокола. «Приложение «ДТП.
Европротокол» постоянно совершенствуется РСА, ведутся работы по его интеграции с мобильными приложениями страховых компаний.
Чтобы избежать проблем при урегулировании, необходимо внимательно заполнить все поля и правильно нарисовать схему ДТП, а также не забыть в пятидневный срок уведомить о происшествии свою страховую компанию, в том числе и в случае, когда вы являетесь виновником», — объяснили Autonews.ru в Росгосстрахе.
Страховые компании уверены, что после повышения лимита автомобилисты станут реже обращаться в ГИБДД. Сейчас более чем в 50% аварий ущерб превышает 100 тыс. руб. Однако в СК «Согласие» отметили, что первое время не все автомобилисты смогут воспользоваться новой возможностью, поскольку не все пользуются госуслугами и мобильными приложениями.
Что делать, если вскроются скрытые дефекты
При натуральном возмещении (то есть бесплатном ремонте) страховщик дополнительно согласует ремонт скрытых повреждений. Если автомобилист получил деньги на ремонт, то он должен сообщить страховой компании о том, что обнаружил скрытые повреждения.
«Это нужно, чтобы договориться со страховой компанией о времени дополнительного осмотра и фиксации повреждений, — сказали в Росгосстрахе. — Далее по факту оценки ущерба страховщик произведет доплату возмещения. Безусловно, досогласования и доплаты возможны только в пределах установленного лимита».
Nikolay Gyngazov / Russian Look
Если же дефекты превысят ограниченную страховкой сумму, то, как уточнили в РСА, эти вопросы потерпевшей стороне нужно будет решать с виновником ДТП. Сначала в виде досудебной претензии, а если мирового соглашения достичь не удастся — в виде судебного иска.
Что будет с мошенниками
Потенциальных мошенников в «Согласии» предупреждают: оформление ДТП без участия работников полиции не исключает обязанности потерпевшего представить автомобиль страховщику для проведения экспертизы.
В свою очередь, представители онлайн-платформы персонального страхования Mafin рассказали, что страховщики теперь будут более внимательно рассматривать каждый случай, чтобы защититься от нечистых на руку водителей.
«Участники ДТП могут преувеличить размер ущерба или выдать ранее полученные повреждения за только что полученные. И здесь как минимум нужно сопоставить фотоизображения с места ДТП с местом аварии, погодными условиями, собрать информацию о водителях», — объяснили в компании.
Источник: https://www.autonews.ru/news/5d92db959a794776913decc0
Содержание
- 1 Как оформить ДТП самостоятельно
- 2 Страховые выплаты родственникам жертв ДТП: компенсируют ли вред 10 тысяч евро?
- 3 Новости за январь – октябрь 2019 года (подготовлено экспертами компании
- 4 Без пробок и бюрокартии. Как облегчат жизнь водителей новые страховые лимиты
- 5 Как действовать бухгалтеру, если автомобиль компании попал в ДТП или угнан — Audit-it.ru
Как оформить ДТП самостоятельно
Как оформить ДТП самостоятельно
Типичная ситуация на дороге. Одна машина въезжает в другую. Удар несильный, повреждения незначительные, пострадавших нет.
Ждать сотрудников ГИБДД долго, да и незачем, ведь можно оформить ДТП самостоятельно, чтобы в последующем получить выплаты по страховке.
Как это сделать грамотно? Об этом рассказал инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД Красноярска Константин Алексеев.
Что делать, если произошло ДТП?
1. Остановиться, включить аварийную сигнализацию.
2. Выставить знак аварийной остановки. В городе — за 15 метров от места аварии, на трассе — за 30 метров.
3. Сообщить о ДТП в ГИБДД. Единый телефон для сотовых операторов 127. Это не является обязательным, но лучше сделать это для подстраховки.
В каких случаях можно оформлять ДТП самостоятельно?
1. В ДТП участвуют не более двух транспортных средств.
2. В аварии нет пострадавших.
3. Вина водителя очевидна, и по данному вопросу у участников аварии нет разногласий.
4. У каждого из участников ДТП есть действующий полис ОСАГО.
5. Размер повреждения автомобиля не превышает 50 тысяч рублей.
Важно: с 1 июня 2018 сумма повреждений увеличится до 100 тысяч рублей.
Оценить примерный ущерб можно на сайте Российского союза автостраховщиков autoins.ru. Страховые компании при расчёте будущей выплаты ориентируются именно на него.
фото: ekabu.ru/
С чего начать оформление ДТП?
Если все условия соблюдены, необходимо произвести фотофиксацию ДТП при помощи любых устройств — телефона, фотоаппарата, видеокамеры. Необходимо сделать три вида фотографии:
1. Панорамный вид. В фото должен входить неподвижный объект, чтобы понять, где произошло ДТП.
