Нужно ли проходить переподготовку на специальность учителя?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Содержание

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

Очевидное-невероятное: «отменив» педобразование, Минпрос объявил чрезвычайное положение

Несколько дней назад произошло событие, которое осталось незамеченным для большинства: Минпрос дал разъяснение, что учителям не обязательно иметь педагогическое образование. Т.е. теперь будут брать на работу учителем с любыми дипломами, лишь бы они были – техническими, экономическими, менеджерскими. Но связанными с преподаваемым предметом. О чем говорит то, что произошло?

Ну, во-первых, долгие годы условие педагогического образования для учителя было решающим условием приема на работу, а при аккредитации учебного заведения – наличие педагогического образования у учителей. Также это важное требование ФГОС: в условиях, обеспечивающих качество обучения, указывалось наличие педагогического образования у учителя. 

Множество людей, которые хотели стать учителями, но не имели диплома, были вынуждены затрачивать огромные средства и время на обучение в педвузах (на заочном, например, отделении). Посылали в вузы своих работников и школы, если хотели пройти аккредитацию без замечаний по кадрам, что учителя не имеют высшего педагогического образования. И вот теперь это требование отменено…

Так что как минимум это воспринимается как вопиющая несправедливость. А как максимум – как утверждение о ненужности педагогического образования… А на самом деле, это – объявление в образовании чрезвычайного положения, или белый флаг полной и безоговорочной капитуляции, пробитие дна. 

Что могло породить эту ситуацию? Только то, что в разных регионах выявилась недостача педагогов, имеющих педагогическое образование. Попросту, там некому вести уроки, они пропадают, в аттестатах детям ставят прочерк.

Собственно, так и было еще со времен СССР в части сельских школ. И как-то с этим мирились. Но теперь, благодаря собственному законодательству, любая районная прокуратура может опротестовать выдачу аттестатов как незаконную. Потому что, святая-святых, образовательная программа не выполнена полностью. По часам по предметам. 

Особая проблема была в мелких сельских школах, обеспечивающих стабильность сел. А теперь эти мелкие школы ликвидированы (десятки тысяч!), и села стали хиреть, а их жители уезжать в города, чтобы дать детям образование. А педагогов не хватает уже в достаточно крупных школах в городах.

Касается это в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока, и, как ни странно, Москвы и Петербурга. Педагоги из пригородов предпочитают работать в крупных городах.

А в самих Москве и Петербурге действует практика «черных меток», при которой нелояльные к директорам-самодурам педагоги, имеющие собственное мнение, выдавливаются из профессии, создавая дефицит педагогов в школах уже в столицах. На смену им приезжают другие, из регионов, и там тоже возникает дефицит педагогов.

Еще в ноябре 2017 года я написал заметку на Педсовете, в которой прогнозировал, что через пару лет педагогов станет остро не хватать, и взять их будет неоткуда. 

Тогда же О. Васильева  заявляла, что с педагогами все в порядке, их дефицита нет. Дефицит был, но снижается.

Через год, в июле и декабре 2018 года, она констатировала, что дефицит педагогов по стране все же есть, и в сельских школах он значительный, однако в целом он не превышает 1% общего числа учителей и ситуация постоянно улучшается. При этом в педвузы идет все более подготовленная молодежь, и скоро дефицит учителей, мол, исчезнет.

Надо сказать, что в вопросах дефицита учителей на Васильеву постоянно давит ОНФ – Народный фронт, но она упорно отмахивается от этих предупреждений.

И вот теперь, буквально, «КАРАУЛ!», идите в школу все, кто может. О.Васильева констатировала, что дефицит к 2029 году будет уже огромным, 188 тысяч учителей. И теперь снимаются ограничения по педагогическому образованию. То есть они в-тихую были сняты еще в 2016 году, а теперь ненужность педагогического образования широко пиарится в прессе и в Интернете.

Происходящее ставит все в образовании России с ног на голову и будет иметь крайне негативные последствия.

