Обязательно ли присутствие педагога психолога?

Правовое положение педагога и психолога по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц

Обязательно ли присутствие педагога психолога?

Правовое положение педагога и психолога по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжшя.

Уголовно-процессуальное законодательство выделяет несколько случаев с участием несовершеннолетних, при которых возможно или обязательно участие педагога и психолога. В первую очередь это проведение допроса несовершеннолетнего.

В частности, при проведении допроса подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Обязательное участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетних лиц, не достигших возраста 16 лет, обусловлено также и тем, что при дальнейшем рассмотрении дела могут возникнуть сомнения в достоверности показаний.

Желательно, чтобы педагог (психолог) по месту своей основной работы имел дело с подростками того же возраста, так как процесс взросления в этот период происходит весьма быстрыми темпами.

Однако данное требование далеко не всегда может быть реализовано на практике.

Помимо традиционного участия психолога в проведении допроса возможно его присутствие и на других следственных действиях: при осмотрах места происшествия, опознании, обыске. Тем не менее законодатель не определил точное и полное правовое положение педагога, а также не указал круг субъектов, которые могут быть допущены к участию в уголовном процессе в этом качестве.

В юридической литературе нередко высказывается мнение, что участие педагога и психолога можно сделать необязательным, поскольку он лишь смущает несовершеннолетнего, а также мешает следователю установить с ним контакт и проводить беседу. Зачастую присутствие педагога на допросе служит помехой, а не подспорьем в установлении психологического контакта с несовершеннолетним.

В поддержку данного заключения сошлемся на результаты исследования, проведенного О.Х. Гали-мовым.

«Каждый четвертый из опрошенных практических работников следствия и дознания отмечает отсутствие у них достаточных знаний в области детской психологии, а среди обстоятельств, которые в наибольшей степени затрудняют работу с малолетними, выделяют низкий интеллектуальный уровень самих подростков (57,5%), склонность детей ко лжи, фантазированию (67,5%), замкнутость, неразговорчи-

вость ребенка (35,2%) и его страх перед взрослыми преступниками (44,7%). Привлечение к уголовному процессу педагога можно рассматривать как позитивную меру, гарантирующую эффективное решение поставленной следователем, дознавателем задачи»1.

Следует учитывать, что несовершеннолетние подозреваемый, обвиняемый обычно испытывают сильное волнение при допросе и проведении других следственных действий. Присутствие близкого человека помогает снять у подростка нервное напряжение.

Системный подход к анализу статей УПК РФ свидетельствует о том, что к допросу такого подозреваемого может привлекаться педагог по аналогии с нормами ст. 191 УПК РФ. На практике следователи весьма редко приглашают педагога для участия в следственных действиях.

На наш взгляд, необходимо расширить перечень случаев, когда участие педагога по делам о преступлениях несовершеннолетних является обязательным, а следовательно, законодательно необходимо расширить перечень случаев привлечения их к уголовному процессу.

Определенные вопросы возникают и при анализе ст. 192 УПК РФ, которая затрагивает процессуальный порядок проведения очной ставки.

С точки зрения психологии данное следственное действие с участием несовершеннолетнего является довольно сложным и требует более глубоких знаний именно от педагога или психолога.

Поскольку очная ставка, как правило, направлена на устранение разногласий в показаниях сторон и установление новых показаний, то участие педагога (психолога) должно носить тот же характер, что и при допросе, хотя данное положение не нашло отражение в действующем УПК.

Вместе с тем отдельные авторы отмечают, что «с учетом возраста несовершеннолетних и особенностей их психики в законе предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие получение от них правдивых и полных показаний, а также облегчающие контакт с несовершеннолетними. Нет никаких оснований делать исключение из общего правила о допросе несовершеннолетних для их допроса на очной ставке»2.

Большую пользу педагог, а также психолог могут оказать в случае, если предварительно проконсультируются у следователя по возникающим у него вопросам с точки зрения тактических особенностей про-

ведения допроса, очной ставки либо иных следственных действий.

Отметим, что педагог (психолог) как полноправный участник следственного действия должен представить следователю для занесения в протокол соответствующих данных о себе (фамилия, имя, отчество, образование, место жительства и работы, должность).

Следователь в свою очередь обязан разъяснить педагогу (психологу) его права и обязанности на всех этапах проведения следственного действия и взять с него подпись.

К правам педагога (психолога) следует прежде всего отнести: право заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, проводимых с его участием; задавать вопросы следователю относительно его действий; задавать вопросы несовершеннолетнему, пользоваться услугами переводчика и др.

При выборе педагога и психолога для участия в следственных действиях особое внимание следует обращать на стаж работы данных специалистов, их возраст, а в отдельных случаях и пол.

