Несет ли директор ответственность за успеваемость в связи с частой сменой учителей?

День знаний в гимназии №13 в этом году почти ничем не отличался от таких же праздников, которые проходят здесь ежегодно.

Нарядные ученики с букетами цветов, старающиеся выглядеть строгими учителя, едва скрывающие волнение родители, ветераны, почетные гости…

Главное отличие, о котором, возможно, не знали лишь первоклассники, – этот праздник стал юбилейным для гимназии. Первый звонок прозвучал здесь 1 сентября 1936 года.

Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, поздравляя гимназистов, сказал: “Учиться в таком замечательном учреждении – большая честь и ответственность. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы оправдать надежды, которые возлагают на вас педагоги и родители. Убежден, впереди вас ждет успех, множество побед и достижений”.

Действительно, из стен этой гостеприимной и уютной когда-то школы, а сегодня – гимназии вышли многие известные новосибирцы. Здесь по праву гордятся выпускниками, а они – своей школой-страной, навсегда оставшейся в их сердцах.

Эхо прошедшей войны

1 сентября 1936 года школа № 46 впервые распахнула свои двери перед учениками. В предвоенные годы системе образования уделялось очень большое внимание, и по меркам того времени здание, рассчитанное на 800 учащихся, было просто огромным.

Конечно же, новая школа стала культурным центром района. Да, не хватало учебников, роскошью были тетради и ручки. Зимой в классах не всегда было тепло, однако ребята проводили там целые дни.

После уроков готовили спектакли, устраивали шахматные турниры, отправлялись в лыжные походы.

Школа не только давала образование, но и воспитывала, готовила к будущим испытаниям. Самые тяжелые из них выпали выпускникам 1941 года.

После получения аттестатов ребята отправились на фронт, и вместе с ними был и первый директор – Иван Петрович Мошкин. Большинство солдат первого призыва остолись на полях сражений.

Имена выпускников военных лет увековечены на школьной мемориальной стене “Помнит мир спасенный”.

В годы войны в Новосибирск эвакуируют раненых, и в 1942-м школу закрывают – классы оборудуют под палаты госпиталя. В 1946-м здание возвращается в распоряжение учеников.

Правда, в послевоенные годы было введено раздельное обучение, и бывшая 46-я становится школой № 79 для девочек. Этого требует профориентация, продиктованная запросами времени.

В 1953 году проходит первый послевоенный выпуск, а уже в 1954-м школа вновь становится образовательным учреждением совместного обучения.

В 1960 году в коллектив приходит новый директор – Эдуард Быков. Сам воспитанник колонии Макаренко, участник Великой Отечественной войны, он оставил в истории школы №79 глубокий след. Отличный руководитель и воспитатель, Эдуард Александрович сумел создать сплоченный коллектив единомышленников, сделав ставку на коллективизм, творчество и поддержку инициативы.

– Эдуард Александрович был убежден, что каждый ребенок – это Личность, которую нужно уважать, – говорит сегодняшний директор МБОУ “Гимназия № 13” Светлана Денисова. – Он выступал за гармоничное развитие учащихся. При нем был организован знаменитый палаточный лагерь “Бригантина”.

Зимой учителя вместе с детьми делали лодки, каркасы для палаток, а летом выезжали на берег Бердского залива. В 1972-м открылись зимний лагерь “Снежинка” и весенний – “Сосулька”. Совместные поездки в Горную Шорию и турпоходы были экзаменом на выносливость, готовность прийти на выручку товарищу.

Благодаря им сотни детей прошли школу романтики и дружбы.

По инициативе Эдуарда Быкова в 1970 году в школе была открыта мемориальная стена “Помнит мир спасенный”, получившая регистрацию в обществе охраны памятников. Интерес к героическим страницам прошлого, словно эстафета, продолжает переходить от одного поколения к другому.

Как все мы должны постараться..

Первые пятьдесят лет работы школы пролетели стремительно. Конечно же, за это время менялся состав учителей, а вчерашние первоклассники становились выпускниками. Послевоенные трудности забываются, но принципы и традиции воспитания остаются неизменными.

В 1985 году Эдуарда Быкова сменил Владимир Босых, но до 1989 года Эдуард Александрович оставался частым гостем в школе. Обязательно приходил 1 сентября, чтобы посмотреть на первоклашек.