2. Детальная фотография участников ДТП. На фото должно быть видно марку автомобилей, их госномера и неподвижный объект на дороге, например, светофор.
3. Детальная фотография повреждений. На фото должны быть видны конструктивные части. Снимать нужно повреждённые детали целиком.
Сразу после фотосъёмки участникам аварии нужно освободить проезжую часть, чтобы не ограничивать и не затруднять движение для других транспортных средств. Начать заполнение европротокола.
Важно: бланк европротокола выдаётся автовладельцу вместе с полисом ОСАГО при страховании.
фото: fishki.net/
Правила оформления европротокола:
1. Используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться.
2. Заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами.
3. Старайтесь избегать появления исправлений — впоследствии они могут повлечь возникновение дополнительных вопросов.
4. Заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
Лицевая сторона
На этой стадии необходимо:
1. Указать сведения о месте и дате происшествия. Нужно указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать её наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты.
2. Зафиксировать информацию о количестве повреждённых автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0). Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинён ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще.
3. Вписать данные свидетелей происшествия, если таковые имеются (ФИО, дату и место рождения, контактные телефоны).
4. Указать точные данные повреждённых транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулём в момент столкновения.
5. Внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия.
6. Описать перечень повреждённых деталей. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьёзных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали.
7. Составить схему ДТП. Единых правил её создания не существует.
Нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок.
Вот общие рекомендации:
— на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (если неподалёку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки;
— на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом “А” или “В” (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий, водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
Оборотная сторона
Здесь каждый участник аварии подробно описывает своё видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица).
В графе “Примечания” можно записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъёмки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Важно: все пустые строки следует перечеркнуть символом Z.
Что делать дальше?
1. Каждый участник ДТП представляет извещение в свою страховую компанию не позднее пяти суток с момента аварии. Это обязательное действие при использовании европротокола.
2. В течение 15 рабочих дней со дня аварии обе машины нельзя ремонтировать, проводить любые восстановительные работы. В исключительных случаях это можно делать с письменного разрешения страховщика.
3. Страховая выплата производится в течение 20 календарных дней после обращения в страховую компанию.
— В Красноярске сегодня 50 процентов ДПТ оформляется посредством европротокола. Водители не должны бояться этого. Назову два главных момента, на которые стоит обратить внимание. Полис ОСАГО не должен быть просроченным. И второй момент — о ДТП необходимо обязательно заявить в течение пяти дней. Нарушение этих двух правил является самой частой причиной отказа в выплате страховки.
Александр Вернер, специалист отдела выплат страховой компании:
Источник: https://gornovosti.ru/34444/
Страховые выплаты родственникам жертв ДТП: компенсируют ли вред 10 тысяч евро?
Страховые выплаты по возмещению вреда жизни и здоровью в рамках страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств производятся во всем мире.
От белорусских суммы отличаются лишь размерами: если у нас они не могут превышать лимита в 10 тыс. евро, то в Европе лимиты ответственности составляют 500 тыс. – 1 млн евро, в Америке – 3,5 млн долларов.
В некоторых странах лимиты по жизни и здоровью вообще не ограничены, так как жизнь человека считается бесценной.
– Сегодня, основываясь на анализе выплат, мы видим, что суммы, ограниченной лимитом в 10 тысяч евро, чаще всего хватает для возмещения материального вреда, полученного в результате ДТП, – считает заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей Рабецкий. – Средняя выплата по стране не превышает 8 тысяч евро.
Специалист поясняет: 10 тысяч евро – это не сумма, которую получат родственники каждой жертвы ДТП или пострадавшие в нем, это – максимум, который в полном объеме выплачивается лишь в определенных случаях.
– Да, по сравнению с другими странами белорусский лимит ответственности не так высок. Но в Европе расходы на лечение, погребение и пр. несравненно больше, зарплаты, в свою очередь, выше.
Важный момент: там намного выше и размер страховых взносов по “автогражданке” – в некоторых странах 1,5-3 тысячи евро в год за легковой автомобиль! У нас же в среднем 15-30 евро, – рассказал замдиректора Белорусского бюро.
По его словам, сегодня в целом по республике страховые выплаты белорусских страховщиков превышают сумму взносов по данному виду страхования. В настоящее время вопрос перерасчета размера лимита ответственности – а вместе с ним и размеров страховых взносов – остается открытым.
Вместе с тем Белорусским бюро ведется работа по повышению в будущем лимитов ответственности в том числе и за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших.