Следует учитывать, что участие в процессуальных действиях требует от всех участников повышенного психологического напряжения, поскольку в случае допущения какой-либо ошибки исправить ее последствия бывает крайне затруднительно, а порой и невозможно.

Наша позиция согласуется с точкой зрения других авторов, исследующих данную проблематику.

«Следственные ситуации, возникающие в ходе предварительного расследования, предопределяют необходимость в качественно новых формах участия психолога по делам несовершеннолетних.

Помимо традиционного участия психолога в проведении допроса возможно его участие в других следственных действиях: осмотрах места происшествия, опознании, обыске»3.

Одной из главных задач, которые решает педагог и психолог во время работы с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым (особенно, если он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов), — психологическая подготовка к предстоящему следственному действию, а также склонение его к даче правдивых показаний (или раскаянию).

Педагогом в ходе рассмотрения дела о преступлении с участием несовершеннолетнего может быть лицо, имеющее среднее или высшее педагогическое образование. Не обязательно это лицо должно представлять тот учебный коллектив, где учился или учится несовершеннолетний. Психолог должен иметь специальное образование и желательно быть специалистом в области детской и молодежной психологии.

Расследование по уголовным делам может быть достаточно длительным по времени, возможно, потребуется провести большое количество допросов. При этом от лица, ведущего расследование, требуется обеспечить присутствие одного и того же педагога

(психолога), поскольку знакомый человек может способствовать более эффективному проведению допроса вследствие уже установившегося психологического контакта между подростком и педагогом (психологом).

Представляется, что подобную норму не следует вносить в УПК как обязательное условие уголовного судопроизводства в связи с тем, что в ряде случаев педагог (психолог) может оказаться неспособен в силу каких-либо причин или личных качеств полноценно выполнить возложенные на него обязанности. В то же время данное требование могло бы носить рекомендательный характер.

Деятельность педагогов и психологов должна быть направлена на формирование положительных ценностных установок несовершеннолетних, на поиск наиболее эффективных путей разрешения возникшей неблагоприятной ситуации, связанной с событием преступления.

Педагог и психолог при участии лица, ведущего расследование, должны выработать такую тактику и линию поведения в работе с подростком, найти к нему такой подход, чтобы травмирующее воздействие уголовного процесса оказалось для него как можно менее вредным.

В ходе следственных действий педагог и психолог должны реагировать на действия лица, ведущего следствие, которые могут нанести ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Для этого психолог и педагог должны иметь как можно более широкий доступ к информации о несовершеннолетнем правонарушителе.

Такую информацию в объеме и содержании по собственному усмотрению должен предоставить следователь.

Педагог и психолог выступают на допросе несовершеннолетних правонарушителей в качестве специалистов. Таким правовым статусом они стали обладать только с 2003 г., когда в ст. 74 УПК РФ были внесены соответствующие изменения и показания специалиста были отнесены к источникам доказательственной информации.

Еще одним важным вопросом рассматриваемой проблемы является вопрос о том, кто должен обеспечивать присутствие педагога (психолога) на допросе. В случае, указанном в ст. 168 УПК РФ, вызов специалистов осуществляет лицо, ведущее расследование, а в остальных случаях — законные представители.

Однако, с точки зрения психологии, нельзя провести четкую границу между возрастными характеристиками подростков.

А наличие значительных психологических нагрузок и подчас длительное разбирательство дела предполагают участие педагога и психолога в работе с несовершеннолетними и для более старших возрастов, поскольку подростку, вовлеченному в уголовный процесс, приходится вступать в психологический контакт не только со следователем (дознава-

телем), но и с судом, обвинителем и прочими его участниками.

При этом у законных представителей зачастую нет возможности инициировать приглашение педагога или психолога. Помимо этого, привлечение педагога и психолога к участию в расследовании может осуществить адвокат, но тогда за следователем сохраняется право отклонить предлагаемую кандидатуру и пригласить другого специалиста. Это положение имеет

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/pravovoe-polozhenie-pedagoga-i-psihologa-po-ugolovnym-delam-s-uchastiem-nesovershennoletnih-lits

Е. В. ЕЛАГИНА, Г. С. ГРИГОРЯН

Глава 50 УПК РФ содержит нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, возникают вопросы по применению ряда норм, отнесенных к данной категории.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в возрасте до 16 лет (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, чч. 3, 6 ст.

425 УПК РФ). Для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16-летнего возраста, а для подозреваемых (обвиняемых) в возрасте свыше 16 лет педагог приглашается по усмотрению следователя, а также по ходатайству защитника.

На наш взгляд,  присутствие педагога на допросе несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, должно быть  также обязательным. Это требование обуславливается рядом факторов.

Так, допрос для несовершеннолетнего стрессовая ситуация, любой несовершеннолетний испытывает состояние страха, напряжения, волнения, а  педагог поможет  ему переключить внимание, успокоиться и при даче показаний не упустить какие-то незначительные, на взгляд несовершеннолетнего, обстоятельства дела.

