В 2018 г. изменились правила заполнения путевого листа для легкового автотранспорта. Детальный разбор того, кому необходима эта бумага и как её правильно заполнять, содержится в статье.
Содержание
- 0.1 Кому и зачем нужны путевые листы
- 0.2 Что должен иметь при себе водитель
- 0.3 Кто заполняет бланк
- 0.4 Оформление документа
- 0.5 Ответственность за ошибки
- 0.6 Можно ли обойтись без путевого листа
- 0.7 Сколько времени хранить документ
- 1 В организации используется автомобиль: 8 ответов на актуальные вопросы
- 2 Гибдд охотится на водителей без доверенностей и путевых листов
- 3 Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром
- 4 Правила использования путевых листов в 2020 году
- 4.1 Путевой лист в ПДД
- 4.2 Зачем нужен путевой лист?
- 4.3 Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?
- 4.4 Когда заполнение путевого листа обязательно?
- 4.5 На сколько выдается путевка?
- 4.6 Отметка медика
- 4.7 Отметка технического контролера
- 4.8 Как заполнить путевой лист?
- 4.9 Штраф за отсутствие путевого листа
Кому и зачем нужны путевые листы
Обратиться к особенностям использования путевого листа заставляют участившиеся случаи проверки его на автомагистралях работниками ГИБДД. Чтобы отстоять свои права, водителю необходимо чётко знать, обязан ли он иметь при себе этот документ и как его правильно заполнять.
О таком понятии, как путевой лист в Правилах дорожного движения (ПДД) упоминается лишь единожды — в п. 2.1.1. В нём указывается, что водитель среди прочих бумаг обязан в поездку брать этот документ и, если этого требует работник ГИБДД, предъявить его.
Речь идёт об управляющих автотранспортом, которые осуществляют перевозку пассажиров или багажа с коммерческими целями.
Путевой лист требуется для ведения бухгалтерского учёта компании, специализирующейся на перевозках, а также для налоговой службы в качестве оправдательной документации, подтверждающей использование горюче-смазочных материалов (ГСМ) определённым автотранспортом для производственных целей.
На его основе рассчитывается, сколько потрачено топлива, и сумма уплачиваемых налогов. Если такой документ отсутствует, то бухгалтер не сможет включить затраты на ГСМ в расходы при расчёте налогообложения прибыли.
Что должен иметь при себе водитель
Управляющему легковым автотранспортом при осуществлении коммерческого рейса нужен такой пакет документов:
- удостоверение водителя или временное разрешение на его вождение;
- документы о регистрации транспортного средства (ТС) и прицепа;
- разрешительная документация на ведение коммерческой деятельности на легковом авто по перевозке людей и грузов;
- путевой лист;
- лицензионная карточка;
- необходимая документация на груз, указанная в правилах его перевозки;
- полис ОСАГО.
Кто заполняет бланк
Путевой лист может быть заполнен как на один рабочий день, так и на всё время осуществления рейса. Согласно п. 10 приказа Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», бланк выписывается до старта поездки.
Он выдаётся на один день, если на протяжении этого времени делается одна или несколько рейсовых поездок, а также на несколько суток, если рейс длится длительное время.
Организации, которые осуществляют перевозки и их машины ежедневно по окончании рабочего времени возвращаются в парк, должны оформлять документ ежедневно. Если предприниматель сам управляет авто, то путевой лист он заполняет самостоятельно.
При осуществлении поездок водителями по найму документальную бумагу выдаёт специально уполномоченный сотрудник. На заполненном бланке обязательно следует проставить штамп организации.
Важно!Предрейсовый и предсменный техконтроль ТС авто является обязательным, если в салоне перевозится один и больше пассажиров и груз.
Оформление документа
В 2019 г. нет единой установленной формы или бланка путевого листа. Каждый перевозчик может разработать его самостоятельно, воспользовавшись рекомендациями и внеся обязательные графы:
- номер документа;
- длительность его действия;
- данные о юрлице, которое владеет транспортом;
- сведения о ТС;
- информация об управляющем автотранспортом.