Сейчас несколько десятков тысяч студентов педагогических вузов по России решают, пойдут ли они на летнюю сессию. Дело в том, что по традиции до половины контингента студентов педагогических вузов – это заочники, которые уже работают учителем или педагогом дополнительного образования где-либо.

Теперь им продолжать обучение в педвузе не имеет смысла. То есть контингент педагогических вузов вот-вот обвалится практически наполовину. Это значит, что нагрузку в педвузах придется сильно сокращать, а также сокращать преподавателей, закрывать факультеты, и даже вузы в целом.

Раз педагогическое образование не нужно – значит не нужно.

Уже сейчас в крупнейших педагогических вузах страны закрываются факультеты. Например, в Тульском педагогическом университете им.Л.Толстого в прошлом году закрыли факультет начального образования. Все, приехали! Кто с дипломом высшего технического, экономического и какого-нибудь еще образования сможет работать с детьми в начальной школе? И сразу по всем предметам?

Конечно, сейчас вот объявили программу «Земский учитель», чтобы как-то залатать прорехи в учительских кадрах в небольших городах. Но откуда возьмутся эти учителя? Из людей, имеющих непрофильное образование? Не думаю, что такие люди надолго задержатся в школах и обеспечат высокое качество обучения. Но других учителей нет, ведь педагогические вузы перестают их готовить.

Понимаю, что можно спорить о качестве учителей и педагогического образования. Совершенно очевидно, что качество знаний учителей и качество подготовки в педвузах неуклонно снижается в последние годы. Не случайно тот же Минпрос и лично С.

Кравцов постоянно продавливает мероприятия по контролю качества подготовки учителей. Чем способствует выдавливанию из школ хорошо подготовленных учителей старших поколений. Плохо подготовленная молодежь же ничего не боится.

Как только подворачивается место работы в офисе, молодые выпускники педвузов без особых размышлений оставляют школу.

Но при всех недостатках педагогического образования, оно давало то, что не дает никакое другое образование в России:

1)      Это хорошие коммуникационные навыки, умение говорить с группой, с классом детей. Нигде, ни в каких других специальностях и направлениях у студентов не развиваются коммуникационные навыки, и они просто не смогут вести уроки, выступать перед классом и родителями.

Ну, за исключением единиц, получающих такую практику в командах КВН и т.п. Именно из-за своих коммуникационных навыков студенты педвузов котируются наравне с выпускниками университетов при приеме на работу в качестве менеджеров или даже выше.

Они могут говорить с клиентами и другими сотрудниками, чему не обучены выпускники классических и технических университетов.

2)      Педагогическая ориентация личности, которая формируется в результате многолетних раздумий о работе учителем, непрерывных практик в школе, которые начинаются еще на 1-м курсе и идут все годы обучения.
Поэтому даже не очень хорошо подготовленный выпускник педагогического вуза как учитель лучше, чем наугад, случайно взятый выпускник университета.

И вот, вместо того, чтобы задуматься, о том, почему стало так плохо с учителями и контингентом педагогических вузов, Минпрос решает проблему по-большевистски: профессионально подготовленных учителей упразднить и взять на их место всех желающих, любителей. Выиграет ли от этого школа? Повысится ли качество образования? Как это отразится на детях?

Уверен, что во всех случаях ответ один – ПЛОХО! Наша школа в очередной раз пробивает дно.

Конечно, есть среди недавно испеченных инженеров, физиков, математиков, филологов, экономистов (которые сами по себе тоже никому не нужны) и такие, кто постепенно станет хорошим учителем. Но таких – немного! Буквально единицы.

Для основной же массы переход в школу станет временной мерой, чтобы «перекантоваться» на время, пока не найдена работа получше.

У большинства этих людей нет личностной ориентации на педагогическую деятельность, на взаимодействие с ребенком, иначе бы они пошли в педвузы. 

Следующими вехами в кадрах будут: врачи без медицинского образования, судьи и прокуроры без юридического, военные без военного…

Переворачивает принятая мера и аккредитационные параметры школ и сам ФГОС.

Федеральный стандарт имел, если кто-то заметил, еще и ту особенность, что формулировал в комплексе требования, обеспечивающие КАЧЕСТВО обучения. То есть триаду: требования к материальному обеспечению учебного процесса, к кадровому.

