Обязан ли учитель работать ещё и как тьютор?

Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора? На эти и другие вопросы журналу “Директор школы” ответила Татьяна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры.

В России тьюторство в школах появилось относительно недавно – в 2008 году…Да, в 2008 году в реестр должностей официально была введена должность «тьютор». Что это значит? Каждый директор школы, если считал нужным, мог взять в штат специалиста на тьюторскую должность.

  Но вообще первый опыт  тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке . В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально.  Мы фактически ликвидировали институт классного руководства, переведя классного руководителя на параллель.

  После этого к нам стали присоединяться уже и другие школы, и мы вместе начали  разрабатывать принципиально новую для российского образования тьюторскую практику. Мы  не настаиваем, чтобы в школах обязательно была  должность тьютора. В некоторых школах она называется: классный руководитель, классная дама, гувернер и т.д.

, важно, что сами специалисты понимают – они осуществляют именно тьюторскую деятельность.

Феномен тьюторства сформировался в Англии в 12 веке. Вся система работы  Оксфорда и Кембриджа построена как тьюторская. У каждого студента в этих университетах, помимо профессора и преподавателя семинарских занятий, обязательно есть тьютор.

В чем специфика тьюторской деятельности  в целом и в школе в частности?Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности.

  Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого.

Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные  познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу.У нас в тьюторском сообществе есть несколько принципиальных схем для работы тьюторов.

  В чем состоит сущность тьюторского действия? Во-первых, это создание среды выбора. Например, если ребенку хочется рисовать или играть на музыкальном инструменте, важно создать так называемую «избыточную»  среду. Иначе как ребенок поймет, что ему нравится играть на скрипке, если он скрипки не видел никогда, а видел только баян, например.

Ребенку нужно дать возможность познакомиться с разными видами музыкальных инструментов.Во-вторых, это навигация, когда ребенку уже  предложены различные варианты,  и тьюторанту (тому, с кем тьютор занимается) надо все их попробовать.

И навигация заключается в том, что тьютор обсуждает риски и преимущества дальнейшего выбора, проговаривая и анализируя вместе с тьюторантом, к какой стратегии ведет тот или иной шаг.В-третьих, это обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы. Например, ребенку нравятся яркие цвета, он хочет ими рисовать. А потом в процессе тьюторской работы  выясняется, что с помощью ярких цветов не только рисовать можно, но использовать их в аппликации и т.д.

Вот так последовательно и разворачивается тьюторское действие.

Где  готовят сегодня тьюторов?
У нас в стране сейчас постепенно оформляется система  подготовки и переподготовки  в области тьюторства.  На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторской ассоциацией  региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят курсы ПК.

Подготовка тьюторов пока осуществляется  в единственном месте – Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в тьюторской магистратуре. Там есть очное и заочные отделения, существуют  госбюджетные места.

Поэтому человек, который хочет получить именно новую профессию тьютора, а не продолжать работать учителем и параллельно владеть тьюторской технологией, может приехать к нам и учиться.

Чему именно учат будущих тьюторов, по каким программам их готовят?
Большинство программ по подготовке тьюторов – это авторские курсы, включающие как философско-теоретические основания тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий.  Я, например, как руководитель магистратуры, совместно с тьюторской командой преподаю личный обобщенный опыт нашей работы, который составляет до 60% обучающих материалов.  Наша магистратура называется «Тьютор в сфере образования», поэтому мы читаем курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство. То есть у нас очень широкий охват этой проблематики.

Кто обычно становится тьютором?
В основном у нас учатся учителя, психологи, преподаватели высшей школы, которые хотят получить профессиональную переподготовку в области тьюторства.

Мы разработали 72-часовой курс в АПКи ППРО в «Технологической школе тьюторства», а сейчас готовим специальную программу переподготовки по тьюторству, рассчитанную  на 1200 часов,  в рамках Московского института открытого образования (МИОО). Каждый месяц из всех регионов к нам приезжают учиться различные специалисты сферы образования.

У нас создана тьюторская модель работы в системе повышения квалификации. Поэтому  с каждым человеком, который к нам  приезжает учиться,  беседуют наши специалисты, выясняют, почему он хочет изучать именно  тьюторство и как встраивается тьюторство в рамки его дальнейшей профессиональной карьеры.