Пример заполнения бланка.
В документальной бумаге обязательно должны присутствовать отметки о том, что ТС прошло проверку на исправность, а водитель — предрейсовый медицинский осмотр. Техосмотр подтверждает подпись механика, медосмотр — подпись медработника.
Скачать бланк путевого листа автомобиля
Ответственность за ошибки
Ответственными за оформление документации выступают руководитель организации или индивидуальный предприниматель, а также люди, которые принимают участие в его заполнении, т.е. уполномоченный по выписыванию листов сотрудника, механик и медработник.
Важно!Отображение маршрута передвижения для легкового авто в путевом листе не является обязательным.
В случае допущения ошибок при составлении документации она не может быть включена в графу затрат на покупку ГСМ при описании расходов в целях обложения налогами прибыли. Если водитель был остановлен ГИБДД и не смог предъявить путевой лист, то ему могут выдвинуть предупреждение или оштрафовать на 500 руб. (ст. 12.3. ч. 2 КоАП). Чаще всего работники ГИБДД при таком нарушении выписывают штраф.
Можно ли обойтись без путевого листа
Путевой лист обязательно следует иметь управляющему автотранспортом, если он перевозит людей, багаж или груз за плату.
Рассматриваемый документ не требуется в следующих ситуациях:
- при осуществлении поездки на легковом ТС, принадлежащем физлицу, с личными целями;
- при передвижении на авто, оформленном на фирму, если оно не осуществляет в этот момент коммерческий рейс, т. е. в его салоне нет пассажиров, багажа и груза, а эксплуатируется для внутренних нужд компании-владельца ТС;
- при передвижении на авто, оформленном на юрлицо, если в компании не ведётся учёт расхода топлива.
Объяснения требует последний пункт. Так, если предприниматель работает по упрощённой схеме налогообложения, уплачивает фиксированный налог, который не зависит от того, сколько ГСМ затрачивается на осуществление деятельности, то путевой документ он может не оформлять.
Сколько времени хранить документ
После осуществления рейса или рабочего дня путевой лист отдаётся в бухгалтерию. Бухгалтер собирает документацию и подшивает её в отдельную папку. Хранение её осуществляется на протяжении пяти лет. После этого она может быть перемещена в архив.
Итак, путевой лист — это необходимая документальная бумага для юрлиц, если их видом деятельности является перевозка легковыми авто людей и грузов. Строго установленной формы для него сегодня не предусмотрено. Каждый предприниматель может разработать его под себя, внеся при этом обязательную информацию.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Источник: https://auto.today/bok/14572-kto-dolzhen-zapolnyat-putevoy-list.html
В организации используется автомобиль: 8 ответов на актуальные вопросы
Путевой лист при командировке на стыке месяцев
Водитель транспортной организации будет направлен в командировку для доставки груза 29 февраля сроком на 3 дня.
Как правильно оформить путевые листы на период командировки, которая приходится на стык 2 месяцев? Как в таком случае правильно произвести списание горюче-смазочных материалов?
По общему правилу путевой лист |*| оформляется водителю на 1 рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы.
На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток (п.
5 Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138; далее – Инструкция № 138, постановление № 138).
* Информация об оформлении путевых листов при использовании служебных легковых автомобилей доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Срок, на который оформляется путевой лист служебного легкового автомобиля, устанавливает организация.
Следовательно, путевой лист грузового автомобиля оформляется на срок командировки (рейса). При перевозке сроком более суток оформление путевых листов ежедневно не предусмотрено.
В данной ситуации срок командировки приходится на 2 смежных месяца, что осложняет списание горюче-смазочных материалов за февраль.
Напомним, что основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период.
Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ведущий оперативный учет горюче-смазочных материалов, делает соответствующую отметку (п.