Встречаются случаи, когда несовершеннолетний в силу стрессового состояния не способен понять значения не только юридических понятий, например зачитываемых следователем прав, но и вполне обыденной речи.

В  пункте 58 ст. 5 УПК РФ раскрывается понятие участников уголовного судопроизводства, которыми являются лица, принимающие участие в уголовном процессе. Целесообразно было бы отнести к данным лицам педагога, принимающего участие в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего.

Стр.66

Однако в главах 6, 7, 8 УПК РФ, дающих в совокупности исчерпывающий перечень участников уголовного судопроизводства, их прав и обязанностей, педагог не упоминается, в отличие от таких участников уголовного судопроизводства, как защитник, законный представитель, специалист, чьи права и обязанности регламентированы в полном объеме.

Права педагога в уголовном процессе оговариваются только в ч. 5 ст.

 425 УПК РФ: «педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей», и ч. 3 ст.

280 УПК РФ: «педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю». В перечисленных статьях Уголовно-процес-суального кодекса Российской Федерации обязанности педагога как участника уголовного судопроизводства не определены.

Не оговариваются также цели его присутствия на допросе, поэтому остается неясным, имеет ли право педагог прервать допрос, если считает это необходимым из педагогических соображений, повлиять на ход допроса. Фактически его право задавать вопросы является его единственной обязанностью, причем, поскольку он не является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, то не понятно, какие вопросы он вправе задавать.

Отсутствие специальной статьи дает возможность следователям достаточно произвольно трактовать термин «педагог». Согласно общепринятому определению педагог (греч.

paidagogós — воспитатель, от páis, родительный падеж paidós — дитя и ágo — веду, воспитываю) — учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детском доме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки, и др.  Такое расширенное толкование позволяет привлекать в качестве педагога в уголовном процессе широкий круг лиц — от преподавателей вузов,  никогда не работавших с определенными возрастными категориями несовершеннолетних, до работников инспекций по делам несовершеннолетних, никогда не занимавшихся образовательной деятельностью. На практике, как правило, в качестве педагогов привлекаются учителя общеобразовательных школ, имеющие диплом о педагогическом образовании. Встречаются случаи (и довольно часто), когда к участию в следственном действии привлекаются педагоги, у которых нет опыта работы с данной категорией несовершеннолетних, например  педагоги начальной школы для участия в допросе несовершеннолетнего в возрасте от 11 до 18 лет.

Из норм УПК РФ неясно, для чего же  необходимо участие педагога в следственных действиях.

На наш взгляд, основная цель привлечения педагога к участию в следственных действиях, производимых  с участием несовершеннолетнего, — предоставление следователю возможности использовать педагогические и психологические знания как при подготовке к следственному действию, так и при его проведении и фиксации показаний. Педагог должен содействовать тому, чтобы вопросы формулировались следователем на привычном несовершеннолетнему  языке, включали ясные и осознаваемые им понятия, были конкретными, не содержали двусмысленностей. Участие педагога в следственных действиях, производимых с  участием несовершеннолетнего, имеет важное значение  для установления психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, получения от последнего правдивых показаний.

Введение в главу 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства» статьи  «Педагог», в которой бы оговаривалось, что педагог — это лицо, обладающее специальными педагогическими знаниями, и устанавливался порядок привлечения лица в качестве педагога, аналогичный порядку привлечения лица в качестве специалиста, позволит определить статус педагога в уголовном процессе.

Тот факт,  что педагог упоминается только в ст.ст. 191, 280 и 425 УПК РФ, дает возможность по разному трактовать вопрос о необходимости участия педагога в тех или иных следственных действиях. 

Стр.67

Так, в научной литературе встречаются три точки зрения на эту проблему: участие педагога необходимо только в допросах; участие педагога необходимо в допросах и очных ставках;

участие педагога необходимо во всех следственных действиях, при проведении которых несовершеннолетний дает показания.

Следователи часто привлекают педагогов ко всем следственным и даже к иным процессуальным действиям, производимым с участием несовершеннолетнего. Например, педагог привлекается к ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы, хотя никаких  показаний несовершеннолетний в этот момент  не дает.

Примерно 67% опрошенных следователей  считают, что при проведении опознания несовершеннолетнего присутствие педагога необязательно, поскольку показаний при этом несовершеннолетний не дает,  33% следователей считают присутствие педагога при опознании несовершеннолетнего необходимым, полагая, что хотя несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) в этом следственном действии активной роли не играет, он находится под психологическим влиянием и подвержен стрессам. Все это говорит о необходимости вывести права педагога из статей уголовно-процессуального кодекса, посвященных допросам, в отдельную статью с указанием как цели присутствия педагога, так и тех следственных действий, при производстве которых его присутствие обязательно.