Что компенсирует страховая организация…
… родственникам жертв ДТП?1. Расходы на погребение
В эти расходы входит оплата всего, связанного непосредственно с похоронами, – гроб, транспорт, оркестр и прочее, а также поминальный стол в день погребения. В момент похорон все расходы несут родственники, затем они должны предоставить страховой организации виновника ДТП документы о фактически понесенных расходах. Когда-то белорусское законодательство ограничивало возмещение этих трат — в пределах 400 евро, сегодня же лимит снят.
Кстати, обратиться за возмещением расходов родственники погибших могут сразу после похорон. Более того – в страховые организации предполагаемых виновников могут написать заявления все участники ДТП. Страховщики сами направят запрос в следственные органы и получат по окончании следствия ответ – кто же виноват в ДТП, повлекшем чью-то гибель.
Если, например, у виновника на момент происшествия не было страховки, или же автомобиль, совершивший ДТП, не установлен (например, водитель, сбивший пешехода, скрылся) — обращаться нужно в Бюро.
Есть нюанс: страховые выплаты положены только родственникам погибшего участника ДТП, не виновного в аварии. Родственники виновника, даже если он также погиб в результате ДТП, возмещения не получат.
Еще один нюанс: если, например, в аварии пострадала машина, а не люди, и виновник скрылся с места ДТП и не будет установлен, то вред, причиненный имуществу потерпевшего в этом случае никто не возместит. Если же неустановленным ТС нанесен вред жизни и здоровью – страховое возмещение обязательно выплатит Белорусское бюро.
Когда страховая организация компенсирует первую часть вреда – расходы на погребение – зависит от длительности следствия. С момента получения страховой организацией ответа компетентных органов о том, что следственные действия завершены и степень вины каждого из участников определена, деньги будут перечислены потерпевшим в течение 6 дней.
2. Расходы на благоустройство мест захоронения
Сюда входят расходы на установку ограды (на одного человека по нормативам, установленным местной властью), памятника и пр. Все они должны быть подтверждены документально – чеками, квитанциями.
3. Возмещение вреда, причиненного смертью кормильца
Оно выплачивается, если на иждивении погибшего находились несовершеннолетние дети, престарелые родители и пр. Обратиться за возмещением имеет право тот, кто фактически содержит иждивенцев, – например, вдова. Для оформления выплат потребуются копии свидетельств о рождении детей, документов об усыновлении, опеке и пр., а также справка о доходах погибшего за предшествующие гибели 12 месяцев.
На основании последнего документа страховая произведет расчет: фактическую зарплату потерпевшего в каждом месяце сравнят со средней зарплатой рабочих и служащих по стране.
Из величин, полученных помесячно, выведут среднеарифметическое значение – индивидуальный коэффициент.
Именно на эту цифру при расчете дальнейших ежемесячных выплат по возмещению вреда будут ориентироваться страховщики.
Пример: условный погибший, у которого остались двое несовершеннолетних детей, зарабатывал до ДТП 6 миллионов, а средняя зарплата рабочих и служащих в этом периоде была 2 миллиона – его индивидуальный коэффициент равен 3. Если, например, после гибели кормильца средняя зарплата по стране достигнет 3 миллионов, значит, размер страхового возмещения с индивидуальным коэффициентом 3 составит 9 миллионов. Эта сумма рассчитана на 3 человек: самого кормильца и двоих его иждивенцев. То есть на карт-счет вдовы страховая организация перечислит 6 миллионов рублей (за минусом доли погибшего). Далее выплаты в каждом месяце будут рассчитываться исходя из постоянно изменяющихся цифр средней зарплаты рабочего и служащего, но – только в сторону увеличения.
“На практике такие индивидуальные коэффициенты, как 3 и выше (то есть – высокие зарплаты), встречаются редко. В основном – по крайней мере из опыта Белорусского бюро – в 60-70 процентах дел о выплатах эта величина меньше единицы”, – рассказал Сергей Рабецкий.
Выплата возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, производится каждый месяц — до тех пор, либо пока не исчерпается лимит в 10 тысяч евро, либо иждивенцы не потеряют своего статуса (станут совершеннолетними, будут усыновлены новым супругом вдовы и пр.
) Если же лимит ответственности уже исчерпан, а детям, например, далеко до совершеннолетия, получатели страхового возмещения вправе обратиться в суд с аналогичным требованием о возмещении материального вреда уже к виновнику ДТП или его наследникам (если наследство имелось и было принято).
Сумма взыскания в таком случае не может превышать стоимости наследства.
Как бы цинично это ни звучало, но если у погибшего остались несовершеннолетние дети, его родственникам, выходит, разумнее сократить траты на первые два вида выплат – погребение и благоустройство могилы – чтобы осталось больше средств в пределах установленного лимита в 10 тысяч евро на ежемесячное “содержание” детей. “Даже в момент горя нужно думать о будущем”, – соглашается представитель Белорусского бюро. – “Живые будут жить, и для семьи страховые выплаты по потере кормильца детей станут существенным финансовым подспорьем”.