83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133; далее – Инструкция № 133).
Следовательно, если командировка водителя начинается в одном месяце, а заканчивается в другом, то на конец месяца топливо, израсходованное в этом рейсе, не может быть списано. Оно оказывается в остатке по данным бухгалтерского учета.
При прибытии автомобиля из рейса в следующем месяце водитель обязан сдать в соответствующую службу организации путевой лист, на основании которого (на дату его «закрытия», т.е. на дату завершения командировки) будет отражено списание топлива в учетных регистрах оперативного учета (ведомости или карточке учета топлива).
Согласно указанным документам соответствующие записи будут сделаны и в бухгалтерском учете.
Пробег автомобиля учитывается в милях
В служебных целях организация использует легковой автомобиль, на котором пробег учитывается в милях.
Имеет ли право организация заполнять данные о пробеге автомобиля в милях?
Путевой лист легкового автомобиля должен заполняться в соответствии с Инструкцией о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
Путевой лист легкового автомобиля должен содержать следующие сведения (п. 3 Инструкции № 25):
– период действия путевого листа;
– наименование автомобильного перевозчика (штамп (печать) перевозчика);
– марку и регистрационный знак автомобиля;
– данные о водителе;
– отметки о прохождении водителем медицинского осмотра;
– отметки о техническом состоянии автомобиля;
– данные о показаниях спидометра и времени выезда (возвращения) автомобиля;
– данные о движении топливно-смазочных материалов;
– отметки водителя и уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, удостоверяющие прием и сдачу автомобиля;
– иные отметки уполномоченных лиц автомобильного перевозчика, оформляющих путевой лист.
Таким образом, обязательным является указание в путевом листе информации о показаниях спидометра. Однако Инструкция № 25 не содержит требования, чтобы эти данные указывались обязательно в километрах.
Если в автомобиле показания спидометра выражены в милях, то и в путевом листе их следует отражать в милях.
Организация вправе, но не обязана в качестве дополнительной информации осуществлять перевод этих показаний в километры (например, через дробь).
По мнению автора, организация имеет право рассчитать норму расхода топлива в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.
2008 № 141 (далее – Инструкция № 141), на 100 км, затем перевести ее на 100 миль. Данный расчет необходимо отразить в приказе на установление норм расхода топлива. В путевом листе будет отражаться пробег (показания спидометра) в милях. В гр.
7 и 24 «Пробег, км» пробег в таком случае указывается в милях, в слово «км» следует зачеркнуть и проставить слово «миль».
Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации. Требований приказа, а также ограничений на установление нормы расхода топлива не на 100 км, а на 100 миль Инструкция № 141 не содержит.
Использование автомобиля в выходной день
Водитель служебного легкового автомобиля обратился с заявлением к руководителю организации с просьбой разрешить ему воспользоваться этим автомобилем в выходные дни.
Необходимо ли оформлять путевой лист на такую поездку?
Служебный автомобиль, принадлежащий организации, должен использоваться исключительно для служебных поездок. Если же такой автомобиль используется для нужд работника организации, то в первую очередь необходимо установить, на каком правовом основании это будет происходить.
Так, автомобиль может быть предоставлен работнику в аренду, в безвозмездное пользование и т.д. Взаимоотношения между работником и организацией в такой ситуации должны быть оформлены соответствующим договором (например, договором аренды, договором безвозмездного пользования и т.д.
).
Путевой лист в этом случае не оформляется, так как автомобиль передан физическому лицу, на которого обязанности по его заполнению законодательством не возложены. Использование автомобиля физическим лицом будет осуществляться на основании регистрационных документов на автомобиль, а также на основании договора, заключенного между этим физическим лицом и организацией.
Пробега за день нет
Водитель грузового автомобиля был допущен к выезду, однако по техническим причинам в течение рабочего дня он не выехал на выполнение служебного задания.