Проанализировав ч. 3 ст. 425 УПК РФ, в которой сформулировано требование обязательного участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетних, страдающих психическим расстройством, можно сделать вывод, что педагог должен иметь реальную возможность оградить психику несовершеннолетнего в  определенных случаях. Однако права педагога, указанные в ч. 5 ст.

425 УПК РФ, а именно задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности  и полноте сделанных в нем записей, не дают возможности педагогу оградить психику несовершеннолетнего, даже если он видит, что это нужно сделать.

В связи с этим, на наш взгляд, следует расширить права педагога, предоставив ему возможность не только задавать вопросы, но и информировать следователя, законного представителя и защитника о  состоянии несовершеннолетнего, необходимости в связи с психическим состоянием последнего приостановить следственное действие, изменить характер его проведения.

Введение такого права существенно защитило бы права несовершеннолетнего участника уголовного процесса. В связи с этим необходимо в главу 22 УПК РФ «Предварительное следствие» ввести статью «Участие педагога», аналогичную ст.ст. 168—170 УПК РФ.

Появление нормы, обязывающей следователя выяснить отношение педагога к подозреваемому (обвиняемому), потерпевшему и свидетелю, аналогичной норме, касающейся специалиста (ч. 2 ст. 168 УПК РФ), будет гарантировать беспристрастное отношение к несовершеннолетнему.

Встречаются случаи, когда в небольших населенных пунктах несовершеннолетний посещает ту же школу, где работает педагог, они хорошо знакомы и зачастую находятся в конфликтных отношениях.

Законный же представитель, наоборот, может быть связан с педагогом неформальными отношениями (дети учатся в той школе, где работает педагог, оказывается спонсорская помощь школе и т. д.).

Это может привести к тому, что преподаватель, выступающий в роли педагога, будет не в состоянии объективно оценивать происходящее, в том числе возможное психологическое воздействие на несовершеннолетнего, что в целом может отрицательно сказаться на результатах допроса или иного следственного действия.

Зачастую следователями привлекаются разные педагоги для участия в нескольких следственных действиях. В законе не оговаривается, что с одним и тем же несовершеннолетним должно  работать в качестве педагога одно и то же лицо.

Неоднократно же привлечь к участию в следственных действиях одного педагога практически невозможно, поскольку  в большинстве случаев педагоги неохотно соглашаются на участие в уголовном судопроизводстве. Порядок же обязательного привлечения конкретного педагога законом не предусмотрен.

Обязательств по явке на следственные действия у лиц, выступающих в уголовном процессе в качестве педагога, в отличие от законных представителей и защитников, нет. .

Стр.68

Таким образом, в случае, когда  педагог впервые видит несовершеннолетнего на следственном действии, не знает его психологического состояния, возраста, он не может активно участвовать в следственном действии и выбирает пассивную позицию.

В связи с этим необходимо расширить права педагога по ознакомлению с  психологическими и психическими характеристиками несовершеннолетнего до начала следственного действия. Целесообразно предусмотреть в ст.

119 УПК РФ право педагога заявлять ходатайства об ознакомлении с имеющимися в деле характеризующими данными несовершеннолетнего, а также о кратковременном свидании с несовершеннолетним  и законным представителем до начала следственного действия.

Естественно, при этом следователь должен будет предупредить педагога о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в порядке, предусмотренном ст. 161 УПК РФ.

Введение нормы о недопустимости разглашения полученной информации необходимо и потому, что встречаются ситуации, когда педагог, привлеченный к проведению следственного действия с участием несовершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, в силу своих обязанностей узнает медицинскую тайну и получает реальную возможность «по секрету» сообщить об этом преподавателям, занимающимся воспитанием несовершеннолетнего в школе.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не исключает участия психолога, так как педагог приглашается для оказания помощи в урегулировании вопросов, связанных с особенностями несовершеннолетнего, для оказания положительного воздействия на него.

В разрешении вопросов, связанных с выявлением психических недостатков, психологических особенностей несовершеннолетнего, следователю необходимо  прибегнуть к помощи  психолога.

Привлечение к участию в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, психолога должно способствовать обеспечению дачи правдивых показаний, что является основой всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств совершенного преступления.

Статья 421 УПК РФ предусматривает в качестве одного из обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, — определение уровня психического развития и иных особенностей личности несовершеннолетнего, а именно психология как наука занимается выявлением закономерностей функционирования и развития психики.

Все рассмотренные выше вопросы участия педагога в следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего, могут быть отнесены и к участию психолога.

На наш взгляд, в УПК РФ необходимо также отразить, какое лицо может быть допущено в качестве психолога к участию в следственных действиях, производимых  с участием несовершеннолетнего.