В 1987 году директором школы становится Елена Качаева. Молодой талантливый педагог и ученица Эдуарда Быкова, она работала старшей пионервожатой, заместителем директора по воспитательной работе, а затем стала директором. В эти годы заметно растет число учащихся, и поэтому было принято решение – построить новое здание для старших классов, а также бассейн.

В 1996 школу возглавила Татьяна Мартынова. Под ее руководством внедряются инновационные подходы к обучению, учебное заведение переходит в режим развития. Стремление использовать опыт лучших педагогов страны, творческий поиск обеспечивают высокие показатели успеваемости.

Помимо учебы, в школе устраиваются интеллектуальные игры, конкурсы КВН и совместные праздники. В 1999 году по инициативе учителя русского языка и литературы Марины Зайковой начинает издаваться школьная газета. В конкурсе на ее название большинство учеников поддержало название “Бригантина”.

Газета была дважды удостоена “Малой золотой медали” на Сибирской ярмарке, трижды побеждала в городском конкурсе детско-юношеских СМИ.

Коллектив школы славится талантами. На протяжении многих лет здесь работают театральные студии, ребята рисуют, поют, танцуют, сочиняют стихи, побеждают на многочисленных конкурсах. В такой творческой среде можно ли было остаться без собственного вальса? Его автором стал учитель русского языка и литературы Владимир Светлосанов:

Как все мы должны постараться,

Чтобы от Любви и Тепла

Гимназия номер Тринадцать

Прекрасным цветком расцвела!

На учебу – с удовольствием!

В 2001-м директором школы становится ее выпускница – учитель высшей квалификационной категории Светлана Денисова. Именно по ее инициативе в 2002 году был открыт школьный музей.

Альбомы с фотографиями, документы – все это помогает восстановить события прошлых лет, вспомнить учителей и учеников, которые когда-то занимались в тех же классах, выходили к доске, гордились полученными пятерками.

Благодаря стремлениям молодого директора в 2004 году школа № 79 приобретает новый статус – МБОУ “Гимназия № 13”.

– В жизни каждого человека школа занимает особенное место. Здесь каждый из нас учится не только читать и писать, но и понимать людей, дарить радость, делать добро, – говорит Светлана Денисова. – Да, учеба стоит на первом месте, однако коллектив должен жить интересной и творческой жизнью. У нас есть свой экологический клуб, его ведет Маргарита Телеганова.

Кроме “Бригантины” выходят газеты “Тринашка” и “Журавушка”. В 2016-м был возрожден кукольный театр, им руководит Эльвира Белобородова. В этом году он стал победителем конкурса “Времен связующая нить”. Работают театральные студии для старшеклассников и малышей. Участники киностудии создают замечательные мульт-фильмы, снимают документальные фильмы и игровое кино.

Гимназия № 13 специализируется на углубленном изучении предметов гуманитарного профиля – русском языке, литературе, истории, обществознании, иностранных языках. Гимназисты участвуют во всероссийских и региональных олимпиадах, выступают на научно-практических конференциях.

Кажется, что сегодня у молодежи востребованы лишь IT-технологии, но это не так. Многие дети сохраняют большой интерес к углубленному изучению предметов гуманитарного профиля, ведь они учат думать, грамотно писать и говорить.

Культура речи открывает путь на телевидение, в образование, политику.

– Самое главное – мы хотим, чтобы наши дети были добрыми, честными и порядочными. Чтобы им было комфортно в школе, чтобы они с радостью приходили на занятия, – считает Светлана Денисова.

Однако и IT-технологии не забыты. В новом учебном году в гимназии открыт информационно-технологический класс, инициатива его создания исходила от выпускников девятых классов и их родителей. Математикой, информатикой и моделированием с ребятами будут заниматься молодые педагоги из педуниверситета. Участники настроены на самые высокие результаты.

Прямая речь

Светлана Денисова, директор гимназии МБОУ “Гимназия № 13”:

– Наши выпускники постоянно пополняют ряды тех, кто трудится на благо нашей великой Родины. Среди них есть рабочие и предприниматели, врачи и педагоги, ученые и спортсмены, музыканты и инженеры.

Ребята работают по всей территории России, многие из них очень успешны.

Всем нашим ученикам коллектив учителей желает здоровья, уверенности, материального и семейного благополучия и, конечно же, сохранить постоянное стремление к новым знаниям!

Встречай, учи и снова расставайся…

– Педагогический коллектив гимназии чрезвычайно многогранен, – рассказывает Светлана Денисова. – Особенно радует, что к нам возвращаются наши бывшие ученики. Сегодня у нас работают двенадцать выпускников, есть ветераны, которых мы все любим.