И уже после этого под его конкретные запросы  нами выстраивается программа обучения. Таким образом, у каждого будущего тьютора практически оформляется своя индивидуальная программа обучения.  Поэтому учиться у нас могут любые специалисты: завучи, психологи, учителя, директора…

Что дает тьюторская помощь самим педагогам, директорам школ?
Интересно обсудить эффекты тьюторского сопровождения не только по отношению к детям, но и по отношению к самому педагогу. Для учителя и вообще любого специалиста в образовании это дает возможность оптимально выстраивать дальнейшую карьеру.

  Почему, например, считается, что у нас в образовании более слабый потенциал,  чем в каких-то других сферах?  В частности потому, что человек не умеет или не может строить собственную  профессиональную деятельность.

Приходит в школу молодой специалист после вуза, хочет «двигаться», «расти», а какие у него  реальные возможности? В школе директор и два завуча, если молодой преподаватель будет слишком активен, у него появляются разного рода проблемы, так как он начинает мешать окружающим  «своим новаторством».

Если же в школе есть тьютор или научный руководитель, который владеет тьюторской технологией, то он как раз поможет молодому педагогу оформить образовательную программу в соответствии с его приоритетами.

Одному в педагогике, например, в первую очередь интересна психология  детей, и он хочет углубиться в эту профессиональную область, другого интересуют современные образовательные технологии, и ему  нужно предоставить возможность участия в такого рода конференциях и т.д. Для тьютора эта работа строится на тех же принципах, что и при работе с детьми, только при общении с  ребенком тьютор  работает с его познавательными интересами, а при работе со  взрослым –  с  его профессиональным развитием.

Методики, по которым учат тьюторов, разрабатываются в России? Или есть и зарубежные методы? Коррелируются они с российскими реалиями?
Да, сегодня мы уже владеем как зарубежными, так и отечественными (нашими авторскими) методиками.

Есть международные тьюторские программы, но они, конечно, же коррелируются. Мы делаем общий банк таких образовательных технологий, который так и называется «Технологии открытого образования».

  В то же время в рамках Тьюторской ассоциации сейчас активно  идет оформление собственных авторских разработок.

Отслеживается ли ассоциацией  эффективность обучения тьюторов?У нас  сегодня уже не только эффективность обучения отслеживается. В Тьюторской ассоциации в настоящее время существует целая система сертификации  тьюторской практики.

  Например, в маленьких городах страны, где тьюторство почти не представлено, есть один-два специалиста, которые работают в местных школах и которым хочется подтвердить свою квалификацию.

Они посылают к нам заявки на сертификацию, в которых описывают  свою тьюторскую практику (существуют определенные требования к составлению такого кейса), после чего наш эксперт выезжает к этому тьютору на место и смотрит, как реально строится его работа.

  В заключение Тьюторской ассоциацией выдается сертификат, удостоверяющий, что это учебное заведение является модельной тьюторской площадкой.

На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях  24 регионов РФ, это примерно около 100 специалистов.   Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр.

В таких центрах проводятся исследования по тьюторству,  специалисты участвуют в конференциях, делают доклады, публикуют статьи в   специализированных сборниках, кроме того, там организуются  центры повышения квалификации, которые обучают или осуществляют переподготовку специалистов-тьюторов.

Сейчас у нас в стране работают уже пять сертифицированных центров, которым дано право на повышение квалификации. Это Москва, Томск, Удмуртия, Чувашия и Волгоград. А в скором времени возможно оформление еще пяти региональных центров – в Новосибирске, Перми, Владивостоке, Архангельске и Ростове-на-Дону.

  То есть сейчас у нас  наблюдается явная тенденция  к расширению Ассоциации.

В любой школе необходим тьютор?Любая школа имеет право вводить должность тьютора в соответствии с квалификационным справочником.

Но если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и  не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен.

В принципе, если взять новый стандарт образования, то там написано, что нужно помогать ребенку в индивидуализации, сопровождать индивидуальные учебные планы, что дети должны уметь делать выбор… В реестре профессий, которые должны быть в школе, значится должность «тьютор».

То есть все нужные слова в стандарте написаны, но со школы по-прежнему требуют в первую очередь результаты ЕГЭ. Поэтому необходимость тьютора в школе еще должна быть осознана директором и администрацией.