Представляется, что это должно быть лицо, имеющее высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии и имеющее стаж работы по специальности не менее трех лет, на момент производства следственных действий работающее по данной специальности.

На практике в качестве психологов часто привлекаются лица, имеющие соответствующий диплом, незначительный стаж работы, но к моменту производства следственных действий по каким-то причинам уже давно не работающие по специальности.

Это совершенно недопустимо, поскольку функции как педагога, так и психолога  не должны ограничиваться только присутствием на следственных действиях и подписанием протоколов. Их участие в следственных действиях можно расценивать как начальное звено цепочки социально-педагогической, психологической работы с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), которая должна быть осуществлена в  интересах последнего,  и в то же время способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

Список использованной литературы

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k718.html

Участие педагога или психолога при проведении допроса несовершеннолетних

Обязательно ли присутствие педагога психолога?

Ищенко Анна Евгеньевна,
ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт Министерства Внутренних дел Российской Федерации», г. Хабаровск

В уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся нормы, регламентирующие особый порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, однако, на практике, при расследовании дел данной категории нередко возникают вопросы по их применению. Так, ч. 1 ст. 191 и ч. 3 ст.

425 УПК РФ предусматривают обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (подсудимого/обвиняемого) в возрасте до 16 лет.

При этом если подозреваемому (обвиняемому) уже есть 16 лет, то педагог (психолог) приглашается на усмотрения следователя, а также по ходатайству защитника.

На взгляд автора, участие педагога (психолога) в данном следственном действии должно быть обязательным, так как допрос является стрессовой ситуацией для несовершеннолетнего, с которой ему помогут справиться вышеуказанные лица, а именно переключить внимание, снять напряжение, успокоить и т.п.

Но более глубоко затронув данную тему, возникают вопросы, связанные с подготовкой и порядком проведения допроса несовершеннолетнего с участием педагога (психолога).

Данные проблемы обуславливаются отсутствием в УПК РФ норм, регламентирующих процессуальное положение, а также права и обязанности данных лиц.

Таким образом, получается, что педагог (психолог) законодательно не закреплены как участники уголовного судопроизводства, но их участие в допросе несовершеннолетних обязательно (ст. 425 УПК РФ) .

Существование  подобных норм в УПК РФ предоставило бы следователю более эффективно планировать  порядок и тактику проведения допроса несовершеннолетнего. Ведь в УПК закреплено только то, что следователь обязан обеспечить участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего.

Для следователя, как организатора следственного действия, подбор педагога либо психолога является отнюдь не маловажным пунктом на стадии подготовки к следственному действию. М.В. Костицкий считает, что «к допросу несовершеннолетних должны в первую очередь привлекаться психологи, специалисты в области детской и педагогической психологии.

Не имеется возражений и против участия в этом следственном действии и педагога» . По нашему мнению, при выборе педагога/психолога следователь должен учитывать личные отношения указанных лиц (педагог/психолог, законный представитель, несовершеннолетний), если они ранее знакомы, то они могут находиться в конфликтных отношениях или же наоборот.

Данное обстоятельство будет нарушать объективность допроса, что отрицательно скажется на результатах следственного действия.

Было бы уместно до начала следственного действия предоставить педагогу/психологу возможность ознакомиться с характеризующими данными о несовершеннолетнем,  а в противном случае педагог либо психолог займет пассивную позицию при проведении допроса, так как он впервые увидит несовершеннолетнее лицо, не будет знать о его психическом состоянии. Также можно было бы предоставить педагогу/психологу возможность кратковременного свидания с несовершеннолетним и его законным представителем до начала следственного действия, но при этом  предупредить их о недопустимости разглашения данных предварительного расследования. Такая возможность позволяет данным лицам перед непосредственным проведением допроса несовершеннолетнего правильно сформулировать вопросы, которые они смогут задать в ходе следственного действия.

Проанализировав данные проблемы можно сказать, что в УПК РФ существуют пробелы в области производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а конкретно, в части  проведения допроса с участием педагога (психолога).

Закрепление в УПК РФ педагога и психолога в качестве иных участников уголовного судопроизводства позволило бы значительно расширить права и обязанности данных лиц, и тем самым помогло бы следователю более рационально и правильно выбирать ту или иную тактику в ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего. В связи с этим стоило бы внести изменения в ст. 119 УПК РФ , а именно предоставить возможность педагогу (психологу) право знакомиться с материалами характеризующих несовершеннолетнего, которые имеются в уголовном деле, а также право кратковременного свидания с несовершеннолетним, его защитником и законным представителем.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. — М. : Изд-во Ось-89, 2011. — 48 с.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : в ред. федеральных законов от 8 марта 2015 г. № 47-Ф3, № 40-ФЗ, № 36-ФЗ // Рос. газета. — 2001. — 22 дек. ; 2015. — 11 марта.
  3. Костицкий М.В. Пробелы в юридическом законодательстве // Юридический журнал. 2009. № 1. С.146