…пострадавшим в ДТП
Страховая организация возместит все фактические траты на дополнительное (то есть – не полученное за государственный счет) лечение, в котором, по заключению медиков, нуждается пострадавший участник дорожного происшествия – независимо от степени тяжести полученных им травм. Это могут быть расходы на лекарства, диагностику, перевязочные и вспомогательные материалы и пр. – страховые выплаты будут произведены на основании имеющихся документов (рецептов врача, заключений ВКК или МРЭК, кассовых чеков, квитанций и пр.).
Страховая организации также компенсирует утрату трудоспособности (если ее установила МРЭК).
Для возмещения вреда производится расчет, аналогичный вышеописанному: исходя из зарплаты пострадавшего рассчитывается индивидуальный коэффициент, затем сумма выплаты умножается на процент утраты трудоспособности (на основании заключения МРЭК).
Компенсация вреда будет выплачиваться пострадавшему ежемесячно – либо пока не исчерпается лимит, либо до полного восстановления трудоспособности. Процент ее утраты, кстати, пересматривается МРЭК, как правило, ежегодно, соответственно, сумма выплат будет корректироваться.
Кому страховая организация может выставить регрессный иск?
Если виновник ДТП был в момент аварии нетрезв, не имел страховки, скрылся с места происшествия, не имел права управления автомобилем (был лишен или никогда не получал прав), авария произошла в результате его противоправных действий (угона и пр.
), страховая организация имеет право взыскать с него всю сумму выплаченной компенсации вреда.
По словам Сергея Рабецкого регрессными исками заканчиваются 3-4 процента всех дел белорусских страховщиков по возмещению вреда имуществу, жизни и здоровью, полученного в результате ДТП.
Во что суды оценивают моральный вред?
Если уголовное дело по факту гибели людей или причинения тяжких телесных повреждений в результате ДТП доходит до суда, практически всегда потерпевшая сторона (пострадавшие или близкие родственники жертв – родители, супруги, дети) заявляют требование о компенсации морального вреда. Размер ее, по словам специализирующегося на ДТП адвоката Минской городской коллегии адвокатов Игоря Папковского, ограничен лишь “принципом разумности”.
– В моей практике в случаях гибели людей потерпевшие просили 50-100 млн рублей. Суды чаще удовлетворяли требования в размере компенсации до 30 млн, – рассказывает юрист. Каждый случай индивидуален, учитывается множество факторов, в том числе – имущественное положение обвиняемого.
Важно знать: гражданские иски о возмещении морального вреда рассматриваются в отношении не водителя, непосредственно совершившего преступление, а владельца автомобиля. “Порядочный виновник ДТП, если он попал в аварию на чужом автомобиле, может прямо в суде заявить о готовности выплачивать компенсацию самостоятельно”, – пояснил Игорь Папковский. – “Но порядочные, к сожалению, далеко не все. Это стоит иметь в виду при передаче машины иным лицам”.
Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/307890.html
Новости за январь – октябрь 2019 года (подготовлено экспертами компании
Преступления против конституционных прав граждан: разъяснения Пленума ВС РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 46
В конце декабря 2018 года Пленум ВС РФ принял постановление, в котором дал разъяснения по вопросам применения некоторых статей УК РФ о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В частности, речь в документе идет о таких преступлениях как нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, жилища. Также в нем приведены разъяснения по вопросам применения ст. 138.
1 УК РФ об ответственности за незаконное производство, приобретение или сбыт так называемых шпионских гаджетов и ст. 145.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за невыплату заработной платы. Кроме того, прокомментированы положения статей 144.
1 и 145 УК РФ, предусматривающих ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет.
Выделим главные из приведенных в постановлении разъяснений.
Так ВС РФ отметил, что уголовную ответственность по ч.ч.1 и 2 ст.137 УК РФ не может повлечь собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если такие сведения стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его воле.
В отношении привлечения к уголовной ответственности по ст. 138 УК РФ пояснено, что нарушением тайны телефонных переговоров будет являться, в частности, и незаконный доступ к информации о входящих и об исходящих сигналах соединения между абонентами или абонентскими устройствами пользователей связи (дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, других данных).
Что касается незаконного доступа переписки, переговоров, сообщений, то он может состоять в ознакомлении с текстом и (или) материалами переписки, сообщений, прослушивании телефонных переговоров, звуковых сообщений, их копировании, записывании с помощью технических устройств и т.п.
А под термином “иные сообщения” в ч. 1 ст.
138 УК РФ, нарушение тайны которых также влечет уголовную ответственность по данной статье, следует понимать сообщения граждан, передаваемые по сетям электрической связи, например CMC- и ММС-сообщения, факсимильные сообщения, передаваемые посредством сети “Интернет” мгновенные сообщения, электронные письма, видеозвонки, а также сообщения, пересылаемые иным способом.