И это порой очень сложно сделать в учебном заведении, нацеленном в первую очередь на сдачу экзамена. Вообще, директор и завучи должны, прежде всего, сами понимать: им важно заниматься индивидуальными учебными планами или нет? Ведь если школа не подготовит детей к ЕГЭ, то директора могут снять с должности. А если директор не будет вводить индивидуальный учебный план, ему просто скажут: «Вы не современны».

Тьюторы в нашей стране впервые появились (еще задолго до реформы) в частных школах. Потому что для родителя, который платит за обучение  своего ребенка, очень важно, кто из взрослых и как будет помогать детям в индивидуальной программе.

Любой может стать тьютором или нужна какая-то предварительная подготовка еще до тьюторской специализации?Для того чтобы специалист прошел нашу магистратуру и стал тьютором, он должен сначала закончить хороший педагогический бакалавриат или иметь реальную педагогическую практику.

Он обязательно должен знать, что такое учитель, воспитатель. Есть разные модели тьюторской работы. Могут быть конкрентные специалисты, которые осуществляют тьюторскую деятельность, и есть, например, классные руководители, психологи или социальные работники, которые обладают тьюторскими компетенциями.

Но прежде всего нужно хорошо разбираться в сущности педагогической работы как таковой, чтобы уже затем понимать специфику именно тьюторского сопровождения образовательной программы.

Источник: журнал «Директор школы»

Узнай подходящую тебе профессию!

Источник: https://intalent.pro/article/tyutor-shkole.html

Тьютор

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.)  (от лат. tueor – заботиться, оберегать.

) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.

Профессия подходит тем, кого интересует психология (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса.

Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного.

Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию  с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию.

Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях.

задача такого педагога –  поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми.  А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами.

Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии.

А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века,  Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому.

Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками.

А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Источник: https://www.profguide.io/professions/tutor.html

4 вещи, которые нужнознать о тьюторах

Слово «тьютор» (англ. tutor — наставник) уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Профессиональное сообщество России занимается тьюторством уже 25 лет, но родительский интерес к нему возник буквально вчера.

Он обусловлен естественным желанием мам и пап выбрать идеальную образовательную траекторию для своего ребёнка.

Роли тьютора в современном образовательном процессе была посвящена встреча Клуба экспертов образования, на которой выступила Татьяна Ковалёва. «Мел» публикует ключевые тезисы её выступления.

Татьяна Ковалёва

1. Кто такой тьютор

Тьюторство многими воспринимается как совершенно новое явление в процессе образования, а между тем оно существовало ещё в XII веке.

Исторически название «тьютор» возникло в Оксфорде и Кембридже, в системе частных университетов Англии. Были профессора, которые читали лекции, были ассистенты профессоров, которые проводили занятия.

И были такие люди, которые каждому студенту помогали выстраивать его индивидуальную образовательную программу — собственно, тьюторы.

2. Тьюторство в России

Когда мы только начинали этим заниматься, долго искали правильное слово. Ведь тьютор — новое слово для России, многих раздражающее.

Как точнее определить деятельность тьютора и можно ли это английское слово заменить каким-то еще? Мы не могли назвать этого педагога ни наставником, ни гувернером, кстати, тоже словом далеко не русским.

Поэтому не стали ничего выдумывать, а деятельность определили как сопровождение. Но сопровождение как бы сбоку: ты что-то делаешь, а я тебя сопровождаю, чтобы твое движение становилось более осознанным и менее хаотичным.

Это и есть сопровождающая педагогика. Педагоги, сопровождающие человека в действии, и называются тьюторами

На заре тьюторства мы попали в книжную пустыню. Ведь всегда легче на что-то опираться, когда это вводится в традицию. Возьмем, например, систему развивающего обучения. Выготский сказал, Эльконин подтвердил, Давыдов добавил, Леоньтев написал. А у нас нет опоры, потому что не было тьюторской профессии.

12 признаков хорошего учителя

Мы сделали своё издательство, стали переводить и писать книги сами и создавать библиотеку тьюторства. Профессия как таковая была введена с 2008 года. В МГПУ проходят курсы повышения квалификации, существует магистратура. Можно поступить на очную и заочную формы обучения и получать магистерский диплом тьютора.

3. Чем тьютор отличается от учителя

Учитель работает с одновозрастным или с разновозрастным коллективом и всех чему-то учит. Тьютор — это специфический педагог, который не занимается фронтально. И это средовой человек. Учитель может учить где угодно. Тьютор работает там, где устроена соответствующая среда.