Следует ли оформлять путевой лист в такой ситуации?
Общее правило гласит, что путевой лист оформляется водителю на 1 рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. Порядок оформления путевого листа при выполнении автомобильных перевозок грузов установлен Инструкцией № 138.
Если по каким-либо причинам фактический пробег автомобиля в течение срока действия путевого листа отсутствовал, то в путевом листе дублируются начальные и конечные данные спидометра. Остаток топлива в баке повторяется с предыдущего путевого листа; время выезда, возращения, пробег за день, расход топлива указываются прочерком.
Перевозка грузов легковым автомобилем
Организация форму путевого листа легкового автомобиля разработала самостоятельно на месяц. На этом автомобиле периодически перевозятся грузы.
При выписке одного путевого листа на месяц правомерно ли указывать его номер в товарно-транспортной накладной (ТТН-1) в течение всего месяца?
Порядок оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, в т.ч. порядок оформления путевого листа легкового автомобиля, установлен Инструкцией № 25.
В строке «К путевому листу №» товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 |*| указывается номер путевого листа, к которому прикладывается накладная ТТН-1 (п. 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192).
* Информация об особенностях заполнения первичных учетных документов доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Таким образом, в накладной ТТН-1 указывается номер путевого листа, который выписан при перевозке груза, оформленной данной накладной. Если перевозка груза осуществляется на легковом автомобиле, на работу которого оформлен 1 путевой лист на месяц, то в накладных на перевозку грузов на данном автомобиле в течение всего месяца указывается номер этого путевого листа.
Возможность использовать старые бланки
Постановлением № 138 предусмотрено, что бланки путевых листов отдельных форм, изготовленные до вступления в силу указанного постановления, являются действительными до их полного использования.
Имеет ли право организация использовать в 2016 г. бланки ранее приобретенных путевых листов, утвержденные постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.03.2000 № 31, которыми оформляется работа грузовых автомобилей?
Обратимся к нормам п. 2 постановления № 138.
Им установлено, что бланки путевых листов форм 1 (р), 1 (н), 2 (р), 2 (н), 3 (с), 3 (п), 4–7 и бланки формы ТР-132 «Заказ-поручение», изготовленные до вступления в силу названного постановления, являются действительными до их полного использования. Данная норма действует в настоящее время, поэтому организация вправе использовать путевые листы указанных форм до их полного использования.
Справочно: путевыми листами форм 3 (с), 3 (п), 4 оформляется работа грузового транспорта во внутриреспубликанских и международных перевозках.
Расход топлива: сколько знаков после запятой?
При определении количества использованного топлива |*| (путем умножения пробега автомобиля на норму списания топлива) порой получаются цифры с десятичным знаком после запятой.
* Информация об особенностях учета ГСМ доступна для подписчиков электронного «ГБ»
С какой точностью (сколько знаков после запятой) полагается вести учет расхода автомобильного топлива?
Порядок отражения в бухгалтерском учете горюче-смазочных материалов изложен в гл. 4 Инструкции № 133.
Так, оприходование горюче-смазочных материалов производится на основании товарно-транспортной накладной и других первичных учетных документов. Таким образом, поступление топлива отражается в количестве (с учетом дробности целых чисел), указанном поставщиком (п. 76 Инструкции № 133).
На вопрос, с какой же точностью (сколько знаков после запятой) следует отражать расход топлива, нормативные документы, в т.ч. Инструкция № 133, не дают ответа.
По этой причине советуем руководствоваться положениями п. 5 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.
2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»: если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок организация разрабатывает самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
По мнению автора, порядок учета расхода топлива с точки зрения значения дробности показателей целесообразно отразить в учетной политике организации.
При принятии указанного решения организация может основываться, например, на порядке, применяемом поставщиками и отражаемом ими в оформляемых первичных учетных документах на отпуск топлива; на возможности определения величины остатков топлива при проведении инвентаризации и т.д.