Ну и требования к результатам подготовки учащихся. Отметьте – к результатам обучения, а не к самим учащимся. То есть учащиеся практически не причем, это школа обязана по стандарту обеспечить учащимся ВОЗМОЖНОСТЬ получения им каких-то знаний.

Но мы это не потянули.

И вот теперь Минпрос делает сразу две интересные вещи: 

1)      Отменяет кадровые требования к обеспечению учебного процесса. Как бы говорит: иди в школу, кто хочет, и учи – как получится. Потому что везде, во всех документах о должностных обязанностях учителя написано: методику учитель выбирает сам. Это его полное право. Материальные требования никогда толком не выполнялись.

2)      Но СОДЕРЖАНИЕ обучения, чему именно учить, мы учителю детально пропишем. В новой версии стандартов. И ни шага влево, ни шага вправо. За это – … А что за это? Непонятно. И проконтролировать это невозможно.

Новоявленные учителя «с улицы», не получившие курса методики по своим предметам, что-то, конечно, буду говорить из того, что написано в учебниках (единственных!), но обучением это не будет.

Вот вам и «единое образовательное пространство»! О каком-либо качество можно забыть.

Пора, пора отменять все эти ФГОСы, которые уже не выполняют своих функций, называть вещи своими именами – у нас теперь единая государственная учебная программа по всем предметам. От чего ушли, к тому и приплыли.

И возвращаемся мы в 1980-е годы. Годы застоя и упадка. Все, что было, было зря. День сурка в масштабах огромной страны и за 30 лет.  А знаете, что последует за этим?

Подписаться на канал автора, Александра Могилева

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ocevidnoe-neveroatnoe-otmeniv-pedobrazovanie-minpros-obavil-crezvycajnoe-polozenie

Профессиональная переподготовка: виды, программы, сроки

Профессиональная переподготовка вызывает множество сомнений: сколько часов должен длится курс, в каком случае лучше выбрать второе высшее, кому подходит такое обучение? В статье мы отвечаем на самые распространённые вопросы об этом виде дополнительного образования.

Профессиональная переподготовка даёт возможность в краткие сроки освоить новую специальность, как правило, смежную с уже имеющейся. Также после прохождения обучения возможна полная смена деятельности.

Отличие от второго высшего образования

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование близки, так как дают новые знания, навыки, и на выходе слушатели получают новую специальность.

Программа курсов профессиональной переподготовки состоит только из профильных предметов, то есть проходить общеобразовательные, например, философию, не придётся. То же справедливо и для второго высшего образования, но только в случае, если вы изучали те же общеобразовательные предметы в рамках первого высшего образования, если их можно перезачесть.

Другие отличия:

  • Второе высшее образование возможно получить, только закончив бакалавриат, магистратуру, ординатуру, аспирантуру. При этом программу переподготовки может освоить человек без высшего образования, имея только среднее профессиональное образование.
  • При поступлении на второе высшее образование необходимо сдавать вступительные экзамены, на курсы профессиональной переподготовки можно поступить без них.
  • Обучение на курсах профессиональной переподготовки занимает от двух месяцев до полутора лет, получение второго высшего образования – три с половиной года.
  • Как правило, курсы профессиональной переподготовки дешевле, нежели второе высшее образование.
  • По ряду специальностей вы не сможете пройти переподготовку без смежного образования. Например, курсы профессиональной переподготовки по медицинским специальностям могут пройти только слушатели со средним специальным или высшим медицинским образованием.

Понять, подойдут ли вам курсы профессиональной переподготовки по той или иной специальности, помогут требования к образованию, указанные в Едином квалификационном справочнике.

Кто может пройти обучение

Курсы профессиональной переподготовки можно пройти:

  • с оконченным высшим образованием: после университета, института, академии;
  • с оконченным средним профессиональным образованием: после техникума или колледжа;
  • во время учёбы в высшем или среднем профессиональным образовательном учреждении.

При выборе программы необходимо внимательно изучить требования к квалификации специалиста, например, переподготовку по специальности «Медицинский психолог» можно пройти, только имея высшее психологическое образование.