Источник: http://conf.omua.ru/content/uchastie-pedagoga-ili-psihologa-pri-provedenii-doprosa-nesovershennoletnih

Педагог на допросе

Обязательно ли присутствие педагога психолога?
Воронкова Елена Ивановна, руководитель Службы педагогической поддержки Комитета за гражданские права, старший педагог

В начале 1999 года “Комитет за гражданские права” подготовил проект “Педагог на допросе несовершеннолетнего”. Фонд Форда выделил необходимые средства для реализации этого проекта.

В рамках деятельности проекта, на базе Комитета за гражданские права была создана наша Служба педагогической поддержки. Основная наша работа началась с марта 1999 года. В начале нашей работы нами были охвачены 2 административных округа г. Москвы, Северный и Севере – Восточный округа.

На данный момент мы сотрудничаем уже со следственными отделами в 6 административных округах.

Чтобы установить контакт с заинтересованными должностными лицами, мы посетили прокуратуры, суды и отделении внутренних дел, беседовали с председателями судов, с помощниками прокуроров по делам несовершеннолетних, с начальниками следственных отделов, рассказывали им о существовании нашей службы, о нашей работе, о желании сотрудничать. За первые 8 месяцев нашей работы мы участвовали в 142 допросах и в 37 судебных заседаниях. Тесный контакт и продолжительные взаимоотношения после первой встречи в кабинете следователя или в зале судебного заседания нами поддерживаются с 73 подростками.

Работники нашей Службы выезжают на допросы и в девять, и в десять часов вечера. Единственное, что при этом должно учитываться, что бы мы могли успеть на метро добраться домой. Наша помощь и все услуги оказываются бесплатно в любое удобное для следственных органов и судов время.

Единственная проблема заключается в том, чтобы нам звонили и приглашали заранее. Работа Службы построена следующим образом. Референт Службы Ежова Л.П. принимает информацию и передает ее педагогам, которые принимают вызов и выезжают на допрос.

На вечерние допросы мы выезжаем уже из дома.

Зачем же и для чего нужен педагог или психолог (а лучше и тот, и другой) на допросе несовершеннолетнего? Уголовно-процессуальный кодекс обязывает следствие при разбирательстве по делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств по делу, выяснять также условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, степень его интеллектуального и психического развития, потребности и интересы ребёнка. Решению этих задач, специфических и не свойственных собственно следствию по уголовным делам, и должно служить привлечение к участию в допросе педагога или психолога, в частности, для получения информации о личности подсудимого, которая напрямую не связана с обстоятельствами рассматриваемого уголовного дела. Педагог или психолог, участвующий в допросе, не является специалистом, привлекаемым судебно-следственными органами в узком уголовно-процессуальном смысле слова, однако он обладает такими знаниями и навыками, без использования которых невозможно ни справедливое наказание, ни верный подход к ребенку при первом и последующем контактах.

Основной целью привлечения педагога к участию в допросе является предоставление следователю или судье возможности использовать педагогические и психологические знания при подготовке к допросу, при его проведении, при фиксации показаний.

На допросе мы, как педагоги, пытаемся содействовать, чтобы вопросы формулировались и ставились на привычном ребенку языке, содержали ясные и понимаемые им понятия, были конкретными, не содержали двусмысленных, запутанных, трудно воспринимаемых формулировок.

Очень важно также установление между ребенком и тем, кто его допрашивает, психологического контакта. Ведь ребенок попадает в сложную для него стрессовую ситуацию, чаще всего попадает впервые.

Я считаю, что участие педагога или психолога в допросе должно и служить установлению истины по делу, и оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего. Ведь если ребенок находится в состоянии страха, тревоги, неопределенности, от него очень легко получить показания не о том, что было на самом деле, а о том, что хочет услышать сидящий перед ним взрослый человек.

Исходя из уголовно-процессуального кодекса, привлечение педагога к участию в допросе подростка, которому не исполнилось 14 лет, обязательно. Для несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, педагог приглашается по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника.

На этот момент я хочу обратить особое внимание следователей, так как считаю, что присутствие педагога на допросе 16-летнего для меня, для моей работы тоже является обязательным.

Очень хочется, чтобы Ваше, уважаемые следователи, усмотрение сложилось таким образом, чтобы для Вас стала ясна настоятельная потребность присутствия на таком допросе педагога. Потому что дети в 16 лет на самом деле ещё дети.

И допрос для них, как и для любого, даже взрослого, обладающего, в отличие от них, жизненным опытом, человека, являются стрессовой ситуацией. Не раз приходилось видеть, что ребёнок боится допроса, он испытывает состояние страха, напряжение, волнения.