Норма расхода топлива и характеристика автомобиля
В организации используется легковой автомобиль, списание топлива осуществляется на основании линейных норм топлива для этого автомобиля, но характеристика автомобиля (двигатель) по коду VIN не совпадает с фактическими данными технического паспорта.
Имеет ли право организация стоимость топлива относить на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
При налогообложении прибыли не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Постановлением Минтранса Республики Беларусь от 06.01.
2012 № 3 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» предусмотрены нормы расхода топлива на транспортные средства в зависимости от марки и модели автомобиля, а также от мощности его двигателя. Аналогичным образом представлены нормы расхода топлива и в иных документах Минтранса.
Следовательно, норма расхода топлива считается установленной в случае, если характеристики автомобиля полностью соответствуют указанным в документах Минтранса Республики Беларусь марке, модели автомобиля, а также мощности его двигателя. Если такого соответствия нет, необходимо пройти процедуру установления нормы расхода топлива, предусмотренную п. 7 Инструкции № 141.
Если есть сомнения в достоверности данных технической документации на автомобиль, необходимо предпринять действия с целью выявления действительных технических характеристик автомобиля (направить запрос производителю, официальному представителю и т.п.).
Если же такое несоответствие выявят контрольные органы, то вполне вероятно, что стоимость списанного на затраты топлива без наличия утвержденных Минтрансом Республики Беларусь норм расхода будет исключена из состава затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/v-organizatsii-ispolzuetsya-avtomobil-8
Гибдд охотится на водителей без доверенностей и путевых листов
Уже три года прошло с тех пор, как в России были отменены доверенности на управление автомобилем. Однако, в последнее время инспекторы ГИБДД снова стали спрашивать доверенности у водителей служебных автомобилей.
И хотя штраф за отсутствие доверенности отменён, инспектор может попросить показать путевой лист.
Если его нет, водитель может быть оштрафован на 500 рублей, а организация, на которую зарегистрирован автомоблиь – до 100 тысяч рублей.
Поэтому, если вы садитесь за руль служебного автомобиля без путевого листа, позаботьтесь о том, чтобы у вас была с собой доверенность. Без неё вы не сможете ни забрать машину со штрафстоянки, ни пообщаться с дилерами или страховщиками.
Для чего может понадобиться доверенность?
— На штрафстоянке
— в автосервисе
— при регистрационных действиях в ГИБДД
— при оформлении страховки
Ещё один важный нюанс, о котором забывают руководители корпоративных автопарков, отказываясь от доверенности — ответственность.
Следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании управляя служебным транспортом попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 ГК РФ, ложится на владельца автомобиля, то есть на компанию.
Но если будет доказано, что водитель не был связан с компанией трудовым договором и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет он сам.
Таким образом, если компания выдала своему водителю доверенность, да ещё и подкрепила её актом приёма-передачи, она не будет нести ответственность за действия своего сотрудника на дороге.
Частным лицам также не нужно забывать о том, что если они передают личную машину знакомым или родственникам, грамотно составленная доверенность обезопасит владельца автомобиля от многих возможных неприятностей.
По действующим на сегодня (декабрь 2015) правилам, водитель не обязан предъявлять сотруднику ГИБДД доверенность. Но и запрета на предъявление доверенности нет. Другое дело, что инспектора будет интересовать не только доверенность.
Когда три года назад ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что право на управление автомобилем будет подтверждаться страховым полисом ОСАГО. Однако у корпоративных автомобилей страховка часто бывает с неограниченным числом водителей — и единственным документом для подтверждения права на управление остаётся путевой лист.
В каких ситуациях инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?
— Если автомобиль принадлежит юридическому лицу;
— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;
— если водитель едет с грузом;
— если в служебном автомобиле находятся пассажиры
По правилам, в путевом листе указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, а также отметки механика и медработника, выпустивших машину на линию или в рейс. В соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД “в установленных случаях” инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя предъявить путевой лист.