Нюансы есть и в получении педагогического образования.

Согласно единому квалификационному справочнику человек, претендующий на должность учителя, должен иметь «высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету … либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении».

То есть человек, изучавший лингвистику в высшем учебном заведении, может претендовать на должность педагога с условием прохождения профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности.

Виды переподготовки

На рынке представлены курсы профессиональной переподготовки с разным сроком обучения, чем же они отличаются друг от друга. Существует два вида профессиональной переподготовки:

  • Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида деятельности, которая позволяет сменить профиль в рамках ранее полученной специальности. Обучение длится более 250 академических часов. В дипломе указывается специальность без присвоения квалификации.
  • Профессиональная подготовка для получения новой квалификации. Как правило, обучение длится более 1000 академических часов, после чего слушателю присваивается новая квалификация. Практически является аналогом второго высшего профессионального образования. В дипломе указывается присвоенная квалификация.

Длительность обучения

Обучение на курсах профессиональной переподготовки не может быть менее 250 академических часов.

Какой документ выдаётся

Образец диплома о профессиональной переподготовке

После окончания обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.

Так могут существовать следующие варианты записей в документах:

  • с наименованием квалификации;
  • с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
  • с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).

Если слушатель находится в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, то диплом он сможет получить только после того, как закончит основное обучение и предъявит подтверждающие документы.

Какие организации могут проводить обучение

Обучение по программам профессиональной переподготовки могут проводить только организации с государственной лицензией на право оказания образовательных услуг. Проверить состояние лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Что нужно знать о профессиональной переподготовке

  1. Обучение по программе профессиональной переподготовки даёт право заниматься новым направлением деятельности.
  2. При выборе между программой переподготовки и вторым высшим образованием руководствуйтесь требованиями к выбранной специальности.

    Их можно найти в Едином квалификационном справочнике и в профессиональный стандартах.

  3. Обязательно проверьте лицензию образовательного учреждения перед тем, как приобрести курс профессиональной переподготовки. Это можно сделать на сайте Рособрнадзора.

Будьте внимательны при выборе образования!

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/professionalnaya-perepodgotovka-vidy-programmy-sroki

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Как стать учителем без педагогического образования?

Получить новую специальность в Амурском областном институте развития образования можно всего за 10 месяцев

Теперь аттестационная комиссия образовательной организации по представлению работодателя вправе рекомендовать человека на работу в школу, если у него нет педагогического образования. Он же при этом должен в это время пройти переподготовку. О том, как можно пройти педагогическую переподготовку, рассказала ректор Амурского областного института развития образования Лидия Дмитриева.

Желающие получить переподготовку

– Лидия Ефимовна, кто имеет возможность пройти переподготовку?

– Первая категория людей – это те, которые имеют среднее профессиональное образование, работают в образовательных организациях, но не имеют педагогического образования. Например, мастера производственного обучения, среди них и электрики, и механики, и технологи.

Они получили в свое время среднее образование, у них достаточный стаж работы в образовательном учреждении, но они не имеют педагогического образования. Они должны пройти обучение и получить диплом о профессиональной переподготовке на право ведения нового вида деятельности. По окончании они будут педагогами профессионального образования.

В таком случае они могут спокойно работать, потому что их квалификация подтверждена, а также они имеют право на получение категории, в том числе первой и второй.

В Приамурье не хватает: педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-медиаторов, менеджеров образования

– А те, кто имеет высшее, но непедагогическое образование, тоже идут на учебу к вам?

– Это как раз вторая группа наших слушателей. Это могут быть юристы, экономисты, работники сельского хозяйства, которые в силу обстоятельств нашли работу в школе. Они не имеют педагогического образования, но их взяли учителями-предметниками по направлениям их подготовки.

Несмотря на то, что они имеют высшее образование, они также должны пройти переподготовку и получить диплом. В будущем они могут быть менеджерами образования, педагогами профильной школы, педагогами профессионального образования – у них более широкий спектр реализации себя.