Он не может войти в контакт со следователями и сконцентрировать на этом допросе своё внимание. Иногда, слушая слова следователя, он их не слышит. Следователь начинает зачитывать ему права, а он не понимает не только юридического значения этих прав, но и просто смысла хорошо знакомых ему слов.

Также обязательным является присутствие педагога или психолога на допросе несовершеннолетнего, признанного умственно отсталым.

Необходимость в таком присутствии может возникнуть не только в случаях, когда факт умственно отсталости установлен, но и тогда, когда имеется лишь предложение о такой отсталости.

Хочу отметить, что по данному основанию нас приглашают достаточно редко, хотя в воспитательных колониях не менее 30 % воспитанников страдает отставанием в развитии.

Естественно, уже на допросе мы пытаемся установить контакт с родителями этого мальчика, для того чтобы в последствии поддерживать с ними отношения.

Мы полагаем, что наша функция, как педагогов, не заканчивается только присутствием на допросе и подписанием протокола допроса.

Так как допрос – это только начальное звено большой цепочки социально-педагогической работы с ребенком-правонарушителем, которая должна быть осуществлена в интересах ребенка

На формирование истинных, общественно значимых ценностей несовершеннолетних влияет не только общество в целом, школа, где они учатся, но и непосредственное окружение подростков, в первую очередь, их семья. По данным, приведённым Рыбальской В.Я.

, которая ссылается на исследование, проведённое в Иркутске, 47% опрошенных несовершеннолетних правонарушителей основными причинами, приведшими их к совершению преступления, считали отрицательное влияние либо безразличие к ним со стороны родителей; 38/3 % – проживание их в не полной семье; 23/5% – тяжёлые материальные условия и бытовую неустроенность; 14/8% – отсутствие взаимопонимания в семье. Нужно отметить, что первой причиной возникновения проблем с поведением подростка является нарушение его собственных прав. Ребёнок, который не получает домашнего тепла, любви, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения, страха, начинает реализовывать своё право на существование путем нарушения прав других людей. Не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он чувствует, что закон и общество не могут или не хотят его защитить и начинает защищать себя сам. При этом он переступает через нормы закона и морали и оказывается лицом к лицу с правосудием, часто не знающим к нему жалости.

Возможно, в условиях, когда этот ребенок оказывается отвергнутым обществом, мы, как педагоги, и должны создать тот мостик, по которому ребенок сможет вернуться в общество, а общество сможет его принять.

Источник: http://www.coast.ru/referats/librery1/editions/pedagog/3.htm

Педагог и психолог при допросе несовершеннолетних свидетеля, потерпевшего

Обязательно ли присутствие педагога психолога?

Просвирнина Анастасия Александровна студентка 2 курса магистратуры Байкальского государственного университета г. Иркутск, Российская Федерация

E-mail: alik1926@mail.ru

Научный руководитель: Буфетова Марьям Шамилевна

кандидат юридических наук, доцент кафедра уголовного права, криминологии и уголовного процесса.

Юридический институт, Байкальский государственный университет

Аннотация. В российском уголовном праве длительное время стоит вопрос, кого все-таки следует привлекать при допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего.

Законодатель предлагает нам педагога и психолога, но стоит определить чье присутствие будет целесообразней. Педагог и психолог имеют различную профессиональную сферу деятельности, поэтому не должны отождествляться в своих целях.

В связи с этим проблемы при допросе несовершеннолетнего в современной России приобрели острый и двойственный характер.

Ключевые слова. Допрос, педагог, психолог, несовершеннолетний потерпевший и свидетель, специалист, процессуальное положение.

Annotation. There has been a question in Russian criminal law about the issue: who should be involved in the interrogation of a child witness, a child victim.

The legislator offers us a teacher or a psychologist, but it is important to define whose presence is more appropriate. A teacher and a psychologist have different professional sphere of activity and should not be confused.

Because of this problem, the interrogation of a child in modern Russia has acquired acute and dual nature.

Key words. Interrogation, teacher, psychologist, child witness and victim, specialist, procedural position.

В уголовно-процессуальном кодексе данной теме посвящено две статьи, а именно: статья 191 — особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего и статья 280 — особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.

Данные нормы регулируют, в части, одинаковые процедуры, но в тоже время имеют некоторые пробелы, которые непонятны правоприменителями.

Уголовно-процессуальный кодекс статьей 191 предусматривает при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

На мой взгляд, законодателю стоит разграничить понятие педагога и психолога, так как у правоприменителя встает вопрос: кого же именно он обязан привлечь педагога или психолога?

Психология рассматривает человека в качестве субъекта общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющего ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Психолог, как участник уголовного процесса используется для выяснения психического развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, для консультаций по иным вопросам, возникающим у следователя в ходе проведения расследования преступлений по делам несовершеннолетних.