Многие водители ошибочно считают, что путевые листы нужны только водителям грузовиков, автобусов или такси. А разъезжать по своим делам на корпоративной легковушке можно и без этого документа. Причина этого заблуждения кроется именно в той самой формулировке “установленные случаи”.
В ПДД эти самые случаи не описаны, но описаны в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года.
Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152.
Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах.
Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются. И многие суды часто становятся на сторону компаний, которые были оштрафованы за отсутствие у их сотрудников путевых листов.
Так можно ли ездить без путевого листа?
Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.
Верховный суд исходил из более широкой трактовки понятия “пассажир”, которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.).
Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него.
И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.
Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».
При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!
Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло».
А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.
Источник: https://id20.ru/news/gibdd-ohotitsya-na-voditelei-bez-doverennostei-i-putevyh-listov.html
Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром
Директор управляет служебным автомобилем. Во многих организациях директора и руководители экономят на штате личного водителя и управляют служебным автомобилем сами.
Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант
Но, я рассмотрю вопрос в разрезе именно обеспечения безопасности дорожного движения.
Неоторые думают что это очень просто: отдал служебный авто директору и все.
Некоторые идут еще дальше: личный автомобиль сдают своей же организации в аренду, и не понимают, что в результате этих шагов они «вошли» в правовое поле обеспечения безопасности дорожного движения.
Теперь директору, управляющему служебным автомобилем , надо проходить стажировку, инструктажи, периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Соответственно, и выпуск на линию необходимо осуществлять каждый день.
А если это единственный автомобиль в организации, то директор становится ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и надо подумать кому делегировать эти полномочия.
Что делать? На кого ляжет ответственность при ДТП?
Мне однажды задали еще один интересный вопрос:
…Наше начальство все время ссылается на доверенности, выданные нашей организацией на право пользования ТС. Но какой приоритет она дает ответственному лицу за БДД, освобождает ли от ответственности или теперь они обеспечивают БДД сами? И если у нас 10 сотрудников постоянно водят автомобили по доверенности, то нужно ли включать пункты должностной инструкции водителя в их инструкции?
…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»
Переходим ЗДЕСЬ
ДИРЕКТОР И ДОВЕРЕННОСТЬ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Давайте сначала закроем вопрос с доверенностями. Между доверенностью на право управлением автомобилем и ответственностью за БДД нет вообще никакой связи.
Потому, что Доверенность дает всего лишь ПРАВО пользоваться (а точнее управлять) автомобилем.
А есть ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать БДД в организации.
И эту обязанность руководитель может делегировать вместе с ответственностью не по доверенности, а только Приказом на компетентное лицо.
И управление автомобилем не является мероприятием, направленным на обеспечение БДД, так как обеспечение БДД — это мероприятие направленное на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий).
Поэтому неверно думать, что, если вы дали водителю доверенность на управление служебным автомобилем, значит он занимается вопросом обеспечения БДД.
Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора.
Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:
- Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
- Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.
- К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
Подробнее…
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДИРЕКТОР ВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ
Если генеральный директор на служебном автомобиле совершит ДТП с пострадавшими, то к ответственности могут привлечь его как водителя, его как руководителя организации (обязан обеспечить БДД), и вас как ответственное лицо непосредственно уполномоченное проводить все соответствующие мероприятия (у вас есть должностная инструкция и есть Приказ).
У очень многих неверное представление о том, кто такой водитель. Многие полагают, что водитель — это штатный водитель.
А если начальник управляет служебным авто, то это не водитель по штату, значит мероприятия по отношению к нему (стажировка, инструктаж, обучение) проводить не надо.
Это не так.
Согласно статьи 2 ФЗ-196 «О БДД» водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому «водителя» надо понимать не как штатного водителя, а как любого сотрудника, управляющего транспортным средством. А если точнее выполняющего функции водителя.