Как пояснил ВС РФ, привлечь к ответственности по ст.
138 УК РФ можно, если незаконные действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений конкретных лиц или неопределенного круга лиц, совершены с прямым умыслом. При этом неважно, составляют передаваемые в переписке, переговорах, сообщениях сведения личную или семейную тайну гражданина или нет.
В отношении ст. 138.1 УК РФ об ответственности за незаконное производство, приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (так называемых шпионских гаджетов), ВС РФ отметил следующее:
– уголовная ответственность по данной статье наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства;
– технические устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п.) могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию;
– если для установления принадлежности технического устройства к числу средств, предназначенных для негласного получения информации, требуются специальные знания, суд должен располагать соответствующими заключениями специалиста или эксперта.
Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что не могут быть квалифицированы по данной статье УК РФ действия лица, которое:
– приобрело посредством общедоступного интернет-ресурса специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения ;
– приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать его, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан.
Разъясняя вопросы применения ст. 139 УК РФ (“Нарушение неприкосновенности жилища”), ВС РФ отметил, что уголовную ответственность по этой статье влечет незаконное проникновение:
– в индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями (например, верандой, чердаком, встроенным гаражом);
– в жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания (квартиру, комнату, служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии и т.п.);
– в иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания (апартаменты, садовый дом и т.п.).
Вместе с тем незаконное проникновение, например, в помещения, строения, структурно обособленные от индивидуального жилого дома (сарай, баню, гараж и т.п.
), если они не были специально приспособлены, оборудованы для проживания, а также в помещения, предназначенные только для временного нахождения, а не проживания в них (купе поезда, каюту судна и т.п.
), не может быть квалифицировано по указанной статье.
Также ВС РФ отметил, что незаконное проникновение в жилище может иметь место и без вхождения в него, но с применением средств, используемых в целях нарушения его неприкосновенности (например, при установлении прослушивающего устройства или прибора видеонаблюдения).
Действия лица, находящегося в жилище с согласия проживающего в нем лица, но отказавшегося выполнить требование покинуть его, не образуют состава данного преступления.
Часть разъяснений, вошедших в рассматриваемое постановление, посвящена вопросам привлечения к уголовной ответственности за невыплату зарплаты, а также за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Подробнее об этом читайте здесь.
В заключение Верховный Суд РФ напомнил судам, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст.
145 УК РФ, относятся к категории дел частно-публичного обвинения и не подлежат обязательному прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
Однако если лицо впервые совершило такое преступление, являющееся преступлением небольшой тяжести, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред, то суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении этого лица.
_________________________________________
Противопожарные требования к временным строениям распространяются также на временные сооружения
Решение Верховного Суда РФ от 05.12.2018 по делу N АКПИ18-1010
Источник: https://base.garant.ru/57404593/1c29e6979a48336a9833f340dc54afe3/
Без пробок и бюрокартии. Как облегчат жизнь водителей новые страховые лимиты
Многочасовые автомобильные пробки, возникающие из-за мелких аварий на дороге, скоро могут значительно поредеть.
С 12 февраля 2016 года вдвое увеличились лимиты выплат по “европротоколу” – с 25 тыс грн до 50 тыс грн.
Предполагается, что водители станут чаще заполнять такие протоколы, не вызывая на место ДТП полицию.
Это сократит время разбирательств с двух-четырех часов до 15-20 минут.
Короткий путь к возмещению вреда
Короткий путь к получению выплаты по “автогражданке” – ОСАГО – называют “европротоколом”.
“Это процедура, по которой участники ДТП могут оформить факт наступления страхового случая без вызова полиции с помощью специального бланка, который содержит всю информацию о причинах и участниках страхового события”, – объясняет заместитель гендиректора СК “Талисман страхование” Ася Трубицкая.
Основная ценность “европротокола” для автовладельца – возможность сэкономить время, а для виновника ДТП это еще и способ избежать уплаты штрафа за нарушение правил дорожного движения.
Учитывая, что львиная доля ДТП в Украине – небольшие аварии без жертв и с незначительными убытками, “европротокол” можно назвать находкой для водителя. Вот только водители не спешат им пользоваться.
По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины – МТСБУ, в общем количестве страховых случаев по ОСАГО доля “европротоколов” в 2015 году составила чуть больше 12%.Хотя интерес к “европротоколу” растет.
“В 2015 году общая сумма страховых выплат по ДТП, урегулированных с помощью “европротокола”, составила 73 млн грн, что на 33,1% больше, чем годом ранее”, – отмечает начальник департамента МТСБУ Елена Машаро. Но что такое 73 млн грн против 1 млрд грн общих выплат по ОСАГО за год? Меньше 7%.