Это учитель немецкого языка Анна Сергеевна Луцкая и библиотекарь Валентина Яковлевна Портнягина. Они всю свою жизнь посвятили работе с детьми. Александр Алексеевич Кузнецов окончил нашу школу, получил диплом педагога и тридцать лет проработал учителем.

В настоящее время он является заместителем директора.

Многие родители хотели бы, чтобы их дети учились в гимназии № 13, но желающих гораздо больше чем свободных мест. В 2016 году было набрано пять первых классов, и можно было набирать еще, но мест нет – гимназия уже работает в две полные смены.

Принимая первоклассников, отдавали предпочтение детям своих выпускников, и тем, чьи братья и сестры уже учатся в гимназии. За восемьдесят лет здесь получили образование целые семейные династии – от дедушек и бабушек до внуков и правнуков.

Еще одна традиция – регулярные встречи выпускников. Собираются классами по годам выпуска. Каждые пять лет гимназия торжественно отмечает юбилеи. В этом году, в связи с большим числом участников, праздник решено проводить на двух площадках.

22 октября в клубе “Отдых” соберутся бывшие выпускники. Их придут поздравить старшеклассники, они уже готовят большую концертную программу. Кстати, свою программу покажут и педагоги, но ее содержание держится в секрете.

30 сентября в театрально-развлекательном комплексе “Евразия” состоится праздник для сегодняшних гимназистов. Запланирован концерт, чествование и награждение учителей, а также “звезд” гимназии.

В каждом классе будет выбран лидер, о котором расскажут со сцены. На праздник приглашены почетные гости, в том числе выпускники прошлых лет, учителя-ветераны.

Рабочее название мероприятия – “Твой след в истории гимназии”.

За восемьдесят лет школой № 79, а затем и гимназией № 13 пройден нелегкий, но интересный и плодотворный путь. Юбилей – лишь начало нового этапа в истории, героями которой станут сегодняшние ученики.

На правах рекламы

Источник: https://rg.ru/2016/09/15/reg-sibfo/novosibirskaia-gimnaziia-13-otmetit-80-letie.html

Защищаем права ребенка в школе

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Вправе ли родители требовать замены учителя, классного руководителя?

Бывает, что недостаток взаимопонимания родителей и педагога находит свое выражение в  обращении родителей к администрации школы с требованием замены учителя либо классного руководителя или с просьбой перевести ребенка от одного учителя к другому. Как это выглядит в рамках действующего законодательства?

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон об образовании) единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководительобразовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Согласно квалификационной характеристике (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г.) директор школы формирует контингент обучающихся, утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательного учреждения; осуществляет подбор и расстановку кадров; обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с общественностью, родителями (законными представителями) несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 28 закона об образовании в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей.
В то же время статьями 34 и 44 закона об образовании, определяющими права и обязанности родителей и обучающихся, обучающимся и их родителям (законным представителям) право выбора педагога не предоставлено, а ст. 47 учителям гарантируется свобода преподавания.
Также ст. 54 определение личности преподавателя не отнесено к обязательным условиям заключаемых договоров с родителями при оказании платных образовательных услуг.
Вместе с тем в соответствии со ст. 44 закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; защищать права и законные интересы обучающихся, как это предусмотрено ст.45 этого закона, в том числе:
направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
В рамках статьей 44 и 45 закона об образовании в случае возникновения у родителей (законных представителей) претензий к педагогической деятельности учителя они вправе обратиться с заявлением на имя директора школы. Администрация школы обязана не позднее 30 дней провести служебную проверку заявления и предоставить ответ заявителям.При выявлении нарушений со стороны педагога он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе уволен от занимаемой должности.

Согласно ст.

28 закона об образовании за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, согласно законодательству родители не обладают правом выбирать учителя, классного руководителя, но они могут высказывать свои пожелания. Решение в данном случае полностью зависит от администрации школы, которая может учесть или не учесть мнение родителей.
Родители могут обращаться к директору с просьбой замены учителя, классного руководителя, перевести их ребенка к другому учителю, если это является единственным способом разрешения конфликтной ситуации, но не могут настаивать на переводе в другой класс чужого ребенка, ибо Законом не предусматривается защита своих прав за счет ущемления прав и интересов другого.

Источник: https://eduinspector.ru/2018/06/12/vprave-li-roditeli-trebovat-zameny-uchitelya-klassnogo-rukovoditelya/