Директор, управляя служебным автомобилем, кроме обязанностей директора, выполняет работу водителя. Потому управление автомобилем это функции не директора, а это функции водителя.
Поэтому у любого сотрудника, управляющего служебным автомобилем (не важно директор он или начальник, или специалист или водитель), в должностной инструкции должны быть прописаны функции (обязанности) водителя.
Но мало считать директора водителем. Необходимо проводить с ним все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством.
Поймите, что служебный автомобиль и функции управления им (то есть функции водителя) неразрывно связаны. Поэтому если любой сотрудник начинает управлять служебным автомобилем, то он автоматически принимает на себя функции водителя.
То есть он становится водителем, к которому предъявляются требования. Потому что автомобиль — это не рабочий кабинет или рабочий стол. Это источник повышенной опасности.
- К сведению!Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
Подробнее…
Мне как-то задали вопрос. А есть ли закон, обязывающий вносить в должностную инструкцию должностных лиц, управляющих служебным автомобилем, обязанности водителя.
А ссылки на такой закон нет. Это вытекает из логики. Приведу показательный пример из смежной области: вы принимаете на работу дворника с должностной инструкцией дворника, но по факту он у вас еще и токарь — подрабатывает на станке.
Первый момент. Спросить с него за результат его работы как токаря и за исправность станка, который он эксплуатирует, вы сможете только если у него в должностной инструкции будут обязанности токаря и ответственность токаря.
Второй момент. Для того чтобы работать на станке (опасном производственном объекте) необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти стажировку, инструктажи и регулярные медицинские осмотры.
Риск второго момента заключается в том, что если дворнику оторвет палец на токарном станке, то при разборе несчастного случая специальной комиссией выяснится, что дворник:
- Не имел квалификации;
- Не проходил стажировку;
- Не проходил инструктажи;
- Не проходил регулярные медицинские осмотры;
- И вообще у руководства не было основания допускать его к токарному станку, так как у него нет в должностной инструкции обязанностей, прав и ответственности токаря
Если вы проведете аналогию со связкой «директор-водитель» и «токарный станок-автомобиль» вы все поймете.
ВЫВОД и КОНКРЕТНОЕ РЕШЕНИЕ:
- Поэтому либо директор проходит все мероприятия как водитель (инструктажи, стажировки, медосмотры и т.д.) или нанимайте штатного водителя. Либо делайте ход конем: отдавайте служебный автомобиль в аренду директору. Только скорее всего ваша бухгалтерия не пропустит этот вопрос. Но это уже отдельная тема.
…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение.
Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.
Источник: http://trans-co.ru/?p=5308
Правила использования путевых листов в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о путевом листе – документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.
Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:
Рассмотрим данные вопросы поподробнее.
Путевой лист в ПДД
В ПДД 2019 года года фраза “путевой лист” употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:…
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
При этом “установленные случаи” в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.
Зачем нужен путевой лист?
Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.
Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.
Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?
Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:
1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.
2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.
Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы.
Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к.
это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.
При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.
Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.
Когда заполнение путевого листа обязательно?
Рассмотрим статью 6 федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:
Статья 6. Путевые листы
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:
- перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов.
Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:
1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
12) пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
На сколько выдается путевка?
Ежедневное заполнение путевых листов – довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?
Ответ на него дается в пункте 10 приказа министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”:
10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Таким образом, путевой лист выдается:
- на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
- на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.
Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.
Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.
Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.
Отметка медика
Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.
Предрейсовый медицинский осмотр
Отметка технического контролера
Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:
Предрейсовый технический контроль
Как заполнить путевой лист?
В 2019 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.
Инструкция по оформлению путевого листа
Штраф за отсутствие путевого листа
Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, – штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Удачи на дорогах!
Источник: https://pddmaster.ru/avtomobili/osobennosti-ispolzovaniya-putevyh-listov.html