Если водители заполнили “европротокол”, то они: |
1. Имеют право покинуть место ДТП, |
2. Освобождаются от обязанности информировать полицию о наступлении ДТП, |
3. Не несут админответственность за нарушение ПДД |
4. Должны не позднее трех рабочих дней после аварии обратиться со своим экземпляром заполненного “европротокола” к страховщику, с которым заключали договор ОСАГО |
Главное препятствие – лимит?
Одним из главных препятствий для использования водителями “европротоколов” в МТСБУ называют маленькие лимиты выплат, которые были до 12 февраля.
Именно поэтому президиум бюро инициировал повышение лимитов по “европротоколу” в два раза. Нацкомфинуслуг эту инициативу поддержала и приняла распоряжение №3471, благодаря которому с 12 февраля максимальная выплата выросла с 25 тыс грн до 50 тыс грн.
“Теперь водитель не будет опасаться, что, выбрав “европротокол”, ошибся с определением суммы убытка и не сможет за 25 тыс грн отремонтировать свою машину. Новый лимит достаточный для покрытия большей части заявленных убытков”, – говорит член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Страховщики с ним согласны, поэтому ждут повышения доли выплат по “европротоколу” в 2016 году. “Средняя сумма выплаты по “европротоколу” может вырасти на 50-70%”, – прогнозирует директор департамента урегулирования убытков региональной сети компании “Арсенал страхование” Константин Палазов.
Менеджер по коммуникациям страховой компании “PZU в Украине” Александр Мельничук настроен более оптимистично. Он ожидает рост на уровне 0,5%.
В МТСБУ прогнозируют повышение доли выплат на 20-25%.
Средняя выплата вызывает вопросы
Многие уверены, что сумма выплат не увеличится. “Вырастет не сумма, а частота заявляемых событий”, – считает вице-президент СК “АХА страхование” Максим Межебицкий. По его словам, в Украине число страховых событий, разделенное на количество договоров страхования, составляет всего 2%. В Европе – 7-8%.
“Такая разница вызвана отнюдь не тем, что украинские водители аккуратнее водят авто, чем водители в ЕС, а тем, что значительную часть убытков – 50-60% – наши автовладельцы не заявляют страховщику по разным причинам: от нежелания вызывать представителей правопорядка до банальной привычки “решать вопрос” самостоятельно”, – объясняет Межебицкий.
Ни рост суммы выплат, ни увеличение частоты заявленных событий страховщиков не разорят, уверены в МТСБУ. Средняя сумма страховой выплаты по требованиям, поступившим в 2015 году и урегулированным с помощью “европротокола”, составила всего 6 140 грн, а в 2014 году – лишь 5 270 грн.
Однако у многих экспертов возникает вопрос.
“Если средняя выплата была почти в четыре раза меньше, чем максимальная выплата по “европротоколу” – 25 тыс грн, то зачем было увеличивать этот лимит до 50 тыс грн?” – недоумевает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
По его словам, президиум МТСБУ решил повысить лимит по “европротоколу” без учета исследований и статистически данных.
“Утверждение, что “европротоколом” редко пользуются из-за небольшого лимита, – домысел, который не подтверждается ни исследованиями, ни опросами пострадавших. Это умозрительный вывод столичного жителя, который ездит на машине представительского класса не старше семи лет”, – уверяет Черняховский.
По его словам, руководители страховых компаний – членов президиума МТСБУ, решив увеличить лимиты, могут сделать рынку ОСАГО только хуже.
“Европротоколом” можно воспользоваться при условии: |
· Отсутствия травмированных (погибших) людей, |
· Оба водителя-участника ДТП имеют полисы “автогражданки” |
· Общее мнение водителей-участников ДТП по поводу обстоятельств аварии, |
· У водителей отсутствуют признаки алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов. |
“Потерпевшие” с большой дороги
Есть риск, что новыми лимитами выплат по “европротоколу” воспользуются мошенники. По словам гендиректора компании “Аска” Андрея Шукатко, они уже констатируют рост заявлений на выплату по “европротоколу”.
“То в Киеве от нас хотели возмещения убытков по ДТП, которого не было. Благо, на перекрестке, где якобы произошла авария, работали камеры наблюдения, которые помогли установить истину.
То во Львове принесли “европротокол”, а потом по интернету прислали папку с фото покореженных авто. Выяснилось, что папка с фото была создана на две недели раньше, чем произошла заявленная авария”, – приводит пример Шукатко.
По словам заместителя председателя правления компании “Княжа” Максима Гапчука, в последнее время популярными стали две схемы мошенничества при оформлении “европротокола”. Первая – изменение на месте аварии нарушителя правил дорожного движения, вторая – создание опасной ситуации на дороге.