Эта среда должна быть:

— Вариативной. Разные варианты чего-либо: сдачи экзаменов, изучения предметов, проведения исследований.

— Не структурированной. У нас сейчас происходит так: мы одной рукой вводим вариативность, другой ее забираем, навязывая свои советы. Пусть ребенок сам выбирает, надо чем ему работать, а потом анализирует. Нет ничего важнее пробы и опыта.

— Избыточной. Человек должен видеть и знать, что мир разный и реагирует по-разному;

— Открытой. Мы подстраиваемся под ребят, спрашивая у них, что бы им хотелось.

— Провокативной. Тьютор должен так организовать среду, чтобы через последующую рефлексию человек понял, что ему ближе. При этом тьютор себя не выпячивает, он только устраивает среду так, что она провоцирует.

Если ребенок не хочет ходить на занятия, задача тьютора раскрутить его интерес и вернуть в образовательную среду. Существуют разные технологии, через которые можно заглядывать в будущее и масштабировать интерес ребенка.

4. Ключевое понятие тьюторства — «забота о себе»

Мы сейчас не понимаем, на что делать ставку в образовании ребенка. И в этот момент переходности важно довериться самому ребенку. Он, не зная, чувствует. Откуда берется интерес — неизвестно.

Вот когда детей-тройняшек приводят в песочницу, то один делает куличики, второй катает машинку, а третий — строит домик. Стихийные интересы у всех разные. К сожалению, культура субъективности у нас была потеряна.

И тьюторство возникло как педагогика субъективности.

В каждом человеке есть что-то, чего он о себе не знает. И надо создать такую среду, где это проявится

Если процесс индивидуализации человека важен — появляется тьютор и сопровождает. Но важно не запутаться в понятиях — «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход — это подход, предполагающий, что взрослый подбирает в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания.

А индивидуализация — это культура заботы о себе. Умение самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, действовать самостоятельно и инициативно. Если, например, ребенок участвует в командной работе, он должен понимать, как правильнее лично он должен вложиться для достижения результата, в чем он силен и уникален.

Так ли полезна работа в команде на самом деле

Учитель передает стандарт. Есть место стандарту, но в это же время должно быть место тому, на что отзывается душа. Не во второй половине дня, во время внеурочной деятельности, а прямо сейчас, в основное учебное время.

Французский философ Мишель Фуко обсуждал такое понятие — «забота о себе». Есть культура заботы о себе.

Вы должны понимать, в чем сильны, в чем слабы. И эта культура заботы о себе должна входить в образование и поддерживаться тьютором

Начиная с трех лет и в идеале — без возрастных ограничений. На западе существуют университеты серебряного возраста. С людьми 70+ работают тьюторы. Там есть удивительные технологии — рестарты. Ведь после шестидесяти хочется качественно жить и делать то, о чем всегда мечтал, но не хватало времени или по каким-то причинам не сложилось.

Если мы теряем эту «заботу о себе», мы становимся массой. И вот тьютор это тот человек, который призван это не допустить.

Как сделать из троечника отличника на домашнем обучении

5 советов для родителей девочки-подростка

Есть ли место шестидесятникам в школьной программе

Источник: https://mel.fm/pedagogika/9451270-tutor

Тьютор – где учиться, зарплата, преимущества профессии

Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Для полного усвоения обучающего материала некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.

Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.

Несмотря на то, что эта профессия тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка.

Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника.

Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о “бродячих студентах” Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена.

В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием.

В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами.

С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах. Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка.

Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного. В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе.

Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?

Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям.

Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности.

Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника.

Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями.

Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями. Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний.

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов.

В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч.

Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.

Недостатки профессии тьютор

Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными.

Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения.

Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.

Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.

Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.

Где можно получить профессию тьютор?

Освоить эту профессию может каждый преподаватель, психолог или человек, имеющий необходимые знания и желающий поделиться ими с окружающими.

Однако важно понимать, что без соответствующего педагогического или психологического образования, а также знания методики предмета, стать наставником для ребенка нельзя.

Тьюторы в процессе обучения учатся методикам индивидуального планирования занятий, педагогическим методикам, а в случае с инклюзивным образованием требуется знание специальной коррекционной педагогики.

В отличие от западных ВУЗов, которые уже давно включили эту специальность в свои программы обучения, российские университеты начали готовить тьюторов относительно недавно. Но популярность профессии набирает обороты, и уже в скором времени планируется увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку этих специалистов.