В конце концов они могут быть социальными педагогами, педагогами-психологами.

– Вы занимаетесь также подготовкой педагогов для работы в дошкольных учреждениях?

– Ну и третья категория – это те, кто работает в дошкольных образовательных учреждениях, так как для работы с маленькими детьми обязательно нужна профессиональная подготовка.

Это очень серьезный вопрос, потому что сейчас проходят проверки штатного расписания и кадрового обеспечения образовательных организаций.

В ходе этой ревизии выясняется, что даже на руководящих должностях в детских садах работают люди, которые по квалификационному списку не имеют на это право. Но эти люди там работают по многу лет, поэтому имеют право пройти переподготовку и продолжить трудиться.

Компромиссы в учебе

После курсов переподготовки учителем может работать и юрист, и фермер

Фото depositphotos.com

– А какие варианты обучения предоставляете слушателям?

– По новому закону есть три вида программ, по которым мы обучаем будущих педагогов: программа основного образования, базовый уровень; дополнительная программа и сетевая программа.

Сейчас существует возможность проводить переподготовку не только очно, но и очно-заочно и дистанционно. Это имеет огромное значение для многих территорий и различных организаций.

Сейчас существует множество сетевых программ, которые позволяют общаться преподавателям и ученикам в онлайн-режиме. Мы садимся в аудиторию и таким образом начитываем курс лекций.

– Сколько по срокам длится переподготовка?

– Раньше программа переподготовки была от 500 часов и выше, сейчас мы ее можем корректировать. Если человек работает в отрасли много лет, но ему не хватает методологической основы своей работы, мы можем обучить его по более сокращенным вариантам программ. Переподготовка в среднем длится 10 месяцев, студенты сдают три сессии по 21 дню.

Теория и практика

– Как занимаются очники на курсах переподготовки?

– Все программы по профпереподготовке модульные, а также есть персонифицированная система по повышению квалификации и переподготовке. Очное обучение – это несколько модулей.

Слушатели обязательно изучают нормативно-правовую часть, затем проводится предметная подготовка, т.е. каждый слушает курс лекций в своей области работы, а также практико-ориентированное направление. Эти модули слагают общую программу.

Иногда модули предлагаются по выбору и подбирается то, что нужно конкретному человеку получить, какие знания ему нужны.

Педагогическая переподготовка стоит 7 тыс. рублей за каждый из трех семестров

– А какая программа для очно-заочной и дистанционной форм обучения?

– В межсессионный период они пишут контрольные работы, курсовые, готовят выпускные работы и сдают экзамены.

– А как проходят практику студенты и как работают над выпускной работой?

– Как правило, выпускные работы пишутся исходя из ситуации, которая складывается в образовательном учреждении слушателя.

В том учреждении, в котором он работает, студент берет аналитические материалы, ведет мониторинг ситуации и делает выводы в своей работе. Практика также нарабатывается на рабочем месте.

Если у студента нет места работы в образовательном учреждении, то мы организуем стажировку.

– Получается, что помогаете с дальнейшим трудоустройством?

– Мы нацеливаем человека на работу, договариваемся с отделом образования, и ему пытаются подобрать место. Мы рекомендуем этого человека, чтобы к нему присмотрелись.

Что в итоге?

После окончания педагогических курсов амурчанам помогают трудоустроиться в местных школах

Фото depositphotos.com

– Какие документы получают на руки выпускники?

– Раньше диплом, который выдавали после прохождения переподготовки, был государственного образца.

Сейчас закон дает право устанавливать образец документа тем учреждениям, в которых эта переподготовка проводится. Т.е.

если человек проходит переподготовку в центре развития образования, то документ установленного образца позволяет ему в будущем работать в любом субъекте России, а не только в Амурской области.

Не имея педагогического образования, могут пройти переподготовку и работать в школе:

1. Специалисты со средним образованием, работающие в школе

2.  Специалисты с высшим непедагогическим образованием, чтобы работать учителями-предметниками или менеджерами образования

3.  Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях

Источник: https://2x2.su/job/article/prohodim-perepodgotovku-i-rabotaem-v-shkole-39382.html