“Первая схема позволяет получить страховое возмещение тому водителю, которому ремонт авто обойдется дороже, даже если он является виновником ДТП.
Например, он не соблюдал дистанцию и наехал на впереди движущийся автомобиль. Однако при обоюдном согласии участники аварии описывают в “европротоколе” обстоятельства так, будто виноват находящийся впереди водитель”, – рассказывает Гапчук. Полученное возмещение потом делят.
Вторая схема менее безопасна. По словам Гапчука, в ней участвует авто, которое раньше врезалось, например, в электрический столб. Другой участник схемы, выехав на дорогу, ставит свою машину так, будто это он создал опасную ситуацию и заставил изменить движение врезавшегося в столб автомобиля.
“В таких случаях транспортные средства не сталкиваются, контакт одного из них происходит с любым другим объектом”, – рассказывает Гапчук. “Доказать обман сложно при условии, что все правильно оформлено, а мошенники обычно делают все грамотно”, – говорит Палазов.
Призрак аварий из зоны АТО
“В Украине есть целые группы, которые “зарабатывают” на страховщиках. Среди них много бывших сотрудников ГАИ и других специалистов, которые разбираются в страховании и правилах дорожного движения”, – отмечает Шукатко.
Бороться с ними страховые компании пытаются путем усиления собственных служб безопасности и сотрудничая с полицией, но как найти управу на жуликов из зоны АТО, никто не знает. Неподконтрольные территории – формально Украина.
Если, к примеру, в Киеве водитель купит полис ОСАГО, а в Донецке заполнит “европротокол” в связи с аварией, то все будет по закону. Но кто проверит, была ли там авария? С учетом ситуации на этих территориях “европротоколы” при желании можно заполнять хоть каждый день.
“Мы опасаемся резкого роста заявлений из зоны АТО. Они уже начали поступать. Что с этим делать?” – недоумевает Шукатко.
Он намерен обратиться в МТСБУ и Нацкомфинуслуг с просьбой заморозить выплаты в этой зоне на время проведения антитеррористической операции, но пока эту просьбу услышат чиновники, мошенники успеют неплохо заработать.
Надежда на IT-технологии и базы данных
Страх перед мошенниками вряд ли может оправдать страховщиков, которые с радостью отправят водителя восвояси с “европротоколом”, даже если он не врет.
Не секрет, что в некоторых страховых компаниях отказывают в выплате по “европротоколу” по любой формальной причине и даже судятся с клиентами за то, что те неправильно заполнили протоколы. Как правильно – знают немногие водители: широкой разъяснительной кампании страховщики и бюро не ведут.
” причина слабого роста выплат по “европротоколу” – недоверие водителей к страховой компании. К сожалению, наш клиент от страховщика всегда ждет подвоха и желания отказать в выплате”, – говорит Трубицкая.
Повысить уровень доверия должны общие базы данных и IT-технологии. Тогда страховым компаниям будет легче обнаружить мошенников, а потерпевшим – проще оформить “европротоколы”. Такие базы появляются на страховом рынке, например, база данных МТСБУ или система обмена информацией “Поиск”.
С 2017 года в бюро обещают запустить мобильное приложение “европротокол”, которое поможет водителю быстро и правильно оформить ДТП с помощью телефона. Информация о событии будет сразу вноситься в центральную базу.
По прогнозам МТСБУ в таком случае частота заключения “европротокола” уже к концу 2017 года достигнет 50% всех страховых событий по ОСАГО.
Татьяна Михальчишина, для ЭП, при поддержке фонда “Відродження”
Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2016/02/25/582990/
Как действовать бухгалтеру, если автомобиль компании попал в ДТП или угнан — Audit-it.ru
Журнал ” Семинар для бухгалтера ” № 8/2009
Лектор семинара: О. А. Бондаренко
На случай неприятностей с автомобилем существуют различные виды страхования, например ОСАГО, КАСКО, расходы на которые бухгалтеру необходимо правильно отразить в учете.
И если с такими расходами организации давно разобрались, то с другими расходами, от которых не застрахована ни одна компания и которые могут возникнуть в любой момент, далеко не все ясно.
Итак, автомобиль организации попал в аварию или угнан. Алгоритм действий для этих ситуаций приведен в конспекте.
СЕРВИС ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ. Задайте вопрос лектору .
Уважаемые читатели! Если на балансе вашей организации числятся автотранспортные средства и есть вопросы, связанные с их учетом, то смело задавайте их лектору Ольге Анатольевне Бондаренко. Воспользоваться сервисом можно с 31 июля по 31 августа 2009 года. Кодовое слово ищите в №8 за 2009 год на стр. 26.
ДТП. Затраты на восстановление автомобиля компенсирует виновная сторона.