Педагогическая и психологическая деятельность являются специальными видами деятельности, осуществляемыми лицами, имеющими специальное образование, реализующими конкретные цели, поставленные перед каждым из них. Таким образом, педагог и психолог являются сведущими лицами.

И все же, психологические и педагогические знания имеют разное содержание, поэтому педагог и психолог не должны отождествляться в уголовном судопроизводстве и цель их участия по уголовному делу должна быть различной.

На мой взгляд, привлечение психолога является более целесообразным, так как перед допросом следователь может получить у психолога консультацию о психологических особенностях ребенка того возраста, к которому относится потерпевший, свидетель, о среде обитания в которой вырос несовершеннолетний.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога может быть направлена не только на оптимизацию проведения самого допроса, но и процедуру его подготовки.

Получение даже разовых непроцессуальных психологических консультаций в период подготовки допроса, например, справочных сведений о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления потерпевших определенного возраста, способствуют дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса: очередность постановки нейтральных, косвенных или детализирующих вопросов потерпевшему; формулирование открытых или закрытых, направленность уточняющих вопросов; предъявление или не предъявление наглядного материала; целесообразность получения показаний от потерпевшего в устной форме или избирательно через письменную, рисованную продукцию и т. д.).

Непосредственно в ходе допроса важной задачей психолога является содействие в установлении и поддержании психологического контакта, что предполагает снятие излишнего психического напряжения подростка, устранение имеющихся психологических барьеров для общения.

Помощь психолога может быть использована и при составлении протокола следственного действия для тщательной фиксации особенностей речи допрашиваемого, правильной оценки его показаний и поведения.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что психолог играет важную роль при проведении такого следственного действия как допрос.

Для чего же, в свою очередь, необходим педагог?

В научной литературе можно встретить высказывания о том, что следователь обязан приглашать педагога на допрос несовершеннолетнего в целях обеспечения реальной защиты прав и законных интересов допрашиваемого, также педагог является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого и он привлекается для изучения нравственно-психологических свойств подростка. Полагаю, что перечисленные функции имеют отношение к защитнику, законному представителю или к психологу, но не к педагогу, участвующему в допросе несовершеннолетнего.

Почему педагогу, не владеющему знаниями уголовно-процессуального права, может быть известно о правильности проведения допроса несовершеннолетнего? Участие педагога вряд ли может гарантировать правильное проведение допроса.

Таким гарантом необходимо считать, прежде всего, законного представителя, участие которого в допросе несовершеннолетнего обязательно. Изучение нравственно — психологических свойств подростка едва ли может быть основной задачей педагога в допросе несовершеннолетнего.

Данные свойства должны изучаться психологом, который имеет для этого специальные познания.

Поскольку допрос направлен на получение полных и достоверных показаний, то и деятельность участников допроса, особенно тех, кто не заинтересован в исходе дела, должна быть ориентирована на оказание содействия следователю в их получении. Полагаю, что присутствие педагога при проведении допросов не несет никакой важной информации, оказание помощи со его стороны следователю отсутствует.

В ходе проведения допроса профессиональная деятельность психолога должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности подростка как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой — на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе взаимодействия.

Так, психолог консультирует следователя по пространственному расположению потерпевшего относительно других участников данного следственного действия, которое обусловлено их взаимоотношениями (либо отсутствием таковых), предположительный характер которых будет известен психологу исходя из установления психологической мотивации поведения потерпевшего в посткриминальной ситуации.

Таким образом, участие психолога при допросе несовершеннолетнего выступает одной из гарантий повышенной защиты личности несовершеннолетнего, направлено на недопущение отрицательного воздействия на него обстановки предварительного следствия и обеспечивает соблюдение его прав и законных интересов на стадии предварительного расследования.

Список используемой литературы:

  1. Адигамова Г.З., Латыпов В.С. К вопросу о продолжительности времени допроса несовершеннолетнего // Актуальные проблемы криминалистической науки и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2008. С. 3-7.
  2. Гусарова О.В.

    Проблема участия законного представителя в допросе несовершеннолетнего // XVI Державинские чтения. Институт права: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2011 г.. Тамбов: Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 236-241.

  3. Калугин Я.С.

    О соотношении понятий «педагог» и «психолог» в уголовном судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних // социально-экономическое управление: теория и практика. — 2010. — № 2 (18).

  4. Немцова А.В.

    Проблемы участия педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сборник статей. М.: Моск. ун-т МВД России, 2011. С. 155-157.

Источник: http://journalpro.ru/articles/pedagog-i-psikholog-pri-doprose-nesovershennoletnikh-svidetelya-poterpevshego/

Абсолютное право
Добавить комментарий