На сегодняшний же день эту квалификацию присваивают педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра “Тьюторское сопровождение образовательной деятельности”. В России она имеется в следующих университетах:

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1352_tutor.html

Тьюторство в школе. Зачем? Как? Кто?

Феномен тьюторства  проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное, инклюзивное и семейное, сегодня оформляется дистантное тьюторство.

Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, потому что сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию.

Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ! 

Индивидуальный подход и индивидуализация

До сих пор учителя и некоторые управленцы путают индивидуальный подход и индивидуализацию.

Учителю на уроке нужно добиться усвоения общей для всех темы, от мастерства и профессионализма педагога зависит то, какие приемы и методы он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников: пытливому и любознательному уму он предоставит возможность решить задачу самостоятельно, другому разрешит сделать это по книжке, третьему будет пошагово объяснять решение; задача педагога – нащупать адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить материал – это индивидуальный подход. 

Сущность же индивидуализации заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное СОДЕРЖАНИЕ. Современный педагог должен понять, что «учить всех» не значит «учить каждого», а «учить учитьСЯ» не значит «просто учить».

Что это такое – тьюторство?     

Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение  индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения.

 Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать.

Необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления НОВОЙ деятельности там, где ещё нет чётких норм, тьюторство «живёт» в ИННОВАЦИОННОЙ среде.

В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, факультеты, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности. 

Как работают тьюторы

Важно понять, что тьютор работает со средой, которая должна быть открыта, вариативна и избыточна. Например, наша школа работает в режиме апробации механизмов тьюторства в развитии метапредметных умений.

 Ученикам  5-7 классов мы предлагаем большое количество краткосрочных курсов по направлениям смыслового чтения, моделирования, аргументации, учебного сотрудничества и публичного выступления.

Выбор курсов начинается с образовательного события, где ученики пробуют свои силы в нескольких направлениях, которые они САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрали на этапе рекламы.

Но если мы хотим воспитать человека ответственного, нам нужно создать условия для ОСОЗНАННОГО выбора, основанного на познавательном интересе, поэтому образовательное событие завершается  рефлексивной беседой, в ходе которой педагог-тьютор помогает осознать собственный интерес, самостоятельно сделать и зафиксировать свой выбор. 

Далее тьютор сопровождает развитие в выбранном направлении, проводя тьюториалы, рефлексивные сессии и  индивидуальные беседы с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить направление или испытывает трудности в достижении целей.

Очевидно, что руководитель курса (учитель)  учит, классный руководитель организовывает, а тьютор –  обеспечивает развитие метапредметных умений.

Работа тьютора в любом направлении в конечном итоге ведёт к изменению личности тьюторанта, что и является целью тьюторства!

Тьюторство на разных ступенях школьного образования

В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка, с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться. 

В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение. Среди средств оценивания результатов обучающихся можно назвать портфолио, эссе, интерактивные папки, рефлексивные дневники и т.п. Важно понять, что тьютор работает на более глубокое и рефлексивное отношение к себе  и всегда «прикреплён» к конкретному человеку.  

Тьютор вооружает  умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации. 

Технологии тьюторства основаны на педагогическом общении с тьюторантом.  Тьютор – это фасилитатор, он помогает ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает и обязательно ВМЕШИВАЕТСЯ в происходящее! 

Основной инструмент тьютора – это вопросы. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть проблему и осознавать способы её решения, уметь продлевать и углублять вопросы — в этом искусство тьютора!  

Сегодня тьютор появился в списке должностей в образовании, есть профстандарт тьютора, интернет предлагает курсы тьюторства, но назвать тьюторскую практику обычной пока нельзя, об этом свидетельствует и имеющее место противостояние, и даже отвержение тьюторства.

Несмотря на это, все стремятся обучить своих педагогов на тьюторов «поголовно», но практика показывает, что административным командам школ нужно понять, что, если в школе не создано открытое пространство выбора, то не надо усложнять жизнь детей, учителей и родителей этой непонятной для многих фигурой! И главное – не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется: у нас в школе шесть обученных тьюторов, из них реально работают только два, и наоборот, есть  учителя, не прошедшие курсовую подготовку, но с удовольствием работающие с применением тьюторских технологий! Поэтому  коллеги, думайте, нужен ли вам обученный фальсификат… 

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/tutorstvo-v-skole-zacem-kak-kto