Итак, предположим, автомобиль организации попал в аварию. Учет затрат на ремонт в этом случае будет зависеть от того, кого признают виновным в ДТП. Рассмотрим две ситуации. Первая – в ДТП виноват водитель организации. И вторая – водитель оказался потерпевшей стороной.
Сначала рассмотрим первую ситуацию. Считаем, что автомобиль организации застрахован по договорам ОСАГО и КАСКО. Напомню, что ОСАГО – это обязательный вид страхования.
Заключив такой договор, компания страхует свою гражданскую ответственность за причинение вреда. КАСКО – это договор добровольного страхования.
По договору КАСКО организация, как правило, страхует имущественные риски на случай аварии, угона и т. д.
Если виновник ДТП – водитель организации, могут возникнуть следующие виды расходов. Во-первых – это расходы на ремонт собственного автомобиля после аварии.
Замечу, что компенсацию на восстановление автомобиля от страховой компании можно получить только по договору КАСКО. По договору ОСАГО виновной стороне компенсация не выплачивается. И во-вторых, расходы на возмещение ущерба потерпевшей стороне в части, не покрытой страховкой по договору ОСАГО.
Все эти расходы организации должен компенсировать виновный сотрудник, причем в полном объеме. На это прямо указывает пункт 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ.
То есть по закону он обязан возместить и стоимость ремонта автомобиля, и сумму, перечисленную пострадавшей стороне сверх страховой выплаты по договору ОСАГО.
Разумеется, если страховка по ОСАГО полностью покрывает ущерб, нанесенный автомобилю другой организации, то перечислять ей ничего не нужно. Это следует из пункта 1 статьи 1068 и статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.
– Ольга Анатольевна, нужно ли заключать с водителями организации договоры о полной материальной ответственности?
– Нет, договоры о полной материальной ответственности с водителями заключать нельзя.
Такие договоры оформляются только с теми сотрудниками, должности или вид выполняемых работ которых поименован в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85.
Это, к примеру, кассиры, кладовщики, начальники строительных и монтажных цехов, а также работники, которые их замещают.
Что касается должности водителя, то она в этом перечне не поименована. Поэтому если вы заключили договор о полной материальной ответственности с водителем, его нужно расторгнуть. Поскольку он заключен неправомерно.
Как я вам уже говорила, если авария произошла по вине вашего водителя, он должен полностью возместить ущерб без какого-либо договора о материальной ответственности. Такова норма пункта 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ.
– У нас водитель выполняет по совместительству функции экспедитора. И мы заключили с ним договор о полной материальной ответственности. Это правомерно?
– Если водитель совмещает работу экспедитора, то такой договор с ним можно подписать. По этому договору он несет полную материальную ответственность за груз, который сопровождает.
Напомню, для взыскания суммы ущерба с работника у вас должен быть соответствующий приказ руководителя. Приказ об удержании нужно составить не позднее месяца с момента определения размера ущерба. На основании этого приказа вы можете удержать сумму ущерба лишь в пределах среднего месячного заработка работника*. ( Статья 248 Трудового кодекса РФ)
Сумму ущерба, превышающую средний месячный заработок, можно взыскать лишь через суд.
Не забывайте, что общая сумма удержаний из месячной зарплаты по инициативе организации ограничена. Она не должна превышать 20 процентов. Об этом сказано в статье 138 Трудового кодекса РФ.
Поэтому возмещение ущерба в размере среднего месячного заработка может растянуться на несколько месяцев.
Если идут одновременно удержания по инициативе администрации и по исполнительным документам, то их общая сумма не должна превышать 50 процентов зарплаты работника.
Если же водитель согласен возместить всю сумму ущерба добровольно, то из его зарплаты можно удерживать любые согласованные с ним суммы. Никаких ограничений на размер удержаний по инициативе работника законодательство не предусматривает. Единственное, прежде чем удержать сумму ущерба, вы должны из дохода работника удержать НДФЛ*. ( Пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ)
Допускается также возмещение с рассрочкой платежа по соглашению сторон. Соглашение составляется в письменной форме и передается в бухгалтерию. Вместо соглашения работник может написать заявление на имя руководителя с просьбой разрешить ему возместить ущерб выбранным способом.
Хочу обратить ваше внимание, что по решению руководителя виновный сотрудник может возместить ущерб частично либо совсем его не возмещать. В таком случае расходы на ремонт автомобиля после ДТП организация не сможет учесть при расчете налога на прибыль.
По мнению налоговиков, такие расходы считаются экономически не обоснованными и их нельзя списать на основании пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ. Поскольку данная норма может применяться к ремонту, который проводится с целью восстановления имущества после аварии, если затраты на него возмещены за счет виновного лица.
Об этом говорится, в частности, в письме УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226.
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/expenditure/a32/192171.html